Нахичеван (Нор-Нахичеван, ныне район в составе г. Ростов-на-Дону). В 1781 г. освятил здесь ц. Пресв. Богородицы (Сурб-Аствацацин) и заложил ц. Вознесения (Сурб-Амбарцум), в 1783 г. заложил кафедральный собор св. Григория Просветителя. В 1779-1780 гг. вместе с влиятельным армянским купцом И. Н. Лазаряном (Лазаревым) И. совершил поездку в С.-Петербург; 6 авг. был представлен имп. Екатерине II, познакомился с кн. Г. А. Потёмкиным , А. В. Суворовым и другими представителями русской аристократии и политической элиты. 18 февр. 1780 г. освятил арм. храм вмц. Екатерины на Невском проспекте в С.-Петербурге; в том же году освятил арм. ц. Св. Креста (Сурб-Хач) в Армянском (Столповском) пер. в Москве. Будучи искусным дипломатом, сторонником расширения русско-арм. контактов и восстановления арм. государственности, И. активно участвовал во всех начинаниях, связанных с кавказской политикой России. В 1780 г. И. принял участие в созванных Потёмкиным совещаниях по этим вопросам. Также в 1780 г. И. обращался к российским властям с просьбой ограничить проповедь католичества среди армян в России и издать запрет вести церковную службу только на лат. языке. Потёмкин удовлетворил его прошения. В 1782 г. в ответ на запрос генерал-губернатора Кавказского наместничества П. С. Потёмкина И. представил российским властям сведения по арм. истории, о совр. положении дел и о перспективах развития арм. народа, о готовности армян начать национально-освободительное движение в случае поддержки России, а также о возможных способах этой поддержки. В 1783 г. И. представил также специальную справку об арм. меликах Карабаха, вновь подчеркивая их готовность к восстановлению арм. государственности при содействии России. Также в 1783 г. И. составил документ «Предложения о союзе между двумя нациями - русской и армянской». Согласно этому проекту, Россия должна была восстановить независимое Армянское царство под своим протекторатом; за Россией закреплялось право назначать царей Армении и держать там свои войска. Во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг., после взятия Измаила русскими, 320 арм.

http://pravenc.ru/text/578487.html

Середина-Буда. Церковь Николая Чудотворца. Церква Миколая Чудотворця Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1861 и 1902. Алтарь - от старой церкви (1780-1787) . Адрес: Украина, Сумская область, г. Середина Буда, ул. Покровская, д.23 Координаты: 52.18461, 34.046373 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Середино-Буду или в Середино-Буду, выходить на автостанция " Середина-Буда " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная церковь зального типа стоит на околице местечка на кладбище. Благодаря своим объемно-пространственным параметрам является сооружением рядовой застройки и не играет важной композиционной роли. Территория окружена ограждением на кирпичной основе с кованой железной решеткой. Это остатки большого храма XVIII ст. В 1920-х гг. сначала колокольню, а затем – первобытный объем церкви полностью разрушили, оставив только объем теплой церкви 1861-1902 гг. Алтарь теплой церкви является единственным сохраненным фрагментом храма 1780-1787 гг. В настоящий момент церковь прямоугольная в плане, с граненым алтарем, двумя прямоугольными притворами-крыльцами перед западным и северным входами и прямоугольной в плане ризницей, пристроенной к алтарю с северной стороны. Церковь перекрыта приплюснутым коробовым сводом. Имеет щипцовую крышу по деревянным стропилам, укрытую кровельной сталью. На западном фасаде – массивный треугольный фронтон с круглой нишей в тимпане, где установлен образ св. Николая. Прямоугольные окна имеют лучковые перемычки. Стены членят рустуемые лопатки и увенчивает оригинальной формы антаблемент. Иконостас церкви датируется второй половиной XX ст., рисунки в интерьере – в 1989 г. Внешне кирпичные стены побеленные. Источник: Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=47622

Покровская церковь в с. Нарышкине Вознесенского р-на. 1780 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Покровская церковь в с. Нарышкине Вознесенского р-на. 1780 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Одним из ярких образцов развитого барокко являлась Покровская ц. в с. Нарышкине Вознесенского р-на (1780) - 3-частная с доминантой основного объема. Храм состоял из 2-светного четверикового основания и восьмерика, перекрытого граненым 8-дольным сводом. Вертикальная динамика композиции достигалась сочетанием пропорций четверика и восьмерика, равных по высоте, но разных в поперечнике, где восьмериковый ярус визуально казался более изящным. Декоративная отделка основывалась на приемах развитого барокко аннинского времени, образцом к-рой может служить отделка с.-петербургских церквей вмч. Пантелеимона (1735-1739, архит. И. К. Коробов), святых Симеона и Анны (1731-1734, архит. М. Г. Земцов): профилированные венчающие карнизы 3-частного членения с постановкой триглифов на фризе, оконные наличники с импостами и прямоугольным и треугольным навершием, характерными криволинейными «наплывами», отмечающими углы барабана и пилястры, с базами и капителями. Аналогичная отделка была характерна для церквей Успенской в с. Яблонка Лысковского р-на (1789) и Троицкой в с. Аламасове Вознесенского р-на (1795). Образцом ярусного храма с разновеликими открытыми восьмериками служила Смоленская ц. в Арзамасе (1797). За счет преобладающих вертикальных габаритов ярусов и вытянутых межъярусных сводов достигается колоссальная высота строения (ок. 50 м), что определяет храм как самое высокое сооружение в нижегородском зодчестве XVIII в. Внутреннее пространство храма раскрыто на всю высоту сооружения, включая барабан (ок. 45 м). Подобную композицию имели Богословская ц. в Арзамасе (1783, не сохр.), Введенская ц. в с. Дубенском Вадского р-на (1787), Знаменская ц. в дер. Федотово Уренского р-на (1797). В кон. XVIII в. получили распространение объемные композиции, основанные на слиянии бесстолпного и ярусного типов храмов. Таковы Казанская и Никольская церкви в с. Починки (1793).

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Пазушино. Храмовый комплекс. Церкви Воскресения Христова и Казанской иконы Божией Матери. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1695 и 1780. Адрес: Ярославская обл., Ярославский р-н, с. Пазушино Координаты: 57.734344, 39.825855 Проезд:Из Ярославля от остановки Октябрьская площадь на автобусах 21, 93 до остановки Хлебозавод Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В Пазушине когда-то находилось родовое поместье, пожалованное в 1654 году царём Алексеем Михайловичем (19(29) марта 1629 – 29 января (8 февраля) 1676) Константину Яковлевичу Обрескову за долголетнюю верную службу. Здесь стал формироваться уникальный храмовый комплекс, начало которому положил зимний Казанский храм... Фактическим же устроителем поместья в Пазушине был Алексей Михайлович Обресков (1718–1787), крупнейший дипломат того времени, который родился в имении в с.Пазушино. Щедро награжденный Екатериной Великой, Алексей Михайлович прибыл в поместье Пазушино, где рядом с зимним Казанским храмом возвел в 1780 году церковь в честь Воскресения Христова с приделами Архистратига Михаила, святого великомученика Димитрия Солунского и Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца. Почил Алексей Михайлович в 1787 году и был похоронен в родовой усыпальнице. http://yarcenter.ru/...m-khrame-73628/ Усадьба Обресковых перестала существовать еще в XIX веке. Но действовала большая летняя церковь Воскресения с ее четырьмя приделами, а также небольшой зимний храм Казанской иконы Божией Матери. Их закрыли в 30­-е годы прошлого века. В церкви Воскресения разместили мельницу, потом колхозные склады, а в родовой усыпальнице Обресковых – конюшню, выбросив содержимое древних склепов. На кладбище на месте старых могил вырыли пруд, чтобы поить лошадей. http://www.city-news...orija/2108-2108 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37819

благов. вел. князя Владимира – в память 900-летия крещения Руси (в 65 руб.). В 1879 г. на пожертвования местного священника и прихожан приобретён колокол в 24¼ пуда весом на сумму в 470 руб. При церкви с. Денисовки священнослужителями состояли: 1) свящ. Иоанн Корницкий (1777–1780 гг.); 2) свящ. Андрей Корницкий (1780–1787 гг.); 3) свящ. Иоанн Вакулович (1787–1820 гг.), происходил из крестьян с. Сушовец Остр. уезда из фамилии Шалемай, начал службу с подьячего, потом стал священником, помещиком дер. Даниловки и получил дворянское достоинство; был замечательно большого роста и телесной силы, так что, как говорят, в часы воодушевления он перебрасывал кованное колесо с телеги через дом; передают, что свою прислугу он карал не иначе, как ударом одним указательным пальцем по лицу; он был весьма трудолюбив, а также сострадателен к бедным до того, что бывших своих крепостных крестьян за воровство вообще всего съестного не наказывал, так что эти бедняки, не стесняясь, обкрадывали своего пана-батюшку; 4) протоиерей Павел Иванович Вакулович – сын о. Иоанна Вакуловича (18271–1867 гг.), был благочинным с 1836 г. по 1867 г., при нём сгорела Денисовская церковь в 1865 г. от неосторожности бывшего старосты Ильичука; 5) свящ. Наркисс Ковалевский (1866–1868 гг.), соорудивший нынешнюю церковь в 1838 г.; 6) зять его – свящ. Сергий Демчинский (1868–1876 гг.) и 7) свящ. Николай Михайлович Ковалевский – с 1876 г. ныне служит. Село Денисовка и дер. Даниловка отдаляются одно от другой небольшою греблею и ставом и лежат на границе уездов – Заславского, Староконстантиновского и Кременецкого, на гористой равнине; почва чернозёмна с подзолом, требует тучного удобрения, часть сенокоса – торф; церковь в Денисовке расположена на меловой горе. В Денисовке есть Хутор-Лапники, где существуют старинные валы и рвы. Говорят, что на месте этого хутора было некогда село, которое было сожжено татарами, причём из жителей – одних они убили, а других взяли в плен. Остались в живых только двое – Данило и Денис, скрывшиеся в потаённом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

мон-рь в честь Преображения Господня близ г. Кобеляки (основан в 1714, упразднен в 1786)), 11 часовен, клир епархии составляли 1476 священно- и церковнослужителей ( Деркач. 2006. С. 103). Обширная новоучрежденная епархия нуждалась в храмах, практически отсутствовавших в пределах Азовской губ. В 1774 г. Киевский митрополит благословил строить в Новоселице (совр. г. Новомосковск) деревянный 3-престольный храм во имя Св. Троицы на месте обветшавшей однопрестольной церкви с таким же посвящением. Храм был заложен 2 июня 1775 г., в 1778 г. освящен архиеп. Евгением, приделы (во имя апостолов Петра и Павла и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) были освящены 12 авг. 1780 г. 6 сент. 1780 г. в крепости Нов. Кайдак (Нов. Кодак), неподалеку от Екатеринослава, был заложен храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. В 1781-1783 гг. в Ст. Кайдаке (Ст. Кодаке) строилась деревянная ц. во имя апостолов Петра и Павла, сгоревшая за неск. дней до освящения. В 1784 г. в епархии насчитывалось 424 храма, 1394 священно- и церковнослужителя (Там же). В 1788 г. был освящен собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Александровске. Началось храмоздательство и в основанном в 1775 г. Екатеринославе. Первоначально город располагался на месте сел. Лошаковка, при впадении р. Кильчень в р. Самару (Екатеринослав I, или Кильченский). В 1780-1781 гг. здесь была построена ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (в 1791 перевезена в Екатеринослав II). Однако место для города оказалось неудобным, и в 1783 г. кн. Потёмкин перенес его на возвышенную равнину на правом берегу Днепра, в казацкую слободу Половицу, расположенную между крепостями Ст. и Нов. Кайдак. В 1787 г. Новороссию посетила Екатерина II. 9 мая императрица заложила в Половице 1-й камень в основание будущего кафедрального Преображенского собора. По замыслу кн. Потёмкина собор с 12 престолами должен был превзойти размерами собор ап. Петра в Риме. Эти планы, так же как и др. замыслы Потёмкина в отношении Екатеринослава - предполагаемой юж.

http://pravenc.ru/text/178625.html

При сих кельях, с восточной стороны устроена из больничной одноэтажной домовая двухэтажная церковь , при начальнике монастыря, преосвященном епископе Иоанне (см. Б. 4). 2. На юго-восток от настоятельских келлий, против алтаря Архангельской церкви, при самой ограде, двухэтажный корпус братских келлий, длиной на 22, шириной на 6 ½ саженях; он строен в 1736 и 1737 годах; в верхнем этаже его, с лицевой стороны было семь келлий, а с задней – на всем протяжении сени; в нижнем этаже были четыре келлии, две кладовые палатки и погреб. В 1763 году от сих келлий к северной паперти Архангельской церкви были проведены на кружалах каменные переходы, с окнами по обеим сторонам, и покрыты тесовой кровлей; но впоследствии они уничтожены. После пожара 1782 года, бывшая при архиерейском доме Устюжская Духовная Консистория, с повытьями и оставшимся архивом, помещена в нижнем этаже сего корпуса с южной стороны, а верхние кельи к той же стороне занял консисторский секретарь со своим семейством. Через два года все верхние кельи, по переводе из них Консистории, переделаны и заняты учениками Духовной Семинарии, которая была заведена в Устюге в 1737, а упразднена в 1788 году. 3. При полуденной стене ограды, против Введенской церкви, каменное одноэтажное здание, построенное в 1738 году, на 29 саж. 2 ½ арш. в длину и на 5 саж. 2 арш. в ширину. Сначала в нем были только три погреба, две поварни и жилая келья; но в 1779 году все это перестроено для помещения большей части присутственных мест, вновь открытых в Устюге в 1780 году. Через шесть лет после сего все присутственные места переведены из монастыря в бывший архиерейский дом; а вместо их, в южной монастырском здании, помещено Народное Училище, открытое в 1786 году. – В 1814 году все это здание передано в Духовно-Училищное ведомство и с 1815 года находится под Духовным Уездным и Приходским Училищами. 4. Каменное здание, находящееся в самом юго-восточном углу монастыря, в связи с училищным домом, построено в 1777 году для конюшни. С 1780 года в нем помещалось областное и уездное Казначейство; а с 1787 года оно занято Духовным Правлением. 5. В том же юго-восточном углу находятся монастырские службы – конюшня и каретник, построенные первоначально в 1780 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Авангард, ДО (Лукино, Воздвиженское). Церковь Воздвижения Креста Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Крестовоздвиженский храм пос. Авангард После Смуты от древнего Воздвиженского погоста на реке Каменке в 1617 г. осталась только церковная земля. Она отдавалась в оброк Филимону Ивановичу Нарышкину. Потом село меняло владельцев. Ныне существующий каменный храм в селе Лукино (ныне пос. Авангард) в честь Воздвижения Креста Господня возведен в 1787 г. Во второй половине XIX в. построена трапезная с приделами во имя святителя Николая и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и изменен архитектурный декор храма. В семье священника Крестовоздвиженской церкви отца Алексия Нарского родился сын Владимир, тоже ставший священником. Отец Владимир, настоятель церкви села Ермолино, был расстрелян в 1938 г. в Бутово. В советское время храм закрыли, разрушили главку и колокольню. В настоящее время зарегистрирована община, но богослужения не возобновились. mepar.ru/eparhy/temples/?temple=788 В 1617 г. после Смуты от древнего Воздвиженского погоста на р.Каменка осталась только церковная земля, которая сдавалась в оброк. Храм был восстановлен в 1688 г. Существующая кирпичная церковь во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня была построена в 1780-1787 гг. Первоначально представляла собой небольшой одноглавый двусветный четверик с прямоугольным алтарем в духе провинциального плосколстного барокко. В 1862-1864 гг. были выстроены трапезная с приделами во имя св.Николая Чудотворца и иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радости " , а также колокольня, изменен декор основной части в традициях эклектики. В 1930-х гг. храм был закрыт, разрушены завершения и верхние ярусы колокольни. Здание использовалось для нужд дома отдыха " Авангард " , но внутри сохранялись фрагменты первоначальной росписи, относящейся к концу XVIII в. Источник: " Подмосковье. Монастыри. Храмы. Источники " М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. Церковь Воздвижения Животворящего Креста Господня в усадьбе " Воздвиженское " по адресу: Серпуховский район, пос. д/о " Авангард " является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов 11 апреля 2015 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь усадебная, построена в 1787, трапезная с приделами Николая Чудотворца и Иконы Всех Скорбящих Радости, а также колокольня (нижний ярус) - 1864. Стиль - барокко, эклектика. Завершения не сохранились. Внутри основного объема имелись фрагменты первоначальных росписей конца XVIII в. 22 апреля 2014. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=23375

Викарный же епископ именовался Житомирским. Архиереем в Минске был тогда Виктор (Садковский) – архиепископ Минский и Волынский, коадъютор Киевской митрополии и священно-архимандрит Слуцкого монастыря. В состав новой викариатской Житомирской епархии вошли следующие уезды, составлявшие тогда Изяславское наместничество 29 : Новоград-Волынский, Лабуньский, Заславский, Острожский, Ровенский, Домбровицкий, Овручский, Радомысльский, Житомирский, Чудновский, Луцкий, Владимирский и Ковельский. Ныне входящие в состав Волынской епархии уезды Кременский, Дубенский и Староконстантиновский тогда (в 1795 г.) отчислены были в состав Подольского наместничества и потому состояли в новообразовавшейся тогда Подольской епархии. Таким образом, спустя 83 года (1712–1795 г.) после удаления последнего Волынского (Луцкого) православного епископа Кирилла Шумлянского, вновь была учреждена на Волыни православная епископская кафедра. 1. Варлаам (в мире Григорий) Шишацкий, вышеупомянутый, из крестьян Черниговской губернии Козелецкого уезда села Красиловки, учился в Переяславской семинарии и Киевской академии, пострижен в 1776 г., был префектом и ректором Переяславской семинарии (1776–1780), игуменом Минского Мошногорского и Переяславского Михайловского монастырей (1780–1785 г.), ректором новоучреждённой Новгород-Северской семинарии и вместе настоятелем Мокошинского монастыря (1785–1787 г.); управлял Виленским Св.-Духовым монастырём и др. приписными к нему монастырями (1787–1790 г.), но по происшедшему в Польше возмущению, будучи в опасности, удалился в г. Могилёв; был архимандритом Новгородского Вяжицкого монастыря (1791 г.) и префектом Новгородской семинарии (1792 г.); в 1793 г. назначен был настоятелем Дятловицкого Преображенского монастыря и помощником Минскому архиепископу Виктору в деле присоединения униатов к Православию; хиротонисан в 1795 г. 3 июня во епископа Житомирского, викария Минской епархии, а с 16 октября 1799 года становится самостоятельным епископом Волынским и Житомирским. В 1805 г. 20 декабря перемещён в г. Могилёв (на место известного архиепископа Анастасия Братановского). В 1808 г. 23 марта он был возведён в сан архиепископа. Здесь он имел печальную участь. Во время нашествия на Россию Наполеона I, по занятии им г. Могилёва, архиепископ Варлаам позволил себе нарушить верноподданническую присягу: 14 июля 1812 г. он «со всеми консисторскими членами, секретарём, канцелярскими служителями и со всем народом» в Иосифовском кафедральном соборе принёс присягу на верноподданство императору Наполеону I, на литургии и молебне поминал не Александра I, а Наполеона Бонапарта и супругу его Марию Луизу, и рассылал из консистории указы об исполнении этого всем подчинённым местам и лицам. За это он был лишён (29 июня 1813 г. в Черниговском Спасо-Преображенском кафедральном соборе) архиерейства и священства, низложен в простой монашеский чин и сослан в Новгород-Северский монастырь, где и умер в сентябре 1823 г. на 73 году своей жизни 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Устюжну Новгородской губ. с уездом (43 церкви) и 5 церквей в Тихвинском у., к С.-Петербургской - 21 церковь в Новоладожском у., к Тверской - г. Весьегонск с уездом (48 церквей) и 6 церквей в Краснохолмском у. Ризница Олонецкого архиерейского дома передавалась по описи в Новгородскую епархию. Семинаристов перевели в Архангельскую ДС (в их числе - буд. Казанский архиеп. Иона (Павинский)); туда же передали и семинарскую б-ку. Некоторое время семинарский корпус продолжал использоваться - в нем устроили школу, где обучались «до будущего времени по способности» сыновья священно- и церковнослужителей Олонецкой губ. (РГИА. Ф. 796. Оп. 71. Д. 118. Л. 1 об.), но к нач. XIX в. школа прекратила работать (тогда же имп. Павел I Петрович упразднил Олонецкую губ.). Добротные каменные корпуса Троицкого отделения Александрова Свирского мон-ря остались бесхозными и быстро пришли в негодность. Рассмотрение нерешенных дел Олонецкой консистории «чрез дальныя переписки» с Архангельском продолжалось мн. месяцы после упразднения О. и К. в. В нояб. 1787 г. Архангельский и Олонецкий еп. Вениамин отправился в поездку по Олонецкому наместничеству, взяв с собой одного из членов Архангельской консистории. Для завершения консисторских дел он более месяца (с 9 дек. 1787 по 12 янв. 1788) провел в Петрозаводске (Там же. Оп. 68. Д. 474). Олонецкая ДС Олонецкая ДС учреждена указом имп. Екатерины II от 22 сент. 1779 г., на ее содержание предусматривалось отпускать по 2 тыс. р. ежегодно (ПСЗ. Т. 20. 14921. С. 868). Весной 1780 г. настоятелем Александрова Свирского мон-ря был назначен законоучитель имп. Шляхетского кадетского корпуса в С.-Петербурге иером. Варлаам (Романов; возведен в сан архимандрита 15 марта 1780). Ему было поручено «заведение в Олонецкой епархии семинарии под смотрением епархиального архиерея» (т. е. еп. Иоанникия (Микрицкого)) с назначением ее ректором (РГИА. Ф. 796. Оп. 61. Д. 116). В этой должности архим. Варлаам оставался весь период существования семинарии. Согласно «ведомости» архим.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010