Как бы за эту смуту в Русской церкви и за разныя политическия и другия интриги и происки, Лихуды в конце 1701 года отправлены были в Костромской Ипатьевский монастырь под строгий надзор, где и пробыли до 1706 года, когда Новгородский митр. Иов вызывал их для преподавания в заведенных им школах. Иоанникий пробыл здесь до 1716 года, в котором вызван был снова в Москву, где в следующем 1717 году и умер; а Софрония возвратили в Москву ранее, еще в 1709 году, где он снова был учителем в Академии до 1712 года, когда поручено было ему исправление текста Библии , изданной в Москве 1663 года. Этим, безспорно самым важным поручением, занимался Софроний до 1723 г. 3 Елизаветинские издатели главным образом воспользовались исправлением Лихудовской коммиссии, мало улучшили и дополнили от себя. Правили они главным образом по Вальтоновой полиглотте (1657 г.): первопечатная Библия переписана была разгонисто, для внесения дополнений и поправок. Производили же таковым образом. Все, еже обретено в Славянском переводе грамматическому осмогласно несогласное и правилам противное, оное правили наряду; а важныя погрешности, разуму противные пропуски и излишества, выписаны особо в каталог при предисловии. Но таковой выписки и предисловия не обретено, и при сем (Елизаветинском) исправлении конечном не было». (Смот. предисл. к Елизавет. Библии л. 9 об.) Кто не пожалеет об этой утрате!! Все бумаги по издании Библии в настоящее время находятся в трех местах: 1, в Московской Синодальной 2, Типографской и 3, в бывшей Новгородской Софийской, а ныне в библ. С.-Петербургской Духовной Академии. Есть причины полагать, что выписка Лихуды не потерена, но вместе с его черновыми тетрадями хранится в последнем книгохранилище. Выше было сказано, что Лихуды обучали Москвичей Риторике и Пиитике; в наших собраниях известны не только их руководства, но и произведения ораторския–разныя похвальныя слова 4 . Счастливый случай доставил в наше собрание новое и (сколько знаем доселе неизвестное произведение Софрония Лихуда, это «Слово похвалительное на преславное венчание благочестивейшия великия государыни нашея императрицы Екатерины Алекеевны», которое происходило 7-го мая 1724 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioannikij-i-So...

С царствованием Петра I (1682–1725, с 1721 г. – император) для лютеран, живших в России, началась новая благоприятная эпоха. При нем появилось на русском языке рукописное Изложение Аугсбургского исповедания, под заглавием: «Об августанском исповедании». Августанское исповедание, сказано там, «есть символ публичный некиих церквей Германских о изящнейших веры главах, от Божия Слова списанный и утвержденный, и в Августе Винделицкой, сиречь в Авшпургу, на сейме Цесарском Каролю пятому Цесарю поданный, ради извещения и отражения клевет от противных». 909 В сочинении шведского пастора Генриха Седерберга, с 1709 по 1718 гг. жившего в России: «Заметки о религии и нравах русского народа» – говорится: «До 1711 года не требовалось богословского испытания, когда сам царь (Петр I – а. А.) повелел, чтобы Малый Катехизис Лютера был набран и напечатан на русском языке, а также приказал, чтобы без знания его наизусть, никого не посвящали в духовный сан». 910 Хотя эти сведения нуждаются в подтверждении документальными данными, можно упомянуть о том, что впоследствии именным указом Петра I от 16 января 1723 года было предписано: «Собрать римской, лютерской и кальвинской катехизмы и прочие церковных действ книги, и, переведши на славянский диалект, для знания и ведения напечатать». 911 Лишь последовавшая вскоре смерть императора не позволила исполнить это намерение. Следует упомянуть о том уважении, какое Петр I оказал памяти Мартина Лютера, будучи в Виттенберге в 1717 году. Там Петр I посетил комнату и библиотеку Лютера; осматривая с благоговением памятник Лютера, сделанный из бронзы во весь рост, он выразил сожаление, что монумент слишком мал для такого великого человека. Веротерпимость, бытовавшая в Петербурге со времени основания города на Неве, продолжала сохраняться здесь и в послепетровскую эпоху. Об этом свидетельствовал в своих записках Август Людвиг Шлёцер. Лютеранин по вероисповеданию, Шлёцер в 1751 – 1755 годах учился в Виттенберге – колыбели немецкой Реформации; после возвращения из России на родину он вплоть до конца жизни был профессором Геттингенского университета. В июне 1763 года Шлёцер получил приглашение посетить Александро-Невский монастырь. Его впечатления об этой обители были самые благоприятные. «Я нашел здесь столько нового, столько литературного образования, что мне стало досадно, что я так много читал о дурной стороне русского духовенства и никогда ничего о хорошей, которая здесь была очевидна, – писал немецкий историк. – На столе лежал открытый квадрант 912 ; мне позволили посмотреть, что это за книга. И что же? То был Голлац, 913 мой добрый старый знакомец еще из Виттенберга. Молодой просвещенный монах рассказал мне, что это их главная богословская система, потому что их богословие только в немногих случаях уклоняется от Голлаца (то есть вообще от евангелическо-лютеранского. – а. А.)». 914

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Revd. Chad Varah Many schools in England are named after St. Chad and an independent college of Durham University bears his name as well. There are a number of sayings that connect the weather, agriculture, and this saint’s feast-day (March 2 for Non-Orthodox Christians); this is the case with many saints. For example: “March 1, upon St. David’s Day put oats and barley in the clay,” “March 2, St. David and St. Chad, sow the peas good or bad”, “March 3, first comes David, then comes Chad, and then comes Winnold [St. Winwaloe of Brittany] as though he were mad”—the later is allusion to gales prevalent at this time. The most famous man with the name “Chad” among our contemporaries is Chad Varah (1911-2007), an Anglican priest and founder of “The Samaritans”—a British voluntary organization providing a telephone service for the suicidal and despairing. It was started by him in 1953 in the cellars of the London church of St. Stephen, Walbrook, with one telephone, and it now has over 200 branches throughout the country; it has saved the lives of many people, which is so close to the spirit of St. Chad. Now let us talk about great shrines associated with our saint. The small, elegant and picturesque city of Lichfield is sixteen miles north of Birmingham. Its population is 32,000. Since the seventh century it has been considered a holy place due to the shrines associated with St. Chad, and thousands of pilgrims visit them annually. In the eighteenth century Lichfield, became a well-known center of culture, literature and science. It was home to such great figures as Elias Ashmole (1617-1692; an antiquary; he donated his huge collections, library and manuscripts to Oxford University, forming the nucleus of the Ashmolean Museum); Samuel Johnson (1709-1784; a lexicographer, writer, author of The Dictionary of the English Language and The Lives of English Poets ); Erasmus Darwin (1731-1802; a scientist, physician, inventor and poet, grandfather of Charles Darwin); Anna Seward (1742-1809; a talented poet and botanist); and David Garrick (1717-1779; a playwright and actor).

http://pravoslavie.ru/101836.html

1702 Филарет (Дроздов), святитель . Пространный христианский катехизис... Вопросоответ 178. С. 789; Яннарас X . Вера Церкви. С. 148. 1703 В Великий пяток на утрени стихира самогласна 3-я, глас 2. 1704 Стихира на целование на утрени Великой субботы. 1705 Ирмос на 9-й песни, глас 6. 1706 Ζυγγενη’ς , cognata, южика — родня кровная. 1707 «Быть может, иной недоумевает, как Елисавета была сродницею Деве, когда Дева была из колена Иудина, а Елисавета — из дочерей Аароновых, ибо закон требовал, чтобы браки были из одного и того же колена, а потому и родство находилось между происходившими от одного и того же колена. На сие можно сказать и то, что со времени плена роды смешались, а лучше — следующее: Аарон имел женою Елисаветру,дочь Аминадава, а сей был из колена Иудина. Видишь ли, что Богоматерь была сродницею Елисавете с самого начала, от Аарона. Поелику жена Аарона происходила из колена Иудина, из которого была и Богоматерь, а Елисавета была из дщерей Аароновых; следовательно, Елисавета — сродница Богоматери. Ибо праматерь ее, жена Аарона, была из колена Иудина. Смотри и на преемство родства: жена Аарона — Елисавета,и жена Захарии — Елисавета, как от нее происходящая " ( Феофилакт Болгарский на Лк.1:36—38 ). 1708 Феофилакт Болгарский на Лк. 1:65—75. 1709 Антоний (Блум), митрополит Сурожский . Труды. С.677 1710 Там же. С. 676. 1711 В утренних молитвах молитва 8-я. 1712 Григорий Палама, святитель . Триады, I,3,25. С. 94—95. 1713 Иустин (Попович), преподобный . Экклесиология. С. 73. 1714 Григорий Палама, святитель . Триады, I,3,24. С. 93. 1715 Феофилакт Болгарский на Лк. 16:16—18. 1716 Феофилакт Болгарский на Лк. 5:27—32. 1717 Величание в неделю Фомину. 1718 Возглас на Божественной литургии; см. также: 1 Тим. 2:1. 1719 Ирмос 4-й песни, глас 6. 1720 Стихира Пасхи, глас 6. 1721 Надо думать, речь — не только о благочестивом православном обычае «в одну из седмиц какого-либо поста — преимущественно Великого, — если не всю седмицу, то два-три дня оной, до приступления к исповеди и причащению Святых Таин, воздерживаться не только от сладких снедей, но и от неумеренного вкушения самых простых, и при этом ежедневно ходить в церковь для участия в совершаемом там богослужении»; нужно учесть и происхождение этого слова, которое свидетельствует, как полагают, о том, что «в древности говение состояло в молитвах, соединенных с жертвоприношениями» ( Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь, s.v. говение ). Предполагается также родственность с латинским словом, означающим «благоволить, проявлять милость», а по-чешски говеть до сих пор означает «проявлять снисхождение, предоставлять, щадить». В словаре Даля говеть — стар. жить, быть; благоговеть к кому или перед кем, уважать, почитать кого в высшей степени. Готовиться к исповеди и причастию, постясь и посещая церковь. Поститься, ничего не есть. Говейный — церк. благоговейный или набожный. Досточтимый, особенно почитаемый.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Скачать epub pdf 14. Алексей Петрович, царевич старший сын царя Петра I Алексеевича от первого брака с Евдокией Федоровной Лопухиной. Родился в Москве 19 февраля 1690 г.; начал учиться грамоте у Никифора Вяземского в 1696 г.; по заключении в монастырь матери взят на житье к тетке, царевне Наталье Алексеевне, в 1698 г.; у нее, в селе Преображенском, имел наставниками немцев Нейгебауера в 1701 и 1702 гг., Гюйссена в 1703–1705 гг.; тайно ездил на свидание с матерью в исходе 1706 г., за что вытребован отцом в Жолкву и, получив там изъявление родительского гнева, 18 февраля 1707 г. послан обратно в Москву к делам; исполнял разные служебные поручения в 1708 г.; отправлен доучиваться за границу в 1709 г.; провел в Дрездене «для обучения в экзерцициях своих» весь 1710 г.; по воле отца женился на немецкой принцессе в исходе 1711 г., но за многими службами и разъездами почти не видал жены до половины 1713 г., а свидевшись, жил с нею дурно, завел связь с Евфросиньей Федоровой; овдовев в 1715 г., бежал с Евфросиньей за границу в 1716 г., найден там царскими посланными в 1717 г., немедленно привезен в Петербург, тут при первом же свидании с отцом 3 февраля 1718 г. формально лишен престола, потом сужден и умер 26 июня 1718 г. Тело его погребено в петербургском Петропавловском соборе. О жене царевича см. 190. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Еще далее «сей пророк показывает, какой чести сподобятся праведники», когда говорит: «Ветхий денми суд даде святым Вышняго: и время приспе, и царство прияша святии» ( Дан. 7:22 ) 1709 . А в дальнейших словах, по объяснению св. Ипполита Римского , пророк показывает, когда именно «Он, Царь Царей, снова явится открыто для всех, и, как Судия судей придет с дерзновением и славой...» 1710 ( Дан. 7:23–27 ). О Самом Судии пророк говорит: «лице Его аки зрение молнии, очи же Его аки свещи огнены» ( Дан. 10:6 ), что, по объяснению того же св. Отца, «должно указывать на огневидную и судящую (силу) Слова, так как, по заслугам нечестивых, Оно принесет им огонь и попалит их» 1711 . По толкованию сего св. Отца, разумея именно день страшного суда Божия, и прор. Амос восклицал: «увы люте желающим дне Господня! вскую вам сей день Господень? сей бо есть тма, а не свет. Якоже аще убежит человек от лица льва, и нападет нань медведица, и вскочит в дом, и опрется рукама своима о стену, и усекнет его змия. Несть ли день Господень тма, а не свет, и мгла не имущи света своего» ( Ам. 5:18–20 ) 1712 . По мнению св. Кирилла Ал., об этом дне Христовом ( Мф.16:27 ) говорит прор. Осия в словах: «велик день Иезраелев» ( Ос.1:11 ) 1713 ; его же прор. Иоиль называет «днем Господним великим и просвещен­ным» ( Иоил. 2:31 ) 1714 . По пророчеству Захарии, «приидет Господь Бог» ( Зах.14:5 ) или «Еммануил», т. е. Иисус Христос, именно за­тем, дабы «судити вселенней в правду» ( Пс.9:9 ) 1715 . Чрез прор. Софонию «Господь повелевает с мужественным терпе­нием ожидать дня (этого) будущего отмщения» ( Соф. 3:8 ) 1716 . Точно также и чрез прор. Малахию «Бог наперед убеждает оби­тателей земли и как бы свидетельствуется гласом Илии, что явится Судия» ( Мал.4:5, 6 ) 1717 . При этом сей пророк (Малахия), как и Псалмопевец ( Пс.96:3 ), предсказывал, что этот суд будет произведен чрез огонь: «зане Той входит яко огнь горнила» ( Мал.3:2 ) 1718 , «наводя день, горящий как печь» ( Мал.4:1 ) 1719 , а также – о том, что Христос «потребует отчета от рода человеческого, между прочим – и от Иудеев», ибо «сядет, разваряя и очищая яко сребро и злато, и очистит сыны Левиины, и прелиет я яко злато и яко сребро» ( Мал.3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Дерзновением 1709  тесть Моисеов Иофор повеле Моисею избрати от всех людей мужи силны, Бога боящихся, мужи праведны и ненавидящая величания. Постави же (л. 1029) 1710  я, рече, тысящники и сотники и пятдесятники и десятники и книгочия, да судят я во вся часы, а речь усилная донесут до тебе. Малыя же суды, да судят они, и умалят ти труда и помогут ти. Дерзновением Моисей послуша тестя своего и сотвори, якоже заповеда. Дерзновением 1711  Моисей взыде на гору Синайскую пред Бога в среду облака, и бе ту на горе 40 дний и 40 нощий. Дерзостию 1712  же сынове Израилевы видевше, яко умедли снити з горы, сотвориша телец и поклонишася ему. Дерзновением Моисей сниде з горы, взем телец, сожже на огни и сотре потонку, и раз(л. 1029 об.)сыпа 1713  и, и напои ею сыны Израилевы. И повеле Моисей, да препояшется койждо своим мечем по бедре и пойдете и возвратитеся сквозе полк, и убиете койждо брата своего и койждо друга своего и койждо соседа своего. И сотвориша сынове Левиины, якоже глагола Моисей: И паде от людей в той день до 3000 мужей. Дерзостию 1714  взяста оба сына Аарона, Надав и Авинут, койждо свою кадилницу. И 1715  вложиста нань фимиам, и принесоста огнь чюжд, его же не повеле има Господь. Изыде ж огнь от Господа и потреби я и умроста пред Господем. (л. 1030) 1716  Дерзостию 1717 Быша людие ропчюще злая пред Господем, и слыша Господь и разгневася гневом и разгореся в них огнь от Господа, и потреби часть едину от полка. И паки дерзостию 1718  клеветаша на Бога и реша, еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни. И Дух изыде от Господа и изведе крастели из моря, и ядоша и насытишася, и не престаша от желания своего прежде оскудения своего. И Господь разгневася зело на люди и порази Господь вредом великим зело, и прозвася место то гроб похотения, яко ту погребоша люди похотевшая. Дерзостию 1719  возглаголаста Мариам и Аарон на Моисея жены ради Мурянина, юже поя Моисей, (л. 1030 об .) 1720  и рекоста, еда ли Моисею единому глагола Господь. И услыша Господь, опрокази ю. Дерзостию 1721  Корей, Дафан и Авирон и с ними избраных от сынов Израилевых 250 мужей восташа на Моисея и Аарона, и прогневаша Моисея 1722 , святаго Господня. И взяша кадилницы чрез Божие повеление кадити, и пожре их земля, и огнь изыде от Господа 1723 , и сожже грешники, 250 муж, принесшая фимиам. И паки дерзостию возропташа сынове Израильтейстии наутрие на Моисея и Аарона глаголюще: Вы избиста люди Господня. И погуби Господь пагубою 14 000 и 700, кроме умерших Корея ради. Дерзновением 1724  посла Моисей послы от Кадис ко царю Едомску, яко да минет посреде земли его, (л. 1031) 1725  и не попусти, и уклонися от него Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

Затем истец просит в Ратуше, чтоб в обеспечение велено было отписать всякие пожитки и заводы и деревни Грязнова. Посланы о сем указы на Суздаль к бурмистрам: описав, запечатать до указа и опись прислать. Но по посылке в вотчину Неронова оказалось, что «суздалец посадский человек Грязнов у помещика его есть, отдан по указу великого государя в Петербурге за долговые деньги в зажив головою с женой и с детми;.. и ныне он, Грязнов, живет в Петербурге при нем, помещике его; а имущества его в деревне нет и двора и пр. Такову сказку дал приказчик села Заболотья. По отписке о сем бурмистра сделана помета (от вице-губернатора Ершова?) в августе 1717 г.: «взять к отпуску, и к ландрату послать указ, велеть ему в поставе того посадского на срок собрать по том приказчике поручную запись по Уложенью.... А в Суздаль послать из Ратуши указ тотчас, чтоб бурмистры отписали о том посадском именно – с которого году он отлучился и для чего? И ныне он к ним приезжает ли? И торги у него где какие есть ли? И тягло в посад платит ли? И в каком он окладе? И об отдаче в зажив выписать из новосостоявшихся указов, показать тотчас, и всего Ратуша повинна стрещи зело прилежно, ибо таким образцом могут и многие посады повредиться». По справке в суздальской Земской избе оказалось: Грязнов из Суздаля отлучился в 1709 г. и не приезжает; торгов у него нет, и с тех пор тягла и податей не платит, а платил он в год десятой деньги по 6 руб., а тягла по 20 руб. в год. И о таких отлучившихся людях к фискальным делам подано ведение. (Когда владелец двора, который велено описать, был в отсутствии, то не описывали; «мы без него описывать не смели»). А приказчик поручной записи не дал. В 1721 г. Belly бил челом в Земской канцелярии что Грязнов живет у Неронова, а Неронов суда Земской канцелярии а не Ратушского; – то, чтобы дело взять из Ратуши в Земскую канцелярию. О присылке дела из Земской канцелярии послан указ «бригадиру и от лейб-гвардии капитану и всего Российского государства над магистраты обер-президенту кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

По вопросу о поклонении камням мы позволяем себе выписать заметку из толк. на Исаию проф. Спб. Дух. Акад. на наст. место (стр. 860–861): Указав на увлечение народа Израильского культами соседних ему народов, комментарий говорит о „камнях находимых в устьях рек, которые от действия воды становятся гладкими, нередко принимая довольно причудливую форму“.... Подобный культ камней был довольно распространен на востоке, преимущественно среди семитов 1717 . У Евреев и Финикиян священные камни были известны под именем вефилей; у Санхониатона они названы „одушевленные камни“ 1718 ; у Карфагенян носили имя „славный камень“. Господь приказывает пророку сказать Израилю, если они искали счастья, обращаясь к камням, то пусть эти камни и дают им просимое. „Могу ли Я быть доволен этим?“ глаголет милостивый Господь, скорбящий о духовном унижении разумного существа, созданного Им „по образу и подобию Своему“. 7 . На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь приносить жертву. 8 . За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяет ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место. 9 . Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножала масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. По женскому роду, употребленному в ст. 9 (ср. ст. 10 и в особ. 11) в русском переводе 1719 мы видим, что, хотя до 5 стиха обращается к народу пророк и во множественном числе, но с 6-го стиха глаголет к Израилю в ед. числе Сам Господь, как к прелюбодейной жене, которой уподобляется Израиль. В 4 т. Св. Лет. (ч. I, стр. 276) мы указывали, что до построения храма, (о чем было предсказано во Втор. 12:11 ) жертвы на высотах не считались преступными, и что были исключительные случаи, в которых (и после построения Соломоном храма) всесожжения, приносимые Господу Богу вне Иерусалима 1720 , были угодны Господу. Но в 7 ст. говорится не о жертвах приносимых с чистым сердцем Господу Богу, хотя бы и вне Иерусалима, а о жертвах идолам, или, что то же, бесам. Стих 8 сходен с видением Иезекииля гл. VIII, 7 –16, когда отошла слава Господня от храма прежде его разрушения; и обличением того же пророка в гл. XVI о блуде Израиля под образом прелюбодейной жены. Под именем „памятей за косяками“ мы разумеем домашних божков или идолов, столь распространенных в языческом мире. В Израиле же мы подозреваем продолжение древнего суеверного культа, о котором упоминается еще в Быт. 30и который конечно существовал еще во времена Саула, а именно почитание домашних терафимов 1721 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010