Как и в других масонских орденах, розенкрейцеры низших градусов посвящения ничего не знали о намерениях и планах вышестоящих. На низших градусах масонство было особым видом развлечения – «собирались, принимали, ужинали и веселились; принимали всякого без разбору, говорили много, а знали мало». «Я, – признается Новиков, – по сему масонству знал только четыре градуса; так я и говорю по своему знанию, а вышних по тому масонству 5, 6 и 7 или еще какие были, я не знал, так я и ведаю, что они знали». Конечно, вся реальная работа против России и за ее спиною велась в высших градусах посвящения и была неизвестна многим рядовым масонам, которые использовались как прикрытие для преступной антирусской деятельности. С 1787 года связным российских розенкрейцеров с их германскими начальниками стал А.М. Кутузов, который в это время уехал за границу для «изучения алхимии», жил там почти безвыездно и умер в Берлине. В 1775 году Кутузов – один из основателей ложи «Астрея», а в 1780-м – член ложи «Гармония». Достиг он высших градусов, состоял членом Директории теоретической степени, находился в постоянной связи с одним из главных мировых масонов того времени Дю-Боском . Именно среди розенкрейцеров можно увидеть самое большое количество шарлатанов и обманщиков, предлагавших в качестве платы за реальные политические услуги, измену и предательство некие высшие знания, якобы позволявшие управлять людьми и получать золото в неограниченных количествах. И среди русских вельмож и дворян находилось немало жаждущих заключить такую сделку. В Особом архиве я разыскал чертеж и описание некоего аппарата по производству магических материалов , предлагаемого розенкрейцерами простакам из числа русских вельмож. К нему было приложено следующее описание: «Из нижеследующего увидеть можно, каким образом оной приготовлятся и Самопотаенном Обществе так называемого Братства Розового Креста хранится. Подножие делается из Магического Елеитра или Состава и Слов Божие Елохим в округе оного выливается, на оное подножие поставляет Большой Хрусталь, сделанный из двух Хрустальных Камней, которые в середине вытачиваются Овалом и вместе составляются, тогда в помянутую овальную хрустальную пустоту влагается четвертной камень мудрых; сверх сего еще четыре малых Хрусталя кристализуются, кои должны быть чисто обточены; в середине также такую Пустоту, имеющую Раздвоенство на две части, дабы можно было их складывать.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/02/...

радуясь успехам Суворова над конфедератами, сотрудничала в журнале Н. И. Новикова «Живописец» и чинила с соседями, Австрией и Пруссией, первый раздел Польши, от которой приобрела на свою долю всю нынешнюю Белоруссию в 1772 г.; была обеспокоена донским казаком Емельяном Пугачёвым, выдавшим себя на р. Яике (Урал) за императора Петра III Федоровича в 1773 г.; уничтожила самозванца в 1774 г.; торжествовала Кучук-Кайнарджийский мир с Турцией, издала манифест об уничтожении Запорожской Сечи 3 августа и обнародовала сочиненное ею Учреждение для управления губерний Всероссийской Империи 7 ноября 1775 г.; почти диктовала Европе на Тешенском конгрессе условия трактата, покончившего европейскую войну за баварское наследство в мае 1779 г.; окончательно сбила с толку все европейские державы, да отчасти и северо-американцев, вооруженным нейтралитетом, изобретенным ею обще с графом Н. И. Паниным, в 1780 г.; издала Устав о соли, вине и купеческом водоходстве в 1781 г.; учредила орден св. равноапостольного князя Владимира 22 сентября 1782 г.; присоединила к России Крым 8 апреля и приняла в русское подданство Ираклия II, царя кахетинского и карталинского, 24 июля 1783 г.; руками морехода Шелехова, занявшего остров Кадьяк, положила начало русских владений в Америке в 1784 г.; даровала русскому дворянству Жалованную грамоту, с которою вместе обнародовано и Городовое положение 21 апреля 1785 г.; издала Устав народных училищ 23 января и объявила манифестом открытие Государственного заемного банка 28 июня 1786 г.; посетив Крым, получила в Москве объявление второй турецкой войны, начатой победою Суворова под Кинбурном 1 октября 1787 г.; увидела и нового врага на водах балтийских – шведский флот герцога зюдерманландского, побитый, однако, адмиралом Грейгом у Гохланда 6 июля, между тем как Потемкин готовился положить к ее ногам упорный Очаков, павший, наконец, после кровопролитного приступа 6 декабря 1788 г.; торжествовала победы героев своих Суворова при Фокшанах 21 июля и на Рыминке 11 сентября, Потемкина под Бендерами 3 ноября 1789 г.; даровала шведам, еще два раза разбитым на море принцем Нассау-Зигеном, мир, подписанный в Вереле 3 августа, и повелела выбить медаль в память взятия Суворовым Измаила, облитого кровью 33 тысяч погибших защитников, 11 декабря 1790 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Молитва: „Боже, очисти мя грешнаго...“ 1776 Речь о ней у нас уже была раньше 1777 , где выяснено также, что другая, изданная Floss’oм, молитва 1778 принадлежит вообще неизвестному автору. При этом надлежит отметить то обстоятельство, что в ц.-слав. „ Моли твословах “ известны – как принадлежащие „св. Макарию Великому “ – ещё следующие молитвы [о которых не знают западные издания творений этого подвижника]: Из утренних: а) „молитва 2-я“: „От сна востав полунощную песнь приношу ти, Спасе…“ 1779 ; б) „молитва 3-я“: „К Тебе, Владыко человеколюбче, om сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся...“ 1780 ; и в) „молитва 4-я“: „Господи, иже многою, Твоею благостию и великими щедротами Твоими, дал еси мне рабу Твоему... 1781 . Из читаемых „на сон грядущим“: а) „молитва 1-я“: „Боже вечный, и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети: прости ми грехи...“ 1782 ; и б) „молитва 4-я“: „Что ти принесу, или что ти воздам, великодаровитый безсмертный Царю, щедре и человеколюбче Господи?..“ 1783 Имея в виду эти молитвы, проф. Казанский пишет: „св. Макарию Египетскому ... принадлежат некоторые молитвы, вошедшие в церковное употребление“ 1784 ... Действительно, подлинность этих молитв, по-видимому, стоит выше сомнений. Несомненно, что они были перенесены (хотя каких-либо подробностей этого мы и не знаем) к нам из страны, просветившей нас и светом Христовым. В наше время, когда обращается усиленное внимание исследователей на отыскивание и изучение рукописей из прежних веков, позволительно надеяться, что кому-либо, быть может, посчастливится отыскать где-нибудь в архивах и древний манускрипт, содержащий в себе эти молитвы на их оригинальном языке и ясно подтверждающий принадлежность их пр. Макарию Египетскому . III) Epistolae sancti Macarii Aegyptii, числом 2 1785 1786 . Оба Послания „впервые изданы“ только Floss’oм в „1850 г.“ 1787 . а. Первое „Послание“ отыскано в латинском переводе. Оно имеет надписание: „ Incipim epismola sancmi Macharii “ (= Macarii ) „ ad filios Dei “ и затем начинается словами: „In primis“ (=imprimis) „quidem si coeperit homo semetipsum agnoscere 1788 … Послание издано на основании „трёх кодексов“ (Один из них „Vaticanus bibliothecae Christinae 588“ – „XIII века“; здесь „Послание читается“ на „р. 112–114“. Другой кодекс – „Trevirensis olim bibliothecae s. Maximini, qui nunc apud Bollandistas in Belgia asservatur“ – „XV века“; „Послание находится почти в средине кодекса“. Третий – „Confluentinus bibliothecae Gymnasii 23“ – „XV века“; здесь Послание чит. на „р. 125, 2–127“) 1789 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Много способствовало бродяжничеству украинского духовенства право свободного перехода всего вообще поспольства с одного места на другое, существовавшее там до самого учреждения наместничеств в 1783 г. Земские власти не имели обыкновения спрашивать у пришельцев их видов и в своих округах дозволяли селиться всякому желающему без всякого стеснения. При таких порядках нередко являлись по украинским селениям даже попы самоставы, или самозванцы. В 1769 г. один из таких самоставов, по фамилии Бреус, целых два года священствовал в с. Селище каневского староства, потом куда-то пропал и еще через 2 года явился в своей парохии уже польским гусарином. Парохияне пришли в ужас, когда он цинически рассказал им о своем самозванстве и нагло звал их под благословение, обвенчанные им хотели разводиться, но никто не вздумал его схватить. Насмеявшись вдоволь над громадой, он уехал и был таков. В заграничной украйне уже в конце 1780-х годов разыгралась другая любопытная история самосвятства, „исполненная химерогонства, криминальства и прочих неподобных поступков». Главным действующим лицом в ней явился некто Евстафий Пилипенко, пройдоха, выдававший себя под разными именами и званиями, всегда имевший с собой несколько разных билетов и документов, которыми и пользовался, смотря по надобности. В Полтавской губернии он женился на одной богатой казацкой девице, потом в 1787 г. бросил ее и бежал в польскую украйну, к чему побудило его между прочим совершенное им убийство своей работницы. За Днепром он в том же году присватался к дочери умершего хрещатицкого священника Морозова (в нынешнем черкасском уезде), наследнице, успел обмануть своими бумагами и невесту, и мать ее вдову Морозиху, и даже местного управителя Сушинского, сказавшись дворянином студентом Киевской академии, женился, взял у Сушинского согласие занять наследную парохию, а у парохиян выбор и выехал в Переяслав промоваться на попа, но скоро воротился и взял у Сушинского другой билет в русские владения тоже для рукоположения, в котором однако был назван уже священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Русско-тур. война 1787-1791 гг., к-рую Россия вела в союзе с Австрией, была отмечена крупными победами рус. армии под командованием Суворова, Потёмкина, Румянцева и флота во главе с адм. прав. Феодором Ушаковым . Ясский мир, заключенный в дек. 1791 г., привел к закреплению России на берегах Чёрного м., границы империи продвинулись до Днестра, а Турция признала присоединение Крыма к России. Параллельно с этой войной велась русско-швед. война 1788-1790 гг., вызванная желанием Швеции вернуть утраченные в XVIII в. территории. Атаки шведов были отбиты, и в авг. 1790 г. был заключен Верельский мир, подтвердивший территориальные приобретения России. На присоединенных землях в Сев. Причерноморье в 1770-80-х гг. возникли новые города: Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь, Симферополь и др. В 1779 г. Е. А. выступила посредником между Пруссией и Австрией в войне за Баварское наследство и стала гарантом Тешенского мира, установившего баланс сил в Свящ. Римской империи. Е. А., вдохновленная успехами 70-80-х гг., имела намерение объединить усилия европ. держав для совместного изгнания турок из Европы, восстановить Византийскую империю и возвести на ее престол своего внука вел. кн. Константина Павловича. «Греческий проект» Е. А. обсуждала в переписке с австр. имп. Иосифом II , Однако конкретных шагов по реализации проекта сделано не было, т. к. он был рассчитан на совместные усилия С.-Петербурга, Вены, Лондона и Парижа, чьи интересы не совпадали. Е. А. не позволяла втянуть себя в чуждые интересам России конфликты. Так, во время войны за независимость амер. колоний (1775-1783) Великобритания пыталась привлечь Е. А. на свою сторону и просила послать за океан рус. экспедиционный корпус. Императрица не только отказала Великобритании в военной поддержке, но и выступила в 1780 г. с декларацией о морском вооруженном нейтралитете. Этот акт международного права давал возможность нейтральным державам защищать свои суда в зоне военных действий с помощью оружия. К декларации присоединилось большинство европ. гос-в, что оставило Великобританию в фактической изоляции.

http://pravenc.ru/text/Екатерины II.html

В 1781 г. самый состоятельный прихожанин и староста Анненкирхе – владелец кожевенного завода Иоахим Готфрид Керстнер пожертвовал 16 000 р. для постройки сиротского дома. 493 В этом доме предполагалось воспитывать 10 мальчиков-сирот от 7 до 14 лет. Они же должны были бесплатно обучаться в Анненшуле. Через 4 года здание было готово. Оно было выстроено на противоположной стороне Кирочной улицы (Кирочная, д. 7). Мемориальная мраморная доска, рассказывавшая его историю, заканчивалась словами: «Сохрани это себе, потомство; строй, улучшай, ничего не ломай!». 494 В 1780 году, в связи с расширением учебной программы и введением в преподавание русского языка, Анненшуле была преобразована в «городскую школу» по типу шестиклассных городских училищ. Анненшуле содержалась на средства прихожан церкви св. Анны. В школу принимались дети различных вероисповеданий, имелись мужское и женское отделения. В отделении для мальчиков преподавались богословие, естественные науки, языки. Девочки помимо изучения ряда предметов осваивали рукоделие. Училище, в отличие от ему подобных, было более демократичным. По свидетельству его тогдашнего директора – пастора Фридриха Теодора Рейнбота, «нередко, честно говоря, девочки, которые не могут поступить в иные учебные заведения (по причинам ограничения приема, сословным и имущественным признакам – а. А.), могут быть приняты в училище св. Анны». 495 Однако права поступления в Университет ее питомцы не имели: его обеспечивала только гимназия. Одним из питомцев Анненшуле (с 1798 г.) был Карл Магнус (Александр Лаврентьевич) Витберг (Wittberg) (1787–1855), будущий архитектор, живописец. Обучаясь затем в Академии художеств, вступил в масонскую ложу «Умирающего сфинкса». В 1815 году он получил 1-ю премию за проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812 года. В 1817 году Витберг возглавил в Москве строительство по этому проекту грандиозного трехъярусного храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Однако в 1828 году строительство, требовавшее огромных денежных расходов, было приостановлено, а проект был закрыт. 496

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Обратимся к более подробному изучению его основных идей, и прежде всего к его размышлениям о «небратском» состоянии мира. Острое ощущение «небратства» в мире определяет его суровое отношение к современности, ко всей истории, ибо «история, – замечает он в одном месте 1780 , – есть (в сущности) разорение природы и истребление друг друга». Тот же лозунг «братства», который часто встречается в наши дни, по существу своему есть ложь, ибо «свобода исполнять свои прихоти и завистливое искание равенства не могут привести к братству: только любовь приводит к братству» 1781 . «Крайнее развитие личности, разделение занятий, приведшее людей к совершенной внутренней разобщенности» 1782 – такова сущность современной цивилизации, которая «пришла к тому, что всё, предсказанное, как бедствие, при начале конца, – под видом революции, оппозиции, полемики, вообще борьбы – стало считаться условием прогресса» 1783 . «Мир идет к концу, – тут же пишет Федоров, – а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца». Для Федорова ясно, что благодаря основной неправде современная цивилизация, выросшая на «небратской» жизни, «держится только вечным страхом и насилием», – а так наз. «нравственность» в современном мире есть в сущности «нравственность купеческая или утилитарная» 1784 . «В настоящее время всё служит войне, – читаем в другом месте 1785 , – нет ни одного открытия, которым бы не занимались военные в видах применения его к войне»; «человек сделал, по-видимому, всё зло, какое только мог, а относительно природы (истощение, опустошение, хищничество) и относительно друг друга… самые пути сообщения и те служат лишь стратегии или торговле, войне или барышничеству». В этих обличениях Федоров часто приближается к современной критике капитализма 1786 за его хищничество, за угождение прихотям («индустриализм, – однажды писал Федоров 1787 , – есть порождение половой страсти, страсти наряжаться, молодиться, бриться, румяниться»), за стремление к наживе. Завет любви и братства окончательно превратился в современной цивилизации в слово, лишенное содержания, – что особенно ясно в городах, как скоплениях людей. «Город, – писал однажды Федоров 1788 , – есть совокупность небратских состояний». Эта «страшная сила небратства» 1789 связана с тем, что «небратство коренится в капризах», – это есть «упорная болезнь, имеющая свои корни вне и внутри человека». При этом надо иметь в виду, что «современная неустранимость небратского состояния является коренным догматом ученых».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

825 Имения эти были: русских людей: Гомель – фельдмаршала Румянцева-Задунайского, Телешево – бригадира Симонова, Половцы – генерал-майора Ивана Васильевича Завадовского, имение (непоименовано) сенатора Козлова, Краснополь, Палужье – князя Алексея Михайловича Голицына; местечко Хаславичи и окрестные деревни – тайного советника Козьмина, Коптево – генерал-майора, Михельсона, Чечерск и окрестные деревни – графа Чернышева, староство жуковское – бывшего могилевского вице-губернатора Воронича, Захарово – камергера Ивана Николаевича Корсака-Римского. Там же, – ведомость. Крычев до 1787 года принадлежал Потемкину, а затем Любомирскому, русск. Арх. 1867 года стр. 1205. 827 Дело 1780 г., 294, л. 5. Этим же способом присоединены были приходы: села Долгого, Петуховки, Летяг. Там же, л. 1. Таким же способом присоединились местечки Чечерска (владения Чернышева) протопоп Михаил Бакоревич, села Несымкович священники – братья Иосиф и Павел Шункевичи, а за ними и их приходы. Там же, л. 13. Был случай, что приходилось разделять приход на два, православный и униатский. Так в Климовичах городские прихожане предтеченской церкви пожелали быть православными, а деревенские прихожане жители деревень: Тимонова, Кукусвы, Гориевич, угрозами владельцев были удержаны в унии; у них остался священник Михаил Пясковский, а в Климовичи назначен православный священник. Дело, 1781 г., 344, л. 9. 840 Там же, 99. Латинский перевод этого исповедания засвидетельствовал подписью и печатью митрополичий протонотарий Сушицкий. Русского подлинника мы не нашли. 842 Там же. На этой конгрегации обсужден был также проект избрать особые города для поселения сыновей священнических, не поступающих в духовитое звание. Кн. 72, III. Смогоржевский стал было поселять их у себя в Радомысле, но на конгрегации 1784. г. было заявлено, что они предпочитают жить в неволе (у панов) на хорошей земле, нежели на свободе на песках. Там же, 11. 845 Маршал Любомирский был дядей Ксаверия Любомирского – известного покровителя православных в Смилянщине, о котором будет речь ниже. На маршала Любомирского Смогоржевский и его друзья видно

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

7 декабря 1780 г. английский посланник Джемс Гаррис, впоследствии лорд Мальмсбюри, извещал из Петербурга лорда Стормонта о беседе с государыней. Приводим часть этой беседы. Гаррис: «Ваше Величество слишком великодушны, чтобы нас покинуть. Вы не захотите, чтобы потомство сказало, что в царствование Вашего Императорского Величества Англия погибла, и вы не захотели подать ей руку помощи». Императрица»: «Я устала великодушничать. Надо ли всегда оказывать великодушие, не испытывая его ни от кого? Будьте сами великодушны ко мне, и вы увидите, что я вам заплачу тем-же; оставьте в покое мою торговлю, не задерживайте мои немногочисленные суда – я сказала вам, что это мои дети. Я бы желала, чтобы мой народ сделался промышленным. Согласно ли с характером народа-философа противиться этому?» («Рус. Арх.» 1874 г.). Вторая турецкая война 1787–91 г.г. протекала в трудных для России условиях. Англия и Пруссия сильно интриговали. Первая платила субсидии шведскому королю Густаву III, вторгнувшемуся в 1788 г. в русскую часть Финляндии. Англия собиралась отправить свой флот в Балтийское море. Пруссия вооружалась и подстрекала Польшу против России и Австрии, нашей тогдашней союзницы. Франция старалась нам портить. 23 мая морской бой русской и шведской эскадр происходил близ острова Сексара. Шведы принуждены были адмиралом Крузом удалиться. Во время боя настроение в Петербурге было тревожное. Статс-секретарь Храповицкий записал в памятной тетради: «Ужасная канонада слышна с зори почти во весь день в Петербурге и в Царском Селе». Потемкин пал духом из-за бедствия, постигшего черноморский флот и опасности, грозившей Кинбурну. Екатерина писала ему: «Что Кинбурн осажден неприятелем и уже тогда четыре сутки выдерживал канонаду, я усмотрела из твоего собственноручного письма. Дай Бог его не потерять, ибо всякая потеря неприятна; но положим так; то для того не унывать, а стараться, как ни есть отомстить и брать реванш. Империя остается империей и без Кинбурна; толи мы брали и теряли! Всего лучше, что Бог вливает бодрость в наших солдат там, да и здесь не уныли, а публика лжет в свою пользу и города берет, и морские бои и баталии складывает, и Царьград бомбардирует; я слышу все сие с молчанием и себе на уме думаю: был бы мой князь здоров, то все будет благополучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Дмитровское. Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь расположена на северо-восточном краю села, на берегу речки Роська. Сооружена на средства майора И.П. Рожнова в 1780-1787 гг. вместо одноименной деревянной церкви 1652 г. В 1787 г. при сыне храмоздателя капитане Н.И. Рожнове был освящен придел Дмитрия Солунского В трапезной, а в 1794 г. - главный престол. В 1805 г. по прошению вдовы надворной советницы Н.Е. Игнатьевой в трапезной был устроен второй придел во имя Николая Чудотворца. Верхний ярус колокольни, очевидно, надстроен в сер. 19 в. Церковь закрыта в 1930-е годы. Во 2-й пол. ХХ в. трапезная лишилась перекрытия и значительной части стен. Не сохранилась также глава колокольни, утрачено внутреннее убранство. Кирпичное оштукатуренное здание - яркий пример сельской приходской церкви в стиле барокко, отличающейся выразительным силуэтом и развитым декором. Приход открыт в 1991 году. Источник: сайт Тверской епархии Погост Дмитровский, что под Медным, от Твери 35 верст. Церковь Похвальская, построена в 1787 г., каменная, престола три: в холодной Похвалы Пресвятой Богородицы, в теплой: правый Великомученика Димитрия Солунского, левый Святителя Николая. Церковные документы: опись, метрики с 1780 г., исповедные с 1820 г., план на землю. Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы – каменный храм в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области, построена вместо деревянной церкви того же посвящения. В 1930-х г.г. был закрыт, в 1991 г. в полуразрушенном состоянии возвращен верующим. Строительство каменной Похвальской церкви на Дмитровском погосте, что под Медным, было начато в 1780 г. на средства майора И.П. Рожнова. Ранее на месте существующей ныне церкви стоял одноименный деревянный храм, построенный в 1652 г. В 1787 г. строительство было завершено. Церковь стояла на берегу реки Роська, на северо-восточной окраине села. В том же году при капитане Н.И. Рожнове, сыне храмоздателя, в трапезной состоялось освящение придела Дмитрия Солунского. В 1794 г. был освящен главный престол. Спустя десятилетие, в 1805 г. в трапезной по прошению надворной советницы Н.Е. Игнатьевой устроили второй придел, освященный во имя Николая Чудотворца. В середине XIX в. был надстроен верхний ярус колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=04735

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010