9. Об [исходящей] от священного безмолвия просвещающей благодати и созерцании Итак, следует бороться таким образом и жить бдением и молитвой до тех пор, пока через неослабное их усердие в безмолвии сердце наше не сложит с себя в порыве к благодати покров страстей и не явится в последний момент ( ψιμον) 1758 , словно прорвавшись к нам, умопостигаемый свет, в котором чудесно восходит исцеление души и освещается светом созерцание в духе и истине 1759 , как рассказывает нам божественнейший Пётр: «Вы, прилагая к сему все старание, покажете в вере вашей добродетель, в добродетели ведение« 1760 . Ибо ведение, через добродетель достигши благочестия, наполняет душу умным светом с несказанным ликованием и соделывает ум совершенно боговидным через Дух мудрости и созерцания, когда проблеснет день умопостигаемого и неизреченного Солнца и светозарная звезда взойдет в сердцах наших. И знаем мы ясно, что с нами Бог, и, следовательно, можем сказать: »С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь . Ибо если вновь усилитесь« неким опоясывающим мраком, то »вновь побеждены будете, яко с нами Бог» 1761 . И как поет Давид: «Ты воссел на престоле», сиречь в сердце моем, «Судия праведный, Ты покарал народы», то есть страстные помыслы, «и погиб нечестивый« 1762 демон – таковых помыслов причина. »Изнемогут и погибнут пред лицом Твоим, когда возвратится враг мой вспять» 1763 . Ибо поистине нет ничего, что бы врага нашего диавола уничтожило и погубило его против нас приражения, кроме как Бога, явившегося в нас, и лика Его, нами созерцаемого и облиставающего нас божественнейшими лучами в безвидном сиянии. Ведь говорится: «Господь просвещение моё и Спаситель мой: кого убоюсь?« 1764 , а также: »Если и пойду посреди тени смертной, не убоюсь зла, потому что Ты со мной« 1765 . И, конечно, для того, чтобы с ним и в нём пребывал Бог и он созерцал [Его] лик, чтобы мог он ликовать и пребывать в уверенности, молит он Бога: « меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Воздай мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» 1766 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

4) Во время допроса в Тайной экспедиции от 5 марта 1796 года было выяснено, что Авель предсказывал письменно о том, что “на ню (Екатерину II) сын (Павел I) восстанет”. Попытки подследственного доказать, что он писал одно, а имел в виду другое, ни к чему не привели 74 , “пророк” оказался в итоге в Шлиссельбургской крепости, а “пророчество” не выполнилось. 5) В протоколах того же допроса 1796 года указывается пророчество Авеля, содержание которого было получено им “свы­ше”; на Божественности этого “откровения” он особенно настаивал даже перед лицом грозного следователя Тайной экспедиции. Цитируем Авеля: “Процарствует мати его (Павла I), Екатерина Алексеевна, всемилостивейшая наша Государыня 40 лет: ибо так мне открыл Бог” 75 . Между тем хорошо известны годы её царствования 1762–1796 — то есть всего 34 года царствования. Таким образом, мы видим признаки той ситуации, которая в ветхозаветные времена каралась смертной казнью. Пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?”. Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его (Втор 18:20–22). 3. Ересь. Согласно донесению об Авеле генерал-поручика Заборовского графу А. Н. Самойлову от 19 февраля 1796 г., “сде­­лан был ему допрос, но без великого успеха, кроме тёмного показания о некоем еврее Феодоре Крикове, которого Авель признавал Мессиею и котораго он видел в Орле” 76 . При допросе, осуществлённом несколько ранее преосвященным Павлом, епископом Костромским и Галичским, Авель называл себя “пред­течей Гоговым” 77 . Епископ Павел также свидетельствовал о вере Авеля в уже состоявшееся пришествие ожидаемого иудеями Мессии в лице некоего еврея Феодора Крикова и о путешествии его для свидания с Криковым в г. Орел 78 . Епископом Павлом взгляды Авеля были квалифицированы как ересь.

http://pravmir.ru/monah-avel-mifyi-i-ist...

Но не словом точию, а и самым делом проповедовал Иоанн покаяние, будучи сам совершенным образцом строгой, воздержанной и святой жизни. Не тщетен был глас Божественного проповедника. На проповедь его, облеченную силою Духа Святого, стеклось бесчисленное множество иудеев. По гласу его все крестились во Иордане и исповедовали грехи свои. Так, первый глас провозвестника Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, был: покайтеся! Сим гласом и Сам Спаситель начал Свою проповедь, глаголя: Покайтеся и веруйте во Евангелие. Сей же глас беспрерывно повторяли Его апостолы, призывая вся языки из области тьмы и смерти в Царство жизни и света. Сим же гласом сердобольная матерь наша Церковь всегда возбуждала чад своих к преуспеянию во всякой добродетели и святости. И ныне Святая Церковь ... возвещая нам будущий последний Суд и блаженную вечную жизнь праведным, а вечное мучение нераскаянным грешникам, глаголет: Покайтеся!» 1761 . Что же унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? 1762 Посмотри, как преподобный Андрей указывает тебе на путь спасения, предписанный Евангелием: «В пустыне поселился Предтеча благодати, и вся Иудея и Самария, услышав о нем, приходили и исповедали свои грехи, с усердием прибегая к крещению покаяния» 1763 .. Смотри, говорит, как, по Предтечеву призыву, прошли этот путь не только жители Иудеи, но и самаритяне, которых сами иудеи не считали последователями религии истинного Бога. «Ты же, душа, не подражала им» – ни иудеям, ни самарянам. Ты шла вослед своего ума, ты не слушала заповедей Господних, ты работала для временного мipa сего, не для Бога и жизни нескончаемой. Но это – еще не причина для уныния. Послушай богоотца Давида, говорящего: «Уповай на Бога, ибо я буду... славить Его, Спасителя моего и Бога моего» ( Пс. 41:6, 12, 42:5 ). Послушай Господня пророка, призывающего: «Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда» ( Ос. 12, 6 ). Исповедай Господа твоего Владыкой Небес и земли, Богом и Отцом твоим, Царем и единым Святым и подателем святости и спасения человекам по святой воле Своей: «Отче наш, иже еси на небесех! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя яко на небеси и на земли!» ( Мф. 6:9–10 ; Лк. 11, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

1761 г. июня 4 (мая 28?). – 3 февраля 1762 г. (прибыл в Петербург). – Поверенный в делах гвардии Измайловского полка подпоручик граф Александр Романович Воронцов для исправления дел до приезда назначенного в Вену послом князя Дм. Мих. Голицына. 29 июня 1761 г. принят. – Назначение получил, находясь в Вене проездом. – 9 января 1762 г. выехал из Вены. 1761 г. мая 30 – 12 октября 1763 г. – Чрезвычайный посол, действительный тайный советник, действительный камергер князь Дмитрий Михайлович Голицын для пребывания при Цесарском Дворе. – 25 декабря 1761 года прибыл в Вену. 1 января 1762 г. принят. – Так как австрийский посол граф Мерси д’Аржанто при отъезде из России заявил о назначении на его место полномочным министром князя Лобковича, то русским правительством еще в июне 1763 года было заявлено, что Голицын будет отозван и на его место будет назначен другой тоже в звании полномочного министра. – Вследствие просьбы австрийского правительства оставить Голицына в Вене полномочным министром Голицыну грамотой от 11 августа 1763 г. предписано сложить с себя посольское звание и остаться в Вене полномочным министром. 1761 (?) г. – 8 января 1762 г. (отпущен из Вены). – Генерал-лейтенант граф Захар Чернышев для соглашения плана военных против Пруссии действий. 1761 г. декабря 29 – 1762 г. Капитан артиллерии Бороздин с известием о смерти императрицы Елизаветы и о вступлении на престол Петра III. – В Вену приехал 10 января 1762 года. 1762 г. июля 13 посланы советник посольства граф Иван Воронцов и гвардии поручик граф Семен Воронцов. 1762 г. июля 18 (декабря 16) – 27 февраля 1764 г. – Дворянин посольства лейб-гвардии Преображенского полка капитан-поручик князь Петр Меншиков. 1762 г. июля 11 – 8 ноября (отпущен из Вены0. – Камер-юнкер Дмитрий Михайлович Матюшкин с известием о вступлении на престол Императрицы Екатерины II. – 8/19 сентября принят. – В Вене получил графское достоинство. – С ним переводчик Яков Булгаков. 1763 г. октября 12 – 12/23 августа 1780 г. (выехал в Спа). – Полномочный министр князь Дмитрий Михайлович Голицын: для пребывания при цесарском Дворе. – 12 октября 1763 г. на аудиенции, «сложа с себя посольской характер подачею грамот, оными же аккредитовался вновь при Венском Дворе в качестве полномочного министра». – В 1780 г. «получа дозволение отлучиться от моего посту для пользы здоровья моего, главное имел и намерение побывать в некоторых местах для употребления минеральных вод; но как позднее годовое время уже несколько неспособным к тому было, то я (пишет Голицын Панину) вместо того воспользовался помянутым Монаршим дозволением к предпринятию поездки в Нидерланды, а оттуда в некоторые полуденные французские провинции, откуда, миновав Париж, 3 ноября (1780 г.) возвратился в Вену».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Многочисленные нововведения последовали в военной сфере. П. Ф. учредил комиссии для повышения боеспособности флота (указ от 16 февр. 1762) и армии (указ от 6 марта), к-рые сам и возглавил. По его инициативе был составлен по прусским образцам «Российско-императорский Шлезвиг-Гольштейнский военный регламент для кавалерии» (издан в С.-Петербурге в нач. 1762 на нем. яз.) и введен в гольштейн-готторпской армии. 21 марта император упразднил корпус лейб-компании, бывш. гренадерскую роту лейб-гвардии Преображенского полка, к-рая активно участвовала в дворцовом перевороте в пользу имп. Елизаветы Петровны. Указом от 25 апр. П. Ф. изменил принцип наименования пехотных и конных полков, повелел использовать вместо названий провинций и губерний имена шефов полков; указом от 9 марта смягчил телесные наказания матросов, солдат и др. нижних чинов. 18 февр. 1762 г. П. Ф. подписал знаменитый Манифест о вольности дворянства, освободивший российских дворян от обязательной гос. службы, вслед. к-рого дворянство в России стало исключительно привилегированным сословием. 31 янв. 1762 г. император подписал указ, предусматривавший пожизненную ссылку для помещиков за убийство крестьян. Указом от 29 марта, целью к-рого было расширить применение вольнонаемного труда, было запрещено покупать крепостных крестьян к фабрикам и заводам. Но в целом крепостной гнет за время правления П. Ф. усилился: помещики получили возможность по своему усмотрению переселять принадлежавших им крестьян из одного уезда в другой; возникли серьезные бюрократические ограничения по переходу крепостных крестьян в купеческое сословие; за полгода передано из государственных в крепостные ок. 13 тыс. крестьян; неск. раз возникали крестьянские бунты, вызванные слухами о манифесте о «вольности крестьянству». В числе наиболее важных реформ церковной жизни была начатая императором секуляризация церковных земель (указы от 16 февр. и 21 марта 1762; приостановлена имп. Екатериной II летом 1762, затем осуществлена ею в 1764). Указом от 13 апр. были конфискованы конные заводы, принадлежавшие Синоду, архиерейским кафедрам и мон-рям, для пополнения лошадьми драгунских и кирасирских полков армии. 5 марта 1762 г. введен запрет на строительство домовых церквей, чтобы содержать существовавшие храмы с «подобающим благолепием». Император запретил заключать в мон-ри умалишенных и распорядился организовать для них специальные дома по иностранному образцу (резолюция на доклад Сената от 20 апр.). П. Ф. также прекратил преследование старообрядцев (указ от 29 янв. 1762).

http://pravenc.ru/text/2580360.html

П. Ф. принял меры для активизации внешней торговли: 28 марта 1762 г. разрешил свободный экспорт зерна, ревеня, холста и проч. (Указ о свободе внешней торговли), 1 июня понизил ряд экспортных пошлин. Указом от 25 мая с целью поощрения торгово-промышленной деятельности был учрежден Гос. банк и введен выпуск ассигнаций (не реализован). П. Ф. резко изменил направление внешней политики России, видел ее главным союзником Пруссию. Вскоре после вступления на престол он обратился к странам, участвовавшим в Семилетней войне (1756-1763), с призывом заключить общеевроп. мирный договор и отказаться от захваченных территорий (12 февр. 1762 иностранным дипломатам вручена декларация об установлении мира). Несмотря на успехи российской армии в этой войне (включение в 1758 в состав России Вост. Пруссии (ныне Калининградская обл.), а также капитуляцию прусской крепости Кольберг (ныне Колобжег, Польша) незадолго до воцарения П. Ф.), российский император заключил перемирие с Пруссией (подписано 5 марта 1762 в г. Старгард (совр. Польша)), а 24 апр. 1762 г.- Петербургский мирный договор, вернув Вост. Пруссию без к.-л. условий. 8 июня, незадолго до своего свержения, П. Ф. заключил союзный договор с Фридрихом II и, получив т. о. его дипломатическую поддержку, начал готовиться к войне против Дании. К кон. весны 1762 г. П. Ф. своей политикой настроил против себя общественное мнение, особенно военных, и раньше не любивших наследника-прусофила. Синод и правосл. духовенство опасались введения в России лютеранства. Несмотря на просьбы кор. Фридриха II срочно короноваться и отложить начало непопулярной русско-датской войны, П. Ф., убежденный в незыблемости своей власти, отказывался верить в существование заговора, организованного имп. Екатериной. 9 июня, во время праздника в честь подписания Петербургского мира, П. Ф. публично оскорбил жену, а затем отдал приказ о ее аресте, к-рый был отменен благодаря заступничеству принца Георга Людвига Гольштейн-Готторпского. По сообщению Екатерины II, П. Ф. собирался развестись с ней и жениться на фаворитке гр. Е. Р. Воронцовой (др. источников, подтверждающих эти сведения, не выявлено).

http://pravenc.ru/text/2580360.html

С самого начала своей деятельности немецкая школа была таковой только по названию; в ней могли учиться дети из семей лютеран, православных, «и других христианских вер»: «а особливо российской нации, в пользу служить имеет, потому что определение учинено будет такое, что в те часы, когда обоего пола дети лютерского закона обучаться будут догматам своея Церкви, то дети других исповеданий, а особливо российские, по соизволению могут учиться другим полезным наукам» 101 , – таковы были принципы веротерпимости, на которых основывалось обучение в Петришуле. Однако основной «контингент» учащихся по-прежнему состоял из лютеран; в этом устроители Петришуле видели залог процветания: «когда имеющие детей прихожане церкви нашея, отдадут оных в нашу школу» 102 . Перед зачислением в школу пастор Бюшинг проводил собеседование с будущими учениками; в обращении к родителям предлагалось, чтобы до 1 октября 1762 года они со своими детьми «являлись у д-ра и пастора Бишинга, дабы о нужном испытании и разделении детей по понятности их и по потребности учения заблаговременно иметь старание… (поскольку) обучающиеся по ныне дети у учителей церкви нашия перейдут с оными в новоучреждаемую школу» 103 . О том, как шла подготовка к началу 1762/63 учебного года, можно узнать из публикации, озаглавленной: «Продолжаемое известие о новом школьном учреждении немецкой церкви святого Петра Апостола в Санктпетербурге». (Спб. 1762). Это «известие» было «сочинено в церковном конвенте при немецкой церкви святого Петра Апостола августа 22 дня 1762 года» 104 . Отметив, что начало занятий состоится 1 октября 1762 года, «в начале десятого часа поутру» 105 , устроители Петришуле заявляли о серьезности своих намерений: «Такое начатие оныя (школа) не будет зависеть от способности нового нашего строения; ибо если с начала в оном не достает столько сухих покоев, сколько для учеников потребно, то мы начнем школу в одном из старых наших церковных домов» 106 . Обучение в школе было платное, однако в Петришуле принимали также детей из бедных семей, за которых платил приход. При этом лишь ставилось условие, «чтоб родители ходящих в школу нашу детей своих снабдевали довольною одеждою, и содержали их добропорядочно, потому что мы не можем в школу нашу принимать детей в гнусном, разодранном и неуборном одеянии» 107 . Большинство учеников было приходящими, однако несколько человек предполагалось содержать на полном пансионе: «пенсионеры» возъимеют место в том доме, в котором живет нынешний нашей школы господин ректор Лутер» 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Бывшие на конференции синодальные члены и на сей раз остались при прежнем своем мнении. 446 Вследствие этого возбужденный вопрос, оставшись открытым, перешел в последующее царствование. Озабочиваясь скорейшим разрешением настоящего вопроса, Сенат положил иметь с Синодом конференцию, приняв в основание соглашения разделение сборов с монастырских крестьян таким образом, чтобы они платили 50 коп. в казну и 50 коп. в архиерейские дома и монастыри, которым принадлежали. Предположенная на основании означенного соглашения конференция не состоялась. Император Петр III, сам 17 января 1762 г. присутствуя в Сенате, повелел быть этой конференции, но затем именным указом 16 февраля 1762 г. отменив ее, повелел Сенату «навскорее к точному и прямому содержанию высочайшего указа учинить надлежащие распоряжения». 447 Сенат с своей стороны проектировал несколько предположений, которые, по его мысли содействовали к полному осуществлению предначертаний Елизаветы Петровны об управлении церковных имений. 448 Предположения Сената с относящимися к ним постановлениями были объявлены во всеобщее сведение в именном указе 21 марта 1762 г. По этому указу «для управления всех синодальных, архиерейских и монастырских вотчин была образована под ведением Сената коллегия экономии в Москве, а в С.-Петербурге контора от нее; причем светские служители канцелярии синодальной экономического правления были определены в учрежденную коллегию экономии, президентом которой назначался сенатор – князь Василий Оболенский. В силу того же указа повелевалось: для управления и смотрения над церковными вотчинами и для защищения их крестьян от всяких обид назначать в каждую губернию и провинцию по одному штаб-офицеру, а в приписные города, где те вотчины не малым числом состоят, по одному обер-офицеру; прежних же не только из монашествующих и прочих духовных персон, а из монастырских служен управителями не посылать и не допускать, отрешив всех тех, кои при подобных поручениях состояли. При этом постановлено со всех крестьян сверх подушного семигривенного оклада взимать с каждой души по рублю, начав этот сбор со второй половины 1762 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Вост. Грузия продолжала оказывать сопротивление Ирану: в 1732 г. погиб кахетинский царь Константин II. При Теймуразе II (царь Картли в 1744-1762) и Ираклии II (царь Кахети в 1744-1762, царь Картли-Кахети в 1762-1798) борьба еще более активизировалась и даже увенчалась успехом: шах Ирана Надир был вынужден согласиться не только на царствование отца и сына в Картли и Кахети, но и на их помазание по христ. обычаю (1745) - после более чем 100-летнего правления царей-мусульман это было важным событием в истории Г. Правление отца и сына укрепило Вост. Грузию: в условиях осложнившейся внутренней и внешней обстановки в Иране поддержке со стороны правителей Картли-Кахети при шахском дворе придавалось особое значение. Благодаря их осторожной и гибкой политике Вост. Грузия обрела полную независимость от Ирана: еще при жизни Надир-шаха дань была снижена в 8 раз и иран. войско в Картли подчинилось Теймуразу II. Воспользовавшись восстанием (1748) претендента на престол внучатого племянника Вахтанга VI, Теймураз и Ираклий заменили кызылбашские гарнизоны в тбилисских крепостях Метехи и Табори грузинскими. В то же время было упразднено Арагвское эриставство, шахской грамотой в состав Картли-Кахети были включены Казахское и Борчалинское султанства. В 1748 г. в последний раз Ирану была уплачена дань, Картли-Кахети обрела независимость. В 1750-1752 гг. груз. войско нанесло неск. поражений атрпатаканскому, карабахскому, тебризскому и ширванскому ханам, покровительства Картли-Кахети попросили и стали ее данниками Гянджинское, Ереванское и Нахичеванское ханства. Усилившееся гос-во успешно отражало набеги лезгин. В 1754 и 1755 гг. при Мчадиджвари и Кварели было разбито войско аварского правителя Нурсал-бека. В 1758 г. Теймураз и Ираклий заключили военный союз с имеретинским царем Соломоном I, совместно с к-рым разбили вторгшееся в Картли в 1759 г. 8-тысячное войско лезгин. После смерти Теймураза II в России (1762) царем Картли-Кахети стал Ираклий II, к-рый продолжил политику централизации страны. В 1765 г. он расправился с участниками заговора Пааты Батонишвили, незаконного сына Вахтанга VI, подчинил своей власти Баидарское султанство, упразднил Ксанское эриставство (1774), законодательно закрепил крепостную зависимость, что в конечном счете способствовало защите прав крестьян и хозяйственному подъему страны.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Важно указание Любопытного и в том отношении, что оно решает: была ли у Алексеева полемика с поповцами по данному вопросу? . В сочинении Алексеева от 1762 года есть указание, что им была тогда написана особая «Книга» в оправдание учения и практики согласия новоженов. Так, указывая эти учение и практику, Алексеев замечает: «Сия предложих о себе не от своего суеумия, но могу за благодать Христову Писанием вся оправдать», причем на поле рукописи указано, что «особая о сем книга нами сочинися». Весьма вероятно, что такое сочинение вызывалось и возражениями со стороны поповцев. Затем, в том же сочинении от 1762 года Алексеев свидетельствует, что ему не раз приходилось вести религиозные беседы с разными «учеными поповщины». Описание этих бесед, ныне известных и в печати, также нужно относить ко времени ранее названного упоминания о них. К 3 июля 1762 года Алексеевым было написано «Возражение на поповские основания о бегствующем священстве». Это сочинение, упоминаемое Любопытным, теперь не известно. Но мы имеем другое сочинение Алексеева о том же предмете, оконченное написанием к 30 июля того же года. В нем есть указание, что вопросом о священстве Алексеев стал заниматься в этом году по поводу присланных ему вопросов со стороны поповцев. Через своих приятелей-беспоповцев Алексеев получил эти вопросы еще ранее и тогда же был готов и ответ на них, – вероятно в виде сочинения от 3 июля. Но по вине «писца» произошла задержка в отсылке сочинения по назначению. В виду этого приятели Алексеева повторили свою просьбу, жалуясь, что местная поповщина чинит на них «налегательство, да дадут им они ответ». В виду этого Алексееву в конце концов пришлось уступить «неуклонному прошению» своих приятелей, которых он не желал оставить «печальными», хотя явилась возможность дать ответ только «краткий», о котором сейчас будет речь. VI В нашей рукописи есть два сочинения о священстве, оба принадлежат перу Ивана Алексеева. Одно носит заглавие «О священстве Христове, исследование... противу согласия бегствующих попов». Сейчас мы говорим об этом последнем. Надо думать, что именно это «исследование» имеет в виду Павел Любопытный, когда в ряду сочинений Ивана Алексеева называет «Исследование о Христовом священстве и опровержение бегствующего иерейства старообрядцев». Помимо сходства – почти до буквальной точности – в заглавии, дата сочинения по нашей рукописи прямо совпадает с указанием беспоповщинского библиографа. Именно, по рукописи настоящее «исследование» «сочинися... лета бытия мира 7270, июля 30», по Любопытному оно «сочинено 1762 года, июля 30».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010