Не удалось извлечь искомое из базы (((

Частые притеснения со стороны сотских, денежных сборщиков, земских судеек и приставов, затруднения в выполнении разных должностей по выбору при Сийской сотне, с одной стороны, и большие неудобства при удовлетворении разных религиозных нужд с другой, побудили Челмохотских и Пукшенгских крестьян подать в 1638 г. царю Михаилу Феодоровичу челобитную об отделении их от сиян. В ответ на эту просьбу последовал государев указ от 25 июня 1638 г. о предоставлении им права выбирать сотского, земского судейку и других " опричь Сийской и Хоробрицкой и Брин-наволока крестьян " и самостоятельно производить сборы государевых податей. В следующем году челмохочане обратились к Новгородскому митрополиту Аффонию за благословением на строительство для себя отдельной церкви. Получив грамоту, они построили первую теплую деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, которая в 1641 г. была освящена и существовала до 1709 г., когда была разобрана. Вместо неё построили новую церковь. Вторая приходская церковь - во имя вмч. Димитрия Солунского с приделом в честь прав. Прокопия Устюжского, построенная по благословляющей грамоте митрополита Новгородского Корнилия от 1681 г. и освященная по благословению архиепископа Афанасия в 1685 г. В приходе имелись две деревянные часовни. Одна - в д. Черемниковской (4 версты от приходских церквей), во имя вмч. Георгия, построена в 1717 г. На нужды этой часовни пукшенгские крестьяне ежегодно выделяли часть денег, заработанных при съёмке лесных плотов, очень часто мелеющих напротив их селений. Вторая часовня - в д. Часовенской, в 1 версте от приходских храмов, построена в 1729 г. (вместо прежде существовавшей и по ветхости разобранной). Первоначально часовня была освящена в честь Животворящего Креста Господня, а к началу XIX века переименована в Модестовскую по случаю случившегося падежа скота. В церковном архиве хранились грамоты разного содержания, подлинников и копий, например, " память " с указа царя Михаила Феодоровича об отделении челмохотских и пукшенгских крестьян от Сийской сотни от 25 июня 7146 г.; грамота архиепископа Афанасия от 6 марта 7191 г. об отводе тяглых деревень от Сийского прихода к Челмохотской церкви и указ о том же царей Иоанна и Петра Алексеевичей от 12 декабря 7192 г.; купчая на Черемниковский участок земли холмогорца Ивана Тимофеева от 17 февраля 7174 г. и о пожертвовании им двух третей этого участка в пользу Челмохотской церкви и одной трети в пользу причта от 25 ноября того же года; грамота архиепископа Рафаила от 16 июня 1709 г. на постройку Богородице-Рождественской церкви и другие.

http://sobory.ru/article/?object=24288

Адрес: Россия, Костромская область, г. Нерехта, ул. Володарского, 34 Телефон: +7 (49431) 7-65-35 Подробнее... Богоявленская (Никольская) церковь (Нерехта) [ править править код ] Церковь каменная, с такой же колокольней. Расположена на левом берегу реки Нерехты. В архивных документах, относящихся к XVII веку, деревянная Никольская церковь упоминается уже в 1653 году. Разрешение на сооружение существующего храма было дано в 1710 году. Построена церковь по проекту талантливого местного архитектора С.А. Воротилова. Строительство продлилось 15 лет, и в 1717 году был освящен Никольский придел, а сам храм - лишь в 1725 году. Сейчас в храме расположен музей. В музее можно посмотреть исторические и богослужебные книги, церковную утварь, полюбоваться богатыми росписями интерьера - в экспозиции есть сохранившиеся росписи ярославских мастеров, иконостас 1776 года из села Верховье Солигаличского района. Можно подняться на колокольню. Адрес: Россия, Костромская область, г. Нерехта, ул. Володарского, д. 1А Проезд: Ближайшие церкви: Воскресенская, Казанская соборная и Крестовоздвиженская. Подробнее... Собор Казанской иконы Божией Матери (Нерехта) [ править править код ] Казанская соборная г. Нерехты каменная, с такою же колокольнею. Построена в 1709 г. по указу царя Петра Алексеевича. До строительства Казанского собора на это месте стоял деревянный собор в честь святых Бориса и Глеба, известный с XIII века. Старый храм был уничтожен пожаром. Во время разбора пепелища старой церкви была найдена Казанская икона Божией Матери, нетронутая огнем. Среди горожан данная икона стала считаться чудотворной. Указ о построении нового каменного собора был подписан Петром I 12 июня 1709 года - за две недели до решающей битвы со шведами под Полтавой. Храм недействующий. Подготовлен проект реставрации. Считается одним из лучших памятников архитектуры Нерехтского района. На колокольню собора могут подняться все желающие (необходимо приобрести билет в Нерехтском краеведческом музее). Адрес: Россия, Костромская область, г. Нерехта, ул. Ленина, д. 2

http://azbyka.ru/palomnik/Нерехта

Наиболее ранними выявленными источниками являются «Дозорная книга церковных приходов новгородской кафедры в Бежецком Верхе дозора Долмата Тишнева» 70-х гг. XVI «Переписная книга письма и меры Данилы Свечина и подьячего Федора Второго 1627–1629 «Книга переписная переписи Ивана Колычова и подьячего Якова Федорова 1645/1646 гг.» ,«Переписные книги города Москвы 1665–1676 «Переписная книга Бежецкого Верха 1676–1682 «Переписная книга Бежецкого верха Данилы Григорьевича Тютчева 26 декабря 1677 Затем Николаевский Антониев монастырь упоминают переписи 1709 и 1710 гг. по Бежецкому уезду Санкт-Петербургской губернии: «Переписная книга Бежецкого уезда 1709 г. переписи князя Григория «Переписная книга 1710 года. Сказки о дворянах, церковнослужителях, крестьянах Березовского, Антоновского, Верховского станов, Максимовского и Еского присельев и Лесоклинской волости Бежецкого уезда столника Любима Афонасьевича «Переписная книга 1710 года дворян, церковнослужителей, крестьян Городецкого, Полянского, Есеницкого, Лошицкого станов Бежецкого уезда переписи Саввы Михайловича Также о монастыре упоминается в «Хронологионе Петра написанном в 50-х гг. XVIII Семь подлинных монастырских актов XVI–XVII вв. отложились в составе фонда Государственных и частных актов поместно-вотчинных Среди них древнейший из известных ныне документов Антониева монастыря, сохранившихся в оригинале,– выкупная запись Серко Федорова сына Олвсофиева и Семена Дмитриева сына Олвсофиева на «половину деревни Медведева у игумену у Енатия з братиею Онтонова монастыря» 1545/46 Копии отдельных актов Антониева монастыря отложились в РГАДА также среди документов экономических казначеев в Углицкой провинции (ф. 1090), в составе грамот Коллегии экономии по Бежецкому уезду (ф. 281), в фонде Новгородского архиерейского разряда (ф. 1442). Интерес для исследователя может представлять и ф. 350 – «Ландратские книги и ревизские сказки». В частности, находящаяся в его составе « Книга перечневая итогов переписи 1710 года в сравнении с данными переписи 1678 года» содержит список должностей, существовавших в Антониевом монастыре «Книга переписная церковнослужителей, помещичьих, монастырских, церковнослужительских крестьян» по Бежецкому уезду 1717 г., согласно ее оглавлению, содержит сведения о монастырских деревнях и селах За пределами нашего рассмотрения остался такой источник, как «Тверские епархиальные ведомости», в любом номере издания которого, как в официальной, так и неофициальной части, могут оказаться сведения, документы, описания, воспоминания и прочие сведения, связанные с историей монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

За последнее время появилось несколько исследований, посвященных интересующей нас группе храмов. Хотелось бы упомянуть одну из них. В работе Лютиковой Н.П. " Шатровая о пяти главах... " (Новые материалы об Одигитриевской церкви в с. Кимжа Мезенского района Архангельской области) автор называет восемь храмов данного типа. Храмы эти в хронологическом порядке следующие (названия дополнены сведениями о сохранности – прим. авт.) : 1. Церковь во имя Архангелов Михаила и Гавриила в Юромско-Великодворском погосте (1685 год, сгорела от удара молнии в 1930-х гг.); 2. Никольский храм в селе Сура Карпогорского района Архангельской области (1695 год, разобрана на дрова в 1937 году); 3. Никольская церковь за деревней Едома (1698 год, сохранилась, но утрачено навершие); 4. Холодная церковь Артемиево-Веркольского монастыря - Ильинская - была построена в 1697 году как приходская Никольская церковь (сохранилась); 5. Одигитриевская церковь в Кимже (1709 год, сохранилась); 6. Воскресенская церковь в селе Кеврола Карпогорского района (Немнюга) – 1710 год, утрачена в 1930-е годы; 7. Теплая церковь во имя св. Артемия Веркольского в Артемиево-Веркольском монастыре (1712 год, сгорела в 1785 году). Этот храм известен только по иконографическим источникам ; 8. Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Мезени (1714-1717 годы, разобран в 1935, на месте храма парк). На этом список выявленных храмов этой группы кончается (с оговоркой, что существовали и часовни схожей архитектуры). Как мы видим, Георгиевская церковь в Пиринемском приходе не названа. Кроме этого, список можно дополнить, назвав второй храм Юромско-Великодворского прихода - во имя пророка Илии с приделом во имя апостолов Петра и Павла (1743 год, сгорел в 1930 году от удара молнии). Его придел тоже был увенчан «шатром на крещатой бочке». В этом же ряду стоят и храмы Чёлмохотского прихода, располагавшегося на правом берегу Северной Двины (Холмогорский уезд Архангельской губернии). Летняя церковь во имя св. Димитрия Солунского (1681-1685 годы) с приделом во имя праведного Прокопия Устюжского Чудотворца, являлась уникальной по своей архитектуре - ее шатры были расположены по углам граней, т.е по диагоналям основного четверика. Эта " современница " храма Архангелов Михаила и Гавриила в Юромско-Великодворском погосте сгорела в 1910-х годах. Зимний храм тройника – во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1709 год). Его мы потеряли совсем недавно – церковь сгорела в 2004 году. Наконец, совсем непонятен тот факт, что не отмечена хорошо известная исследователям Троицкая церковь в селе Лампожня (1781 год, сгорела в 1929 году).

http://sobory.ru/article/?object=44593

Долго ли пробыл в Константинополе привезенный туда Ибрагим, и каким образом удалось достать его из султанского сераля русскому президенту при турецком диване 21 , – остается неизвестным, так же, как и точный год прибытия Ибрагима в Россию. Но что Ибрагим находился уже при царе Петре не с 1705 г., как показывают некоторые писатели, а раньше, это доказывается вышеприведенным местом из письма Ганнибала к Макарову. Находясь же при царе Петре, до самого отправления своего во Францию, в 1717 г., Ганнибал, по свидетельству формулярного списка его, «был при всех тех походах и баталиях, при которых его величество своей особой присутствовать соизволил». Описывать эти «походы и баталии», хорошо известные каждому просвещенному Русскому, мы не будем. Для нас интереснее заметить, что, стало быть, царь Петр всюду брал с собой арапченка Ибрагима еще маленьким и таким крестил его в 1707 г., в Вильне, при чем восприемниками были: сам государь и Христина-Эбергардина, жена Августа II, короля польского. Пушкин рассказывает, что африканский прадед его, названный тогда Петром Петровым, плакал горько о своем прежнем имени, Ибрагим, по созвучию с которым ему и дозволено именоваться Абрамом Петровым, а прозвище оставлено прежнее – Ганнибал, не употреблявшееся, однако, царским крестником-арапом до самой смерти Петра. – Пушкин же, добавляет, что вскоре по крещении его прадеда, за ним приезжал старший брат последнего и предлагал царю Петру выкуп за бывшего Ибрагима; но царь не отпустил своего маленького любимца. Не велик был этот любимец и в 1709 г., как можно судить по следующему документу того года: «Декабря в 20 день, по приказу, деланы кафтаны Якиму карле, и Абраму арапу, к празднику Рождества Христова, с камзолы и штаны. Куплено сукна красного обоим по осьми аршин, по два рубли по шестнадцати алтын по четыре деньги аршин; им же пуговиц медных вызолоченных пять портищ по шестнадцати алтын по четыре деньги портище; им же позументу золотного сорок девять аршин, весом 93 золотн., ценой по осьми алтын по 2 деньги золотник; камки на подпушку 6 аршин по 26 алтын по 4 деньги; стамеду; им же на камзолы штофу 8 арш. по 2 р. по 10 алтын аршин; им же на подкладку штофу 11 арш. по 10 алтын; так же пуговиц шелков на камзолы по два портища» 22 . Ясно, что в 1709 г., одеть Ганнибала и карлика – значило одно и тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

По архитектуре храм близок к ряду московских храмов петровского времени, в первую очередь к ц. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717) и собору Варсонофиевского мон-ря (1709-1714, освящен в 1730, не сохр.). Нек-рые исследователи считали, что архитектором храма был И. П. Зарудный (Рус. архитектура. 1954. С. 64-69, 73-76); эта т. зр. не получила документального подтверждения (Словарь архитекторов. 2008. С. 250) и не может быть принята (Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.). М., 2004. C. 96). Старый иконостас верхнего Скорбященского храма, так же как и утварь обветшавшего придела вмч. Феодора Тирона, сгорел во время пожара 1737 г. Вероятно, после пожара этот придел был упразднен. По описанию 1781 г., в верхней Скорбященской ц. находился деревянный резной позолоченный 4-ярусный иконостас, к-рый сохранялся за более новым до нач. XX в. Клиросы и проповедническая кафедра были богато вызолочены к кон. XIX в. Высокое, залитое светом внутреннее пространство храма с 3 сторон окружали хоры, которые в наст. время переделаны в балконы внутри выступающих прясел. Верхний храм был целиком расписан на сюжеты из «Ветхозаветной и Новозаветной истории. Свет в этот храм обильно притекает из стеклянной галереи, слуховых окон и купола; глаз молящегося приятно нежит голубой фон стенной живописи храма» ( Ковалёв. 1887. С. 92). В кон. XVIII в. в нижней Спасской ц. находился 2-ярусный «каменный раскрашенный красками и местами позолоченный» иконостас. Деревянные царские двери с 6 образами были также раскрашены и местами позолочены. Храмовая икона «Спас Нерукотворенный» была украшена серебряным венцом, в 1793 г.- алмазами и изумрудами (РГАДА. Ф. 1189. Оп. 1. 334. Л. 77). В 1812 г. франц. солдаты разорили и осквернили Спасский собор, устроив в нем конюшню; затем он был восстановлен; перестраивался в 1851 г. (изменена форма главы) и во 2-й пол. XIX в. Согласно описанию нач. XX в., в алтарном иконостасе нижнего храма находились иконы Нерукотворного образа Спасителя в серебряной ризе, Божией Матери в серебряной ризе, вмц. Екатерины, св. Марии Магдалины пред Распятием, св. ап. Иоанна Богослова, св. блгв. кн. Александра Невского, апостолов Петра и Павла, а также живописное изображение св. Иоанна Крестителя с хоругвями или бумажными развернутыми свитками. На стенах алтаря - живописные изображения Рождества Иисуса Христа, святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. Среди святынь за правым клиросом в небольшом киоте хранились частицы мощей апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, свт. Спиридона Тримифунтского, св. Михаила Синадского (Фригийского), мч. Андрея Стратилата, мц. Саломии, прмч. и исп. Стефана Нового, св. блгв. вел. кн. Василия Ярославского, преподобных Пимена Великого и Макария Калязинского. Здесь же хранился киот с частицами мощей святых, частицами от камня, на к-ром «возвести Ангел о Христовом Воскресении», 2 камня из «Столпа Господня». К 2008 г. первоначальные убранство и росписи храма полностью утрачены.

http://pravenc.ru/text/182479.html

Вятка (Киров). Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери была построена в 1707 - 1724 гг. в слободке за Никитскими воротами г.Хлынова, получившей по имени храма название Владимирской. В 1812 году название перешло к улице Владимирской (К.Маркса). В 1936 году этот храм был уничтожен, и на его месте построен кинотеатр " Октябрь " . С сайта: В 1718г. освящена Владимирская церковь, а в 1724-м придельная во имя св. ап. Петра и Павла. Придел сей освящен Трифоновским архимандритом Парфением а большого Троицкого собора протопопом Семионом с протодьяконом. Престолов два: в холодной в честь иконы Владимирской Божией Матери, а в теплой – ныне во имя св. Иоанна Златоуста С сайта: http://foto-progulki.ru/vyatka_zerkvi_2 (адаптировано) В 1700 г. большой пожар уничтожил почти все деревянные строения Хлынова, в том числе все крепостные башни и стены. Более эти укрепления не восстанавливались. Город шагнул за границы земляного вала. В нём началась эпоха каменного строительства. 12 апреля 1707 г. " за градом Хлыновым, за земляным валом, за Никитскими вороты " в центре Спенчинской слободки купец Григорий Вяземский, будущий владелец Кирсинского железоделательного завода, начал возводить каменную церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. Работы продвигались медленно. С одной стороны, большое число мастеров-каменщиков было тогда привлечено к строительству новой столицы - Санкт-Петербурга, на Вятке же их и без того было немного. Но, с другой стороны, смогли же вятчане в более короткие сроки тогда же возвести Воскресенский и Богоявленский соборы (1710), а также другие городские церкви - Покровскую (1709), Пятницкую (1712), Предтеченскую (1717). Строительство же Владимирской церкви продолжалось 17 лет и было завершено только в конце 1724 г. Примечатально, что оно велось даже после 1714 г., когда указом Петра I в России повсеместно (кроме Петербурга) было запрещено " каменное строение " - вятские каменщики при переписях скрывали свою профессию, умалчивали о ней.

http://sobory.ru/article/?object=32525

Питирим, архиепископ Нижегородский и Алатырский (Петр) Родился в 1665 году в селе Горицах близ города Шуи в семье раскольников. С 1704 года (по обращении в Православие) – строитель Николаевского монастыря в Переяславле-Залесском, а с 1713 года – игумен этого же монастыря. С 1707 года ревностно боролся против раскола в губерниях: Ярославской, Костромской. Владимирской, Нижегородской. Около 1705 года основал Кержебелбашский мужской монастырь. С 1709 года – строитель этого монастыря. В 1717 году (или 1718-м) возведен в сан архимандрита. 23 марта 1719 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. 24 мая 1724 года возведен в сан архиепископа за благочестие и неутомимый труд в приведении раскольников к Православию. С 21 июля 1730 года – член Святейшего Синода. В 1734 году Святейший Синод назначил особую Комиссию по изучению недавно возникшей квакерской ереси, в которую наряду с архиепископом Феофаном (Прокоповичем , † 1736) входил и архиепископ Питирим. Скончался 8 мая 1738 года. Родившись в семье раскольников, Питирим получил и воспитание, согласное с их духом. С юности стремясь к отшельнической жизни, он ушел к раскольникам в скит на Ветку, где и был пострижен ими в монашество, после чего вернулся на родину и был наставником раскольников и защитником их преданий. Такими путями вел его Промысл Божий. Пылая ревностью к защите раскола, он желал иметь в своих руках как можно более доказательств правоты их учения и поэтому кроме изучения Священного Писания со свойственной ему ревностью обратился к изучению соборных постановлений и творений святых отцов Церкви, всех богослужебных книг, истории Русской Церкви, церковной археологии и других. И вот здесь-то открылась перед ним благодатию Божией вся нищета раскольничьего суемудрия. Поняв свои заблуждения, он с искренним убеждением явно отказался от них и с чувством любви и преданности перешел в лоно Православной Церкви. Так Промысл Божий из среды раскольников воздвиг их же оружием борца против них. С необыкновенным умом и глубоким знанием Священного Писания Питирим соединял святость жизни, достойную уважения. Желая подражать в действиях великому ревнителю Православия святителю Димитрию Ростовскому († 1709; память 21 сентября/4 октября, 28 октября/10 ноября), он переселился в Переяславский Никольский монастырь, где был поставлен строителем, а затем и игуменом и обратил на себя внимание молодого царя Петра I строгостью жизни, опытностью в делах веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1993 г. в Новгороде мизерным тиражом впервые в русском переводе изданы записки шведа Эрика Пальмквиста: «Заметки о России, сделанные во время последнего королевского посольства к царю Московскому в 1674 г.». В «Заметках» описан и торговый путь по р. Луге, шедший вверх по течению через шведские и русские владения. Последние начинались деревней Бежаны, далее суда проходили Красные Горы, Жельцы, Слапи, Естомичи, Онежицы, Торошковичи и т. д., чтобы волоком следовать к р. Мшаге, затем до р. Шелони, по которой плыли в озеро Ильмень к Новгороду. Примечательно, что, описывая место слияния рек Вревки и Луги, Пальмквист говорит о нахождении здесь какого-то «каменного монастыря». Пальмквист мог не разобраться в собранных им сведениях. «Каменным монастырем» здесь мог быть назван Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь, водный путь к которому шел из р. Луги по рекам Вревке и Ропотке. Что же касается монастыря на Вревском мысу, то он мог находиться здесь с конца XVI в. Петербургским историком А. А. Селиным обнаружено упоминание о нем, датированное 1610 г., как о «Никольском монастыре со Вревки». Следущая запись о «Вревской пустыни», то есть монастыре, относится к 1660 г. Примечательно, что уже в эту пору Вревку именовали Мревкой, может быть, по здешнему кладбищу. Лужским краеведом В. Ковалевым со ссылкой на А.А. Селина приводятся цитаты из поземельных переписей 1717–1718 гг., где сообщается, что церковь на выставке Мревки Петровского погоста упомянута в переписях 1678 и 1708 гг. «Церковь деревена во имя Николая Чудотворца, построена оная церковь из давних лет». Выставкой называлась местность со своей церковью, выстроенной из-за удаленности приходского храма. Следовательно, к 1678 г. монастыря на Вревке уже не было. Вместо него на Вревском мысу уже стояла деревянная Никольская церковь, опровергая справедливость ее датирования 1709 г. Церковь находилась на оконечности мыса в наиболее старой части кладбища. Старожилы свидетельствовали, что еще в 1960-е гг. в этой части кладбища виднелись надгробья, относившиеся к первой половине XVIII в. Проникновенно написал о вревском погосте лужский старожил и замечательный художник Н. А. Павлючук: «С древних времен здесь, у слияния речек Вревки и Луги, проживали люди. Трудились, обрабатывали землю, надо полагать, занимались рыбной ловлей, бортничеством, строили избы и храмы и, отжив положенное время, упокаивались на этом погосте. Так что не грех и предположить, что та деревянная церквушка Николы была не первой на этом месте».

http://sobory.ru/article/?object=01182

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010