Примечательно, что в 1694 г. по просьбе патриарха Адриана свт. Димитрий (Савич (Туптало)) написал службу 9 Кизическим мученикам для совершения богослужений в храме и монастыре при нем («Врачевство безмездное святых девяточисленных иже в Кизику мученик»). Первым строителем, воплотившим замысел митр. Адриана, стал иеродиак. Стефан (Сахаров), иногда именовавшийся «протоктитором Казанской Кизической лавры». При нем была построена каменная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, в обитель переданы 2 напрестольных креста с частицей Древа Креста Господня, мощами апостолов, русских и греческих мучеников, а также 2 богато украшенных Евангелия и серебряное кадило. Насельники с благодарностью вспоминали иеродиак. Стефана. В XIX в. в настоятельских покоях хранился портрет-парсуна 1686 г., на котором был изображен иеродиак. Стефан с крестом в правой руке, «горящем сердцем» в левой и надписью: «Согреяся сердце мое во мне и в поучении моем разгорится огнь». Церковь равноап. кн. Владимира Кизического мон-ря. Кон. XVII в. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (ГПИБ) Церковь равноап. кн. Владимира Кизического мон-ря. Кон. XVII в. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (ГПИБ) По свидетельству иеродиак. Стефана, население помогало устройству обители: «После сего вскоре боголюбивые жители города Казани стали наделять монастырь всякими жертвами и всем, что требовалось. Создали и церковь каменную во имя святых мучеников, ограду и келии для братии и даже для приходящих помолиться ко святым мученикам в храм их обители». Вероятно, приему паломников придавалось большое значение. Патриарх Адриан направил в Казань 2 грамоты, способствовавшие благоустроению обители ( Никанор (Каменский). 1893. С. 14-15). В грамоте 1694 г., адресованной митр. Казанскому и Свияжскому Маркеллу , патриарх благословлял «невозбранно износить» на молебен в Казань образ Кизических мучеников вслед за Седмиезерной иконой Богородицы (несмотря на «враждотворство» и «злонравие» чернецов Седмиезерской пустыни). Список с этой грамоты был направлен игум. Ипатию и до XX в. хранился в мон-ре. Др. грамота 1695 г. игум. Ипатию давала мон-рю право принимать у себя беглых крестьян из домовых вотчин патриарха и селить на монастырских землях. В 90-е гг. XVII в. К. м. служил летней резиденцией митр. Казанского Маркелла.

http://pravenc.ru/text/1319826.html

Выполняя заказ Михая Кантакузино по росписи ц. во имя Трех святителей мон-ря Колця в Бухаресте, Пырву с 1700 г. поселился в столице, купил дом, женился и открыл иконописную школу: уже в документе о продаже им дома Йордаке Крецулеску (1702) он назван даскэлом (учителем) зугравом (иконописцем) ( Mete . 1929. P. 35). Последние известные росписи он выполнил в ц. св. Георгия Нового в Бухаресте (1707). В 1718 г. скончалась его супруга Тудора и Пырву вместе с 2 сыновьями отправился в паломничество на Св. землю. О длительности его пребывания в Иерусалиме ничего не известно, однако, согласно документу 1721 г., в это время он находился уже в Бухаресте и занимался переводом своего имущества на имя старшего сына, Пырву ( Voinescu. 1955. Р. 140). В 1724 г. в мон-ре Мэрджинени приняли постриг Пырву с именем Пафнутий и его младший сын Георгий с именем Герасим. После смерти мон. Герасима (1731) П. с благословения настоятеля мон-ря Космы принял великую схиму в мон-ре Робая, где и скончался. Роспись свода притвора ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Синая. Мастер Пафнутий Пырвеску. 1690–1695 гг. Фото: Fusion-of-horisons from Fliekr Роспись свода притвора ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Синая. Мастер Пафнутий Пырвеску. 1690–1695 гг. Фото: Fusion-of-horisons from Fliekr Сохранилось неск. автопортретов Пырву. На стене лестничного пролета, ведущего к колокольне, Пырву с иконой Божией Матери с Младенцем на руках изображен в ц. Трех святителей в Филипештий-де-Пэдуре (вместе с учеником Станом (?)) и в Троицкой ц. в Мэгурени (вместе с супругой Тудорой). В Архангельской ц. мон-ря Берка (построена стольником Михалчей Кындеску и его супругой Александрой, урожденной Кантакузино, в 1694), росписи к-рой были частично раскрыты в 2004 г. при удалении слоя живописи XIX в., был обнаружен автопортрет Пырву вместе с Тудорой. В Успенской ц. монастыря Бордешти (1699) Пырву изобразил себя рядом с учеником Радулом (фрагмент фрески с портретами обоих иконописцев хранится сегодня в Национальном музее искусств в Бухаресте - Bucur. Art. Muz. 1513).

http://pravenc.ru/text/2579808.html

Вид на Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в. Вид на Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в. С особым торжеством в Д. м. праздновали в 1675 г. именины 3-летнего царевича Петра Алексеевича, буд. имп. Петра I. 29 июня в мон-рь к литургии пожаловали государь с царевичем Феодором Алексеевичем в сопровождении бояр и всего двора (сам малолетний именинник оставался с матерью Натальей Кирилловной в царском дворце в с. Воробьёве). После окончания литургии, к-рую совершал патриарх Иоаким , государь пригласил все духовенство «к столу» в Воробьёво. Поэтому не случайно, что в том же году крестный ход наименован в дворцовых записках Большим: в нем участвовали патриарх, митрополит, 2 архиепископа, архимандриты, игумены и весь священнический чин. 18 и 19 авг. 1689 г. по случаю престольного праздника царь Иоанн и царевна Софья присутствовали в Д. м. на богослужениях. Когда спустя 20 дней сводный брат царевны Петр I отрешил ее от управления гос-вом, для Д. м. наступило неблагоприятное время - сократилась помощь казны и начатое строительство было приостановлено. Д. м. неоднократно посещали патриархи Московские: 7 авг. 1637 г. патриарх Иоасаф служил заупокойную обедню по своим родителям, в дни 19 авг. (1655, 1677, 1678, 1680, 1681, 1683, 1685, 1686, 1695) патриархи посещали обитель с крестным ходом, на пути раздавая милостыню нищим и денежное пожалование духовенству. В 1685 г. патриарх Иоаким после литургии в Д. м. заезжал в дворцовое с. Троицкое, что на Сетуни, в с. Дмитровское на Истре и в Новоиерусалимский в честь Воскресения Господня мон-рь , также раздавая милостыню. 5 сент. 1694 г. патриарх Адриан присутствовал при погребении в обители схим. Иова (Кириллова Якова Аверкиевича, думного дьяка, благотворителя Д. м.). Вид на Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в. Вид на Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в. К 1650 г. Д. м. был приписан к новому, Андреевскому московскому мон-рю, 20 нояб. 1678 г. стал самостоятельным с игуменским управлением, в кон. 1683 г. по ходатайству царевны Софьи Алексеевны в обители введена архимандрития. 22 февр. 1721 г. Д. м. поступил в непосредственное ведение Синода, с 1 июля 1745 г. стал ставропигиальным. В лествице ставропигиальных мон-рей занимал 6-е место.

http://pravenc.ru/text/178962.html

К 1-й пол. 80-х гг. XVII в. относятся назидательные произведения К. для юного Петра I, а также Катехизис, к-рый Браиловский считал учебным пособием. Заметную часть педагогического наследия К. составляют сочинения, предназначенные для обучения и воспитания царевича Алексея Петровича, из к-рых наибольшую известность имеют буквари. В 1692 г. К. составил «Букварь славенороссийских писмен со образованми вещей и со нравоучителными стихами», в 1693 г. он поднес по экземпляру букваря царицам Наталии Кирилловне и Прасковье Феодоровне. В 1694 г. «Букварь…» был издан на Печатном дворе с гравюрами Л. Бунина . В 1695 г. для Алексея Петровича К. написал «Большой букварь», изданный в 1696 г. в 20 экз. Буквари К. богато иллюстрированы в соответствии с современным поэту принципом наглядности обучения (обоснован Я. А. Коменским ), для большей увлекательности обучения в иллюстрациях широко представлены всевозможные диковины, в т. ч. астрологические символы, изображения античных богов, муз, что было неприемлемо для русской учебной литературы более раннего времени. Внешний вид изображенных на иллюстрациях людей в значительной мере соответствовал европ. нормам: мн. мужчины одеты на европ. манер, а из тех, кто одеты в рус. платье, многие бриты (патриарх Адриан в это время продолжал борьбу с брадобритием). В орнаменте, украшении букварей заметно следование западноевроп. образцам. Буквари К. были первыми в России учебными пособиями, в которых признавалась необходимость обучения грамоте не только мальчиков, но и девочек. Букварь Кариона (Истомина). Гравер Л. Бунин (М., 1694) (РГБ) Букварь Кариона (Истомина). Гравер Л. Бунин (М., 1694) (РГБ) Из др. предназначенных для царевича Алексея Петровича произведений К. нужно отметить книги стихов: «Рай умный» (1693, содержит пересказ Жития прав. Алексия, человека Божия, небесного покровителя царевича), «Едем, си есть сладость» (1693, в книге кратко излагается библейская история, основное место отведено евангельским событиям), «Екклесиа, си есть Церковь» (1693, описание таинств Церкви), «Град Царства небеснаго» (1694, в научной традиции книга известна под названием «Полис», содержит рассказы о науках: грамматике, синтаксисе, пиитике, риторике, диалектике, арифметике, геометрии, философии, астрономии, теологии, музыке и врачевании, а также о странах и частях света, временах года, частях суток).

http://pravenc.ru/text/1681053.html

Аарон определён 2 нояб. 1846; † 15 мая 1857. Серапион определён 6 июня 1857; с … игумен; до 1862 (под управлением архиепископа Гавриила Городкова) . Иннокентий , 1862–69. 12 Терехов Воскресенский, на Оке, ниже Старой Рязани, в XVII веке был приписан к Саввину Сторожевскому; когда основан, неизвестно. Упразднён. [VI, 364.] Игумены Роман , 1520, 34. Симеон , 1576–84. Вассиан , 1588. Геннадий , 1600. Сергий (строитель) 1615. Зосима , 1617–21. Тарасий , 1625 и 26. Геннадий , 1636–43. Порфирий , 1643–54. Строители Феодосий , 1654 и 55. Никон , 1655. Григорий , 1656. Иов , 1657. Иосиф , 1663 и 64. Антоний , 1664 и 65. Гурий Колемин , 1669–71. Иона , 1692–94. Филарет , 1694. Мисаил , 1696. Иаков , 1697. Иосиф , 1698 и 99. 13 Зарецкий Спасский, против Старой Рязани, в XVII веке был приписан к Саввину Сторожевскому. Упразднён. [IV, 136.] Игумены Феодосий , 1535. Никандр , 1646. Никифор , 1650. Строители Никодим определён 2 мая 1651. Тихон , 1652 и 53. Дионисий , 1665. Иона , 1665 и 66. Боголеп определён в янв. 1681. Феодосий , 1694. Пахомий , 1695. Александр , 1699. 14 Переницкий Троицкий (в Старо-Рязанском стане), в XVII веке приписан к Саввину Сторожевскому. Упразднён. 111 Игум. Дионисий , 1646. Строит. Тихон , 1652. – Никифор , 1698. – Иринарх , 1699. 15 Жерновский Никитский (в Старо-Рязанском стане) в исх. 1680 был приписан к Ново-Иерусалимскому. Упразднён. [IV, 118.] Игумены Пётр , 1636–39. Дионисий 1649. Игнатий , 1661. Илия , чёрный поп, в июле 1662. Илия , 1672. Тихон , 1677. Филагрий (строитель) в нояб. 1680. 16 Федосеева Благовещенская пустынь (Рязанского уезда, Мещерской стороны), на озере Велие, существовала 1535; в половине XVII века была приписана к Рязанскому архиерейскому дому. Упразднена. 112 Игумены Геронтий , 1553. Зосима , 1574. Серапион , 28 дек. 1586. Пётр , 1620. Авраамий , 1624. Строители Александр , 1630. Боголеп , 8 янв. 1653. Антоний , 1672–80. [Старорязанской Благовещенской пустыни строитель Манассия † 11 дек. 1763.] 17 Нищевский Покровский, в Рязанском уезде, приписан к Новоиерусалимскому; в 1764 упразднён. [V, 337.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Значение творчества Ушакова для русского искусства XVII – начала XVIII века оценивалось неоднозначно. Г. Филимонов, еще в конце XIX века посвятивший Ушакову большое исследование, считал, что значение художественной деятельности Ушакова состоит в облегчении перехода от иконописи к живописи . И.Э. Грабарь в первом издании «Истории русского искусства» крайне отрицательно высказался о деятельности всех царских иконописцев, с которыми «кончилась русская иконопись, но русская живопись, о которой иным из них как будто грезилось, с ними не началась» . Новые оценки иконопись мастера Оружейной палаты получила лишь в последнее время. Так, Э.С. Смирнова считает, что «произведения Симона Ушакова и его учеников не являются свидетельством какого-либо серьезного шага к новой художественной культуре и оставались в пределах художественных традиций православного Средневековья» . Нам также представляется, что художник не переступил ту грань, которая отделяет иконопись от живописи. В заключение необходимо сказать, что Ушаков был сильной личностью и человеком своей эпохи, который организовывал труд огромной мастерской и у которого оставалось время для собственного творчества. Древнерусское искусство: XVII век. М., 1964. С. 5. В Москве: 1642–1643 гг. – роспись Успенского собора, 1652 г. – Архангельского собора, 1644 г. – Ризоположенской церкви (все три – в Кремле), 1653 г. – роспись церкви Троицы в Никитниках. Во Владимире: 1647–1648 гг. – роспись Успенского собора Княгинина монастыря. В Ярославле: 1640 г. – роспись церкви Николы Надеина. В Ярославле: 1680–1681 гг. – роспись церкви Илии Пророка, 1683 г. – церкви Рождества Христова, 1691 г. – церкви Николы «Мокрого», 1692–1694 гг. – церкви Богоявления, 1694–1695 гг. – церкви Иоанна Предтечи в Толчково. В Костроме: 1685 г. – роспись собора Ипатьевского монастыря. В Вологде: 1686–1688 гг. – роспись Софийского собора. В Романове-Борисоглебске: 1680–1690 гг. – роспись Воскресенского собора. Ушаков С. Слово к люботщательному иконного писания//Мастера искусства об искусстве. М., 1969. Т. 6. С. 52.

http://pravoslavie.ru/770.html

Игнатий , Иосиф Сухой, соборные старцы Герман (Коровка), Геннадий (Качалов), чернец Пимин и др. Малолюдность Поморья, удаленность населенных пунктов друг от друга, небольшое количество храмов, традиц. для этих мест преобладание часовен, необходимость зачастую обходиться без священников способствовали укреплению в этих местах беспоповского учения. Огромное влияние на формирование поморского центра беспоповщины оказал инок Корнилий Выговский († 1695 в возрасте 125 лет), авторитет к-рого был чрезвычайно высок. Ученики соловецких старцев Д. Викулин и А. Денисов вместе с Корнилием основали в 1694 г. знаменитое в истории старообрядчества Выговское общежительство, многое для его устроения сделал проживший там неск. лет еще один выходец из Соловецкого мон-ря священноинок Пафнутий. Выговское общежительство стало центром самостоятельного течения в беспоповщине - поморского согласия, его авторитет был исключительно высок во всем старообрядчестве. В 1-й пол. XVIII в. поморское согласие широко распространилось на всей территории России - поморские общины существовали в Москве, С.-Петербурге, Поволжье (Ярославль, Керженец, Саратов), Стародубье. Очень рано поморцы появились в Верхокамье, на Урале и в Зап. Сибири. Региональные центры чаще всего возникали в связи с деятельностью выговских эмиссаров и были тесно связаны с Выгом. Инок Корнилий Выговский. Настенный лист. Выг. 1-я пол. XIX в. Фрагмент (ГИМ) Инок Корнилий Выговский. Настенный лист. Выг. 1-я пол. XIX в. Фрагмент (ГИМ) В новгородско-псковских землях в кон. XVII в. большим авторитетом пользовались старообрядцы священноинок Варлаам, бывш. протопоп псковского Троицкого собора, по существу создавший новгородскую старообрядческую общину, и Илия, бывш. священник из Крестецкого Яма. Среди учеников и последователей Варлаама и Илии в 90-х гг. XVII в. наиболее деятельным был Феодосий Васильев , бывш. дьячок из Крестецкого Яма, возглавивший беспоповское федосеевское согласие (см. Федосеевцы ). Васильев принимал активное участие в Новгородских соборах 1692 и 1694 гг., провозгласивших беспоповское учение, и уже в эти годы, по-видимому, возглавлял новгородскую общину.

http://pravenc.ru/text/78246.html

Сиона (первая?), строит-ца, в мар. 1652. Анна , 1653 и 54, мар. Феотиния , 1657–58. Анисия , 1659–79. Одна? Анисия , 1700 и 1. Досифея , 1738. 12 Холкова Троицкая, Оскольская пустынь, Белгородского уезда, в 1764 г. упразднённая. [VI, 300?] Строители Геласий , основатель, 8 февр. 1620. Ефрем , 1627, 28, 32. Варсонофий , 1636, 40, окт. Ефрем , 1643–52, 54, 58, 60, 61. Дионисий , в янв. 1673. Геннадий , архим., 26 мар. 1692. Иоанн Тихонов , игум., 24 февр. 1730. 13 Троицкий, в городе Карпове, упразднённый в 1764 г. [IV, 355.] Строители Афанасий , 1652–54, нояб. Ануфрий , 1657–62. Дионисий , 1694. Климент , 1709–16, 30 дек. Карповской пустыни Игум. Иезекииль , 1759. – Исаия Илляшевич определён 8 апр. 1765; по упразднении, перев. в Коренную пустынь. 14 Знаменский Хотныжский, заштатный. [VI, 604.] Уничтожен 14 нояб. 1842. Игумены Феодосий (строит.) 1642, 43. Пафнутий , строит., в февр. 1660. Корнилий , 1675–79, нояб. Антоний , 1681–93. Трифиллий , 1695–97. Леонид Ладисский , 1756–58. Венедикт , архим., 1763 и 64. Феофилакт Яковлев , архим., 1769–1774. Александр определён 1787, из Казанского Свенского монастыря. 15 Покровского Хотмышского упразднённого [VI, 605] Строит-ца Ираида , 1695–97. 16 Софрониева Молчанская, Рождества Богородицы, пустынь, от города Путивля в 20 верстах, основана в исх. XVI века и зависела от Путивльского Молчанского монастыря; 13 мая 1670 от него отписана. [VI, 186.] Строители Пафнутий , игум., граи. 23 мар. 1593; в 1613, по разорении, перешёл с братией в Путивльский Молчанский мнтрь. Александр , с 1653. Софроний , 1656; † 1692. Серапион , с 1692; † 17 июля 1718. Никодим , в янв. 1698. Сорафим , в февр. 1713. Сильвестр Константинович , 1718–21. Зосима Курдюмов , 1721–27. Сергий Самойлов , 1727–35, окт. 6 взят в синод и, по суду, лишён монашества. Иакинф Чуйкевич , 1738–43. Сергий Самойлов (паки), в 1743–50. После в Рыльском Николаевском. Климент 1750 и 51. Ювеналий Мартиненков , игум., с 1751 по 1760. Лазарь , игум., 1760–63. Арсений , игум., определён 15 июня 1763 по 1772.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Адриана на осляти 37 . Только после смерти матери, Наталии Кирилловны, когда немецкая слобода захватила ум и сердце молодого царя, обряд этот был отменен, как унизительный для царской власти. Духовная власть в лице Адриана получала большее оскорбление, чем то, какое нанес Ромодановский патриарху Никону , сказав ему от имени царя: «Царь гневается на тебя за присвоение титула великого Государя и больше почитать тебя не будет». За унижение духовной власти уничтожение обряда было понято не только самим патриархом и духовенством, но и народом, который в лице стрельцов высказал свой протест против порушения традиционной церковной церемонии. Стрельцы одним из главных мотивов бунта против Петра в 1698 г. выставляли уничтожение обряда Ваий и хотели немецкую слободу разорить, немцев побить за то, что благочестие от тех закоснело: прекратились ходы на богоявление и цветную неделю» 38 . Когда был отменен обряд неизвестно: во всяком случае между 1694 и 1696 годами. Вскоре самолюбие патриарха еще более пострадало, когда он не мог не узнать, как царь Петр учредил необычный, вакханальный «всеплутейший, сумасброднейший и всепьянейший собор князя Иоаникиты, патриарха Презбургского, Яусского, и всего Кукуя». При нем был «Конклав» из 12 «кардиналов», отъявленных пьяниц и обжор, со штатом епископов, архимандритов и т. д., носивших прозвища, которые, по замечанию проф. Ключевского, никогда не появятся в печати при каком бы то ни было цензурном уставе. Петр был протодьяконом в этом соборе. Устав этого собора был сочинен Петром после, в 1709 г., накануне Полтавской битвы 39 . Когда была учреждена всешутейшая компания, пародия на папу и патриарха, неизвестно. Во всяком случае «всеплутейший собор» существовал еще при жизни патр. Адриана. Из письма Стрешнева царю под Азов, относящегося к 1695 г., видно, что уже в это время на пирах главою компании, в борьбе с иностранцем Бахусом и с своим доморощенным Ивашкою Хмельницким – был «Всешутейший отец Иоаникит (Никита Зотов), Презбургский, Кокуйский и Всеяузский патриарх» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большое строительство в монастыре развернулось в 1688-1698 годах при настоятеле монастыря архимандрите Игнатии (Шангине). В эти годы была возведена трапезная палата с церковью Святого Духа. Заложенную тогда же колокольню достроили значительно позже, в 1735 году. В подклете церкви Св. Духа размещался придел во имя Св. Онуфрия. В 1698 году были построены Святые ворота с церковью Иоанна Предтечи. В 1958 году в стене церкви Иоанна Предтечи был найден закладной камень с тайником, в котором лежал листок бумаги с надписью XVII века. В тексте говорилось, что храм был заложен " при архимндрите Игнатии в лето 7203 (1695) года июля в 4 день " . Надвратная Иоанно-Предтеченская церковь и трапезная церковь во имя Сошествия Св. Духа построены в стиле пышного нарышкинского барокко. Как полагают, их строил Яков Бухвостов, автор рязанского Успенского собора. Духовская церковь с примыкающей к ней трапезной палатой напоминает дворец. Раньше это впечатление усиливалось торжественно-парадной лестницей, которая вела в трапезную палату. Главным украшением Духовской и Предтеченской церквей являются их многоцветные изразцы. Особенно великолепны четыре большие изразцовые фигуры евангелистов, украшающие Иоанно-Предтеченскую церковь. Их изображения можно найти во многих изданиях, посвящённых русскому прикладному искусству XVII века. Автором изразцового убранства Солотчинского монастыря является известный московский мастер Степан Полубес в 1691 году. В конце XVII века были построены два корпуса келий, в 1694-1698 годах - восточная и южная стена с тремя башнями. Первоначально ограда Солотчинского монастыря была деревянной. С западной и северной стороны каменная ограда появилась только в 1741-1745 годах. В середине XIX века западная угловая башня снова обрушилась вместе с береговым откосом. В XVII веке в монастыре процветала иконописная школа. На территории обители был устроен большой яблоневый сад. Согласно составленной в 1636 году Патриархом Иоасафом " лествице власти " , обитель занимала 34 место среди 700 российских монастырей. Но вся эта идиллия закончилась в 1917 году.

http://sobory.ru/article/?object=00864

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010