В 1683 г. Л. приехали в К-поль, где поселились на подворье Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары . В ответ на просьбу русского правительства прислать учителей патриарх Досифей направил Л. в Москву. Решение было принято после того, как патриарх убедился в приверженности Л. Православию: братья представили ему исповедание веры, проповедовали перед патриархом, митрополитом, архиепископом, епископом и клиром. Путешествие в Москву продолжалось ок. 2 лет (с июля 1683 по март 1685). По пути братья участвовали в диспутах с румын. богословами, а также с католиками, лютеранами, кальвинистами. Л. прибыли в Москву 5(15) марта 1685 г. и были приняты царями Петром I Алексеевичем и Иоанном V Алексеевичем . Спустя неск. месяцев для Л. были построены 2 кельи в московском в честь Богоявления мужском монастыре , в к-ром 1(11) июля 1685 г. начала работу Богоявленская школа Л., явившаяся 1-м этапом создания Славяно-греко-латинской академии. Составленная Л. учебная программа ориентировалась на европ. образцы, прежде всего на программу Падуанского ун-та. В учебном процессе Л. использовали как известные в то время печатные пособия по грамматике, риторике, философии, эпистолографии, поэтике и др., так и составленные ими для рус. слушателей учебники. Сохранились списки учебников Л. фактически по всем читаемым ими предметам. Среди них греч. грамматика московской (краткой), костромской и новгородской (пространной) редакций, лат. грамматика, поэтика, 2 риторики, логика, физика, богословие, пособие «О методе эпистолярного искусства». Первыми студентами Л. были 7 учащихся греко-слав. школы иером. Тимофея, находившейся на Московском Печатном дворе: Алексей Кирилов, Николай Семёнов, Федор Поликарпов-Орлов , Иосиф Афанасьев, Федот Агеев, Василий Артемьев, Федор Герасимов. В нояб. 1687 г. академия была переведена в построенное для нее здание на территории Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря . Основная роль в преподавательском процессе принадлежала Софронию Лихуду, именно он, находясь в Москве, возглавлял академию в 1685-1694 гг., в то время как Иоанникий Лихуд в 1688-1691 гг. уезжал в Венецию, где в т. ч. вел переговоры с Венецианской республикой о союзе с Россией против Османской империи.

http://pravenc.ru/text/2110625.html

патриархах Кир Иоакиме и Кир Адриане Московских». См. Архив Юго–Западной России, т. V. 189 Письма Досифея, п. Иерусалимского к Иоакиму, п. Московскому с суровым осуждением за стремление Иоакима подчинить себе Киевскую митрополию. 1686 г. апреля.... Арх. Юго–Зап. России. т. V, стр. 142–146. 190 Архив Юго–Западной России, т. V, стр. 37–42. Письма патр. Иоакима Гетману Самайловичу, с увещанием заботиться о избрании митрополита Киеву 1883 г. сент. 4 и 1684 г. окт. 31. 192 Архив Юго–Зап. России, т. V, стр. 43–44. Письмо Гедеона Четвертинского к п. Иоакиму. 1684 ноября 24. 193 Там же, стр. 44 – 46. Письмо п. Иоакима к Гедеону с изъявлением сочувствия ему и посылкой 10 рублей. 195 Архив Юго–Зап. России, т. V, стр. 55–61. Письмо Авраамия, м. Белгородского, к п. Иоакиму 8 авг. 1685 г. со списками с листов, поданных гетману участниками Киевского собора. 198 Там же, стр. 80–83. Письма Гедеона Четвертинского, еписк. Луцкого п. Иоакиму и государям в июле 1685 г. 199 Письма п. Иоакима Гедеону Ченвертинскому, гетману Самойловичу в сентябре 1685 г. и выписка из летописцев о митрополитах Российских. Архив Юго–Зап. России, т. V, стр. 84–93. 201 Архив Юго–Зап. Рассии, т. V, стр. 102–104. Исповедание, произнесенное Гедеоном Четвертинским 8 ноября 1685 г. 204 Архив Юго–Зап. России, т. V. Письма и грамоты Дионисия, п. Константинопольского в Москву и Малороссию разным лицам с 39–46, стр. 166–191. Досифей п. Иерусалимский «приискал в правилах, что вольно всякому архиерею отпустить из своей епархии к другому архиерею»... и с своей стороны дал утвердительные грамоты. Исследование о подчинении Киевской митрополии Моск. патриархату. С. Терновского , стр. 141–142. 208 Архив Юго–Зап. России, т. V, стр. 246–250. Письмо Лазаря Барановича п. Иоакиму 1688 г. 7 марта. 209 Там же, стр. 259–260. Письмо п. Иоакима Варлааму Ясинскому, архим. Киево–Печ. Лавры 1688 г. июля 9. 210 Там же, стр. 273–276. Письмо Иосифа Шумлянского, епископа Львовского п. Иоакиму; 24 мая 1689 г. 211 Грамота Великих Государей о том, что права южно–русской церкви после присоединения ее к Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Холмогоры. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор. Начало строительства 11 мая 1685 года. Заложен первым архиепископом Холмогорским и Важским - Афанасием. Время строительства с 1685 по 1691 год, близкий по архитектуре московскому Успенскому собору, - огромное шестистолпное сооружение, завершавшееся раньше пятью мощными главами. С какого именно времени началось существование в г. Холмогорах Спасо-Преображенского собора, исторических данных не сохранилось. Известно только, что нынешнему каменному собору предшествовали несколько деревянных. Первое упоминание о «Спасском соборе в Холмогорах» встречается в летописях 1540 г. В этом году «начальствовали на Двине сотские Васюк Бачурин с товарищи, и жалованные грамоты и всякие указы и судебники из Москвы присланы на их имя и положены на городище, в казне, в Спасском большом соборе». Затем из сохранившихся письменных памятников видно, что церковь Преображения Господня сгорела два раза: в 1588 г. и 1645 г. Построенный вместо сгоревшего в 1645 г. деревянный собор был последним до построения нынешнего каменного. Таким образом, деревянных Преображенских храмов существовало не менее трех. Кроме храма Преображения Господня, на городище существовали еще две церкви: Воздвиженская и св. апост. Иакова, брата Господня. При последней проживало несколько монахов. Воздвиженская церковь вместе с Преображенскою сгорела и более не восстановляема, церковь же во имя св. апост. Иакова существовала до времени преосвящ. Афанасия, первого архиепископа Холмогорского, которым была перенесена в архиерейский дом на сени и сделана сенною или Крестовою… Существующий ныне каменный Спасо-Преображенский собор построением своим обязан попечению и трудам первого архиепископа Холмогорского и Важеского Афанасия. Прибыв в октябре 1682 г. на кафедру Холмогорскую, преосвящ. на другой же год предпринял строение каменной колокольни для будущего собора, имевшего быть кафедральным, оконченное в 1685 г. В этом же 1685 году положено было основание собору…

http://sobory.ru/article/?object=07168

Сравнивая церковные описи 1685 и 1698 годов, мы находим, что к началу столетия в монастыре церквей прибыло, именно, внутри соборного храма Воскресения Господня: 1) церковь Архангела Михаила; 2) церковь во имя Всех Святых (под колокольнею); 3) церковь Св. Николая Чудотворца, устроенная Царицею Прасковиею Феодоровною, и 4) подземная церковь во имя Св. Константина и Елены. Кроме сего устроены усердием Царевен Татьяны Михайловны и Правительницы Государства Софьи Алексеевны: а) теплой соборный храм Рождества Христова по Вифлеемскому образцу, и настоящая освящена в присутствии самой храмоздательницы, Благоверной Царевны и Великой Княжны Татьяны Михайловны, 14 Декабря, 1692 года, и снабжена ею всей необходимой утварью и ризницею с истинно Царскою щедростью; б) церковь каменная над св. вратами во имя Входа во Иерусалим Христа Спасителя, начата строением в 1694 году, а окончена и освящена в 1697 году. Из уцелевшего антиминса видно, что и до построения нынешней каменной ограды (1690–1694), на св. вратах прежней деревянной ограды была церковь того же наименования, освященная в 1685 году; в) церковь трех Святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, которая первоначально была устроена на городовой стене, при кельях Святейшего Патриарха Никона , при построении же вкруг монастыря каменной ограды была перенесена на западную сторону монастыря, к, устроенной вновь усердием Царевны и Великой Княжны Татьяны Михайловы, каменной больнице; освящена в 1698 году, 18 Апреля. Все эти церкви также снабжены утварью и ризницею. Сравнивая описи XVII столетия с последнею (составленною в 1837 году) и с наличными вещами, мы удостоверяемся, что все главные драгоценные вещи (утварь) сохранились в целости до настоящего времени; из числа же облачений XVII столетия сохранилось лишь несколько риз (пять) Царских вкладов, оставленных на память, а остальные, по ветхости, уничтожены и заменились в течении XVII столетия новыми. Исчислим вкратце, какие именно из вещей, значащихся по описи 1685 года, уцелели, приводя их в том самом порядке, в каком они следуют по описи (для чего и представлены нами в оной вещей Арабскими цифрами, чего нет в подлинной описи),и с означением, где ныне находятся. По описи 1685 года

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В Крупицком Николаевском монастыре проводил он время в молитве, а в праздничные дни проповедовал в Батурине, по желанию благочестивого Самойловича. В следующем году приглашали его на игуменство в Кирилловский монастырь, но он отказался, конечно потому, что и сам опасался обители, где могли беспокоить его родные, да и полюбивший его гетман не хотел с ним расстаться. В 1681 году предложили ему игуменство Максаковской обители, и он с письмом гетмана явился к Лазарю Барановичу. «Не читая письма, сказываю: да благословит вас Господь Бог не только игуменством, но по имени Димитрия желаю вам и митры; Димитрий да получит митру», – так говорил умный архипастырь при встрече с Димитрием, радуясь и за паству свою, которая будет иметь такого редкого игумена. Он благословил его и своим посохом. Марта 1-го 1682 года Димитрий переведен на игуменство Крупицкого монастыря, но спустя полтора года отказался от начальствования, чтобы вести жизнь отшельническую. Еще архимандрит Иннокентий Гизель, исполняя мысль митрополита Петра Могилы , выпросил у патриарха Иоакима четьи-минеи митрополита Макария, чтобы при их пособии составлять жития святых. Преемник его архимандрит Варлаам упросил Димитрия, как известного ему и по жизни, и по дару слова, принять на себя труд составления житий. От труда благочестивого, хотя и тяжелого, Димитрий не отказался. В июне 1684 года переселился он в лавру и начал писать Четьи-Минеи. В 1685 году имел он два видения, которые показывали, что небожители благоволят к его новому занятию. В одном представлялось ему, что смотрению его поручена пещера с мощами святых и он перекладывал мощи великомученицы Варвары в лучшую раку; при этом святая Варвара, явясь как живая, на слова его «благодетельница моя! умоли Бога о грехах моих», отвечала: «Не знаю, умолю ли; ты молишься по-римски», т. е., как понял смиренный Димитрий, коротко и редко. Когда же он смутился тем, она прибавила с веселым лицом: «Не бойся». Это было 10 августа 1685 года. Другое видение было в ноябре 1685 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3-го июля 1683 г. Лихуды оставили Константинополь. В Россию они прибыли почти два года спустя, «по многих бедах и мучениих, на земли и по морю многодневно, многочастне и многообразне случившихся», – их задержала в пути война австрийцев с турками и, главным образом, происки иезуитов в Польше, которые употребили все возможные средства, чтобы как можно долее задержать Лихудов. Во время продолжительного пребывания в Польше Лихуды неоднократно вели богословские диспуты с иезуитами. Наконец, видя, что их не хотят никак отпустить в Москву, Лихуды, в январе 1685 г., тайно ушли из пределов Польши и 6 марта того же года прибыли в Москву. На третий день по приезде Лихуды представлялись государям, поднесли им два креста резных кипарисных и говорили «орацыи», один на латинском, другой на греческом языке. Государи приняли их милостиво и указали им «до своего государского указу» жить на греческом Николаевском подворье; жалованья им было назначено «по две гривны на день помесячно». Кроме того, им велено было выдать «на приезд денег по шести рублев да по сороку соболей, по 50 рублей за сорок». Из Николаевского монастыря они вскоре были переведены в Чудов монастырь, а отсюда в Богоявленский; здесь на государственный счет было приказано построить для них «две кельи» по три сажени келья; 15 марта 1685 г. состоялся торжественный диспут между Лихудом и Яном Белободским, – одним из претендентов на академическую кафедру. Диспут с Белободским кончился не в пользу последнего. Победа над Белободским высоко поставила ученый авторитет Лихудов в глазах московских людей, присутствовавших на прении. Но недоверчивость по отношению к грекам была такова, что от Лихудов потребовали, чтобы они представили в Посольский приказ «свои поучения». Только после таких предварительных испытаний ученые греки могли переступить порог предположенной к открытию Московской школы. На первых порах эта школа была очень невелика; в нее поступило сначала только шесть человек из старших учеников типографского училища; первоначально занятия шли в кельях самих Лихудов; а с декабря 1685 г. – в особом здании для школы в Богоявленском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioannikij-i-So...

Собор для избрания митрополита Киевского был назначен на 8 июля 1685 г. в Киеве. К указанному времени сюда стали съезжаться представители духовенства, гетмана Самойловича и казачьей старшины. На Собор не захотел приехать Лазарь Баранович, обиженный на то, что за кулисами власти уже склонились в пользу избрания Гедеона. Архиепископ Лазарь, тем не менее, разослал малороссийскому духовенству свои универсалы, которые призывали клириков принять участие в выборах митрополита. Епископ Гедеон также не участвовал в работе Собора. В итоге Собор принял решение об избрании Гедеона на митрополию, и к нему были направлены послы с извещением об этом. Не все были довольны избранием митрополита Гедеона. Вскоре после Собора 1685 г. в Киеве состоялось собрание ряда противников воссоединения Киевской митрополии с Московским Патриархатом и избрания Гедеона митрополитом, но сколько-нибудь заметных последствий это предприятие не имело. Избранный митрополитом Гедеон Святополк-Четвертинский и гетман Самойлович написали в Москву обо всем происшедшем в Киеве на имя молодых царей Иоанна и Петра Алексеевичей и Патриарха Московского и всея Руси Иоакима. Царей и Патриарха просили, чтобы они незамедлительно направили посольство к Константинопольскому Патриарху, дабы окончательно решить вопрос о переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Москвы. При этом митрополит Гедеон и Иван Самойлович просили навечно закрепить автономный статус Киевской митрополии и связанные с ним права и привилегии. В ответ в Киев были направлены грамоты, в которых сообщалось, что все прежние права Киевской кафедры будут сохранены во всем, кроме одного: Киевский митрополит должен будет отказаться от титула Экзарха Константинопольского Патриарха, что, впрочем, было вполне естественно. 24 октября 1685 г. Гедеон Святополк-Четвертинский с большой свитой, состоявшей из 45 представителей духовенства и казачьей старшины, прибыл в Москву. В Успенском соборе Кремля в присутствии царей Петра и Иоанна Алексеевичей и Патриарха Иоакима митрополит Гедеон присягнул на верность Патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму Савелову.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/420/...

384 The Council of Trent. The canons and decrees of the sacred and oecumenical Council of Trent. Ed. and trans. J. Waterworth. London,1848. P. 55–56, 75–84. 390 Confession of Dositheus//Acts and Decrees of the Synod of Jerusalem. L., 1899. Р. 137–139, 144–150. 391 Горский А.В., прот. О соборе Иерусалимском 1672 г.//Прибавления к Творениям св. Отцов 1871. Ч. 24. Кн. 3. С. 568–601. 394 Старообрядцы не были первыми, кто сделал заключение о раннем времени пресуществления на основании поклонов на Великом Входе. Так, подобное учение опровергал уже св. Николай Кавасила . См.: Taft R. F. The Great Entrance: A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom. R., 1978. P. 213–214. 395 Белянкин Ю.С. Церковь и государство в полемике со старообрядцами во второй половине XVII в. (на примере деятельности Московского Печатного двора). Дисс. … канд. истор. наук. М., 2012. С. 198–199; 202–203. 399 Желтов М., диак. Новый источник по истории русского богослужения: Кавычный экземпляр «Чиновника архиерейского служения» 1677 г.//Вестник церковной истории. 2006. 2. С. 235–239. 401 Рамазанова Д.Н. Братья Лихуды и начальный этап истории Славяно-греко-латинской Академии (1685–1694). Автореферат дисс. … канд. истор. наук. М., 2009. С. 13–14. 402 Кульматов В.А. К вопросу о диспуте А.Х. Белобоцкого и братьев Лихудов в 1685 г.//Лихудовские чтения 1998. 2001. С. 53–60. 408 Панич Т.В. Книга Щит Веры в историко-литературном контексте конца XVII в. Новосибирск. 2004. С. 58–60. 409 Бернацкий М.М. Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви (к вопросу о каноническом статусе термина «пресуществление»)//Богословские Труды. 2007. Сб. 41. С. 133–145. 410 Небольшой эпизод, связанный с архим. Гавриилом Домецким и иерод. Дамаскиным, носил маргинальный характер и будет разобран в другом разделе. 411 Фонкич Б.Л. Греко-славянские школы Греко-славянские школы в Москве в XVII веке. М., 2009. С. 215. 412 Кульматов В.А. К вопросу о диспуте А.Х. Белобоцкого и братьев Лихудов в 1685 г.//Лихудовские чтения. Великий Новгород. 1998. С. 53–54.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Благоверные князья Всеволод (Гавриил) Псковский и Михаил Ярославич Тверской. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1685 г. Благоверные князья Всеволод (Гавриил) Псковский и Михаил Ярославич Тверской. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1685 г. Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Фрагмент росписи Софийского собора в Вологде. 1686–1688 гг. Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Фрагмент росписи Софийского собора в Вологде. 1686–1688 гг. В монументальной живописи XVII в. (как правило, на столбах крупных храмов с развитыми циклами образов князей и царей) М. Я. также изображался не очень часто, однако во 2-й пол. XVII в. количество его образов возрастает, особенно в В. Поволжье, где князь мог восприниматься как местный святой. М. Я. изображен на сев.-зап. столбе ц. свт. Николая (Николы Надеина) в Ярославле (росписи 1640, поновлены в 1882). Если верить поздней надписи, это фигура князя с бородой из коротких вьющихся прядей, однако не исключено, что поновители ошиблись при опознании образа св. кн. Михаила Черниговского, а М. Я. был представлен рядом в виде князя с длинной бородой (поскольку М. Я. в иконописных подлинниках уподоблялся Михаилу Черниговскому, чья иконография имеет неск. вариантов, обе версии являются вероятными). Князь вместе со св. равноап. кн. Владимиром был изображен на юго-зап. столбе Троицкого собора Макариева Калязинского мон-ря (росписи 1654), находившегося на территории Тверской епархии, где М. Я. почитался как местный святой ( Антонова Л. И. Фрески Троицкого собора Макарьевского Калязина мон-ря//Филёвские чт. М., 2003. Вып. 10. С. 359). Образы М. Я. помещены на столбах храмов: свт. Николая (Николы Мокрого) в Ярославле (1673), Крестовоздвиженского (1676) и Воскресенского (1678-1679) в Романове-Борисоглебске (Тутаеве), Софийского собора в Вологде (1686-1688), Троицкого собора Ипатиевского монастыря в Костроме (1685), возможно, Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (1689), где М. Я. при поновлении XIX в., по-видимому, был назван мч.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Тем не менее М. уделял внимание пополнению архиерейской ризницы книгами и церковной утварью. Так, в ризнице Троицкого собора в Пскове хранились «Евангелие», «построенное… повелением» М. 11 сент. 1683 г., серебряный позолоченный напрестольный чеканной работы крест с литым распятием, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, который М. «построил в соборную церковь Святыя Троицы» 7 мая 1683 г., золотой потир, «построенный… повелением» М. «из домовой казны», старинная панагия, пожертвованная М. в Троицкий собор для поминовения стольника Л. И. Салтыкова в 1683 г. ( Окулинич-Казарин. 1913. С. 107-108). Одним из основных направлений деятельности М. в Пскове стала борьба с расколом (см. Старообрядчество ). В авг. 1684 г. М. писал патриарху Иоакиму о деле чернеца Иоасафа по прозвищу Сарап, находившегося в Псково-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . М. сообщил, что этот «пьяница и озорник и всякими крамолами великой составщик.... как было смятение на Москве меж стрельцами, и он чернец, будучи в то время во Пскове, возмущал народом и стрельцов наговаривал на всякое дурно, чтоб смятение учинить и бунт завесть», а, будучи в карауле, кричал непристойные слова, бранил и М., угрожал ему, «сказывая за собою государево слово» (ДАИ. Т. 11. 74. С. 208). В 1685 г. М. вел следствие по делу раскольника Гараски Павлова, у к-рого были обнаружены книги с «великими и неизреченными хулами» на новые обряды. М. «имал его… перед себя на собор, в том истязался с ним», но успеха не достиг и передал его градским властям. После пыток Гараска покаялся и был направлен в Святогорский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Сообщая об этом деле царям 1 мая 1685 г., М. отмечал, что «свободить его раскольника невозможно, потому что великой словесник и книг читатель» (ДАИ. Т. 12. 10. С. 102-107). Много внимания М. уделял строительству на старом фундаменте нового Троицкого собора из тесаной плиты; однако незадолго до завершения строительства своды и верхняя часть здания обрушились. Достраивал собор преемник М. митр. Иларион. В 1685 г. М. отстроил заново и освятил на месте храма Пресв. Богородицы Одигитрии в Пскове на подворье Псково-Печерского мон-ря каменную ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. 1 мая 1686 г. М. освятил ц. св. Николая в г. Ревеле и украсил ее иконостасом, изготовленным в Пскове.

http://pravenc.ru/text/2562304.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010