Киевский Евгений Болховитинов» (1810), «Патерик Синайский, списанный с древней рукописи, исправленный Соловецким игум. Досифеем, 1528 г.», «Мир с Богом человеку, исправленное знаменитым Иннокентием Гизелем, весьма образованным ректором Киевской академии, близким к царю Алексею Михайловичу», а также неск. листов, написанных свт. Тихоном и митр. Евгением (Болховитиновым), письмо бывш. груз. царицы Марии Кациевны, супруги царя Соломона Арчиловича, 1815 г. К 2008 г. все издания утеряны. Захоронения и некрополь Под алтарем Владимирского собора (1736-1741) был погребен 1-й его строитель схиигум. Евсевий, в 1783 г. устроен склеп с погребением свт. Тихона Задонского и выложена «кирпичная тумба», к-рая в 1790 г. была отделана и расписана масляными красками, тогда же вместо деревянного перекрытия устроен каменный свод, опиравшийся на колонну, пол покрыт чугунными плитами. На тумбе находилась медная доска с надписью, составленной еп. Тихоном (Малининым) : «Здесь скончался 1783 года августа 13 дня Преосвященный Тихон епископ, прежде бывший Кексгольмский, а потом Воронежский. Рожденный 1724 года. Епископствовавший с 13 мая 1761 года. Пребывавший на обещании с 1767 года по смерть. Показавший образ добродетели словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою. 1783 года августа 20. Погребен здесь». Архиеп. Антоний (Соколов) был похоронен в апр. 1827 г. в приделе в честь Рождества Иоанна Предтечи, напротив алтаря, между стеной и столпом, поддерживавшим свод ветхого уже в то время Владимирского собора. В новом Владимирском соборе хоронили архимандритов обители. Под трапезным Вознесенским храмом в специально устроенной «Митрофановой» усыпальнице погребены игум. Евфимий II (в схиме Евсевий), схим. Митрофан (Голощапов; † 27 февр. 1793), келейник свт. Тихона иеросхим. Агапит (Болховитинов; † 17 сент. 1825), иеросхим. Нафанаил (Остапов; † 30 июня 1849), инок Стратоник, духовник братии иеросхим. Авраамий († 19 июля 1852), блж. Антоний Алексеевич Монкин, старица Е. Г. Попова († 15 янв. 1860).

http://pravenc.ru/text/182467.html

Писан у Вилии, июня 14 день, индикта 2 (тот же Archiwum Sanguszków t. 1, стр. 145). При церкви села Здолбицы священнослужителями состояли: 1) свящ. Стефан Татаровский (1763–1774 гг.); 2) свящ. викарий Григорий Юхимович (1774–1775 г.); 3) свящ. Иоанн Княжинский, протопресвитер Клеванский (в 1775 году); 4) свящ. Иоанн Панфилович викарий (в 1775 году); 5) свящ. Пётр Качинский викарий (в 1775–1778 гг.); 6) свящ. (парох) Лаврентий Гриневич (1178–1780 гг.); 7) свящ. Стефан Татаровский викарий (в 1780–1781 гг.); 8) свящ. (парох) Иоанн Княжинский (1781–1783 гг.); 9) свящ. администратор Здолбицкой церкви Григорий Шавронский (в 1783–1804 гг.); 10) свящ. Иосиф Княжяжинский 1804–1805 гг.); 11) свящ. наблюдающий Феодор Семилиновский (1805–1807 гг.); 12) свящ. Андрей Гучинский викарий (в 1807–1808 гг.); 13) протоиерей Иосиф Княжинский (в 1808–1810 гг.); 14) протоиерей Иоанн Ревинович (1810–1852 гг.) и 15) протоиерей Каллист Конст. Метельский – с 1852 г. служит ныне (в 1880 г.). 225 Село Ивачков – под именем села Ивачкова, как имение пана Вацлава Еловича Малинского – упоминается в акте от 1600 года 22 июля в жалобе слуги Виленского тиуна Яна Паца, пана Мартина Сташкевича, на пана Вацлава Еловича Малинского о том, что урядник имения его, Ивачковского, Вербята с боярами, слугами, цыганами и крестьянами ночью переселил из села Волицы в имение Малинского Ивачково девять крестьянских семейств и что, когда послана была за ними погоня, вместе с возным, то Вербята вооружённою рукою отразил оную, а означенных крестьян ограбил (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 275). В этом же акте упоминается и приписное село Копыков, под именем села Копоткова, возле которого были нагнаны уведённые крестьяне (стр. 276). Село Копытков (лежит на равнине) первоначально принадлежало Кирдеям, потом Чолганским, Пепловским, Ведопольским – маркграфам Мышковским, а в конце – Турно. По возвращении Волыни России в 1793 году, Турно в течение года не вернулся из-за границы в своё имение Тайкуры, к которому принадлежало и село Копытков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

…статьи оптинского старца иеромонаха Макария о жизни молдавского старца Паисия Величковского … – См. примеч. к с. 198. С. 258….«О характере просвещения Европы»… – Речь идет о статье «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России», опубликованной в «Московском сборнике» (1852. Т. 4). В этой работе Киреевский противопоставлял рационализм, присущий западной культуре, «цельному мышлению» Востока. Статья навлекла цензурное запрещение на «Московский сборник». Даниил (Мусатов; 1810–1855) – инспектор Калужской духовной семинарии (1835–1843), экстраординарный профессор (1847–1850) и инспектор (1850–1852) Киевской духовной академии; архимандрит (1850); ректор Екатеринославской духовной семинарии (1852–1855). С. 259. Шевырев Степан Петрович (1806–1864) – историк литературы, литературный критик, поэт; один из издателей журнала «Москвитянин». C. 260. Гавриил (Петров; 1730–1801) – митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский (1783–1799), Новгородский и Олонецкий (1799–1800). " Христианское чтение» – журнал, издававшийся Санкт-Петербургской духовной академией (СПб., 1821–1917). …издатель петербургского журнала «Маяк»… – Бурачек Степан Онисимович (1800–1876) – генерал-лейтенант, корабельный инженер, преподаватель теории и практики кораблестроения в Морском корпусе, писатель, издатель журнала «Маяк современного просвещения и образованности» (СПб., 1840–1845). Голубинский Феодор Александрович – см. примеч. к с. 184. Соколов Дмитрий Дмитриевич (1871– ?) – преподаватель географии в Калужском духовном училище (1890-е гг.); принимал участие в работе Калужской ученой архивной комиссии; секретарь Калужской духовной консистории (ок. 1900–1912), секретарь Архангельской духовной консистории (с 1914 г.). Феофан(Говоров) – см. примеч. к с. 110. Игнатий (Брянчанинов) – см. примеч. к с. 21; см. также: Наст. изд. Т. 1. Примеч. к с. 16. С. 263. Григорий(Миткевич; t 1881) – епископ Калужский и Боровский (1851 – 1881). Смарагд(Крыжановский; f 1863) – архиепископ Орловский и Севский (18441858), Рязанский и Зарайский (1858–1863).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

37–38. Никита и Гаврила Машкины, обвинялись в 1651 г. Дмитрием Кусаковым в ограблении крестьян. Куряне. (Оп. Дел Миг. Юстиции, XV, 182, I). 39. Иван Афанасиевич, 1627–1636 гг., Курский городовой дворянин, оклад 200 четей (Танков, 89). 40. Карней Афанасиевич, Рыльский городовой дворянин. На службе с 1630 г., 1632 г., оклад 250 четей, денег с городом 8 руб. (Танков, 121). 41. Григорий Иванович, 1665 г., сын боярский в Кромах. (Оп. Дел Мин. Юст. XVII, 216, I). 42. Осип Никитич, Рыльский городовой дворянин, на службе с 1630 г., 1632 г. оклад 200 четей, денег с городом 6 рублей (Танков, 91). 43. Сафон Семенович, 1636 г. верстан новичным окладом во Курску в 200 четей (Танков, 91). 44. Даниил Елисеевич, 1783 г., надворн. сов., директор Коммерческого банка в Астрахани (Адрес-Календарь 1783. 461). —351— 45. Мария Ивановна, 1816 г., девица, Мологская помещица (Списки дворян Ярославск. губ. Рукописные, в Ярославск. Депут. Собрании). 46. Дмитрий Иванович, 1835. Рыбинский помещ. (Я. A. К. 767, 848). III т. – капит. 47. Василий Васильевич. Родился 1803 г., † 16 февраля 1848 г. (C. П. Б. Некрополь). 48. Петр Михайлович. Родился в 1852 г. † 4 июня 1899 г. (Кр. Некр.). 49. Михаил Александрович, 1878, коллежск. асессор (Он. Д. Гос. Сов. I, 670). 50. Владимир Машкин. Родился 1871 г. † 1896 г. (Кр. Некр.). 51. A. М. М[ашк]ин. В неоф. части «Курских Губернских Ведомостей» помещены его заметки: а.) О Благотворительности (Письмо из уезда). 1-ей 1902 г. б) О Тряпичкиных, письмо из уезда. 1902 г. в) Новое о небесных светилах. Юридическая беспом о щность (впечатления). 1907 г. г) Идеалы и жизнь. Фельетон. 1907 г. 52. А. С. Машкин, учитель Обоянского приходского училища в 1859–80-х годах. Л. С. Машкин был известным этнографом, доставившим в Имп. Русское Географическое Общество целый ряд этнографических записей, с соблюдением особенностей местного произношения: записи эти впоследствии напечатаны (Венгеров, –Предв. спис.; Дм. К. Зеленин,– Материалы для описания Курск, губ., хранящиеся в учен. Архиве Имп. Рус. Геогр. о-ва, «Курский Сборник», Вып. VII, стр. 103). Вот список его трудов:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В составе Ин-та российской истории РАН существует Центр по изучению религий, первенствующее место в работах к-рого занимают проблемы истории РПЦ. Центр активно сотрудничает с духовными академиями, Российским православным ун-том Иоанна Богослова и ПСТБИ, регулярно проводит совместные научные конференции, издает сборники научных трудов. В 1988 г. образован Научный совет по истории РПЦ при Президиуме РАН. В 1991 г. при Ин-те этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН образована Проблемная группа по изучению истории рус. Православия. Президенты и директора АН: Л. Л. Блюментрост (1725-1733), Г. К. фон Кейзерлинг (1733-1734), И. А. Корф (1734-1740), К. фон Бреверн (1740-1741), К. Г. Разумовский (1746-1798) (в период пребывания его за границей в 1766-1798 гг. его замещали директора Российской академии по изучению рус. языка и словесности - В. Г. Орлов (1766-1774), С. Г. Домашнев (1775-1783), Е. Р. Дашкова (1783-1796), П. П. Бакунин (1796-1798)), А. Л. фон Николаи (1798-1803), Н. Н. Новосильцов (1803-1810), С. С. Уваров (1818-1855), Д. Н. Блудов (1855-1864), Ф. П. Литке (1864-1882), Д. А. Толстой (1882-1889), вел. кн. Константин Константинович (1889-1915), А. П. Карпинский (1917-1936), В. Л. Комаров (1936-1945), С. И. Вавилов (1945-1951), А. Н. Несмеянов (1951-1961), М. В. Келдыш (1961-1975), А. П. Александров (1975-1986), Г. И. Марчук (1986-1991), Ю. С. Осипов (с 1991). (В 1741-1746, 1810-1817 и 1915-1917 президентов АН не было.) Издания АН: с 1728 г. при АН издавались «Санкт-Петербургские ведомости», научно-популярные «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания к Ведомостям», в 1757-1764 гг.- «Ежемесячные сочинения» АН. Основные периодические издания: Commentarii Academiae scientiarum imperiali (1728-1751. 14 t.), Novi commentarii Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1749-1776. 20 t.), Acta Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1778-1786), Nova Acta Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1787-1806. 15 t.), далее ежегодные бюллетени АН - «Bulletin scientifique», «Mémoires» (1809-1897), «Труды» (1821-1823. 2 ч.), «Чтения» (1831. Кн. 1), «Ученые записки» (1852-1855. 3 т.), «Записки» (1862-1895. 75 т.; в 1894-1930 - изд. по отд-ниям) и «Известия АН», «Вестник Академии наук СССР», «Доклады Академии наук СССР» и «Известия», издаваемые ее отд-ниями. АН издает ок. 200 научных и 7 научно-популярных журналов.

http://pravenc.ru/text/63760.html

Енос (библ.) – третий патриарх, начиная от Адама; сын Сифа, отец Каинана. Согласно Библии, Енос прожил 905 лет. Енох (библ.) – седьмой патриарх, начиная от Адама. Сын Иареда и отец Мафусаила, прадед Ноя. Согласно Библии, в возрасте 365 лет за благочестие был взят на Небо живым. Жуковский Василий Андреевич (1783–1852) – один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик. Иаред (библ.) – старший сын Малелеила, отец Еноха. Умер в возрасте 962 лет (больше прожил лишь его внук Мафусаил). Иоанн Златоуст, святитель (ок. 347–407) – архиепископ Константинопольский, богослов и великий проповедник. Иустин Философ, святой (ок. 100–165) – раннехристианский мученик и апологет. Каинан (библ.) – правнук Адама и Евы, внук Сифа, старший сын Еноса, отец Малелеила. Каспари Отто (1841–1917) – немецкий историк и философ. Автор среди прочих книги «Предыстория человечества» (1873). Клапрот Юлиус (1783–1835) – немецкий востоковед, путешественник и полиглот. Ключарев Алексий Иосифович (Осипович), протоиерей, впоследствии архиепископ Харьковский и Ахтырский – известный проповедник-импровизатор, теоретик церковной проповеди. Родился 17 марта 1820 года в семье священника Преображенской церкви города Александрова Иосифа Петровича Ключарева. В 1834 г. окончил Переславское духовное училище. В 1834–1840 гг. учился в Вифанской духовной семинарии, которую окончил по первому разряду и в числе пяти лучших выпускников он был направлен для продолжения учебы в Московскую духовную академию на казенный кошт. В 1844 г. окончил Академию со степенью магистра богословия, присвоенной ему за диссертацию «Преосвященный Тихон, епископ Воронежский и Елецкий». Его диссертация была признана одной из лучших и по благословению святителя Филарета (Дроздова) опубликована за счет Академии. В 1844–1848 гг. – преподаватель логики, латинского языка и психологии в Вифанской семинарии. В 1845 г. утвержден в звании профессора. В том же году женился на дочери московского протоиерея и преподавателя Академии Сергия Алексеевича Владимирского.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Особого внимания заслуживает спроектированная курским архит. Грозновым ц. арх. Михаила (1828-1833) в с. Густомой Льговского р-на - строгая, в виде ротонды на четверике, с небольшой трапезной, 2-ярусной колокольней (не сохр.) и монументальными дорическими портиками. Грознов перестраивал нек-рые старинные храмы Курска в ампирной стилистике, в т. ч. Смоленскую или Георгиевскую ц. (1754, перестройка - 1832, не сохр.), ц. арх. Михаила (1767). Уникальное по архитектуре здание представлял собор во имя Св. Троицы (1783) в пос. Глушково Глушковского р-на, перестроенный помещиком и архитектором-любителем С. П. Потёмкиным в 1822 г. Собор был в 1933 г. переделан в Дом культуры, при этом утрачены большая часть основного объема и колокольня. Трехчастная композиция включала кубический 5-главый храм с купольной ротондой в завершении и квадратными барабанами малых глав, трапезную и 5-ярусную колокольню, к к-рой с торцов примыкали 2-этажные паперти, оформленные пилястрами и фронтонами. Интерьер был богато украшен скульптурой, лепниной и живописью в технике гризайль в духе ампира: кессонированный свод трапезной поддерживали наподобие кариатид античного Эрехтейона фигуры крылатых ангелов. В епархии сохранилось большое число церковных сооружений 2-й пол. XIX в. в стиле эклектики. Часто использовались присланные из С.-Петербурга образцовые или местные типовые проекты. В 50-80-х гг. XIX в. доминировал русско-визант. стиль в духе проектов К. А. Тона. Наиболее значительное сооружение этого стиля - собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Курской Коренной пуст. (1852-1860, архитекторы Н. И. Козловский, В. А. Сербин, губ. архит. М. Л. Григорьев). Шестистолпный 5-шатровый собор с нартексом и характерными щипцовыми завершениями центральных фасадных прясел представляет собой вариант образцового проекта Тона ( Тон. 1838. 8). Тот же тип храма с колокольней был применен и в ряде храмов: Знаменской ц. (1863) в с. Борки и Преображенской (70-е гг. XIX в.) в с. Замостье, обе - в Суджанском р-не. Образцовые проекты Тона для 5-главых храмов типа ц. во имя мч. Мирона лейб-гвардии Егерского полка в С.-Петербурге (1849-1855, не сохр.) или Вознесенского собора в Ельце (между 1845 и 1889) использовал в своей работе курский гражданский инженер Пироговский. Особенностью этих проектов являются 4 закомары на фасадах: церкви арх. Михаила в Мирополье (1855) и в с. Вел. Рыбица (1857) в Сумской обл. Украины; храмы праведных Иоакима и Анны (1852) в с. Долгом Золотухинского р-на, вмч. Георгия Победоносца (1893) в с. Становом Тимского р-на, у обоих утрачены малые главы. Близки к этому ряду церкви в честь Рождества Христова (1851-1861) в с. Уланок Суджанского р-на, в честь Покрова Пресв. Богородицы (60-е гг. XIX в.) в с. Илёк Беловского р-на и в с. Банищи (1880-1881) Льговского р-на. Знаменский собор во Льгове (1850, не сохр.) в виде массивного куба, увенчанного луковичной главой на барабане, и с шатровой колокольней также имел сходство с проектами Тона.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

10 Новгородский, архиепископ Гавриил, благорасположенный к Арсению, писал ему от 18-го февр. 1776 г.: «Вас любят, и вы похвалу заслужили от Двора. Не лестно пишу: его высочество о вас говорил мне в Новгороде с похвалою». (Письма Гавриила к Арсению в Русск. Арх. 1864 г., изд. 2. М. 1886 г. столб. 614). 11 Патриарх Серафим 11, низложенный в 1760 г., жил на Афоне и в 1770 г. бежал оттуда на Русский флот, с который прибывши в Россию, остался здесь и поселился сначала в Лубенском Мгарском монастыре, Полтавской еп., а отсюда перешёл в Максаковский-Преображенский монастырь. Черниговской еп., получая на своё содержание от казны будто бы по 2.000 р. в месяц. Сконч. 7-го дек. 1779 года. (Летоп. церк. событий, Архим. Арсения, Спб. 1880 г., стр. 733. Собрание сведений о монастырях, А. Ратшина М. 1852 г., стр. 440 и 540). 12 Сказание о жизни Гавриила, Митрополита Новгородского, Архим. Макария, Спб. 1857 г., стр. 130. 14 Дом Тверских архиереев до половины XVIII столетия находился в центре города, при кафедральном соборе, и в нём имелись особые покои, для приездов царских особ. (Географич. Словарь Щекатова, ч. VI, стр. 145). А за городом, на берегу р. Тьмаки, на месте бывшего Трехсвятского монастыря, был другой летний архиерейский дом – деревянный, построенный архиепископом Митрофаном Слотвинским (17391752 г.) с деревянною же при нём церковью. В 1763 г. 12 мая архиерейский городской дом сгорел, и Государыне Императрице угодно было на этом месте построить, для своих приездов, дворец. Бывший в то время Тверским епископом Афанасий (Вольховский) 26-го того же мая переведён был в Ростов; преемнику же его, епископу Иннокентию (Нечаеву) повелено было жить в Трехсвятском доме. С этого времени Трехсвятское сделалось постоянным место пребыванием Тверских архиереев. По ветхости и тесноте построенного здесь архиепископом Митрофаном дома, преемник Иннокентия, епископ Гавриил (Петров) построил в 1768 г., на сумму архиерейского дома, небольшой каменный флигель. Когда же вступил в управление Тверскою епархию преосвященный Арсений, то ему, по указу Императрицы, отпущено было из казны, для сооружения нового приличного дома, с домовою при нём церковью, 16.000 рублей. Построение и отделка этого дома с церковью производились в течении всего почти времени пребывания Арсения в Твери, так что освящение церкви совершено было им уже в 1783 г., пред выездом в Ростов.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

118 Он умер 8-го июля 1666 года. Сведения о нем дает Иванчин-Писарев в книге своей «Утро в Новоспасском», на стр. 44–45. 120 Эта статья Карамзина была написана им еще в 1803 году; она заключает в себе, по словам автора, «анекдоты и разные известия о старой Москве и России, выбранные из чужестранных авторов, которые во время царей жили в нашей столице и которые не во всякой библиотеке находятся» (Собрание сочинений, изд. Смирдина, т. I, Спб. 1848, стр. 502–524). 121 Сведениями, сообщаемыми Олеарием, пользовался Карамзин в указанной в предыдущем примечании статье своей, а Иванчин-Писарев сделал из нее выписку на стр. 78–79 своей книги. 123 Замечания Снегирева, вероятно, были включены в его труд: «Памятники Московской древности» (см. примеч. 103-е к 8-му письму). 124 Эта работа Иванчина-Писарева вышла отдельным изданием; в «Москвитянине» же (1841, кн. IV, стр. 479) была помещена о ней рецензия. 126 Защищаясь от упреков в «романизме» своих сочинений, Иванчин-Писарев говорит здесь следующее: «Но, скажут некоторые, автор не ушел от «романизма». Вот несколько слов историографа на их долю: «А те холодные люди, которые смеются (как они говорят) над романическим, патриотизмом, достойны ли ответа? Не от них отечество ожидает великого и славного; не они рождены сделать нам имя русское еще любезнее и дороже». 128 Иванчин-Писарев, приведя слова Боссюэта, сказанные им при погребении принцессы Генриетты в аббатстве Сен-Дени, где тогда уже не хватало мест в усыпальницах для предания земле тел умерших: «Tant les rangs у sont pressés, tant la mort est prompte à remplir ses places»/Как спешат ряды, так смерть спешит заполнить свои места/, – говорит далее о Плат. Петр. Бекетове, почетном опекуне Саблине, своей тетке Марьи Андр. Иванчиной-Писаревой, рожд. Гр. Ефимовской, и о некоторых купеческих фамилиях, погребенных в Новоспасском монастыре (стр. 87–88). 129 «Утро в Новоспасском», действительно, было напечатано «в типографии А. Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академии». Август Иванович Рене-Семён (род. в 1783 году), Француз по происхождению, с 8-го августа 1818 г. служил инспектором в Московской Синодальной типографской конторе и в январе 1819 г., за отличное усердие, получил первый классный чин; затем, в 1827 г., награжден был золотою табакеркою, а в 1833 г. – бриллиантовым перстнем, в 1852 г. произведен в коллежские советники (формулярный список 1856 г.). В 1835–1843 гг. он издавал «Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития», редактировавшееся Кс. А. Полевым; в 1843 г. – «Галерею женщин Жорж Занда» с 24 гравированными портретами; в 1846 г. – «Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара», под редакциею А. А. Стойковича, и др. издания. Он умер в г. Люневиль, во Франции, 8-го марта н. с. 1862 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

182 (Инкерман (тур. «пещерная крепость») – Инкерманский сщмч. Климента монастырь. Сщмч. Климент (ум. в 101), римский епископ (92–101), рукоположенный ап. Петром, был сослан за проповедь христианства императором Траяном в каменоломни в окрестностях Херсонеса, где претерпел мученическую кончину. Мощи св. Климента, обретенные чудесным образом черезгод после его кончины, хранились в Херсонесе до X в. сначала в подводном гроте, куда доступ открывался раз в год, в день смерти мученика, когда море отступало, потом на маленьком островке (ныне – остров Казачий) посредине бухты, где была построена церковь . Рядом с этой святыней, под защитой возведенной здесь в VI в. крепости Каламита, и возник в VIII-IX вв. пещерный монастырь. В IX в. часть мощей св. Климента вывезли в Рим святые братья Кирилл и Мефодий, где они и хранятся по сей день. Пещеры служили первым монахам и жильем, и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Однако после захвата в1475 г. крепости турками монастырь постепенно пришел в упадок, периодически возрождаясь на короткое время. В 1783 г. Крым был присоединен к России, а 15.04.1850 г. основана Инкерманская киновия сщмч. Климента. 15.10.1852 г. состоялось освящение церкви во имя сщмч. Климента (бывший Георгиевский храм). Ее алтарь, сохранившийся с I в., имел престол (с крестом по середине), высеченный из скалы, по преданию, самим св. Климентом. Во время Крымской войны 1854–1855 гг. монастырь пострадал и был разграблен англичанами. После окончания войны монашеская жизнь возобновилась. В 1867 г. был построен дом настоятеля с домовой церковью во имя Святой Троицы, возобновлен храм сщмч. Климента и освящен еще один пещерный придел во имя свт. Мартина исповедника, сосланного в VII в. при императоре Констансе на херсонесские каменоломни. Восстановлением храма руководил московский археолог и художник Д.М. Струков. С правой стороны храма древний придел в честь апостола Андрея Первозванного, высеченный в скале сщмч.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010