Протоиерей Владимир Вигилянский: «Мы стали осознавать, что являемся потомками святого» 26 ноября 2020 г. 13:09 В августе исполнилось 20 лет со дня канонизации и обретения мощей праведного Алексия Бортсурманского (1762-1848) — священника из села Бортсурманы Нижегородской области. В Успенском храме, где служил праведный Алексий и где покоятся его мощи, 17 августа, в день их обретения, Божественную литургию возглавил епископ Выксунский и Павловский Варнава . В числе прочих владыке сослужил потомок праведного Алексия Бортсурманского, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ  г. Москвы протоиерей Владимир Вигилянский . Читателям «Журнала Московской Патриархии» ( 9, 2020 ) отец Владимир рассказал, как он узнал об этом факте своей биографии и как это повлияло на его жизнь и жизнь его семьи ( pdf-bepcuя ). Четыре года назад, путешествуя по русским городам, моя дочь Александрина Вигилянская обнаружила на церковном кладбище города Вязники Владимирской области могилу диакона Петра Вигилянского. Ее заинтересовал вязниковский однофамилец, но моей семье о нем ничего не было известно. На этом история могла бы завершиться, но неожиданно мы обнаружили наш старинный семейный альбом, который открывался фотографией моего прадеда протоиерея Алексия Вигилянского. Дочь стала искать, в каком городе и в каком храме служил отец Алексий, нашла сайт, посвященный родословным, где много рассказывалось о священниках Вигилянских, служивших в конце XIX — начале ХХ века во Владимирской губернии. Выяснилось, что в Вязниках живет краевед Лев Вигилянский, внук того самого диакона Петра. Саша с ним познакомилась и узнала, что «владимирские» Вигилянские принадлежат к другой параллельной ветви, а наших прямых предков надо искать в другой губернии. Консисторская фамилия Дело в том, что наша фамилия — церковная, или, терминологически, консисторская. Выпускников духовных семинарий и академий в XVIII и начале XIX века консистории награждали церковными фамилиями — Богоявленский, Спасский, Рождественский и т.д. Иногда давали фамилии c греческими или латинскими корнями — Флоренский, Сперанский и т.д. Вигилянский происходит от латинского vigilia, то есть «всенощное бдение». Поэтому Вигилянских, несмотря на редкость фамилии, среди священно­служителей было много. В Киеве служил епископ с такой фамилией, в Санкт-Петербурге — священник, который был духовником Екатерины Александровны Сушковой, возлюбленной Михаила Юрьевича Лермонтова.

http://patriarchia.ru/db/text/5725532.ht...

Из села Артюховка в Высочиновку была перенесена (причины перенесения неизвестны) деревянная церковь Архистратига Михаила, в которую в 1762 г. был выдан антиминс: «…в село Высочиновку во храм Архистратига Михаила». Храм поставили на месте сторожки пушкаря, в нем и пребывала Казанская Высочиновская икона. В 1792 г. ввиду ветхости и сильного наклона церкви к реке перед помещиком И.И. Ковалевским и приходским священником Димитрием Саввичем Павловым-Сильванским встал вопрос о необходимости возведения нового храма. Не имея средств, они стали усердно молиться перед К. В. и. о помощи в постройке каменной церкви. Вернувшись домой после молитвы, Ковалевский застал родственницу, которая предложила ему помощь и деньги на устройство кирпичного завода для строительства храма. В 1793 г. было положено основание храма, а 22 декабря 1795 г. совершилось его освящение. Туда была перенесена икона. По преданию, во время перенесения и в последующие 3 дня икона мироточила – из очей Божией Матери истекали слезы. Капли собирали полотенцем, которое хранилось у иконы. От истечения слез под правым глазом Богородицы на иконе осыпалась краска и образовалась впадина. Во время чтения Евангелия на молебнах полотенце возлагалось на головы молившихся, под Евангелие. В 1830 г. священник пожертвовал полотенце исцелившемуся харьковскому купцу. Водой из источника на месте явления иконы люди омывали больные места и также получали исцеление. Во время холеры 1831 г. по просьбе жителей города Змиёва перед иконой 2 недели служили молебны об ограждении города от недуга. В 1848 и 1854 гг. в охваченном холерой Змиёве с молебнами икону носили по домам и болезнь быстро отступила. 29 октября 1886 г. постановлением Святейшего Синода при ходатайстве и помощи архиепископа Амвросия (Ключарёва) был учрежден Высочиновский в честь Казанской иконы Божией Матери мужской общежительный монастырь. Указом Харьковской духовной консистории от 16 ноября того же года настоятелем монастыря был назначен казначей Святогорской Успенской пустыни иеромонах Дорофей.

http://sobory.ru/article/?object=56147

Число чудесных исцелений, совершенных А. Б., очень велико. Однажды он силой своей молитвы воскресил умершего мальчика, исцелил 6-летнюю Татьяну Растригину из г. Курмыш, к-рая от рождения не могла ходить. Бесноватый купец, выздоровевший по молитве А. Б., устроил в бортсурманской ц. чугунный пол. Перед своей кончиной А. Б. всех утешал и говорил, что не забудет тех, кто будет его поминать. А. Б. погребен напротив алтаря Успенской ц. с. Бортсурманы. Жители села и окрестных деревень чтили его могилу, по воскресеньям и праздникам здесь служили панихиды по А. Б., после к-рых многие просившие исцеления избавлялись от своих недугов. Был распространен также обычай брать землю с могилы святого и принимать ее с водой в случае тяжелой болезни. В окт. 1913 г. в Бортсурманы приехала комиссия из Нижегородской духовной консистории для расследования устных и печатных сообщений о чудесах, связанных с А. Б. Чудеса подтвердились, но революции и последующие события не позволили тогда канонизировать подвижника. В советское время власти многократно пытались разорить могилу, но почитание праведника народом, очевидность чудес помешали им это сделать. А. Б. прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Подвижник веры и благочестия о. Алексий Бортсурманский. М., 1913; Русские православные пастыри. Харбин, 1942; Дамаскин. Кн. 1. С. 31-46; Материалы, связанные с вопросом о канонизации св. прав. Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848)/Синод. комис. РПЦ по канонизации святых. М., 2000. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/64698.html

В правление Анны Иоанновны, когда монастыри, в том числе Далматовский мужской и Введенский женский, служили местом ссылок, в обитель под караулом в 1735 г. была доставлена 20-летняя княжна Параскева Юсупова, насильно постриженная в Тайной канцелярии с именем Прокла. В монастыре она пробыла в заточении до конца жизни (1762 г.), «погребена в монастырской ограде в ряду других монахинь». При секуляризационной реформе 1764 года Екатерины II монастырь был упразднен. Монахинь в поселье становилось все меньше и к 1819 г. не осталось ни одной. Возрождение монастыря начинается с середины XIX века усердием Ксении Павловны Зыряновой – зажиточной крестьянки Ирбитского уезда. Так, 23 июня 1848 г. был заложен, а ровно через год, в этот же день – освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы, построенный на средства самой Ксении Зыряновой. С ходатайством об открытии обители она обращается к Санкт-Петербургскому митрополиту Исидору (Никольскому), святителю Филарету (Дроздову), Пермскому архиепископу Аркадию (Федорову), обер-прокурору Св. Синода графу А.П. Толстому. Строятся северный келейный корпус, школа. Позднее к Троицкому храму были пристроены и освящены приделы: северный в честь Владимирской иконы Божией Матери (1861 г.) и южный во имя вмц. Екатерины (1883 г.). Указом Священного Синода в 1861 году утверждена православная женская община, навечно закреплено за общиной 2340 кв.саж. земли. Указом Пермской Духовной Консистории определен к общине священник Иоанн Андреевич Смышляев, который также преподавал в существовавшей уже при общине безмездной школе. При открытии общины число сестер было невелико – около 20. Некоторые из них были круглые сироты, родственники отдавали их еще в малолетстве в той надежде, что в общине и оденут, и обуют, и грамоте с рукоделием научат. Действительно, в ранние детские годы, с 7-8-летнего возраста, поступающие малютки воспитывались в строгом христианском духе, обучаемы были молитвам, чтению, многие даже письму, а рукоделию непременно каждая. Уже с 1862 года школа считалась официально открытой при общине, именовалась безмездной и доставляла отчеты епархиальному начальству. В 1885 г. она преобразована в одноклассную церковно-приходскую.

http://sobory.ru/article/?object=06063

Деревянный храм, предшествовавший каменному, перенесён был с берега Деркула на пригорок в 1805 году по тому случаю, что Деркул в полую воду стал подмывать его; храм сей в 1762 году был перестроен из обветшавшего и сгорел в 1833 году. Николаевский храм, деревянный построен был в 1768 году и перестроен в 1806 году. Евангелие с серебряною доскою в 140 рублей серебром и серебряный ковчег в 375 рублей серебром – приношение крестьянина Александра Семикозова; им же и Марьею Гончаровой устроены серебряные ризы на четыре местные иконы. В храме есть и древность: Евхологион, Митрополита Петра Могилы , Киевской печати 1646 года. Церковной земли при Троицком храме 129 десятин; при Никольском – 149? десятин. Дела суда Божия: а) пожар 1833 года, истребивший до 200 домов в Беловодске; б) пожар 1837 года, от которого сгорело до 100 дворов; в) холера, от которой 1830 года умерло до 700 человек; в 1847 году до 70 человек; в 1848 году до 480 человек. Нельзя не упомянуть, что Никита и Пётр Коренченки, столько усердные ко храму Божию, известны и по делам милосердия к ближним. Никита в голодные годы 1833 – 1834 содержал на свой счёт до 50 человек, а Пётр в 1849 году, когда четверть ржи покупалась по 18 рублей ассигнациями, роздал бедным 50 четвертей муки. ГОРОДИЩЕ Городище – при впадении реки Деркула в Донец. Самым названием своим это место указывает на то, что здесь был какой-то город, или городок. Поныне ещё заметны следы городка – круглый окоп с выходом на восток; вокруг окопа – ямы. Не совсем давно вывезены из городка, для построения заводов, камни. По местному отзыву, это был Татарский город; а впоследствии времени, как говорит тот же народный отзыв, здесь был притон разбойников. Последнее подкрепляется следующим обстоятельством. В 1831 году крестьяне Городища, по торговой промышленности, заехали к одной столетней старушке, Донской помещице, и та показывала им письмо одного старика, участвовавшего в разбоях, писанное к его знакомому, где он просит последнего побывать в местах главных разбойничьих притонов и, по приметам, открыть там деньги. В письме сказано было: «с Мулового броду в войске Донском, в 30 верстах от Городища, на каменное Городище, оттуда на восток есть криница; потом в плоские леса, где есть называемая Голая могила – половина ея обросла лесом, а другая – голая». Крестьяне по этому письму объехали все места и нашли приметы, но денег не отыскали. Письмо утратилось в 1833 году по случаю пожара. Так как с одной стороны Городище находится только в полуверсте от генеральной межи Войска Донского, с другой – известно, что до 1704 года донцы предъявляли права свои на земли Придонецкие до самого устья реки Бахмута и занимали городки Айдар, Трехъизбянск, Сухарев и другие: то нет сомнения, что они же занимали и Городище в то время, которое народный рассказ назначает для разгула разбойничьих шаек. В 1745 году донской помещик Подгаевский, населяя свой посёлок, застал в городище не более 5 крестьянских избушек.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Метрики о ямпольцах начинаются с 1729 г. По Святогорскому Синодику видим, что 1718 г. для жителей Ямполя был весьма грозен, тогда многие из них спешили умилостивить гнев Божий, изливавшийся в страшной моровой язве, благотворениями храму своему в Святогорской обители. В 1833 г. неурожай хлеба и голод так были велики, что богатые делались бедными, а бедные близки были к голодной смерти. Да и в 1848 г. не менее упала хозяйственная часть, а особенно от сильного падежа скота. Холера 1831г. в Ямполе по милости Божьей действовала слабо, в метрике означено за тот год умершими от неё только 5 душ. Милосердная десница Господня соблюла Ямполь от цынги, свирепствующей в 1849 году; ибо хотя и умерло от неё до 5 человек, но то были сторонние люди, а не коренные Ямпольские жители. По переписи 1762 г. в Ямполе 305 душ муж.; затем по церковным ведомостям: в 1750 г. 430 муж., 405 жен.; в 1790 г. 1364 муж., 1475 жен.; в 1810 г. 1706 муж., 1733 жен.; в 1830 г. 1098 муж., 1200 жен.; в 1850 г. 1170 муж., 1248 жен. РАЙГОРОДОК Райгородок – первоначально расположен был при устье р. Торца. Ещё доселе видны остатки бывшего вала и жилищь; там же был храм. По переписным книгам земель Святогорского монастыря 1665 г. видно, что здесь был Крестовский юрт – поселение в виде хутора. Орновский в своей похвальной поэме Захаржевским, пишет: там, где была Казацкая пристань, Константин Захаржевский построил Райгород. За построение его, Константину и Григорию прислана похвальная грамота от царей Иоанна и Петра, это было в 1685 году. Разлив Донца вынудил перенести и храм и поселения жителей в другое место: в апреле 1735 г. Райгородской священник Илья Боярский писал: «В прошлом 714 г. посвящён я в священство Преосвящённым Илларионом, Митрополитом Белгородским, Изюмского полка в село Райгородок к церкви Архангела Михаила; а в прошлом 728 г. оную церковь полая вода разнесла совсем; церковь ещё и поныне не сооружена, а приходские люди по разным местам разошлись, осталось только одиннадцать дворов, в котором приходить, за малолюдством, пропитаться мне не возможно». По такому положению священник просил перевести его на праздное место в с. Гусинку. В 1749 г. «при Архангельской церкви села Райгородка плоказаны 77 дворов» и священник Михаил Боярский. Следовательно, в этом году уже существовал новый храм и, конечно, на новом месте. Ныне существующий храм деревянный построен в честь собора Архистратига Михаила в 1780 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Оно защищено Донцем и заливами его, и кроме того озером Круглым, которого ширина простирается от 20 до 45 саженей. По ведомости 1784 г. в Мохначе видим два храма: на правой стороне Донца храм Николая Чудотворца, на левой – храм Вознесения Господня. Последним замене был в 1762 г. древний Покровский храм. По делам Изюмского правления, в 1724 г. видим архипастырское разрешение освятить построенный на место сгоревшего Покровский храм в городке Мохначе. По актам бывшего Змиевского монастыря, Мохнач называется не деревней или хутором, а селом, еще в 1673 г. Тоже видим в Чугуевской переписке 1673 и 1680 г. Потому нет сомнения, что Покровский храм в Мохначе существовал еще в 1673 году. С 1820 г. самая большая часть жителей древнего Мохнача переведена в Скрыпаево. Сюда-же перенесен и Вознесенский храм из Мохнача, и здесь освящен в 1828 г. в честь Вознесения Господня, а Николаевский в 1830 г. поступил в Моспаново, куда также перешла часть жителей Мохнача. В 1838 г. возобновлены были иконостас и внутренность древнего Вознесенского храма в Скрыпаеве; пожертвования, собранные на сей предмет, простирались до 1170 руб. серебром. В храме есть Евангелие, М. п. 1697 г., с надписью: «до храму Свят. Николая». Устав, М. п. 1745 г.; триодь постная, М. п. 1754 г. Из старых событий с жителями Мохнача, в Чугуевской переписке встречается одно, именно то, что в 1673 г. татары разорили мохначанцев. Из прихожан недавнего времени военный поселянин Филипп Касьянов (1834 г.) отличился набожностию и благотпорительностию; а Иван Подопригора, не богатый, но усердный к Господу, каждый год жертвует в пользу храма по 30 и по 60 руб. серебром. От холеры 1847 г., с сентября по декабрь умерло 23 человека, а в 1848 г., с июня по август 22 человека муж. пола и 22 жен. По исповедной росписи за 1737 г. в Николаевском Мохначевском приходе показано: а) духовных 8 муж. 16 жен.; б) сотник Козьмин, атаман Прощенко и подпрапорный Якимов с семьями – 26 муж., 18 жен.; рядовых казаков черкасов 229 муж., 214 жен.; г) посполитых черкасов 356 муж., 268 жен.; д) подданых черкасов 42 муж., 38 жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Просвещение калмыков, исповедавших ламайскую веру и проживавших в нижней части Поволжья и в Каспийских степях, началось с конца XVII в. и по началу развивалось успешно. Большое, однако, противодействие оказывал хан Аюка. Пришлось правительству отсылать крещеных в Киев и к казакам в Чугуев. После смерти в 1722 г. Аюка и крещении в С.-Петербурге его внука, Тайшина, Петра Петровича (крестным был имп. Петр Великий), явилась возможность отправки в 1725 г. к калмыкам миссии, возглавленной умным и деятельным иером. Никодимом (Ленкевичем). Работа миссии в улусах развивалась успешно. Для крещеных калмыков основан был на Волге, выше Самары, г. Ставрополь, где поселилась вдова Тайшина, Анна, со своими зайсангами (дворянами). Миссионерскую работу, начатую о. Никодимом († 1739), продолжал прот. Андрей Чубовский. Им обращено было множество калмыков. В Ставрополе основана была русско-калмыцкая школа и переводились на местный язык Новый Завет и молитвы. В царствование имп. Екатерины (1762–96), как и всюду, миссионерская работа ослабела. Оживилась чрез долгое время работа просветительная, когда при походной церкви, в которой с 1848 по 1859 г. состоял знаток калмыцкого языка, прот. В. Дилигентский, заведена была школа для калмыцких детей. Деятельность миссии развивалась в епархиях Астраханской, Кавказской и отчасти Донской. Киргизов просвещала особая миссия, образованная в 1822 г. Просветителем самоедов был священник Феодор Истомин при епископе архангельском Неофите (Докучаеве-Платонове), правившем с 1821 по 1825 г.г. Создана была Святейш. Синодом особая мисия с походными церквами, под начальством архим. Вениамина (Смирнова). Просветительная её работа началась с 1825 г. из Мезени. Проповедь велась на самоедском языке, на который переводились молитвы, катихизис и Новый Завет . К 1800 г. насчитывалось более 33.000 крещеных. По тундрам устроены были церкви и школы. Настоящим просветителем зап. Сибири был митрополит Тобольский Филофей (Лещинский), правивший с 1702 по 1711 и с 1715 по 1721 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В России, в свое время воспринявшей византийские идеалы монастырского старчества, совершенную законченность учению о быте придал прп. Иосиф Волоцкий . Он смотрел на мир глазами иконописца, желая упорядочить его и придать ему структурную симметричность и красоту, являющую собой отражение Божественного совершенства точно так же, как это видим мы на иконе. Христос для него есть Бог Устав. Мирской быт здесь питается монастырским и не имеет самостоятельной значимости: мир – несовершенный слепок монастыря 58 . Этим взглядам соответствовал и свой тип пастыря: «То себе, чадо мое, веждь, яко Бог тако не спросит церковныя службы, яко спросит учения и паствы детей духовных» 59 . Учительность же подразумевала знание канонов по преимуществу 60 , иными словами, требовала умения наладить быт. Потому и раскол был трагедией уставного благочестия столько же, сколько и трагедией древнерусского пастырства. Окончательно меняется ситуация после реформ Петра. В «Правде воли монаршей» Феофан Прокопович утверждает, что народ отказался от своей воли в пользу императора и всю власть над собою, в том числе и право «перемены обычаев» 61 , передал ему. Духовный регламент резко ограничивает власть духовника. Традиционный быт разрушен и сохраняется только у крестьян и низшего духовенства. Монастырям, по замечанию свт. Игнатия, «нанесен смертельный удар». В такое-то время и в таких условиях русское приходское священство – нищее, немощное, необразованное – призывается к святости, а вместе с тем и к разрешению насущных проблем церковной жизни, не разрешенных «монашеским богословием» 62 в рамках антиномического единства Империи и Пустыни. Творения и жизнь о. Понтия Рупышева убедительно свидетельствуют о том, что призвание это в конечном счете явилось не тщетным. 1 Алексий Бортсурманский – Гнеушев Алексей (1762–1848), св. прав. Из семьи священника. Окончил Нижегородскую духовную семинарию (1784). Иерей (1797), служил в церкви родного села Бортсурманы (ныне в Нижегородской обл.). Подвижник, по его молитвам совершались исцеления. Память 21 апреля – Примеч. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

9 Не так давно (осенью 2006 года. – Ред.) в Санкт-Петербурге проходил суд по законности преподавания дарвинизма в школе. Истцы пытались добиться ограничения преподавания теории эволюции и объяснения в учебном процессе того факта, что в настоящее время наукой не доказана ни одна из теорий о происхождении человека, отмечая при этом, что верующие имеют право на то, чтобы их точка зрения была представлена в школьных учебниках. Но в наших СМИ этот судебный процесс или замалчивали, или высмеивали. Это делается потому, что, признав сотворение мира Богом, придется разрушить всю современную либеральную цивилизацию, в которой главенствуют права человека – ведь если человек все же произошел от Бога, то становится бесспорным главенство прав Творца. 10 Например, Ленина Бог поставил над Россией в наказание за отступничество русского народа. Сохранилось множество мемуаров участников революции и гражданской войны. Эти люди сходились в том мнении, что события тех времен – бич Божий, Промыслительное действие для вразумления и исцеления человечества, что в эти дни невооруженным глазом было видно, как свершается Его карающая воля. Беспристрастное исследование событий Октябрьской революции, гражданской войны, коллективизации и 1937–39 гг. можно найти в монографии Вадима Валериановича Кожинова «История России. Век XX». 11 Имя Иоанн – вариант еврейского имени Иоханан. Имя состоит из двух основ: одно из сокращения имени Всевышнего и «смилостивился» (или «дал»). – Ред. 12 В селе Бортсурманы под Нижним Новгородом обычному приходскому священнику отцу Алексею Гнеушеву (1762–1848) принесли отпевать ребенка. Родители так любили свое дитя, что просто не хотели верить в его смерть, а потому не хоронили до тех пор, пока не показались признаки разложения. Тогда и привезли гробик в церковь . Все присутствовавшие плакали, певчие не могли петь. Даже отец Алексей от слез едва мог служить. И тогда батюшка зашел в алтарь и перед престолом с высоко поднятыми руками стал дерзновенно взывать ко Господу: «Боже мой, Боже мой, Ты видишь, что нет у меня сил дать отроку сему последнего целования.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010