объявил войну Карлу XII, королю шведскому, и потерял под Нарвой все, кроме чести, 19 ноября 1700 г.; начал бить шведов и 11 октября взял у них приступом Нотебург (Шлиссельбург) в 1702 г.; сам предписал шведам 1 мая условия сдачи Ниеншанца (где теперь Охта), а 7 мая взятием лично в устьях Невы двух шведских судов утвердил основание Петербурга, совершенное 16 мая, в день св. Троицы, на месте нынешней Петропавловской крепости, в 1703 г.; овладел Дерптом, Нарвой, Ивань-городом и приступил к соединению каналом Балтийского моря с Каспийским в 1704 г.; взял Митаву в 1705 г., заложил Печерскую цитадель в Киеве в 1706 г.; расписав Россию на восемь первых губерний, послал полки тушить бунт донца Булавина в Астрахани; увидел между своими андреевскими кавалерами неожиданного изменника – гетмана Мазепу, и наголову разбил шведов у деревни Лесной 28 сентября 1708 г.; одержал славную победу над Карлом XII на полях полтавских 27 июня 1709 г.; взятием Выборга, Риги, Динаминда, Пернова, Ревеля и Кексгольма сделал себя обладателем нынешнего Остзейского края в 1710 г.; учредил Сенат, но, вовлеченный интригами Карла XII в войну с Турцией, едва не погиб на р. Пруте в 1711 г.; бил шведов в Шлезвиге и начал завоевание Финляндии в 1713 г.; одержал лично блистательную морскую победу над шведами при мысе Гангуде 27 июля и установил орден св. Екатерины 24 ноября 1714 г.; издал указ 4 ноября об учреждении при церквах госпиталей для приема и воспитания незаконнорожденных в 1715 г.; послал экспедицию в Хиву для отыскания пути в Индию в 1716 г.; посетил весною Париж и летом Бельгию в 1717 г.; производил кровавые розыски: в Петербурге – «кикинский», по делу беглеца сына (см. 14), в Москве – «суздальский», по делу отверженной жены (см. 80), в 1718 г.; указом 5 февраля уравнял права крестьян и дворовых; в сентябре послал гвардии капитана проведывать пути к Персии, а в ноябре имел уже в своих руках исправную карту Каспийского моря, вычерченную русскими геодезистами в 1720 г.; учредил Синод, завел магистраты, запретил продавать крестьян без земли, заключил 30 августа славный Нейштатский трактат вечного мира со Швецией, доставивший России весь Остзейский край с тремя островами (Эзель, Даго, Мен), и принял 22 октября титулы Императора, Отца отечества и Великого, поднесенные ему Сенатом, в 1721 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Древние монастыри Прикамского края: ист. справка. СПб, 1912. 23 с.; Шишонко В. Пермская летопись. II период. 1613-1645 гг. Пермь, 1882. 502 с.; Шишонко В. Н. Пермская летопись. III период. 1645-1676 гг. Пермь, 1884. 1168 с.; Шишонко В. Пермская летопись. V период. Часть 1. 1682-1694. Пермь, 1885. 680 с. Р.Ф. Вильданов сайт «Пермский край. Энциклопедия» Самая старая постройка Чердыни – Иоанно-Богословская церковь 1718 года. Она стоит рядом с глубоким оврагом, у кромки берегового откоса, круто уходящего в речную долину. Когда-то здесь была окраина города и располагался монастырь Иоанна Богослова, еще в 1580 году получивший привилегии от Ивана Грозного. Тогда это была самая древняя обитель на Урале. В 1631 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевой лавре под Москвой. В пожар 1700 года два его деревянных храма сгорели. Существующая каменная церковь, окруженная простой железной оградой с кирпичными столбами и трехпролётными воротами, встала на их место. Грамота на её постройку была выдана Вятским и Великопермским архиепископом Дионисием монастырскому игумену Григорию в марте 1717 года. Она предписывала готовить на строительство церкви «каменье и кирпичь, известь и лес и всякие припасы», требовала, чтобы церковь была не шатровой, а с одной, тремя или пятью главами, с круглым и светлым алтарем, и указывала, чтобы она возводилась «по чину правильного и уставного законоположения, как о сем правила и устав повелевают». Так и выстроили её безвестные каменщики, выдержав и «правила и устав». Ими руководил «прикащик» Лев Колотилов, а за работой наблюдал выборный Иван Ветошев. Заказчиком церкви был сибирский губернатор Матвей Петрович Гагарин, проехавший через город несколькими годами раньше (1705). Он же прислал на её строительство пленных шведов, сосланных в Прикамье Петром I после Полтавской битвы 1709 года. Церковь Иоанна Богослова небольшая, кирпичная, под четырёхскатной железной кровлей. Выстроена она вытянутым четвериком, в нижней части которого размещен зимний храм, а в верхней – двухсветный, летний. С востока к четверику примыкает высокая полуцилиндрическая апсида, а с запада — равная ей по высоте трапезная с более низким притвором. Первоначально четверик храма окружала сводчатая галерея, разобранная в конце XVIII – начале XIX века. Крайне незамысловата декоративная обработка церкви. По углам ее объёмы снабжены слабо выявленной рустовкой. Крупными пятнами смотрятся на фоне побеленных известью стен храма большие прямоугольные окна. В нижней части четверика они снабжены чуть выступающими наличниками с сильно приподнятыми закруглениями, заменяющими фронтончики, а вверху – обведены чуть выступающими рамками без венчающих полукружий. Богатством усложненных барочных завершений выделяются наличники нижних окон апсиды да тех световых проёмов верхней части четверика, на месте которых в прошлом размещались двери, выводившие на окружающую храм галерею.

http://sobory.ru/article/?object=02967

К историческим сочинениям петровской эпохи относятся два сочинения: «Рассуждение о причинах войны с Карлом XII», вицеканцлера Шафирова (1717 г.), и «Ядро российской истории» А. Манкеева (1715 г.). Рассуждение Шафирова было написано по поводу одного шведского сочинения, в котором война с Карлом XII была представлена в несправедливом виде. Все «Рассуждение» состоит из 3-х частей. В 1-й части указываются истинные причины, по которым Россия начала войну с Швецией; во 2-й части объясняется её продолжительность действиями Карла XII; в 3-й части доказывается, что война была ведена с умеренностью, по обычаю просвещенных народов. Сочинение написано по приказанию Петра, под его непосредственным руководством, а некоторые в нем места и заключение написаны самим Петром. «Ядро российской истории» сначала приписывалось князю А. Я. Хилкову, который в 1700 г. был послан резидентом в Швецию и со времени начатия шведской войны содержался в плену и умер там в 1718 г.; с именем Хилкова оно и было издано Миллером в 1770 г. Но в последствии открылось, что автором этого сочинения был А. И. Манкеев (Манкевич), состоявший при князе Хилкове в должности секретаря или переводчика, и проживший в плену 18 лет. «Ядро российской истории» состоит из 7 книг. В нем кратко, но обстоятельно изложены события русской истории до воцарения Иоанна Алексеевич а. Оно лучше прежних изложений русской истории, «Краткого повествования» дьяка Грибоедова и «Синопсиса» Гизеля, и долго служило учебником в школах. 125 Записки Матвеева изданы Туманским в «Собрании разных записок и сочинений о Петре В.» Спб. 1787, под заглавием: «Описание бунта, бывшаго в 1682 г». и Сахаровым в «Записках русских людей». Спб. 1841. Разбор их в исследовании Пекарского: Русские мемуары XVIII в. Совр. 1855, том LI, 127 Записки Желябужского изданы Туманским, под заглавием: «Выписка из дневных записок Желябужского с 1682 по 1710 г.»; И. Языковым: «Записки Желябужского с 1682 по 2 июля 1709 г.» (Спб. 1840) и Сахаровым в «Записках русских людей». Разбор их в Исследовании Пекарского: Мемуары XVIII в. Совр. 1855; т. LI.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Гравюра XVIII в. (Румынская академия, Бухарест) (3 мая 1680, К-поль - 3 или 14 сент. 1730, Бухарест) получил хорошее образование и был полиглотом. С 1698 г. он занимал пост великого драгомана, а в 1709-1710 гг. стал господарем Молдавии. В 1711 г., когда сменивший его Димитрий Кантемир (1673-1723) во время русско-тур. войны перешел на сторону русских, Н. М. был восстановлен на молдав. престоле, а в 1715 г. назначен господарем Валахии. Он был 1-м фанариотским господарем Дунайских княжеств, поставленным Высокой Портой, а не избранным боярами. Когда во время австро-тур. войны 1716 г. Н. М. был взят в плен австрийцами, Высокая Порта назначила господарем его брата Иоанна (1684-1719), который ранее был вел. драгоманом (1711-1717). После освобождения из плена (1718) и смерти во время эпидемии чумы господаря Иоанна (1719) Н. М. во 2-й раз стал правителем Валахии и оставался им до конца жизни. Он был первым среди валашско-молдавских правителей, кто понял важность монетарной экономики и причины упадка поместных хозяйств, он провел административную реформу и освободил от налогов значительную часть высокопоставленных бояр. Н. М. устроил пышный двор по византийскому образцу, введя греческие манеры, язык и костюмы. Греческий язык был основой его культурной и образовательной программы. В 1714 г. он реорганизовал Господарскую академию в Яссах, а также привлек к своему двору ряд известных мыслителей, включая филолога-классика С. Берглера, эрудита Д. де Фонсеки, ученого и медика Д. Прокопиу (Пампериса). У Н. М. была большая коллекция книг, он основал неск. б-к, переписывался с видными зап. церковными деятелями - Кентерберийским архиеп. У. Уэйком и швейцар. богословом Ж. Леклерком. В нач. 20-х гг. XVIII в. в письмах Леклерку Н. М. выразил желание приобрести «Трактат о правлении» Дж. Локка. Это первое своего рода косвенное свидетельство о присутствии идей Локка в греч. политической и культурной традиции. Открытость Западу и поддержка образования позволяют рассматривать Н. М. как предвестника греч.

http://pravenc.ru/text/2561160.html

Межигорский мон-рь. Рисунок Т. Г. Шевченко. 1843 г. (Национальный музей Т. Г. Шевченко, Киев) Межигорский мон-рь. Рисунок Т. Г. Шевченко. 1843 г. (Национальный музей Т. Г. Шевченко, Киев) Указом царя Петра I от 12 февр. 1703 г. мон-рь лишился ставропигии и стал подчиняться Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) . Но уже 6 янв. 1709 г. настоятель Иродион (Жураковский) благодаря личным заслугам (в составе посольства царя Петра I был командирован в Запорожскую Сечь, чтобы убедить запорожцев отказаться от поддержки гетмана Мазепы и призвать их служить царю) получил от царя Петра I сан архимандрита и грамоту на возобновление ставропигии (указом Синода от 1 июня 1722 этот статус был подтвержден). В 1714 г. архим. Иродиону были пожалованы с. Русаново, дер. Плоское и мельницы, доходы от к-рых поступали в казну обители. В апр. 1721 г. архим. Иродион испросил в Синоде книгу для сбора пожертвований на восстановление мон-ря, пострадавшего от пожара 1717 г. Настоятель (1722-1729) архим. Арсений (Берло) добился разрешения Синода собирать милостыню на строительство монастырских зданий, сгоревших во время пожара. Он активно защищал монастырские земли от посягательств как киевских мещан, так и киевского во имя святых Флора и Лавра женского монастыря , обращаясь за покровительством к имп. Петру I. В 1726 г. архим. Арсений получил разрешение Синода на постриг в обители «ученых людей», одним из них был Сильвестр ( Кулябка ; впосл. архиепископ С.-Петербургский). В 1723 г. в М. м. поступил Иоаким Андреевич Горленко (впосл. свт. Иоасаф , еп. Белгородский и Обоянский). В обители он вел строгий образ жизни, более года питался только невареной растительной пищей. 27 окт. 1725 г. в пещерном храме преподобных Онуфрия и Петра Афонских иеросхим. Феодором Горленко был пострижен в рясофор с именем Иларион, а в 1727 г. переведен в Киево-Братский монастырь. В 1747 г., будучи наместником Троице-Сергиевой лавры , архим. Иоасаф вызвал из М. м. иером. Павла (Казановича), который расписал лаврские храмы и преобразовал лаврскую иконописную мастерскую. В 1726 г. в М. м. был пострижен в монашество Т. И. Щербацкий (впосл. митрополит Московский и Калужский Тимофей ).

http://pravenc.ru/text/2562780.html

Вблизи кафедральной церкви находилась митрополичья резиденция, глава униат. Церкви владел неск. домами в городе. Число униатов в Вильно на протяжении XVIII в. уменьшалось, в 80-х гг. в городе проживало ок. 1 тыс. униатов (римо-католиков - 11 тыс. чел.). В XVIII в. 4 церкви в К. е. имели статус митрополичьих вспомогательных кафедр (конкафедр): Борисоглебский собор в Новогрудке, Успенский собор в Минске, собор в Гродно (с 1756), после переселения униат. митрополитов в Радомысль местная церковь Св.Троицы стала выполнять функции митрополичьей кафедры и епархиального собора. 18 апр. 1746 г. настоятелем радомысльской ц. был назначен Матвей (Мацей) Кривицкий, в актах 1751-1752 гг. он подписывался как наместник Радомысльского деканата. Перестройка униат. кафедральных клиросов по лат. образцу началась в XVII в., но процесс укрепления греко-католич. капитул не был поддержан в Риме. На соборе в Радомысле 1781 г. было принято решение о создании соборной капитулы из 12 каноников; в 1783 г., после очередного собора, вновь высказавшегося за образование кафедральных капитул, митр. Иасон Смогоржевский сделал представление королю, к-рый дал согласие. Несмотря на это, апостольская столица не разрешила создавать капитулы в униат. Церкви, чем еще раз подтвердила более низкий статус униатов по сравнению с католиками. К кон. XVIII в. униат. клирос (капитула) как орган епархиального управления окончательно пришел в упадок. XVIII век был временем расцвета униат. монашества во главе с василианами. Продолжали созываться василианские капитулы, в т. ч. на территории К. е.: в 1709 г. капитул состоялся в Бельске, в 1713 г.- в Вильно, в 1717 и 1719 гг.- в Новогрудке. В XVIII в. продолжились конфликты между василианским орденом и главой униат. Церкви (а также между василианами и епархиальными епископами; вследствие усиления влияния василиан униат. епископские кафедры во 2-й пол. XVIII в. практически потеряли свои владения). С нач. XVIII в. ввиду перехода в унию правосл. епархий юго-запада Речи Посполитой общая численность униат.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В 1774 году церковь эта вновь перестроена и снабжена утварью, со всеми принадлежностями, иждивением Генерала Илии Варлаамовича Булацеля. В последующее время, в продолжение 50 лет, значительных и даже необходимых вещей не поступало в церковь , как видно из описи того времени: потому что в приходе тогда заключалось большое число раскольников. Храм Рождества Христова. Не упоминается в Писцовой книге 1647 года, но показывается с причтом в переписях 1710 и 1712 годов. Это показывает, что он построен между 1650 и 1709 годов; 1717 года он сгорел и, вновь построенный, перестроен в 1774 году. В описи говорится, что эта церковь из дубового и соснового дерева; последнее употреблено, конечно, при постройке с двумя приделами, на каменном фундаменте. Храм сей стоял вблизи Соборного. В 1835 году он перенесён в селение Коробочкино, где освящён в честь Успения Богоматери, а иконостас перенесён в церковь слободы Малиновой; Метрические книги 1803 – 1835 годов хранятся в Чугуевской Николаевской церкви, а в Консистории начинаются с 1779 года. Храм Успения Богоматери. Упоминается в переписях 1710 и 1712 годов. В 1731 году он сгорел и, вновь выстроенный, закрыт в 1824; он стоял вблизи нынешнего здания шелковичных плантаций. Книги его, в том числе Евангелие, Московской печати 1626 года, Пентикостарион, Московской печати 1731 года, Устав Московской печати 1745 года, и древний образ Святителя Николая – поступили в селение Коробочкино, а Метрики и Исповедные росписи 1794 – 1820 годов хранятся в Николаевской церкви. Кроме сего приходского храма Успения, был ещё монастырский Успенский храм, называвшийся Подгорным, который, по закрытии монастыря, довольно долго оставался приходским храмом. Стоящий в Подгорной слободе, не вдали от Богородичного. 3. Жители Чугуева а) Первые населенцы – черкасы. Население Чугуева всегда состояло из смеси разнохарактерной, из людей, собранных из разных мест и званий. Потому надобно отдельно говорить: а) о первых поселенцах Чугуева – Черкасах; б) о судьбе чугуевцев разных времён; в) о калмыках, живших в приходе Чугуевской Богородицкой церкви, и г) о раскольниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Д. также был автором неск. исследований по исторической хронологии - «каталогов» и «летописаний» (Роспись митрополитов Киевских с кратким летописанием// Рубан В. Г. Московский любопытный месяцеслов. М., 1776. С. 54-109; «Летописание краткое Константинопольских царей и патриархов» и др.). Долгое время ставилось под сомнение авторство Д. в отношении «Летописца о Ростовских архиереях» 1705 г. (Летописец о Ростовских архиереях: С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890), к-рый приписывался митр. Самуилу (Миславскому) . Однако существует написанный собственноручно Д. «Летописец о Ростовских архиереях», а также его копии, в которых текст заканчивается записью Д. о завершении работы над «Книгой житий...». По-видимому, митр. Самуил продолжил труд Д. В 1681-1703 гг. Д. вел «Диариуш», дошедший в 2 редакциях (Дневные записки//ДРВ. 1774. Ч. 6. С. 315-408; Шляпкин. 1891. Прил. 1. С. 1-11). Последним крупным сочинением святителя (закончено в марте 1709) стал трактат «Розыск о раскольнической брынской вере, об учении их, о делах их и изъявление, яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их небогоугодны» (М., 1745), написанный против многочисленных в Ростовско-Ярославской епархии старообрядцев. Трактат начинается с поучения Д. «О четвероконечном кресте», произнесенного 23 нояб. 1708 г., и состоит из 3 частей. Автор объясняет происхождение старообрядчества невежеством, резко выступает против открытых и тайных последователей «старой веры». Полемизируя, Д. обычно раскрывает историю догмата или обряда и доказывает несостоятельность старообрядческой т. зр., композиция трактата близка к композиции иезуитских полемических сочинений. Среди источников «Розыска...» - рус. сочинения XVII в., переводные тексты, зап. сочинения; ссылки на старопечатные книги редки. По приказу Петра I один из разделов книги - «Рассуждение об образе Божии и человеце» - был дважды издан после смерти святителя (в 1714 и 1717). Другие произведения Для ростовской школы Д. в 1-й год пребывания в Ростове написал «Рождественскую драму» («Перемена непостоянного мира сего, гордости сетьми в маловременной жизни человеков уловляющая, в вечную муку посылающая, на треокоянном Ироде, за гордость ищущем рожденного всех Царя Христа убити»), разыгранную 27 дек.

http://pravenc.ru/text/178011.html

1 . Сирский , справедливо называемый «царем среди библейских переводов». Впервые он стал известен и доступен европейской науке в форме α) Peshitto по editio princeps [первому изданию] в Вене 1555 г. (на некоторых копиях 1562 г.), сделанному канцлером Иоганном Альбертом Видманштадтом на средства короля Фердинанда I и при содействии сирского яковита Моисея Мардинского, легата монофизитского патриарха Игнатия к папе Юлию III (1550–1555 гг.). Из позднейших изданий имеют значение J. Leusden и Ch. Schaaf (Leyden, 1708–1709 г., с новым титульным листом 1717 г.) и Lee (1816), а самое полное ожидается от G. Н. Gwilliam 144 . β) В 1858 г. William Cureton выпустил новый сирский (фрагментарный) текст Евангелий на основании одной из рукописей, привезенных в 1842 г. из нитрийского монастыря св. Богоматери архидиаконом Таттамом и поступивших в Британский музей; в 1885 г. Ф. Бэттеном они переведены на греческий язык 145 , γ) Две англичанки-сестры А. S. Lewis и М. D. Gibson в 1892 г. открыли в синайском монастыре св. Екатерины сирский палимпсест Евангелий, дешифрированный в 1893 г. проф. R. L. Bensly, F. С. Burkitt и J. Rendel Harris и изданный ими в 1894 г. с предисловием A. S. Lewis, которая в 1896 г. выпустила дополнение с английским переводом целого 146 . δ) В 819 г. эры Александровой (отсчитываемой с 312 г. до Р. X.), или 508 г. по Р. X., хорепископ Поликарп сделал новый, [насколько] возможно дословный сирский перевод с греческого Нового Завета и Псалтыри для Ксенайи (Филоксена), епископа (488–518) 147 Мабуга (греч. Иераполис, ныне Menbidsch на Евфрате). В 927–928 г. (616–617 по Р. X.) это издание было сверено в Александрии с двумя-тремя греческими рукописями в интересах скрупулезной точности Фомой Харкельским, или Гераклейским, потом [ставшим] монофизитским еп. Мабугским 148 , почему весь перевод называется Syrus Harklensis 149 . ε) В 1861 г. граф Miniscalchi Erizzo издал сирский евангелистарий Ватиканской библиотеки 1030 г. (Syrus Hierosolymitanus), сверенный Р. de Lagarde с петербургской рукописью 150 ; потом найдены еще два манускрипта на Синае, а равно отрывки Евангелий и Павловых посланий. Некоторые полагают, что этот сирский язык, уклоняющийся от обыкновенного, всего ближе стоит к тому, на котором говорил Иисус Христос со Своими учениками 151 , ζ) Баргебреус (Бар-Эврайя) упоминает 152 новый сирский перевод каркафатский (или в смысле versio montana [горная версия], как употреблявшаяся горцами, или от Carcuf – города в Месопотамии). Первая рукопись была разыскана в Ватикане кардиналом Виземаном 153 , а потом найдены были и другие. Оказалось, что это собственно не перевод, но род сирской масоры с целью сохранения наилучших традиций орфографии и произношения наиболее важных и трудных мест сирской Библии. Имеются два типа – несторианский и яковитский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Слышах же, яко в России по многих градех премудрии священницы от уст поучения читают, а не с книг, и людие зело любезно послушают, со многим удивлением. И Кирилл Ставроменийский (Ставровецкий) в книзе своей зело похваляет устное учение, а книжное по нужди глаголет, яко оскудеша от церкви мудри учители». 237. Венедикт Буторин , инок, известен по посланию к патр. Иоакиму (Толстого II, 220), относящемуся к современным спорам. Кажется им написана полная наука пасхалии (Толстого I, 199). Корнилий , игумен Зеленецкий, архимандрит Тихвинский, 1674–1696 г. митрополит Новгородский, скончавшийся на покои в Зеленецком монастыре 1698 г. Он описал жизнь преп. Мартирия, основателя Зеленецкой обители († 1603 г.) и сочинил канон ему. Его грамоты: а) против нетрезвых духовных лиц (Ист. акт. IV, 203); б) о строгом надзоре за поведением всего духовенства (Акт. эксп. ІV, 225); в) о наблюдении церковного устава с монастыре (Ист. акт. IV, 213); г) о наблюдении за благочинием в церквах (Ист. акт. IV, 152); кроме того, несколько распорядительных грамот (Ист. акт. IV, 80; Акт. эксп. IV, 205, 212). 238. Иоанникий и Софроний Лихуды , греческие иеромонахи, получившие образование в Падуанском университете, с докторскими дипломами прибыли в Москву в 1685 г. Им поручено было здесь преподавать уроки в академии. Поднятый ими шумный спор о евхаристии не был так полезен для церкви, как преподавание уроков; да и не был бескорыстен. В 1688 г. Иоанникий, выпросив себе звание посла, отправился по своим делам в Венецию, где пробыл около четырех лет; Софроний в отсутствие его продолжал преподавать грамматику и начал читать риторику. В 1694 г., когда, после логики, Софроний начал читать физику, вследствие сильных жалоб Иерусалимского патр. Досифея, Лихуды удалены были из академии. Им поручено было учить италианскому языку при типографии. Они занимались притом и частными уроками. Патр. Досифей не был доволен тем; он настоятельно требовал удалить Лихудов из Москвы, как людей вредных по их политическим интригам. Хотя обвинения Досифея против Лихудов не все оказывались справедливыми в Москве; но верно то, что Лихуды очень любили свою корысть. 3-го августа 1694 г. они подавали просьбу о прибавке жалованья, тогда как и без того получали много. Правда и то, что Иоанникий мало занимался преподаванием уроков в академии; учил во все время почти один Софроний. Были поводы в делах Лихудов верить и тому, что интриги их в Цареграде могут навести беду не только на невинного патриарха, но и на Россию. Потому в конце 1701 г. отправили их в Ипатский монастырь под строгий надзор. Дорожа познаниями их, митр. Иов Новгородский, в 1706 г., выпросил их для себя в Новгород, где занимались они преподаванием учения в школах. Софроний вызван был опять в Москву в 1709 г., и был здесь учителем до 1712 г.; потом поручено ему исправлять Библию . Иоанникий, вызванный в Москву в 1716 г., умер здесь в 1717 г.; а младший брат скончался в 1730 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010