Др. заботой П. было состояние духовных школ. По прибытии в епархию он обратил внимание на излишнее число воспитанников в низших классах Смоленской ДС и славяно-рус. школах уездных городов. Среди них оказалось много великовозрастных и не стремившихся к учебе воспитанников, к-рые своим пребыванием в школах лишь затрудняли преподавание учебных дисциплин в высших классах семинарии. В связи с этим П. отчислил из низших школ неспособных юношей, расширил круг семинарских дисциплин, углубил изучение исторических и математических наук; указом от 28 окт. 1787 г. увеличил срок преподавания богословия с 2 до 4 лет, ввел обучение нотному пению, основам языкознания. В 1763 г. начал действовать класс греч. языка, к-рый воспитанники посещали «по желанию» ( Сперанский. 1892. С. 61-62, 64). В 1768 г. для учеников 3 высших классов устанавливались обязательные «чередные» богослужения. Лучших воспитанников П. направлял в Московский ун-т, где они обучались на его личные средства, а по возвращении становились преподавателями в Смоленской семинарии. «Неспособных к наукам» П. отдавал в «ремесла»; один из них, С. М. Трусиций, позже руководил сооружением иконостаса Успенского собора. При П., в 1779-1783 гг., в семинарии обучался Н. А. Мурзакевич (1769-1834) - 1-й историк Смоленска. Епископ, узнав об увлечении юноши историей, предоставил ему свою б-ку и допустил в архив духовной консистории. Указом Синода от 22 янв. 1780 г. П. исходатайствовал увеличение жалованья до 2000 р. ассигнациями в год на содержание семинарии. Однако впосл. эта сумма «далеко не удовлетворяла всем нуждам заведения», поэтому при встрече с имп. Екатериной II, к-рая остановилась в Смоленске в 1787 г., П. пожаловался, что семинария располагает «самыми скудными материальными средствами», и испросил у императрицы в «добавление к отпускаемой сумме» еще 2260 р. Имп. Екатерина II повелела немедленно выдать прибавочные 2500 р. и выплачивать такую же сумму впредь. В янв. 1768 г. П. составил и издал правила для «благоустройства низших духовных школ», состоявшие из 16 пунктов ( Сперанский И.

http://pravenc.ru/text/2579087.html

После смерти имп. Марии Терезии (1780) И. начал править самостоятельно, продолжив начатые ею преобразования, однако его реформы носили более радикальный и часто противоречивый характер. И. провел реформы в области гос. управления, экономики и социальных отношений. В сфере гос. управления И. столкнулся с проблемами, связанными с устройством империи, в каждой части к-рой сохранялись собственные органы власти при отсутствии централизованной системы управления, единой армии, системы налогообложения, денежной единицы и т. д. Попытки централизации и унификации гос-ва, предпринимавшиеся имп. Карлом VI и Марией Терезией, были завершены проведенными И. реформами королевской канцелярии, палаты суда и управления финансами (в т. ч. через слияние 13 различных региональных учреждений). Наиболее важной из реформ является реорганизация гос. управления Венгрии (1785), Ломбардии и Австрийских Нидерландов (1787). В Венгрии И. стремился поставить под свой контроль сословия, положить конец венг. обособленности и отменить конституцию. Он ликвидировал комитатскую систему (обл. автономию) и разделил страну на 10 адм. округов во главе с комиссарами. Император отказался короноваться венг. короной св. Стефана (Иштвана) и приказал перевезти ее в Вену, за что в Венгрии его называли «король в шляпе». В целях унификации И. проводил политику германизации многонационального населения империи, в т. ч. сделал нем. язык обязательным в делопроизводстве (1784) на территории всех подвластных Габсбургам земель, кроме Ломбардии и Австрийских Нидерландов, где итал. и франц. языки признавались «пригодными» в гос. управлении. Эта реформа вызвала недовольство подданных и стала одной из причин восстаний в конце правления И. В экономике важнейшим мероприятием стала отмена крепостного права, давшая возможность крестьянам выбирать место проживания, заключать сделки; помещикам запрещалось сгонять крестьян с их наделов и чинить препятствия их хозяйственной деятельности. Однако перевод крестьян на выкупные платежи зависел от желания помещика. В итоге в Галиции барщина была отменена только в 1786 г., а в Венгрии в 1787 г. Как и имп. Мария Терезия, в экономической сфере И. следовал принципам меркантилизма, ограничивая ввоз иностранных и поощряя экспорт отечественных товаров, поддерживая развитие мануфактур, в т. ч. путем предоставления льгот предпринимателям-протестантам, переселявшимся в Австрию из Рейнской обл. и Нидерландов. Религ. льготы коснулись и православных, игравших важную роль в венской торговле, а также иудеев, в финансовых капиталах к-рых нуждался двор. Реализуя идеи Просвещения, император открывал богоугодные заведения, больницы, приюты для глухонемых. Экономические и социальные реформы И. способствовали модернизации империи Габсбургов.

http://pravenc.ru/text/673653.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛЬБЕРГ [нем. Dalberg] Карл Теодор Антон Мария фон (8.02.1744, Вормс - 10.02.1817, Регенсбург), нем. католич. архиепископ, теолог, философ, гос. деятель. Сын камергера, члена тайного совета. С 1754 г. воспитывался в ДА г. Майнца и г. Вюрцбурга. В 1761 г. окончил юридический фак-т Гейдельбергского ун-та. После путешествия по Италии, Франции, Нидерландам с 1762 г. приступил к гос. службе в курфюршестве Майнц. С 1772 г. управлял Эрфуртской епархией, занимался широкой просветительской и благотворительной деятельностью, принимал участие в реформе Эрфуртской академии, к-рая вновь открылась в 1774 г. после 20-летнего перерыва. В издававшихся академией «Актах» появилось сочинение Д. «Размышление о вселенной» (1777). С 1780 г. Д.- ректор ун-та г. Вюрцбурга. В 1781 г. он вступил в масонскую ложу иллюминатов и стал участником движения за свободу нем. католичества от Рима. 5 июня 1787 г. при поддержке имп. Иосифа II был избран на должность коадъютора Майнца. В 1803 г. архиепископ г. Регенсбурга. В 1806 г. назначен Наполеоном I Бонапартом примасом Рейнского союза. В 1810 г. уступил Регенсбург Баварии, в обмен получил княжество Фульда, графство Ханау и титул великого герцога. Отрекся от престола в 1813 г. Был другом И. В. Гёте, Ф. Шиллера, К. М. Виланда, поддерживал постоянную переписку с И. Г. Гердером. Эссе Д. «Мысли в связи с определением моральной ценности» (1782) стало одним из первых в истории философии Нового времени исследованием по аксиологии (философская дисциплина, занимающаяся теорией ценностей). В основу системы нравственности, по мнению Д., должно быть заложено комплексное изучение добродетелей и пороков на уровне точности, достигнутой в естествознании. Возможность выражения моральной ценности количественно (напр., во сколько раз «благородные» поступки больше «великих») Д. обосновывал ссылками на уголовное право, где по совокупности малые правонарушения равны одному большому. Ступени поступков он представлял соответствующими количеству страстей, выражая «ценности поступков и их степеней» по образцу геометрической прогрессии, различая при этом установку на совершение поступков и сами поступки. Пределом поступков с «негативной» ценностью является уподобление человека диаволу (через принесение ближних в жертву своим интересам); добродетельных поступков - самоотверженность Богочеловека.

http://pravenc.ru/text/168674.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОБРОВ Семён Сергеевич (1763 или 1765, Ярославль - 22.03.1810, С.-Петербург), поэт, переводчик. Род. в семье священника. В 1774 г. принят в гимназию при Московском ун-те, в 1782 г. произведен в студенты (в лит-ре встречается указание на то, что в 1774 Б. был определен в ДС, в 1780 перешел в университетскую гимназию). Во время учебы в ун-те испытал сильное влияние мистико-масонских идей, распространявшихся М. М. Херасковым, Н. И. Новиковым, И. Г. Шварцем, участвовал в переводческой семинарии при ун-те, существовавшей на средства розенкрейцеров (см. ст. Масонство ), был членом связанного с масонами «Дружеского ученого общества». В 1784 г. начал печататься в журналах «Собеседник любителей российского слова» и «Покоящийся трудолюбец». В 1785 г. закончил учебу, в февр. 1786 г. переехал в С.-Петербург, с 1787 г. служил в Герольдмейстерской конторе, состоял членом близкого к масонам «Общества друзей словесных наук». В 1791 г. Б. выехал (вероятно, был выслан) на юг России, с февр. 1792 г. состоял переводчиком при Н. С. Мордвинове (в его походной канцелярии, с 1795 - при конторе Главного командира Черноморского флота в Николаеве). В 1798 г. Б. опубликовал «лирико-эпическое песнотворение» «Таврида» - своеобразную поэтическую энциклопедию («исчисление») природы и истории Крыма. В 1800 г. вернулся в С.-Петербург, служил переводчиком в Адмиралтейств-коллегии, с 1804 г.- в Комиссии о составлении законов. В 1804 г. выпустил сб. «Рассвет полночи». Скончался от туберкулеза, похоронен на Волковом кладбище С.-Петербурга. В поэзии Б. центральное место занимают религ. и философские темы. В ранних стихотворениях, опубликованных в ж. «Покоящийся трудолюбец», он попытался дать картину священной истории: творение мира («Размышление на первую главу Бытия», 1784), блаженная «весна» Адама, грехопадение и подчинение человека времени и смерти («Осень», 1785), спасительное действие Любви в истории вселенной («Ода Любовь», 1785), гибель мира в огне, рождение «новой земли» и «нового неба» («Ночное размышление», 1785).

http://pravenc.ru/text/149423.html

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. Здесь он не лукавил – действительно первый и возможно, единственный... Как на государственной службе, так и в своем творчестве, Державин превыше всего ставил человеческое достоинство и считал, что нужно служить не высшим чинам, а благим законам, для следования которым и нужна государственная власть. Тема правосудия, воздаяния за грехи власть имущих — главная в творчестве поэта. Достаточно взглянуть на названия его произведений, чтобы утвердиться в понимании этого основного вектора творчества Державина: «Правосудие», «Праведный судия», «Властителям и судиям», «Радость о правосудии», «Похвала за правосудие» и т.д. Исследователи отмечают, что в текстах Державина чаще всего встречаются два слова: «правосудие» и «Бог». Образ Бога — один из ключевых в державинской лирике. Интересно, что в биографии Державина прочно закрепился следующий факт: первым словом, которое произнес поэт в младенческие годы, было слово «Бог». Многие его произведения содержат размышления автора о Божественном, о месте человека в мире и его отношениях со Всевышним. Поэт с детства читал религиозную литературу и использовал христианские мотивы в своей поэзии. Его оду «Бог», которая была переведена на множество языков, литературоведы признают «своего рода поэтическим богословием». Также автор осуществил поэтические переложения около тридцати ветхозаветных псалмов. Правительство ополчилось на Державина именно за одно из таких переложений — «гневную оду» «Властителям и судиям». О произведении Стихотворение «Властителям и судиям» было написано в 1780 году, когда о Державине как о поэте мало кто знал. Поэтому стихотворение цензура попросту не пропустила в журнал «Санкт-Петербургский вестник». Но в 1787 году, уже личный знакомец Екатерины, высокопоставленный и прославленный Державин -- не по зубам цензорам. И (без ведома императрицы) он добился публикации этой оды-наоборот. Которая спустя несколько лет станет одной из причин ссоры с государыней.

http://foma.ru/50-velikih-stihotvoreniy-...

Первою известною конференцией была конференция 20 октября 1721 года в Сенате, в аудиенц-камере; рассуждение шло о поднесении Петру титула императора и именования Великого. От Синода был вице-президент Феофан и два советника-архимандрита 1778 . На следующий день, 21 октября, была вторая конференция по тому же предмету, уже в Синоде. От Сената было девять сенаторов. Из состава Синода не было архимандрита Леонида, бывшего в отпуске, митрополита Стефана и Феофана 1779 . 22 октября была третья конференция все по тому же предмету, опять в Синоде. Синод был весь, кроме Леонида и Стефана, а из Сената было только три сенатора. Конференция эта собрана была собственно для редакции речи, предназначенной к произнесению в церкви при поднесении Петру титулов 1780 . Была конференция 19 ноября 1721 года, в Сенате, в присутствии государя 1781 . 23 декабря 1721 года была конференция в Москве, в синодальной крестовой палате, о согласовании титула государыни с титулом государя, который теперь стал именоваться императором. Синод на этой конференции был в полном составе, кроме митрополита Стефана 1782 . В 1722 году было, кажется, более всего конференций. 12 апреля, в Сенате, «при присутствии Синода и Сената» был и государь; рассуждение шло по многим вопросам, касающимся духовного ведомства; от Синода был, между прочим, представлен доклад, на который были даны высочайшие резолюции; кроме того, последовали и особые высочайшие указы по некоторым вопросам 1783 . 20 июня конференция была в Синоде, о писании икон; от Сената были два сенатора и генерал-прокурор 1784 . 16 июля была конференция в Сенате, о мерах к уменьшению раскольников 1785 , 27 июля, в Сенате, о призрении незаконнорожденных младенцев 1786 ; тогда же решено отпускать из казны ежегодно тысячу рублей «на довольствование иностранных духовных персон до совершенного о них установления по приезде в Россию» 1787 . 31 августа 1722 года, по-видимому, была вторая конференция о писании икон: этим числом отмечено подписанное Сенатом и Синодом общее определение относительно иконного письма 1788 . 19 ноября 1722 года была конференция, на которой, между прочим, решено увеличить жалованье госпитальным ученикам и принято решение о немедленном очищении духовных подворий, занятых светскими командами 1789 . Была еще конференция в декабре, по вопросу о посылке в Сербию русских учителей по просьбе сербского митрополита Моисея 1790 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Сочинения Сковороды хронологически следуют одно за другим с большой равномерностью. Весь свой страннический период он пишет преимущественно, хотя и не исключительно, летом (так, «Жену Лотову», одно из главнейших своих сочинений, он написал во время «непрестанных осенних дождей» 2 и в общем одно сочинение приходится приблизительно на два года. Дошедшие до нас сочинения Сковороды 3 хронологически датируются с довольно большой и бесспорной точностью. Они идут в таком порядке. В 1766 году написаны две вступительные проповеди в курсе лекции «О христианском добронравии» и «Начальная дверь ко христианскому добронравию». В сущности оба произведения суть части одного и того же. В конце 60х годов написаны «Наркис» и «Асханъ», оба посвященные одному и тому же вопросу: самопознанию. К1772 г. относятся «Разглагол о древнем мире». и Беседа двоих». Приблизительно к 1774 году1 нужно отнести написание «Разговора дружеского о душевном мире». В 1776 году написан «Израильский Змий», который иначе называется «ИконаАлкивиадская, диалог: душа и нетленный дух». В 1780 году — «ЖенаЛотова, или Книжечка о чтении Священного писания». В 1783 году — «Брань Архистратига Михаила с Сатаною». В 1787 году — «БлагодарныйЕродиш и «УбогийЖаворонок». В самом конце 80х годов Сковорода написал «Потоп Змиин», который «исправил, умножил и кончил» в 1791 году. Говоря приблизительно, в писательской деятельности Сковороды мы можем выделить три периода. В конце 60х годов, т. е. в начале страннической жизни, внимание Сковороды захвачено главным образом самопознанием. Найдя некоторые твердые основы, Сковорода в середине 70х годов уже в состоянии перейти к сообщению другим тех сокровищ внутреннего мира, которые он обрел, вступив на путь деятельного и динамического самопознания. Если диалоги о самопознании написаны с лирическим воодушевлением, как беседа с самим собой, и в литературном отношении грешат неровностями, совмещая очень сильные места со слабыми и неудавшимися, то диалоги о душевном мире написаны с ровным красноречием и силою уверенного проповедника, который уже не себе, а другим указывает верный и надежный путь жизни. В литературном отношении они наиболее закончены, обдуманы и потому понятны. Они могут лучше всего ввести в круг своеобразных моральных философем Сковороды. Третий период, чрезвычайно важный, составляют диалоги «Израильский Змий», «ЖенаЛотова» и «Потоп Змиин», относящиеся ко второй половине 70х и к 80 м годам и все посвященные одному вопросу — проблеме Священного Писания. Это наиболее умозрительные, наиболее теоретические, наиболее глубокие философские произведения Сковороды. «Благодарный Еродий» и «Убогий Жаворонок» — наиболее слабые в литературном отношении — посвящены вопросам воспитания и носят эпизодический характер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=838...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Дунтены Шведские майоры Готгард Дунте (Dunte) и Лудвиг Дунте возведены были, при Короле Шведском Карле XI, правительственным советом Королевства Шведского (Король был в то время малолетным), в дворянское достоинство, 31 октября 1663 года, под именем: Дунтен (Dunten). Эрнест-Карл ф. Дунтен служил в российской армии генерал-поручиком, и скончался в 1780 году. Оттон-Магнус Дунтен (рождение 1722 † 1799) возведён был, 24 января 1787 года, Императором Иосифом II, в Графское Римской Империи достоинство. Он женат был на Анне-Вильгельмине ф. Бок, имел двух сыновей: 1) граф Карл-Вильгельм (рождение 1761 † 1830), от брака с Вильгельминою ф. Стааль (рождение 1771 † 1840) имел сына, графа Оттона Карловича (рождение 1800), который женат на Аделаиде-Софие де-Кегорн, имеет двух сыновей: графа Евгения Оттоновича (рождение 23 сентября 1829) и графа Павла Оттоновича (рождение 19 марта 1833), и двух дочерей: графиню Марию Оттоновну и графиню Аделаиду Оттоновну; 2) Георг–Рейнгольд (рождение 23 августа 1766 † 29 мая 1845) не имел детей от брака с графинею Наталиею Петровною Пален. Герб дворян Дунтен: щит разделён горизонтально на две половины: в верхней, в серебряном поле две красные розы; в нижней, в голубом поле, три золотые лилии. На гербе дворянский шлем; на нём покрывало серебряное, красное, золотое и голубое; из шлема выходит, в каждую сторону, по три знамя, красное, серебряное и голубое, и между ними человек держит обнаженный меч. Намет справа красный, подложенный серебром; слева голубой, подложенный золотом (см. Шведский Гербовник). Герб графов Дунтен: щит разделён перпендикулярно на две половины: правая серебряная, левая красная. В каждой половине, на зелёной траве, по одному розану и по одному тюльпану, на стеблях. Розаны и тюльпаны белые в красном поле, и красные в поле серебряном. Посреди герба восьмиугольная звезда, красная в поле серебряном и серебряная в поле красном. На щите графская корона, и на ней дворянский шлем, из коего выходят: вправо стебель с красною розою; влево стебель с розою белою, и посреди обоих стеблей семиугольная звезда, коей правая половина серебряная, а левая красная. Намет красный, подложенный серебром. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В 1772 году под командованием Ушакова находился прам «Курьер». А в 1773 году – 16-пушечный корабль «Модон», который под его руководством участвовал в отражении высадившихся в Балаклаве турок. С 1775 года Федор Ушаков командовал фрегатом, а в 1776 – 1779 гг. участвовал в походе на Средиземное море с целью проводки фрегатов в Чёрное море. Два года (1780-1782) командовал линейным кораблём «Виктор», который «ходил» в составе эскадры на Средиземном море. С 1783 года Федор Ушаков участвовал в постройке кораблей в Херсоне. Весной того же года город охватила чума. С мая по октябрь скончалось около 12 000 человек. Не только строительство Черноморского флота, но и существование самого города было поставлено под угрозу. На борьбу с эпидемией были брошены все силы. Особенно отличился Федор Ушаков. Благодаря принятым мерам, в его команде не было ни одного смертного случая. За столь успешную борьбу с эпидемией и сохранение команды Федор Федорович был награжден орденом Святого Владимира IV степени. Таким образом, первую свою награду Ушаков получил в мирное время – за сохранение жизней своих подчиненных. Вскоре капитан первого ранга Ушаков был переведен в Севастополь, чуть позже став фактическим главой города. Создавался Черноморский флот, строились пристани, возводился первый городской храм. Параллельно на море шла война с Османской империей. В 1787–1791 гг. русский флот под командованием Федора Федоровича, не потеряв ни одного корабля, одержал ряд блистательных побед над турками. Таланты Ушакова не остались незамеченными – присвоение звания вице-адмирала тому свидетельство. Но сам он не изменился ни на йоту. Тщеславие, превознесение над подчиненными Федору Ушакову никогда не были свойственны. Многие общавшиеся с ним отмечали необычайную простоту, прямоту и приветливость, сочетавшиеся с огромной силой воли, отвагой, чувством собственного достоинства и ответственностью. В любом сражении Ушаков приказывал располагать свой корабль в самом эпицентре боя, личным примером воодушевляя матросов и офицеров.

http://pravmir.ru/tihaya-pristan-admiral...

Преодолению раскола в масонском движении Великобритании способствовало утверждение Йоркского ритуала. Помимо 3 классических степеней посвящения он практиковал использование дополнительных, «высоких градусов» (в структурах Священной королевской арки и Совета королевских избранных мастеров). В наст. время наряду с Объединенной Великой ложей в Великобритании действуют ассоциированные ложи (орден Красного Креста Константина, орден св. Павла, орден Храма) и автономные (орден Тайного наставника, Королевский орден Шотландии) структуры «вольных каменщиков». В Соединённом Королевстве М. традиционно пользуется покровительством англикан. церкви и правящих династий (Ганноверской, Саксен-Кобург-Готской, Виндзорской): Эдуард, принц Уэльский (впосл. король Эдуард VII), являлся 4-м Великим мастером Объединенной Великой ложи Англии в 1874-1901 гг.; в 1968 г. Великим мастером главной ложи стал Эдуард, герцог Кентский,- правнук кор. Виктории, двоюродный брат кор. Елизаветы II. В США В США распространение М. началось вскоре после создания Великой ложи Англии. В 1731 г. одну из первых амер. лож создал ученый, философ-просветитель Б. Франклин (с 1734 мастер Провинциальной Великой ложи Пенсильвании). Она пользовалась покровительством франц. масонов (в 1779-1780 Франклин занимал пост мастера парижской ложи «Девять сестер»). Североамер. ложи, используемые патриотами в качестве политических клубов, активно содействовали обретению независимости англ. колоний и созданию федеративной республики. Местные масоны были участниками «Бостонского чаепития» (1773), положившего начало открытому конфликту колоний и метрополии. Во время Войны за независимость (1775-1783) масонские ложи поддерживали как патриотов - противников Лондона, так и лоялистов - сторонников сохранения статус-кво в отношениях с Великобританией. Влияние идеологии М. прослеживается в текстах Декларации независимости (1776) и Конституции США (1787). Масонами были многие амер. президенты (Дж. Вашингтон, Э. Джексон, У. Мак-Кинли, Т. Рузвельт, Ф.

http://pravenc.ru/text/2562546.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010