Москва. Новодевичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Успенский трапезный храм был построен в 1685-1687 гг. Архитектурный облик постоянно менялся: сначала храм и трапезную окружала открытая галерея, потом в начале 19 в. ее разобрали и у входов в храм и в трапезную были сделаны крытые пристройки с лестницами. Пятиглавие тоже не сохранилось, оно было заменено в 19 в. одной главою. Трапезный храм был освящен в 1687 г. В 1812 г. были устроены два придела: северный - во имя апостола Иакова Алфеева, в память об избавлении обители от взрыва французскими войсками; южный - во имя апостола Иоанна Богослова, в напоминание о существовавшем ранее одноименном храме в монастырской колокольне. В настоящее время оба придела упразднены. Убранство южного придела передано в храм Архангела Михаила в Тропарево. После революции в монастыре был создан музей, все храмы были закрыты. Успенский храм возвращен церкви в 1945 г. С 1964 г. в храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1988 г. в храме установлен иконостас из разрушенного храма Успения на Покровке. Главный престол храма освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, западный придел - во имя благоверного князя Даниила Московского, приставной придел - во имя апостола Иоанна Богослова. Успенская церковь с трапезной палатой 1685-1687 гг. Это необычное по сути сооружение было построено в 1685-1687 гг. Это здание уникально для своего времени: помещение палат является бесстолпным, то есть свод не поддерживают столбы, а само здание стоит на высоком подклете. Эта церковь изначально выглядела немного не так, как сейчас. Храм был украшен величественным пятиглавием, которое погибло в пожаре 1796 года. Восстановительные работы XIX века преобразили верхнюю часть храма и заставили попрощаться с белокаменной галереей, окружавшей всё строение, – слишком уж она была ветхой. Успенский храм примечателен находящимся на втором его этаже приделом в честь Сошествия Святого Духа и хранящимся там древним иконостасом.

http://sobory.ru/article/?object=02285

Подпись вокруг шейки соборные главы по изразцам отливная (1685 года): Начало основанию Нового Иерусалима 1656 года Святейший Никон Патриарх в царство Великого Государя Царя Алексея Михайловича застрои. 1679 г. Царь Феодор Алексеевич до сводов воздвиже. 1685 г. Великие Государи Цари Иоанн и Петр Алексеевичи совершиша. Надпись, вырезанная на каменной плите в церкви Всех Святых над могилою Архимандрита Германа (1681–1682): Нынешнего 191 (года, 11 Декабря дневного), Из начала степени шестоизбранной, Рачитель писания хитроученый, Ко Господу отыде в покой вечный, Храня закон Божий и отечный, Архимандрит Герман обители сея, Никоном си Всесвятейшим Иерархом, Московские и всея России Патриархом, Бяше ученик его бывый присный, Аз же есмь овчато обще многогрешный, Рану на всех жалости остави скончася. На месте сем тело (его) земле предася, Пас церковное стадо год и девять месяц, Дая образ всем, им же бе присный отец, Изрядная сочини псалмопения, Разумностью та и расположения Сложно писание над гробом положи 81 , Известно о бытии отчи сотвори; Аз же, любовь его к себе поминая, Таково подписание сочиняя, Любящим прочитать сие положи, Аще кто разум имать Ино зримое, лучше изложи. На надгробной плите, вставленной в стену близ южных входных врат, где была дверь (ныне заложенная), ведшая, через предел Марии Египетской, на Голгофу, следующая надпись: «Лета 7193, Февраля в 25, преставися раб Божий, Патриархов Иподьякон Никита Никитин, и положен бысть зде под лествицею Святые Голгофы на месте, идеже прежде во Иерусалиме покаяся Мария от Египта пред образом Святые Богородицы. Того же года, Июля во 2 день, преставися раб Божий Петр Иванов сын Заборской, золотых, серебреных и медных, ценинных и всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель, потрудивыйся зде о украшении сея святые церкви в ценинных и иных делех не малое время, и положен зде на ряду с Иподьяконом Никитою 82 , сподобися погребенным быти от самого Святейшего Никона Патриарха Московского. По освящении храма Воскресения Господня, в том же 1685 году, Мая в 15 день, Воскресенский монастырь опять удостоился посещения Царя Иоанна Алексеевич а, с супругою Царицею и Великою Княгинею Параскевою Феодоровною и с Царевнами и Великими Княжнами, Татьяною Михайловною и Софиею Алексеевною.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Вместо них ничего не дано. Не досталось на долю вологодского дома ничего и в диких полях, где другим архиереям давалось от 2000–1000 четей, отчего софийский вологодский дом скудеет… Рассказав историю постепенного оскудения вологодской архиерейской казны, владыка Симон сумел опровергнуть челобитную устюжских земцев. Он, защищая свои интересы, нашел в земской челобитной много ложного. Указывал, между прочим, на то, что Устюжская епархия не так бедна, как ее представляют. С городов Устюга Великого, Тотьмы и Сольвычегодска, когда они состояли в ведении ростовского митрополита, собиралось доходов по тысяче триста рублей. Неправда и то, будто-бы вотчины вологодского владыки подошли близко к Устюжской епархии. Вотчины в Яренском и Усольском уездах отстоят от неё верст на 500 и больше, и им не пристойно быть в Устюжской епархии. Земцы, по словам вологодской челобитной, будто бы, задумав воспользоваться угодьями устюжской кафедры, неправильно обозначали количество земли. По-настоящему в селе Благовещенском крестьянских дворов – 126, пахотной пашни и поросшей перелогом и лесом 610 четей без четверика, лесу пашенного и непашенного – 513 десятин, сена 8001 копна. Потому ли, что были раскрыты замыслы земцев, или действительно их челобитная заключала мало правды, только дело Симона, которое велось его домовым стряпчим Афанасием Головковым, выиграно. Спорные вотчины остались за прежним владельцем. Устюжскому архиерейскому дому много было хлопот и с усадбенной землей. Под двор отвели ему около собора место 100 саж. длины и 60 ширины, но не сразу отмерили. В 1685 году Геласий подавал челобитную по этому делу 818 . По смерти Геласия 8 февраля 1685 года, поступил Александр 819 . Он иначе поставил дело, начатое земскими людьми и, чтобы иметь несомненный успех, по вступлении на Устюжскую епархию, дважды лично ездил в Москву просить только не о вотчинах, а больше – о присоединении к его области от Вятской епархии Яренска с уездом. Архиепископ ездил не без успеха 820 . В 1685 году из патриаршего разряда получена грамота о приписке Яренского уезда и городка к Устюжской епархии 821 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В янв. 1661 г. группа англ. анабаптистов под рук. Томаса Веннера подняла восстание, после его подавления правительство начало преследование радикальных движений. По «Акту о сектантских собраниях» (Conventicle Act; 1-й в 1664; 2-й в 1670) богослужение, на к-рое собиралось более 5 чел., должно было совершаться только по «Книге общих молитв» или запрещалось. «Акт о 5 милях», вступивший в силу в 1665 г., разрешал проповедникам- нонконформистам , находящимся в городах или в радиусе 5 миль вокруг них, проповедовать, только если они не призывают к реформированию англ. Церкви и англ. гос-ва, что ставило их в трудное положение, т. к. основная паства находилась именно в городах, а содержание их проповедей в основном было посвящено критике англикан. Церкви. В 1672 г. Карл II издал «Декларацию веротерпимости», дававшую право свободного богослужения нонконформистам и католикам (но только в домовых церквах), но парламент не пропустил его и принял «Акт о присяге» (Test act. 1673), по к-рому для получения любой гос. должности нужно было приносить присягу, включавшую признание монарха главой Церкви и принятие причастия в англикан. Церкви. Во время Реставрации В. продолжала расширять свои владения в Америке и в Индии, а также вести т. н. Торговые войны с Голландией в 1665-1667, 1672-1674 гг. Когда в 1679 г. парламентская оппозиция потребовала лишить права наследования герцога Йоркского, в ответ на это Карл II распустил парламент «кавалеров», к-рый просуществовал 18 лет (1661-1679), и назначил новые выборы. В новом парламенте основная борьба развернулась между 2 партиями - тори (консерваторами) и виги (либералами, сторонниками реформ). В мае 1679 г., несмотря на противодействие сторонников короля, парламент принял закон, защищавший граждан от незаконных арестов (Habeas Corpus Act - название дано по первым словам приказа о доставке арестованного в суд). Карл II умер в 1685 г.; за неск. часов до смерти он принял католичество. На престол взошел кор. Яков II, правление к-рого началось довольно спокойно, но граф Аргайл поднял восстание в Шотландии (май 1685), а герцог Монмаут - в юго-зап. графствах Англии (Девоншир, Сомерсетшир и Дорсетшир). Оба восстания были подавлены, в нояб. 1685 г. король распустил парламент и стал править страной единолично. Будучи католиком, он хотел постепенно восстановить католич. Церковь. Первым шагом в этом направлении стала «Декларация веротерпимости» (Declaration of Indulgence. 1687), к-рая отменяла репрессивные законы против протестантов-диссентеров и католиков. Протестант. большинство было этим не довольно, а 7 епископов отказались зачитывать «Декларацию» в своих церквах, за что были заключены в тюрьму по обвинению в подстрекательстве к мятежу.

http://pravenc.ru/text/150119.html

Наиболее масштабный проект епархиальной реформы был предложен в 1681/82 г.: на территории Новгородской епархии предусматривалось создание первоначально 9, а потом 6 епископских кафедр: в Вел. Луках, Городецке или Устюжне, Олонце, на Двине и в Холмогорах, в Каргополе, Ладоге, в Кольском остроге, Чаронде, Кевроле и Мезени, на Ваге ( Покровский. 1897. С. 321-322). Рус. архиереи выступили против этого проекта, он был сильно сокращен. В 1682 г. из состава Новгородской епархии была выделена Холмогорская и Важская епархия: «...во градех, на Колмогорах и на Ваге с пригороды, архиепископу: Архангельской город, Мезень, Кевроль, Пустоезеро, Пинега» (АИ. Т. 5. 75. С. 110). В грамоте патриарха Московского и всея Руси Иоакима от 15 апр. 1682 г. архиеп. Холмогорскому и Важскому Афанасию (Любимову) названы также г. Холмогоры, Двинский у., Кола, Вага и Важского присуда четверти (Шенкурская, Верхневажская, Подвинская, Кокшенгская с Устьянскими волостями), Соловецкий мон-рь с Анзерским скитом ( Покровский. 1897. С. 371). Размен землями продолжался в 1683-1684 гг. и сопровождался спорами Новгородского и Архангельского владык (НИИА СПб ИИ РАН. Ф. 171. Переплет 5. 237. Стб. 187, 190). Митр. Корнилий развернул в епархии значительное каменное строительство, при его непосредственной поддержке были возведены Знаменский собор (1682-1687; митрополит поддерживал его возведение «немалым домовые своея казны истощением и прилежным в деле рассмотрением» (НовгорЛет. С. 380)), Никольский собор Вяжищского монастыря (1681-1685), собор Рождества Пресв. Богородицы в Устюжне-Железнопольской (1685-1690; освящен 6 сент. 1691) с шатровой 3-ярусной колокольней, собор Воскресения Христова в Ст. Руссе (1692-1696), Троицкий собор в Александровом Свирском мон-ре (1695-1697; освящен 29 авг. 1698). В 1685 г. по соглашению рус. и швед. правительств было создано Корельское викариатство . Вероятно, одной из причин его создания стала необходимость определить на к.-л. место еп. Леонтия , лишенного в 1684 г. Тамбовской кафедры и отправленного в Новгород «ради послушания и ставленников» в сане еп. Корельского ( Дмитриев. 2001. С. 182) .

http://pravenc.ru/text/2577765.html

даже обязывал помещиков, желавших построить на своей земле церковь, выделять ей 5 десятин В результате церковная земля стала основой материального обеспечения приходского духовенства. Тем самым оно было вынуждено заниматься обработкой этой земли, по своему образу жизни, как отмечали Посошков, Татищев и др., ничем не отличаясь от крестьян. Петр I не ограничивал отвод земли церквам. Из его указа от 28 февраля 1718 г., который предписывал приходам выкупать находившуюся в частной собственности недвижимость духовенства, построенную на церковной земле, явствует, что он признавал церковное землевладение Один из докладов Святейшего Синода от 1739 г. свидетельствует, что еще в то время указ 1685 г. оставался в силе. В 1-й половине XVIII в. часто возникали судебные тяжбы из-за попыток помещиков или крестьянских общин (миров) урезать церковную землю или присвоить ее; в особенности это было распространено на Украине, где указ 1685 г. не действовал и отвод земли был исключительно Во время государственного межевания, начавшегося в 1754 г., безземельным приходским церквам, согласно указу 1685 г., выделялась пахотная земля и Однако уже начатые было обмеры пришлось приостановить, так как не оказалось точных инструкций, а ошибки повели к бесчисленным жалобам потерпевших. Всеобщее межевание было возобновлено лишь в 1765 г. В подробных инструкциях предписывалось для приходских церквей, находившихся на помещичьей земле, отводить по 33 десятины (30 десятин пахоты и 3 десятины луга); городским церквам земли не По указу Павла I от 18 декабря 1797 г. наделение землей было распространено на новые, перешедшие от Польши губернии с тем, однако, условием, что прихожане возьмут на себя обработку церковной земли в пользу клира. Сенату и Святейшему Синоду было поручено разработать инструкцию по исполнению этого распоряжения. После совместного обсуждения обоими учреждениями на подпись императору были представлены следующие несколько измененные положения: 1) минимальная норма надела должна составлять 33 десятины; 2) отведенная земля считается предоставленной в долгосрочное пользование, но ее обработка остается за прихожанами; 3) урожай духовенство получает натурою (зерном, сеном и соломой), но имеет право договариваться о замене натуры деньгами; 4) при наделах более 33 десятин избыток должен сдаваться в аренду, но никоим образом не обрабатываться собственноручно, «чтоб белое священство имели образ и состояние, важности сана своего соответственные»; 5) садовые участки остаются в личном пользовании духовенства.

http://sedmitza.ru/lib/text/439977/

3 Софония сын Хрисыов – Хусиев и в сказании сделаны изменения; о св. Феодуле: живущу нарицаемому весь дар – живущу в веси нарицаемей Пандуро; об Иоанне молчальнине: он же сложив, яко неподобие восприят внушити, исправлено: и рече: яко неподобно ли сие прияти; дек. 4 Иоанн коловодский – поливодский; 8 дек. изд. 1641 года: ариевы ереси епископы, изд. 1659 и 1661 г. тояже ереси иереи, изд. 1685 арианские ереси иереи; 9 дек. Зачатие св. Богоматери Анны – зачатие св. Анны, егда зачат св. Богородицу; дек. 13 писчий сына дуксова – чином сый дукс; слова в недели пред Рождеством Христовым переставлены (между числами 13 и 24): 18 дек. в сказании о Модесте патриар. иерусалимском сделаны изменения; тоже 22 декабря о муч. Анастасии, 25 о поклонении волхвов, 26 декабря о святом Еваресте: образу Иисуса Христа, на иконе написанному – по человечеству написанному; 31 декабря о св. Мелании сделаны изменения менее в издании 1661 и более в издании 1685 г.; 3 января о пр. Малахии: Хред власы и сломлен и долговаста, и Справлено: кудревать власы и немного подстрижены и широку имея главу ; 4 января о св. Аполлинарии немалые изменения; 9 января пр. Захарии – Самея; 10 января Дометиан в царство Иустиниана малого – Иустина; 14 янв. св. аввад – пр. отец, сказание о пр. Феодуле значительно изменено; сделаны изменения в сказаниях: 22 янв. об ап. Тимофее, восстановляющее смысл, 24 о пр. Ксении, 25 о Григории Богослове , 26 о пр. Ксенофонте, 27 о пренесении мощей Иоанна Златоустог о, 12 февр. о св. Мелетии значительное исправление, 17 февр. о Феодоре Тироне; имена исправлены. 6 ноября вместо Текусиса – Текуса, 7 нояб. вместо Касиания – Касиния, 9 нояб. вместо Аффония – Антония и другие. III. В изданиях 1661 г. за декабр. четверть и 1685 г. за сентябр. полугодие в сравнении с изданием 1641 г. оказываются вновь внесенными следующие пространные слова на праздники и памяти русских святых со сказаниями: 8 сент. слово св. Андрея критского на Рождество Богородицы (есть и в изд. 1659 года), 7 окт. память и житие пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Не вполне ясна точная дата оставления грузинских монастырей. Патриарх Досифей в одном из своих посланий (от 1706 г.) писал, что монастыри лежали в запустении около 40 лет. 681 Непохоже, чтобы он имел в виду 40 лет до 1706 г., так как к 1685 г. Досифей сумел выплатить грузинские долги и «расконсервировал» монастыри. Однако предположение о 40 годах запустения до 1685 г. тоже не согласуется с источниками, которые в начале 1650-х годов упоминают действующий в двух верстах к западу от Иерусалима грузинский монастырь, «и чернцы Грузи благочестивы, своими рукама делают нивы, сеют, орут и жнут, и винограды копают, и... пришелцов кормят и поят». 682 Начиная с 1659 г. и несколько раз в 1660-х гг. грузинские иерархи предпринимали попытки собрать деньги и освободить от долгов палестинские монастыри, однако эти предприятия, в силу разных причин, не имели успеха. Мусульманские власти запечатали монастыри, они стояли заброшенными, ветшали, а латиняне и армяне предлагали выплатить их долги с тем, чтобы после этого овладеть монастырями. В конечном итоге иерусалимский Патриарх Досифей совершил в 1681–1682 гг. поездку в Грузию и сумел договориться с царем Георгием о выплате им долгов иверийских монастырей. Собрав в грузинских землях требуемые деньги и добавив какую-то сумму от себя, Досифей в 1682 г. выплатил долги и проценты иверийских монастырей, вернул по суду их земельные владения в Палестине, выстроил новые стены и кельи и к 1685 г. возобновил там богослужение. 683 Теперь, однако, монастырями владели греки, хотя Досифей по инерции какое-то время считал свои расходы на содержание этих монастырей безвозмездной субсидией грузинам, 684 и был готов в любой момент передать обители под управление присланного из Грузии игумена. «Если же не будет у него доходов на содержание монастырей, – оговаривал патриарх в 1706 г., – в таком случае да управляют ими отцы-греки по долгу христианскому, который имеет одна церковь в отношении к другой церкви и преимущественно св. Гроб, который есть общая церковь ... всех православных». 685

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

921 ...книгу Жезл создал есть... – «Жезл правления» (M., 1667), полемический трактат с опровержением сочинений старообрядцев, написанный Симеоном в мае–июле 1666г. по поручению московского церковного собора. 922 ...Венец и Обед издал есть... – «Венецверы кафолическия» (1670; не изд.), в котором Симеон изложил основные положения христианской религии. «Обед душевный» (M., 1681) – сборник проповедей Симеона. 923 Вечерю, Псалтырь, стихи со Рифмословием... – «Вечеря душевная» (M., 1683), сбор ник проповедей; «Псалтирь рифмотворная» – см. с.232 наст. изд.; «Рифмологион» – сборник па негирических стихотворений (полностью не издан). 924 с Беседословием. – Очевидно, имеются в виду антилютеранские «Беседы» (не изд.), написанные в 1677 г. 925 Поздравление царевне Татьяне Михайловне по случаю именин – Стихотворение на писано в первой половине 1680-х гг. и посвящено царевне Татьяне Михайловне (1636–1706). Печатается по рукописи XVII в. из собрания Австрийской национальной библиотеки (Cod.slav. 174, л. 174–174 об.) с уточнением ряда чтений по рукописи: ИРЛИ, Пинежское собр., 113, л. 596–596 об. 926 Татиана, святая мученица. – Раннехристианская мученица (ум. в 225 г.), пострадавшая во время гонений при императоре Александре Севере. Память ее празднуется 12 января, это и день именин царевны Татьяны Михайловны. 927 Верше в Великую субботу.– Стихотворение написано 31 марта 1685 г. и посвящено Великой субботе – кануну Пасхи, последнему дню Страстной недели (в 1685 г. Великая суббота приходилась на 18 апреля). Печ. по рукописи XVII в. из собрания Австрийской национальной библиотеки (Cod.slav. 174, л.17–20)с уточнением ряда чтений по рукописи: ИРЛИ, Пи нежское собр., 113, л.596 об.–599. Стихотворение предназначалось для мелодекламации. 940 Симеоном сказанный меч... – Имеется в виду Симеон Богоприимец, предсказавший мученическую смерть Иисусу Христу. 941 ...великих православных царей. –· To есть братьев Ивана и Петра Алексеевичей, занимавших русский престол с 1682 г. 951 Поздравление царевне Софье no случаю Пасхи. – Стихотворение написано 7 апреля 1685 г. и тогда же поднесено царевне. Печ. по рукописи XVII в. из собрания Австрийской национальной библиотеки (Cod.slav.174, л.20 об.–21) с уточнением ряда чтений по рукописи: ИРЛИ, Пинежское собр., 113, л.599–599 об. Это стихотворение также предназначалось для мелодекламации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Димитрис Яламас Скачать epub pdf Иоанникий и Софроний Лихуды – Основатели Московской Славяно-греко-латинской Академии (XVII-XVIII вв.) Братья Иоанникий (1633–1717) и Софроний (1652–1730) Лихуды родились на острове Кефаллония и учились в Венеции и в Падуе, у выдающихся просветителей того времени Герасима Влаха и Арсения Калудия. По завершении обучения они вернулись на родину, где занялись преподаванием. Позднее, с целью продолжения своей педагогической деятельности, они перебрались сначала в центральную Грецию, а потом – в Константинополь, откуда в 1683 году, по инициативе иерусалимского патриарха Досифея, и с рекомендательным письмом всех восточных патриархов, отправились в Москву, откликнувшись на давнюю просьбу российских властей о направлении к ним с Православного Востока учителей для основания высшей школы. Братья Лихуды прибыли наконец в Москву 6 марта 1685 года и, по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны, были определены в Богоявленский монастырь, где и взялись сразу же за обучение своих первых семи студентов, перешедших к ним из школы иеромонаха Тимофея – среднего учебного заведения, основанного в Москве в 1681 году. Ученики Лихудов впервые получили денежное вознаграждение в период с 1 июля по 1 сентября 1685 г.; 1 июля 1685 г. следует считать днем открытия Славяно-грекс-латинской Академии. В течение двух лет в школе братьев Лихудов, которая располагалась в Богоявленском монастыре и известна в литературе как Богоявленская школа, учились студенты различных сословий: священнослужители, дети князей, бояр и государственных служащих, и даже безродные и выкупленные из рабства христиане. За это время число студентов достигло 120 человек. Первые годы жизни и деятельности Лихудов в Москве были трудными, они проходили на фоне столкновений между так называемыми «грекофилами» и «латинствующими». Братья Лихуды при полной поддержке московского патриарха Иоакима начали непримиримую богословскую полемику с иезуитами и с дружески расположенными к ним русскими книжниками во главе с Сильвестром Медведевым. На сторону греческих просветителей встали монахи Чудова монастыря во главе с Евфимием Чудовским. Столкновения достигли апогея и, после многочисленных угроз, порой доходивших до насилия со стороны Сильвестра и его соратников, Лихуды вынуждены были умолять московские власти отпустить их на родину. Их вклад в полемику с католиками и протестантами, стремившимися в те годы укрепиться в России, неоценим. Греческие учёные создали множество полемических произведений, которые сразу же были переведены их учениками на церковнославянский язык, переписаны в десятках кодексов и использовались как щит православия в Московии на протяжении многих лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioannikij-i-So...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010