А.А. Половцов Брюс, Яков Виллимович Брюс, граф Яков Виллимович, генерал-фельдмаршал; род. в 1670 г., ум. 19 апреля 1735 г. Получив дома прекрасное для того времени образование, Я. Брюс пристрастился рано к математическим и естественным наукам, которыми не переставал заниматься всю жизнь. Записанный вместе с братом в царские потешные в 1683 г., Я. Брюс был в 1687 г. произведен в прапорщики и участвовал в походе князя Голицына в Крым, после чего был награжден небольшим поместьем; в 1689 г., после второго крымского похода, Брюс снова получил в награду поместье и деньги. В то время как Петр Великий укрывался в стенах Троицко-Сергиевской Лавры от умысла Шакловитого, Брюс, как прежний потешный, находился при царе и был за то опять награжден. Участвуя в Кожуховском походе 1694 г., Брюс уже был поручиком 2-го рейтарского полка армии князя Ромодановского. В 1695 г. он был произведен в капитаны и состоял за инженера в первом походе на Азов. В 1696 г. Брюс., тогда капитан девятой флотской роты, отплыл с Лефортом из Воронежа снова к Азову и во время пути составил карту от Москвы до Малой Азии, напечатанную потом в Амстердаме у Тессинга. За эту работу Брюс был пожалован чином полковника. В то время Брюс был членом веселого общества Нептунов, под председательством Лефорта собиравшегося таинственно на верху Сухаревой башни в Москве, где занимались, по преданию, чернокнижием. Брюс сопровождал Петра в его заграничном путешествии 1697 г. и, исполняя различные его поручения в Англии, занимался там математикою под руководством английских ученых. 19 декабря он прибыл в Голландию, имел здесь ссору с Ромодановским и жаловался на него царю. В следующем году Брюс, в числе 16 избранных лиц, поехал с царем в Лондон и подробно осматривал различные технические заведения и мастерские как в Лондоне, так и в Вульвиче; оставшись по отъезде Петра в Лондоне, Брюс писал царю письма отсюда и по его порученью переводил разные книги. Время возвращения Брюса в Россию в точности неизвестно, но в 1699 г. он находился уже в Москве и писал Петру о том, как примечать потемнения солнца (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Гинтер, Иван Яковлевич (Iohann Günther) Гинтер , Иван Яковлевич (Iohann Günther) – генерал-фельдцейхмейстер, родился в 1670 г. в Данциге, где жил его отец, отставной поручик шведской службы, ветеран 30-летней войны. Г. начал службу в данцигских «гранодирах», а потом продолжал ее в голландских «пушкарях» и «бомбардирах», как на сухом пути, так и во флоте; принимал участье во второй нидерландской войне (1689–1697 гг.) и был в сражениях у Штейнкирхена во Фландрии 22 июля (1 августа) 1692 г. и при Нервиндене 19 (29) июля 1693 г., при осаде г. Гуй (на Маасе), взятого 17 (27) сентября 1694 г., и при взятии г. Намюра 22 августа (1 сентября) 1695 г. В 1696–97 гг., Г. «бомбардирствовал» на флоте; по заключении Рисвикского мира 30 октября (9 ноября) 1698 г., Г. отправился в Амстердам. Здесь находилось в это время русское Великое Посольство. Г. понравился царю и вместе с братом Иаковом был приглашен на русскую службу «первым бомбардиром и огнестрельным мастером» с жалованьем по 24 рубля в месяц. В апреле 1698 г. Г. прибыл в Москву и здесь помогал, если не делом, то советом заготовлению разнообразных орудий для «кумпанств» 1699 г. В 1700 г. произведен в капитаны артиллерии и участвовал в Нарвском сражении; за «Нарвский поход» пожалован артиллерии майором, за взятие Шлиссельбурга в 1702 г. – артиллерии подполковником. В 1703 г. помогал Брюсу в командовании осадною артиллерией под Ниеншанцем, а по сдаче последнего 1 мая присутствовал при закладке Петербурга. В 1704 г. участвовал в осаде Нарвы (с 30 июля по 9 августа) и действовал «яко инжинер» и «батарейной мастер», закладывая и строя опрочни и батареи. В 1705 г. с артиллерийским транспортом принимал участье 2 сентября в штурме Митавского замка и 14 сентября во взятии Бауска. Выдержав затем двухмесячную блокаду в Гродне, к маю 1706 г. перешел в Киев. Около того же времени он был произведен в полковники полевой артиллерии и получил в командование артиллерию, бывшую при войсках Б. П. Шереметева в Остроге. В 1707 г. сформировал полевую артиллерию в артиллерийский полк; чтобы уничтожить обычное зло того времени – бегство рекрутов, – «орлил беглецам лбы прижиганием», чем вызвал неприязнь к себе своих подчиненных.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Затрапезный , Иван Максимович, купец-ярославец гостиной сотни, основатель и первый директор ярославской полотняной мануфактуры, родился 22 мая 1695 г., умер 8 сентября 1741 г. Он был самым видным из купеческой семьи, несколько членов которой принимали участие в создании и развитии русской мануфактуры при Петре Великом и в накоплении личного, огромного по тому времени богатства. Начало его, впрочем, надо отнести к допетровскому времени. Еще первый из известных по имени Затрапезных, Семен, был богатым ярославским купцом. Его сыновья Максим (род. 1670 г.) и Петр (род. 1675 г.) владели в Ярославле несколькими домами и многими лавками, где торговали крашениной, коробейными и красильными товарами. Надо думать, что они выделялись из своей среды не только богатством, но и предприимчивостью и именно благодаря ей на Затрапезных обратил внимание Петр Великий. Он посетил Ярославль в мае 1693, в июне 1694, в декабре 1696 и в мае 1702 г. По семейным преданиям, в одно из этих посещений Петр Великий заметил бойкий ум тогда еще мальчика Ивана Максимовича и решил обратить его на службу русской промышленности. Известно, что Иван Затрапезный бывал и учился за границей; по семейным преданиям, его туда взял с собою Петр Великий и, озабочиваясь подготовкой лиц из русского купечества, способных самостоятельно вести и распространять мануфактурное дело, направил для изучения полотняного дела в Голландию. Вряд ли эта специальность была ему указана по прихоти царя или случайно: полотняным делом занимался и его отец, а позднее и его братья: Андрей (род. 1679 г.) Димитрий (род. 1697 г.) и Гавриил (род. 1711 г.) (о которых, впрочем, кроме Димитрия, ничего почти и неизвестно). Семь лет пробыл Затрапезный в иностранной науке и, судя по его дальнейшей деятельности, провел время не зря – научился очень многому. По возвращении в Россию он скоро нашел применение и своим знаниям, и своей энергии. С 1720 г., после утверждения «кумпанств», Затрапезный является одним из самых видных компанейщиков в полотняном деле, на которое, между прочим, Петр Великий обращал большое внимание, нуждаясь в полотне для парусов. Выступал он обычно под фирмой отца: «Максим Затрапезный с сыновьями», но на документах всюду была подпись одного Ивана. Вклады их (около 1720 г.) в одну полотняную мануфактуру (а занимались они не только ею) достигали огромной суммы 100000 руб. Их превосходили только вклады Гончаровых. Чрезвычайное богатство Затрапезных породило в их семье много легенд. В числе таковых одна приписывает пожалование Петром Великим Ивану Затрапезному по возвращении его из-за границы 5000 душ крестьян. Подтверждения этому преданию не находится, и богатство Ивана Затрапезного нужно скорее считать скопленным или его отцом или даже его дедом. К числу вещей, доставшихся ему по наследству, могло, например, относиться серебро в слитках, внесенное в 1726 г. Затрапезными на монетный двор и обмененное на деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИНЬОН ДЕ МОНФОР [франц. Grignion de Montfort] Луи (Людовик) Мари (31.01.1673, Монфор, совр. Монфор-сюр-Мё, деп. Иль и Вилен, Зап. Франция - 28.04.1716, Сен-Лоран, совр. Сен-Лоран-сюр-Севр, деп. Вандея, Зап. Франция), католич. св. (пам. 28 апр.), основатель жен. конгрегации Дочерей Премудрости (франц. Filles de la Sagesse) и конгрегации священников-миссионеров Общества Девы Марии (лат. Societas Mariae Montfortana, S.M.M; франц. Monfortains). Род. в многодетной благочестивой семье. До 12 лет обучался в школе в Монфоре, с 1685 г. в иезуитской коллегии св. Фомы в Рене, по окончании к-рой отправился в Париж, где в 1693-1694 гг. учился на богословских курсах при Сорбонне, а с 1695 г. в парижской семинарии Сен-Сюльпис. 5 июня 1700 г. рукоположен во пресвитера Перпиньянским еп. Ж. Э. Базаном де Фламанвилем. Местом его назначения стал г. Нант (Бретань), однако из-за сильного влияния янсенизма среди местного духовенства Г. де М. не смог там служить. В ожидании решения он отправился в Пуатье, где ему позволили окормлять больных. Благодаря поддержке из Парижа Г. де М. получил разрешение проповедовать в деревенском приходе Граншан. Первые же публичные проповеди принесли ему известность. В это же время по настоянию жителей Пуатье еп. Ж. К. де Ла Пуап де Вертриё принял решение принять Г. де М. в еп-стве. 2 февр. 1703 г. в Пуатье вместе с Мари Луиз Трише Г. де М. основал конгрегацию Дочери Премудрости (в наст. время насчитывает ок. 4,5 тыс. сестер), к-рая стала заниматься опекой больных и обездоленных, созданием школ. В 1705 г. он получил разрешение для проповеднической деятельности в Пуатье и пригородах. Из-за препятствий, чинимых ему нек-рыми представителями местного духовенства, склонявшимися к янсенизму, ему нередко приходилось проповедовать за городом, на природе, за неимением кафедры иногда он обращался к собравшимся с дерева. Г. де М. способствовал возрождению мн. паломнических мест в зап. еп-ствах Франции, организовывал процессии верующих.

http://pravenc.ru/text/168149.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ [Груз. ] (Чолокашвили), архиеп. Алавердский (1695-1731) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви. Занимал Алавердскую кафедру после архиеп. Николая (Андроникашвили) . Род. в княжеской семье. Брат Н., Дурмишхан Чолокашвили, был сахлтухуцеси (министром хозяйства) царского двора Кахети. Приблизительно в 80-х гг. XVII в. Н. занимал Самебскую кафедру: как Самебский архиерей он упоминался в жалованной грамоте (1710), выданной царем Кахети Давидом II (Имамкули-ханом) для монастыря Кацарети ( Жордания. 1903. С. 32), а также в решении гареджийского мон-ря Удабно (1718), где сказано, что Н., будучи самебели (Самебским архиереем), вернул земли, отнятые у гареджийского мон-ря Натлисмцемели (ПГП. 1972. Т. 4. С. 275-276). В 1690-1694 гг. Н. был архиеп. Руставским ( Жордания. 1903. С. 343; Джандиери. 1971. С. 353). В этом сане он участвовал в церковном Соборе, созванном в 1690 г. по распоряжению царя Картли Ираклия I (1688-1703). На Соборе присутствовали также католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Иоанн X (Диасамидзе) , архиереи Алавердский Николай (Андроникашвили), Бодбийский Евдемон, Арсений Мтацминдели, Самебский Николай (Макашвили), архиепископ Картлийский (имя неизв.) и др. духовные лица. Н. в числе др. архиереев Вост. Грузии подписал постановление Собора от 12 марта 1690 г., известное как «Определение устава монастыря Давидгареджи» (НЦРГ. Ad 349; ПГП. 1970. Т. 3. С. 597-598). В 1694 г. Ираклий I, католикос-патриарх Иоанн X, Алавердский архиеп. Николай (Андроникашвили), архиепископ Тбилисский (имя неизв.), Н. и представители груз. знати участвовали в разбирательстве дела Гурамишвили (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 5). Архиереи Алавердский Николай (Андроникашвили) и Руставский Н. также упоминаются в др. документе за тот же год (Там же. Д. 57). В грамоте 1695 г., выданной Ираклием I мцхетскому кафедральному патриаршему собору Светицховели , Н.

http://pravenc.ru/text/2566022.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Янкович; ок. 1658 - 18(29).03.1712), митр. Суздальский и Юрьевский. В эпитафии Е. указано, что он «родом Сербин... отечеством Скопья Сербска града... Пастырь девятнадцать лет Христова стада, прежде Пятицерквенский...», умер в возрасте 54 лет (исходя из этого определен возможный год рождения). В серб. источниках Е. упоминается с прозвищем Тетовац, поэтому некоторые исследователи считали, что он был родом из г. Тетово (совр. Македония). По сообщению брата Е., их отец был торговцем, возможно, семья переезжала из города в город. До великого переселения сербов 1690 г., когда Е. ушел вместе с патриархом Арсением III (Черноевичем) и поселился в г. Сентендре (совр. Венгрия), о нем ничего не известно. Согласно записи в рукописи, переписанной в апр. 1701 г. и хранившейся в церкви в г. Печ (совр. Венгрия), на Пасху 1694 г. в Успенском храме в Сентендре патриархом Арсением III Е. был хиротонисан во епископа «Петоцркванского и Мухачского Сегетвару и Канижи, Шиклеушу и прочим» ( Записи. 6. 10202; в тот период Мохачская епархия охватывала обл. Баранья и по названиям больших городов именовалась Печуйской, Петоцркванской, Сечуйской и Сигетской). Однако, исходя из упоминания в эпитафии, что Е. был архиереем 19 лет, можно предположить, что он был хиротонисан в 1693 г. Патриарх Арсений III просил утвердить права Е. наряду с правами др. серб. православных епископов, служащих на территории Австрийской империи. Имп. Леопольд I (1658-1705) 4 марта 1695 г. выдал диплом, к-рый утвердил Е. в качестве епископа Сигетского («Sigetiensis»). В дипломе Е. случайно был назван Евфимием, поэтому 2-й еп. Мохачский часто ошибочно упоминается под этим именем (см.: Иларион (Руварац), архим. О enapxuju Neчyjcko-Moxaчko-Ceчyjcko-Curemckoj: 1695-1733 гг. Сремски Карловци, 1922. С. 11). Филигранная надпись на переплете Евангелия сообщает, что она была выполнена «по заказу епископа Мохачского Ефрема в 1695 г.» (см.: Г. О српском XVII в. из збирке FITZWILLIAM-obor Myзeja у С. Београд, 1969. С. 20). В апр. 1701 г. Е. находился в Пече, но вскоре был вынужден покинуть епархию из-за давления на него иезуитов. Обращения к имп. Леопольду I не помогли ему вернуть епархию, и он нашел убежище в мон-ре Св. Троицы в Плевле (совр. Черногория). Еще в 1706 г. католич. архиеп. Эстергома кард. Леопольд Колонич просил австр. имп. Иосифа I не допускать возвращения в епархию Е., мешавшего расширению влияния униатов.

http://pravenc.ru/text/182135.html

А.А. Половцов Алексей Петрович, царевич Алексей Петрович, сын Петра I – царевич, старший сын Петра Великого от брака его с Евдокией Федоровной Лопухиной, род. 18-го февраля 1690 г., ум. 26-го июня 1718 г. О первых годах жизни царевича, которые он, как необходимо предположить, проводил, главным образом, в обществе горячо любивших его матери и бабушки, почти ничего не известно. Влияние отца, который большую часть времени проводил вне дома (в 1693 и 1694 гг. в Архангельске, в 1695 и 1696 гг. в Азовских походах) и был отвлекаем от семьи бесконечными и разнообразнейшими государственными заботами, не могло сильно сказываться на сыне. В письмах же матери и бабушки часто упоминается об «Олешаньке». Немногим больше известно о первоначальном воспитании царевича. Уже в 1692 г. Карион Истомин составил для него букварь, который гравирован был известным Буниным. Как полагает Пекарский, для царевича же был напечатан букварь 1696 года. В нем, кроме приветствий в стихах и прозе, были помещены разные душеспасительные статьи, молитвы и заповеди. В 1696 г. к царевичу приглашен был учитель Никифор Вяземский, с которым Петр, как видно из ответных писем Вяземского, переписывался по поводу учения царевича. В велеречивых письмах учитель сообщал Петру, что Алексей «в немногож времени совершеное (узнав) литер и слогов по обычаю аз-буки учит часослов». В том же 1696 году Карион Истомин написал малую грамматику, в которой изложил «учение естеству письмен, ударению гласа и препинанию словес». В посвящении доказывалось, при помощи текстов из священного писания, что цель учения – достижение царствия небесного, а самое учение состоит в знании книг Ветхого и Нового Заветов. Эти и подобные им наставления, говорит Пекарский, только и слышанные царевичем в детстве, почти до 12 лет, несомненно имели влияние на последующий образ его мыслей: придя в возраст, он любил беседовать «от книг о старцах», певал стихи из церковных служб и т. д. «Моего к отцу моему непослушания, – говорил впоследствии царевич, – та, что со младенчества моего несколько жил с мамою и с девками, где иному ничему не обучался, кроме избных забав, а более научился ханжить, к чему я и от натуры склонен».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Глебов, Степан Богданович Глебов , Степан Богданович, наперсник первой жены Петра Великого, Евдокии Федоровны Лопухиной, родился около 1672 г. В 1681 г. Богдан Данилович Г. дал своему старшему сыну Степану, имевшему всего 9 лет от роду, «поступное поместье» в Орловской губернии в Тайчуковском стану в диком поле 400 чети на речке Лисице (Кн. Московского стола 162, лл. 603–605). В 1686–1692 гг. Г. состоит стольником царицы Прасковьи Федоровны Салтыковой, жены царя Иоанна Алексеевич а; в 1693 г. он подпоручик л.-гв. Преображенского полка. В феврале 1696 г. Г., в чине стольника «цариц», назначается на службу под Азов, но по челобитью отца, для болезни и старости последнего, отъезжавшего воеводою в Енисейск, отпускается вместе с братом Федором к отцу в Сибирь. В 1714 г. С. Б. значится уже подполковником в отставке. В апреле 1694 г. Глебов, имея 22 года от роду, женится на девице Татьяне Васильевне Строевой и берет за нею приданого – поместье в Костромском уезде, деревни Семенцово и Большое и Меньшое Окунево, 120 чети в поле, а в дву по тому ж (Кн. стар. лет по Суздалю 29, лл. 275–8). За ним, как видно из его сказок, поданных в 1695 и 1697 гг. (Столбцы Моск. ст.: 775, л. 147, и 987, л. 96, на последней сказке собственноручная подпись Г.), были в Костромском уезде в Нерехоцкой волости сельцо Савинково с деревнями, в Корзлинском стану дер. Окунева с деревнями, в Суздальском уезде село Новоселки с деревнями, в Новосильском уезде в Никольском стану пустая земля; кроме того, у него был дом в Москве в приходе церкви Пятницы Божедомские. Из дошедшей до нас росписи его имущества и приходорасходной книги видно, что он был человек богатый: в московском его доме был очень большой штат дворовых; «месячина» полагалась его людям: ключнику, подьячему, поварихе, девке; в одной только Костромской его деревне Савинкове указывается (около 1713 г.) более 40 принадлежавших ему лошадей. Родной дед Степана Богдановича, дворянин московский, Данила Моисеевич, и его брат Иван Моисеевич имели свои дворы в 1638 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Будища. Глуховско-Петропавловский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1230. Адрес: Украина, Сумская область, Шосткинский район, село Будища, улица Петропаловская Б-00, Будищанский интернат Координаты: 51.468528, 33.971969 Проезд:ехать по автодороге Р-44 до села Баничи, потом повернуть в сторону села Будища Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырский комплекс расположен на высокой горе, поросшей дубовым лесом, на правом берегу р. Клевень поблизости с. Будища за 20 км от Глухова, близ старинного пути с Глухова на Путивль. Архитектурный ансамбль господствовал над равнинной заболоченной заводью и благодаря своим архитектурным доминантам был виден издалека. Время основания монастыря неизвестно. По преданию – в 1230 г. В конце XVII ст. (с 1694 г.) его настоятелем был Св. Димитрий Ростовский (Даниил Туптало, 1651-1709) – выдающийся церковный деятель, писатель и просветитель, который написал здесь немало своих выдающихся трудов, в частности и «Четьи Минеи». В 1769-1772 гг. архимандритом монастыря был Давид Нащинский, профессор Киевской академии, который ознакомил Европу с произведениями Феофана Прокоповича. В этом монастыре, возле южного входа в собор был похоронен Мельхиседек (Матвей Карп.) Значкояворский (1716-1809), прежний игумен Мотронинского монастыря и один из вдохновителей Колиивщины, который в 1786-1809 гг. был здесь архимандритом. В 1695 г. на заказ Димитрия Ростовского «записной государей мастер каменного дела» Матвей Ефимов, который тогда работал в Глухове, а перед тем – в Стародубе, начал строительство каменного Петропавловского собора, завершенное в 1697 г. Сохранился и опубликован контракт на строительство, в котором указано, что собор должен был иметь высоту 7,5 сажен к бане (около 13 м) и баню, высотой 2 сажени. В начале XVIII ст. (до 1706 г.) средством полковника стародубского Михаила Миклашевского, который погиб в бое со шведами в 1706 г., здесь построена каменная трапезная с теплой церковью Успения Богородицы. В 1712 г. построили каменную надбрамную Михайловскую церковь, а в 1895 г. – два каменных корпуса братских келий и новое каменное ограждение.

http://sobory.ru/article/?object=41269

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЫЗРАНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свято-Вознесенский мужской монастырь в г. Сызрань В мае 1685 года была дана царская грамота на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка». Строителем монастыря был старец Кирилл. Весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир , который находился в 8 верстах от Сызрани . На прежнем месте при часовне остались только несколько человек под начальством старца Филарета. В 1691 году оставшаяся братия и горожане попросили благословления у патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и от Кашпирского монастыря возвратить Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословление, старец Филарет возобновил строительство монастыря. Началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. Но средств все равно не хватало и поэтому строительство велось 3 года. В то время монашеская братия в своем содержании терпела большую нужду. Только в 1694 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. В 1695 году симбирскими чиновниками была составлена первая опись монастыря, в которой к тому времени проживало семь монахов. В 1711 году настоятель игумен Михаил основал невдалеке от Сызрани Жадовскую пустынь . В 1834 году наместником монастыря стал архимандрит Герман (Похвалинский) . Под его руководством велось широкое капитальное монастырское строительство, начавшееся с ограждения территории в границах жалованных земель. Было возведено здание Сызранского духовного Правления, а также построен каменный двухэтажный богадельный дом с переходом в Феодоровскому храму. Самый же больший вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 года. В период его правления было построено большинство построек.

http://drevo-info.ru/articles/18724.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010