Связь с правящей династией прослеживается не только благодаря близости Лефорта к царю. Для военного госпиталя в Лефортове был создан храм Воскресения словущего, до освящения к-рого причт Петропавловской ц. окормлял больных в госпитале. Петропавловский престол в этой местности имел свою историю и был знаком царской семье; этот храм, некогда посвященный свт. Николаю Чудотворцу, с приделами во имя Первоверховных апостолов и мц. Ирины, был впервые освящен еще в 1613 г. в присутствии 1-го царя династии Романовых Михаила Феодоровича. Та же легенда связывается и с ц. во имя св. Иоанна Воина в М. Лучниках на Якиманке; новое здание (1709-1711, освящено в 1717) для ее древнего престола было сооружено на более удобном месте в память Полтавской «виктории». На средства царевича Алексея Петровича строилась каменная ц. Вознесения Господня с приделом Девяти мучеников Кизических за Серпуховскими воротами Земляного города, участок своей земли для ее постройки еще в 1696 г. пожертвовал Данилов мон-рь. Вскоре был выстроен и освящен деревянный придел (главный престол освящен в 1700). 9 окт. 1714 г. был освящен нижний храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери с приделами Девяти мучеников Кизических и Алексия, человека Божия. После смерти царевича и прекращения руги (поступления средств) строительство было приостановлено, но к июлю 1762 г. церковь была готова и освящена. Формирование в петровской М. нового культурного центра с дворцами и резиденциями знати - в районе Немецкой слободы и в Лефортове - сопровождалось строительством нескольких храмов с престолами во имя святых, тезоименитых царю. И. А. Работкевич указывает, что в то же время были построены еще 2 Петропавловские церкви: близ устья Яузы, в начале пути к петровской резиденции «на горке» (на Кулишках) у Яузских ворот, близ Солянки (престол теплой церкви, с основным в честь иконы Божией Матери «Знамение», 1700-1702, ныне подворье Сербской Православной Церкви), и на Нов. Басманной ул. (1700-1702, архит. Мичурин), ведущей в Немецкую слободу.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Смола; † 25.12.1741, Корельский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь), бывш. митр. Коломенский и Каширский. Выходец из московского купечества, принял постриг в Ниловой Столобенской в честь Богоявления пустыни В 1709 г. стал архимандритом, настоятелем московского в честь Богоявления монастыря . 7 сент. 1712 г. хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского Местоблюстителем Патриаршего престола митр. Стефаном (Яворским) . 10 июня 1716 г. по распоряжению И. из Москвы в Суздаль были перенесены мощи св. Софрония, архиеп. Суздальского, и захоронены в соборе Рождества Богородицы. 25 янв. 1719 г. И. был возведен в сан митрополита Сарского и Подонского (Крутицкого), стал управляющим Патриаршей областью. Участвовал в разбирательстве дела Д. Е. Тверитинова и др. московских еретиков. И. благосклонно относился к бывш. царице Евдокии Лопухиной (в монашестве Елене), проживавшей в суздальском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре , критически относился к созданию Святейшего Синода. Во время судебного процесса над Алексеем Петровичем в 1718 г. имя епископа не упоминалось. С 23 февр. 1721 г. И. находился под следствием в связи с возникшим по доносу делом о сторонниках Евдокии Лопухиной. В ходе следствия, к-рое вел дьяк Тайной канцелярии Т. О. Палехин, были выяснены подробности повседневной жизни Евдокии Лопухиной в Суздале. И. обвинялся в оказании ей «чести и разных услуг». Псковский еп. Феофан (Прокопович) писал об этом: «В прошлых годех в бытность ее, царицы, в суздальском монастыре, а его Суздальским епископом, он прихаживал к ней, бывшей царице, на поклон, и видал ее в мирском платье, и руку ее целовал, а не доносил. Он же в... 1717 году приказал попу церкви Казанския Богородицы, что в Суздале, ее, бывшую царицу, пустить петь всенощную, что тот поп и учинил; да он же прислал коней пару возников серых немецких, на которых она езживала» (цит. по: Чистович. 1868. С. 191). После рассмотрения обвинения имп. Петр I общался с И., объясняя архиерею его вину. 8 сент. 1721 г. с И. был снят сан митрополита, в качестве снисхождения он был назначен епископом Иркутским. Однако по просьбе И. император 1 окт. того же года отменил назначение и отправил его на покой в Нилову Столобенскую пуст. с условием не подписываться ни митрополитом, ни епископом.

http://pravenc.ru/text/293477.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Лежайский; 1657, Чернигов - 1717, Пекин), архим., начальник 1-й Пекинской духовной миссии. Окончил Киево-Могилянскую академию, служил помощником архиеп. Черниговского свт. Иоанна (Максимовича) , переведенного позднее в Тобольск. В 1702 г. вместе с назначенным на Тобольскую и Сибирскую кафедру митр. Филофеем (Лещинским) переехал в Тобольск и в сане иеромонаха некоторое время служил проповедником или экономом при архиерейском доме. В 1709 г. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем якутского в честь Преображения Господня мон-ря, а также заказчиком (управителем) Киренского и Илимского острогов с уездами. В нач. 1713 г. митр. Тобольский и Сибирский Иоанн (Максимович) избрал И. начальником 1-й Пекинской духовной миссии и направил в Китай вместе с 7 причетниками (Иосифом Дьяконовым, Никанором Клюсовым, Петром Якутовым, Григорием Смагиным, Феодором Колесниковым, Андреем Поповым, Иосифом Афанасьевым), иеродиак. Филимоном, иером. Лаврентием. В российских исторических архивах не сохранилось достаточных сведений о начальном периоде существования Пекинской миссии. Воссоздать историческую картину можно лишь по воспоминаниям членов более поздних миссий или католич. миссионеров, находившихся в то время в Китае. Совр. историки объясняют этот факт тем, что «момент посылки Лежайского относится к середине 10-х гг. XVIII в., когда в России фактически еще не было центрального учреждения, ведавшего церковными делами». Кроме того, «Тобольский митрополит, так же как и сибирский губернатор в гражданских делах, имел огромные права в решении местных церковных вопросов. На то, что вопрос о посылке священника в Пекин мог быть признан в Тобольске местным, указывает практика того времени, когда волей митрополита назначались священники к едущим в Пекин караванам, к посольствам в пограничные районы и деловым посылкам в Ургу и Наун» (Русско-китайские отношения. 1978. Т. 1. С. 31). Среди историков не существует единой т. зр. в вопросе о том, когда миссия прибыла в Пекин. Рус. архивные источники указывают 2 даты: 20 апр. 1715 г. и 11 янв. 1716 г. (Там же. С. 611-612. Примеч. 2). Кит. источники дают только год - «54-й год правления Канси», что соответствует периоду с 4 февр. 1715 по 23 янв. 1716 г. При этом известно, что миссия прибыла в Пекин вместе с кит. посольством Тулишеня, возвращавшимся из поволжских степей от калм. Аюки-хана. В «Записках о чужеземном крае» («И-юй лу») Тулишень пишет, что он вернулся в столицу в 27-й день 3-го месяца 54-го года правления Канси ( Иманиси Сюнцзю. 1964. С. 341). Эта дата соответствует 30 апр. 1715 г. по европ. календарю, и ее можно принять за день приезда И. и членов его миссии в Пекин.

http://pravenc.ru/text/389189.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАЛУЖСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ ПОД ГОРОЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Калужский храм Преображения Господня " под горой " , 6 апреля 2011. Фото Дмитрия Иванова с сайта sobory.ru Калужский храм в честь Преображения Господня " под горой, на Подоле " с приделом Казанской иконы Божией Матери ( Калужская епархия ) По всей видимости, местонахождение храма издревле было церковным, рядом с перевозом через р. Оку и причалами. В половодье вода доходила до входа в храм. Храм упоминается в описи 1626 г. как " Преображение Спасово на Подоле с приделом Рождества Пречистой Богородицы, древян, клетцки, в старом остроге на Подоле " . Строение нынешнего храма с приделом во имя Казанской иконы Божией Матери начато в 1709 году, а завершилось строительство в 1717 году. С этого момента, несмотря на то, что официально церковь называлась Спаса Преображения «что под горой», она чаще упоминается как Казанская. Строили храм на деньги, которые вносили не только простой люд, но и купцы, промышленники, а главною вкладчицею была царевна Наталья Алексеевна, которая пожертвовала на строение храма 1000 рублей. Одним из крупных вкладчиков был митрополит Иона (Васильевский) , ранее служивший при Казанском храме протоиереем. В 1802 году калужским строителем И.Зюзиным был устроен придел в честь Положения ризы Господней и была пристроена колокольня - " родная сестра " колокольни в Оптиной Пустыни . 5 августа 1844 года, накануне храмового праздника Преображения, во время всенощного бдения молния ударила в шпиц колокольни и зажгла его; при этом два больших колокола упали и разбились. Как снаружи так и внутри храм очень красив. Храм всегда отличался богатством, так как находился у главного переезда через Оку на дороге Москва-Киев, в центре калужского речного порта. Главной достопримечательностью храма являлся чудотворный список Казанской иконы Божией Матери . Этот образ - копия Вязниковской чудотворной иконы и дан в дар во храм семейством Смирных в начале второй четверти XVII в.

http://drevo-info.ru/articles/16005.html

X. Настоятели Оптиной Пустыни Иеромонах Феодорит, строитель, упоминается в выписке из Козельских писцовых книг 1629,1630 и 1631 годов. Иеромонах Исидор, строитель, упоминается в выписи и грамоте, данных Пустыни от царя Феодора Алексеевича в 1675 и 1680 годах. Иеромонах Дорофей, строитель, упоминается во вкладной книге под вкладом царевны Софии, в 1688 году. Иеромонах Серапион, строитель, упоминается в надписи на Минеи праздничной, пожертвованной от архимандрита Белевского Спаса-Преображенского монастыря Иова, в 1698 году; также, и в Синодике записан род его. Моисей, игумен, упоминается во вкладной книге и в деле о монастырской мельнице, под 1703 и 1704 годами. Но всем соображениям, он был первым игуменом обители. Дорофей, игумен, упоминается в выписи, данной монастырю на владение сенными покосами, по указу царя Петра Алексеевича в 1709 году. Как из этой выписи, так и из других монастырских актов заметна похвальная ревность о. Дорофея к пользе обители, а челобитная к царю Петру обнаруживает в нем человека, сведущего в делах. В разных местах вкладной книги упоминаются еще четыре настоятеля первой половины XVIII столетия. Иоасаф, игумен, под 1716 годом. Леонид, игумен, под 1717 годом. Между 1724 и 1726 годами монастырь был упразднен. Перед упразднением обители, как видно из одного акта, настоятельство в ней было строительское и последним строителем, по-видимому, был, упоминаемый там же, иеромонах Леонтий; он же трудился и при восстановлении Пустыни в 1726 году. Сергий, строитель, под 1728 годом. Авраамий, строитель, под 1731 годом. Пафнутий, игумен, упоминается в монастырских делах под 1760 годом. С сего времени, все настоятели последовательно упоминаются в консисторских указах, хранящихся в архиве обители. Моисей, игумен, 1762 г., поступил по указу Амвросия, архиепископа Сарского и Подонского. Филагрий, игумен, 1763 года. При нем последовало положение о духовных штатах, и Оптина Пустынь оставлена последней из семи заштатных монастырей Крутицкой епархии с настоятельством строительским и 7-ю монашествующими.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Исторически церковь являлась композиционным центром восточной части дореволюционного Краснокутска. Первый деревянный Архангело-Михайловский храм был построен в 1682 г. стараниями священника Михаила Куницы. Он был разграблен и сожжён противником во время русско-шведской компании 1709 г. Из-за крайней бедности прихода церковь не восстановили и, решением Харьковской Духовной Консистории от 1717 г., «… не положили в оклад». Новый деревянный Архангело-Михайловский храм с отдельно стоящей колокольней удалось построить лишь в 1765 г. благодаря стараниям Василия Евстрафьевича Куницкого, внука Михаила Куницы. В 70 г. 19 ст. это здание обветшало и требовало замены. В 1783 г. штатный епархиальный архитектор Данилов Ф.И. разработал для Краснокутска проект каменной Архангело-Михайловской церкви. 9 марта 1783 г. Харьковская Духовная Консистория переслала проектную документацию на рассмотрение в строительное отделение Харьковского губернского правления, которое признало его составленным правильно и дозволило производство самой постройки. 5 апреля 1873 г. документация прошла окончательное утверждение у губернатора Слободско-Украинской Губернии, была подписана им и отослана для исполнения в Харьковскую Духовную Консисторию. Храм начали возводить в том же 1873 г. Строительство велось на 15 м западнее от продолжающей действовать деревянной церкви. Все работы были завершены в 1880 г. При освящении центральный престол посвятили Архангелу Михаилу, южный – Преображению Господню, северный – Рождеству Богородицы. Для отправления службы Консистория утвердила причт из трёх человек – священника, дьякона и псаломщика. На церковном подворье около 1890 г. была выстроена двухэтажная каменная сторожка с 6 помещениями, где размещались церковный сторож, библиотека из 742 томов и с 25 сентября 1895 г. церковно-приходская школа. Между 1905 и 1912 гг. на церковном подворье была построена часовня. После революции 1917 г. благоустройство церковной территории прекратилось. В 1934 г. власти закрыли храм. Вскоре были снесены все 5 глав и верхние ярусы колокольни. В 1952 г. провели реконструкцию церкви с приспособлением помещений под склад.

http://sobory.ru/article/?object=03922

2. Часовня на углу ограды может быть отнесена к началу XIX века. 3. Часовня на б. погоста монастыря с гробницами XVII века семьи Смирных, пожертвовавших Казанскую икону во второй половине XVII века, существовавшая еще в 1912 году, не сохранилась. Источник: http://kompas-kaluga.ru/historyitem/7610/ По всей видимости, местонахождение храма издревле было церковным, рядом с перевозом через р. Оку и причалами. В половодье вода доходила до входа в храм. В описи 1626 г. он упоминается как «Преображение Спасово на Подоле с приделом Рождества Пречистой Богородицы, древян, клетцки, в старом остроге на Подоле». Существующий храм с приделом во имя Казанской иконы Божией Матери начали строить в 1709 г., а завершили работы в 1717 г. С этого момента, несмотря на то, что официально церковь называлась Спаса Преображения «что под горой», она чаще упоминается как Казанская. Главной вкладчицей храма являлась царевна Наталья Алексеевна, пожертвовавшая на постройку 1000 руб. Были также и другие знатные жертвователи: стольник Д.А. Мансуров – 100 руб.; боярин Б.П. Шереметьев – 2 руб.; князь А.Д. Меньшиков – 11 червонцев золотых. Одним из крупных вкладчиков был митрополит Иона (Васильевский), ранее служивший при Казанском храме протоиереем. В 1802 г. был устроен придел в честь Положения ризы Господней и построена колокольня. Храм неоднократно перестраивался, в результате чего превратился в своеобразный разноплановый ансамбль. Колокольня, примыкающая к трапезе, трехъярусная. Вход в храм через колокольню украшен портиком. Храм был увенчан пятью главами, главная – выше других, на двойном восьмиугольном трибуне. По обеим сторонам настоящего храма были боковые входы в виде галерей, сейчас эти галереи не сохранились. В начале 30-х гг. ХХ в. в Казанском храме служили священномученик Павлин (Крошечкин) и священномученик Димитрий (Добросердов). Храм был закрыт в 1933 г. В 1934 г. с колокольни сбросили колокола. С 1938 г. в храме разместилась Калужская скульптурная фабрика. Во время Великой Отечественной войны в период оккупации в глубоких подвалах храма укрывались калужане. Верх колокольни был сбит артиллерийским снарядом. 8 апреля 1996 г. храм был передан Калужской епархии. На Крестопоклонной Неделе в 1998 г. был освящен кованый четырехметровый крест. К вечеру Страстного Четверга крест был водружен на семидесятиметровую высоту колокольни. 18 июля 1998 г., в день памяти преподобного Сергия Радонежского, были освящены и подняты на колокольню новые колокола. С 19 августа 2011 в храме начались регулярные богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=01753

В период между смертью митрополита (1709 г.) и его канонизацией (1757 г.) вышло два издания: в 1717 г. по указу Петра I было издано завещание митрополита (“Духовная”), и спустя почти сорок лет после смерти Димитрия Ростовского был опубликован “Розыск о раскольнической брынской вере” [Розыск 1745] 2 . “Диариуш”, или “Дневныя записки святаго чудотворца Димитрия Ростовского ”, обнаруженный известным археографом Н. Н. Бантыш-Каменским, был напечатан в “Древней Российской Вивлиофике” Н. И. Новиковым [Дневные записки 1774] 3 . Это издание, видимо, стало стимулом для дальнейших публикаций сочинений Димитрия Ростовского . Взгляды святителя Димитрия на возможность прижизненного издания “Келейного летописца” по мере работы над сочинением менялись. “Якож и весь мой Летописец не конечно с тым намерением пишется, же бы его mandare typo, але тылко для себе propter scire, а по мне, если кому достанетъся доброму, может non spernere”, – пишет Димитрий Ростовский Стефану Яворскому в письме 4 декабря 1707 г., но уже в послании от 24 февраля 1708 г. он не отказывается от “друку”: “И хоць ныне не з тым намерением началося писать, жебы дать до друку, однак же таковаго от преосвященства вашего молю и прошу прочитованья (если будет ставити часу) и исправлениа, як бы и до друку» [Федотова 2005:133, 142]. Вероятно, незаконченность произведения (святитель, как известно, не захотел или не успел завершить его) помешала ему быть изданным. Варлаам Ясинский уже в 1689 г. в письме патриарху Иоакиму (Савелову) назвал Димитрия “искусным и благоразумным проповедником слова Божия” [Архив 1872:278], и еще большего признания митрополит достиг, проповедуя в Москве и Ростове, но о намерении издания проповедей при жизни митрополита у нас свидетельств нет. Святитель Димитрий не создавал “тематических” сборников проповедей, в отличие от своих современников: Иоанникия Галятовского (“Ключ разумения”, 1659; «Казаня, приданыи до книги «Ключ разумения» названой”, 1660), Лазаря Барановича (“Меч духовный”, 1666; “Труби словес проповедных”, 1674), Антония Радивиловского (“Огородок Марии Богородицы. . .”, 1676; “Венец Христов, з проповедии недельных. . .”, 1688), Симеона Полоцкого (“Обед душевный”, 1681; “Вечеря душевная”, 1683). Неудивительно поэтому, что потребность в публикации проповедей ростовского митрополита ощущали просвещенные читатели его сочинений. “Поучения сии сколь полезны, о том легко узнать, когда употребите труд к прочтению их с надлежащим вниманием”, – читаем, например, запись в одном сборнике проповедей Димитрия Ростовского . “Жаль, – продолжает автор записи, – что столь дорогое сокровище не все могут иметь и им пользоваться. Жаль, говорю, что оно поныне не напечатано, чрез чтоб свет его узнал” [Карманов 1893:10] 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В мае 1648 г. " отказано Ивану Павлову Селунскому Иванова вотчина Огарева, село Филипково, что было за дочерью за вдовою Аксиньею Андреевскою женою Ржевскаго, а в селе две церкви Успения Пресв. Богородицы и Живоначальныя Троицы, а у церквей поп Кондрат Емельянов, поп Ларион Иванов, дьякон Андрей Кондратов, пономарь Ивашко Сергеев, просвирня Парасковьица Васильева, 2 кельи нищих " . В июне 1671 г. " вотчина стольника Ивана Павлова Селунскаго, село Филипково отписано на государя и великаго князя, а в селе церковь Живоначальныя Троицы, да придел Пресвятыя Богородицы Федоровския да придел вел. муч. Екатерины о трех шатрах, а в ней иконы и книги и ризы и всякая церковная утварь и на колокольнице колокола строение вотчинниково, да церковь новая срублена клетцки, внизу трапеза теплая, а в ней престол Николы чуд., да вверху над нею служба летняя престол Пресвятыя Богородицы Успения не свершена, а в ней иконы и книги и ризы и всякая церковная утварь строенье приходских людей " . В июне 1709 г. " выданы два антиминса по благословенной грамоте села Печенегова в новопостроенныя в церковь Успения Пресв. Богородицы да в придел Николая чуд., взял антиминсы того вышепомянутого села Печенегова Успенския церкви священник Илья Адрианов и росписался " . В феврале 1717 г. " дана перехожая память ... Нерехотской десятины вотчины капитана Петра Григорьева сына Тарбеева села Печенегова Троицкому попу Алексею Ильину в г. Кострому к церкви Иоанна Предтечи, что на посаде за Сулою, на место умершаго попа Федора Васильева, а на его попове Алексееве месте иному попу небыть " . В феврале 1718 г. " дана перехожая память по отписке с Костромы Ипацкаго монастыря архим. Тихона и по ... заручной челобитной ... Костромскаго уезду вотчины Ивана Глебова сына Каземирова села Пронина Архангельскому попу Петру Федорову в село Печенегово к церкви Пресвятыя Троицы на место бывшаго попа Алексея Ильина " . В октябре 1725 г. упоминается " Троицкий поп Петр Федоров " . http://www.old-churches.ru/ne_154.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=46095

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г. Яркий памятник костромского зодчества петровского времени, выдержанный в традициях местной архитектурной школы 17 в.; росписи в интерьере принадлежат к лучшим по сохранности и ценнейшим по художественным качествам образцам монументальной живописи на территории области. Поставленная на высоком берегу реки у моста, на перекрестке двух значительных улиц, она играет огромную роль в планировочной структуре города. 1710-м г. датировано разрешение на строительство каменного Богоявленского храма с приделом Николая Чудотворца (по названию которого церковь чаще называют Никольской) на месте сгоревшей 9 мая 1709 г. деревянной Никольской церкви, известной с 1653 г. Заказчиком храма выступил нерехтский купец Федор Зимин Младший (в библиографии кон. 19 – нач. 20 в. назван Федором Григорьевым Симоновым). Строительные работы продолжались 15 лет. Никольский придел был освящен в 1717 г., а основной храм – в 1725 г. Настенные росписи в храме выполнены в 1767 г. артелью ярославских мастеров под руководством братьев Шустовых. В 1-й пол. 19 в. старая трапезная была заменена более просторной новой с возобновленным приделом Николая Чудотворца и Всех Святых (южный) и устройством симметричного северного придела, освященного в честь Петра и Павла. Чуть позже трапезная была расширена к западу двумя объемами по сторонам первоначальной колокольни – здесь расположились ризница и библиотека – а перед колокольней был устроен четырехколонный портик. Тогда же церковная территория была окружена металлической оградой в каменных столбах. В 1867 г. поновлялась живопись в храме. В 1930-е гг. церковь была обезглавлена, разобран алтарь и верхние ярусы колокольни, снесена ограда. В 1980-е гг. по проекту арх. Костромской СНРПМ А.П. Чернова храм был отреставрирован: восстановлены утраченные главы, верх колокольни, алтарные апсиды, ограда воссоздана по проекту арх. ЦНРПМ С.В. Демидова. В 1987 г. в церковь были перевезен иконостас из с. Верховье Солигаличского р-на. Кирпичные стены здания побелены по толстому слою известковой обмазки, а фасады трапезной оштукатурены.

http://sobory.ru/article/?object=03469

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010