Яблоновским и галицким каштеляном Х. Скарбеком. В 1697 г. луцкий каноник Анджей Лонский предал огласке факт произнесения Шумлянским католич. вероисповедания в 1681 г., следствием чего стало резкое ухудшение отношения к Шумлянскому со стороны правосл. шляхты Галиции. Боясь полностью утратить контроль над епархией, в 1699 г. Шумлянский известил Рим о решении открыто присоединиться к унии и провел во Львове собрание деканов епархии. 6 июня 1700 г., во время мессы в варшавской церкви капуцинов, к-рую совершал кард. Августин Радзеевский, еп. Иосиф публично произнес исповедание католич. веры. 15 июня польск. кор. Август II Сильный издал универсал о правах и привилегиях новой униат. Львовской епархии, которым уравнивал в правах униат. и лат. духовенство. Однако Львовское братство , а также Манявский скит, Креховский и ряд др. мон-рей епархии еще неск. лет отказывались перейти в унию (Львовское братство - до 1708, Креховский мон-рь - до 1721, Манявский скит - до закрытия в 1785). Вслед за Львовской вскоре к унии была присоединена Луцкая епархия. Еще в нач. 80-х гг. XVII в. униат. иерархи митр. К. Жоховский и Холмский еп. Иаков Суша безуспешно пытались побудить к переходу в унию Луцкого еп. Гедеона (Святополка-Четвертинского) , ставшего в 1685 г. 1-м митрополитом Киевским и Галицким в юрисдикции Московского Патриархата. В 1687 г. Луцким епископом был поставлен брат Львовского еп. Иосифа Афанасий (Шумлянский) , тайно принявший унию перед вступлением на кафедру, но вплоть до кончины (1694) не сумевший склонить к унии свою епархию. Вступивший в управление Луцкой епархией в 1695 г. Дионисий (Жабокрицкий) до принятия монашества был женат на вдове, что являлось каноническим препятствием к его рукоположению во епископа. Не получив хиротонии в правосл. Церкви, Жабокрицкий в 1697 г. начал переговоры с папским нунцием в Речи Посполитой, завершившиеся в кон. 1700 г., когда Жабокрицкий провел в Луцке епархиальный Собор, на котором добился принятия решения о переходе епархии в унию. 9 апр.

http://pravenc.ru/text/182535.html

является «Сказание о первом жительстве монахов», написанное И. (опубл. в 1904 по списку с пометами иером. Ефрема, настоятеля Саровской обители в 1758-1777). Как предполагал 1-й издатель этой рукописи Н. Н. Орлов, основу «Сказания...», содержащего большое количество дат и имен, составили дневники И. Согласно «Сказанию...», в 1692 г. к И. присоединились его друг мон. Палладий (насельник Введенского мон-ря) и мон. Герасим (постриженик Спасского мон-ря на р. Кезе). Появление мон. Герасима внесло нестроения в жизнь подвижников. После того как по неизвестным причинам сгорела келья И. и Палладия, им пришлось зимовать в землянке. В 1693 г. со Ст. Городища ушел мон. Палладий, за ним - мон. Герасим. До 1700 г. И. подвизался один. «И в та лета не видех бо в себе света, ниже радости, камо ити, или что истинно творити; но, яко кур, во отрепьях хождах и во тьме мрачной бых» (Сказание о первом жительстве. С. 41). Не вынеся борьбы с искушениями, подвижник был вынужден удалиться в Санаксарскую обитель, где ежедневно совершал литургию и причащался Св. Таин, и «помалу нача болезнь умалятися». Через год он вернулся в пустынь и «жих зде во мнозе утешении». В апр. 1694 г. Ст. Городище посетил некий иеродиак. Тимолай из Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря . Он предсказал И., что на месте Ст. Городища будут основаны церковь и мон-рь. В янв. 1695 г. Тимолай прислал И. из Москвы икону св. Иоанна Предтечи, покровителя всех пустынножителей. В 1699 г. на Темниковской дороге И. поставил часовню, в ней - крест c Распятием. В часовне также находилась хоругвь, на одной стороне которой подвижник написал Нерукотворный образ Спасителя, а на другой - образ Пресв. Богородицы. 30 нояб. 1700 г. на мельнице, расположенной на р. Сатис, у Темниковской дороги, состоялась встреча И. со старообрядцем Иваном Корелиным. В результате беседы И. сумел обратить его в Православие и постриг в монашество с именем Ириней. В 1700 г. по прошению братии И. стал настоятелем арзамасского Введенского мон-ря, а мон.

http://pravenc.ru/text/469526.html

В 1688 г. Г. также была арестована, помещена в мон-рь визитанток в Париже и допрошена в связи с подозрением в доктринальных заблуждениях. Но следователи не нашли в ее учении ничего, достойного осуждения, и Г. была освобождена, в т. ч. благодаря вмешательству маркизы де Ментенон, фаворитки кор. Людовика XIV. Впосл. Г., учение к-рой стало популярным в придворных кругах, преподавала в школе для девочек Сен-Сир, организованной маркизой де Ментенон. В окт. 1688 г. Г. познакомилась с Фенелоном , который попал под влияние ее учения. В 1693 г. против ее доктрины выступил еп. Шартрский Поль Годе де Маре. В 1694 г. Г. потребовала создать комиссию для изучения ее произведений из 3 авторитетных богословов во главе с еп. Мо Жаком Бенинем Боссюэ, с к-рым Г. состояла в переписке. Работа комиссии происходила в форме т. н. конференций в Иси (conférences d " Issy) с 16 июля 1694 по 10 марта 1695, с февр. 1695 г. к участникам присоединился ставший к тому времени архиепископом Камбре Фенелон. Комиссия представила список ошибочных тезисов Г., среди к-рых главными были учение о «бесконечной любви» и «пассивной молитве». Сочинения Г. были осуждены, но выдвинутые в ходе обсуждения толкования ее доктрины впосл. стали предметом спора между Фенелоном и Боссюэ, закончившегося осуждением учения Фенелона (12 марта 1699). В дек. 1695 - окт. 1696 г. Г. была заключена в мон-рь в Венсене, потом под домашний арест, а с июня 1696 до марта 1703 г. в Бастилию. Последние годы жизни провела в имении зятя в Блуа, где скончалась. Кроме «Легчайшего способа молиться» Г. принадлежат: ряд толкований на книги ВЗ и НЗ, Песнь Песней Соломона (Le Cantique des cantiques, 1688), соч. автобиографического характера «Жизнь госпожи Гюйон» (La Vie de Mme J.-M. B. de La Mothe Guion, écrite par elle-même, 1720) и др. сочинения. Учение Г. примыкает к тому направлению в католич. мистике ( Петр Алькантарский , Хуан де ла Крус , Франциск Сальский ), к-рое придавало большое значение «умной» молитве и молитвенному созерцанию, основанному на самоуглублении.

http://pravenc.ru/text/168458.html

1693 «Той монеты» («illius monete») значит, по всей видимости, монеты, чеканенной в той области, откуда происходят эти «франки». Это – единственный случай, когда в уставе идет речь о подушной пошлине – полденария с «франка». В таможенных тарифах австрийского города Штайна примерно того же времени (1220-х гг.) эти «франки» именуются аналогично: Franzones, Frantzen. Однако кто имеется в виду, отнюдь не ясно. Высказывалось предположение, что под этим этнонимом скрываются группы населения, немецкого и севернофранцузского происхождения, которые в ходе крестовых походов середины XII – первой четверти XIII в. осели в Венгрии (Knittler 1977. S. 345). Нам представляется, что скорее всего «франки», платящие пошлину в Маутхаузене, тождественны тем купцам-иноземцам, которые также платят «денарий той монеты» при пересечении моста через Энс (см. пункт 14). Как и в документе 1191/2 г., такие купцы «из-за границы», оказываются происходящими по преимуществу «из Маастрихта» и вообще левобережья Рейна, в том числе и франкоязычной Лотарингии. Думаем, что и Latini, фигурирующие применительно к другим таможенным пунктам (см. примеч. 1709), значат то же. Разность терминологии в разных местах устава – следствие его компилятивности. 1694 Перевод в соответствии с нашей конъектурой: «preter de mercedibus» вместо «ргетег de mercatoribus» в рукописи. 1695 Груз одного вьючного животного (см. 4, примеч. 85), соответствовавший примерно 2,5–3 центенариям, т. е. 100–120 кг; ср. пункт 14, где единицей таможенного обложения является лошадь. 1698 В немецком варианте термина ярче, чем в лат. nundinae, отражается суть явления – торжища, собирающегося однажды в году. 1700 Нем. Deichselwagen буквально означает «повозка с дышлом». Если принять интерпретацию термина ewenwagen/ewrwagen, предложенную выше (см. примеч. 1679), то естественно думать, что имеется в виду воз, запряженный парой лошадей – по одной с каждой стороны дышла. Соответственно, вдвое увеличивается как его грузоподъемность, так и взимаемая пошлина: 32 денария вместо 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архипастырь удостоверился, что православные христиане с великой верой притекают в каждое лето к сему чудотворному образу, и многие недужные получают в молитвах перед сею иконой скорое исцеление от различных болезней. И так ревнуя о славе Божьей, Святитель начал помышлять о том, чтобы устроить где-либо обитель в честь чудотворного образа. В это самое время явился к архипастырю казначей Вятского Трифонова монастыря старец именем Илья и, изъявляя пламенное свое желание, испрашивал благословения на устроение обители в честь сего чудного образа. Ревностный архипастырь не умедлил преподать благословение на сие святое дело, вручив старцу грамоту, отпустил его искать удобного места для построения обители… Старец с архипастырской грамотой поспешил прибыть в г. Орлов, предъявил оную грамоту духовенству и гражданам, и нашел в них усердие и готовность споспешествовать созиданию обители. Граждане с общего согласия указали старцу приличное для построения монастыря место близ реки Вятки… Казалось, при недостатке средств нельзя было ожидать быстрого успеха, но желание граждан, скорее видеть при своем городе святую обитель, и ближе к себе иметь чудотворный образ Спасителя, было так велико, что едва только старец успел заготовить потребные материалы на одно основание церкви, граждане убедили его осенью отправиться в город Вятку, испросить от архипастыря грамоту на построение храма и перенесение в оный из Спасо-Болотной часовни чудотворного образа. Архипастрь споспешествуя сему пламенному усердию предложил старцу, перенести на место вновь основанного монастыря деревянную церковь Архангела Михаила, находившуюся в городе и оставленную без священнослужителя за излишеством; и дал ему две грамоты, одну на перенесение чудотворного образа Спасителя из часовни на болоте в г. Орлов. В то же время архипастырь дал повеление совершить перенесение упомянутой иконы духовенству в сопровождении граждан с торжественным крестным ходом, и поставив оную икону в святые обители на вечные времена, а в память явления оной на болоте перенесения оттуда в городе совершать с ней крестный ход каждогодно в определенное время… Таким образом, возникшая в 1694 году в городе Орлове смиренная обитель, ровно через год после первого своего основания огласилась торжественным совершением божественной службы по освящении храма в 14 день сентября 1695 года…»

http://sobory.ru/article/?object=34151

И в лето 7202 (1694) и 7203 (1695) году, при державе благоверных царех и великих князях Иоанне Алексеевиче Петре Алексеевиче всея Великие и Малыя и Белый России самодержцехъ и при святейшем кир Андриане архиепископе Московском и всея России и всех северных стран патриархе, а по благословению преосвященнаго Илариона, митрополита Псковскаго и Изборскаго, построена та жъ церковь архистратига Михаила вновь, внутрь и около обветшавыя места, и своды верхние, и глава железная лужена, и на главе крест золоченый из церковных доходов тое жь церкви прихожан Пскович посадских людей Никифора Иванова сына Ямского и старосты Гавриила Свечнина. А освящена бысть в 7204 (1696) году, месяца августа во 2 день Иларионом, мирополитом Псковским и Изборским и всем освященным собором, при священниках тое жь церкви Михаиле и Иоанне Акиндиновых и диакони Григории, и при Псковском ближнем стольнике и воеводе государства Псковскаго и наместника Полоцкаго Иоанна Степановича Салтыкова». Другая доска, находящаяся на правой стороне от входа в главный храм, имеет следующую надпись: «Лета 7205 (1697) году месяца марта в 29 день, на память преподобнаго отца нашего Марка епископа Арефусийскаго преставися раба Божия Елена Андреева дочь да в том же годе преставися раби Божий Иван, Антип, Андрей, Стефан, Екатерина, Map...» Прежде при церкви была богадельня, от которой осталась часовня с местночтимою иконою «Утоли моя печали». С 1925 года для сторонников патриаршей православной церкви главным кафедральным собором в Пскове стала церковь Михаила Архангела с Городца (Троицкий собор был захвачен обновленцами). В 1929 она была переосвящена в кафедральный собор Архистратига Михаила. 5 июля 1936 кафедральный собор Архистратига Михаила был закрыт, а само здание церкви передано музею. Во время немецкой оккупации 1941-44 в Псков прибыла православная миссия Русской зарубежной церкви. Среди прочих, миссионерами была открыта и Архангельская церковь. После Великой Отечественной войны Архангельская церковь была закрыта. В 1946-48 проведена реставрация церкви (восстановлена глава церкви с покрытием ее деревянным лемехом, частично удалены пристройки XIX века).

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Михаил...

Когда епископ Лазарь был назначен местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В этом звании святой Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных событиях. В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря на место скончавшегося архимандрита Иоанникия (Голятовского). Там ему пришлось много потрудиться над благоустройством обители, также приведенной в разорение иезуитами и доминиканцами. Он участвовал в составлении Соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму по поводу отношения Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и поднятого на нем вопроса о времени пресуществления Святых Даров. В 1692 году 11 сентября святой Феодосий был торжественно хиротонисан в Успенском Московском соборе Кремля в сан архиепископа Черниговского. Управляя Черниговской епархией, святитель Феодосий особенно заботился о духовном просвещении своей паствы. Он поддерживал старые и создавал новые иноческие обители, среди них: Печеникский женский монастырь, где он сам освящал храм. В 1694 году им был основан Любецкий скит, в том же году святитель освятил храм в Домницком мужском монастыре, а в 1695 году — величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине Болдинской горы, близ Ильинского монастыря. Святитель Феодосий поддерживал существование в Чернигове типографии, выпустившей многие печатные издания Богослужебных книг. При святителе Феодосии в Черниговской Епархии замечается особый подъем и усиление иночества. Большое внимание святитель уделял духовенству и был строго разборчив в выборе кандидатов. Отличительными чертами личности святителя Феодосия были — снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, не только православным, но и людям других исповеданий. В 1696 году 5 февраля святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в устроенном для того склепе.

http://pravicon.com/info-3552

Опубликован значительный по объему комплекс документов, позволяющих охарактеризовать деятельность Е. как митрополита Сарского и Подонского. Он благословлял строительство и восстановление храмов (на запустевших местах, на кладбищах, вместо сгоревших или обветшавших храмов) в Воротынском, Вяземском, Козельском, Ливенском, Мещовском, Перемышльском, Новосильском, Черниговском и Чернском уездах. По решению Е. от 22 дек. 1694 г. из Мценска был перенесен и вновь построен на левом берегу р. Зуши Петропавловский мон-рь. Е. следил за соблюдением церковной дисциплины, добивался неукоснительного исполнения правила о неслужении вдовых попов и исправного совершения в храмах богослужения (11 июля 1690 архиерей по челобитью протопопа Успенской ц. г. Перемышля Иоанна указал посадить на цепь свящ. Симеона и диак. Иова за то, что они отказывались служить; см.: Соловьёв. 1909. Кн. 1. С. 64, 65). Архиерею приходилось защищать церковных людей от притеснений со стороны представителей светской власти. Когда серпейский воевода завел дело о взятии в холопство священника Ильинской ц. в с. Даниловичи Серпейского у. Илии Федосеева, Е. потребовал от воеводы не вмешиваться в суд над церковными людьми, а в случае неповиновения грозил ему отлучением от Церкви (см.: Стефанович. 2002. С. 59, 200). 14 апр. 1695 г. Е. был переведен на Новгородскую кафедру. В авг. того же года он отправил протопопу Воскресенского собора в Вел. Луках Иоанну Афанасьеву грамоту о недозволении женщинам входить в кельи монашествующих и о запрещении мужчинам находиться в жен. обителях. Списки этой грамоты было указано разослать в мон-ри (ААЭ. Т. 4. 312. С. 463-464). Е. погребен в Мартириевской паперти новгородского Софийского собора. Ист.: Соловьёв Н. А., прот. Сарайская и Крутицкая епархии//ЧОИДР. 1894. Кн. 3. С. 1-226; 1896. Кн. 3. С. 1-235; 1902. Кн. 4. С. 1-373; 1909. Кн. 1. С. 1-294. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 37, 164, 449, 462, 1036; Леонид (Кавелин), архим. Церк.-ист. исслед. о древней области Вятичей, входившей с нач. XV и до кон. XVIII ст. в состав Крутицкой и частию Суздальской епархии//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. Отд. 1. С. 109; Денисов. С. 831, 835; Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 14-16, 20, 78-80, 193, 195, 409; Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII вв. М., 2002. С. 137, 255, 266.

http://pravenc.ru/text/187715.html

Аверкий Яковлевич Алексий Яковлевич, генерал-майор † 1711: женат на княжне Прасковье Фёдоровне Волконской Димитрий Иванович Сергий Иванович, флота лейтенант † 1700 Пётр Иванович, флота капитан † 12 августа 1742 Фёдор Иванович Сергий Автамонович, женат на Анне Ивановне Бутурлиной Анна Автамоновна, за князем Сергием Ивановичем Репниным Иван Иванович, генерал-майор † 14 октября 1757; женат на Ирине Анисимовне Нарышкиной, рождённой княжне Хотетовской 21 мая 1793 Евдокия Ивановна, за Александром Петровичем Пушкиным Наталия Ивановна, за генерал-поручиком князем Константином Антиоховичем Кантемиром Ольга Ивановна, за действительным тайным советником князем Юрием Юрьевичем Трубецким Граф Иван Фёдорович, рождение 29 января 1682 † 12 мая 1708; женат на Анне Борисовне Шереметевой, рождение 1673 † 12 мая 1730 Граф Александр Фёдорович, флота капитан-лейтенант, рождение 1694 † 20 июля 1731; женат 1) на баронессе Наталие Петровне Шафировой, рождение 1698 † 1728; 2) на Анне Петровне Татищевой, (во 2-м браке за князем Сергием Ивановичем Барятинским) Граф Николай Фёдорович, адмирал, адмиралтейств-коллегии президент и святого Андрея кавалер, рождение 1695 † 1745 254 Графиня Прасковья Фёдоровна, за князем Сергием Борисовичем Голицыным КОЛЕНО XII: Василий Васильевич, рождение 4 апреля 1696 † 1 мая 1781; женат 1) на княгине Евдокие Венедиктовне Кольцовой-Масальской, рождённой Хитровой † 6 августе 1733; 2) на Прасковье Тимофеевне Чириковой; рождение 22 октября 1717 † 5 апреля 1779 Сергий Васильевич, рождение 1698 † 13 мая 1745 Пётр Васильевич, рождение 24 июня 1702 † 7 октября 1751; женат на Фёкле Семёновне Карамышевой Иван Васильевич, рождение 26 августа 1704 † 22 марта 1776; женат на Ксение Александровне Петрово-Соловово Феодосия Васильевна Анна Васильевна, рождение 1706 † 21 октября 1735; за бригадиром Григорием Яковлевичем Наумовым Екатерина Васильевна Яков Аверкиевич Фёдор Аверкиевич Иван Аверкиевич Гавриил Алексеевич, † 1714 Василий Алексеевич Мария Дмитриевна † 1721; за генерал-адмиралом князем Михайлом Михайловичем Голицыным

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

«О Тебе радуется». Роспись ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове. 1694–1695 гг. «О Тебе радуется». Роспись ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове. 1694–1695 гг. Текст песнопения в иконографии рус. памятников XV-XVI вв. проиллюстрирован буквально. На вершине горы, символизирующей Голгофу - границу между земным миром и раем, на престоле восседает Пресв. Богородица с Младенцем Христом на руках, окруженная сферой, которую поддерживают стоящие или парящие над горой ангелы («Ангельский собор»). За ними высится храм («освященный храме»). Сфера, гора и храм окружены более обширной сферой, содержащей изображение райских кущ («раю Словесный»). Храм в окружении кущ символизирует Небесный Иерусалим. Наружная сфера может быть дополнительно замкнута полукольцом с изображением Небесных сил. У подножия горы - славящий Пресв. Богородицу «человеческий род», представленный как Собор всех святых, обычно показанный 2 группами, разделенными на неск. ярусов по чинам святости (пророки, апостолы, святители, мученики и мученицы, преподобные, св. жены; в московском изводе добавлены праотцы); композиционно могут быть выделены фигуры прп. Иоанна Дамаскина и св. Иоанна Предтечи. Иногда у подножия горы в центре изображаются младенцы - души праведных. Иконография воплощает музыкальную (образ хваления небесной Церкви, постоянно славящей Бога) и поэтическую (схема композиции, основанной на концентрических кругах,- зрительная метафора кольцевой структуры текста, начинающегося и завершающегося одной и той же фразой) составляющие гимна. Иконографическими источниками «О Т. р.» стали композиции: «Страшный Суд» (заимствованы изображения Богоматери в райских кущах и шествия праведных в рай, указывающее на их грядущее блаженство), «Премудрость созда себе дом» (Богоматерь с Младенцем на престоле, окруженная сферой-славой, и храм как образ Ее, вместившей в Себя Спасителя), «Собор Богоматери» (стоящий на горе престол Богоматери со святыми у подножия, славящими Ее) и «Покров Пресв. Богородицы» (архитектура, иллюстрирующая идею о Пресв. Богородице как о мирообъемлющем храме и защитнице и Заступнице человеческого рода).

http://pravenc.ru/text/ О Тебе радуется ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010