туда были переданы из Кабинета и сами жалобы 661 . С воцарением Екатерины для приведения крестьян в повиновение потребовалось издать особый манифест 8 января 1763 г. о том, чтобы крестьяне платили наложенный на них указом 12 августа 1762 г. 662 оброк и исполняли работы 663 , а затем, пригрозив виновным наказанием 664 , издать новый подтвердительный указ 665 в дополнение к указу 12 августа 1762 г. и манифесту 8 января 1763 г. Глава восьмая. Эксплуатация «заопределенных» доходов, находившихся в ведении Коллегии Экономии и Канцелярии Синодального Экономического Правления §1. Бюджет Коллегии Экономии и Канцелярии С. Э. Правления Из всех доходов с недвижимых имений Синодального дома, архиерейских домов и монастырей в Коллегию Экономии и Канцелярию С. Э. Правления поступали, по правилу, лишь доходу с так называемых «заопределенных» вотчин, в отличие от «определенных», доходы с которых поступали непосредственно на содержание тех учреждений, которым эти вотчины принадлежали. Впрочем, до 1738 г., т.е. до соединения Коллегии Экономии с Синодальными Дворцовым и Казенными Приказами, доходы с Синодальной области в нее не поступали, а после 1738 г., вместе с доходами с Синодальных вотчин, перешли в ее ведение также дань с церквей, гривенные деньги на подмогу полковым священникам, венечные и лазаретные деньги и проч., по ведомству Казенного Приказа. С другой стороны, после уничтожения в 1753 г. различия в юридическом положении «заопределенных» и «определенных» вотчин, в Канцелярию С. Э. Правления продолжали поступать положенные доходы независимо от того, с каких вотчин они взимались. Поступавшие в Коллегию и Канцелярию суммы расходовались по окладу на разного рода дела благотворительности и просвещения. Это так называемые окладные расходы. Но, кроме того, бывали расходы вне оклада на непредвиденные надобности и во исполнение указов высшей власти. Это так называемые неокладные расходы. Следующие ниже страницы имеют целью с возможной наглядностью выяснить как размер приходо-расхода, так равно и целесообразность некоторых издержек из доходов с церковных имений, и, в частности, целесообразность неокладных расходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

В 1762 г., по именному Высочайшему указу Императрицы Екатерины II Алексеевны, учреждена из духовных и светских лиц Комиссия для приведения в ясность количества доходов, получаемых с церковных имуществ, и составления штатов архиерейских домов, монастырей и духовных училищ 77 . В 1765 г. января 4 комиссия доносила Императрице, что «о содержании семинарий особливые штаты делаются с немалым рассмотрением, которые хотя вскоре и окончатся, однако же по ним действие самое начато не иначе быть может, как с сентября месяца наступившего года, чтобы потому иметь довольное время для учреждения надлежащего строения и приискания достойных учителей». Поэтому комиссия представила выдать из Коллегии экономии, вновь открытой в 1762 году, – на содержание семинарии только до сентября месяца, за две трети, 22951 р. 57 коп. Утвердив этот доклад, Императрица повелела дополнить примерно назначенную сумму до 25 тысяч. Из этой дополнительной суммы на долю здешней семинарии, по соразмерности с ее окладом, прибавлено единовременно 117 р. 28 к. Между тем 11 августа 1765 г. последовал Высочайший Именной указ Коллегии экономии: «пока совершится новое учреждение о всех епархиальных семинариях, о которых Мы теперь прилагаем непременное попечение, то повелеваем продолжать старое оным содержание впредь до указу». Общая сложность всей суммы, положенной на этот предмет, простиралась до 40,000 рублей. В этом числе на содержание Александроневской семинарии определено 2146 рублей 90 1/2 копеек. Но как число училищ и духовных воспитанников умножалось, то сумма на содержание училищ вскоре возвышена до 77,431 руб. 27 1/2 коп. Из нее на содержание Александроневской семинарии, Высочайшим указом 2 марта 1784 г., повелено было прибавить к прежнему ее окладу по 2353 руб. 2 1/2 коп. в год, начиная с 1 января 1784 года 78 . Таким образом общая сложность семинарской суммы возросла до 4500 рублей. Воспитанники все, без исключения, пользовались казенным содержанием и квартирой, а бедные сверх того платьем, обувью и бумагой. Помещение семинарии

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Об этом гербе необходимо сказать особо. В его основу Екатерина положила свой - Ангальт-Цербстский. Единственное отличие составлял лишь рисунок бобра справа на щите. В центре же его был помещен российский двуглавый орел. Он же, только еще больших размеров, с широким разлетом крыльев, царил над всей геральдической композицией. Двойное изображение двуглавого орла должно было неотвратимо свидетельствовать о близости рода Бобринских царствующему дому Романовых. Девиз герба также был весьма красноречив: " Богу слава, жизнь тебе " . Такой девиз возник не спонтанно, а задолго до создания родового герба Бобринских. Еще в далеком апреле 1762 года, когда Екатерина, еще не оправившись после родов, молилась перед иконой, чтоб Господь вразумил ее: что же ей делать с этим ребенком - отречься, отдав его в чужие руки, и забыть или сохранить его при себе, негласно, тайно? И тогда после двухчасового молитвенного стояния на коленях она вдруг как-то успокоилась и поднялась со словами: " Богу слава, жизнь тебе " . Эти слова, точно так же, как и та бобровая шуба, врезались в ее память, а со временем отразились и в фамилии ее сына, а теперь вот в его родовом гербе и его девизе. Второе письмо обретало весомость и значимость уже не только благодаря монаршей подписи, но и благодаря своему содержанию, в первую очередь: " Алексей Григорьевич! Известно мне, что мать ваша, быв угнетаема и угрожаема разными неприязными и сильными неприятелями по тогдашным смутным обстоятельствам, спасая себя и старшего своего сына, принуждена нашлась скрыть ваше рождение, воспоследовавшее 11 числа апреля 1762 года. Как вы мне вверены были, то я старалась вам дать приличное вашему состоянию воспитание, осталось вам ныне добродетельною жизнью, ревностью и усердием к отечественный службы и непоколебимою верностию к престолу отличить себя во всех случаях, в чем да поможет вам Всевышний. Екатерина. Апреля 2 дня 1781 г. " . И хотя автор письма выступает в третьем лице, тем не менее намек, чтоб не сказать, признание сделано в нем весьма прозрачно. Этим письмом Екатерина впервые прикасалась к тайне рождения Алексея, которая не могла не бередить его душу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

В Петровскую эпоху 1319 эти области были почти целиком захвачены расколом, но жесткие и упорные преследования отчасти разогнали раскольников на Урал, в Сибирь и даже за границу, а отчасти заставили их оставить старую веру; остальные же приютились в лесах, скрывая свои верования и обычаи. Духовный центр Верхнего Поволжья, Керженские леса, с их многочисленными в начале XVIII века скитами и монастырями, совершенно было заглох, но после 1762 г. Керженец, как и другие старообрядческие центры и обители, снова вернулся к жизни. Одни старцы и монахи вернулись из лесов, другие – из-за границы. К ним примкнули новые иноки и инокини. Связь с верхневолжским купечеством давала им средства. Близость знаменитой нижегородской ярмарки, на которую каждый год собирались купцы со всей России, облегчала паломничество и вела к усилению духовного влияния Керженца. К концу XVIII века в Керженских лесах снова насчитывалось 54 скита и сотни монахов 1320 . Прятавшиеся по лесам или скрывавшие свою принадлежность к расколу жители городов и сел тоже начинали организовываться и усилили пропаганду: строили часовни, молельни и церкви. Но тяжелые гонения петровского, аннинского и елизаветинского царствований еще долго отражались на психологии верхневолжских старообрядцев и делали их гораздо более робкими и осторожными, чем их одноверцы с " гор» нижнего течения Волги: из Вольска, Саратова и Хвалынска. Да и юридическое их положение было совсем иное, чем нижневолжских старообрядцев. Иргизские монастыри и старообрядческие общества городов саратовского края получили право на постройку церквей от правительства и в течение 1762–1825 гг. были защищены законами и указами, в то время, как обители и храмы раскольников верхневолжских губерний существовали только в силу терпимости администрации. Старообрядцы Верхней Волги могли молиться у себя на дому, но ни их общества, ни их приходы, за редкими исключениями, никогда не были легализованы. Несомненно, сказывалось на степени религиозной храбрости и церковно-общинной активности и экономическое положение торговцев и предпринимателей верхневолжского края.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

И вот ряды последнего теперь легко пополнялись из первой; 985 затем в книгу своих обвинений на «никониан» раскол занес много обвинений новых, конечно, не зачеркивая старых: стал обвинять за порядки жизни государственной, общественной и домашней; наконец, толки о наступлении царства антихриста в общем соответствовали давним этого рода толкам в расколе и распаляли фанатизм его последователей. В. – § 42. Положение раскола пред законом во второй половине XVIII века и первой четверти XIX – § 43. Миссии в этот период. – Литература по расколу § 42. Положение раскола пред законом во второй половине XVIII века и первой четверти XIX Изменение правительственных отношений к расколу началось при Петре III (1761–2). В начале 1762 года последовали два указа: одним раскольники сопоставлялись, в отношении религиозной свободы, с иноверцами, жившими внутри империи, 986 другим прекращались, в видах предупреждения самосожжений, производившиеся за содержание раскола следствия о раскольниках. 987 Екатерина II (1762–1796) действовала в духе полной «терпимости». Возникшее при ней направление пережило, с частными колебаниями в ту и другую сторону, два царствования: в сторону строгости при Павле I (1796–1801), в сторону снисходительности при Александре I (1801–1825), именно более широкой в начале царствования и более ограниченной в конце. Общий характер законодательства о расколе времен Великой императрицы сказался в факте упразднения того учреждения, которым создавалось исключительное положение раскольников в государстве, – «Раскольнической конторы», с подчинением их ведению общих присутственных мест (1763), 988 и в запрещении употреблять – и в актах, и в «разговоре» – наименование «раскольник» (1783 г.): это значило, что «светская власть» решилась «не вмешиваться в различение, кого считать за православных и кого за заблуждающихся, признавая своею обязанностью лишь то, чтобы «наблюдать, дабы каждый поступал по государственным узаконениям». 989 Что же, – приравнивались ли через это раскольники к иноверцам? Когда, в 1800 году, при императоре Павле, был возбужден вопрос о том, следует ли брать с раскольников штраф за небытие у исповеди, то Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Кроме того, Сибирскому губернскому начальству было предписано защищать и оберегать сибирских и оренбургских жителей от притеснений, производимых командами, которые посылаются комиссией по раскольническому вопросу, учрежденной митрополитом Сибирским Павлом. Как явно видна и здесь гнусная клевета злонамеренных лиц по адресу благочестивого архипастыря. Стоя на свешнице святительского служения посреди бурных и мятежных стихий мира и являя в себе образец веры чистой и нескверной пред Богом Отцом, исполненной милости и плодов благих (Иак. 1, 27; 3, 17), митрополит Павел, наоборот, старался внушить и членам этой комиссии, чтобы они действовали на заблуждающихся духом кротости и любви христианской, и, всячески изгоняя тлетворные обычаи и смягчая жестокие нравы, заслужил вечную похвалу и оставил в сердцах обитателей Сибири добрую память. Во время управления митрополитом Павлом Тобольской епархией существовали там по штатам 15 монастырей. Все они имели большое количество хлебопашенной, сенокосной и лесной земли, мукомольные мельницы, заимки для соболиных и песцовых промыслов и рыбной ловли, крестьян, которых за Тобольским архиерейским домом и монастырями епархии числилось 16628 душ. Цифра эта по количеству была хотя и значительна, но, принимая во внимание то, что она составляла единственный источник монастырских доходов и способ к их существованию, не может быть названа чрезмерно большой, так как едва могла способствовать тем средствам, которые необходимы были в деле распространения христианской веры среди дикарей-инородцев. Однако не так смотрело на то правительство. В 1762 году, т. е. по восшествии на всероссийский престол императрицы Ekamepuhы II, слухи об отобрании в казну недвижимых имений, принадлежащих монастырям и архиерейским домам, распространялись все более и более. И 29 ноября 1762 года императрица Екатерина из трех духовных и пяти светских лиц учредила комиссию, которая на своем заседании постановила так: церковные поместья из духовного ведомства изъять и поручить управлению коллегии экономии, обложив всех крестьян, вместо прежних разнородных хлебных, пашенных и сенокосных сборов, однообразным оброком в сумме 1 рубль и 50 коп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

причастия больше трех лет, «а в раскол не окажутся», таким «телесного наказания никому не чинить», а наказывать публичным церковным покаянием, молитвою и постом; если и после этого которые не будут исповедываться и причащаться, таких наказывать на некоторое по рассмотрении время тюрьмою, питая во время того содержали хлебом и водою, а потом им чинить публичное церковное покаяние, и указную по силе Духовного Регламента в правоверии присягу». 4) С обер-офицеров, их жен и детей, за четвертый год небытия у исповеди и св. причастия взыскивать штраф втрое против третьего года, т. е. 9 рублей, втрое ежегодно умножая штраф за дальнейшее уклонение от исполнения христианского долга. 5) Штрафы взыскивать работою, церковным покаянием и тюрьмою наказывать только оказавшихся виновными после всемилостивейшего указа 22 сентября 1762 г., а с оказавшихся неисправными до того времени, по силе указа 23 октября того же 1762 г., взыскать только третью часть денежных штрафов 1044 . В Москве на первых порах штрафы должны были доставляться самими небытейщиками в приказ церковных дел 1045 ; но так как это не повело к благим результатам, то 18 июля 1722 г. св. Синод, напоминая о взыскании штрафов с неисповедавшихся, представляет собирать оные вообще «светским управителям, которым прочие сборы поручены (и по собрании отсылать их в св. Синод), исключая тех епархий, где для таких сборов назначены «особливые персоны» 1046 . В 1734 г., подтверждая указы предшествующего времени, св. Синод особенно подробно, нарочитым указом (20 апреля), определяет способ собирания штрафов, предписывая: «Для взыскания с неисповедающихся православного восточного исповедания людей штрафов, тем, кто в коем году из мужеского или женского пола у исповеди не будут, именные с расписанием порознь, по чинам, верные росписи по прошествии каждого года собирать от приходских и полковых священно-церковно-служителей в городах и уездах, каковые, для надлежащего по ним с неисповедавших штрафных денег взыскания, должны представляться – «о штатных чинах и прочих всякого звания гражданских и поселянах – в губернские и воеводские, а о военных – в гарнизонные и полковые канцелярии, куда кои принадлежать, с расписками, без всякого удержания, под опасением взыскания штрафов на самих тех, ежели от кого в собрании и в отдаче в светские команды выше реченных росписей удержание учинится» 1047 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

141 «Отречение» было составлено камергером Г. Н. Тепловым, по словам C. М. Соловьева, человеком «безнравственным, смелым, умным, ловким, способным хорошо говорить и писать» (Соловьев, кн. 13, с. 84), и подписано Петром III. Текст его гласил: «В краткое время правительства моего самодержавного Российским государством самым делом узнал я тягость и бремя, силам моим несогласное, чтоб мне не токмо самодержавно, но и каким бы то ни было образом правительство владеть Российским государством, почему и восчувствовал я внутреннюю оного перемену, наклоняющуюся к падению его целости и к приобретению себе вечного чрез то бесславия; того ради, помыслив, я сам в себе беспристрастно и непринужденно чрез сие объявляю не только всему Российскому государству, но и целому свету торжественно, что я от правительства Российским государством на весь век мой отрицаюся, не желая ни самодержавным, ниже иным каким-либо образом правительства во всю жизнь мою в Российском государстве владеть, ниже оного когда-либо или через какую-либо помощь себе искать, в чем клятву мою чистосердечную пред богом и всецелым светом приношу нелицемерно. Все сие отрицание написал и подписал моею собственною рукой» (там же, с. 100). 142 В «Прибавлениях» к 55 от 6 июля 1762 г. «Санкт-Петербургских ведомостей» были напечатаны «Манифест о вступлении на престол Екатерины II» и обнародовано «отречение» Петра III. В первые же дни вступления на престол Екатерина разослала по всем губерниям огромное количество манифестов и указов, подобных следующим, напечатанным позднее в Полном собрании законов (т. XVI): «Божиею милостию мы Екатерина Вторая императрица и самодержица Всероссийская и пр. и пр. и пр. Нашему Рижскому губернатору генерал-аншефу Броуну. Вчера мы вас уведомили о благополучном нашем восшествии на Всероссийский престол, а ныне повторительно уведомляем, что впоследствии того бывший император своеручным и торжественным удостоверением письменно вовсе от престола в империи отказался, о чем мы вскоре и публикацию учиним. Дан в Петергофе 1762 года июня 29 дня. Екатерина» (см.: Осьмнадцатый век. Исторический сборник, издаваемый Петром Бартеневым. M., 1869, кн. 1. с. 451).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Это были два важных благих дела Петра Федоровича для своего народа, но их тогда не оценили в полной мере — так велико было общее неудовольствие! Вскоре оно достигло высочайшей степени: все узнали, что Петр не оценил по достоинству прекрасные качества своей супруги, что она страдала от его невнимания, от оскорблений, какие причиняли ей приближенные к императору. Приверженцы Екатерины узнали даже и то, что Петр Федорович имеет тайное намерение развестись с ней. Такое ужасное известие встревожило всех, кто умел чувствовать в нашем Отечестве. Холодность императора к единственному сыну и наследнику, восьмилетнему великому князю Павлу Петровичу, довела до крайней степени приверженцев Екатерины и заставила их решиться на любые жертвы, чтобы спасти ее. Эта решительность казалась им необходимой, потому что Петр приказал арестовать свою супругу. До ареста, правда, дело не дошло, однако после этого Екатерина поняла, что ей необходимо искать защиту у народа и преданных вельмож и военных. Она дала согласие на переворот. В то время, как в Петербурге все с единодушным восторгом присягали императрице, Петр Федорович, ничего не зная об этом, находился, как обычно, в своем любимом загородном дворце Ораниенбауме и размышлял о том важном происшествии, которое по его приказанию должно было совершиться на другой день. Вдруг он узнает новость совершенно противоположную! Не имея особенной смелости в характере, он, чрезвычайно расстроенный, выслушал все подробности о ней и не только не изъявил желания противиться тому, что уже произошло в Петербурге, но на другой день сам написал письмо императрице, в котором отказался навсегда от Русского престола, изъявляя желание уехать в свое Голштинское герцогство. Вероятно, это желание было бы исполнено, но Петр III вскоре — 6 июля 1762 года — скончался. «Просвещенный век» Екатерины Первые пять лет царствования Екатерины II om 1762 до 1767 года Мои читатели, наверное, с большим любопытством ожидали описания того времени, когда Екатерина стала обладательницей нашего обширного государства. Это время так же замечательно, как и эпоха царствования Петра I. С восшествием на престол Екатерины II haшe Отечество озарилось новым блеском счастья и славы. В те далекие времена Екатерина, наверное, была бы названа богиней. Послушайте, что сделала она в первое пятилетие своего правления.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

В 1760 году Нагаева сменил капитан 1-го ранга А. М. Давыдов, «привести корпус в должный порядок» Адмиралтейств-коллегия поручила Ф. С. Милославскому, хлопотавшему об увеличении средств, расширении прав директора, об улучшении преподавания иностранных языков, работы типографии и отводе места для корпусного огорода... Моряки должны были сами себя прокормить в то неустойчивое время. Однако в 1762 году деятельность Морского корпуса чуть не прекратилась. Петр III повелел учредить из кадетских корпусов (сухопутного, морского) один, поручив его «в управление Главного директора Ивана Петровича Шувалова». Передача служащих и воспитанников в единый корпус была остановлена через несколько месяцев уже по восшествии на престол Екатерины. Нет нужды описывать, как довольны были будущие морские офицеры этому и сколь горячо приветствовали решение императрицы, высказанное в Сенате «отделить Морской корпус от сухопутного». В 1762 году Морской шляхетный кадетский корпус принял под директорство капитан 2-го ранга Иван Логинович Голенищев-Кутузов, ставший позднее адмиралом и даже президентом Адмиралтейств-коллегии. Под его началом Кадетский корпус начал расцветать. Таким образом, Ф. Ушаков захватил как бы два периода, когда вообще ставился вопрос о целесообразности существования Морского кадетского корпуса и период начала его расцвета. Захватил он плац-парадную муштру при Петре III и заботливое желание педагогов и командиров приобщить кадет к самым последним достижениям мореходных наук. Голенищев-Кутузов оказался недюжинным организатором. Он взялся организовать как теоретическое обучение, так и наладить практические навыки. Пригласил лучших преподавателей, очертил круг их обязанностей. В первую очередь определил обязанности профессора математики и навигации, от которого потребовал «обучать кадет высшим наукам», «учителям давать наставления», а «ученикам большой астрономии читать лекции в математических классах». Из учеников большой астрономии выросли будущие преподаватели, а из математических классов после различных перемен выросли офицерские классы при Морском корпусе (впоследствии Николаевская морская академия).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010