http://orthodox.etel.ru Арамильское село – в 23 верстах от Екатеринбурга, на бывшем Челябинском тракте, при впадении реки Арамилки в Исеть. К приходу принадлежат селения: Большой Исток, Малый Исток, Бородулина и Патруши. Арамильское село, бывшая слобода, основано каким-то Михаилом Сарапульцем в 1676 г. Как самое близкое в то время к башкирским владениям, оно было укреплено двумя рублеными острогами. Жителям был отведен огромный участок земли, на котором впоследствии возникло много сел, заводов и г. Екатеринбург. Прихожане все, в числе 6613 душ обоего пола – православные. По сословию – бывшие сельские работники казенных горных заводов. Главное занятие – земледелие, подсобный промысел – работа на приисках и на ближайших фабриках. Первая деревянная церковь в Арамиле, неизвестно когда построенная, была сожжена башкирами во время бунта 1709 г. Вместо нее в 1712 г., по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна, была заложена вторая деревянная церковь в честь Рождества Христова; освящена 30 сентября 1717 г. по благословению схимонаха Феодора, митрополита Тобольского и Сибирского. В 1782 г. церковь сгорела, уцелела только колокольня. К последней в 1783 г. прирубили «храмину» и алтарь, который и был освящен 20 июня того же года, по благословению Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского. Так как «храмина» эта была очень мала, то жители Арамиля в 1784 г. возбудили ходатайство перед преосвящ. Варлаамом о постройке деревянного храма во имя Св. Троицы, что и было разрешено им. Заложен храм 30 апреля 1784 г., освящен 20 июня 1790 г., грамоты на «обложение» и освящение подписаны епископом Варлаамом. Ныне существующий Свято-Троицкий трехпридельный каменный храм заложен в 1830 г., по благословению преосвящ. Мелетия; в 1838 г., по благословению епископа Евлампия, был освящен левый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы; 6 июня 1842 г. преосвящ. Мелхиседек освятил главный храм; 15 июня 1858 г., по благословению епископа Ионы, освящен был правый придел в честь пророка Илии.

http://sobory.ru/article/?object=11407

Пожертвованный Ерёминым ковш описан в известной книге И. Г. Прыжова «История кабаков в России» (1868): «В Ярославле в приходской церкви Фёдоровской Божией Матери, хранится ковш, пожалованный в 1686 году ярославскому посадскому человеку Ерёмину от государей Ивана и Петра Алексеевичей за прибыльные деньги по кружечному двору. На дне ковша высечен двуглавый орёл, на отгубе ручки вырезан пеликан, терзающий грудь свою и кормящий детей». Святые врата прихода были сооружены на средства Иосифа Еремина в 1714 году. Тем же годом датируется каменная богадельня, «а в ней мужеска полу 16 человек, женска полу 39» (данные Переписной книги Толчковской сотни 1717 года). В 1715 г. Иоанн Еремин внёс в храм тысячу рублей на поминовение своей души. На эти деньги прихожане «нарядиша града Ярославля посадских людей иконописцев Фёдора Игнатьева да Фёдора Фёдорова с товарищи церковь Пресвятой Богородицы Фёдоровской стенным письмом подписати». Эти фрески уцелели до нашего времени. Стенописные работы были завершены 28 июня 1716 года. В храмовой повести также подробно изложено «Сказание о окрадении церкви Пресвятой Богородицы Фёдоровской» суздальцем Георгием Фёдоровым в 1707 году, рассказано о паломничестве местного кожевенника Матвея Нечаева в Иерусалим к храму Гроба Господня и о других событиях приходской и городской жизни. Имеются также данные о возведении младшим поколением Ереминых «над гробы родителей» в 1709 году с благословения Димитрия Ростовского каменного храма Льва Катанского. Фёдоровская церковь по своим характеристикам типична для зрелого этапа в развитии ярославского храмового зодчества, выделяясь лишь лаконичностью декора (вероятно, следствие того, что строилась она не богатейшими купцами, а всем миром). Крупный по размерам четверик (18 на 24 метра) оформлен весьма скупо: лопатки выявляют снаружи четырёхстолпное строение, арочные окна лишены наличников. Входы первоначально были устроены со всех трёх сторон (запад, север, юг); их оформляли небольшие крыльца. В начале XVIII века их разобрали, а четверик обстроили низкими крытыми галереями. Высокое западное крыльцо с тройной аркой и изразцовым поясом пристроено в 1736 году.

http://sobory.ru/article/?object=00210

Почти нет сведений об Оптиной пустыни за Смутное время, за весь вообще XVII век. Ясно одно: во время всех войн, потрясавших эту землю, как и город Козельск, как и крестьянские деревни в округе, вероятно, не раз страдала и обитель. Из разрозненных сведений можно отметить следующее. Под 1625 годом упоминается оптинский игумен Сергий. Из писцовых книг видно, что в 1629–1631 годах монастырь имел только одну деревянную церковь и шесть келий. 15 июля 1680 года царь Феодор Алексеевич пожаловал «Козельского уезда Макарьевой пустыни Оптина монастыря строителя старца Исидора с братиею против их челобитья те пустые посадские дворовые семь мест велели им под огороды, под овощ дать в дачу» 11 . «Оптина пустынь, – пишет иеромонах Ераст, – не имевшая заботы о вотчинах, принуждена была жить подаянием. Окрестные владельцы не оставляли ее без внимания. Так, вместо деревянной церкви, стоящей целое столетие, в 1689 году начато построение каменного соборного храма во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Пафнутия Боровского» 12 . К 1703 году Оптина пустынь имела лишь следующий небольшой доход, которым жила братия: с мельницы на речке Другусне – 35 рублей в год; с рыбной ловли на Жиздре – 16 рублей; за перевоз через Жиздру против монастыря – 10 рублей; с земли, что «на колодези», – 20 рублей; с огородных мест, что в Козельске, – 3 рубля и с сенных покосов – 16 рублей в год. Однако из этого мельница, рыбная ловля и перевоз были отобраны в казну и возвращены лишь в 1802 году. К 1709 году в Оптиной 16 насельников. В сохранившемся списке значатся: игумен Дорофей, казначей Сергий, иеромонахи Пафнутий, Иосиф и Моисей, иеродиакон Софроний, монахи Николай, Манассия, Никандр, Панкратий, Исаия, Иларион и Варсонофий, трудники Никита, Иван и Михаил. Введенский собор, начавший строиться в 1689 году, еще к 1717 году стоял без крыши. Оптинский игумен Леонид обратился к вкладчикам с прошением. «...Прошу и молю, – писал он, – со многим усердием вашего благородия и любви, в дом Пресвятые Богородицы прежних вкладчиков и новоподательных всяких чинов людей, на ту святую Божию церковь – на кровлю, что та святая церковь отгнила кровлею, и ограда опала и кельи развалились. Пожалейте нас, не оставьте сирых своих богомольцев, заставьте за себя вечно Бога молить и родителей своих поминать, потому что у нас ни вотчин, ни крестьян нет, питаемся мирским подаянием, кто что пожалует» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оказывается, есть там неправильности. Помни, сила не в слове, не в имени, а в Самом Христе, именуемом. Вот оно, что. Оказывается, предисловие этой книги всё бы выкинуть надо, но сама по себе книга хорошая!» 1706 . 23 июля – поставлено в конце этого сочинения 1707 . Это день иконы Владимирской Богоматери. 24 июля – игумен Иероним, по требованию влад. Антония, потребовал от о. Антония прекращения писательства и разрыва отношений с имяславцами Фиваидского скита 1708 . 25 июля – игумен Иероним приказывает сжечь «Апологию», но о. Антоний отказался подчиниться. В ответ игумен Иероним запретил о. Антонию священнослужить и причащаться. О. Антоний оставил Андреевский скит и был принят в Благовещенской келье старцем Парфением 1709 . Начало августа – покинул Афон еп. Трифон (Туркестанов) , выразив сочувствие имяславцам и посоветовав о. Алексию (Киреевскому) удалиться с Афона, что тот и сделал 1710 . 20 августа – имяборцы Пантелеимонова монастыря во главе с игуменом Мисаилом составили «Акт о недостопоклоняемости Имени «Иисус " " 1711 . Добивались подписи всех старцев. Обличение схимонаха Досифея сорвало этот замысел. О. Досифей вынужден был бежать из монастыря, что явилось новым толчком к возмущению 1712 . Август – о. Алексий (Киреевский) и о. Кирик поехали в Константинополь к Патриарху Иоакиму III добиваться осуждения имяславцев. Жалоба послу России в Константинополе М.Н. Гирсу на имяславцев. 13 августа – письмо о. Антония (Булатовича) Патриарху с просьбой защитить имяславие 1713 . Вслед – письмо монахов-имяславцев Патриарху 1714 . Август – Архиепископ Антоний: «Письмо в редакцию «Русского Инока " »: «На Афоне продолжаются распри по поводу книги впавшего в прелесть схимонаха Илариона: «На горах Кавказа», весьма сходной с хлыстовщиной...» 1715 . 12 сентября – Послание Патриарха Иоакима III на Афон с запретом чтения книги о. Илариона «На горах Кавказа» за подписью «Константинопольский во Христе молитвенник» 1716 . Разбор послания сделан о. Антонием (Булатовичем) и послан Патриарху 1717 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В книгах содержится большое число помет, выписок, сделанных рукой святителя, что свидетельствует о его внимательном чтении. Более того, в некоторых проповедях святителя Димитрия можно обнаружить даже прямые заимствования идей и мыслей польского автора. Также известно, что в качестве пособия в толковании Священного Писания святитель активно использовал труды католического экзегета иезуита Корнелия а Лапиде, а цитаты святых отцов Восточной Церкви, которыми во множестве снабжены проповеди святителя Димитрия, он нередко брал из комментариев на Евангелия португальского экзегета иезуита Дидакуса де Беза 162 . Литература Беднарский Д. Запад и Восток в богословии Дмитрия Туптало//Сравнительная история: методы, задачи, перспективы. М., 2003 Ключевский В. О. Западное влияние в России XVII в.//Вопросы философии и психологии. 1897, сентябрь-октябрь Корзо М. А. Нравственное богословие Симеона Полоцкого : освоение католической традиции московскими книжниками второй половины XVII века. М., 2011 Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М., 2006 Самарин Ю. Ф. Сочинения. Т. V. М., 1880 Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. М., 2009 Россия и католический Запад в петровскую эпоху Диалог с сорбоннскими богословами На начало XVIII века пришлось интенсивное развитие связей России с Западом. Расширялись, в том числе, и русско-французские связи. Показательно, что одно время даже велись переговоры о браке Елизаветы (1709–1762), младшей дочери Петра I, и короля Франции Людовика XV (1710–1774) 163 . В апреле 1717 года Петр I, в сопровождении князя Бориса Ивановича Куракина (1676–1727), князя Василия Владимировича Долгорукова (1667–1746) и вице-канцлера Петра Павловича Шафирова (1669–1739), отправился во Францию. Знакомство русского царя с церковной жизнью Франции не ограничилось лишь беглым осмотром храмов, монастырей и реликвий. Петр I также принял участие в обсуждении богословских вопросов. Во время своего пребывания в Париже Петр 14 июня (н. ст.) посетил Сорбонну.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Дан в Глухове ноября 20, 1718 г». После о. Елисея Зеленецкого, владевшего Ромашковым по акту 1676 г., шумною известностию пользовался о. Афанасий Зарудский, бывший при избрании нового архипастыря Черниговского, Иоанна Максимовича, в ноябре 1696 г. Он был довольно образован. В 1708 г. в Глухове говорил он «казанье» – проповедь, в которой описал дела изменника Мазепы. В 1717 г. посвятил он Петру вел. свое толкование на евангелие Иоанна. Он был наследственный владелец Комаровки, Белокопытова и нескольких мельниц. За Глуховскую проповедь дана ему была Ковпинка, бывшее имение изменника Быстрицкого. «Респектуючи, говорит универсал 8 янв. 1709 г., на его о. Заруцкаго, протопопии новгородскаго, казнодейские в проповеди слова Божиего праци, – изменническую Бысртицкаго слободу Ковпинку – надалисмо». За посвящение толкования царю он опять щедро награжден. Универсал 18 февраля 1718 г. говорит: «респектуючи в том же не тилько за монаршое достоинство у престола Божия при зебкровных оферах непрестанние приносит моления, лечь и на прославление превысочайшему его цар. вел. имени приписанием конклюзии многие показал труды и знатное понес иждивение, надалем ему (о. Заруцкому) село Знобу з угодьями в спокойное владение». Он умножал имения и покупками. «Ведомо чиним: пишет святитель Феодосий, теперь и в потомные часы, иж мы сим листом нашим перший лист наш, данний честному о. Афанасию Заруцкому, протопопе нашему Новгородскому, на пляц наш в месте Новгородку меж межами в том листе описанными лежачий ни в чом не пенний, дарованний негдысь антецессорови нашему блаженныя памяти преосвящ. Лазару Барановичу, теперь зась на потребу кафедры нашей помененному отцу протопопе Новгородскому за сумму золотых пять сот проданний, ствержаем, умоцеем, мети хочем, абы в держаню и заживаню того плацу жаден так з господару кафедральных як з панов обивателей новгородских пречестнаго отца протопопу, жону и потомков его турбовати не важлся; а хтобы той воли нашей архиерейской противным был и постановление касуючим, таковий Божого не уйдет неблагословенья наиказанья. – що абы в лепшой твердости было, сей лист наш повторний з подписом руки власной и з притеснением печати нашей кафедральной тому ж пречестному о. протопопе видати раскозалисмо. – Писан в Новгородку року Божого 1694 г. м. авг. 19 д.». В синодике кафедры в 1705 г. записан «род честнаго отца Афанасия Зарудскаго протопопи Новгородскаго». Кончина о. Афанасия последовала вероятно в 1720 г.

http://sobory.ru/article/?object=08725

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Монументальные размеры храма и глав, их широкая расстановка, формы кирпичного декора, 2-столпная конструкция, характерная для небольших монастырских соборов и реже для приходских церквей, позволяют отнести это здание к группе архаизирующих сооружений среднерус. строительной традиции кон. XVII в. Вероятно, после 1697 г. была построена каменная церковь Семилуцкого Преображенского мон-ря на правом берегу Дона (с. Семилуки, не сохр.). В период строительства флота и пребывания в Воронеже имп. Петра I в архитектуре В. е. появились формы барокко, по-видимому работали западноевроп. архитекторы, построившие здание цейхгауза на острове р. Воронеж (разрушено в 40-х гг. XX в.). Первым каменным приходским храмом Воронежа стала Никольская ц. (1712-1720, с 1714 строили крестьяне Ярославского у. Ф. Гладец и А. Шлухолыстов, с 1718 - крестьянин того же уезда К. Остафьев с сыном) на месте ц. во имя царевича Димитрия с приделом прп. Михаила Малеина. К первому строительному периоду относится окно с простым килевидным наличником на юж. стене алтаря храма. План (в т. ч. прямоугольный алтарь с полукруглым выступом), объемная композиция (четверик с фронтонами-полуглавиями, низкий восьмерик со сводом, прорезанным 4 большими окнами по сторонам света и увенчанным еще 2 восьмериками) и особенности декора церкви представляют упрощенную, но довольно точную и раннюю копию ц. во имя мч. Иоанна Воина на ул. Б. Якиманка в Москве (1709-1717). Наличники с разорванными фронтонами в нижнем ярусе - редкий случай использования форм нарышкинского барокко. Отдельно стоящая 4-ярусная колокольня - одна из доминант прибрежной части города (по-видимому, возведена при восстановлении храма после пожара в 1748), ее декор (плоские рустованные и филенчатые пилястры, фигурные доски, упрощенные волюты, соединяющие ярусы) характерен для барокко эпохи имп. Петра I либо имп. Анны Иоанновны. Воскресенская церковь в Воронеже. Рубеж 50–60-х гг. XVIII в.— 1761 г. Фотография. 2005 г. Воскресенская церковь в Воронеже. Рубеж 50–60-х гг.

http://pravenc.ru/text/155254.html

В августовской книжке «Русского Вестника» за прошлый год, в статье: «О некоторых сочинениях, приписываемых Посошкову», г. Брикнер если не прямо отвергает, так, по крайней мере, считает не доказанным мнение преосв. Филарета черниговского и гг. Погодина и Попова о том, что под Зерцалом, о котором св. Димитрий Ростовский в письме к Феологу писал: «книжицу безыменного творца, именуемую Зерцало, от честности твоей к нам присланную, выслушав и переписати повелев, возвращаю паки вашей честности; книжица во истину благопотребна, великое раскольникам обличение и постыждение.... книжица та достойна в свет произвестися, токмо мало нечто местами приочистити и поисправити требе», нужно разуметь Зерцало По- сошкова, изданное г. Погодиным во второй части сочинений известного современника Петра. Указав на то, что вышеуказанное письмо святителя Димитрия относится, как значится в «Обзоре русской духовной литературы» (I, стр. 371), к 1706 году, между тем как в известных доселе списках Зерцала Посошкова стоят 1708 и 1709 годы, г. Брикнер замечает: «Во-первых, представляется вопрос: не мог ли Димитрий говорить о другом сочинении Зерцало, а не о Посошковском? Мы уже заметили, что это заглавие давалось в то время нередко, особенно сочинениям духовного содержания. Так, например, в 1705 году было напечатано в Чернигове сочинение « Зерцало от писания Божественного» и пр. (см. соч. Пекарского «Наука и литература при Петре Великом», II, 115); в 1717 году было издано в С.-Петербурге «Юности честное Зерцало» (там же, II, 381) и т. п. Поэтому нельзя не допустить возможности, что Димитрий говорил не о Посошковском Зерцале, а о другом сочинении, носившем тоже заглавие и заключавшем в себе также полемику против раскольников. Тогда именно довольно часто являлись сочинения против раскола («Камень веры» Стефана Яворского . Питиримовская «Пращица» и т. п.). Во-вторых, если, как мы знаем, на двух из списков, которые известны, показано имя автора «Иван Тихонович Посошков», то спрашивается, в какой мере можно считать вероятным, чтобы Феолог послал Димитрию список Посошковского Зерцала, на котором не было показано имени автора. Автор того Зерцала, которое читал Димитрий, был не известен, так как последний пишет о книжице безыменного творца. Это обстоятельство ослабляет некоторым образом аргументацию в пользу того положения, что Димитрий писал Феологу именно о Посошковском Зерцале.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/n...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010