Клеманом (1714-1793). В 1733-1763 гг. были опубликованы 12 томов, после чего издание приостановилось (доведено до 1167). С 1814 г. публикацию «Литературной истории Франции» возобновила Академия надписей и изящной словесности (на 2016 опубл. в общей сложности 43 тома). Др. монументальным проектом этого периода стало «Собрание историков Галлии и Франции» (Recueil des historiens des Gaules et de la France), начатое М. Буке (1685-1754). В 1738-1786 гг. М. успели издать 13 томов, с 1806 г. публикацию продолжила Академия надписей и изящной словесности. Этот свод источников послужил образцом для создания аналогичных собраний в др. странах Европы в XIX в., в т. ч. «Monumenta Germaniae Historica» . В целом с сер. XVIII в. в трудах М. все больше места занимала не патрология или история Церкви, а светская история, в т. ч. работы по истории отдельных франц. провинций и городов ( Morice P.-H. Histoire ecclésiastique et civile de Bretagne. P., 1750-1756. 2 vol.; Plancher U., Merle Z. Histoire générale et particulière de Bourgogne. Dijon, 1739-1781. 4 vol. и др.). Нередко такие работы предпринимались по заказу влиятельных лиц или издателей. В 1762 г. генеральный настоятель Дельрю обратился к кор. Людовику XV с предложением использовать научный потенциал М. для создания исторических трудов по заказу монарха. Среди наиболее крупных ученых этого периода были Р. П. Тассен (1697-1777) и Ш. Ф. Тутен (1700-1754), подготовившие «Новый трактат о дипломатике» (Nouveau traité de diplomatique. P., 1750-1765. 6 vol.), к-рый развивал идеи Мабильона. В 1750 г. Ш. Клемансе (1703-1778) совместно с Дюраном и М. Дантином (1688-1746) опубликовал пользовавшийся большой популярностью справочник по исторической хронологии «Искусство устанавливать даты» (L " Art de vérifier les dates. P., 1750. 2 vol.), впосл. многократно переиздававшийся (подробнее библиографию изданий М. см.: Baudot. 1928. Col. 423-442). М. занимались не только интеллектуальным трудом. В период расцвета, когда конгрегация насчитывала 3-4 тыс.

http://pravenc.ru/text/2561154.html

Юбилейные сборники: Сочинения на случай открытия МДА, последовавшего октября 1-го дня 1814 г., в Св.-Троицкой Сергиевой лавре. М., 1815; Опыты сочинений воспитанников МДА, изд. по случаю испытания при окончании III учеб. курса. М., 1822; Сборник, изд. МДА по случаю празднования ее 50-летия. М., 1864; БВ. 1914. 10/11: К 100-летнему юбилею МДА; 1996. 2: [К 50-летию возрождения МДАиС]; У Троицы в Академии, 1814-1914 гг.: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914; В память столетия (1814-1914) МДА: Сб. ст., принадлежащих бывш. и наст. членам акад. корпорации. Серг. П., 1915. 2 ч.; Памяти почивших наставников: Изд. Имп. МДА ко дню ее 100-летнего юбилея: (1814-1914). Серг. П., 1915; Выставка, посвященная 300-летию МДА: Фотоальб. Загорск, 1985; БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА; МГУ и МДА: 250 лет совм. служения России: Мат-лы 1-й совм. конф. 6-7 дек. 2004 г. М., 2006; Сухова Н. Ю., Хондзинский П., прот. Пастырское богословие в системе дорев. духовного образования на примере МДА//БВ. 2010. 11/12. С. 291-341; МДА (1685-2010): 325 лет служения Церкви и Отечеству: Юбил. сб. ст. Серг. П., 2011; МДА (1814-2014): 200 лет в лавре у Троицы/Ред.: игум. Дионисий (Шлёнов). Серг. П., 2014. Монографии, диссертации, статьи: Поликарпов Ф. Ист. известие о Моск. Академии, сочиненное в 1726 г. от справщика Ф. Поликарпова и доп. преосв. еп. Смоленским Гедеоном Вишневским//ДРВ. 17912. Ч. 16. С. 295-306; Павел (Пономарёв), иером. Краткое ист. описание Св.-Троицкия Сергиевы лавры и Спасо-Вифанскаго училищнаго мон-ря, с присовокуплением описания Махрищскаго мон-ря. М., 18297; Снегирёв И. М. Очерк жизни Московского митр. Августина. М., 1841; Горский А. В. О духовных училищах в Москве в XVII ст.//ПрТСО. 1845. Ч. 3. С. 147-197; он же. Слово в день воспоминания открытия МДА//БВ. 1894. 10. С. 26-32; он же. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. Серг. П., 1910; Мордовцев Д. Л. О рус. школьных книгах XVII в. М., 1862; Пекарский П. П. Наука и лит-ра при Петре Великом. СПб., 1862. 2 т.; Смирнов С. К., прот. Ист. записка о МДА по случаю празднования ее 50-летия.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

At the same time, Deism was growing more popular, mostly among intellectuals, in Europe and America. Deism flourished in this era of the so-called Enlightenment, when man’s natural reason was exalted above belief in the supernatural. Deists still held to a belief in God as Creator of the universe, but they generally believed that, like a cosmic Clockmaker who fashioned and wound up the great clock of Creation and then let it go on ticking on its own, God had little or nothing to do with the ongoing affairs of the world. However, most American Deists, such as Benjamin Franklin, George Washington, and Thomas Jefferson, attributed the American colonies’ victory over Great Britain to the working of God’s Providence – or as Washington said, “the propitious smiles of Heaven.” The Scottish philosopher David Hume (1711–1776) and the Prussian philosopher Immanuel Kant (1724–1804) developed a philosophy which removed God, freedom, and immortality from the realm of human reason. To them, true Christianity was a religion of personal faith and ethical action, without mystical spiritual experience. Their work would have considerable influence in the development of Liberal Protestantism in the next century. Among the most influential spiritual achievements of Western Christendom in this century was the music of Johann Sebastian Bach (1685–1750), George Frideric Handel (1685–1759), and Wolfgang Amadeus Mozart (1756–1791). The Roman Catholic Church in the eighteenth century continued to promote active mission work, especially in Africa, the Far East, and Latin America, including the American Southwest, where the celebrated Franciscan missionary Junipero Serra (1713–1784) established a number of missions along what is today the coast of southern California. However, a great conflict with the Enlightenment spirit and with growing nationalist and popularist forces led to the violently anti-clerical French Revolution that erupted in 1789. In 1773the Jesuit order was dissolved by Pope Clement XIV under secular pressures – though they were restored by the Papacy in 1814. Ironically, many Jesuits found refuge in the Russia of Empress Catherine II (the Great) (r. 1762–1796). Herself a devotee of the French Enlightenment spirit, she closed more than three fourths of the monasteries in Russia during her reign. Russia: Spiritual Renewal

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

Московская духовная академия, основанная в 1685 г. в Москве, была переведена в Троице-Сергиеву Лавру в 1814 г. “Матерью” Московской духовной академии была Московская славяно-греко-латинская академия. Первые годы деятельности академии, связанные с именами братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, были периодом ее становления как очага и центра высшего богословского образования на Руси. В эпоху петровских реформ Духовный регламент и ряд синодальных постановлений в общих чертах определяют структуру академии и объем преподаваемых наук. В этот период Славяно-греко-латинская академия становится всероссийским церковно-научным центром. В дальнейшем громадное влияние на все стороны академической жизни оказала деятельность Московского митрополита Платона, положившего начало историческому направлению в русской богословской науке. В начале XIX века реформой учебных заведений предусматривалось преобразование духовных школ. В соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к высшему отечественному богословскому образованию, Святейшим Синодом было принято решение о преобразовании Славяно-греко-латинской академии в Московскую духовную академию, торжественное открытие которой состоялось в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 1 октября 1814 г., в Лавре преподобного Сергия. С этого времени Московская духовная академия, верная хранительница платоновского духовного наследия, под непосредственным руководством и покровительством митрополита Московского Филарета, развернула широкую и плодотворную деятельность. В преобразованной академии вводятся новые курсы наук, по-новому, в более широком объеме изучаются прежние, ведется историко-критическая разработка источников, все более развивается самостоятельная русская богословская мысль. XIX век породил блестящую плеяду великих тружеников академии, прославивших своими классическими работами отечественное богословие и внесших ощутимый вклад в общую сокровищницу русской науки. Новейшая история Московской духовной академии открывает новые страницы в большой академической летописи.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

Тогда ангелы Божии, по Господню повелению, вострубят ужасно и страшно зело. Тогда от трубного гласа земля потрясеся и море восколебася, преисподняя вострепещет, небеса убоятся; тогда, по Господню повелению, мертви востанут во мгновение ока“ и т. д. описание кончины мира и увещания покаяться. 12) Оловянный сосуд без надписи, с тремя по бокам крестами; 13) венцы из белого железа, окрашенные зеленой краской, с изображением Спасителя и Божией Матери; 14) два старинных евангелия, в старинных окладах из бархата и серебра. Одно, в лист, печатанное в Москве 1697 г., сент. 6 дня, другое в четверть листа, 1685 года, мая 8. В церковной библиотеке замечательна рукопись на 172 листах, в кожаном переплете, под заглавием: „Летописец келейный преосвящ. Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского, от начала миробытия до Рождества Христова, его же архиерейскими руками сочиненный». В ней сначала изложено краткое житие св. Димитрия с духовным его завещанием; потом „Смиренного архиерея Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского надписание: написахже в некую окаянства моего пользу», далее – сказание о обретении мощей св. Димитрия и о чудесах его; наконец – Летописец келейный. В конце Летописца помещены: 1) Послание архиеп. новгородского Василия к Феодору еп. Тверскому; 2) Завещание Свейского короля Магнуса, писанное рукою его в 6860 году, 3) О великом трусе и пожаре и о каменной туче над великим Новым Градом; 4) О заложении в великом Новеграде каменной церкви св. Софии, в лето 6553 г. Владимиром Ярославичем, и о чудном видении Спасова образа Мануила царя греческого. На последней странице находится приписка: «Сия книга прежде списована и принадлежала графини Марьи Андреевны Румянцевой, Жабинской ее мызы прикащику Борису Кирилову Медведеву, а он, Медведев, в 1786 году, генваря 1 дня, благословил сына своего крестного, Силетской мызы прикащикова сына Григорья Талалаева, которая и принадлежит сему Талалаеву навсегда». В церкви погребены некоторые почетные лица, как то: Василий Степанович Кислов, гардеробмейстер и тайный камергер 5-го класса, служивший Павлу I, Александр Романович Ранцов, бригадир и кавалер, умерший в 1829 г.; супруга его Надежда Степановна (ум. 1814 г), сын их, младенец Александр (ум. 1814) и пр. Метрические книги имеются с 1792 года. Причт до 1798 года составляли: священник, диакон, дьячек, пономарь и просвирня; в 1798 г., по ходатайству помещика Ранцова, поставлен в священники диакон Косьма Турский, в помощь священнику Николаю Гаврилову. С этого времени до 1843 года было здесь два священника. Из прежде служивших священников известны: Николай Гаврилов, перешедший в 1809 г. в Бегуницы; Косма Турский, переведенный в 1803 г. к Копорской Успенской церкви; Симеон Евдокимов (ум. 1818); Иаков Герасимов, переведенный в 1849 г. в Глобицы и еще в 1864 году живший там за штатом; Николай Феодоров, поступивший в 1811 году и в 1864 году состоявший за штатом; Матвей Зрелов, служивший с 1850 года. Он священствует до ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

25 Московская духовная академия ведет свое начало от Славяно-греко-латинской академии в Москве, которая была основана в 1685 г. по благословению Патриарха Иоакима. В 1814 г. Московская духовная академия была переведена на территорию Троице-Серги-евой Лавры, где с 1742 г. уже располагалась Духовная семинария. В 1917 г. академия и семинария в Лавре были закрыты, но академия просуществовала еще некоторое время в Москве. В 1944 г. в Новодевичьем монастыре открылись Высшие богословские курсы, которые в 1946 г. были преобразованы в Московскую духовную академию. В 1949 г. академия и семинария вернулись в родные стены Троице-Сергиевой Лавры. 26 Архиепископ Сергий (Голубцов Павел Александрович, 1906–1982) в 1945 г. поступил на 2-й курс Московской духовной семинарии, продолжил обучение в академии. В 1950 г. принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, пострижен в монашество и рукоположен сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха. В 1955 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Ленинградской епархии. С 1963 г. архиепископ. 27 Митрополит Антоний (Мельников Анатолий Сергеевич, 1924–1986) – с 1944 г. иподиакон митрополита Алексия (Симанского), будущего Патриарха. С 1945 по 1950 г. обучался в Московской духовной семинарии и академии. В 1950 г. принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, пострижен в монашество и рукоположен сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха. В последующие годы занимался преподавательской деятельностью, был ректором Минской, а затем Одесской духовных семинарий. В 1964 г. хиротонисан во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии. С 1965 г. епископ Минский и Белорусский, в том же году – архиепископ. Скончался в сане митрополита Ленинградского, погребен в Александро-Невской Лавре. 28 Митрополит Питирим (Нечаев Константин Владимирович, 1926–2003) – с 1945 г. иподиакон Патриарха Алексия I, с 1947 по 1951 г. обучался в Московской духовной академии. В 1940-е гг. духовно окормлялся у известного московского протоиерея, настоятеля храма Иоанна Воина на Якиманке Александра Воскресенского (1875–1950), к которому в те же годы обращался и Иоанн Крестьянкин (о. Александр подготовил его к рукоположению). В 1952 г. рукоположен во диакона, а в 1954 г. во священника. В 1959 г. пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре. В 1963 г. хиротонисан во епископа Волоколамского. С 1962 по 1994 г. возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии. С 1986 г. – митрополит Волоколамский и Юрьевский. Скончался 4 ноября 2003 г. после продолжительной болезни, погребен на Даниловском кладбище в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

63 Цыпин В. , прот., Козлов М., прот. Святитель Филарет и московские духовные школы//Московской Духовной Академии 325 лет: Юбилейный сборник статей. Том 1. Книга 1. История Московской Духовной Академии (1685–1995). Сергиев Посад; Москва, 2010. С. 119. 64 См. о нем: Аскоченский В. И. Амфитеатров, Яков Косьмич, ординарный профессор Киевской д. академии: (Биографический очерк). К., 1857. 155 с, 1 л. факс; Кутепов Н. М. Я. К. Амфитеатров и его «Чтения по церковной словесности». СПб., 1896. 134 с; Волков А. А. Амфитеатров Я. К.//Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 206; Ткачук М. Л. Амфггеатров Я. К.//Kuibcьka духовна akaдeмiя в iмehax: 1819–1924: ehцukлoneдiя: в 2 т. Т. 1: А-К. К., 2015. С. 103–105. 65 Амфитеатров Я. К. Чтений о церковной словесности, или Гомилетика. К., 1846. Ч. 1.276 с. 4.2. 302 с. 68 Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и современном состоянии. М., 2002. С. 35. 70 Фаворов Н., прот. Руководство к церковному собеседованию, или Гомилетика. К., 1858. VIII, 259 с. 71 Титов Ф., прот. Заслуженный ординарный профессор КДА Василий Федорович Певницкий //Труды КДА. 1905. 12. С. 485–504; Его же. Заслуженный ординарный профессор КДА Василий Федорович Певницкий (Некролог)//Труды КДА. 1911. 9. С. 145–179; Фоменко П., прот. Пятидесятилетний юбилей заслуженного ординарного профессора КДА Василия Федоровича Певницкого //Труды КДА. 1905. 12. С. 505–544; Гроссу Н., прот. Профессор Василий Федорович Певницкий как гомилет//Труды КДА. 1911. 9. С. 207–230; Маркелл (Павук), игум. Жизнь и деятельность профессора Киевской Духовной Академии Василия Федоровича Певницкого //ТКДА. 11. К., 2009. С. 133–159; Кузьмша С. Л. Певницький В. Ф.//Kuibcьka духовна akaдeмiя в iмehax: 1819–1924: ehцukлoneдiя: в 2 т. Т. 2: Л-Я. К., 2016. С. 387–390. 75 См. о нем: Родосский А. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Петербургской духовной академии: 1814–1879 годы. СПб., 1907. С. 34–40; Чистович И. Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858–1888). СПб., 1889. С. 157–158,208–209; Бовкало А. А. Барсов Н. И. //Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 357–358.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

89 С 1811 года- Мцхетская и Карталинская, с 1814 – Мцхетская, Тифлисская и Карталинская, с 1818 – Карталинская и Кахетинская. Архиереи именуются, кроме того, Экзархами Грузии. 90 Митрополия Киевская и всея России установлена в 988 году в Киеве. В 991 году кафедра перенесена в Переяслав. В 1035 году возвращена в Киев. В 1299 году перенесена во Владимир на Клязьму и, наконец, в 1325 году – в Москву. С середины XIV века вследствие стремления южнорусских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась иногда на две и более митрополии. В 1458 году установилось окончательное разделение Всероссийской митрополии на северо-восточную или Киево-Московскую и юго-западную или Киево-Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться «Московскими и всея России» (с 1461 года). Прежний титул «Киевский и всея России» перешел к митрополитам юго-западной Руси, которые утвердили свою кафедру в Вильне. В 1595 году Киевская митрополия отпала в унию. В 1620 году восстановлена в Киеве. В 1686 году была присоединена к Московскому Патриархату. С 1657 по 1685 годы митрополиты по политическим обстоятельствам жили вне Киева. 91 С 1325 года находилась кафедра Киевского митрополита находилась в Москве. С 1461 года отделилась от Киевской совершенно. В 1589 году обратилась в Патриаршество Всероссийское. С 1721 года была под управлением Святейшего Синода. В 1742 году восстановлена. К ней присоединена в 1799 году епархия Коломенская (1350–1749). 92 С 1742 года – Московские и Владимирские. С 1748 – Московские и Севские. С 1764 – Московские и Калужские. 93 Крутицкая епархия первоначально (1261 г.) именовалась Сарской, кафедра ее, бывшая вначале в Великом Сарае (столица Татарской Орды в Царицынском уезде, Саратовской губернии), в 1454 году была перенесена в Москву на Крутицы. С 1764 года она стала именоваться Крутицкой и Можайской. В 1787 году была упразднена и присоединена к Московской епархии. 94 Учреждено в 1745 году в Переславле, как викариатство Переславской епархии. Упразднено в 1753 году. Возобновлено в Москве в 1862 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Агриппы (1787 г., М.; с лат. перев. Л. Максимович), особенно 7) «Рассуждения (нравственные) герц. де-ла Рошфуко» (1809 г., М.; с фр. перев. Д. Пименов) и др.], так как их действительно было тогда немало, – посчитаем достаточным и приведенное нами их число, тем более, что полное перечисление невозможно [см. о них, напр., у Б. Сопикова в его «Опыте российской библиографии»... Ч. I-V, Спб. 1813, 1814, 1815, 1816 и 1821 гг.; чит. и «Указатель» к этому труду, составленный («к книгам гражд. печати») В. Н. Рогожиным, М. 1899 г.; см. и в других подобного рода «опытах " ], – при том, не все они имеют значение, а кроме того, большинство и названных – то нами сочинений в настоящее время составляет библ. редкость... и доступно лишь очень немногим... 30 См. у арх.черн. Филарета в «Обзоре р. дух. литер.» (Спб., 1884г., изд.3-е.), стр. 127–128. О других в подобном роде произведениях, относящихся к более раннему возрасту, см. ibid. Стр.8,12,16,17,25,27,28,33,36,38,42 и т.д. мног.друг. 33 См. «Журналы Совета Спб. Дух. Академии за 1889–90 уч. г.» (Спб. 1895 г.): стр. 280–282, 332–333, 334–345, вообще: 287–345 [здесь напечатан «отчет профессорского стипендиата Георгия Левицкого о занятиях в 1889–90 году», представляющий дельную монографию о нравственном учении пр. Нила Сорского ; отчет стоит в связи с кандидатской работой автора («Преп. Нил Сорский , как нравоучитель». См. отзыв об этом сочинении в «Журналах заседаний Совета Спб. Д. Акад. за 1888–89 уч. г.; Спб. 1894 г.: стр. 227–229), которому настоящими своими строками вменяем в непременную нравственную обязанность издать свой труд в законченном и цельном виде в свет: как единственный по данному вопросу и серьезный, он был бы ценным приобретением для русской богословской науки]. 34 Оно «составлено киевск. митроп. Петром Могилою или по его благословению. Рассмотренное и принятое на поместных соборах – киевском и ясском в1643 Г., это исповедание затем было... одобрено всеми... восточными патриархами и единодушно принято всею греч. церковью, как исповедание правое и чистое. Для русской церкви оно одобрено и утверждено патриархами Иоакимом 1685 г. и Адрианом 1696 г. и затем Святейшим Всероссийским Синодом»... (см. Сергия Никитского «Вера православной восточной греко-российской церкви по её символическим книгам»... «Тетрадь первая; вероучение»; изд. 2-е, Москва, 1889 г.; «предисловие»: cmp.II – III) (чит. для сравнен. в «Обзор»... арх. Филарета черниг.: стр. 193–194). Между прочим, чит. о Петре Могиле у Gass’ä ор. cit., «zweiten Bandes erste Abtheilung», S. 368 и след. ср. наше 208a примеч. 37 Автор его – «патр. иерус. Досифей» (ор. с. С. Никитского: cmp.III). Это произведение хотя не русское по происхождению, рассматриваем, однако, здесь в виду особого его значения и не желая разобщать с предыдущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Б. Л. Фонкич . М.: Индрик, 2001. Chrissidis N. A. Creating the New Educated Elite: Learning and Faith in Moscow’s Slavo-Greco-Latin Academy, 1685–1694: Ph.D. dissertation. Yale University, New Haven, CT., 2000. 2. Московская духовная академия Адриан (Пашин), игумен. Актуальное состояние учебного процесса: структура Академии, кафедры и отделения//МДА 200 лет. 2014. С. 87–98. Андреев А. Ю. Московская духовная академия и Московский университет в XVIII начале XX вв.//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. 2010. с. 7–18. Андреев Ф. К. Московская Духовная Академия и славянофилы. СП, 1915. Андроник (Трубачов), иг. Священник Павел Флоренский – профессор Московской Духовной Академии и редактор «Богословского вестника»//БТ 28.1987. с. 290–314. Андроник (Трубачев) , игум. Церковно-педагогическая деятельность священника Павла Флоренского в Московской духовной академии//МДА 325 Лет. Т. 1. Кн. 2. 2010. с. 164–199. Асмус В., диакон. Место Московской Духовной Академии в истории русской культуры//БТ. Юбилейный сборник 1986. С. 316–330. Богданова Т. А. Из академических «историй»: замещение кафедры церковного права в Московской Духовной академии в 1910 году//ВЦП. 2007. с. 31–77. Богословский М. М. Реформа высшей духовной школы при Александре I и основание Московской Духовной Академии//БВ 1917. 10/11/12. С. 356–384 (2-я пагин.). Отдельно опубл, в: Годичный акт в Московской духовной академии 1-го октября 1917 г. СП: Типография Московского Совета Солдатских Депутатов, 1917. с. 3–31. Бурега В. В. Учебный процесс в Московской духовной академии в XIX в. (1814–1890 гг.)//МДА 325 лет. Т. 1. Кн. 1. 2010. с. 129–160. Варнава (Лосев), иеромонах. Покровский академический храм: история и богослужебные традиции//МДА 200 лет. 2014. с. 159–180. Вассиан (Змеев), игумен. Студенческая жизнь: распорядок, послушания, инициативы//МДА 200 лет. 2014. с. 99–114. Волков В. М. Богословские труды Московской Духовной Академии за 1944–1964 гг.//Московская Духовная Академия: сб. статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре: (Труд профессорско-преподавательского состава МДАиС). т. 1. Б. М., 1964. 390 с. (Машинопись), с. 293–327.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010