Первое, что видит путешественник, въезжающий в Петрозаводск с юга, – это Крестовоздвиженский собор на Зареке. С самых давних времен здесь существовало кладбище по названию Троицкой церкви, построенной в 1783 г. В XIX в. Зарецкое Троицкое кладбище было своеобразной границей города – никакого жилья за ним уже не было, только огороды и покосы. Среди частокола деревянных и редких чугунных крестов возвышались две маленькие деревянные церкви, в подклете которых даже к июлю не успевал растаять зимний лед. Поскольку в Карелии зимы долгие и холодные, на месте старинной деревянной кладбищенской Крестовоздвиженской церкви решили построить каменную. Но в бедной Олонецкой епархии строить ее было не на что, а горное правление только что закончило возведение заводского Александро-Невского храма. И все-таки 16 июля 1848 г. на месте старого Крестовоздвиженского храма заложили новую церковь, которую строили 4 года. 14 июля 1850 г. храм увенчали крестом, а в ноября 1852 г. строительство было окончено. Сооруженную церковь величали красой города. Ведь тогда каменный храм в городе был только один – Александро-Невский. Более половины требуемой суммы (16 тыс. рублей серебром) на сооружение новой каменной церкви пожертвовал петрозаводский купец первой гильдии Марк Пименов. 29 декабря (по ст. ст.) 1852 г. Высокопреосвященнейший Аркадий, архиепископ Олонецкий, освятил храм. В 1857 г. усердием бывшего церковного старосты и купца Петра Аврамова (1824 -1875 г.г.) в Крестовоздвиженском храме был устроен второй престол, а также два каменных помещения – для хранения архива и ризного имущества. В 1896 г. при Крестовоздвиженской церкви была открыта церковно-приходская школа для детей зарецкого квартала. Сначала своего помещения у школы не было и она располагалась в Назарьевском братском доме специально на Соборной площади для народных чтений. В церковно-приходской школе обучалось 99 человек. Когда в 1898 г. церковный совет принял решение построить при храме школьное здание, в газеты Санкт-Петербурга было подано объявление о сборе средств. Сто рублей, а по тем временам это была достаточно значительная сумма, пожертвовал на строительство приходской школы отец Иоанн Кронштадтский. Очевидной была и молитвенная помощь известного в России пастыря о духовном просвещении края. Под алтарем Крестовоздвиженского собора похоронен архиепископ Олонецкий Венедикт, который благословлял строительство храма, но ушел из жизни, не дождавшись его завершения. В Крестовоздвиженском храме мы можем почтить память великого сына России – Константина Ивановича Арсеньева – ученого, педагога, одного из воспитателей (с 1828 по 1837 г.г.) наследника престола, будущего императора Александра II. Здесь тайный советник К.И. Арсеньев был похоронен 29 ноября (по ст. ст.) 1865 г. (слева, у кануна). |
Ижевск. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Дата постройки - 1814 г. Архитектор С.Е. Дудин (был похоронен на кладбище у этой церкви). Впоследствии неоднократно перестраивалась. Кладбище полностью уничтожено в 1930-1960-е гг. В конце XVIII века, когда Ижевск был еще крохотным поселком при железоковательной фабрике, на горе, находившейся тогда далеко за его чертой, располагалось кладбище с деревянной часовней. В 1783 году часовня была заменена небольшой, тоже деревянной, Троицкой церковью. Во время майского пожара 1810 года церковь сгорела и больше на этом месте не возобновлялась. Кладбище было перемещено за восточную черту разросшегося к этому времени заводского селения, в конец нынешней Советской улицы. Там и была в 1814 году построена по проекту С. Дудина новая, каменная, Троицкая церковь, дошедшая до нас в сильно измененном виде. На месте сгоревшей церкви долгое время стоял столб с иконой, а в 1855 году была построена каменная Михайловская часовня (архитектор И.Т. Коковихин). По храмозданной грамоте преосвященного Лаврентия, епископа Вятского и Великопермского, от 20 марта 1782 г. было разрешено обратить кладбищенскую часовню Ижевского завода в церковь. Деревянная церковь была построена в 1784 г. на кладбище и освящена в честь Св. Троицы. В 1810 г. церковь сгорела, кладбище перенесли за восточную черту заводского поселка, где и был воздвигнут “усердием прихожан” в 1814 г. каменный храм по проекту Семена Дудина и освящен в честь Св. Троицы. В 1852–1867 и 1912–1914 гг. церковь несколько раз перестраивалась. Свято-Троицкая кладбищенская церковь была приписной к Александро-Невскому собору. Свято-Троицкая церковь была закрыта на основании постановления президиума ЦИК УАССР от 3 февраля 1938 г. В 1945 г. здание храма было возвращено верующим. Одним из храмов, прославлявших Святую Троицу, является действующий и на сегодняшний день Свято-Троицкий Кафедральный собор (ранее именовался как Свято-Троицкая кладбищенская церковь). Это старейший храм Ижевска. Своё летоисчисление он ведёт с 1782 г. - тогда по храмоизданной грамоте преосвященного Лаврентия, епископа Вятского и Великопермского, от 20 марта 1782 г. разрешено было обратить кладбищенскую часовню Ижевского завода в церковь. |
Любань. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Самое ранее исторические упоминания о Любани относятся к 1566 г. Первое точное сведение о православной церкви местечка Любань датируется 1707 г. – это список военных податей, которые платил Сильвестр Горват за духовенство во время войны со шведами. Этот документ позволяет предполагать, что в XVI веке в местечке Любань уже существовала православная церковь. В списке священников, который датируется 1746 г., встречается фамилия настоятеля Любанской православной церкви Шпилевского. В 1748 г. предстоятельница черниговская Раина Горват завещала Любанской церкви часть имущества. Из фондов Национального исторического архива Республики Беларусь известны некоторые данные о священнослужителях и деятельности церкви в м. Любань на протяжении конца XVIII и середины XIX веков. С 1783 по 1797 г. настоятелем Любанской церкви был священник Евстафий Загородский. 09.07.1793 г. согласно Указу к церкви м. Любань был рукоположен вторым священником Иоанн Когодовский. После смерти священника Иоанна Когодовского настоятелем церкви м. Любань был назначен священник Иаков Андриевский. И уже через месяц в описях появилась информация о том, что 13.04.1809 г. крыша церкви была перекрыта гонтой, а купола жестью. С 1852 г. настоятелем храма м. Любань был назначен священник Константин Василевский. В 1863 г. ходатайствами священника Константина Василевского и прихожан к Высокопреосвященному Михаилу архиепископу Минскому и Бобруйскому было дано благословение на разборку ветхой деревянной церкви и строительство на каменном фундаменте новой деревянной 5-купольной церкви. В связи с этим 16.05.1863 г. была разобрана старая церковь. Минское губернское церковно-строительное присутствие с разрешения Его Превосходительства губернатора Минской губернии генерал-майора Шелгунова выделило на постройку церкви в м. Любань 7 тысяч рублей. 22.08.1863 г. приходским советом, Житинским благочинным священником Онуфрием Лялевским и настоятелем Спасо-Преображенской церкви м. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (29.01.1783, с. Мишенское Белёвского у. Тульской губ.-12(24).04. 1852, Баден-Баден, Германия), поэт, переводчик. Внебрачный сын помещика А. И. Бунина и плененной турчанки Сальхи (после крещения - Е. Д. Турчанинова). Фамилию получил от восприемника при крещении холостого дворянина А. Г. Жуковского (грамота на дворянство Ж. получена в 1795). Воспитывался в семье Буниных, с 1792 г.- в тульском доме своей единокровной сестры и крестной матери В. А. Юшковой. Портрет В. А. Жуковского. Худож. А. П. Елагина с оригинала Ф. Т. Гильдебрандта. 1841 г. (ГМП) Портрет В. А. Жуковского. Худож. А. П. Елагина с оригинала Ф. Т. Гильдебрандта. 1841 г. (ГМП) В 1797-1800 гг. учился в Благородном пансионе при Московском ун-те, где приобщился к лит. деятельности (1-я публикация - стихотворение «Майское утро» (1797)). Испытал влияние личности директора ун-та И. П. Тургенева, подружился с его сыновьями Андреем и Александром, проникся общей атмосферой пансиона, где господствовали нравственно-религ. и лит. интересы, почитались сочинения европ. мистиков. В речах и стихотворениях, с к-рыми Ж. выступал на пансионских актах, отразилось увлечение идеями нравственного самосовершенствования, всечеловеческого единства и т. п. («Добродетель» («Под звездным кровом тихой нощи…»), «Добродетель» («От Света светов луч излился…») (оба 1798), «Мир» (1800) и др.). Одно из ранних стихотворений - «Платону неподражаемому, достойно славящему Господа» (1800) было откликом на «Слово на день Рождества Христова» Московского митр. Платона (Левшина) (Ж. присутствовал при его произнесении в Троице-Сергиевой лавре 25 дек. 1800). Окончив пансион с серебряной медалью, Ж. в течение 1801 г. числился на службе в московской Главной соляной конторе. Вместе с Андреем Тургеневым и А. Ф. Мерзляковым стал основателем «Дружеского литературного общества» (янв.-нояб. 1801). Целью об-ва было служение «истине и добродетели» посредством «изящной словесности», в его планы входили популяризация малоизвестных в России достижений европ. |
Царёво. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Царёво (Архангельское, Царёва Пристань), 20 км от ж/д ст. Сумарокове (Крапивенский у.). Усадьба генерал-фельдмаршала гр. П.А. Румянцева-Задунайского (1725—1796), женатого на кнж. Е.М. Голицыной (1742—1779), известна с последней четверти XVIII в.; затем владел их сын дипломат, коллекционер книг и рукописей гр. Н.П. Румянцев (1754—1826; его собрание положило начало т.н. Румянцевскому музею), в середине XIX в. — дворянка М.П. Скарятина (урожд. кнж. Голицына, р. 1826), с конца столетия — кн. О.Д. Гагарина (урожд. Селезнёва, 1852-1915). Сохранились остатки парка; руинированная Одигитриевская церковь, начатая строительством в 1883 г. вместо прежней деревянной; около церкви разорённый склеп кн. Гагариных, в нём был похоронен сын владелицы усадьбы кн. С.С. Гагарин (1874—1893). В деревне, на другом берегу р. Упы, находится заброшенная часовня 1882 г. Гр. П.А. Румянцеву-Задунайскому и Н.П. Румянцеву принадлежали подмосковные усадьбы Троицкое-Кайнарджи и Зенино. Малицкий, с. 517-518; Приложения, т. 4, с. 44; РГАДА. Ф. 1354. On. 542. Ч. 1. Л. 2; Ф. 1355. Д. 1834. Л. 34 об.; Путеводитель ГАТО, с. 25, 33; Романов, 2001, с. 186-189; Чернопятов, т. IV, с. 84; т. VII, с. 36; Чижков, с. 15-16, 93; Яблочков, с. 65. (Чижков с.159) Источник Царево, Село Царево лежит при реке Упе и на большой дороге из Тулы в г. Ливны, в местности низменной и сравнительно лесистой. От Тулы оно находится в 50 вер. и в 35 в. от Крапивны. Приход, кроме села, состоит из деревень: Березовки, Алексеевки, Кайтерова и Дурной Чермошны, Прихожан муж. пола 1068 чел. с таковым же почти количеством жен. пола. О времени происхождения прихода известно только то, что он существовал ранее 1783 г. Отчего село получило свое название, гоже трудно сказать что-либо определенное. Старожилы производят его оттого, что здесь при царских проездах на Юг в старину происходили остановки для смены лошадей, почему село называется иначе Царевой Пристанью. Известия о первоначальном приходском храме во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии простираются к довольно отдаленному времени. Так, уже в храмозданной грамоте 1783 г. значится, что новый деревянный храм устроен иждивением княгини Шаховской вместо прежнего деревянного храма. Впрочем, этим указанием исчерпываются все сведения об этом «прежнем» храме. Выстроенный же вместо него, просуществовав ровно 100 л., также пришел в совершенную ветхость и теперь уже отошел в область истории. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛУКСТСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Латвийская Православная Церковь), в г. Илуксте (Латвия). Основан в 1839 г. как мужской третьеклассный на территории существовавшего в Илуксте с 1692 г. униат. базилианского монастыря. С 1839 г. входил в состав Полоцкой епархии, с 1840 г.- Рижского вик-ства Псковской епархии, с 1850 г.- Рижской епархии. Первым настоятелем правосл. мон-ря стал архим. Иосиф, по просьбе к-рого обители выделили 244 дес. земли. Поскольку население на данной территории было инославным, И. м. испытывал материальные трудности, количество насельников не превышало 10 чел. Так, в 1852 г. в И. м. проживали 7 монашествующих и 2 послушника, в 60-70-х гг. XIX в.- не более 4 монашествующих, к 80-м гг. XIX в.- 2 инока. С 1851 г. обитель стала ежегодно получать пособие Синода в размере 1540 р., ее положение несколько улучшилось. По ходатайству еп. Рижского и Митавского Филарета (Филаретова) указом Синода от 1 янв. 1881 г. И. м. был преобразован в женский с учреждением при нем епархиального 3-классного уч-ща и приюта для девочек-сирот. Первой настоятельницей мон-ря и начальницей уч-ща стала игум. Агния, ранее возглавлявшая псковскую Иоанно-Илиинскую общину сестер милосердия. 20 воспитанниц могли обучаться бесплатно, остальные - за плату, причем прием в уч-ще ограничивался только вместительностью помещений. Занятия начались 2 окт. 1881 г.; в 1-й год обучалось 12 чел., в 1887/88 уч. г.- 63 чел. Указом Синода от 8 июля 1889 г. Илукстскому уч-щу было разрешено выдавать выпускницам аттестат учительниц начальных городских уч-щ. В И. м. находился каменный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (1806), который в 1895 г. был капитально отремонтирован и 10 дек. 1895 г. освящен архиеп. Рижским Арсением (Брянцевым) . На церковь поставлен новый купол, к храму пристроена каменная колокольня. Для нужд ЕУ были возведены 2 каменных 2-этажных здания (в 1889 и 1912) с домовой ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (до первой мировой войны не успели освятить), а также неск. деревянных домиков для воспитательниц уч-ща. К обители была приписана ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1783-1787) в г. Якобштадт (ныне Екабпилс). Мон-рь посещало множество паломников, особенно в те дни, когда из Якобштадта приносили чудотворную Якобштадтскую икону Божией Матери. Обычно икона оставалась в обители неск. дней и в один из них из И. м. совершался многолюдный крестный ход со святыней в ц. во имя свт. Николая Чудотворца, к-рая находилась в сел. Альт-Грюнвальд (в 7 км от Илуксте). В 1912 г. из Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря был прислан точный список Толгской иконы. Украшенный серебряной ризой, этот список стал чтимой святыней обители. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) МАРИЯ (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 1780 - 1852), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759-1836) затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛХИСЕДЕК (Значко-Яворский Михаил Карпович; 1716 или 1720 - 1809), игум. Мотронинского во имя Святой Троицы монастыря МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) |
Мытищи. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты МЫТИЩИ. ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, посл. треть 18-сер. 19 в. Стоит рядом с дорогой и прудом в центре села, на вершине пологого холма, господствующего в окружающем пейзаже. Построена в 1783 г. вместо деревянной, сложена из кирпича и побелена по кладке. В 1832 г. сооружен северный придел (Архангела Михаила), расширенный в 1852 г. одновременно с возведением симметричного ему южного (Усекновения главы Иоанна Предтечи). Завершение храма и верхние ярусы колокольни утрачены. Своеобразный памятник местной сельской архитектуры в стиле барокко, с обширной позднеклассицистической трапезной. В традиционной трехчастной композиции, вытянутой по продольной оси, ранее доминировал бесстолпный двусветный четверик храма. К нему примыкают полукруглый алтарь и квадратная в плане первоначальная трапезная. Ее поздние боковые приделы ныне охватывают также сохранившийся нижний четверик колокольни. Фасады четверика в три оси проемов отличаются крупными энергичными членениями. Дверь на центральной оси прямоугольная (сохранились старые кованые полотнища), окна с лучковыми перемычками забраны решетками. По краям фасадов четверика с отступом от углов расположены спаренные лопатки. Узкие лопатки поставлены также между окон апсиды и на флангах нижнего яруса колокольни. Окна первоначальных объемов заключены в оригинальные наличники из валиковых рамок с ушами и замковыми камнями, причем подоконные доски проемов второго света соединены с крупными многопрофильными сандриками первого, декорированными сухариками и гипертрофированными каплями. Фасады трапезной украшены лишь мелко профилированным карнизом с зубчиками и ленточными наличниками крупных арочных окон. В интерьере свое перекрытие в виде конхи сохранила лишь апсида, соединенная тремя проемами с центральным объемом. Под слоем побелки в храмовой части и алтаре существует клеевая живопись, в трапезной живопись поздняя, масляная. Березин, Добронравов, 1896, с. 270-272. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 510-511 |
Киев. Ансамбль бывшего Софийского монастыря. Архитектурный ансамбль. Не действует. Год постройки:не ранее 1638. Адрес: Украина, Киев, ул. Владимирская, д.24 Координаты: 50.452921, 30.51542 Проезд:автобусы 16ТР, 18ТР; троллейбусы 16, 18 до остановки " Софиевская площадь " Изменить описание объекта Храмы ансамбля: 1. Собор Софии Премудрости Божией 2. Церковь Рождества Христова (Теплая или Малая София) 3. Колокольня (1699-1706 гг., верхний ярус - 1851-1852 гг.) Другие постройки и объекты 4. Дом митрополита (1-я пол. XVIII в.) 5. Братский корпус (сер. XVIII в.) 6. Софийская бурса, первоначально келейный корпус (1760-е гг.) 7. Стены ограды (XVIII в.) 8. Западные ворота (“Брама Заборовского”, 1740-е гг.) 9. Южные ворота (нач. XVIII в.) 10. Хлебная (1722-1730 гг.; в 1770-1783 здание перестроено, в нем размещена консистория) 11. Кельи 12. Памятный камень в честь библиотеки Ярослава Мудрого 13. Памятник Богдану Хмельницкому 14. Прочие постройки. Карта и ближайшие объекты Ансамбль заповедника сложился на протяжении девяти веков и включает в себя памятники различных эпох. Строительство ансамбля началось в 1037 г. В 1240 г. ансамбль митрополии был разрушен при нашествии Батыя. Софийский собор вскоре был приспособлен для богослужения. Остальные здания постепенно разрушились и известны в наше время лишь по археологическим раскопкам. В конце XVI – начале XVII в.в. собор был частично отремонтирован, вокруг него возникает «Софийская слобода» с деревянными постройками. Значительные работы по восстановлению собора и строительству новых деревянных построек происходят при митрополите П. Могиле в 1630-е г.г. Монастырь (учрежден в 1638 г.) окружает ограда, построены две колокольни к востоку от собора, митрополичьи покои и другие постройки. К концу XVII в. в монастыре сооружаются новые деревянные и частично каменные постройки. Все деревянные постройки погибли во время пожара 1697 г. Строительство каменных зданий начинается в конце XVII - начале XVIII в.в. и продолжались вплоть до середины XVIII в., когда монастырь приобрел современный облик. В 1934 г. территория Софийского собора со всеми зданиями была объявлена заповедником. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Костаки) (20.12.1768, Рошиешти, жудец Васлуй - 18.12.1846, мон-рь Слатина), митр. Молдавский в 1803-1842 гг. В крещении Василий. Родители В.- Григорий Костаки и Мария Канта - принадлежали к древней и знаменитой в истории Молдавии фамилии Болдур. Получив начальное домашнее образование, Василий продолжил учение в греч. школе при мон-ре Трех святителей в Яссах. Г. Костаки, видя устремленность сына к монашеской жизни, отдал его на попечение еп. Хушского Иакова (Стамати), к-рый постриг его в 1783 г. в монашество с именем Вениамин в честь младшего сына ветхозаветного патриарха Иакова. Спустя три года В. был рукоположен во иеродиакона. В 1788 г. митр. Молдавский Леон (Геукэ) призвал В. на службу в митрополию, в Яссы, рукоположив во иеромонаха и сделав его великим экклисиархом кафедрального собора. Вскоре он был возведен в сан архимандрита и в марте 1789 г. назначен игуменом в мон-рь св. Спиридона в Яссах. 26 июня 1792 г. был выбран во епископа Хушского вместо еп. Иакова, ставшего Молдавским митрополитом. Хиротония В. состоялась 27 июня в монастырском храме св. Спиридона. После смерти правящего архиерея Романской епархии В. был избран 1 июня 1796 г. на вдовствующую кафедру. 18 марта 1803 г. еп. Романский В. был выбран митр. Молдовы и Сучавы. Он управлял митрополией ок. 40 лет вплоть до 18 янв. 1842 г., за исключением периода 1808-1812 и 1821-1823 гг. В. был также гос. деятелем: в 1807 и 1821 гг. являлся наместником господаря, председателем Государственного совета Молдавского княжества, затем - Общественного собрания. Последние годы жизни провел в мон-ре Слатина, где и был похоронен. 30 дек. 1886 г. его останки были перенесены в новый кафедральный собор в Яссах. Митр. Вениамин (Костаки) Митр. Вениамин (Костаки) В. способствовал изданию духовной и богослужебной лит-ры, реорганизовал типографию митрополии в Яссах и открыл в 1807 г. в Нямецком мон-ре новую типографию. Всего было напечатано ок. 130 книг, более 100 из них - при материальном содействии В. (труды св. отцов Афанасия Великого, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, более поздних богословов Феофилакта Охридского и Никифора Каллиста (Ксанфопула), греч. богословов XVIII в. архиепископов Никифора (Феотоки) и Евгения (Булгариса) , проповедника еп. Илии (Миньятиса) и др.). Были переведены и увидели свет богословские и богослужебные книги. После кончины В. были опубликованы его переводы Толковой Псалтири Евфимия Зигабена (в 2 т. Яссы, 1852-1862), «Церковной истории» Феодорита Кирского (Бухарест, 1894), «Толкования на Послания св. ап. Павла» Феофилакта Охридского (в 3 т./Пер. с новогреч. текста Никодима Святогорца. Бухарест, 1904-1906). |
| |