Из истории основания села Елань-Колено, описанного в Воронежских Епархиальных ведомостях от 1867 г. в номерах 12, 13, 14 и 1868 г. в номерах 5 и 6. Существовавшая Казанская церковь в селе Еланском Колене Церковь Казанской иконы Божией Матери с приделом св. Николая, каменная с колокольнею. В Еланском Колене первоначально построена была деревянная церковь в 1712 г. в честь Казанской Божией Матери; антиминс был освящен Игнатием, епископом Коломенским в 1713 г. В 1732 г. был при сей церкви священник Игнатий, а в 1756 г. Тимофей Павлов. Храм этот в 1787 г. был продан в слободу Васильевку, а оттуда в Колодеев хутор на единоверческую церковь. Новый каменный четырехугольный храм построен в 1787 г. старанием священников Космы Абрамова и Павла Тимофеева. В 1780 г. была построена колокольня и соединена с церковью открытою галереею. В 1850 г. священник Федор Абрамов убедил прихожан устроить к северной и южной сторонам приделы, а открытая галерея – заменена скрытою трапезою. Алтарный выступ значительно удлинен и расширен, и церковь приняла крестообразную форму. Село Еланское Колено расположено на красивом изгибе (колене) реки Елани, впадающей в Савалу; отсюда произошло название села «Колено». Заселение села началось в половине XVI ст., жителей Елани более 7000 душ, выходцы они большей частью из Ефремова и Ельца… Земли усадебной 3 дес., пахотной и сенокосной 30 дес. Два штата, прихожан 2800 душ. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В 1850 году в с. Елань-Колено была построена каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, с колокольней. Восстановление после годов лихолетия началось в 1994 года за счет общих и отдельных пожертвований мирян. С 1996 года в храме совершаются богослужения. Елань-коленовцы зовут свой храм церковью Воскресения Христова. www.vob-eparhia.ru Казанская и Воскресенская - это разные церкви, которые действовали в с. Елань-Колено. Их называли Белая (из белого камня и Красная (из красного кирпича). Белой церкви сейчас нет, а Красная - Воскресенская - действут.

http://sobory.ru/article/?object=09127

К Вознесенскому храму указом Св. Синода в XVIII веке был установлен крестный ход. «В описи при одном деле 1787 года говорится, что Вознесенская церковь внутри имела всё должное благолепие и снаружи была отделана в возможном совершенстве, глава на ней была позлащенная, вся церковь покрыта белым листовым железом, весь иконостас позлащён и украшен иконами, из коих некоторые имели серебряные позлащённые венцы и все писаны Тульским купцом Григорием Белоусовым, известным иконописцем того времени». В то же время была построена и колокольня. По описи 1787 года на ней имелось 6 колоколов. В XVIII в. по исследованиям протоиерея Г. Панова прихожане были по большей части «казённые кузнецы и ямщики. В 1780 г. к церкви приписана была рота солдат при канцелярии. С открытием Тульского кадетского корпуса под видом Александровского училища несколько увеличился и приход. С 1856 г. все служащие при корпусе стали относится с требами к особенному корпусному священнику». В 1800 г. благодаря увеличению числа прихожан, согласно их прошению, штат храма определен в два причта: два священника, один диакон и два псаломщика. В 1824 г. стараниями купца Ивана Владимирова в нижней церкви бы устроен придел во имя св. вмц. Варвары. В 1834 г. сгорел иконостас верхнего храма с Белоусовскими иконами – за исключением чудесно сохранившейся иконы великомученицы Варвары. «Современники сочли это за особенное действие милости среди гнева Божия». Иконостас верхнего храма был сделан заново к 1844 г. Немного позже вновь устроен и позолочен иконостас в нижней церкви купцом Петром Владимировым. С 1883 г. при приходе существовала церковно-приходская школа. Наиболее чтимыми святынями храма на 1895 год являлись икона Скорбящей Божией Матери, икона великомученицы Варвары и частица мощей великомученика Пантелеймона. В 1912 г. был отремонтирован верхний храм, а в 1914 г. – нижний. В этот период при храме существовала библиотека, насчитывающая 74 тома, были частные школы грамоты и одна церковно-приходская школа. После революции настоятель храма протоиерей Александр Богословский примкнул к обновленческому движению, о чём свидетельствуют «Епархиальные ведомости» 1924-27 годов.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Вознесени...

В советское время храм был разрушен. В настоящее время начато восстановление Успенской церкви. Так же сохранилось и здание богадельни. Официальное описание: Построено в начале XX в. Одноэтажное прямоугольное в плане кирпичное здание по главному фасаду прорезано шестью оконными проемами, декорированными рамочными наличниками с килевидным завершением. Два центральных оконных проема и углы здания акцентированы рустованными лопатками. Линия венчающего многоступенчатого карниза подчеркнута городчатым поясом. Крыша вальмовая. Здание сооружено в стилевых формах эклектики. Состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения. http://www.lipland.ru/?p=607 Успенская кладбищенская церковь находится на территории города Чаплыгин Липецкой области Российской Федерации. В исторических документах есть сведения о том, когда и как эта церковь была основана. Там указано, что в 1787 году иерей Архангельской церкви Архип Иродионов подал прошение, в результате которого на кладбище была сооружена из дерева церковь Успения. А через некоторое время, в 1831 году, на ее месте построили новый каменный храм с богодельней и часовней. В оценочной описи этой церкви, составленной в 1910 году, говорится, что церковь построена из камня и оштукатурена внутри и снаружи. Кроме этого, стены храма внутри покрашены масляной краской и украшены живописью. Колокольня, как здание церкви, покрыты железом. В трехэтажной колокольне была обустроена сторожка с одним окном. Дверь этой сторожки выходила в притвор. Сегодня Успенская кладбищенская церковь города Чаплыгин находится в полуразрушенном состоянии. Неоднократно предпринимались попытки для восстановления церкви, но средства на это благое дело собрать не удалось. Сейчас в этом храме не совершаются богослужения. Строительство Успенского храма в Раненбурге напрямую связано с последствиями указа 1772 г. императрицы Екатерины II о запрете хоронить умерших при городских церквях и отведении для этого специальных кладбищ за пределами населённых пунктов. Новые положения были закреплены во «Врачебном уставе», согласно которому кладбища должны были устраиваться в городах на расстоянии не менее 100 саж. (213 м) от последнего жилья, в деревнях - на расстоянии не менее полуверсты (250 саж.). В 1780-х г.г. в новоучреждённом уездном городе Раненбург кладбище было устроено на его северной окраине. А в 1787 г. по прошению священника Архангельской церкви Архипа Иродионова была построена «… на отведённом кладбище деревянная небольшая церковь Успения Божия Матери». Успенская кладбищенская церковь упомянута в 1802 г. при описании Крючковской слободы Раненбурга: «На выгоне состоит церковь деревянная Пресвятой Богородицы, при которой кладбище того города с слободами». В источнике 1825 г. храм упомянут как малый и ветхий, без причта и прихода.

http://sobory.ru/article/?object=19274

Вообще, стоит отметить, что предреволюционная история Франции не знала широкомасштабных вооружённых конфликтов между крестьянами и сеньорами, типа средневековой «Жакерии» или Пугачёвщины, незадолго до этого свирепствовавшей в России. Многие исследователи Великой Французской революции, особенно советской эпохи, базировавшиеся на принципах марксистской методологии, заявляют о сугубо материальных, чисто экономических факторах, якобы послуживших причиной катастрофы, постигшей французское общество и Католическую церковь во Франции в конце XVIII века. Среди этих факторов обычно перечисляют торгово-промышленный кризис, начавшийся в 1787-м году, к которому присоединились неурожайные годы, «общий кризис монархического режима» и т.п. На самом деле, при объективном рассмотрении ситуации, экономические причины краха французской христианской государственности были всего лишь поводом, но никак не решающим фактором. В частности, когда говорят о неурожаях 1787 и 1788 гг., то почему-то забывают о том, что неурожай 1774 года был также тяжёлым, но тогда Людовик XVI приказал за счёт казны закупать зерно и принял меры к снижению цен на продовольствие, и серьёзный продовольственный кризис в то время вовсе не привёл к краху государства. Кроме того, финансовый коллапс и упадок экономики из-за долгой, тяжёлой и неудачной для Франции Семилетней войны были ещё большими, чем в конце 1780-х гг., однако страна всё равно их успешно преодолела без каких-либо крупномасштабных социальных взрывов. Больше того, справедливости ради, необходимо отметить, что положение французских крестьян в конце XVIII века было одним из лучших в Европе. Историки-марксисты по понятным причинам не любят вспоминать, что французское крестьянство было лично свободным ещё с конца Средневековья, с XV столетия. Да, обширные земли принадлежали феодалам, да, многие крестьяне были обязаны сеньорам рядом личных повинностей, но не более. Ничего подобного тому положению, в котором находились крепостные крестьяне на территории ряда германских государств, не говоря уже о Российской империи (где крепостные к тому времени стали прямыми рабами и где лишь в 1801-м году император Павел I запретил даже не куплю-продажу крепостных крестьян как таковую, а только повелел прекратить печатать объявления об этом в газетах и устраивать публичные аукционы), не было.

http://pravoslavie.ru/110318.html

19 Февраля 1785 г. Оренов поступил на должность учителя французского и немецкого языков в семинарии, учил вместе с тем сфере и географии и еще голландскому языку, и до августа преподавал в качестве; помощника Сокольского, а после него сделан самостоятельным учителем. В 1788 г. Оренов неизвестно куда выбыл из семинарии 330 . Михаил Михайлович Вышеславцев, из дворян. С малолетства служил в лейбгвардии, в Преобра- женском полку, потом был вахмистром в конной гвардии в марте 1787 года, имея 29 лет от роду, принят в помощники Оренова по преподаванию французского и немецкого языков: между тем сам слушал уроки латинской риторики. – После Оренова занял место учителя двух новых языков и продолжал посещать семинарские лекции; в 1790 г. Он был в философском классе. Выбыл в 1793 году. О ученых трудах его см. Евгения словарь светских писателей. Стефан Васильевич (в монашестве Серафим) Глаголевский из Калуги, церкви Космы и Дамиана священника Василия Тимофеева сын. Родился в 1765 г. Поступил учиться из калужской семинарии в Троицкую в сентябре 1779 г.; в 1782 г. отправлен в Москву, и на содержание дружеского ученого общества учился в Филологической семинарии. В марте 1785 года определен в Троицкую семинарию учителем высшего класса на место Введенского, в декабре 1756 г. переведен на риторику: в мае следующего года ему предложено было принять посвящение в стихарь и дать отзыв, в какое звание он желает поступить; Глоголевский написал: «я нижеподписавшийся объявляю сим, что я в стихарь посвящен быть желаю, а в какое состояние, духовное или светское, вступить намерен, теперь еще решиться не могу, в чем своеручно и подписуюсь». В сентябре того же 1787 г. перемещен в московскую академию на класс риторики и пострижен 2 декабря сего года. Скончался в сане митрополита новгородского и санктпетербургского в 1843 году. Никита (в монашеств Назарий) Романовский, переславской епархии, села Романова дьячков сын. По окончании курса в Троицкой семинарии, в сентябре 1778 г. определен в переславскую семинарию учителем нисшего класса; в 1780 г. женился, посвящен во диакона и переведен на высший класс; потом был священником при переславском соборе; с 1784 до 1788 г. преподавал риторику; лишившись жены в Февраль 1789 г. вызван в Троицкую семинарии и определен учителем синтаксии. Пострижен в монашество 1789 г. 15 сентября. В 1792 г. в сентябре назначен проповедником в московскую академию. В 1795 году переведен на должность наместника лавры. В 1797 году 6 августа поставлен первый архимандритом Вифанского монастыря с удержанием должности наместника лавры. В 1800 г. переведен в Кириллов Белозерский, в 1803 – в свияжский Богородицкий монастырь, и здесь скончался в 1804 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 94 р. 8 к. и от прихожан 400 р. и 63 д. земли. Помещение – в общественных домах. Приход – одно селение. Прихожан 772+747=1519. Дух. 2+3. В приходе раскольников 2+4 и евреев 8 душ обоего пола. – Занимаются хлебопашеством, и отчасти огородничеством и садоводством. Состояние – выше посредственного. 38. Большая Знаменка – на равнине: в 2 верстах от нее от северо-востока к западу р. Конка, разливающаяся на несколько рукавов и озер с разными названиями, а в 10 верстах – Днепр; с восточной стороны селения – большое озеро Лиман, а на юго-западе – гора Мамай-сурка или Мамаева. Местность около горы называется Чернеча, потому что на одном из уступов горы был построен корсунский Богородичный монастырь, впоследствии перенесенный в днепровский уезд. На месте бывшего монастыря – теперь крестьянские фруктовые сады и виноградники, а на месте бывшего престола – каменное возвышение. Прежде здесь жили татары. В конце селения видны валы и окопы на значительном пространстве. Это место называется Городок, с которым имеет связь местность по другую сторону Конки, называемая Кучугуры. Тут много песку, смешанного с остатками татарских кувшинов и костей человеческих, древними монетами, металлическими стрелами и пр. Недавно близ селения крестьяне, отыскивая для ломки камень, разрыли курган, в котором оказался деревянный склеп, состоящий из 2 отделений: в первом найден скелет человека и при нем длинная сабля и кости человеческие и лошадиные, а во втором – разные металлические вещи. Вещи эти отправлены в июне 1884 г. в археологическую комиссию. 524 Знаменка начала заселяться еще в 1780 г. раскольниками стародубских слобод, черниговской губернии. Раскольники, принявшие единоверие, основали селение и получили 3 апреля 1785 г. в надел землю по левому берегу Днепра. Новгородский и с.-петербургский митрополит Гавриил († 1801 г.) сообщил 28 января 1787 г. екатеринославскому и херсонскому архиеп. Амвросию Серебреникову († 1792 г.), что «старообрядцы между Днепром и Перекопом» должны получать священников из его епархии, а князь Потемкин изъяснил тому же архиепископу 19 апреля 1787 г., на каких условиях старообрядцы водворены в таврической области. Преосв. Амвросий 17 мая того же года благословил заложить в Знаменке церковь в честь Знаменской иконы Божией Матери. Из донесения же екатеринославского духовного правления видно, что Знаменская церковь окончена была постройкой в 1795 г., что домов тогда было 400 и что причт состоял тогда из 3 священников и 1 диакона, избранных самими прихожанами. 525

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИСОВ Андрей (1734, Москва - 19.02.1791, Выговское общежительство), киновиарх Выголексинского общежительства (1780-1791), писатель. Из семьи московского откупщика, после смерти отца возглавил дело. Отказавшись от женитьбы, Б. заинтересовался старообрядчеством, однако московские старообрядцы приняли его крайне осторожно, поскольку он ходил в «немецком платье». Деловые поездки по России Б. совмещал с изучением старообрядчества. В одну из таких поездок, в 1754 г., он посетил Выголексинское общежительство и беседовал с наставниками Мануилом Петровым, Трифоном Петровым и Даниилом Матвеевым. Это посещение имело решающее влияние на дальнейшую судьбу молодого человека; вернувшись домой, он окончательно решил присоединиться к старообрядчеству. После паломничества в Киево-Печерскую лавру Б. год прожил тайно у московских беспоповцев. При старообрядческом перекрещивании принял имя Феодор. В 1756 г. переселился в Выговское общежительство, духовным отцом и лит. наставником Б. стал Мануил Петров. В 1756 г. перевез на Выг мать Пелагею Михайловну и отдал на нужды общежительства все свое состояние. В последующие годы Б., уже как представитель выговской общины, ездил по России и вел беседы о древнем благочестии; часто бывая в Москве и С.-Петербурге, завел полезные знакомства, в т. ч. с петербургским ген.-губернатором У. С. Потаповым, кн. Г. А. Потёмкиным . В 1780 г. (несмотря на преследовавшие Б. наговоры) был выбран настоятелем. Согласно старообрядческому преданию, во многом благодаря хлопотам Б. состоялись указы имп. Екатерины II 1782 и 1783 гг. об отмене двойного налога на старообрядцев и запрещении употреблять в офиц. документах слово «раскольник». С именем Б. связан период возрождения духовной и материальной жизни Выговского общежительства. Киновиарх разработал проект создания на р. Выг «старообрядческой академии», осуществлению к-рого помешали 3 сильнейших пожара 1787 г. в муж. и жен. общежительствах и смерть Б.

http://pravenc.ru/text/153175.html

Острогожск. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1783 и 1787. Год утраты:Не установлен. Архитектор:К.С. Сокольников Адрес: Россия, Воронежская область, Острогожский район, г. Острогожск, ул. Коммунаров. Координаты: 50.858137, 39.080604 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Композиционным прототипом собора послужил собор Покрова Пресвятой Богородицы (1753-1768) в Ахтырке Для земель Острогожского полка и уезда собор сам стал объектом архитектурных заимствований. Вот его заметным влиянием построены: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Соборная Троицкая церковь изначально была построена вместе с Острогожским острогом основателем его стольником и воеводой, полковником, князем Федором Юрьевичем Арсеньевым. Церковь деревянная с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Постройка окончена вместе с острогом 7 ноября 1653 года. Через 68 лет вместо прежней была выстроена новая, каменная, которая освящена в 1721 году. К ней была пристроена трапезная с колокольней, оконченные в 1766 году. В трапезной имелось два придела - во имя Введения в храм Богородицы и во имя Николая чудотворца. В этом же году были освящены архимандритом Воронежского Алексеевского Акатова монастыря, Сампсоном, первый 4, а второй 6 мая. Через 14 лет, а именно 13 мая 1780 года, вторично построенную церковь начали разбирать снова. Третий собор, двухэтажный начал строиться в 1780 году 31 мая, каменщиком Тульского оружейного завода прибывшим сюда Федором Медведевым, по новому проекту, сделанному поручиком Сокольниковым из того же тульского завода и сотником Дмитрием Петровичем Синельниковым, местным избранным депутатом. К 1781 году закончен был первый этаж с тремя приделами: Введения в храм Пресвятой Богородицы, освящен 30 января 1782 года, Святителя Николая Чудотворца, освящен 1 февраля и Всех Святых, освящен 5 февраля.

http://sobory.ru/article/?object=36308

Клинцы. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская единоверческая церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1778 и 1780. Год утраты:приблизительно 1941 Адрес: г.Клинцы, пер. Богунского полка, 4. Координаты: 52.748251, 32.233934 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1780 году в Клинцах завершено строительство Вознесенского, а в 1787 г. — Троицкого храмов. По воспоминаниям старожила П. Храмченко: " Старинные, поставленные еще старообрядцами в XVIII веке, Вознесенская и Троицкая церкви занимали в панораме города главное место. Высоко вознесенными куполами и колокольнями церкви возвышались над одноэтажным городом. Каждый из названных храмов представлял, в сущности, целый комплекс сооружений. Рядом с высокими летними храмами стояли невысокие зимние храмы. На цвинтере (так в Клинцах назывался церковный двор) Вознесенской церкви. Зимний храм был во имя Архангела Михаила. От храмов на город растекался малиновый звон колоколов " . Вознесенская и Троицкая церкви в середине XIX века перешли в подчинение Синода и стали называться единоверческими. Однако по условиям договора старообрядцев и господствующей церкви служба в единоверческих храмах велась по старопечатным книгам и строго соблюдался старый обряд. Почти все храмы города, кроме Троицкого, в 1930-е годы были закрыты. Несколько лет они стояли, лишенные крестов.  Но постепенно церкви стали исчезать. Колокольню Вознесенской церкви разобрали, на ее месте сегодня стоит здание городской типографии. Бывшая часовня Вознесенского храма сегодня является Никольский храм Московского патриархата.  http://rpsc-klintsy.cerkov.ru/main-page/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37391

Новомосковск. Самарский Николаевский монастырь. Собор Николая Чудотворца. /// Епархия неизвестна Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 6 июня 1780 г. иеромонах Феофан обратился письменно к настоятелю Киево-Межигорского монастыря архимандриту Гавриилу и монастырскому духовному собору, что «соборная деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца совершенно обветшала и пришла в негодность, то и служение в ней совершать нельзя». Изложив сие, он просил архимандрита Гавриила и духовный собор позволить ему построить в монастыре такую же новую церковь с тем, чтобы на освящение ее было нужное благословение. Но благословение, равное как и самое разрешение на постройку храма, зависело от Святейшего Правительственного Синода. 10 августа 1780 г. Святейший Синод на имя настоятеля Межигорского монастыря дал Указ, что Пустынно-Николаевскому Самарскому монастырю разрешено вместо обветшавшей деревянной Николаевской церкви построить новую и «по построении освятить дозволить». Обрадованный, иеромонах Феофан собрал на строительство храма 2856 рублей. Особые вкладчики были старики: бывший кошевой полковник Филипп Феодоров, Феодор Золотарь, Феодор Стовба и другие. Между тем явился новый благотворитель, именно лейб-капитан священник Кирилл Тарловский, в народе называли его «Диким Попом», вероятно от того, что помогал осваивать запорожцам новые земли, строить селения и воздвигать в них церкви. Он предложил построить Свято-Николаевский храм не деревянный, а каменный с пределом святых мучеников Кирика и Иулитты, мотивируя тем, что Святейший Синод не указал, какую церковь именно строить: деревянную или каменную. На этом условии он вызвался построить ее собственным и единственным коштом. Межигорский духовный собор согласился с мнением священника Кирилла Тарловского и позволил строить в монастыре каменную церковь и келию для упокоения его, о чем также просил отец Кирилл. 9 мая 1782 г. началось строительство Свято-Николаевского храма, которое продолжалось около пяти лет. В четвертую неделю Великого поста, 7 марта 1787 г. был освящён новый каменный Николаевский собор с приделами в честь святителя Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и во имя святых мучеников Кирика и Иулиты взамен деревянного храма. Обряд освящения новопостроенного храма совершил настоятель монастыря иеромонах Феофан по благословению Преосвященного Амвросия, архиепископа Екатеринославского и Таврического.

http://sobory.ru/article/?object=56133

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010