По мнению автора, в изучении «колоний Русской империи» российские археологи проявляли особый интерес к Грузии, поскольку «Тифлис служил местом пребывания колониальной администрации» 1691 . Отметим важные издания архивных материалов последних лет, связанных с крупными деятелями науки 2-й пол. XIX – первых десятилетий XX в.: де Росси, Дюшеном и Вильпертом. Многолетнюю переписку де Росси с его учеником, а затем другом Луи Дюшеном, историком ранней Церкви и литургии, издал о. Патрик Сен-Рок (1942–2000), тогда – ректор Папского института христианской археологии. Де Росси и Дюшен обсуждают научные и общественные проблемы, условия и трудности своей работы, профессиональные и личные отношения с широким кругом людей. Эти два представителя католической науки ставят своей целью создание «истории, основанной на документах». Дюшен формулирует: «Я только стремился очертить пределы, в которых может развиваться критика, с точки зрения ясно определенной догмы» 1692 . По мнению де Росси, «опасно позволить светским ученым думать, что невозможно согласие между церковной наукой и исторической критикой, более или менее независимой» 1693 . Как увидим ниже, осуществить эти идеи удалось далеко не сразу. Крупная фигура католической исторической науки – Йозеф Вильперт, принадлежавший к кругу де Росси. В связи со 150-летием со дня его рождения прошли коллоквиумы, изданы новые архивные материалы о его деятельности и о состоянии археологии в ту эпоху, о дискуссиях вокруг его идей. Один коллоквиум состоялся 16–19 мая 2007 г. в Риме (Йозеф Вильперт (1857–1944) – представитель римской школы христианской археологии 1694 ), другой – в Польше 1695 . Опубликованные материалы дают представление также о современном состоянии проблем, о которых спорили свыше ста лет назад. Последняя крупная обобщающая работа – компендиум «Введение в христианскую археологию» выдающегося археолога и историка архитектуры 2-й пол. XX в. Фридриха Вильгельма Дайхманна (1909–1993). Автор рассматривает христианскую археологию как часть истории Древнего мира; его краткий историографический очерк отличается точными оценками 1696 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, авторитетнейший философ школы ньяя Ватсьяяна (IV–V вв.) в своем комментарии на «Ньяя-сутры» прямо ставит вопрос о тех дифференциальных признаках, которые отделяют его дисциплину знания от таких дидактических текстов, содержащих «только учение о высшем Атмане», как Упанишады. О том, какие требования предъявлялись к философскому тексту, претендующему на то, чтобы быть авторитетным для знатоков, свидетельствует хотя бы следующий их перечень, представленный в комментарии на «Санкхья-карику» (V в.) под названием «Юктидипика» (VII–VIII вв.): такой текст должен содержать свод кратких нормативных афоризмов (sutra), дискуссию о корректных источниках знания (pramana), дискуссию о «частях» предмета (avayava), положение, описывающее общие компоненты системы «в полноте» (anyunata), дискуссию по поводу «Сомнений», связанных c общими принципами системы (samsaya), дискуссию о специальных технических проблемах (nirnaya), краткие дефиниции (uddesa), более развернутые дефиниции (nirdesa), дискуссию о базовых принципах в «последовательном порядке» (anukrama), дискуссию о технической тер-минологии (samjna), дискуссию в связи с практическим результатом дайной философской системы (upadesa). Следует отметить, что эти нормативы соответствовали реальностям индийского профессионального философствования 1694 . По определению «Артхашастры» (I-II вв.) философия – это наука, в которой осуществляется «исследование посредством аргументации» 1695 … Уддалака (Чхандогья-упанишада, 6) приходит к своей истине через особое, ему лишь присущее «видение» природы вещей и требует принять свое «откровение» на веру («Верь этому, дорогой»). Удаллаке даже в голову не приходит доказывать свою точку зрения или опровергать альтернативные («устранив» мнение «некоторых», видящих происхождение сущего в несущем, но без затруднений переходит к мифу о том, как Сущее решило себя размножить)… Но с зарождением собственно философской мысли те же вопросы в «Брахма-сутре» обсуждаются уже совершенно иначе. Здесь Бадараяна доказывает свое положение посредством опровержения оппонентов, поскольку может считаться правым только в том случае, если обоснована невозможность отстаивать их контртезис.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Паисий Козлятев , 17 мая, 2 дек. (sic) 1551, (Новг. Лет., II, 155). Гурий Коровин 6 нояб. 1551 и прежде (Новг. Лет., 251) 1552. ?? Мартирий , 1555 (Новг., II, 157). Маркелл 3 февр. (sic) 1555, потом оставил игуменство (Новг., II, 158); в 1557 уехал в Москву. Филофей , 1556–60, 67, нояб. 15. Варлаам , 1571 и 72, авг. После сгорел в селе Ясновичах. Дионисий , 1577, а в 1581 хирот. в митр. Всероссийского. Сильвестр , 1584–91. Аркадий , 1595–98. Архимандриты Трифон , игум., с 1601, архим. с 7 янв. 1608. Киприан , 1612, а 8 сент. 1620 хирот. в архиеп. Сибирского. Варлаам , 31 авг. 1621. Феодосий , 26 янв. 1624. Феодорит , 1629–36; 26 янв. сослан в Сийский под начал. Рафаил перев. из Соловецкого в 1636, а 17 мая 1638 хирот. в архиеп. Астраханского. Пахомий , 1638–41; 17 июня хирот. в архиеп. Астраханского. Евфимий 1642–48. (После в Вяжицком). Варлаам , 1648–52. Софроний , с 1652, а 29 янв. 1654 хирот. в архиеп. Суздальского. Евфимий паки перев. из Вяжицкого 1654–57. Тихон , 1658–60 († в июле). Дионисий , 1661 и 62, мар. (sic). Корнилий , с 1662, а 24 июля 1664 хирот. в митр. Сибирского. Иосиф , 1664–72, дек. Пахомий Козел , 1673 и 1674; 15 сент. перев. в Симонов. Макарий произведён из уставщиков Саввинского Сторожевского монастыря, 24 дек. 1674–78. Геласий определён в окт. 1678, а 12 мар. 1682 хирот. в архиеп. Великоустюжского. Евфимий , 1682–89, дек. перев. в Тихвин. Макарий , 1689, в дек. перев. из Тихвина, а 29 дек. 1694 обратно. Тихон перев. из Старорусского Спасского 13 янв. 1695–1704. Феодосий Яновский , 1704–1712, перев. в Александро-Невскую Лавру. Вениамин 2 сент. 1712 перев. из Иверского; до начала 1738 (sic). (Упом. в янв. 1739). Гавриил Воронов 1738 перев. из Спасо-Каменного, а 18 окт. 1740 перев. в Юрьев. Венедикт Коптев 1740 перев. из Краснохолмского (упом. в мар. и авг.), и вскоре в Александро-Свирский. Гавриил (вторично), в 1741–43. Ефрем , в 1743–45. Трифиллий в мае 1747 перев. в Иверский. Дамаскин Аскаронский 11 янв. 1748 перев. из Антониева, а 7 авг. 1751 – в Иверский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пр. Синклитикии александрийской, † ок. 350. У. 1298. Хил. М. Р. 448. Соф. М. 1515. Служба. (247. 1295 янв. 3. Вас. 319. Сирл. янв. 4). Пр. Аполлинарии , подвизавшейся под именем Дорофея , дочери Анфемия , † ок. 470 в Египте. Петр. Юрьев. 319. У. 1398 и друг. М. Р. (247. 1295 янв. 4. Остр. янв. 2). Пр. Григория. После подвигов в разных местах скончался в 9 в., ок. 820 г., в Акрите, мысе вифинском Мраморного моря. Иер. Петр. Нан. 2. 1295 Лобк. М. 12 в. только имя (Остр. 2 янв.). (См. Деян. св. I. 289 и Штадлера II. 481). Пр. Фостирия. 1295. † в Типогр. М. 14 в. стихиры (Акад. Мст. 1270. У. 1236. МКр. М. Порф. 4 янв. 43. Тур. Дом. 4 авг.). Св. прор. Михея не из 12, в 9 веке до Р. X. 2 Парал. 18. Вас. Рум. Сирл. Киев. 1672 и др. (Вас. 240 втор. 21 апр. Сирм. Дом. 22 апр. 239. Шиш. У. 1236 янв. 3. Греч. Мин. 14 авг. вместо Михея из 12). Пр. Мины синайского в 6 веке. 239. 247. Печ. пролог. 1641 года. Препразднство просвещения. Син. 715. Конст. 42 и все. Канон Иосифа по Греч. М. 1870, что и у нас; тропари на часах Софрония патр. II. Муч. Феоида затоптанного палачами. 1295. Муч. Саиса в море. 1295. Пр. Татианы. 1295. Преподобномуч. Романа из Карпенисия, в 1694 году пострадавшего от турок в Царьграде, † мечем. Афон. патер. (см. еще 16 февр.). V. Преп. Павла фивейского. МКр. Хлуд. 35. 404. Терн. Мак. житие (15 янв.). Св. Епифания , патр. константинопольского. Конст. Неап. Соф. св. 7. (25 авг. М. Гр.). Пр. Феоктиста , друга св. Евфимия. 247, 248, 249 (3 сент.). Св. праведн. Иосифа. Син. 1 и 2 (26 дек.). Преп. Домнины или Домны. 1295. М. Гр. (По Болландистам она же 1 марта, может быть она же 8 янв.) Страдание В. князя Игоря Ольговича. Мил. (5 июня). Св. Евфимия новгородского. 1621 (11 мар.). 6 I. Св. Богоявление Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Син. 715 и все восточн. и западные. М. 11 и 12 в. Кондак Романа. Каноны Космы монаха и I. Дамаскина. Стих. Германа и других. Служба. II. Священномуч. Романа лакедемонца, пострадавшего в сей день от турок в 1695 году, † мечем. (Солов. 7 янв.). 7

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Услышав это дурное известие, я сильно опечалился; мне стало досадно за то, что он (греческий царь) не удовлетворил моему желанию и моей просьбы не исполнил 1680 , и обстоятельство это привело меня в величайшее отчаяние. Затем я намеревался отправить письмо к царю моему государю через святой город Иерусалим, потому что некоторые евреи ручались мне отвезти письмо мое из их страны в Несибим 1681 : отсюда оно пошло бы в Армению, оттуда в Бардаа 1682 , а оттуда дошло бы и до вашей страны 1683 . Покуда я все это обдумывал, прибыли к нам послы царя Гебалимского 1684 , между которыми было два еврея, имя одного – Саул, а другого Иосиф 1685 . Когда они услышали о моем замешательстве, то начали утешать меня, сказав: «Дай нам письма 1686 твои, мы передадим их царю Гебалимскому, который ради чести твоей перешлет их к евреям, живущим в земле Гунгарин 1687 , те отправят их в Русъ 1688 , отсюда они пойдут в Булгар 1689 и таким образом дойдут до назначенного тобою места». Тот, кто испытывает сердца и почки 1690 , знает, что все это я делал не ради чести моей, но только для того, чтобы узнать истину – есть ли где остаток 1691 и царство изгнанному Израилю, где бы он не был подчинен и подвластен другим. Если бы я знал, что это действительно правда, то я отказался 6ы от почетного места, бросил 6ы высокий сан, оставил 6ы семейство и ходил бы по горам и по холмам, морем и сушей, пока не достиг 6ы места жительства царя моего государя, чтобы увидеть там его величие и славу жилища его подданных, положение его служителей и спокойствие остатка Израилева. Смотря на его великолепие и славу, воссияют мои очи 1692 , возрадуются мои почки 1693 , и уста мои произведут хвалу Господу, не отвратившему своей милости от своих угнетенных. Если моему царю благоугодно будет и если он соблаговолит исполнить просьбу мою, то да будет ему моя жизнь дорога 1694 и да прикажет он секретарям 1695 , находящимся перед ним, написать обстоятельный ответ его слуге из дальней земли, дабы я знал начало и основание дела 1696 , как попал Израиль в эту местность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шаровкин Успенский Перемышльский в 1684 приписан к Донскому; в 1766 г., после пожара, упразднён. [VI, 721.] Игумены Феогност Шаровка , монах, основатель, † 1545. Прохор , 1552 ?, 1561–67. Паисий , 1577. Макарий , 1584 и 85. Зиновий , 4 нояб. 1599. Макарий , 10 июня 1606. Кирилл , 1609 ?, 20 янв.. мар. 1614. Иов , 1620 и 21. Симон , 7 мая 1623. Пафнутий , 1625–27. Леонид , 1628–30. Дионисий , 1632–43, † 22 лек. Леонид , 1644 и 45, в окт. 1652, в июле (sic) 1653. Галактион , в сент. 1650. Антоний , в мар. 1653. Филарет , 1659–63. Пётр (перев. из Боголюбова?) 1664–1666. Иосиф (строит. Юхнова монастыря) 1667–1670. Лазарь , в сент., окт. 1671. Вассиан , строит., в июне 1673. Савватий , строит., 1675–77. Афанасий , 1678–84. Тихон , 1686 и 87. Строители Иона , 1695–1701; † … Филарет , 1703, 1713–15. Иоасаф убит в 1730. Матфей , 1734. Порфирий Рахинский 1753 перев. в Городеченскую пустынь. Феодул , 1764–66, перев. в Жабынскую пустынь. 5 Резванский Николаевский Перемышльский 168 домовый патриарший; в 1764 упразднён. [V, 479; VI, 1038.] Игумены Дионисий , 1624–27. Иов , в февр. 1644, 1645. Лазарь , в мае 1659, 1660. Иосиф , 1678. Пахомий , 1694–98; после уволен. Жив в 1703. Дорофей Лихачев , 1700–3, перев. в Воротынский Спасский. Макарий , 1703–8. Пахомий , в нояб. 1709. 1711. Иаков , 1712–14. Варлаам , 1728. Алексий , 1734. Иов , 1739–42. Игнатий , 1746–48. Игуменьи Маремиана , в авг. 1634. Досифея Пальчикова , 1662, 63, 1664, 1669, 70, 71, 73, 97. Варсонофия , 1704–6. Максимилла , 1740. 7 Лаврентиев Рождественский, под Калугой. [V, 1, 688; VI, 1018.] В 1799 г. обращён в архиерейский дом. Игумены Серапион , 3 дек. 1564. Сильвестр , бывший игум. Калужский, в 1565 казначеем в Симонове. Не этого-ль монастыря? Серафим , в конце XVII века. Леонид (строит.) 17 авг. 1599. Евфимий (строит.) 28 янв. 1614. Сергий , в февр. и мар. 1621. Пимен , в янв. 1646, в авг. 1649, в авг. 1650, 1652. Пафнутий определён 12 окт. 1652; в 1653 и 54; † от язвы, осенью. Тихон , в апр., июле 1661, в апр. 1662.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, монастырь вовсе не был захолустным. При нём имелось епархиальное женское училище и школа, здания которых частично сохранились. Ежегодно 10 июля в Деревяницком монастыре проходил широко известный в Новгороде крестный ход. В этот день совершалась память чудотворной Коневской иконы Божией Матери, точный список которой имелся в церкви Успения Пресвятой Богородицы и очень почитался жителями близлежащих селений. После революции Деревяницкий монастырь был закрыт, а его корпуса использовались как склады и для размещения наркологического диспансера. В годы Великой Отечественной войны комплекс Деревяницкого монастыря пострадал не так сильно, как многие другие. Однако на сегодняшний день результаты реставрационных работ 1965 года уже почти незаметны: купола обветшали и зияют дырами, штукатурка со стен во многих места сошла, а стёкла почти все разбиты.  Согласно описи 1583 г., приведенной архим. Амвросием (Орнатским), в Д. м. находились каменные Воскресенский и Успенский храмы, а также деревянная ц. свт. Николая Чудотворца с трапезной. В челобитной насельников 1610 г. названо 3 храма: Воскресенский, Успенский и «великого чюдотворца Николы» (см.: Кадыкин. С. 20). Во время швед. оккупации Новгорода в 1611-1617 гг. Д. м. был «разорен до основания» (Там же). Согласно описи 1617 г., храмы стояли без кровель, церковное имущество разграблено, кельи и ограда сожжены. После 1617 г. Успенская ц., вероятно, не возобновлялась. Были восстановлены Воскресенский храм (к 1620), деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной палатой, началось строительство келий. В 1663 г. Никольская ц. сгорела, но в 1672 г. была возобновлена. В 1693 г., при игум. Маркелле, по благословению митр. Новгородского Корнилия началось строительство деревянной надвратной ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери. К кон. XVII в. настоятельские и братские кельи, хозяйственные службы и др. постройки также были деревянными. С 1694 г. и в 1-ю треть XVIII в. в Д. м. велись каменные строительные работы, в результате к-рых монастырский ансамбль был полностью обновлен. В 1694 г. был разобран каменный Воскресенский собор, и в 1695 г. по благословению митр. Корнилия «царского Величества ближний боярин и воевода князь Борис Иванович Прозоровский на том же месте завел церковь великую и строил тое церковь три лета из монастырской казны» (ОПИ НГМОМЗ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 145. Л. 1-1 об.). В 1695 г. был заключен подрядный договор с 2 артелями каменщиков, к-рые возглавляли Фома Алексеев из Костромского у. и Никита Киприянов из Ярославского у.

http://sobory.ru/article/?object=00372

Пречестныи акафисты всеседмичныя, с стихиры и каноны. Киев, 1677. Акафисты Иисусу Сладчайшему, Богородице, Гробу Господню и Воскресению, Бесплотным Силам, Иоанну Предтече, свв. апостолам, св. Николаю Чудотворцу, Честному Кресту и всем святым. Часовник. Унев (Уневская община), 1681. Акафисты Богородице, Иисусу Сладчайшему, св. Николаю Чудотворцу, Успению Богородицы. Акафисты и каноны. Киев, 1683. Пречестныи акафисты и прочия спасительныя мольбы. Унев, 1683 2 . Акафисты Богородице, Иисусу Сладчайшему, Успению (те же, что и в Часовнике 1681 г.), св. Николаю Чудотворцу (тот же, что и в книгах: «Акафисты» (Киев, 1629 и 1654), но отличается от напечатанного в «Подорожной книжице» Ф. Скорины и, с другой стороны, от напечатанного в книге «Пречестныи акафисты всеседмичныи...» (Киев, 1677). Канонник. 1687. Акафисты Иисусу Сладчайшему и Богородице. Акафист, житие и служба св. Николаю Мирликийскому. М., 1688. Треакафистный молитвослов. Чернигов, 1691. (С небольшими изменениями в правописании.) Акафисты Святой Троице, вмц. Варваре и Страстям Христовым. Акафисты и каноны. Могилев, 1693. Акафисты Иисусу Сладчайшему, Богородице (те же, что и в киевском издании 1625 г.), Успению, св. Николаю (те же, что и в книге «Пречестныи акафисты всеседмичныи...» (Киев, 1677). Акафисты и каноны Иисусу Христу и Богоматери. Киев, 1693. Акафисты с прочими спасительными мольбами. Киев, 1693. Акафисты Богородице (л. 1), Иисусу Сладчайшему (л. 44) (те же, что и в киевском издании 1625 г.), Успению Богородицы, св. Николаю (те же, что и в книге «Пречестныи акафисты всеседмичныи...» (Киев, 1677). Молитвослов треакафистный. Вильно, 1693. Акафист, житие и служба св. Николаю Мирликийскому. Киев, 1694. Молитвы и акафисты. Киев, 1694. Акафисты и каноны и прочия спасительный мольбы. Киев, 1695. Акафисты Богородице, Иисусу Сладчайшему (те же, что и в киевском издании 1625 г.). Акафисты и каноны. Могилев, 1695. Акафист, служба и житие св. Николая Мирликийскаго. Киев, 1696. Акафист, служба и житие св. Николая Мирликийскаго. М., 1696.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

В апр. 1694 г. З. подготовил и провел синод епископов униат. Церкви в Речи Посполитой, на к-ром он был избран митрополитом Киевским и Галицким, 22 сент. 1695 г. папа Римский Иннокентий XII утвердил это избрание. Под управлением нового митрополита осталась Владимиро-Волынская епархия, до апр. 1697 г. З. продолжал удерживать за собой также Полоцкое архиеп-ство вопреки протестам назначенного на эту кафедру Пинского еп. Маркиана Билозора. 15 апр. 1696 г. З. принес присягу как униат. митрополит Киевский и Галицкий. В отличие от своего предшественника митр. К. Жоховского З. в целом имел ровные и бесконфликтные отношения с орденом василиан, соглашаясь с его влиянием в униат. Церкви. 26 авг. 1698 г. митрополит принял требование василиан впредь назначать епископов исключительно из числа членов ордена. Во время пребывания З. во главе униат. Церкви ее активность по насаждению унии в Речи Посполитой значительно усилилась. Польск. власти стремились ликвидировать правосл. епархии, дабы не допустить церковной зависимости правосл. подданных от Московского Патриархата, в состав к-рого в 1685 г. вошла правосл. Киевская митрополия. Распространение унии зачастую осуществлялось насильственными мерами. Напр., ок. 1698 г. при помощи отрядов польск. армии З. захватил правосл. мон-ри в Зимно и Низкиничах на Волыни, часть насельников этих обителей была убита, оставшиеся в живых монахи были принуждены к принятию унии. При З. состоялся переход в унию Львовской и Луцкой правосл. епархий. Еще в 1677 г. правосл. Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) тайно перешел в унию, а в 1681 г. он и Перемышльский еп. Иннокентий (Винницкий) договорились с кор. Яном Собеским и униат. митр. К. Жоховским относительно присоединения к унии их епархий. В 1691 г. в унию перешел еп. Иннокентий и возглавляемая им Перемышльско-Самборская епархия, однако открытый переход еп. Иосифа и возглавляемой им Львовской епархии был отложен. По требованию кор. Яна Собеского и папского нунция Санта-Кроче в дек. 1694 г. еп. Иосиф (Шумлянский) собрал во Львове епархиальный Собор, на к-ром большинство участников выступили против унии, несмотря на давление, оказанное на них правящим епископом, коронным гетманом С.

http://pravenc.ru/text/182535.html

Одновременно со службой в коллегии в дек. 1688 г. И. был избран игуменом киевского Пустынно-Николаевского мон-ря (универсал от Мазепы был выдан 10 янв. 1689). По прошению игумена 23 февр. 1692 г. Мазепа выдал обители универсал на владение с. Тростянец. С 1693 г. И. одновременно управлял киевским Братским в честь Богоявления монастырем . По инициативе И. на средства Мазепы в обеих обителях были построены каменные храмы: в Николаевском мон-ре - свт. Николая Чудотворца, а в Братском - Богоявленский. 17 мая 1693 г. И. инициировал составление представителями киевской ратуши описи монастырских имений с четким определением их границ. 15 июня того же года Мазепа своим универсалом подтвердил все владения Братского мон-ря (11 янв. 1694 И. получил в Москве царскую грамоту с аналогичным подтверждением), 16 июня - права Николаевского мон-ря на села Максимовка и Городище. Универсалом гетмана от 30 июля 1694 г. был завершен давний конфликт между Братским монастырем и Межигорским в честь Преображения Господня монастырем за владение мельницами на р. Котурке. В 1702 г. И. уже в должности архимандрита Киево-Печерской лавры был вынужден разбирать новый конфликт между этими обителями, претендовавшими на земли в районе Вышгорода. В нояб. 1690 г. И. был одним из кандидатов на пост архимандрита Киево-Печерской лавры, но избран был Мелетий (Вуяхевич). Позже И. оказался претендентом на служение в епископском сане в Переяславской епархии, проект создания которой был разработан митр. Варлаамом и Мазепой. Последний упоминал об И. как о будущем епископе в письме от 9 марта 1695 г. к патриарху Московскому и всея Руси Адриану . В 1697 г. И. был избран настоятелем Киево-Печерской лавры, 29 июня того же года в Москве патриархом Адрианом возведен в сан архимандрита. На новой должности И. много внимания уделял строительству и благоукрашению храмов. При нем в 1698 г. было завершено возведение на средства Мазепы храма во имя Всех святых. В 1700 г. на Ближних пещерах на средства полтавского полковника П. Герцика была построена ц. в честь Воздвижения Честного Креста (освящена 14 сент. того же года митр. Варлаамом). В 1701 г. завершилось начатое в 1698 г. на средства Мазепы строительство вокруг лавры крепостной стены протяженностью 1190 м, толщиной ок. 3 м и высотой ок. 7 м с 4 башнями и 3 воротами. Распоряжением Петра I от 8 окт. 1706 г. вокруг лавры началось сооружение еще одного крепостного вала. По прошению И. 30 нояб. 1702 г. к лавре был приписан Преображенский змиёвский, а 2 янв. 1703 г.- Покровский Сеннянский мон-ри (оба в пределах Белгородской епархии).

http://pravenc.ru/text/578092.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010