Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Славяно-греко-латинская академия , первое высшее учебное заведение в России , открытое в 1687 году. В 1814 году было преобразовано в Московскую духовную академию Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629 - 1680) и его ученик Сильвестр (Медведев) (1641 - 1691), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело. За два года до смерти С.Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту) – сочинение, в котором выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения. Целью создания Академии С.Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии, по его мнению, должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию. Учителя и ученики Академии должны были быть, по замыслу Полоцкого, подсудными только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям (прообраз университетской автономии). Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики – обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя – пенсиями. Как учреждение, долженствующее готовить правоверных священнослужителей, Академия должна была научить блюсти чистоту религиозных помыслов. Ей Полоцкий перепоручал ведение цензуры религиозных книг, право вершить суд над отступниками от православия, контролировать деятельность иных образовательных учреждений (если они будут созданы) и даже домашних учителей. Главное место в ученых планах Академии должен был занять греческий язык – основный язык русских богослужебных книг. В 1682 через два года после смерти Полоцкого, Привилея была, наконец, принята (уже из рук С.Медведева) к утверждению царем Федором Алексеевичем (1676 - 1682). В 1685 идея создания Академии получила благословение патриарха Московского и всея России Иоакима . Первыми преподавателями начавшей создаваться Академии (в основу ее были положены открытая еще в 1682 типографская и созданная в 1685 Богоявленская школы) стали два известных греческих богослова – братья Лихуды , прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения. Начав в 1685 занятия в древнем московском Богоявленском монастыре , они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в нее риторику.

http://drevo-info.ru/articles/75.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИЖЕГОРОДСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Соборный храм Нижегородского Крестовоздвиженского монастыря, 2009. Фотография Ильи Смолова Крестовоздвиженский монастырь ведет историю от Зачатьевской обители , основанной около 1370 года женой великого Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича Василисой под кремлевским холмом на берегу Волги. Это был обычный для Древней Руси монастырь с рубленными строениями. В пожарах 1685 и 1715 годов монастырь выгорел " без остатку " , к тому же бившие из-под горы родники постоянно разрушали строения. Поэтому в середине XVIII века епископ Димитрий (Сеченов) перевел инокинь в Происхожденский женский монастырь , стоявший над обрывом Дятловых гор между Георгиевской башней каменного кремля и одноименной церковью. Во время церковной реформы 1764 года все три нижегородские женские обители ( Зачатьевский , Воскресенский и Происхожденский ) были объединены в один монастырь. В 1809 году он выгорел. Игумения Дорофея Новикова добилась от губернатора А. Руновского и епископа Моисея согласия на перенос монастыря за территорию города, к кладбищенской Казанской церкви. Проект монастырского комплекса разработал губернский архитектор И.И. Межецкий. К осени 1814 года на новом месте были возведены наружные стены монастыря (внутри них колокольня со Святыми вратами и двумя палатками) и восемь корпусов, а вне монастыря устроен гостиный двор. В 1814 году был заложен соборный Крестовоздвиженский храм. Синод указал на то, что обитель должна называться Крестовоздвиженской. В 1815 г. в одном из корпусов была освящена больничная церковь в честь Богоматери Всех Скорбящих Радости. В 1823 году был достроен Крестовозвдиженский монастырский собор. В 1838 году при монастыре было открыто женское училище. В 1848 году был перестроен соборный храм, Крестовоздвиженский монастырь был возведен в I класс с увеличением штата с 30 до 100 человек.

http://drevo-info.ru/articles/12769.html

Сегодня мы отмечаем славный юбилей – 325-летие Московской духовной академии. За три с четвертью века её бытия в её истории можно указать ряд событий, которые можно отнести, как это принято говорить сейчас, к числу знаковых. И среди них несомненно особое место занимает возвращение возрожденной Московской духовной академии в её исторические здания в Троице-Сергиевой Лавре, совершившееся осенью 1948 года. В связи с этим любопытно отметить тот факт, что на протяжении всей своей истории наша Alma mater всегда была связана с различными иноческими обителями. Так в 1685 году братья Иоанникий и Софроний Лихуды начали преподавание своим первым ученикам в кельях древнего Богоявленского монастыря в Китай-городе, основанного в 1296 году святым благоверным князем Даниилом Московским. В 1687 году Славяно-греко-латинская академия обосновалась в специально устроенных зданиях Заиконоспасского монастыря на Никольской улице, где пребывала (уже под именем Спасских школ) до наполеоновского нашествия. В 1814 году академия, реформированная в соответствии с требованиями времени, была переведена в Троице-Сергиеву Лавру, где пребывала на протяжении последующих ста с небольшим лет. Даже когда наша Alma mater после официального прекращения своей деятельности в 1919 году, по выражению епископа Вениамина (Милова) (в то время иеромонаха), окончившего курс академии в 1922 году, «доживая последние дни, ютилась в разных местах города» (Москвы), занятия со студентами нелегально действовавшей академии проводились в подсобных помещениях Высоко-Петровского монастыря . А возрождение Московских духовных школ в годы Великой Отечественной войны началось в помещениях закрытого к тому времени Московского Новодевичьего монастыря. О возвращении же академии «к Троице», под покров Божией Матери и преподобного аввы Сергия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I – выпускник Московской духовной академии 1904 года, мечтал с самого момента возрождения Московских духовных школ и делал для этого всё возможное. В своей статье «Святейший патриарх Алексий и Московские духовные школы» протоиерей Вадим Смирнов (ныне – игумен Никон), в прошлом – многолетний преподаватель МДА и С, приводит следующее свидетельство покойного митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова): «Мне довелось с первых дней учиться в возрожденной школе. Я хорошо помню день 14 июня в Москве; в стенах Новодевичьего монастыря Московский Первосвятитель Митрополит Алексий служил молебен перед началом занятий. Патриарший Местоблюститель благословил Московскую Духовную школу образом " Явления Божией Матери Преподобному Сергию " и сказал: " Я верю, что молитвами Божией Матери и предстательством Преподобного Сергия Московская Духовная академия возвратится в своё историческое место – в стены Лавры и будет продолжать славную традицию прежней Академии " . И вот сегодня мы видим исполнение пророческих слов нашего Святейшего Патриарха» .

http://bogoslov.ru/article/1259980

[  назад  ] Абхазская; Алавердинская и Телавская; Бодбийско-Сигнахская; Владикавказская и Моздокская епархии Абхазская епархия Герман (Гоголашвили) (8 сентября 1851 - 2 сентября 1856) Геронтий (Папиташвили) (6 октября 1857 - 16 ноября 1859) Александр (Окропиридзе) (4 марта 1862 - 30 мая 1869) Гавриил (Кикодзе) (30 мая 1869 - 1886) - управлял Сухумская епархия Геннадий (Павлинский) (28 декабря 1886 - 31 марта 1889) Александр (Хованский) (29 мая 1889 - 12 февраля 1891) Агафодор (Преображенский) (2 марта 1891 - 17 июля 1893) Петр (Другов) (19 сентября 1893 - 17 января 1895) Арсений (Изотов) (8 февраля 1895 - 26 марта 1905) Серафим (Чичагов) (1905-1906) Кирион (Садзагелов (Садзаглишвили) ) (3 февраля1906 - 25 января 1907) Димитрий (Сперовский) (25 января 1907 - 25 июля 1911) Андрей (Ухтомский) (25 июня 1911 - 22 декабря 1913) Сергий (Петров) (22 декабря 1913 - 1918) Сухумо-Абхазская епархия Амвросий (Хелая) (1918-1921) Иоанн (1921-1925) Христофор (Цицкишвили) (1925 - 4 июля 1927) Ефрем (Сидамонидзе) (27 марта - 19 сентября 1927) Мельхиседек (Пхаладзе) (1927-1928 и 1935-1943) Павел (1928) Варлаам (Махарадзе) (12 февраля 1929 - 1934) Антоний (1952-1956) Леонид (1957-?) Роман (?-1967) Илия (Гудушаури-Шиолашвили) (1967-1977) Николай (Николоз) (1977-1983) Давид (Чкадуа) (1983-1992) Даниил (Датуашвили) (1992 - 21 декабря 2010) (с 1992 за пределами Абхазии епархии) С 2010 управляет патриарх Алавердинская епархия А. и Кахетинская (1811-1814), А. и Телавская (1814- Св. Иосиф (нач. VI в.) один из 13 прп. Сирийских отцов Иоанне (1511) Евктыме (1522) Николоз (1578) Кириле (1579) Иоанне (Авалишвили) (1612) Зебеде II (1639) Арсений (Авалишвили) (1651- 1660) Григол (1670) Николоз (Андроникашвили) (1685-1694) Николоз (Чолокашвили) (1695-1711) Иоанне (Макашвили) (1712) Николоз (Чолокашвили) (1724-1728) Закария (Андроникашвили) (1733-1734) Николоз (Андроникашвили) (1736-1757) Зенон (1761-1782) Николоз (Андроникашвили) (1784-1785) Антоний II (Багратиони), Католикос Алавердели (1785-1811) Иоанн (Бобдель-Макаев) (14 июля 1811 - 30 августа 1814)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ab...

Боровск. Церковь Воздвижения Креста Господня. Воздвиженская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Время постройки деревянного Крестовоздвиженского храма неизвестно. Он существовал уже к 1764 году, когда к нему был приписан упраздненный Покровский Боровский Высокий монастырь. В 1812 году храм сгорел, в 1814 году на его месте прихожанами и жертвователями был построен каменный храм с двумя приделами. В годы советской власти был закрыт. В настоящее время в нем располагается водонапорная башня. Храм передан Калужской епархи, в данный момент идет его внешняя реставрация. Храм во имя Воздвижения Креста Господня впервые упоминается как деревянный в 1650 г. с приделами преподобного Симеона Столпника и пророка Иоанна Предтечи. В 1677 г. здание храма пустовало — не было священника, и поэтому служба в нем не велась. Не велась служба и в 1685 г., а пустовавший без церковной утвари храм пришел в ветхость. Когда был построен упоминавшийся в 1800 г. очередной деревянный храм, неизвестно. Зато отмечалось, что рядом с ним возводился новый кирпичный храм с приделом святого великомученика Иоанна Воина и колокольней. Завершению работ помешало нашествие в октябре 1812 г. неприятельской армии Наполеона Бонапарта. Церковь ею была «…вся разграблена», а приписанная к ней деревянная Сретенская, что в Высоцкой слободе, «сожжена со всею принадлежащею к ней утварью». Сгорели и дома священно- и церковнослужителей. Приходских дворов осталось только 10 вместо 79 числившихся ранее. В 1814 г. «тщанием прихожан и добротолюбием жертвователей» кирпичный храм был построен. В храме имелись приделы: правый — во имя святого великомученика Иоанна Воина, и левый — во имя иконы Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих радость. В 1888 г. на храмовые средства были построены деревянные дома для священно- и церковнослужителей. В 1916 г. за храмом числились приписанная часовня преподобного Пафнутия в местечке Кудинове и церковь Покрова на Высоком. Отмечалось также, что храм довольно крепок и крыт железом. Вокруг него находился церковный погост. Доход храма составлял кружечный сбор, проценты с капитала, положенного в кредитные учреждения, арендная плата за пахотную и сенокосную земли. Прихожане жили в селе Высоковская слобода — 131 мужчина и 138 женщин (всего 52 двора) — и в Боровске — 50 мужчин и 54 женщины (всего 26 дворов). Были в приходе и дома старообрядцев — 65, с проживавшими в них 158 мужчинами и 154 женщинами. В приходе храма числилась Высоковская земская одноклассная школа.

http://sobory.ru/article/?object=02048

История Московской духовной академии Московская духовная академия, являющаяся крупнейшим центром духовного образования в Русской Православной Церкви и первым высшим учебным заведением в России, была основана в 1685 году. До 1814 года она носила название " Славяно-греко-латинской академии " и размещалась в центре Москвы в Заиконоспасском монастыре. Академия унаследовала лучшие церковно-богословские и культурно-исторические традиции Православия. Уже первые ее выпускники внесли значительный вклад в отечественное духовное просвещение. Начало XVIII века - время петровских перемен - ознаменовало новый этап в жизни Академии. Расширилась научно-богословская деятельность, возросло число преподавателей и учащихся, были введены новые предметы. К концу XVIII века Славяно-греко-латинская академия пришла со значительными результатами. Ее выпускники - выдающиеся иерархи, клирики, блестящие проповедники и церковные писатели, государственные деятели, ученые, историки, поэты, переводчики. Среди питомцев Академии - первый русский сатирик князь Антиох Кантемир, великий ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов, математик Л.Ф. Магницкий и многие другие известные деятели русского просвещения. «Эллино-славянские схолы» Лихудов (1685-1699) В начале марта 1685 года по просьбе Российского патриарха Иоакима в Москву прибыли Иоанникий и Софроний (Лихуды), ученые братья-монахи, получившие свои докторские дипломы в Падуанском университете. С собой они привезли богословские, философские и исторические книги, творения отцов Церкви. Представ перед царями Иоанном и Петром, они произнесли свои приветственные речи по-гречески и по-латыни. В конце марта начались занятия в Богоявленском монастыре с 6 учениками, переведенными из Типографской школы. 12 декабря 1685 года состоялось официальное открытие Славяно-греко-латинской академии, для которой к октябрю 1687 года были построены новые здания, получившие название Спасских школ. С переходом в новое помещение число учеников возросло до 80 человек, но с течением времени у многих пропадала охота учиться и на Рождество 1689 года оставалось только 54 ученика. О составе учащихся современник пишет, что «инии суть священницы, иеродиакони и монаси, инии же князи, спальники, стольники и всякого чина сего царствующего града Москвы».

http://sedmitza.ru/text/511855.html

В 2004 году исполняется 190 лет пребывания Московской Духовной Академии в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Это дата особенная, т.к. на протяжении всего этого длительного периода с МДА связаны многие вехи из истории Русской Православной Церкви, развитие нашей великой национальной культуры и отечественной науки. Московская Духовная Академия ведет свое начало от Славяно-греко-латинской Академии, основанной в 1685 году при деятельном участии Восточных Патриархов. В основание ее исторического бытия положены труды выдающихся греческих просветителей – братьев Иоаникия и Софрония Лихудов, что указывает на вселенское призвание Академии как нового центра духовного просвещения для всего православного мира. Академия – первое высшее учебное заведение России, стала матерью Московского Университета, а далее и других Духовных семинарий и светских учебных заведений. Во все времена Академия оставалась верной своему призванию – служить делу духовного просвещения и нравственного воспитания православного юношества. Основание высшей богословской школы в Москве в конце XVII века явилось результатом напряженных усилий нашей Церкви утвердить православный характер духовного образования в России, отстоять святоотеческую направленность нашей богословской науки. Основанная во время оживленных богословских споров Востока и Запада, Московская Академия стала очагом духовного просвещения для России и всего Православного Востока, успешно выполняя свое назначение вплоть до 1812 года, потрясшего Россию нашествием Наполеона. Новый период в истории Академии наступил в 1814 году, когда она приобрела приют в Лавре Живоначальной Троицы под кровом Преподобного Сергия Радонежского. Этому способствовали следующие обстоятельства. В результате пожара 1812 года помещение Академии, находившееся в Москве в Заиконоспасском монастыре, сильно пострадало. В короткий срок занятия были возобновлены. Однако сами помещения были ветхими, тесными, находились в самом центре города, что не благоприятствовало атмосфере, которая подобает духовной школе. Все это совпало с заключительным этапом реформы духовного образования, предусматривавшим введение нового учебного Устава для преобразованных духовных академий России. Совокупность этих событий привела священноначалие к мысли о необходимости перенесения здания Академии в более благоприятное и просторное место, которым и была признана Троице-Сергиева Лавра. И в начале августа 1814 года последовал указ императора Александра по которому Академия разместилась в лаврских «Чертогах» – здании дворца императрицы Елизаветы.

http://pravoslavie.ru/jurnal/193.htm

Подарок к юбилею. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 14 марта Пресс-конференция, посвященная началу Великого поста 14 марта Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов; 1824-1907). К 200-летию со дня рождения». Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Подарок к юбилею 19.10.2010 16:53 Версия для печати На днях в Москве прошло празднование 325-летия Московской православной духовной академии. Это уникальное учебное заведение с более чем трехвековой историей в эти дни обретает второе рождение: благодаря помощи нефтяной компании «Нобель Ойл» в старинном здании академии в Троице-Сергиевой лавре проведен ремонт помещений на двух этажах - компания выделила на эти цели 5,5 миллиона рублей. Духовная школа, известная как Славяно-греко-латинская академия, была основана в Москве 12 декабря 1685 года греческими монахами и учеными-богословами братьями Софронием и Иоанникием Лихудами. Пожалуй, самым именитым выпускником академии был основатель Московского университета Михаил Ломоносов. В 1814 году Славяно-греко-латинская академия была переведена в Свято-Троицкую Сергиеву лавру и вместе с существовавшей в лавре с 1742 года Троицкой семинарией образовала Московскую духовную академию. Важно подчеркнуть, что речь шла, таким образом, не о создании нового учебного заведения, а о реорганизации академии с целью улучшения и расширения духовного образования.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Свято-Троицкая Сергиева лавра Дата создания: 1337 г. Описание: История Обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. на холме Маковец в 70 км к северо-востоку от Москвы. На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. Владимир (Богоявленский; †1918). В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608-10 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). С 1688 г. монастырь является ставропигиальным. В 1744 г. обитель получила статус Лавры.  С 1814 г. на территории Лавры располагается Московская духовная академия  — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 г. в Москве. Переведенная после пожара 1812 г. в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах XVII в. В 1920 г. Лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В 1949 г. в стенах Лавры возобновила свою деятельность Московская духовная академия. В 1971, 1988, 1990 гг. в Троице-Сергиевой обители проходили Поместные Соборы.  В 1993 г. архитектурный ансамбль Лавры включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Храмы и часовни Троицкий собор (1422-23 гг.), в котором почивают святые мощи прп. Сергия Радонежского; в иконостасе храма иконы письма прп. Андрея Рублева; Успенский собор (1559-85 гг., построен по повелению царя Иоанна Грозного); храм Сошествия Святого Духа на апостолов (1476-77 гг.); храм прп. Никона Радонежского (1623 г.); надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1693-99 гг.); храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах (1635-37 гг.); храм прп. Сергия Радонежского с трапезной (1686-92 гг.); храм Смоленской иконы Божией Матери (1746-53 гг.); храм в честь явления Божией Матери прп. Сергию (Михеевская церковь) (1734 г.); храм в честь Покрова Божией Матери (в академии); храм в честь прп. Иоанна Лествичника (в семинарии); Успенская часовня над кладезем (1644 г. — кон. XVII в.). 

http://patriarchia.ru/md/db/text/1560696...

В Московской духовной академии состоится конференция, приуроченная к 200-летию пребывания академии в Троице-Сергиевой лавре 1 октября 2014 г. 16:26 14-16 октября 2014 года в Московской духовной академии пройдет конференция «Двести лет в обители преподобного Сергия. Взаимодействие духовного и светского образования в России на примере Московской духовной академии с начала XIX века по настоящее время». Конференция приурочена к двум юбилеям, отмечаемым в 2014 году: 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой лавры , и 200-летию пребывания в Лавре Московской духовной академии. Работу форума возглавит ректор Московских духовных школ, председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви  архиепископ Верейский Евгений . Московская духовная академия является первым высшим учебным заведением России, основанным греческими иеромонахами братьями Софронием и Иоанникием Лихудами в Москве в 1685 году как Славяно-греко-латинская академия. Переезд академии из Москвы в Лавру в 1814 году стал новой вехой не только в жизни академии, но и всего российского образования. В стенах «большой келии преподобного Сергия» она получила особо благоприятные условия как для духовного роста преподавателей и учащихся, так и для своего становления как ведущего научно-богословского центра России. Программа конференции опубликована на сайте МДА. Пресс-служба МДА /Патриархия.ru Календарь ← 2 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3771540.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010