148. Памяти почивших наставников: изд. Императорской Московской духовной академии ко дню ее 100-летнего юбилея (1814–1914). СП, 1914. 402 с. 149. Богословский вестник 1914. Т. 3. С. 209–758 (1-я пагин.). Выпуск ко дню 100-летнего юбилея. См. 356, 424, 483, 498, 500, 501, 507, 516, 534, 540, 541, 547, 549, 570, 595, 673. 150. В память столетия (1814–1914) Императорской Московской духовной академии: сб. статей, принадлежащих бывшим и настоящим членам академической корпорации: в 2 ч. СП: Тип. СТСЛ, 1915. 583, 667 с. 151. Московская духовная академия: сб. статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре: (Труд профессорско-преподавательского состава МДАиС). Т. 1, 2, 3. Б. м., 1964. 390, 307, 226 с. (Машинопись). 152. Остапов А., прот., Лаврентий (Постников), иером. Юбилейная выставка 150-летия пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре. Б. м., Б. г. 27 с. (Машинопись). 153. Сборник проповедей и статей профессоров и преподавателей МДА к 550-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Б. м., 1972. 177 с. (Машинопись). 154. Московская духовная академия и Московская духовная семинария: сб. статей профессорско-преподавательского состава, посвященный 30-летию возрожденных духовных школ. (1944–1974 гг.). Загорск, 1975. 219 с. (Машинопись). 155. Юбилейный сборник, посвященный 300-летию Московской духовной академии. Ч. 1: Научно-богословская конференция, посвященная 300-летию МДА. Ч. 2: Юбилейный акт, посвященный 300-летию МДА. Загорск: СТСЛ, 1985. Ч. 1. 3, 307 с.; Ч. 2. 78 с. (Машинопись). 156. Выставка, посвященная 300-летию Московской духовной академии: фотоальбом. Загорск, 1985. 40 с. 157. Московская духовная академия и собрание Церковно-археологического кабинета: (буклет). М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1986 (К 300-летию Московской духовной академии). 48 с. 158. Богословские труды. Юбилейный сборник: Московская духовная академия. 300 лет (1685–1985). М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1986. 336 с. Ряд статей по истории МДА, см. 254, 377, 390, 429, 451.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

14 Цит. по: Прот. В. Иванов. Становление богословской мысли в Московской Духовной Академии (1814–1870)//Московская Духовная Академия. 300 лет (1685–1985). Богословские труды. Юбилейный сборник. М., 1986, с. 124. 15 Обращение к Ж.-М. Дежерандо (1772–1842) особенно важно, поскольку его основной труд Degerando J.–M. L’histoire сотрагйе des sysmumes de philosophie relativement aux principes des connaissances humaines. 3 t. P., 1804 можно рассматривать в некотором отношении как первый опыт создания концептуальной истории философии. Если до Дежерандо философские системы рассматривались их историками преимущественно “внешне”, то именно ему принадлежит заслуга постановки вопроса о приоритетной философской проблеме, в контексте решения которой отдельные системы могут быть описаны и классифицированы. Эту приоритетную проблему он видел в решении вопроса о происхождении и образовании знаний, то есть в исходном вопросе эпистемологии. Начав свой философский путь последователем сенсуализма Локка и Кондильяка, Дежерандо пересмотрел свои начальные установки и выступил с критикой сенсуализма с позиций признания априорности (внеопытности) общих понятий и категорий. Труд Дежерандо был построен весьма основательно: первая его часть была посвящена историческому описанию философских систем, вторая — их критике. Хотя абсолютизация любого философского вопроса чревата субъективизмом, Дежерандо был совершенно прав, полагая, что без рефлексии над источниками знания философии быть не может. Это подтверждает сама история древнегреческой философии, которая реально начинается не ранее критики чувственного опыта у Элеатов. 16 Цит. по: Смирнов С. История Московской Академии до ее преобразования (1814–1870). М., 1879, с. 177. 17 Об обращении Голубинского к брахманистским учениям и к собственно школам индийской философии в курсах по истории философии свидетельствует археографический материал. См. Голубинский Ф. А. Конспекты по философии 1825–1844, б. д. Автограф чернилами и карандаш. и рукой неуст. лица. Русский и латин. яз. — РГБ ф. 76/1, к. 1, ед. 17, лл. 29 об.–30. С синологическими изысканиями Голубинского знакомят предложенные им вопросы на экзамене по древней философии (от 7 июня 1850 г.): “Жизнь и характер Лао-цзы. Учение Лао-цзы о вечном Уме — а) в его сокровенной сущности (под Умом понимается Дао — В. Ш.) и б) в его проявлении, или действовании в мире физическом и в обществе человеческом. См. Голубинский Ф. А. Материалы к истории древней философии. Китайская философия (1840-е – 1850-е). Автограф. Рукопись с разрозненными листами. — РГБ ф. 76/1, к. 1, ед. 1, л. 45 (ср. лл. 40–42 об).

http://pravmir.ru/svyatitel-filaret-v-is...

В апреле 1814 г. комиссия рассматривала составленный Филаретом проект открытия московского духовно-учебного округа и преобразования московской духовной академии по новому уставу. Московскую академию не предстояло создавать вновь. Она уже существовала с 1685 г., она развивалась самостоятельно и жила вполне самобытною жизнью. За свое более чем вековое существование старая Славяно-Греко-Латинская академия, детище братьев Лихудов, неоднократно изменялась. По мысли ее основателей, людей близких к царю Федору Алексеевичу и царевне Софье, она предназначалась быть общеобразовательной школой, первым русским университетом и по открытии своем наполнилась искавшими образования студентами всех сословий московского общества, среди которых было немало титулованной знати. Затем она усвоила значение высшей духовной школы, но усвоив такое значение, она возрастила в стенах своих того, кто создал первый русский университет – Ломоносова. Она была поддержана вниманием и заботами митрополита Платона. В начале XIX в. в ней преподавались духовные и словесные науки, а кроме того и медицина. В 1802 г. контора медицинской коллегии составляла программу для чтения в ней медицинских наук и предписывала врачу – преподавателю медицины – в первый год читать анатомию, физиологию, общую патологию и тера- —382— пию, а во второй год ботаническую философию и врачебное веществословие российских вещей, а особливо дикорастущих в московской губернии растений. Славяно-греко-латинская академия могла гордиться своими заслугами перед страной: из нее вышел целый сонм образованных иерархов и пастырей церкви и светских образованных людей. Но к началу XIX ст. академия с ее схоластическим направлением и методами, с ее латинским языком, на котором велось преподавание, уже отживала свой век и должна была уступить новым педагогическим веяниям. Итак, предстояло не основывать московскую духовную академию, а существующую вдвинуть в новую систему, приспособить к новым методам, поставить во главе учебного округа и придать ей вид того триединого учреждения, каким должна была быть духовная академия по уставу 1814 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В половине второго начался акт. Актовую речь читал профессор Академии и университета М. М. Богословский 323 . Речь была юбилейного характера – о Славяно-греко-латинской академии 324 как родоначальнице нынешней Академии. Выходит поэтому, что Московская Академия основана не в 1814 году, а в 1685 году. Речь была интересна и содержательна. Затем было прочитано извлечение из отчета 325 . Акт закончился в начале четвертого; а затем была трапеза с семьями профессоров. По обыкновению были речи 326 . Произнес и я речь о всегдашней моей связи с Академиею. Встали мы от стола в начале шестого. И еще долго продолжалась бы трапеза, если бы не обратная поездка в Москву на поезде в шесть часов вечера. Нигде не был, так как почти все время то за молитвою, то за другими праздничными занятиями. Только и удалось мне внизу лестницы митрополичьих покоев повидаться несколько минут с преосвященным Никоном 327 , который, по его словам, умирает и не может даже подняться вверх по лестнице. И действительно, лицо его отекшее, и он производит болезненное впечатление. Впрочем, он давно уже умирает, но в борьбе со смертию выходит победителем. Может быть, и теперь будет то же. Дай Бог! В шесть вечера выехали в том же вагоне и в той же компании и в восемь возвратились. Поездку совершил с большим душевным утешением. Но это утешение парализуется новым несчастьем на войне. Немцы начали свои операции в Балтийском море и сразу одержали крупный успех, заняв острова Эзель и Даго. Все это готовит печальную участь Финскому заливу, Петрограду, Новгороду и т. д. Пропали мы, благодаря тем узкопартийным доктринерам, которые уже более полугода, имея в руках власть, производят нелепые опыты над государством и народом. Позже они и дадут ответ перед нелицеприятным судом истории. Но нам – современникам – от этого не легче... Понедельник. 2-е октября. Утром с десяти до двух был на заседании своего Правового отдела. Сегодня мы вчерне окончили рассмотрение представленного Предсоборным советом проекта. Предстоит еще второе чтение и обсуждение декларации.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Конвент – высший законодательный и исполнительный орган первой французской республики, действовавший с 21 сентября 1792 г. по 26 октября 1795 г. Речь идет об якобинском этапе в истории конвента, когда народное восстание 31 мая – 2 июня 1793 г. привело к изгнанию жирондистов из конвента и к передаче всей полноты власти якобинцам. 32 Наполеон I Бонапарт (1769–1821) – французский государственный деятель и полководец, первый консул Французской республики (1799–1804), император французов (1804–1814 и март – июнь 1815). 33 префект – во Франции лицо, возглавляющее департамент как представитель центрального правительства; считается главой всех государственных учреждений в данном департаменте. 35 Комб Эмиль (1835–1921) – французский государственный деятель. В июне 1902 – январе 1905 г. Комб – глава французского правительства. Правительство Комба провело некоторые антиклерикальные мероприятия: закрыло ряд католических конгрегации, запретило деятельность религиозных обществ в области просвещения, подготовило законопроект об отделении церкви от государства (осуществлен в конце 1905 г.). 36 Филипп II (1527–1598) – испанский король с 1556 по 1598 г., крупнейший представитель испанского абсолютизма. 37 Нантский эдикт – эдикт, подписанный французским королем Генрихом IV в апреле 1598 г. в Нанте; завершил религиозные войны во Франции. По Нантскому эдикту католицизм оставался господствующей религией, но гугеноты получили свободу вероисповедания и богослужения в городах (кроме Парижа и некоторых других), в своих замках и ряде сельских местностей; им предоставлялось право занимать гугенотам судебно-административные и военные должности; для разбирательства судебных дел гугенотов при парламентах в Париже, Тулузе, Бордо и Гренобле были созданы особые палаты, состоящие наполовины из гугенотов; им было разрешено созывать свои политические конференции и синоды. По секретным дополнительным статьям эдикта гугеноты получили 100 крепостей с гарнизонами. После войны с гугенотами в 1621 – 1629 г. секретные статьи эдикта были ликвидированы по миру в Але (1629 г.). Людовик XIV в 1685 г. окончательно отменил Нантский эдикт 1598 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Последствия великодержавных разногласий в области церковной политики были ошеломляющи. В интересах более полного осуществления государственного абсолютизма Людовик XIV в 1685 году объявил утратившим силу Нантский эдикт и при явном неодобрении папы лишил гугенотов прав, которыми они пользовались до сего времени. Были закрыты кальвинистские церкви, изгнаны проповедники. В результате последнего религиозного преследования около 200 000 гугенотов оставили свою родину и стали искать себе пристанище в протестантских государствах - в Пруссии, Голландии и Англии. Эмигранты в большинстве своем были прилежными гражданами, хорошими ремесленниками, торговцами, образованными интеллигентами. Изгнание из страны гугенотов способствовало закату государства «короля-солнца» и подъему протестантских держав, в первую очередь Пруссии. Решительная антифранцузская ангажированность Иннокентия XI сделала его другом Австрии; следствием этого явилась и активная поддержка войн Габсбургов против турок. Так, папа стал одним из главных участников освобождения Венгрии от 150-летнего турецкого господства. Антитурецкую политику Иннокентия XI проводил папский нунций в Вене Буонвизи. В интересах совместного выступления против турок папа, отбросив свои былые обиды, попытался примирить Людовика XIV и императора Леопольда I (1657-1705). Однако заключенный в голландском г. Нимвеген в 1658 году мир оказался недолговечным, французская политика осталась дружественной по отношению к Турции и враждебной по отношению к Габсбургам - ведь Франция не была заинтересована в дальнейшем усилении австрийских Габсбургов. Мирные переговоры заслуживают упоминания еще и потому, что начиная с этого времени и вплоть до Венского конгресса 1814-1815 годов папский нунций не принимал участия в международных переговорах. В то же время императорская политика была и антивенгерской и антипольской. Папа же пытался побудить куруцев и поляков к компромиссу с Габсбургами в интересах совместных действий против турок. Однако папе удалось привлечь к совместной борьбе против турок только Яна Собеского.

http://sedmitza.ru/lib/text/441665/

С. 240) и репетиций, как обязательной формы обучения: «Студенты обязаны посещать лекции, представлять сочинения на даваемые в течение года преподавателями темы, сдавать репетиции и экзамены и в образе жизни и поведения неуклонно исполнять установленные в Академии правила» (§ 145; см.: Там же. С. 241). Репетиции не были новшеством, однако вопросы подробной регламентации по проведению репетиций и по принятию или не принятию во внимание баллов, полученных студентами на репетициях, при оценке познаний студентов на переводных или выпускных испытаниях и составлении разрядных списков должен был решать Совет каждой Академии особо. Об учебных коллоквиумах и репетициях в КДА. См.: гл. IV, л. 60–62; примеч. к гл. IV, л. 60 об.–61 – ссылка 702. 601 Премьера оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, созданной в 1877–1878 гг. состоялась в 1879 г. в Москве, в Малом театре. 602 Ритм, построенный на использовании синкоп. Синкопа (от греч. συγπ) – «усечение») – смещение музыкального ударения с сильной доли такта на слабую. 603 Отрывок из XLII строфы пятой главы «Евгения Онегина» (Пушкин А.С. Евгений Онегин/Полн. собр. соч.: В 19 т. М. 1995. Т. 6. С. 115). 606 Либретто (от итал. libretto – книжечка) – с конца XVII в. оперные либретто выпускались для посетителей театров в виде маленьких книжечек. 608 «Творения святых отцов в русском переводе» с «Прибавлениями духовного содержания», представляющими собой оригинальные статьи и научные исследования преподавателей и выпускников МДА, издавались с 1843 г. по 1891 г. включительно, дважды прерываясь и возобновляясь из-за финансовых затруднений; выходили четыре раза в год. 609 Московская академия – Московская Духовная академия была основана в 1685 г. в Москве греческими богословами братьями Лихудами; неоднократно преобразовывалась и переименовывалась (Московская академия, Славяно-греко-латинская академия). Наивысшего расцвета достигла в последней четверти XVIII в. благодаря ученой деятельности митрополита Платона (Левшина) . В 1814 г, переведенная в Троице-Сергиеву лавру, была преобразована по новому учебному уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

История возникновения статуарного образа связана с местной легендой о чудесном явлении в воздухе свт. Николая с грозным ликом, с мечом и собором в руках во время осады Можайска неприятелем - для ободрения жителей и на страх врагу. Устрашенные видением противники бежали, а благодарные горожане заказали деревянную статую святого, к-рая была помещена в нишу над въездными деревянными воротами города-крепости. В кон. XIV в. изображение Можайского образа свт. Николая появилось на монете - было отчеканено предположительно сыном вел. кн. Димитрия Донского Андреем Димитриевичем, с 1389 г. удельным князем можайским ( Петров. 1902. С. 142-143). Свт. Николай Чудотворец. Хромолитография с иконы из с. Семилужного. 1885 г. Свт. Николай Чудотворец. Хромолитография с иконы из с. Семилужного. 1885 г. В кон. XV в., в период правления князя угличского и можайского Андрея Васильевича Большого, в Можайске были построены каменные Никольские ворота с надвратной ц. Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в нее в специально сделанном киоте поместили образ свт. Николая. В XVI в. для скульптуры был изготовлен серебряный оклад (фрагменты хранятся в ГТГ). В 1603-1605 гг., когда строился белокаменный Можайский кремль, образ был перенесен из надвратного храма в Никольский собор, а затем вернулся во вновь построенную каменную надвратную Крестовоздвиженскую ц. с Никольским приделом. После взятия Можайска в 1608 г. войсками Лжедмитрия II скульптура была конфискована поляками; в 1618 г. возвращена по обязательствам Деулинского перемирия ( Федорова и др. 1981. С. 288). В 1683-1685 гг. по указу патриарха Иоакима надвратный Воздвиженский храм был перестроен. В 1804-1814 гг. построен Ново-Никольский собор (проект архит. А. Н. Бакарева), в который включили Никольские ворота с надвратным храмом и часть крепостной стены. Собор строился в период Отечественной войны 1812 г., на время которой скульптуру свт. Николая спрятали и сохранили. В 1922 г. изъяли ризу и митру. Н. И. Власьев в своих тетрадях подробно описал ризу и сделал пометку: «Ныне цела, и, по словам А. П. Хотулева и Н. П. Виноградова, хранится в Кремле в Оружейной палате» ( Голиков. 2014). В 1933 г. статуя вывезена Н. Н. Померанцевым из Можайска в Москву.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

С 1884 г. 82 кн. С 1798 г. Описи делам С 1887 г. Алфавиты С 1887 г. Входящ. и исход. журн. С 1759 г. 127 кн. С 1840 г. 122 кн. Ведомости о суммах Ревизские сказки. С 1785 г. Описи церк. имуществ Дела других учреждений Тобольской Консистории. Помещение архива Малопоместительно и небезопасно от огня в верхнем этаже К-рии. От огня безопасно, сухо, но холодно, тесно и грозит падением. Перестройка в 1904 г. по смете 21973 р., ассигн. – 10000 р. От огня безопасно в верхнем и нижнем этажах К-рии, тесно, грозит печальная участь.Постепенно приводится в порядок. Особые замечания Епархия открыта в 1895 г. Епархия открыта в 1799 г.Есть ненужные книги с 1859 г. (112) Епархия открыта в 1788 г.Разборные ведомости с 1737 г., планы и межевые книги с 1782 г. С 1893 г. при семинарии древлехранилице, с 1899 г. истор.-статистич. Комитет по описан. епарии, с 1900 г. церк. археологичск. комитет (Орлов. епарх. вед.1904 г. 1905 г. 42 и др. 1903 г. 5; 1895 г. 7; 1896 г. 4; 1900 г. 8–9 и 41–42; Церковн. Ведом. 1900 г. 42).Издания: «Сборник» и «Историч. описан. приход., церквей и монаст.», 1905 г. Пензенская Пермска Подольская Полоцкая С 1817 г. 94 кн. С 1801 г. 81 кн. С 1814 г. 219 кн. С 1802 г. 146 кн. С 1801 г. 107 кн. С 1796 г. 1431 кн. С 1798 г. 129 кн. С 1813 г. 277 кн. С 18800 г. 360 кн. С 1773 г. 207 кн. С 1758 г.95449 д. С 1797 г. 113973 д. С 1796 г. 110793 д. С 1776 г. 88854 д. 3 категории. 3 категории. По столам. 4 категории. С 1758 г. 2056 кн. С 1722 г. 2479 кн. С 1701 г. униатская. С 1796 г. правосл. 5198 кн. С 1708 г. 3391 кн. С 1760 г. 1279 кн. С 1749 г. 2485 кн С 1796 г. 3680 кн. С 1778 г. 2433 кн. С 1800 г. 825 кн. С 1800 г. 1587 кн. С 1796 г. 1266 кн. С 1800 г. С 1800 г. С 1818 г. 158 кн. С 1800 г. 212 кн. С 1796 г. С 1775 г. 389 кн. С 1802 г. 1685 кн. С 1778 г. 482 кн. С 1795 г. 41 кн. С 1724 г. 8918. Часть дел Вятской К-рии за 1711–1730 гг. (в 1868 г. назывались уже обгнившими). 12-ти духовных правлений Подольской епархии с 1796 г. 6430 д. и 2400 кн. Весьма тесное безопасно от огня и сырости в 2-х этажах. Товар. Об.– Прокурора Св. Синода предлагал духовенству епархии позаботиться о расширении архива. (Церк. Ведом. 1904 г. ; 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

1882, сентября, отд. III, стр. 205) и того же года 27 июня рукоположен в митрополита Астраханского патриархом Иоакимом (Евангелие вынулось Луки 92 зачало. Вавлиоф. XI, 246), † 22 октября 1682 г. Авраамий (1681–1685) «Из Суздаля, Спасо-Евфимиева монастыря» (Материалы Забелина, ч. I, стр. 129), где он, вероятно, состоял в числе братства. В 1682 г. 25 июня, при венчании на царство Иоанна и Петра Алексеевичей, он вместе с игуменом Угрешским Иосифом подносил бармы царя Иоанна (Вивлиоф. VII, 413 5 ); в 1685 г. 20 октября (а у Строева 13 июля 1684) хиротонисан патриархом Иоакимом в митрополита Белгородской епархии, † 6 августа 1692 г. «Жил на престоле 7 (шесть?) лет, 9 месяцев и 16 дней» (Московский любопытный месяцеслов на 1776 г., стр. 164). От его времени сохранился серебряный потир с принадлежностями, на котором надпись: «Лета 7193 (1685) августа в 14 день (!) построены сии святые церковные сосуды из ветхих церковных сосудов в Ондроньев монастырь при орхиманрите Авраамии и при казначеи старце Исаи» 6 . Пахомий (1685) был в Новом Иерусалиме на освящении великой каменной Воскресенской церкви, которое совершил, 18 января 1685 г., святейший Иоаким патриарх, в присутствии царя Иоанна Алексеевич а (Рукописи московской синодальной библиотеки. 428. Христ. Чт. 1886, май-июнь, стр. 684. Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. 1874, кн. 3, отд. 1, стр. 69); 22 августа того же года был там на панихиде по св. патриархе Никоне (Материалы Забелина. ч. I, стр. 909). Авраамий (1685–1687). О нем, когда еще был монахом, известно, что он, проходя из пустыни на р. Тезе, зашел (на пути в Москву?) в Флорищеву пустынь, владимирской епархии. Блаженный Иларион, строитель этой пустыни, известный прозорливостью († 14 декабря 1708 г., в сане митрополита суздальского), советовал ему не оставаться в Москве, но воротиться скорее в свой монастырь. «Делай как хочешь, прибавил он, будешь игуменом, архимандритом, наконец и архиерейства удостоишься прежде меня, но пользы тебе не будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010