Сев. часть осваиваемого края входила сначала в Краснослободский, а потом в Наровчатский присуд Темниковского у. В 1635-1636 гг. построены и заселены крепости Н. Ломов и В. Ломов (заштатный город с 1797, село с 1925), к-рые в 1636 г. упоминаются уже как города. Вероятно, тогда же (по мнению М. С. Полубоярова, ок. 1645) образованы Нижнеломовский и Верхнеломовский (Верхоломовский) уезды. Местные органы власти появились в новых уездах не сразу, первоначально уезды фактически входили в состав Ломовского «круга» (округа) Темниковского у. Территорию современных Вадинского и Спасского районов П. о. первыми начали заселять переведенцы из Шацкого и Кадомского уездов. В 1636 г. был построен Буртасский острог на р. Вад, в 1639 г. кадомские служилые татары перенесли острог на новое место, на приток Вада р. Керенса (ныне Керенка), в связи с чем он получил название Керенский острог (с 1646 г. Керенск, с 1926 село, в 1940 переименовано в Вадинск). В 1639 г. в Н. Ломове было создано управление, подчинявшееся властям в Темникове. Новые поселения появились в крае после основания Пензы (1663), что привело к возникновению Пензенского у., куда вошли помимо Пензы обширные территории: все Посурье и Засурье, земли по р. Уза и верховьям рек Мокша и Хопёр. Во 2-й пол. XVII в. на территории совр. П. о. существовали 4 уезда: Пензенский, Керенский, Верхнеломовский и Нижнеломовский. Часть территории оставалась в Темниковском, Кадомском и Шацком уездах. Территория совр. П. о. пострадала в ходе восстания С. Т. Разина 1670-1671 гг. В связи с тем, что регион являлся пограничным, здесь действовало еще и военно-адм. деление. В результате губ. реформы 1708 г. территория совр. П. о. оказалась в составе Казанской (Пенза с пригородами Рамзаевский и Мокшанск, а также Пензенский у.) и Азовской (вся остальная территория) губерний. В 1709-1710 гг. здесь существовало ок. 600 населенных пунктов, где проживало примерно 90 тыс. чел. Летом 1717 г. регион подвергся т. н. Большому Кубанскому погрому (в нем участвовали ногайцы, черкесы, адыги и казаки-некрасовцы), в ходе которого многие населенные пункты были уничтожены, а число убитых и уведенных в плен составило почти 18 тыс.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Любопытно, что с таким положением дел вскоре покорно согласилась и пресловутая «Европа». Так, в грамоте британской королевы Анны от 2 августа 1709 г., которую российскому монарху вручил чрезвычайный и полномочный посол барон Чарльз Уитворт, употреблялся титул: «Ваше Императорское Величество». В Амстердамском, подписанном 4 августа 1717 г. договоре России с одной из великих держав того времени Францией, оформившем интеграцию нашей страны в общеевропейскую систему политических отношений; впервые (подчеркнём: за четыре года до поднесения русским Сенатом этих титулов!) Франция признавала за русским монархом титул «величество», уравнивавший его правовое положение в отношении титулования с французским королём. А побеждённая сторона (в лице шведского короля Фредерика I) подписала грамоту о признании за российскими монархами императорского титула, обращённую к Петру I Великому, именно в день годовщины Полтавской битвы - 27 июня 1723 года. «Завершить книгу можно пожеланием восстановить уже существовавшую в стране традицию отмечать День Российской армии 27 июня (или 8 в соответствии с новым стилем) - это подлинная дата рождения славы профессиональных Вооружённых сил России, созданных Петром Великим». С этим предложением трудно не согласиться. Остаётся добавить, что данную книгу, по совокупности содержащихся в неё сведений, единственную в своём роде, вполне можно было бы назвать «Малой энциклопедией Полтавской битвы». Лишь несколько иначе разложив их «по полочкам», богаче иллюстрировав, добавив картографического материала, мы могли бы получить восхитительный подарок к 310-й, скажем, годовщине знаменитого сражения. Которая, кстати говоря, совсем не за горами. ___________________ Строго говоря, книга была подписана к печати ещё в ноябре прошлого, 2014 года, вышла из типографии в декабре-январе, в магазинах появилась в феврале-марте 2015 г. Здесь автор данной статьи не согласен - не 8, а 10 июля, как это выходит по пересчёту через церковный календарь; так оно, кстати говоря, об означено и в Федеральном законе «О днях воинской славы (победных днях) России» от 10 февраля 1995 г.

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/08/...

1681 Пол Чарльз Морфи (Morphy, 1837–1884) – американский шахматист, в рассматриваемый период считавшийся сильнейшим в мире. 1708 «Газета А. Гатцука», «политико-литературная, художественная и ремесленная», издавалась в Москве с 1875 г. еженедельно вплоть до смерти редактора-издателя Алексея Алексеевича Гатцука (1890). Он был литературным врагом Гилярова, печатал пасквили на него и его газету. 1709 Подразумевается Николай Никитич Гиляров, автор настоящих воспоминаний. См. о нем примеч. 66 на с. 378. 1717 Дедново – крупное промысловое селение, расположенное на левом берегу Оки в 27 верстах от Коломны ниже по течению (ныне в составе Луховицкого р-на Московской обл.). В настоящее время Дедново официально называется Дединово. 1718 Казначей Воспитательного дома, 52-летний Федор Илиодорович Мельницкий, в ноябре 1881 г., получив из Московской конторы Государственного банка 339 000 руб. на содержание Воспитательного дома, уложил из них 337 000 рублей в кожаный саквояж и отправился пешком в Купеческий банк, чтобы внести деньги на счет. По дороге передал деньги сыну Борису, а прокурору заявил, что на улице ему неожиданно стало плохо, он упал в обморок, а, очнувшись, обнаружил, что саквояж исчез. Мельницкого судили и приговорили к высылке на четыре года в Томскую губернию. Но, поскольку денег так и не нашли, за его многочисленным семейством (семеро детей) наблюдали агенты. Выяснилось, что оно стало жить не по средствам, ни в чем себе не отказывая. 31 декабря 1882 г. в доме Мельницкого был произведен обыск. На скамью подсудимых сели его родственники, пользовавшиеся похищенными деньгами. 1724 Англичанин Вильямс Оттович (после получения в 1858 г. российского подданства Василий Осипович) Говард, став в 1853 г. владельцем знаменитой Кондровской Троицкой бумажной фабрики, сумел в короткий срок технически перевооружить её и модернизировать производство. Впоследствии он был главой компании «Троицко-Кондровские писчебумажные фабрики». 1730 «Салон де варьете» («Salon les variétés») – музыкально-увеселительное заведение на Большой Дмитровке. «Фоли-Бержер» («Folies Bergère») – заведение в Москве, названное по знаменитому варьете с кабаре в Париже, так называвшемуся с 1872 г. «Гран Плязир» («Grand Plaisir») – московский ресторан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

1709 Указывается собственно на игру в шашки, а потом уже по старинному недоразумению мыслится, и игра в кости. 1710 У Гераклита констатируется пантеизм с противоположностью дуализму (S. 746), но последний проглядывает и в антропологии, ибо душа оказывается связанной в теле (S. 710), куда она ниспала из высших сфер и откуда по смерти либо идет в ад, либо превращается в одного из демонов (S. 713), хотя ефесский философ не разделяет общепринятых взглядов на ад. 1711 По вопросу о трихотомии и против усвоения ее Апостолу Павлу ср. у о. Ф. А. Стукова. Заметка относительно смысла учения Священного Писания о трехчастном составе человека в «Православном Собеседнике» 1885 г., ч. 1, стр. 255 – 262, а для библейской психологии ср. у Ив. А. Олесницкого , Учение Ветхого Завета о бессмертии души в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» 1882 г. 1712 Здесь сближения с философскими, стоическими идеями, а равно и об универсальной гуманитарности. 1713 Циники и стоицизм подготовляли почву для христианских семян, но общее у них явилось не вследствие заимствования, а было тогда распространенным духовным достоянием. Апостол Павел и Сенека, во многом совпадая между собой, взаимно не знали друг друга и одинаково почерпали сходные элементы в тогдашнем образовании, проникнутом стоическими стихиями. 1714 Проф. Ф. Фр. Зелинский констатирует «развитие римской философии, как родоначальницы христианства», обращаясь к «исследованию о том времени, когда древний мир устало и тревожно ищет религиозных ответов и создает ряд философических, монотеистических религий: одна из них, победившая, плотью и кровью принадлежащая античности, – христианство». 1715 Чрез иудейство в христианскую среду проникали от ориентанизма сильные влияния, которые потом были преобразованы Апостолом Павлом. 1716 Не потому ли к христианскому крещению, как таинству, питают непрепобедимое отвращение иудеи, мухамедане, индусы. 1717 Нужно заметить еще, что в мистериях «запечатление» совершалось не чрез помазание, а посредством выжигания раскаленным железом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

И в прошлом 1709 году по присланной росписи с Москвы от царя Арчилы Вахтангеевича те крестьяне были собраны с женами и детьми в селе Лыскове в приказную избу при приказчике кн. Уране Сподарове, и взяли с них поголовных денег по 3 алтына, по 2 деньги с человека с мужеска и женска полу; а принимали те поголовные деньги того села подьячие Иван Иванов сын Раздьяконов». Царица (Имеретинская) Екатерина Давыдовна била челом, что все ее люди и крестьяне во всяких делах ведомы в Посольском приказе. Приводный крестьянин доказывает, что, бежав, жил в Лыскове с дозволения приказчика у крестьянина Ильи Алексеева 5 лет и платил, (в другом месте: платил пожилое), по полтине на год; потом у крестьянина Ив. Семенова 5 лет, платил по стольку ж... И отшед от него, купил он себе двор того ж села у крестьянина Егора Кононова и жил в том своем дворе два года; и в те два года всякие государевы доходы и царю Арчилу оброк платил против тягла своего. Вязка 770 Дело 1 1716 года марта. Московского помещика Никифорова. Жалоба его называлась исковою. По с. Малицам, московского уезда, на реке Лопасне. Жалуется, что с него требуют и правят подати за лишнее количество дворов, тогда как у него один двор, а за остальные следует править с соседа его и совладельца Сукманова; просил разбирательства по купчим и переносным книгам. Жалоба подана в долю к ландрату Каковинскому. Вызванный ответчик Сукманов был в допросе 24 апреля; но улики не было, и не было обоюдных речей на суде. Поданы были на суд списки с купчих крепостей 1701 г. Сукманов в своих речах выражается так: «а в другом дворе бобыля Логина Терентьева отец его не покупывал, и в купчей отцу его не написано; а купил отец его, Ивана Терентьева, и в купчей он... написан»... Ландрат отнесся в Поместный приказ о доставлении справки из переписных книг 186 году. В августе 1717 г. приговор: по указу великого государя и по пунктам – ландрат Ν, слушав сего дела, приговорили: отказать истцу. Между тем 9 августа Никифоров жаловался губернатору Кир. Ал. Нарышкину на медленность и просил взять дело; на челобитной помета: ландрату учинить указ немедленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

I. ЦЕСАРЕВНА ЕЛИСАВЕТА Детство Елисаветы. - Красота ее. - Воспитание. - Планы выдать ее в замужество за французского короля или за французского принца крови. - Епископ Любский. - Отношения Елисаветы к Петру Второму. - Елисавета при избрании Анны Ивановны. - Жизнь цесаревны в царствование Анны Ивановны. - Елисавета во время регентства Бирона и правительницы Анны Леопольдовны. -Приготовления к перевороту. - Маркиз де ля Шетарди и доктор Лесток. Елисавета родилась в селе Коломенском 18 декабря 1709 г. День этот был днем торжественным: Петр въезжал в Москву; за ним везли шведских пленных. Государь намеревался тотчас праздновать полтавскую победу, но, при вступлении в столицу, его известили о рождении дочери. " Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с восшествием в мир дочь мою, яко со счастливым предзнаменованием вожделенного мира " , -сказал он. В Успенском соборе отслужено было благодарственное молебствие; прослушавши его, царь отправился в село Коломенское, где находилось его семейство. Он нашел Екатерину и новорожденного младенца здоровыми, и на радостях устроил пир. Коломенский дворец, хотя деревянный, был очень обширен и заключал в себе 270 покоев с тремя тысячами окон: было где собраться большому стечению гостей. К пиру приглашены были привезенные царем шведские пленники. Вне дворца угощали нижних чинов и народ; им выкатили несколько бочек с вином и поставили на столах закуски. Будучи только восьми лет от роду, принцесса Елисавета уже обращала на себя общее внимание своею красотою. В октябре 1717 года царь Петр возвращался из путешествия за границею и въезжал в Москву. Обе царевны - Анна и Елисавета - встречали родителя, одетые в испанских нарядах. Тогда французский посол заметил, что меньшая дочь государя казалась в этом наряде необыкновенно прекрасною. В следующем, 1718 году, введены были ассамблеи, и обе царевны являлись туда в платьях разных цветов, вышитых золотом и серебром, в головных уборах, блиставших бриллиантами. Уже тогда принцесса Елисавета обратила на себя внимание в танцах.

http://sedmitza.ru/lib/text/435708/

В августе 1880 г. Н(икитой) П(етрови)чем был вызван один из сыновей, 1709 живший постоянно по делам редакции летом 1710 в городе, и остался там ночевать, а 1711 на другой день приехал в Москву вместе с отцом. Н(икита) П(етрович) полез в несгораемый шкаф, стоявший в кабинете, вероятно за деньгами, но увы: 1712 в шкафе не оказалось 1500 р(ублей) золотыми, увернутых в бумагу столбиками, и серебряных рублей около 200 шт(ук), кредитными билетами – около 800 р(ублей). Шкаф был запираем «секретным» замком и ключом на литеры – секрет, который знал лишь Н(икита) П(етрович). Чудеса! Сыну понадобилась ложка, и он за ней 1713 полез в буфет; увы, и ложек серебряных не оказалось около дюжины. В отсутствие «господ» находилась одна горничная Фиона, родственница любовницы И. В. Попова (В); которая (любовница) 1714 жила внизу в кухне. – Удивляюсь, как могли отпереть несгораемый шкаф? – восклицал Н(икита) П(етрович). Оказалось, что у Н(икиты) П(етровича) было 2 ключа: один на даче, а другой в кабинете в письменном столе, и ключ оный преспокойно лежал на прежнем месте. Сын, подозревая неких 2 лиц в краже, пошел было заявить полиции, но Н(икита) П(етрович) сказал: «Погоди, я сам заявлю». Тем дело и кончилось… Раньше этого случая был подобный в сентябре 1879 г. В этом месяце Н(икита) П(етрович) жил в Москве, в д(оме) Бетлинг, и однажды зачем-то приехал на дачу, может быть вспомнив про 1715 оставленные 100 р(ублей) в ящике письменного стола, но их не оказалось. В доме Бетлинг при кухне Гилярова было несколько комнат (в нижнем этаже). Тут проживал «личарда» Ив(ан) Вас(ильевич) Попов с любовницей и четырьмя детьми, имел 2 коровы, получая (тогда еще лакей) 12 р(ублей) в месяц. Летом Попов торговал хозяйскими ягодами 1716 на даче и в Москве на рынке, и сеном, скошенным на собственной земле Н(икиты) П(етровича) и на арендованных двух участках в Разумовском, и при с. Деднове. 1717 Н(икита) П(етрович) почему-то опасался более всего похищения денежных пакетов, получаемых из Почтамта, между тем как похищение их возможно было получателем лишь по способу господина Мельницкого. 1718 По этой причине в Почтамт за деньгами ездил в течение нескольких лет сын, занимавшийся в редакции совершенно иным делом. Однако пакеты похищались, особенно в «горячее» время (полугодовая и годовая подписка) в 1719 конце июня и декабре, несмотря на то, что сын, приехавши с почты, пакеты вручал их 1720 только отцу; но Н(икита) П(етрович) нередко, пересчитав пакеты в связке, оставлял их на столе, на диване и проч. Такая же неаккуратность была и относительно денег, приносимых конторщицей из конторы. Деньги вкладывались в листы бумаги, отчеты, вместе с разными документами, 1721 подписными карточками и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

утро и вечер сердца сокрушите. Тако безбедно возможете жити, жизнь безконечну в небе наследити. Сокрушение сердца Сокрушение сердца хотящу творити шесть нуждных подобает делес сохранити. Во-первых 1703 , грехи своя тощно 1704 разсудите, яже пред лицем Бога дерзнул сотворити. Второе 1705 , скаредость их пред очеса взяти, како сквернят нам 1706 душу, добре разсуждати. Третее 1707 , подобает срам задати себе, яко дерзнул грешите пред Живущым в небе. Четвертое 1708 , страх Суда нужда восприяти и казнь, яже за грехи будет, разсуждати, Како 1709 Судия 1710 Христос жесток проявится ко множеству грешником 1711 , и не умилится, Иже днесь, яко отец, милость проявляет и удобь кающымся грехи оставляет. Пятое 1712 , должно отсуд 1713 стояния десна и тщету помянути царствия небесна, Яко за грехи скверны небо погубляем, жизни вечныя, венца славы ся лишаем. Шестое 1714 , есть надежду возбудити требе отпуста, благодати и славы на небе. Отпуста, яко Господь изволит простите, елма покаяние потщимся явити, Благодати, яко Бог изволит нам дати помощь святую, да бы благая деяти, Славы, яко 1715 за дела воздастъ нам добрая 1716 в царствии Своем славу и вся в нем благая. 2 Елма кто во сердце си право сокрушится, исповедати грехи своя устроится, И прежде исповеди Бог грехи прощает, на сердце кающася очи 1717 обращает. Но зане же никто же 1718 того познавает 1719 , аще ся, яко требе, сердцем сокрушает, Подобает исповедь грехов си творити, да бы усумнению с презором не быти. 3 Юноша некто в мире свободно живяше, на вся беззакония излиха дерзаше, О покаянии же не хоте мыслити, срамляяся духовну грехов си явити. И уже отчаянно 1720 живот провождаше, ни малы спасения надежды имяше 1721 . Но Человеколюбец даром благодати к покаянию того не преста възбуждати 1722 . Выну во сердце его страх Свой посылаше, спящее в ложи грехов 1723 тощно возбуждаше. И нача той юноша о гресех тужити, поминая геенну во печали быти. Та же паче и паче совесть й снедаше, во дни и в нощи ему покоя не даше. Тузе же 1724 в сердце бывшей, лице изменися,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

25 апреля 1763 года архимандрит Тюменского Троицкого монастыря в доношении митрополиту Павлу так описывает Петропавловскую церковь: «...наподобие четвероконечного креста устроена, прямо сей церкви на восток споряду ризница и при ней колокольня, вокруг все строение обведено перилами деревянными». Под церковью устроены кельи, между ними ворота. Первые участки сохранившейся до наших дней каменной ограды монастыря были построены еще при Филофее, а весь комплекс ее окончен в 1739 году. Тогда же в 36,7 метра от Петропавловской церкви и в 77 метрах от Троицкого собора у западной стены монастыря были возведены двухэтажные каменные настоятельские покои «в одной с оградою связи, с кладовыми под ними двумя палатами». Ограда каменной была только с трех сторон, с четвертой, восточной, «над самым яром к реке, от наводнений осыпающемся», в 32,4 метра от него был поставлен деревянный забор. Длина каменной ограды равнялась 391,9 метра, деревянной — 125,3 метра. В дальнейшем в монастыре большого строительства не было. Осуществлялся лишь ремонт и подновление существующих зданий, приходивших в ветхость или страдающих от частых в Тюмени пожаров. Таким образом, датировка каменного строительства в Тюменском Троицком монастыре выглядит следующим образом. Заготовка леса, глины, сооружение кирпичных сараев, изготовление кирпича начались в 1707 году. В это же время Филофей подрядил для строительства Троицкого собора мастера Матвея Максимова, а также иконописцев и «сницарей» для письма икон и резки иконостасов. В 1708—1709 годах заложили фундамент Троицкого собора и к 1716 году закончили полностью сооружение его центральной части. Достройка северного придела и отделка Троицкого собора были закончены к 1717 году. В 1717 году сооружена одноэтажная Мученическая церковь с монастырским корпусом и хозяйственными помещениями при ней. Между 1717—1726 годами приступили к возведению комплекса Петропавловской церкви с колокольней. В это же время или несколько раньше начали строительство монастырской стены и настоятельских покоев. Вскоре после смерти Филофея (1726 год) строительство стены, колокольни и Петропавловской церкви было приостановлено из-за недостатка средств. Около 1733 года оно было возобновлено, и к 1739 году стена была возведена полностью. Не позднее 1741 года было закончено и сооружение колокольни, а Петропавловская церковь была построена в 1755 году.

http://sobory.ru/article/?object=00957

В Выборге – соборная Петропавловская (8 окт. 1709 г.), в уезде церквей не было. С присоединением Выборга к России бывшее здесь лютеранское епископство (1710 г.) переведено в Борго ( И. А. Чистович . История Правосл. церкви в Финляндии и Эстляндии Спб. 1856 г. стр. 80). Кстати заметить, в Гдове в это время была соборная церковь во имя Великомученика Димитрия Мироточивого каменная, осн. в 1540 г. и др., в уезде – в 1702 г. построена также Дмитриевская церковь в с. Ктинах, и Георгиевская в с. Осьмине в 1709 г. В Нарве – Преображенский собор, построенный датчанами; из римско-католического он в 1708 г. обращен в православный; при нарвском гарнизонном полку была своя церковь В 1709 г. построена Новая Ладога, тогда же в ней на месте Медвецкого монастыря устроен каменный Николаевский собор и перенесена из Старой Ладоги церковь во имя свящ.-муч. Климента; в Новоладожском уезде существовали церкви: в с. Мыслове – Тихвинская каменная, построенная в нач. XVШ в., в Солецком погосте Рождество-Богородицкая, каменная, осн. 1717 г., в с. Загубе: – Преображенская деревянная с 1718 г. По Петербургскому и другим уездам, кроме храмов, в некоторых местах строились и существовали часовни, напр. на Охтенских заводах (Ист.-статист сведения о Петерб. епархии I, стр. 40 – 53). Там же, XI, стр. 139. В Петербургской Синодальной области в 1731 г. были следующие храмы. В Петербурге соборы: Троицкий с приделом Харитония, Петропавловский, Исакиевский и Успенский с приделами Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца; приходские храмы: Рождества Богородицы с приделом Захарии и Елизаветы; ц. св. ап. Матфея, ц. Сампсона с Михаило-Архангельским и Иоанно- Богословским приделом, ц. Вознесенская с приделом Иоанна Воина в Адмиралт. слоб., ц. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, ц. великомуч. Пантелеймона, ц. Сергия Радонеж, в Пушкар. сл., церк. на Охтенских слободах во имя Иосифа Обручника с прид. св. Николая Чуд. (не освящена), ц. Иоанна Предтечи в Ямской слоб., ц. Преображения Господня при кирпичных заводах, ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010