Но как бы ни было затруднительно, тяжело положение Екатерины, необыкновенная живость ее счастливой природы, чуткость ко всем вопросам, царственная общительность, стремление изучить каждого замечательного человека, исчерпать его умственное содержание, его отношения к известному вопросу, общение с живыми людьми, а не с бумагами, не с официальными докладами только – эти драгоценные качества Екатерины поддерживали ее деятельность, не давали ей ни на минуту упасть духом, и эта-то невозможность ни на минуту сойти нравственно с высоты занятого ею положения и упрочила ее власть; затруднения всегда заставали Екатерину на ее месте, в царственном положении и достойною этого положения, потому затруднения и преодолевались. После коронационных торжеств двор оставался в Москве последние три месяца 1762 года и первую половину 1763-го. Состояние обеих столиц одинаково возбуждало опасения и заботы правительства, что мы видели относительно Петербурга и в предшествовавшее царствование. Теперь учреждена была комиссия из генерал-аншефа Чернышева, генерал-поручика Бецкого и лейб-кирасирского полка вице-полковника князя Дашкова; комиссия эта должна была представить в Сенат, каким образом ограничить распространение города Петербурга, чтоб жители его избавились от затруднения в сообщениях, производимого безмерною обширностию города; предполагалось необходимым назначить предел, за которым поселения уже составляли предместия; равным образом комиссия должна была представить свои соображения о Москве, которая по древности строения своего в надлежащий порядок не пришла, жители терпят разорение от частых пожаров вследствие тесного деревянного строения. В обеих столицах запрещено было вновь строить фабрики и заводы. Мы видим, что Екатерина в своей записке поместила в первое или в одно из первых присутствий своих в Сенате распоряжение о прекращении дороговизны хлеба в Петербурге, именно временное запрещение вывозить хлеб за границу, и тут же говорит о полном успехе этой меры: в два месяца наступила дешевизна всех припасов. Но из протоколов Сената мы узнаем, что 20 ноября в Москве императрица присутствовала в Сенате и объявила о донесении из Петербурга директора полиции Корфа о ценах хлеба и съестных припасов в этой столице: оказывалось, что с сентября месяца цена хлебу возвысилась на 20 коп. По этому поводу Екатерина приказала Сенату стараться об учреждении казенных магазинов, также изыскивать способы, как бы сделать провоз съестных припасов в Петербург дешевле, ибо купцы объявляют, что и при такой дорогой цене барыша мало получают.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Екатерина, несмотря на все свое уменье владеть собою, не могла в октябре 1762 года скрыть тяжелого состояния своего духа: печаль была написана на ее лице. Она призналась английскому посланнику графу Бекингаму, что в обществе она все больше и больше становится рассеянною, сама не зная отчего. Тот же посланник так описывает положение Екатерины: «Императрица по своим талантам, просвещению и трудолюбию выше всех ее окружающих. Стесненная обязательствами, полученными в последнее время, сознавая затруднительность своего положения и страшась опасностей, которыми до сих пор она должна была считать себя окруженною, она еще не может действовать самостоятельно и освободиться от многих окружающих ее людей, которых характер и способности она должна презирать. В настоящее время она употребляет все средства для приобретения доверия и любви подданных; если она успеет в этом, то воспользуется приобретенною властию для чести и пользы своей империи». С этим отзывом сходен и отзыв французского посланника Бретейля. «Кроме Панина, который скорее имеет привычку к известному труду, чем большие средства и познания, у этой государыни нет никого, кто бы мог помогать ей в управлении и в достижении величия, и, однако, она должна выслушивать и в большей части случаев следовать мнениям этих отъявленных русаков (vieux russes), которые, чувствуя выгоду своего положения, осаждают ее беспрестанно то для поддержания своих предрассудков относительно государства, то по своим частным интересам. В больших собраниях при дворе любопытно наблюдать тяжелую заботу, с какою императрица старается понравиться всем, свободу и надоедливость, с какими все толкуют ей о своих делах и о своих мнениях. Зная характер этой государыни и видя, с какою необыкновенною ласковостию и любезностию она отвечает на все это, я могу себе представить, чего ей это должно стоить; значит, сильно же чувствует она свою зависимость, чтоб переносить это. В одно из последних собраний, когда она была утомлена более обыкновенного разговорами с разными лицами, и особенно с пьяным Бестужевым, с которым у нее был долгий и живой разговор, несмотря на ее старания избегать его, императрица подошла ко мне и спросила, видал ли я охоту за зайцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАМАН [нем. Hamann] Иоганн Георг (27.08.1730, Кёнигсберг (совр. Калининград) - 21.06.1788, Мюнстер), нем. философ, писатель, религ. мыслитель. И. Г. Гаман И. Г. Гаман Род. в семье лекаря. В 1746 г. поступил в Кёнигсбергский ун-т, где изучал теологию, право, философию, а также математику и иностранные языки. Не окончив ун-та, в 1752 г. Г. отправился в Лифляндию, получил место домашнего учителя в дворянской семье. Занимаясь самообразованием, он приобрел энциклопедические познания в самых различных областях (лингвистике, античной истории и словесности, экономических науках, теологии и др.). Желая посвятить себя хозяйственной деятельности, Г. в 1756 г. по приглашению друга И. К. Беренса переехал в Ригу и поступил на службу в торговый дом Беренсов. В 1757 г. по делам фирмы он отправился в Лондон с важным торгово-дипломатическим поручением, к-рое вслед. неопытности и отсутствия надлежащих деловых качеств выполнить не сумел. Не решаясь вернуться в Ригу, он остался в Англии и в течение года вел беспорядочный образ жизни, растрачивая доверенные ему фирмой деньги. Оказавшись вскоре в бедственном материальном положении и в глубоком нравственном кризисе, Г. в марте 1758 г. в ходе напряженного покаянного самоанализа, охарактеризованного им впосл. как «сошествие во ад самопознания», пережил глубокий духовный переворот, приведший его к христ. вере. Определяющим в религ. обращении Г. стало чтение Библии как слова Божия, обращенного к нему лично. Убежденный в том, что Сам Господь пробудил его к новой жизни, он проникся сознанием необходимости осуществления личной религ. миссии. Г. вернулся в Ригу, но, не сумев преодолеть напряженность в отношениях с семьей Беренсов, в 1759 г. переехал в Кёнигсберг, где активно включился в лит. полемику вокруг ценностей Просвещения. Он заявил о себе как едкий критик просветительского рационализма. В 1759-1762 гг. опубликовал ряд полемических сочинений, а также множество статей в «Кёнигсбергской ученой и политической газете». Одновременно занимался систематическим изучением Библии, овладел древнеевр. и араб. языками, читал М. Лютера и И. А. Бенгеля . Острый ум, широкая образованность и самобытность характера Г. привлекли к нему внимание нем. философов и литераторов. В 1762 г. состоялась встреча с И. Г. Гердером , на чье духовное становление Г. оказал огромное влияние.

http://pravenc.ru/text/161609.html

«Упрямства дух нам всем подгадил», - мог бы сказать про себя старый Гринев словами Пушкина. Он был «родов униженных обломок», и не сделал блестящей карьеры. Почему? Может быть, потому, что сравнительно рано вышел в от­ставку (вероятно, в виду необходимости взять в свои руки управление деревней), а может быть, и потому, что не отли­чался способностью хватать чины и награды и, несмотря на свою исполнительность и храбрость ,не очень-то нравился на­чальству, вследствие своего крутого и самостоятельного права.- Долго ли старый Гринев состоял на службе? Вероятно, не ме­нее двадцати пяти лет, так как по манифесту 31 декабря 1736-года дворяне обязаны были служить 25 лет. Этот закон сохранял силу до манифеста 1762 года, которым дворяне были освобождены от обязательной службы. В 1774 году Гринев, как видно из последней главы «Капитанской дочки», находился уже в преклонном возрасте; в молодости он участвовал в походах графа Миниха, (см. начало романа и письмо Гринева к Рейнсдорпу), был товарищем Рейнсдорпа, «воина времен Анны Иоанновны», а, следовательно, и сам начал службу не позже тридцатых годов XVIII столетия, всего же вероятнее, что даже еще раньше, быть может, при Петре Великом. Для того, чтобы попасть в число офицеров, служивших при самом Минихе, он должен был прослу­жить довольно долго в низших чинах, ибо даже по мани­фесту 1762 года двенадцатилетний срок службы в низших чинах оставался обязательным для всех сословий без исключения для приобретения права на первый офицерский чин (Полн. Собр. Зак. 11,444, § 8), записывание же малолетков на службу с тою целью, чтобы старшинство на производство в чины начиналось для них с раннего детства, стало входить в обычай лишь при Анне Леопольдовне и Елизавете Петровне («Дворянство в России» Романовича-Славатинского, стр. 128- 129). Презрение, которое питал Андрей Петрович к «шематонам» гвардии, и уважение, с которым он отзывался о солдатской лямке, доказывает, что старый Гринев служил все время в армии и, вероятно, подобно Державину и многим другим дворянам, жил до производства в офицеры вместе с рядовыми, исполняя все работы, который на них возлагались. Вообще, та суровая школа службы, которую проходил Андрей Петрович в свои ранние годы, не имела ничего общего с тою беспечальною и легкою службой, которую нес его сын в Белогорской крепости.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/20/...

В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна нападок, вынужден был искать обходных путей - он пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительности (с аллюзиями на СССР ) «Ноев ковчег». 5 января 1951 г. писатель умер в Москве от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря. В этот день, в 1955 году, также скончался видный советский историк Евгений Викторович Тарле. Он родился 27 октября 1875 г. В 1896 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. В разные годы работал в Московском, Петербургском (позднее - в Петроградском и Ленинг радском), Юрьевском, Казанском университетах. В 1930-34 гг. был репрессирован. Работы Тарле отличались богатством фактического материала, глубиной исследований, блестящим литературным стилем. Основные труды: «Рабочий класс во Франции в эпоху революции» (т. 1-2), «Континентальная блокада», «Наполеон», «Талейран». Накануне и в годы Великой отечественной войны Тарле написаны работы «Нашествие Наполеона на Россию», о Нахимове, Ушакове, Кутузове, закончено исследование «Крымская война» (т. 1-2). Участвовал в подготовке коллективных трудов - «История дипломатии», учебников для вузов. В 1942, 1943, 1946 гг. был удостоен Государственной премии СССР. Почетный член многих зарубежных исторических обществ. Завтра, 6 января , мы вспоминаем видного государственного и военного деятеля, сподвижника Императрицы Екатерины Великой Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского, скончавшегося в 1807 году. А.Г.Орлов-Чесменский родился 24 сентября 1737 г. в семье новгородского губернатора. В 1749 г. он стал солдатом лейб-гвардии Преображенского полка. К 1762 г. дослужился до сержанта. Приняв активное участие в дворцовом перевороте 1762 г., Орлов был щедро награжден землями и крестьянами, чином генерал-майора и титулом графа новой Императрицей Екатериной Великой. Хотя формально Орлов не занимал крупных постов в правительстве, он всегда имел доступ к Государыне, а следовательно, и возможность влиять на государственные дела.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/05/et...

не мог удовлетвориться полумерами правительства предшествовавшего времени и своим указом от 21 марта 1762 года 393 задумал дать окончательное решение вопроса о церковных вотчинах; учрежденная им коллегия экономии, поставленная в непосредственную зависимость от Сената, получила в свое управление все синодальные, монастырские, архиерейские и церковные вотчины, крестьяне же, обрабатывавшие церковные земли на архиереев и монастыри, прекращали всякие обязательные отношения к ним и должны были выплачивать определенный денежный оклад в коллегию экономии. Произведенное без должного внимания ко многим сторонам сложного вопроса о материальном обеспечении духовенства, быстрое и крутое преобразование управления церковными имуществами вызвало отрицательное отношение к себе со стороны преемницы Петра III – Екатерины II, увидевшей необходимость временно вновь возвратить духовенству заведование отнятыми вотчинами. «Кажется», писала Екатерина о распоряжении Петра III в своем указе от 12 августа 1762 года 394 , «надобность состояла только в том, чтоб отобрать у духовных имения, а чтоб осмотрительные взять меры о порядочном, и как для церкви и духовного чина безобидном, так и для отечества полезном управлении, о том и не думано». Но, несмотря на такой неблагоприятный отзыв о решительной правительственной мере, предпринятой Петром III по отношению к церковным вотчинам, и даже несмотря на временное возвращение их в руки духовенства, Екатерина вполне разделяла современные ей политические воззрения на монастырские и архиерейские имущества, как на имущества государственные, хотя в первое время, под влиянием известных соображений, и находила неудобным открыто высказывать подобные мысли, а старалась замаскировать их обычными напоминаниями правительственных указов о необходимости употребления излишних церковных богатств на законные нужды и потребности государства. «Не имеем Мы намерения и желания присвоить себе церковные имения», писала Екатерина в том же самом именном указе, «но только имеем данную Нам от Бога власть предписать законы о лучшем оных употреблении на славу Божию и пользу отечества».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Г. Берх, в своей истории Алеутских островов, открытие здешнего отдела приписывает судну купца Серебряникова, под начальством Башмакова, отправленного в июле 1753 года, которое, в три раза, видело несколько неизвестных дотоле островов и на одном из них претерпело крушение, и г. Берх этот остров полагает недалеко от Умнака. Но, соображая описание Башмакова, который говорит, что этот остров более 70 верст и что около него семь островов, – этот остров не совсем может быть Умнак; потому что Умнак гораздо более 70 верст, но главное потому, что до 1762 года не было вывозимо с островов никаких лисиц. А потому очень сомнительно, чтобы Башмаков был на Умнаке. Итак, случай открытия здешних островов и ознакомление с жителями без сомнения принадлежит боту Иулиану, судну московского купца Никифорова, под начальством Яренского мещанина Степана Глотова, который 1-го сентября 1759 года пристал к Умнаку и пробыл здесь более двух годов, т. е. до 23 мая 1762 года. В это время он успел познакомиться с жителями Умнака и даже Уналашки. Это судно первое доставило правительству, как говорит г. Берх, довольно обстоятельную, по тогдашнему времени, карту сих островов, означа от Уналашки 8 островов больших; описатель же сих островов был казак Пономарев. К подтверждению того, что Глотов первый посещал здешние острова, может служить доказательством то, что он первый вывез лисиц, и что Алеуты помнят Глотова, как первого посетителя, и который прежде всех начал крестить здешних жителей. Он окрестил Умнакского тоэнского сына, назвав его Иваном Глотовым. (Эта фамилия Глотовых существует и поныне). Второе судно, сделавшее дальнейшее открытие, было Гавриил – иркутского купца Бечевина, которое, отправясь с Атхи, прибыло к полуострову Аляксе 1761 года, и, по словам алеутов, зимовало в Иссанахском проливе, в Протасовской бухте (с северной стороны). Но невероятно, чтобы бывшие на нем промышленники, как говорить г. Берх, в то же время могли занять и остров Унгу – по довольно большому расстоянию сего острова от Иссанаха, т. е. от их места пребывания; но, не отвергая сказания г. Берха, я думаю, вероятнее можно заключить – и по количеству и качеству вывезенного ими промысла, и потому, что Пономарев, (начальник судна) с 7-ю или 10 человеками команды, при всеобщем восстании жителей Аляксы, едва ли мог с Унги достигнуть своего жилища, что Пономарев жил не на Унге, но на Унимаке, в недальнем расстоянии от судна. Но, как бы то ни было, это уже не совсем принадлежит к истории открытия здешних островов: потому что Унгу, находящуюся в числе Шумагинских островов, открыл капитан Беринг, а Унимак известен был, по крайней мере, по названию, первому описателю Пономареву – товарищу Глотова.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

А другой, это некий - Альберт Шлихтенг, который сначала был наёмником на службе великого князя литовского. При взятии литовской крепости Езерище русскими войсками в 1564 году, он был пленён и уведён в Москву. Там Шлихтинг, владевший славянскими языками, попал в качестве слуги и переводчика к личному врачу Ивана Грозного - Арнольду Лендзею. Проведя на службе около семи лет, с согласия господина он переехал в Речь Посполитую, где осенью 1570 года написал на латинском языке своё лживое сочинение " Новости из Московии, сообщённые дворянином Альбертом Шлихтингом о жизни и тирании государя Ивана " , где в кровавых красках расписал не только события в Новгороде, но и обильно полил помоями Русь и русский народ. Можно ли верить этим источникам, о тех событиях? РУСОФОБ, поверит с радостью и с пеной у рта, с артистическими и истерическими криками, будет всем рассказывать, какой Иван Грозный, был " ужасный тиран и убийца " . Вот яркий пример, когда западную антирусскую пропаганду, русофобы артистично рассказывают русским и такие как ты, им верят: http://www.youtube.com/watch?v=2R9cKwyrNfE Завязывай с мухаморами: козлёночком станешь))) А может и уже стал и не заметил этого))) 23. Ответ на 22 Эка куда хватили! А Вы хоть понимаете истоки крепостного права в России? Почему в Древнерусском государстве рабства не было. А когда это началось? После бессмысленного кровавого разгрома Великого Новгорода , последнего приемника Древней Руси. Новгороду рабство было не нужно , международная торговля давала достаточно средств. А у Московского царства этих доходов не было, много там наторгуешь через Архангельск. Единственный источник остался драть 3 шкуры с собственного населения. 22. Лжеучителю-февралисту Не будь государственного переворота 1762 года, в ходе которого узурпаторша Екатерина свергла и убила ЗАКОННОГО Императора Всероссийского Петра Феодоровича Третьего, внука Петра Первого Великого, то и Пугачёва бы не было, ибо не было бы почвы для самозванчества. Гражданской войной 1773-1775гг. Господь наказал Екатерину и Россию за преступление 1762 года. Точно так же не будь Февраля 17-го, не было бы и Октября 17-го и всего остального, последовавшего после. Но вы, февралисты, всегда вьëтесь ужами, пытаясь переставить местами причину и следствие, и отмазать своих кумиров. Не получится, этот номер у вас не пройдёт.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/17/re...

Иностранные описыватели июньских событий 1762 года преувеличили участие в них Дашковой, точно так же как преувеличили значение Одара, которого деятельность тесно связали с деятельностью Дашковой, не умея, однако, показать, в чем, собственно, состояло участие иностранца, не знавшего по-русски. Одар был родом пиемонтец; канцлер Воронцов определил его в Коммерц-коллегию, но здесь было ему служить неудобно по незнанию русского языка, и Дашкова предложила императрице взять его к себе в секретари, и у иностранных писателей он является в этом значении. Но Дашкова говорит, что Екатерина не взяла Одара в секретари, во-первых, потому, что иностранная переписка ее была очень ограниченна, а главное, потому, что, стараясь приобресть расположение русских, не хотела иметь при себе секретарем иностранца, и Одар был сделан управителем одного небольшого имения, принадлежавшего собственно императрице. Дашкова утверждает, что Одар никогда не был ее поверенным, что она редко его видала и вовсе не видала три последние недели перед переворотом. Мы не имеем никакого основания не верить словам Дашковой; но хотя сочинения иностранцев о России и русских событиях обыкновенно преисполнены ошибками, преувеличениями и смешениями всякого рода, однако нет права предполагать, что участия Одара в июньских событиях не было никакого, что оно выдумано им самим и с его хвастливых слов повторено иностранцами; по всем вероятностям, ловкий Одар был употребляем для сношения Екатерины с преданными ей лицами точно так, как в 1758 году для подобного же дела служил Екатерине итальянец-бриллиантщик Бернарди; но Дашковой было неизвестно, что императрица сносится мимо ее с своими приверженцами. Дашковой были неизвестны непосредственные сношения Екатерины с человеком, который больше всех хлопотал в ее пользу в войске, – с Григор. Григор. Орловым. Артиллерийский офицер Григорий Орлов был воспитанник сухопутного Кадетского корпуса, участвовал в Семилетней войне и резко выдавался из толпы товарищей красотою, силою, молодцеватостью, общительностью; сильная молодая природа (Орлову было в описываемое время 27 лет) требовала сильной деятельности, и Орлов всюду искал ей удовлетворения: и в устройстве веселостей для товарищей, и в масонской ложе, и, наконец, в возбуждении восстания в защиту обожаемой императрицы, которой грозила беда, бывшая бедой и целой России. Кроме Орлова с братьями, по свидетельству самой Екатерины, в конной гвардии двадцатидвухлетний офицер Хитрово и семнадцатилетний унтер-офицер Потемкин «направляли все благоразумно, смело и деятельно».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

в) Сферой, где принцип веротерпимости нашел себе новое приложение, было законодательство Екатерины II о расколе 982 . Еще при предшественнике Екатерины, Петре III, из Сената был послан во все губернския канцелярии указ от 28 февраля 1762 г., коим было велено всех раскольников, находящихся в острогах, распустить, a следствие о них прекратить. В духе терпимости к расколу стала издавать свои указы и Екатерина. Так, напр., указом 14 Декабря 1762 года разрешалось всем, бежавшим за границу, раскольникам возвратиться на родину с правом поселения на указанных местах Европейской России и Сибири 983 . В 1763 г. все раскольники, с уничтожением раскольнической конторы, были подчинены общим присутственным местам 984 . Но этого мало. Понятие раскола стало съуживаться. Манифестом 3 Марта 1764 г. повелено тех раскольников, которые православной церкви не чуждаются и таинства церковные от православных священников приемлют, а только крестятся двоеперстным сложением, не отлучать от входа церковного и не считать раскольниками и не писать в двойной оклад 985 . В следующем году раскольники были сравнены с православными в отбывании воинской повинности 986 . Более строгия меры применялись только к самосожигателям 987 и скопцам. Впрочем, дело о последних повелено «трактовать, как обыкновенное гражданское, а не инако» 988 , т. е. смотреть на него не с религиозной точки, а с государственной. В 1765 г. 20 Декабря Сенат сообщил ведение св. Синоду с требованием, «чтоб оный благоволил не токмо не учреждать без сношения с Сенатом особливых по раскольническим делам коммиссий, подобных бывшей о донских казаках, но если где таковые ж есть, вовсе бы оставить и содержащихся в них людей освободить, а сверх того и епархіальных архиереев и прочия духовные команды от себя уведомить, дабы они по всем раскольническим делам ничего собою не предпринимая, отписывались о том в Св. Правительствующий Синод, а из оного в силу подписанной собственноручной Государем Императором Петром Великим резолюции на докладных, поданных от Св. Синода, пунктах, 1722 года, между прочим, против первого пункта, о презирающих духовную власть, давать знать Сенату, почему в случае надобности общия с Св. Синодом конференции назначены и потребные резолюции даны быть могутъ». 27 Декабря 1765 г. Св. Синод разослал по всем епархиям указы к исполнению этого сенатского сообщения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010