Клинцы. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1782. Год утраты:1972 Адрес: Брянская область, г. Клинцы, ул. Карла Маркса, 38 Координаты: 52.749675, 32.230902 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1780 году в Клинцах завершено строительство Вознесенского, а в 1787 г. — Троицкого храмов. По воспоминаниям старожила П. Храмченко: " Старинные, поставленные еще старообрядцами в XVIII веке, Вознесенская и Троицкая церкви занимали в панораме города главное место. Высоко вознесенными куполами и колокольнями церкви возвышались над одноэтажным городом. Каждый из названных храмов представлял, в сущности, целый комплекс сооружений. Рядом с высокими летними храмами стояли невысокие зимние храмы. На цвинтере Троицкой церкви зимний храм был во имя Покрова Пресвятой Богородицы. От храмов на город растекался малиновый звон колоколов " . Вознесенская и Троицкая церкви в середине XIX века перешли в подчинение Синода и стали называться единоверческими. Однако по условиям договора старообрядцев и господствующей церкви служба в единоверческих храмах велась по старопечатным книгам и строго соблюдался старый обряд. Почти все храмы города, кроме Троицкого, в 1930-е годы были закрыты. Троицкая деревянная церковь была уничтожена пожаром в 1972 году. На ее месте построены здание СМУ и 2 девятиэтажные дома (ул. К. Маркса). По материалам: http://rpsc-klintsy.cerkov.ru/   Троицкая церковь построена в 1782 г. (Труды Черниговской губернской архивной комиссии, 7 выпуск, 1906-1908 г.г.) и является древнейшим памятников архитектуры в городе. Имена строителей не сохранились, заказчиками выступали прихожане. План церкви вытянут по оси запад-восток и составлен из равношироких помещений: паперти (нижний ярус колокольни), притвора, трапезной, «настоящей» церкви и алтаря. Внешние углы алтаря скошены с целью придания апсидальной формы. Все остальные помещения прямоугольные.

http://sobory.ru/article/?object=41562

Ириней, епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (Фальковский Иван Якимович) Родился 28 мая 1762 года в Пирятинском уезде в семье священника. Первоначальное образование получил в духовной академии при Киево-Братском монастыре. В 1776 году уехал с отцом в Токай (Венгрию) и поступил там на должность причетника, продолжая учение в местном римско-католическом училище. В 1777 году поступил в Пресбургскую гимназию. В 1778 году перешел в Пештскую римско-католическую гимназию. В 1780 году поступил в Офенский 11 университет. В 1782 году, окончив философское образование в Пеште, временно исполнял писарскую должность. В 1783 году вернулся в Россию и поступил в богословский класс Киевской духовной академии. 8 января 1784 года назначен при академии преподавателем арифметики и супер-интендантом академического общежития. 28 февраля 1786 года пострижен в монашество. В 1787 году основал при духовной академии «вольное пиитическое общество», имевшее своей целью ознакомить своих членов с современной литературой. 6 февраля 1799 года возведен в сан архимандрита Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря Черниговской епархии с оставлением на прежней должности в духовной академии. С апреля 1803 года, по упразднении Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря, управлял Киево-Братским монастырем. В том же году был назначен ректором духовной академии. 8 сентября 1803 года переведен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря в Киеве. В 1804 году, по прошению, уволен из духовной академии, где в течение двадцати лет преподавал различные предметы (арифметику, грамматику, немецкий язык, геометрию, алгебру, поэзию, богословие), поставлен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря и присутствующим в духовной дикастерии. 24 февраля 1807 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. С 7 февраля 1812 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. С 1 мая 1813 года, в связи с удалением архиепископа Варлаама (Шишацкого), управлял Могилевской епархией. В том же году 6 июля, по прошению, уволен от управления Смоленской епархией и назначен епископом Чигиринским, коадъютором Киевской митрополии, с управлением Киевским Златоверхим монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Первый деревянный кафедральный храм Екатеринослава переехал к нам из Полтавщины, Успенский собор первоначально был деревянным. Хотя в 1787 г. был заложен кафедральный Спасо-Преображенский собор в нагорной части, его удалось возвести только в 1835 г. Соборная гора, где планировалось расположить основную городскую застройку, больше полувека стояла незастроенной. Екатеринослав интенсивно развивался в низменной приднепровской части, на месте бывшей слободы Половицы. Вот здесь и возник первый кафедральный храм города Успенский. Деревянный и позднее каменный Успенский храмы были расположены непосредственно на месте культовых сооружений бывшей слободы Половицы. Еще в 1783 г. на средства жителей слободы была построена небольшая деревянная церковь в честь Святых Первопрестольных апостолов Петра и Павла, которая располагалась среди небольшой дубравы, напротив современного лицея 100. По неизвестным причинам, накануне освящения церковь сгорела, и спасти удалось лишь иконостас и некоторую церковную утварь. Вместо сгоревшей церкви 15 января 1791 г. на этом же месте была освящена деревянная церковь Казанской Божьей Матери, это был перенесенный бывший католический костел города Екатеринослава Кильченского, построенный в 1780-1781 г.г. В дальнейшем он разобран и перевезен в Екатеринослав на Днепре. В 1796 г. в Екатеринослав была перевезена деревянная церковь из упраздненного Сокольского монастыря Полтавской губернии. Сокольский Преображенский мужской монастырь на Полтавщине был основан в 1714 г. игуменом Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. Он находился на берегу реки Ворсклы, возле горы Духовой (сейчас в Кобеляцком районе Полтавской обл.). Монастырь был ликвидирован в 1786 г. в рамках политики секуляризации. Вот эту привезенную из Сокольского монастыря деревянную церковь и предполагалось разместить на месте Казанской и превратить в Успенский собор. А Казанскую церковь, перенесли на новое место, переименовали в Святодуховскую и перестроили. Она находилась неподалеку от места, где позднее был сооружен каменный Троицкий собор. Итак, в 1796 г. началось сооружение на новом месте, вернее, собирание заново деревянного храма.

http://sobory.ru/article/?object=35654

В 1750 г. Знаменское-Садки приобрела у В.С. Урусова княжна Екатерина Ивановна Трубецкая. Единственным значимым событием, произошедшем в Знаменском при Е.И. Трубецкой, была замена ветхой деревянной церкви на каменную, сооруженную в 1754–1756 гг. «на другом поблизости удобном месте». Это был небольшой каменный храм типа восьмерик на четверике, увенчанный большим световым куполом с маленькой главкой на нем. Алтарь был далеко выдвинут на восток, а на запад симметрично была выдвинута трапезная. Над трапезной и алтарем поставили две колокольни. Знаменский храм был интересным памятником позднего елизаветинского барокко, столь редкого в подмосковных усадьбах. Об его интерьере сведений не сохранилось. Единственная фотография с внешнем видом церкви была найдена в архиве архитектора С.А. Торопова, хранящегося в фондах ГНИМА имени А.В. Щусева. Не позднее 1766 г. Знаменское-Садки перешло к дяде бывшей владелицы гвардейскому капитану князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. При Д.Ю. Трубецком Знаменское существенно расширилось на юг и юго-восток. В ходе реконструкции в усадьбе возвели ныне существующий большой господский дом в формах зрелого классицизма, поставленный на одной оси с церковью, восточнее ее (1780-е гг.). В этом доме Д.Ю. Трубецкой принимал 23 июня 1787 г. императрицу Екатерину II, которая возвращалась из поездки на юг страны, и встречавших ее внуков – великих князей Александра (будущего императора Александра I) и Константина Павловичей. Трубецкие практически постоянно проводили летние месяцы в своей усадьбе, за исключением перерыва во время Отечественной войны 1812 г. Церковь, в которой побывали французы, в 1813 г. была заново освящена. С конца 1810-х годов церковь посещал М.П. Погодин, будущий известный историк и писатель, приглашенный в Знаменское-Садки в качестве учителя младших детей Трубецких, а затем ставший личным секретарем владельца усадьбы. В 1843 г. был изменен статус церкви, которая утратила самостоятельность, будучи приписана к храму соседнего села Киова-Качалова, также входившего в состав имения Знаменское-Садки.

http://sobory.ru/article/?object=37664

В 1853 году в соборе устроили два боковых престола: справа - Успения Богородицы, слева - св. Димитрия Ростовского. Бывал ли Кваренги в Новгороде-Северском, неизвестно, но он не учел особенностей рельефа и грунта, и уже через 15 лет после завершения строительства Антону Карташевскому пришлось укреплять стены контрфорсами и купол внутренними колоннами. Собор подвергался реставрации в 1858, 1910, 1968 и в 1983 годах. 1999 год стал судьбоносным в жизни обители. После длительного перерыва в стенах Спасо-Преображенского собора вновь зазвучала церковная молитва. Из материала книги-путеводителя: Андрущенко Г.В. Путеводитель по Черниговщине. Изд-во " Мистецство " , г. Киев, 2011 г. Древнейшая каменная соборная церковь в честь Преображения Господня появилась в Спасском монастыре в XII веке. То, что осталось от неё (а это очень немного - лишь фундамент, открытый сейчас для всеобщего обозрения под полом нынешнего Спасо-Преображенского собора), позволяет говорить о том, что она была весьма невелика и строением своим похожа на Пятницкую церковь в Чернигове. " Церковь сия... подвергалась... многократным повреждениям от пожаров и неприятельских разорений, - совершенно справедливо указывает свт. Филарет (Гумилевский), - а потому, при возобновлениях и поправках, которые предпринимались после каждого разорения, могла утратить в наружном виде и во внутреннем устройстве первоначальную форму " . Особенно серьёзное переустройство старая Преображенская церковь претерпела при владыке Лазаре (Барановиче). Неизвестно, впрочем, чего было более в этом переустройстве - ремонта ли уже существовавшего здания или строительства нового с сохранением лишь некоторых фрагментов прежнего храма. К 1780-м годам соборная церковь пришла в ветхость. Возможно, это никого, кроме насельников монастыря (и правящего архирея), не взволновало бы, но вскоре из столицы пришло повеление о создании Новгород-Северской епархии, а в 1787 году обитель " посетила проездом " государыня императрица. Её стараниями и началось возведение нового собора - соответствующего статусу архирейского дома, который получил Спасо-Преображенский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=05573

Особые отношения связывали И. с Прохором Мошниным (прп. Серафимом Саровским ). Когда в 1780 г. послушник Прохор заболел и «ни один врач не мог определить вида его болезни, но предполагали, что это сделалась водяная болезнь», И. и строитель иером. Пахомий (Леонов) попеременно ухаживали за больным. Именно И. стал восприемником при пострижении в мантию (13 авг. 1786) прп. Серафима Саровского. Вместе с иером. Пахомием (Леоновым) И. духовно окормлял старицу прп. Александру Дивеевскую (Мельгунову), основательницу Дивеевской общины. Незадолго до ее кончины († 13 июня 1787) Дивеево посетили проезжавшие мимо по служебным делам И., строитель Пахомий (Леонов) и иеродиак. Серафим. По просьбе больной Александры подвижники совершили таинство Елеосвящения. Перед кончиной старица завещала им «не покидать неопытных послушниц ее в попечении» ( Серафим (Чичагов) . 2004. С. 47, 58-60). Перед смертью иером. Пахомий († 6 нояб. 1794) рекомендовал братии И. в качестве своего преемника. 12 нояб. И. был избран строителем пустыни (казначеем при этом стал иером. Маркеллин). Выбор был подтвержден распиской 25 монахов; среди подписей имеется автограф и прп. Серафима Саровского (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 176. Л. 8-8 об.) - редкий, возможно единственный, случай, когда преподобный подписал документ. 16 дек. 1794 г. указом еп. Тамбовского и Пензенского Феофила (Раева) И. был утвержден в должности строителя. При И. в Саровской пуст. были выстроены 2-этажная каменная кузница с помещениями для слесарей (1799), новый конный двор (1801), перестроены ворота под склад, надстроены больничные кельи, вост. корпус (1798-1800) и 3 вост. башни (1802-1803). В 1795 г. обитель закупила коров для нового скотного двора, устроенного на месте мельницы Масленковой (пустыньку стали называть Маслихой; ныне больничный городок в г. Сарове). В пустыньках Маслихе, Сатисской Ватажке, Дальней и др. И. завел пчельники. В 1799 г. завершилось возведение колокольни, оставшейся недостроенной после иером. Пахомия. Постройка, выдержанная в классическом стиле, образовывала архитектурную доминанту монастырского комплекса. 1 окт. 1806 г. И. освятил на колокольне ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Будучи хорошим хозяйственником, И. продолжал соблюдать саровскую традицию раздачи нуждающимся избытков монастырских доходов. 1 окт., в праздник Покрова Пресв. Богородицы, после окончания литургии нищие собирались на гостином дворе и насельники выдавали им полушубки, кафтаны, сапоги, рукавицы и др.

http://pravenc.ru/text/674846.html

Верхний шестигранный ярус звона колокольни поставлен на более широкий тамбур, возвышающийся над нижним ее ярусом. Членения фасадов отличаются графичностью, четкостью и характерны для произведения раннего классицизма. Фасады ритмично расчленены пилястрами, между которыми размещены высокие окна с полуциркульными перемычками в простых огибающих обрамлениях. Над окнами помещены «П»-образные по форме доски, а под окнами - прямоугольные доски. Аналогичное архитектурное решение можно отметить у здания гостиницы (1780-е г.г.), Богоявленского собора (1781-1787 г.г.) ансамбля Соборной горы, у бывшего дома губернатора, построенного в 1782 г. Эти памятники связаны с творчеством архитектора М.П. Слепнева. Пристройка к трапезной и колокольня 1860-х г.г. выполнены в стилизованных формах, воспроизводящих архитектуру конца XVIII в. самого храма. Можно отметить и различие в формах перемычек оконных проемов, в профилировках ордерных элементов. Сохраняются три входа: два в храмовую часть и один в нижнем ярусе колокольни. Планировка симметрична относительно продольной оси. Более высокий четверик храмовой части перекрыт куполом с угловыми тромпами. В алтарную часть, перекрытую коробовым сводом с поперечной ориентацией, ведет более широкий центральный и два боковых прохода. Более узкую трапезную перекрывают коробовые своды, смыкающиеся с небольшим перепадом на линии соединения первоначального объема и позднейшей пристройки. Проход в храмовую часть отмечен порталом. Симметрично с проходом в нижнем ярусе колокольни устроено два вспомогательных помещения, с лестницей, ведущей на ярус звона, и помещением с печью для сторожа; сохраняются коробовые своды. Памятник возведен из кирпича (26,0х13,0х6,5 см). Цоколь и часть ступеней сложены из белокаменных блоков с использованием гранитных блоков и ступеней. Стены по штукатурке снаружи окрашены в простенках в зеленый цвет, а пилястры, карнизы, наличники и декоративные доски побелены. Внутри стены и своды побелены. «Церковь Покрова» (церковь Покрова Богородицы), 1789-1794 г.г., является памятником архитектуры раннего классицизма. Сохраняет значительную роль в панораме восточной части города.

http://sobory.ru/article/?object=01020

В 1698 году, 6 Февраля, послано было от российских государей, их царских величеств, в монастырь Св. Саввы жалованья соболями на 60 рублей с архидиаконом папы и патриарха Герасима Симеоном, потому что старцы не приезжали. В 1109 (1697) году султан Мустафа II фирманом предоставил монастырю Св. Саввы, здешней греческой церкви 11 , право суда в том случае, когда у какого-либо хозяина из православных мореходной лодки, владеющего имением в Александрии 12 , зайдет тяжба с кем-либо из местных христиан. Если же он не будет доволен судом монастырским, то может подать челобитье в Константинополе помимо местных властей мусульманских 13 . В 1112 (1700) году тот же султан повелел, чтобы поклонники, приходящие в Александрию из Кипра и Фессалии и из других стран, находились под ведомом местного монастыря и не были бы беспокоимы турками. В 1730 году фиваидский митрополит Арсений изготовил антиминс за свой счет для церкви монастырской. В 1161 (1748) году турецкое правительство при султане Махмуде I 14 , по ходатайству александрийского патриарха Матфея, постановил не брать с клира ни подушных податей, ни таможенных пошлин. В 1768 году написана или обновлена была в обители икона Св. евангелиста Луки при игумене Филофее. В 1188 (1774) году султан Абд-эль-Хамид пожаловал александрийскому патриарху Герасиму фирман на право обозревать все церкви, подведомые духовной власти его, в Рахити (Розетте), Дамиатте и Александрии. В монастыре находятся два списка этого фирмана 15 . В 1194 (1780) году при Абдул-Хамиде 16 местная власть дозволила Саввинскому монастырю починить некоторые келии. Тогда же решено было повесить всех христиан; но этот монастырь выкупил их жизнь за 700 пиастров. Виновником сей беды был некто Захария Критянин, сын хаджи Петра 17 . В 1787 году александрийский патриарх Герасим изготовил за свой счет образа евангелиста Марка и Иоанна Богослова в виде складной книги для целования их при входе в церковь . Эти образа написаны довольно хорошо Иоанном Критянином. В 1790 году составлена была опись всего монастырского имущества. Тогда в обители находились 39 фунтов серебра и в числе книг церковных – древняя рукопись Ветхого и Нового Завета на пергамине. Я не видел ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Первоначально собор был трехкупольным и имел размеры 15 сажень в длину и 8 в ширину (примерно 30 на 17 м). В 1780 году было надстроено еще два купола над алтарной частью храма. Оригинальные архитектурные решения не позволяли полностью причислить его к определенному архитектурному стилю. В.Е. Бучневич писал, что архитектура центральной части собора носила отпечатки римской архитектуры, а купола — греческой. Известный исследователь истории и культуры Михаил Яковлевич Рудинский, много лет проработавший директором нашего краеведческого музея и заложивший основы Полтавского художественного музея, в своей брошюре «Архитектурный облик Полтавы» писал: «Архитектура собора при его рассмотрении вблизи привлекает внимание скорее необычностью своих масс, чем их красотою. Общая строгость контуров, отсутствие теплоты при отделке стен и сухость в оформлении окон делают его при приближении холодным и чужим. Большая площадь и положение на высоком месте, благодаря чему он так четко рисуется на фоне неба, еще более углубляет это впечатление. Не будь двух задних бань — я назвал бы его костелом, безразличным к земле и застывшим в своем величии. В 1787 году во время своего пребывания в Полтаве собор посетила императрица Екатерина II. Т.Г. Шевченко в 1845 году изобразил домик Котляревского и Успенский собор со стороны Подола. В 1847 году, в связи с переводом Полтавской архиерейской кафедры из Переяслава в Полтаву, он становится кафедральным. Долгое время район, прилегающий к собору был центром города. Даже в начале XIX ст. в Полтаве была только одна мощеная булыжником улица — от собора до Сретенской церкви. Когда после образования Полтавской губернии в 1802 году решался вопрос о расположении губернских административных зданий, один из предложенных вариантов предполагал строительство губернских присутственных мест именно напротив собора. Усилиями протопопа Иакима Яновского, а также стараниями и пожертвованиями колежских асессоров Александра Яшина и Ивана Пономарева в 1801 году было завершено строительство четырехъярусной колокольни, заложенной еще в 1774 году.

http://sobory.ru/article/?object=10625

From recent history, it seems that only two heroes have been left: the aged academics Dmitry Likhachov (1906-1999) and Andrei Sakharov (1921-1989) with their opposition to the disintegrating Soviet government. True, there was also Aleksandr Solzhenitsyn (1918-2008), but in his final years, in the opinion of the “creative class,” his writing was somehow off and he was expelled from their society. However, the “creative class” does still offer us some modern heroes: namely the “heroes” of glamour. They bear and successfully transmit “values” to the young that are diametrically opposed to higher values: instead of modesty, brazen conceit; instead of nobility, pettiness; instead of nobility, demonstrative opportunism and commercialism. And so on down the list. Then where in our country can we find real heroes? That’s the eternal question! Aleksander Griboyedov’s character Chatsky [in Woe from Wit. —Trans.] was already tormented by this: Where, show us, are the fathers of the Fatherland, Whom we must take as examples? Only, let us recall when it was that Chatsky cast this rebuke upon Russia. It was in 1827, it seems, when Griboyedov read the completed manuscript in Petersburg. Could it really be that no one could be found who could serve as a noble model and lofty “example”? But it was in just those years that Pushkin’s genius was blossoming. Yevgeny Baratynsky (1800-1844) and Vasily Zhukovsky (1783-1852) were creating their poetry. Nikolay Karamazin (1766-1826) performed the learned and literary feat of publishing his History of the Russian State, which was written in contemporary literary Russian. Fabian Gottlieb von Bellingshausen (1778-1852) and Mikhail Lazarev (1788-1851) discovered Antarctica in 1820. In painting, there were Alexey Venetsianov (1780-1847), Karl Bryullov (1799-1852), and Orest Kiprensky (1782-1836). In music, there were Mikhail Glinka (1804-1857) and Alexander Alyabyev (1787-1851). This is not even to mention our great soldiers: the generals, officers, and soldiers who expelled Napoleon and reached Paris! What, can’t they be “taken as examples”? And Mikhail Speransky (1772-1839) and Fedor Uvarov (1773-1824)? And indeed the Decembrists, if someone wanted to take them as an example, were also at hand, so to speak.

http://pravoslavie.ru/60128.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010