Первые известные священники: Федор Осипов Куклин, «внук его священника взятого в военную службу родного его сына Федора сын Лаврентий», Савва Козьмин Лохтин (1762 – 1775). В 1766 г. «в селе Красной Изголови священники Федор Иосифов сын Куклин и Тимофей Андреев сын Шулятьев просят во диаконы города Хлынова пономаря Владимирской церкви Луку Якимова сына Старцова в место умершего диакона Игнатия Васильева к Рождественской церкви». В XIX ст. в Христорождественском храме служили священники: о. Иоанн Вишневский (его строитель, почил в 1846 г.), о. Андрей Соловьев(1834-1848, пожертвовал 15 тысяч штук кирпича на строительство храма), о. Григорий Сырнев, о. Михаил Кузнецов, о. Гавриил Гаркунов - все трое имели бронзовые наперсные кресты в память войны 1853-1856 гг. О. Иоанн Падарин (был благочинным и радетелем грамотности в приходе), о. Никанор Васнецов. 30 лет с перерывом, с 1891 по 1929 г.г. прослужил протоиерей о. Григорий Ушаков: благочинный с 1909 по 1911, с 1919 по 1929 г.г., депутат на Вятском епархиальном съезде 1910 г. Отошел ко Господу 28 июня 1931 г., погребен на приходском кладбище села. Его сын, Хрисанф Григорьевич (1902 – 1973) был местным блаженным. Последний священник о. Василий Агафонников репрессирован 14 октября 1938 г за то, что «приглашал стариков и старушек, угощал их пельменями в запертой комнате, проводил с ними беседы в своих интересах» , «отстаивал церковь» ( а вместе с ним ещё 4 человека). Изъятие церковных ценностей произошло 2 марта 1922 г. 22 марта 1927 г. два колокола были переданы Боровковской церкви. В 1918 г. все земли церкви перешли «в ведение крестьян». Церковная площадь замежована под школьный сад. В 1923 г. дом священника перевезен в д. Елькино под школу (самих обитателей его выселили на улицу). Архив и библиотека церкви были изъяты властью. В 1920-е годы приход был центром обновленческого района. 20 июня 1921 г. прямо во время богослужения в храм влетела шаровая молния, которая «ударила сначала в колокольню, отбила карниз верхнего яруса, а внизу этого яруса вышибла из стены кирпичей 30, из среднего яруса снаружи оторвала большую массу стены, потом устремилась в летний храм и здесь, около большого паникадила, ярко огненным шаром разорвалась страшным сильным взрывом», опалив искрами иконостас и царские врата. Все повреждения от взрыва были исправлены. Из описания церкви за 1928 год: «Зданием каменная с таковою же колокольницею в одой связи, крепка, покрыта железом; в 1926 году снаружи выремонтирована, все крутые сливные крыши выкрашены зелёной краской, а стены выревчены известкой… Здание церкви обнесено каменною оградою, не требующую ремонта. Вблизи церкви имеются 2 каменных амбара… Вокруг ограды имеется коновязь».

http://sobory.ru/article/?object=12650

1722 года января 1 дня Алешенец Григорий Михайлов Звятик, с ведома отца своего, закладывая своё поместье под г. Алешнею Алешенцу Савве Харитонову в обеспечение занятых в 1710 году денег, одного рубля, пишет: «в прошлом 1710 году занял я, Григорий, у него денег рубль, ради скудости своей и построения сожжённого нашего дома от разорения Шведского». Холера похитила в Алешне в 1831 году 124 человека, в 1847 году 80 человек и в 1848 году до 220 человек. По межевой ведомомости 1786 года в Алешне показано 1166 муж., 1265 жен. Войсковых обывателей, при 5956 десятинах земли; в Преображенском приходе 789 душ муж., 622 жен. однодворцев, 66 муж., 61жен однодворческих крестьян и 47 муж., 40 жен. подданых черкасов, всего 902 души муж, 723 жен.; за однодворцами показывалось 996 десятин земли: так было вследствие того, что многие боярские дети алешенской службы продали свои участки панам и казакам и сами разошлись в разные стороны. По ведомости 1719 года в городе Алешне показано 204 двора. Остаток давности – три ярмарки: июля 27, сентября 6 и декабря 4. В 4 верстах от Алешни находится местечко Комаровка, чрез которое прежде шла большая дорога из Ахтырки в Лебедин. Здесь был Богородичный храм, при котором было прихожан в 1770 году 144 муж., 127 жен. пола, в 1790 270 муж, 244 жен., в 1800 году 226 муж., 227 жен. пола. Храм закрыт и прихожане причислены к Преображенской церкви города Алешни. Ещё был храм в Ландратовке, – храм Богородичный, при котором в 1770 году было прихожан 211 муж., 216 жен. СЕЛО ЧУПАХОВКА На правом берегу реки Груньки и образуемого ею озера. На левом берегу реки Груньки, насупротив черкасской Чупаховки, поныне живут, но не в большом числе, и уже много потерявшие из своего характера, вольные крестьяне. Это потомки боярских детей, которые высланы были сюда для царской службы на границе литовской. Их храмом был храм Воздвижения Креста Господня, почему и слобода их называлась Воздвиженской. В 1712 году черкасы Феодор Кашеба и Тимофей Ермоленко с товарищами писали в своей просьбе к Преосвященному: «пришли мы, и в слободе Воздвиженской вновь построились, всего дворов с 200, а церкви Божьей и священника у нас нет. И ныне обещались мы построить церковь во имя Казанской Богородицы». На благое предприятие просили и получили они архипастырское благословение. Ныне существующий Казанский храм построен 1762 года генералом Александром Неплюевым, а храм Креста пред тем закрыт был по ветхости.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

отцев, каковы: о почитании Пресв. Богородицы в св. иконах (1848 г.); изъяснение о проклятии, положенном от собора 1667 года (1855 г.): о догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого LXX толковников и славянского переводов священного Писания (1858 г.) и другие. Амвросий (Алексей) Протасов, московской церкви Николы в Голутвине дьячков сын. Поступил в Троицкую семинарию из перервинской в сентябре 1787 года. По окончании курса, в октябре 1790 года определен учителем поэзии в московскую академию, где после был префектом, потом ректором александроневской академии. Скончался в 1831 году в сане архиепископа тверского. Аничков Димитрий Сергиевич, сын лаврского подъячего, состоял в подушном окладе и выключен из оного по ходатайству лавры в 1750 году, когда был учеником граяматического класса в Троицкой семинарии. В 1755 году, когда был учеником риторики, отправлен в университет, где скоро заметили его дарования и отличили его от других студентов, неоднократно во время курса награждая его золотыми медалями. Особенные успехи оказал он по философии, которую слушал у Фроманна и по математике у Роста. В 1762 году, с титулом магистра, он поступил на службу в университет в качестве преподавателя геометрии и тригонометрии. В 1765 году начал читать логику и метафизику. В 1777 году произведен был публичным ординарным профессором философии и математики. Скончался в 1788 году, оставив после себя несколько учебников и диссертаций (перечень их в словаре Шевырева). Владыкин Антон Григорьевич, из калмыков, крещен в Астрахани. Поступил учиться в семина- рию в мае 1775 года, имея 14 лет от рождения. В 1780 году в октябре, будучи студентом философии вместе со своим товарищем по классу Иваном Федотовичем Филоновым (из смоленской епархии, села Хотькова священников сын), он отправлен в миссию в Пекин при архимандрите Иоакиме Шишков- ском. Владыкину и Филонову назначено заняться изучением китайского и манджурского языков. Около 14-ти лет Владыкин жил в Пекине и по возвращению в Россию, в 1794 году определен переводчиком китайского и манджурского языков в Москве при коллегии иностранных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Церковь была построена в 1791 году. Удобный и добротный Успенский храм стал памятником русского классицизма конца XVIII века и просуществовал около 150 лет. Адрес: Россия, Нижегородская область, Большеболдинский район, с. Большое Болдино, ул. Пушкинская, 6 Телефон: +7 (83138) 2-22-04 Подробнее... Храм Успения Пресвятой Богородицы (Бортсурманы) [ править править код ] Первые упоминания о храме относятся к 1742 г. В храме три придела. Главный в честь Успения Божией Матери, второй - в честь святителя Николая Мирликийского Чудотворца, третий - в честь святого Иоанна Златоуста (недействующий). В Успенском храме служил святой праведный Алексий Бортсурманский (1762-1848 гг.). Он был современником преподобного Серафима Саровского. Когда к преподобному Серафиму приходили люди из Курмышского уезда, он смиренно отправлял их обратно, уверяя, что у них есть свой усердный молитвенник, не ниже его: " Сей человек, своими молитвами подобен свече, возженной пред Престолом Божьим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов " . Адрес: Россия, Нижегородская область, Пильнинский район, с. Бортсурманы, ул. Нагорная, д. 26. Телефон: +7 (902) 684-07-76 Подробнее... Церковь в честь святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена (Нижний Новгород) [ править править код ] Храм во имя святителей Московских находится на территории подворья Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в Нижнем Новгороде, которое открылось в 1997 году. Район Крестовоздвиженской площади (современная площадь Лядова) и улицы Полевой (современная улица Горького) начал активно застраиваться с середины XIX столетия. Жители вновь застроенной части города стали настойчиво требовать от духовных властей возведения в этом районе храма, ибо ближайшей оставалась одна Покровская церковь, куда из-за глубоких оврагов и бурных проток в весенне-осеннее время добраться было непросто. Желание прихожан поддержал епископ Иеремия (1851 — 1857), в свою очередь обратившийся к военному губернатору Ф. В. Анненкову с просьбой об определении места строительства для нового храма. Церковь решили строить на пересечении Канатной и Немецкой улиц. Епископ же Иеремия определил посвящение будущего храма с тем, «чтобы местность сия и храм на ней Господень были посвящены имени празднуемых здесь Первопрестольников Российских, хранителей апостольских преданий, православия наставников и заступников любезнейшаго Отечества нашего Петра, Алексия и Ионы».

http://azbyka.ru/palomnik/Нижегородская_...

Строгие меры Императора Николая I против старообрядчества , вызванные на самом деле тем, что польские революционеры, в том числе известный Михаил Чайковский, он же Садык-паша ( он принял Ислам ), помогали части поповцев обрести епископа ( так родилась Белокриницкая иерархия ), в конце концов ударили по всем ревнителям древлего благочестия – этого из истории не выбросишь, хотя объяснения гонениям историки, как старо-, так и новообрядческие, как правило, не дают – умалчивают. Федосеевцы стали думать о создании второго центра – в более безопасном месте. В 1848 году на средства кладбища Петр Леднев, еще мирянин, был отправлен в Восточную Пруссию, где в поселке Экертсдорф, (ныне поселок Войново на северо-востоке Польши) устроил Войновский старообрядческий монастырь, а вскоре и сам принял иночество. Это произошло в Злынском беспоповщинском монастыре (Черниговские слободы), где он принял постриг с именем Павел. В 1851 году, вследствие раздоров в своем монастыре, он удалился на время в Климоуцы (близ Белой Криницы), где основал немногочисленную поморскую (безпоповскую) общину. Поморскую – именно потому, что стал брать «новоженов» на исповедь, как это делали и делают признающие брак поморцы, основателем согласия которых был Иван Алексеев (1708 –1776), который в своей книге Тайна брака утверждал, что брак есть таинство не по причине венчания, а по самому существу супружеской любви. Произошло такое пременение во мнении у отца Павла, на которого книга Ивана Алексеева произвела сильное впечатление, около 1856 года. Краткая история войновской обители такова В 1820 – 1830-х гг. старообрядцы – около 380 семей (1213 человек) – поселились около Мазурских озер, и возникло более 10 небольших старообрядческих деревень: Зеленная Пуща, Войново, Свигнайно, Иваново, Онуфриево и другие. Здесь в 1837 г. была основана первая моленная в деревне Свигнайно, а в 1840 г. – в деревне Войново (около 145 человек; в 1872 г. – около 400), ставшей центром старообрядческой колонии. Среди основателей деревни Войново был некий Сидор Борисов, выходец из Режицкого уезда Витебской губернии. В 1836 г. старцем Лаврентием Растропиным (1762 – 1851) здесь и был основан известный Войновский монастырь. Во главе с иноком Павлом Прусским в 1847–1867 Войновский Свято-Троицкий монастырь пережил расцвет.. Павел Прусский увеличил монастырь, построил новые здания, основал библиотеку; иноки в монастыре воспитывали и обучали церковной грамоте детей, в том числе присланных из России..Кроме того Павел Прусский основал женский монастырь в Пупах (ныне Спыхово, Польша) близ Войново. По его инициативе возникло немало молелен в России, где настоятелями были бывшие ученики Войновского монастыря. Инок Павел Прусский стал признанным вождем не только федосеевского согласия, но и безпоповщины как таковой – по всей России.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Открытие фотовыставки «Потомки и наследники святых» 25 апреля 2024 года 23 апреля 2024 года в галерее ВХУТЕМАС при Московском архитектурном институте (МАРХИ) открылась выставка заведующего фотослужбы  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси , клирика  храма мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова  священника Игоря Палкина «Потомки и наследники святых». На открытии выставки выступили ректор МАРХИ Д.О. Швидковский, заместитель управляющего делами Московской Патриархии  архиепископ Зеленоградский Савва , ректор Литературного института имени А.М. Горького А.Н. Варламов, священник Игорь Палкин. Ведущим мероприятия стал настоятель храма мученицы Татианы при МГУ  протоиерей Владимир Вигилянский , чья фотография также представлена в экспозиции. Святой праведный Алексий Бортсурманский (1762-1848) является прямым предком отца Владимира в седьмом колене.  Посетители выставки могут увидеть более 50 фоторабот отца Игоря  — портреты духовенства, монашествующих и мирян. «Порой современному человеку слова " Святая Русь " кажутся былинными, неактуальными, устаревшими. Церковь же представляется чем-то земным. Кому-то — политической партией, а кому-то — обществом любителей старины. Для меня же Церковь в первую очередь — духовная семья, в которой все мы — братья и сестры разных возрастов и званий — собраны общей верой вокруг Христа. Ожидание встречи с Ним в вечности — главный камертон для души верующего человека», — подчеркнул священник Игорь Палкин в обращении к посетителям выставки. «Многие из героев моих фотографий в прямом смысле слова потомки святых или приняли веру от своих родителей. Другие же самостоятельно пришли в храм уже в зрелом возрасте. Но все мы в равной степени наследники русских святых. А выставка — собирательный портрет Русской Церкви, какой я вижу Ее изнутри», — добавил отец Игорь.  24 апреля на  телеканале «Спас»  вышел репортаж об открытии выставки. В комментарии корреспонденту телеканала автор фотографий сказал: «Можно быть потомком и лишиться наследства, а можно быть наследником, не будучи потомком. Собственно, об этом моя выставка: среди нас много тех, кто не потомок в прямом смысле слова, но наследник по милости Божией». 

http://foto.patriarchia.ru/news/otkrytie...

В Москве открылась фотовыставка священника Игоря Палкина «Потомки и наследники святых» 24 апреля 2024 г. 20:30 23 апреля 2024 года в галерее ВХУТЕМАС при Московском архитектурном институте (МАРХИ) открылась выставка руководителя фотослужбы Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси , клирика храма мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова священника Игоря Палкина «Потомки и наследники святых». На открытии выставки выступили ректор МАРХИ Д.О. Швидковский, заместитель управляющего делами Московской Патриархии  архиепископ Зеленоградский Савва , ректор Литературного института имени А.М. Горького А.Н. Варламов, священник Игорь Палкин. Ведущим мероприятия стал настоятель храма мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский , чья фотография также представлена в экспозиции. Святой праведный Алексий Бортсурманский (1762-1848) является прямым предком отца Владимира в седьмом колене.  Посетители выставки могут увидеть более 50 фоторабот отца Игоря  — портреты духовенства, монашествующих и мирян. «Порой современному человеку слова " Святая Русь " кажутся былинными, неактуальными, устаревшими. Церковь же представляется чем-то земным. Кому-то — политической партией, а кому-то — обществом любителей старины. Для меня же Церковь в первую очередь — духовная семья, в которой все мы — братья и сестры разных возрастов и званий — собраны общей верой вокруг Христа. Ожидание встречи с Ним в вечности — главный камертон для души верующего человека», — подчеркнул священник Игорь Палкин в обращении к посетителям выставки. «Многие из героев моих фотографий в прямом смысле слова потомки святых или приняли веру от своих родителей. Другие же самостоятельно пришли в храм уже в зрелом возрасте. Но все мы в равной степени наследники русских святых. А выставка — собирательный портрет Русской Церкви, какой я вижу Ее изнутри», — добавил отец Игорь.  24 апреля на телеканале «Спас» вышел репортаж об открытии выставки. В комментарии корреспонденту телеканала автор фотографий сказал: «Можно быть потомком и лишиться наследства, а можно быть наследником, не будучи потомком. Собственно, об этом моя выставка: среди нас много тех, кто не потомок в прямом смысле слова, но наследник по милости Божией». 

http://patriarchia.ru/db/text/6123344.ht...

Крестово-Городище. Церковь Рождества Христова (старая). Христорождественская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Христова Год постройки:1846. Год утраты:1956 (снесена при расчистке ложа Куйбышевского водохранилища) Адрес: Россия, Ульяновская область, Чердаклинский район, акватория Куйбышевского водохранилища, прибрежная часть у села Крестово-Городище Координаты: 54.180663, 48.587015 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Крестово-Городище. Церковь Рождества Христова Церковь Рождества Христова (старая) Крестово-Городище, построена в 1762 году, перестроена в 1846 году. Закрыта в 1930-е годы, взорвана в 1955 году. В 1955 г. при создании Куйбышевского водохранилища село Крестово Городище было перенесено из зоны затопления на другое место, сохранив старое название села.  На карте «Царство Казанское с окольными провинциями и частью реки Волги» в Российском атласе 1745 года село под названием «Городище» обозначено как поселение, имеющее церковь. Вместо ветхой в 1846 году тщанием прихожан была построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте. Она называлась Христорождественской по единственному престолу во имя Рождества Христова. Священно- и церковнослужители жили в собственных деревянных домах на обывательской земле, однако постоянного оклада не имели. В храме хранились метрические книги (с 1780 года), исповедные росписи (с 1831 года), опись церковного имущества 1847 года и другие документы. Ближайшая Ильинская церковь находилась в 2 верстах (2,13 км) в селе Кайбелы. В церковной ведомости 1910 года отмечалось: деревянный храм 1846 года постройки крепок и покрыт железом, священник и псаломщик получают соответственно 300 и 100 рублей жалования в год, а также 400 рублей кружечных доходов и 15 рублей хлебного сбора (за 1910 год). По сравнению с 1848 годом благосостояние духовенства явно повысилось.

http://sobory.ru/article/?object=52632

В нач. XIX в. делались попытки организовать при мон-ре школу грамоты. В 1804 г. ученик 1-го класса Тобольской семинарии Я. Скосырев просил архиеп. Антония (Знаменского) благословить на ношение стихаря и определить дьячком, но архиерей направил его в М. м. «для обучения чтению, пению, катихизису и кругу церковному». 29 марта 1811 г. с той же целью в М. м. был определен и диаконский сын И. Ампенов, 8 июля того же года в обитель был направлен ученик томской гимназии Пафнутий Попов для «научения букваря, поелику не умел читать написанных слов под титлами». Отрок Михаил Попов, отданный в монастырь для подготовки к диаконскому служению, неоднократно сбегал. В 1822 г. для обучения в М. м. прибыли 5 чел.: А. и Е. Кораблёвы, В. Шалабанов, П. Торопов и А. Дергачёв. 26 авг. 1816 г. в мон-рь направили сторожа Омского духовного правления И. Лукина для «пропитания его и приготовления к причетнической должности». Учеников предписывалось «исправлять и буйных дьячков укрощать и черною работою смирять». В 1852 г. новый Тобольский архиеп. Евлампий (Пятницкий), посетивший обитель, увидел, что ученики школы «чин монастырский разстраивали и служили соблазном для живущих в нем, и тем подрывали нравственное благосостояние обители и приводили ее к разстройству и вследствие этого число иноков год от года уменьшалось». Согласно плану, составленному в 1762 г. геодезистом Рышковым, монастырь владел 3 мукомольными мельницами на р. Шанталык. В авг. 1816 г. крестьянин Засорин построил новую мельницу. В мае 1817 г. напором воды мельничная плотина была снесена и все хозяйственные постройки повреждены. В 1846 г. мельница была восстановлена, но в 1860 г. вновь разрушена водой до основания. Полученное мон-рем в 1808 г. большое «карасье» озеро за р. Иртыш сдавалось в аренду за небольшую плату. Хлебопашеством в мон-ре не занимались. Значительную пользу обители принес капитал (5 тыс. р.), пожертвованный в 1848 г. гр. А. А. Орловой-Чесменской. Др. лица также делали денежные пожертвования, купцы Плеханов и Неволин присылали инокам рыбу и др. продукты. Прибыль от продажи свечей в течение года не превышала 350 р., а всего «церковного дохода сумма едва достигала» 640 р.

http://pravenc.ru/text/2562776.html

При ней служил до глубокой старости, при ней в 1848 году похоронен, при ней 17 августа 2000 года обретены его мощи, при ней 26 мая 2001 прославлен в лике святых, в ней теперь находится рака с его честными мощами. 86 лет жизни, 64 года дьяконского и священнического служения, из них долгие годы тяжелейшего аскетического подвига, молитвенного труда. Ещё раз отметим вслед за преподобным Серафимом: всё это – вне монастыря, без старческого духовного руководства, посреди мира. Подвиг этот ещё большего вызывает уважения, когда припоминаешь слова святителя Феофана Затворника , обращённые к святому Иоанну Кронштадтскому , много лет спустя возложившему на себя подобный крест. «Вы взялись за дело, – писал владыка, – за которое не только у нас в России, но и на Востоке, никто и никогда не брался, находясь вне стен монастыря, не имея опытного духовного наставника. Всё это или приведет к ужасному падению, или закончится ничем». Святитель ошибся, всё окончилось иначе. В 1762 году, месяц спустя после рождения будущего праведника, на престол вступила Екатерина II. В своём манифесте при восшествии на трон она осудила неправославное направление своего предшественника и обещала восстановить поколеблемое им православие. Она щедро раздавала награды, целовала руки у иерархов, соблюдала посты, заставляла говеть весь двор. Однако, религия для нее, как и для большинства оторвавшегося после Петровских реформ её дворянского окружения, была лишь важной политической силой, которую, как они считали, трогать не следует, которой наоборот нужно пользоваться, как наилучшим орудием для управления народом и для блага государства. На западе в то время вовсю шла ломка папского престола, долгое время мешавшего развитию государства. Упразднялись инквизиторские трибуналы, сжигавшие на своих кострах самых лучших представителей своего народа. Закрывались духовные школы и особенно монастыри, в кельях которых более двух столетий учёными монахами, вместо умного делания, тщательно разрабатывалось богословское учение, оправдывающее и пытки, и костры, предназначенные, как считали они, для истребления ведьм и «злых еретиков».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010