История просветительства в Заиконоспасском монастыре ведёт отсчёт с 1665 года. Тогда в его стенах была устроена первая школа. Поначалу она готовила чиновников для правительственных учреждений. Благодаря этому, её руководитель, Симеон Полоцкий, имел исключительное положение при дворе, что позволило добиться ему оживления церковной жизни в Москве. Он возобновил в столице традицию церковной живой проповеди, которая в то время была заменена обычным чтением из книг. После смерти, проповеди Симеона Полоцкого издали в двух томах: «Обед душевный» и «Вечеря душевная». (Сам он погребён в нижнем храме монастырского собора.) В 1685 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, возглавили которую братья Иоанникий и Софроний Лихуды (памятник им установлен в Богоявленском переулке, левее выхода из метро " Площадь революции " ). Братья Лихуды были носителями одновременно европейской образованности и греческой святоотеческой традиции. Славяно-греко-латинская академия, устроенная ими по образцу Киево-Могилянской академии, стала первым высшим учебным заведением в Великороссии. Академия, за годы жизни в стенах Заиконоспасского монастыря, выпустила многих видных деятелей Церкви, ученых, литераторов. В 1814 г. Академию преобразовали в Московскую духовную академию и перевели в Троице-Сергиеву лавру, дав наименование Московской духовной академии. А в корпусах Славяно-Греко-Латинской Академии разместилось Заиконоспасское духовное училище. Закрытие монастыря и возрождение [ править править код ] В 1929 г. обитель закрыли. В храме разместили различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано. Собор Спаса Нерукотворного возвратили Церкви только в 1992 году, и тогда же он получил статус Патриаршего подворья. Уже летом в нём возобновились богослужения. В феврале 1993 года в монастыре открылся Российский православный университет, и собор едва не стал снова «училищным» храмом, но от этой идеи отказались из-за аварийного состояния собора и отсутствия помещений (многие помещения - несколько тысяч квадратных метров, принадлежавшие ранее обители, заняты светскими организациями и сегодня: университет, почта, телевидение и др.)

http://azbyka.ru/palomnik/Заиконоспасски...

Первое высшее учебное духовное заведение в России возникло в 1615 г. в виде школы при киевском Братском мон-ре , предназначенной для изучения риторики, богословия, лат. и греч. языков. Киевский митр. свт. Петр (Могила) (1633-1646) преобразовал ее по образцу польск. иезуитских коллегий и поместил сначала в Киево-Печерской лавре , затем в Братском мон-ре. С 1632 г. школа называлась Киево-Могилянской коллегией , в ней преподавались арифметика, поэзия, риторика, философия, богословие, нотное пение, катехизис, церковнослав., лат. и греч. языки. По указу Петра I 26 сент. 1701 г. преобразована в Киевскую академию, получила царское жалованье и утверждение прежних ее прав и преимуществ. С этого времени расширен курс наук: введены естественная история, география и математика, нем., франц. и древнеевр. языки. Киево-Могилянская коллегия и Киевская академия сыграли решающую роль в становлении системы духовного образования в России. 12 дек. 1685 г. по рекомендации Иерусалимского Патриарха Досифея и по благословению Московского Патриарха Иоакима греч. монахами, учеными-богословами братьями Софронием и Иоанникием Лихудами в Москве была основана духовная школа, к-рая находилась сначала в Богоявленском , потом в Заиконоспасском мон-ре. В ней преподавались на лат. и греч. языках грамматика, пиитика, риторика, логика и физика. Школа Лихудов явилась основой Славяно-греко-латинской академии , впосл. преобразованной в МДА. Из Славяно-греко-латинской академии были взяты первые рус. студенты в ун-т, существовавший в С.-Петербурге при Академии наук (с 1726), а также студенты в открывшийся в 1755 г. Московский ун-т. В 1812 г. МДА была переведена в Перервинский мон-рь под Москвой, а в 1814 г.- в Троице-Сергиеву лавру , где находится и поныне, сохраняя название Московской. СПбДА образована на основе созданной в 1721 г. Славянской школы (с 1726 Славяно-греко-латинская семинария), преобразованной в 1788 г. в Главную С.-Петербургскую ДС с целью подготовки преподавателей для духовных семинарий. В 1797 г. вместе с Казанской ДС получила статус академии.

http://pravenc.ru/text/63752.html

Самое раннее письменное упоминание собора относится к 1536 году. Второе известное упоминание относится к 1541 году, которое можно и по сей день прочесть на камне с северной стороны собора: " Лета 7049 делали паперть, да и город делали тогож лета " . Во время польско-литовского нашествия храм был разграблен, но здание уцелело. Строивший в 1624-1626 годах Можайскую крепость Иван Измаилов сообщил патриарху Филарету о том, что ему было велено " поделать соборную церковь Николы Чудотворца " , и что он ту отделку сделал. В 1683-1685 гг. был перестроен надвратный храм на Никольских воротах, получивший название Новый Никольский собор (верхний), а древний городской собор стал именоваться Старым Никольским (нижним). В кон. XVII в собор сильно обветшал и нуждался в ремонте. В 1688 году протопоп Терентий и казначей Андрей Владыкин отправили патриарху Иоакиму челобитную с просьбой выделить средства на ремонт собора, на что патриарх 22 сентября 1688 года выдал 48 рублей 12 алтын и 3 деньги на покупку железа для обвязки стен. В следующем году работы по укреплению стены были завершены. По периметру собор был обвязан железным поясом, а на месте разобраного Георгиевского придела был поставлен контрфорс. В 1758 году крышу собора покрыли новым железом, о чём на металлическом подзоре кровли над южной алтарной апсидой была сделана надпись: " Былъ покрытъ 1758 " . В это время старая позакомарная кровля была заменена на четырёхскатную, а к куполу была приделана " шея " с дополнительной главкой. Храм сильно пострадал во время войны 1812 года - он был разграблен и выжжен. От пожара металлические стяжки лопнули, стены повредились, образовались трещины. После ухода непрятеля из Можайска стены собора были вновь укреплены. В 1814 году в пустующий собор была передана церковная утварь и храмовая икона из церкви Илии Пророка, что в Ильинской Слободе (сохранилась до наших дней). По просьбе протоирея, собор был переименован в Ильинский, получив статус приходской церкви. К 1830-м годам храм пришёл в аварийное состояние и требовал капитального ремонта. Церковь настолько обветшала, что с 27 августа богослужения прекратились. В конце 1831 года за восстановление собора взялся Дмитрий Фомич Борисов, известный русский архитектор. За проектные и обмерные работы он попросил 200 рублей, но получил отказ от духовенства. Несмотря на это, он всё же произвёл обмеры, выполнил планы, а так же составил смету на восстановление в сумме 10014 рублей 18 копеек. 2 декабря 1832 года пришёл указ за подписью митрополита Филарета на дозволение исправить ветхости, однако работы так и не начались по причине отсутствия денег в церковной казне. Не начались работы и в 1835 году, когда новая смета составила уже 11872 рублей 84 копейки по причине тогоже безденежья. В 1835 году городское духовенство пригласило другого архитектора из Московской Казённой палаты.

http://sobory.ru/article/?object=02334

Совр. жизнь РПЦ. Официальные материалы. Духовные школы См. также: Церковное образование и воспитание: Религиозное (специальное) 2709–2740). 902. Александр (Тимофеев), архиеп. Саратовский и Вольский. Святейший патриарх Пимен о задачах духовных школ/Александр, еп. Дмитровский//БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 9–23. 903. Евгений (Решетников), архиеп. Верейский. Проблемы, стоящие перед духовными школами: [Докл. на юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]/Евгений, еп. Верейский//ХЧ. 1997. 14. С. 42–46. См. также 2689. Московская духовная академия и семинария История 904. Иванов М. С. Академический устав 1949 года//БВ. 1996. [Т.] 1. 2. С. 19–41. 905. Иоанн (Экономцев), архим. Предыстория создания Московской академии и ее первоначальный период, связанный с деятельностью братьев Лихудов/И. Н. Экономцев//БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 41–72. 906. Московская духовная академия и семинария//ДМ. 1994. Вып. 1. С. 7–20. Ист. справка. Информация для абитуриентов. 907. Никон (Смирнов), игум. Святейший патриарх Алексий и Московские духовные школы/Прот. В. Смирнов//БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 148–165. 908. Никон (Смирнов), игум. Полувековой путь возрожденных Московских духовных школ//БВ. 1996. [Т.] 1. 2. С. 42–57. 909. Осипов А. И. Три века Московской духовной академии//БВ. 1996. [Т.] 1. 2. С. 4–18. 910. Салтыков А., прот. Краткий очерк истории Московской духовной академии/Свящ. А. Салтыков//БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 73–112. 911. Скурат К. Е. Московская духовная академия в 1814–1869 гг.//БВ. 1996. [Т.] 1. 2. С. 58–73. 912. Феофилакт (Моисеев), еп. Брянский и Севский. Московская духовная академия и Троице-Сергиева лавра: (Книжность и просвещение)/Игум. Феофилакт (Моисеев)//БТ. 1989. Сб. 29. С. 254–259. См. также 1359, 2759. Празднование 300-летнего юбилея МДА 913. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский. Предисловие [к сб.: Богословские труды. Сб.: Московской духовной академии 300 лет (1685–1985)]//БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 5. 914. Питирим (Нечаев) , митр. Волоколамский и Юрьевский. В единении традиции и актуальности/Питирим, архиеп. Волоколамский//БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 24–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1685 г. идея создания Академии получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея России Иоакима. Первыми преподавателями начавшей создаваться Академии (в основу ее были положены открытая еще в 1682 г. Типографская и созданная в 1685 г. Богоявленская школы) стали два известных греческих богослова — братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. В конце 1686 г. по Патриаршему указу было начато строительство специального здания для Академии в монастыре Всемилостивого Спаса, известного под названием «Заиконоспасского» (по месту его нахождения — «за иконным рядом»). В 1687 г. туда переместились братья Лихуды со своими учениками. Начало XVIII столетия — время петровских реформ — ознаменовало новый этап в жизни Академии: возросло число учащихся (со 150 до 600) и их наставников, увеличилась библиотека. В 1701 г. Петр I придал школе статус государственной академии. Основным языком обучения стала латынь, и академия получила название славяно-латинской. Обучение продолжалось до 12–15 лет; по характеру образования академия приближалась к западноевропейским университетам, выпуская не только богословов, но и специалистов для государственной службы — переводчиков, медиков. Начиная со второй четверти XVIII в. (и особенно после открытия в 1755 г. Московского университета) в Академии усилился богословский уклон. В последнюю четверть XVIII в. в Академии были заложены основы русской церковно-исторической науки, ограничивается влияние западноевропейской схоластики и латыни, т.к. преподавание теперь велось на русском языке. В результате предпринятой в начале XIX в. реформы церковного образования перед Академией раскрылись широкие горизонты. В 1814 г. Академия была преобразована в Московскую духовную академию, изменилось и место ее нахождения. Решением Святейшего Синода Академия была переведена из Москвы (где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 г.) в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. В настоящее время в здании Славяно-греко-латинской академии располагаются факультеты Российского государственного гуманитарного университета.

http://patriarchia.ru/db/text/1161643.ht...

Ныне существующая Предтеч. церковь каменная с такою же колокольнею; в ней три престола: главный посвящен рождеству св. Иоанна Предтечи и свв. Женам Мироносицам (может быть, в воспоминание бывшего в Торжке Мироносицкого женского монастыря), а также в честь Неопалимой Купины Божией Матери, ради чтимой иконы; в трапезной, в теплом отделении храма на правой стороне придел - в честь свв. трех вселенских святителей, а левый во имя пр. Александра Свирского; построена в 1685 году при Тверском Преосвященном Сергии, а в 1835 г. она была возобновлена Новоторжским купцом Мишуриным и вновь освящена. В этой церкви довольно старинных икон; из них по древности особенно замечательна храмовая в главном иконостасе икона св. Иоанна Предтечи (в длуну 15 в., а в ширину 12 в.); на полях ее (по сторонам) написано житие его в 18 клеймах; по церковной описи 1814-1820 года эта икона названа " древнею " . Икона свв. Жен Мироносиц (1 арш. 6 в. и 1 арш. 2 в.), бывшая, вероятно, храмовою в Мироносицк. монастыре. Местно чтимая икона Божией Матери Неопалимая Купина (дл. 2 аршина 2 в., ширина 1 арш. 10 в.); старинная, но она в 1809 году была поновлена живописцем Стеф. Сухановым; в правом приделе - древняя храмовая икона свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (длиной 1 арш. 8 вер., шириной 1 арш. 4 вер.). Из богослужебных старинных книг замечательны: Пентикостарион (цветная Триодь) 1670 г. - издан в Москве при царе Алексие Михаиловиче и патриархе Иоасафе 2; Евхологий - 1680 г., Триодь постная (без выходного листа); в нем помещено чинопоследование торжества православия; Евангелие учительно на воскресные дни - 1681 г., Апостол - один 1719 г., а другой 1745 г., Месячная Минея 1763 г. и др. Не в далеком расстоянии от церкви на южной стороне находится небольшая часовня (в виде каплицы); построена на месте престола прежде бывшей церкви. Источник: Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности/[сост. Самбикин Д.И.]. - Тверь : Типография губернского правления, 1903.

http://sobory.ru/article/?object=59401

Помимо этого, стали известны и другие факты регистрации прав оперативного управления на отдельные здания монастыря. «Налицо попытка действующего законодательства РФ и рейдерского захвата имущества религиозного назначения, причем в двух шагах от Кремля», — сказано в письме игумена монастыря Петра (Афанасьева) Генпрокурору РФ Юрию Чайке. Справка: Монастырь основан в 1600 г.. Первое упоминание в исторических документах относится к 1635 г. Наименование «Заиконоспасский» объясняется его расположением за иконным рядом, находившися вдоль Никольский улицы. В 1685 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, из которой вышли многие деятели Церкви, ученые, литераторы. В 1814 г. академия была преобразована в Духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру, а в монастыре осталось Духовное училище. Главный храм монастыря — Спасский собор — построен в 1660 г. по повелению государя Алексея Михайловича кн. Ф.Ф. Волконским. Освящен в 1661 г. 20 ноября. Ныне существующий собор возник на базе этого здания. В 1920-е гг. храм стал центром обновленческого «Союза церковного возрождения», а в 1929 г. был закрыт. Храм возвращен Церкви в 1992 г. Богослужения возобновились в июле 1992 г. со статусом патриаршего подворья. 5 марта 2010 года Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы , выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе города Москвы. Три года назад широкий резонанс получило известие о том, что под стенами монастыря возводится торговый комплекс. Как показала проверка, строительство, грозившее обрушением монастырских зданий, было незаконным, и спустя некоторое время его свернули. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-prizyv...

Памяти почивших наставников: изд. Императорской Московской Духовной Академии ко дню ее 100-летнего юбилея (1814–1914). СП, 1914. 402 с. Богословский вестник 1914. т. 3. 10/11. с. 209–758 (1-я пагин.) 4 . В память столетия (1814–1914) Императорской Московской Духовной Академии: сб. статей, принадлежащих бывшим и настоящим членам академической корпорации: в 2 ч. СП: Тип. СТСЛ, 1915. 583, 667 с. Московская Духовная Академия: сб. статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре: (Труд профессорскопреподавательского состава МДАиС). Т. 1, 2, 3. Б. м., 1964. 390, 307, 226 с. (Машинопись). Богословские труды. Юбилейный сборник: Московская Духовная Академия. 300 лет (1685–1985). М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1986. 336 с. Ряд статей по истории МДА 5 . Богословский вестник. 1996. 2. 168 с. В честь 50-летнего юбилея возрожденной МДАиС 6 . The Trinity-Sergius Lavra in Russian History and Culture/Ed. by V. Tsurikov. Jordanville, 2005 (Readings in Russian Religious Culture; vol. 3). 356 p 7 . МГУ и МДА: 250 лет совместного служения России, м.: Современные тетради, 2006. 159, 8 с. Материалы первой совместной конференции «Московский Государственный Университет и Московская Духовная Академия: 250 лет совместного служения России», прошедшей 6–7 декабря 2004 года в стенах Московской Духовной Академии и Московского Государственного Университета. Богословский вестник. 11–12. Юбилейный выпуск, посвященный 325-летию Славяно-греко-латинской академии. 2010. 1086 с., XVI с. 3 / 4 сборника посвящены академической тематике. Московской Духовной Академии 325 лет: юбилейный сб. ст.: в 2 т. т. 1: История Московской Духовной Академии, 1685–1995, Кн. 1, 2. т. 2: Под знаком реформы: Московская Духовная Академия на рубеже тысячелетий. Сергиев Посад; м., 2010. с. 469, 374, 495. Богословский вестник. 13 (н. с.). Юбилейный выпуск, посвященный 70-летию возрождения Московской духовной академии (1944–2014). Архивный номер 1.1945–1946.1913. 383 с., XVI с. Московская духовная академия (1814–2014). 200 лет в Лавре у троицы. СП, 2014. 248 с. Покровский храм Московской духовной академии. Альбом. СП, 2014. 472 с. V. Монографии, диссертации и статьи

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Православные духовные академии берут свое начало от духовных школ, возникших в XVII–XVIII вв. Киевская духовная академия (далее – КДА; реформирована в 1819 г.) считала себя преемницей Киево-Могилянской академии, образованной в 1632 г. на базе школы Киевского Братского монастыря, основанной в 1615 г. Московская духовная академия (далее – МДА; реформирована в 1814 г.) происходила от Славяно-греко-латинской академии, а та, в свою очередь, от школы братьев Лихудов (выпускников Киево-Могилянской академии), созданной в 1685 г. в Московском Богоявленском монастыре. Санкт-Петербургская духовная академия (СПбДА) берет начало от Славянской школы, основанной в 1721 г. в Александро-Невской лавре и в 1726 г. преобразованной в Славяно-греко-латинскую семинарию, в 1788 г. – в Главную С.-Петербургскую духовную семинарию, с 1797 г. имеющую статус Академии. В 1809 г. она была реформирована в соответствии с первым академическим Уставом. Казанская духовная академия (КазДА) была открыта позднее других. Берущая начало от Казанской духовной семинарии, организованной в 1797 г., она формально получила статус Академии еще в 1814 г., но фактически (из-за нехватки преподавателей) оставалась духовной семинарией и в действительности стала Академией лишь в 1842 г. История высшей духовной школы заботливо разрабатывалась в трудах академических профессоров и доведена ими до начала XX в. Летописцами ее были С. Т. Голубев , П. В. Знаменский , Н. И. Петров , А. С. Родосский , С. К. Смирнов, Ф. И. Титов, С. А. Терновский , И. А. Чистович , К. В. Харлампович и многие иные. Другим своим «источником» русское «академическое» или «школьное» богословие, развившееся под влиянием западного, имело мощное сословие сельского духовенства, жившего на земле и от земли. Сельскому духовенству Η. Н. Глубоковский отводил важнейшую роль в русской истории, полагая, что никакое другое сословие не делало и не делает больше для культурного блага России – особенно при том «социально-материальном убожестве», в котором находится это сословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В свою очередь и православные церкви, желая более детальной, отчетливой формулировки догматических верований англиканства, достаточно признали свою близость в благоприятном суждении о центральном пункте насчет законности и действительности англиканской иерархии. А в православной России уже давно внушается, даже в наших семинарских учебниках, что «все данные дают право надеяться, что желание единения между англиканскою и православною церковью в недалеком будущем завершится полным успехом». (П.И. Малицкий, История христианской церкви; том последний, Тула, стр. 312). IV Итак, по милости Божией, почва значительно подготовлена, и мы можем сказать церковными словами: «Время сотвориши Господеви»! Тут должны быть с нашей стороны достойные деятели для совершения этого святого дела, для его утверждения, продолжения и для всегдашнего благословенного применения, чтобы оно устроилось убежденно и осуществлялось «разумно». Эта миссия исполнялась у нас духовными школами, во главе которых всегда были Академии. О них нам необходимо позаботиться в целях просвещенного унионализма, а для сего надо знать точно. Но я связан с ними всем научным бытием и вне их не существую. Посему затрудняюсь распространяться, ибо хвалить себя недостойно, а хулить – постыдно. Постараюсь быть кратким и объективным. С английской точки зрения, русские Духовные Академии явились слишком поздно. Правда, Киевская Академия, основанная при архимандрите Киево-Печерской Лавры (с 1627 г.) Петре Могиле , потом знаменитом Киевском митрополите (1631–1646 гг.), еще в 1631 году, а Московская славяно-греко-латинская Академия открыта в 1685-м, но первая преобразована в научный институт лишь в 1817 году и фактически стала функционировать в 1819-м, последняя же реформирована в 1814 году. С.-Петербургская (Петроградская) Духовная Академия, действующая с 1809 года, получила титул «Александро-Невской Академии» лишь в 1797 году, а ранее существовала в качестве «главной семинарии» (1788–1797 гг.), «славяно-греко-латинской семинарии» (1725–1788 гг.) и «славянской школы» (1721–1725 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010