Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ БОРТСУРМАНСКИЙ (Гнеушев; 13.05.1762 - 21.04.1848, с. Бортсурманы Курмышского у. Симбирской губ., совр. Нижегородская обл.), св. прав. (пам. 21 апр.). Род. в семье священника, в 1784 г. по окончании Нижегородской ДС рукоположен во диакона к Успенской ц. в с. Бортсурманы, в 1797 г.- во священника к той же церкви. Однажды ночью его позвали к умирающему в соседнюю деревню, А. Б. рассердился, выгнал посланного и лег спать. Но через нек-рое время, мучимый совестью, решил поехать. Войдя в дом, А. Б. увидел, что крестьянин уже умер, рядом с почившим стоял ангел со Святой чашей в руках. Это видение так поразило А. Б., что он упал на колени и всю ночь молился, домой он вернулся другим человеком. Каждый день он совершал литургию, насколько было возможно, исполнял монашеское келейное правило и устав. Правило было такое: полуночное - полунощница, 12 избранных псалмов, житие святого и поучение из Пролога; утреннее - молитвы утренние, часы, акафист прп. Сергию, или вмц. Варваре, или свт. Митрофану; полуденное - 4 кафизмы; вечернее - канон Спасителю с акафистом, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон грядущим; А. Б. ежедневно совершал 1500 поклонов с Иисусовой молитвой . Во время, свободное от служб и келейных молитв, А. Б. принимал приходивших к нему людей, тайно помогал неимущим и попавшим в беду. За свою праведную и подвижническую жизнь А. Б. получил от Бога дары исцеления и прозорливости и сподобился многих Божественных откровений. Во время Отечественной войны 1812 г. он молился за литургией, чтобы Господь даровал России победу, и вдруг увидел ангела, к-рый возвестил ему, что силы небесные уже двинулись на помощь и враг будет сокрушен. Неоднократно А. Б. был удостоен видений Спасителя, Божией Матери, святых; свои видения и откровения А. Б. записывал. За 9 лет до кончины А. Б. вышел за штат, но литургию служил, как и прежде, почти каждый день, и богослужений не сокращал и во всем следовал уставу. Последние годы он жил в малой келье, под одной крышей с его домом. Удалив от себя все мирские заботы, он предался аскетическим и молитвенным подвигам: носил власяницу, спал на жестком войлоке, пищу вкушал раз в день, мяса не употреблял, строго соблюдал посты. Слава о нем как о великом молитвеннике и чудотворце распространилась далеко за пределами его округи. Когда к прп. Серафиму Саровскому приходили люди из местности, где жил А. Б., преподобный отправлял их обратно, уверяя, что у них есть свой усердный молитвенник. «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте»,- говорил прп. Серафим об А. Б.

http://pravenc.ru/text/64698.html

Заакакурье. Часовня Николая Чудотворца. Никольская часовня Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:2010. Адрес: Архангельская область, Мезенский район, Заакакурье Координаты: 65.721806, 44.370495 Проезд:Из Архангельска до деревни можно доехать на маршрутных такси, идущих на Мезень (время в пути примерно 7 часов). Формально Заакакурье погранзона и для посещения требуется пропуск. Его выписывают в Пограничном управлении ФСБ России по Архангельской обл. (г. Архангельск, ул. Русанова, д. 1А, тел. 8-8182-41-4160) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Заакакурский приход Современное местоположение: г. Мезень - Дорогорское с/п, Мезенский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Мезенский уезд, Архангельская губерния. Приход располагался на берегу пролива между Лампоженским островом и правым берегом р. Мезени, называвшимся Курьей. В составе прихода было три деревни: Заакакурская (здесь находился приходской храм), Тимощельская (10 верст от прих. храма) и Боровская (2 версты). До 1857 г. в приходе числилось также Дорогорское селение, приписанное затем к Кижменскому приходу. Место, на котором стояла церковь, было известно в древности как " Гольцовый починок " . Здесь находилась пустынь, основанная около 1558 г. иеромонахом Вассианом. Иноки пустыни были родом из окрестных мест и имели в собственности землю, частью купленную, частью полученную по завещаниям. Земля перешла в пользование причта после преобразования пустыни в приход. В церковном архиве хранилась запись об именах настоятелей пустыни. Одному из них, иеромонаху Ионе, через мезенского воеводу Степана Михайловича Чирикова, в 1649 г. царем Алексеем Михайловичем дана была грамота на владение пустынью, церковью и имуществом. После него пустынью владел его сын Богдан. Пустынь была обращена в приход в 1680 г. Первая церковь во имя свт. Николая построена в 1592 г., сгорела в 1595 г. Вторая построена по благословляющей грамоте патриарха Иова от 1595 г. и сгорела в 1629 г. Третья построена по грамоте патриарха Филарета от 1629 г., сгорела в 1671 г. Четвертая, с приделом во имя Иоанна Крестителя, построена по грамоте патриарха Иоасафа от 1671 г. на имя крестьянина Лампоженской слободки Константина Григорьева с товарищами и также сгорела 16 июля 1762 г. Следующая церковь построена по грамоте архиепископа Германа от 1733 г., освящена 22 августа 1740 г. десятским священником Лампоженской слободки Михаилом и в 1854 г. разобрана и перенесена в с. Дорогорское Кимженского прихода. В 1848 г. начато строительство новой Николаевской церкви, которая была освящена 28 ноября 1849 г. Строитель - мезенский мещанин Василий Ружников. План был подписан архитектором Шахмаревым. Особо чтилась храмовая икона свт. Николая.

http://sobory.ru/article/?object=33661

Знаменский храм (Росхмель) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Знаменский храм (Росхмель) Каменный храм, внешне повторяющий в бетоне архитектуру древних четырёхстолпных храмов с позакомарным покрытием сводов, с трёхъярусной колокольней в связи. Кресты и купола установлены 13 апреля 2018 г. Содержание История [ править править код ] Место Калистово (Василево) известно ещё с XIII в. и освящена памятью о преподобном Сергии Радонежском. Название происходит от фамилии владельца, Калистова. Впервые упоминается в начале XVI в. как починок Калистов, владение Троице-Сергиева монастыря. В 1704 г. сельцо Калистово – вотчина стольника Я.А.Сытина, в 1723 г. – К.К. Сытникова, в 1748 г. — советника князя А.Я. Львова, в 1762 г. – его дочери, княгини А.А. Львовой, затем — полковника князя С.И. Одоевского, который устроил здесь свою усадьбу с домовой церковью Знамения. С 1810 г. сельцо – собственность действительного статского советника А.А.Прокопович-Антонского. В последней четверти XIX в. его приобретает московский купец П.Г. Фирсанов. Он перестраивает усадьбу согласно веяниям символизма: серебристые тополя, акации, туя, березовая аллея к открывшейся в 1886 г. железнодорожной станции. Деревянная домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в сельце Калистове была построена в 1773 г. Владелец сельца, князь Сергей Иванович Одоевский построил ее для своего брата Алексея Ивановича, инвалида, проживающего круглый год в усадьбе. С усадебным домом она соединялась переходом. Большая часть утвари была перенесена из домовой церкви князей Одоевских в Москве. В 1848 г. церковь была приписана к Вознесенскому храму села Рахманово. В последней четверти XIX в. на средства П.Г. Фирсанова по проекту архитектора Шесткова Знаменский храм был перестроен, возможно, с использованием сруба церкви 1773 г. Позднее по проекту архитектора Н.А. Шохина к храму была пристроена звонница. Храм стоял до 1930-х годов, после чего был разрушен. Храмовая икона Божией Матери «Знамение» хранится в Вознесенском храме с. Рахманово. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Знаменский_хра...

Окатьево. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы , Василия Великого , Петра и Павла Год постройки:не ранее 1795. Год утраты:Не установлен. Адрес: Кировская область, Даровской район, с. Окатьево Координаты: 58.783715, 48.442192 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Даровской-Кобра (26 км), из Кобры на юго-восток на Окатьево(14 км грунтовка). Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первая деревянная холодная церковь была построена и освящена в 1622 году. В 1762 году от жителей села в епархию поступило прошение о строительстве новой деревянной Благовещенской теплой церкви взамен прежней ветхой. В 1765 году епископ Варфоломей Любарский выдал грамоту на строительство, и уже летом новый храм был освящен. В 1786 году в Окатьеве были две деревянные, особо стоящие церкви: Васильевская находилась севернее, Благовещенская - ближе к реке. Отдельная деревянная колокольня стояла «между церквами». 10 июля 1788 года оба храма сгорели от удара молнии. В этом же году в духовную консисторию обратились с прошением священник А. Чемоданов и выборный от прихожан В. Арбузов. От преосвященного Лаврентия последовала храмозданная грамота на построение новой деревянной Благовещенской церкви с теплым приделом в честь Василия Великого, храм был освящен в том же году. К концу XVIII века в связи с увеличением прихода потребовалась замена деревянного храма на кирпичный. В 1795 году епископ Лаврентий выдал храмозданную грамоту на строительство каменной церкви с двумя приделами. В 1803 году состоялось освящение правого придела церкви во имя Петра и Павла, а полное завершение строительства оттягивалось по разным причинам. Окончательное завершение работ по внутреннему убранству каменного храма приходится на 1848 год. В 1870-х годах в 104 населенных пунктах Благовещенского прихода проживало около 4600 прихожан. Кроме церкви в селе находилась каменная часовня во имя Илии Пророка, построенная в 1879 году, и каменная часовня того же года постройки в честь иконы Владимирской Богородицы в деревне Верхней Кармановщине. К концу 1950-х годов на месте разрушенного храма по чертежам В.М. Краева был выстроен клуб. В середине 1990-х годов клуб пришел в запустение и был закрыт. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34322

В 1848 г., в холерное время, в Андреевский приход приносили чудотворную Колочскую икону Божией Матери из Колочского монастыря Гжатского уезда Смоленской губернии. После того в храме поставили список с этой иконы, а в 1874 г., при построении каменной церкви с колокольнею, устроен придел в честь Колочской иконы Божией Матери. Теперь в настоящей церкви престол во имя Колочской иконы Божией Матери, в трапезной по правую руку Андрея Стратилата, по левую – Всех святых. Сохранились Триодь цветная, печатанная в 1660 г., и Триодь постная, печатанная при царях Иоанне и Петре Алексеевичах с благословения патриарха Иоакима и купленная при священнике Симеоне Романове. Причт состоял в XVIII ст. из священника, диакона, дьячка и пономаря, с 1888 г. – из священника и псаломщика. Земли при церкви 44 десятины. В приходе: село Андреевское, деревни: Телятьева, Кикина, Судакова, Камынинка, Цыплино и Кулакова, всего 106 дворов. Н. А. Скворцов«Можайский уезд Московской губернии (существующие и уничтоженные сельские церкви). Москва, Печатня А. И. Снегиревой, 1911 г. Село Андреевское (Львово) раньше находилось в Верейской десятине Верейского уезда и до 1764 года принадлежало Московскому Новодевичьему монастырю. В 1596 году в селе Львово-Андреевском на реке Протве уже была деревянная, построенная " клецки " , церковь Андрея Стратилата. В 1629 году эта церковь, разоренная в Смутное время, стояла " без пения " , т. е. без совершения служб, " в ней всякое церковное строение было мирское, у церкви на церковной земле девять мест дворовых церковных и причетников и нищих, что питались от церкви Божий " . В 1678 году по ходатайству прихожан построена новая деревянная церковь. В 1715 году в Клировых ведомостях о храме Андрея Стратилата есть такие сведения: " У церкви во дворе поп Алексей Демидов, у него брат родной дьячек Гаврила " . В 1729 году тщанием прихожан была построена новая однопрестольная церковь, тоже деревянная, с такой же колокольней. Известно, что в 1762 году на церкви возобновлены глава и крыша и на колокольне - крыша. Возможно это было сделано в следствии урагана, либо по ветхости. После того как в 1764 году у Новодевичьего монастыря была отобрана вотчина, Андреевское перешло в ведение Коллегии экономии. Известно, что в те годы, а именно с 1760-1763 и с 1765-1769 гг. в храме села Андреевское служил священник Григорий Яковлев. В 1778 году в селе было 120 дворов, а уже в 1798-м году их было уже 170, в которых проживало 669 крестьян и 703 крестьянки. Показатели говорят нам о том, что село постепенно разрасталось.

http://sobory.ru/article/?object=06701

В книгах патриаршего казенного приказа Ельтесуновская церковь под 1628 годом записана так: «Церковь Успение Пречистые Богородицы в вотчине Орины Никитичны в селе Ельтесунове дани 5 алтын 5 денег». Под 1677 годом Ельтесуново показано вотчиной Спаса Нового монастыря (в Москве). В половине XVIII столетия упоминается о дани с церкви в этом селе, но не говорится, какая была церковь – деревянная или каменная. «1746 г. церковь Успения Пресвятыя Богородицы в селе Ельтесунове дани 2 рубля 57 коп. с половиною». Каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и при ней такая же колокольня – когда и кем построены, неизвестно. Надписи на церковных антиминсах показывают, что теплая церковь во имя Святителя Чудотворца Николая освящена в царствование императрицы Елизаветы Петровны (6 декабря 1741 - 5 января 1762), а холодная – в честь Успения Пресвятой Богородицы – в царствование императора Павла Петровича (6/17 ноября 1796 - 12/24 марта 1801). Из святых икон особенным почитанием и уважением народа пользуется Галицкая икона Божией Матери, которой местные жители приписывают избавление от холеры 1848 года. В числе богослужебных книг имеется старинное Евангелие с надписью: «приложили сию книгу Евангелие в дом Пречистой… Успению напрестольное печатное… поп Василе Василев, да крестьянин Матвей Иванов, да Козьма Иванов, да Василей Логинов, да Михайло Мелентьев, да Иван Борисов по своих душах и своих родителях лета 1653». Копии метрических книг с 1801 года, а исповедных росписей с 1824 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1881 году и хранится в церкви. Земли церковной имеется: усадебной 330 квадрат. сажен, пахатной и сенокосной 36 десятин 320 кв. сажен. На пахатную и сенокосную землю имеется план. Причт по штату: священник, диакон и псаломщик. На содержание от земли, с процентных бумаг и за требоисправления причт получает до 1242 рублей в год. Дома причт имеет собственные, на церковной земле. Приход состоит: из села (161 дв.) и деревень: Стефанихи, Мельниц, Чаганова, Морозова и Корнилковой. Расстоянием от церкви деревни не далее 3 верст; препятствий к сообщению с ними нет. Всех дворов в приходе 376; душ мужского пола 1106, женского пола 1249.

http://sobory.ru/article/?object=01756

В А. м. Ртищев основал б-ку и школу для подростков разных сословий. Установлено имя одного из учителей - поляк старец Варлаам из виленского (вильнюсского) в честь Сошествия Св. Духа мон-ря , к-рого привез Ртищев в кон. 1655 г. из литов. похода. В течение 2 лет Варлаам учил детей польск. и лат. языкам. Имена учителей были записаны в синодике мон-ря XVIII в. (известен по упоминаниям). В 1-й пол. 90-х гг. XVII в. в А. м. действовал тайный кружок молодых подьячих, объединенных вокруг строителя старца Авраамия . В 1675 г. над Св. вратами на вост. стене мон-ря была построена ц. мч. Андрея Стратилата с приделом вмч. Феодора Стратилата (существовал до нач. XIX в.), фасады церкви украшают изразцы работы белорус. мастеров. В 1689 г. на месте прежней Воскресенской ц. была построена новая (освящена в 1703); в подклете над склепом, в к-ром, по преданию, погребен Ртищев, находился придел вмч. Феодора Стратилата. К северу от Воскресенского храма располагалась ц. Покрова (построена в 1701?), впосл. разобранная, на ее месте был сооружен корпус богаделен. Колокольня мон-ря возведена на средства гр. С. Б. Шереметева в 1748 г.; первоначально храм в нижнем ярусе колокольни был освящен в честь арх. Михаила, после перестройки колокольни в 1848 г. свт. Филарет (Дроздов) освятил его в честь ап. Иоанна Богослова. А. м. был упразднен в 1724 г., его храмы стали приходскими, в постройках мон-ря были учреждены школа для детей-подкидышей и тюрьма. В 1730 г. мон-рь был возобновлен, школа и тюрьма ликвидированы. В 1762 г. Синод назначил А. м. временным местом для содержания умалишенных. Окончательно обитель была обращена в приход в 1764 г. (Московский митр. Тимофей (Щербацкий) утвердил соответствующее определение консистории в янв. 1765). Во время эпидемии 1771 г. на территории А. м. было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских мон-рей. В 1775 г. в обители разместился работный дом для «ленивиц» жен. пола. В 1803 г. по просьбе Московского купеческого об-ва мон-рь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола, строительство к-рой началось в 1805 г. (архит. Ф. К. Соколов), последний корпус построен в 1878 г. (архит. А. С. Каминский). Число призреваемых со 150 чел. в 1805 г. увеличилось до 956 в 1906 г. В храмах обители служил причт из белого духовенства, окормлявший не только призреваемых в богадельне, но и жителей ближайших московских слобод - Андреевской и Живодёрной.

http://pravenc.ru/text/115196.html

Ныне существующий Казанский храм построен 1762 года генералом Александром Неплюевым, а храм Креста пред тем закрыт был по ветхости. О храмовой Казанской иконе Божьей Матери, на которую помещица Неплюева устроила серебряную вызлащенную ризу, сохраняется предание, будто тогда, как в Москве устоялась на неё шата, что было во время моровой язвы, в том доме, где стояла икона, и в соседних местах, язва не оказывала губительного своего действия. В библиотеке нынешнего храма имеются книги: апостол Московской печати 1658 года, триодь постная Московской печати 1724 года, служебник Киевской печати 1746 года. Эти три книги принадлежали храму Креста. Кроме их есть ещё триодь постная Московской печати 1684 года, цветная Московской печати 1699 года; обе присланы из Ахтырской протопопии в 1717 году; евангелие Московской печати 1711 года, минея праздничная Московской печати 1706 года. По описанию чудес Ахтырской иконы Божьей Матери, «мая 1 1741 года села Чупаховки жителя Козьмы Биридина дочь девица Екатерина, будучи слепа на один глаз целый год, пришедши к Ахтырской Божьей Матери иконе получила по прежнему свободное зрение». В описании чудес 1743 года показываются два другие исцеления слепых «села Чупаховки». Приход страдал от холеры, которая в 1831 году похитила 76 человек, в 1848 году 53 человека. В 1802 году умер прихожанин Даниил Олейник 110 лет. Об уменьшении прихожан Чупаховки вот что писала Ахтырская полковница Наталья Лесевицкая в просьбе своей от 10 сентября 1738 года к архиепископу Петру: «Алешенского уезда слободы Чупаховки подданства сумского полкового обозного Герасима Надаржинского поп Иоанн в 1724 году посвящён к церкви Воздвижения честного Креста; по сей 1738 священствовал и доходами с той парохии користовался обще с тестем своим тамошним попом Никифором Емельяновым. А сего 1738 года той слободы Чупаховки подданые многим числом разошлись в рознь и за расходом токмо осталось партикулярных 18 дворов… Потому поп Иоанн являлся в Ахтырке, просил мене, чтоб его, яко нечим ему кормиться, принять в крестовые, почему на учинённом контракте и принять». За тем просить утвердить священника Иоанна в звании крестового, с тем, чтобы он по распоряжению Ахтырского протоиерея помогал и прочим Ахтырским священникам, особенно же в Успенском соборе. Это и утверждено.

http://sobory.ru/article/?object=59223

С особым благоговением почитаются народом церковным подвижники XVIII и XIX веков: митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич; 1697-1772) – ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность; епископ Пензенский Иннокентий (Смирнов; 1784-1819) – праведник, почитаемый за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству; архимандрит Макарий (Глухарев; 1792-1847) – почитаемый за праведное житие, равноапостольные труды по переводу Священного Писания на алтайский язык и распространению на Алтае веры Христовой; священник Алексий (Гнеушев; 1762-1848), Бортсурманский, – подвижник и аскет Нижегородской епархии, за праведность удостоенный Богом дара исцеления и прозорливости, сподобившийся многих видений и откровений. Множество чудес творил он при жизни и до сего времени творятся им чудеса. Народ почитает его скорым помощником и ходатаем пред Богом и великое множество людей с теплой верой и любовью ходят молиться на его могилу; игумен Кизилташского монастыря Парфений (1816-1867) – память о его трудах на благо Церкви, его добродетелях и мученической смерти от крымских татар-мусульман и поныне бережно хранится в Крымской епархии. Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев подвиг сих подвижников веры и благочестия, удостоверившись в их благочестивом житии, народном почитании, в жертвенном свидетельстве веры Христовой, а также рассмотрев: – праведную жизнь, исполненную смирения и благодатных даров Святого Духа, непрекращающееся народное почитание, чудеса и молитвенный подвиг преподобного Иова Анзерского († 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году); – свидетельства о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобных Оптинских старцев (причисление их к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году)

http://patriarchia.ru/db/text/419791.htm...

е. между улицей большой Офицерской и Екатериненским проспектом, от Крюкова канала до западной границы прихода, т. е. до малой Мастерской улицы, заключавшая в себе 56903 квадр. сажен., до 1758 г. была пустым лугом и в первый раз в этом году роздана была, в количестве 38 участков, разных чинов адмиралтейским и морским служителям. Из сделанного нами описания местности прихода Никольского собора ясно видно, что как до построения этого собора, так и во время строения его с 1752 по 1762 год, жителями этой местности были исключительно морские служители высших и низших чинов, и что в этом характере населения заключается причина того, почему новая каменная церковь строилась под наблюдением адмиралтейств коллегии и для адмиралтейских морских служителей. Так как Большая и Малая Коломны населены были с 1740-х годов морскими адмиралтейскими нижними чинами, то весьма естественно было причислить их к новопостроенному собору. Таким образом Коломны эти принадлежали к приходу Николаевского Собора весьма долгое время, именно большая до 1798, а Малая до 1848 г. В настоящее время в приходе Никольского собора состоит домов 120, в том числе церковных – 2, военных – 24, дворянских – 40, купеческих – 12, разночинцев – 2, иноверческих – 28, казенных – 12. По исп. росписям за 1869 г. жителей в приходе значится – по сословиям: духовных м. 19, ж. 34; военных м. 539, ж. 612; штатских м. 306, ж. 373; купцов, мещан и других городских обывателей м. 680, ж. 967; крестьян госуд. м. 418, ж. 234; временно-обязанных м. 629, ж. 226; всех м. 2585, ж. 2537; обоих полов 5122. Местоположение Собора Еще по высочайшему утвержденному 20 апреля 1738 г. плану принадлежащих Адмиралтейской Коллегии в С.-Петербурге мест назначено было на юге от новопостроенных светлиц морского полкового двора, осталась площадь длиной начиная от означенных светлиц, 110 саж., по направлению к глухой речке, а шириной 130 саж. 12 Согласно этому назначению площадь эта и оставалась ничем не застроенной до половины прошлого столетия, и служила сборным местом для морских служителей. По настоящему делению С.-Петербурга, она находится в 3 – м участке Казанской части, Екатерининского канала, там, где канал этот, после крутого своего поворота к югу, принимает западное направление, и, пересекаемый Крюковым каналом, образует род полуострова. В самой середине этой площади стоит Морской Богоявленский Собор. V. История построения Собора. 13

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010