Иустин Вишневский , викарий Казанский, управлял в 1800 и 1801. Назарий Романовский в янв. 1802 перев. из Кирилло-Белоезерского; † в 1804. Евгений в 1804 перев. из Отроча; † 1808. Израиль Звягинцов 31 авг. 1808 перев. из Петергофской Троицкой пустыни; † в 1829. Иероним Визерский в 1830 перев. из Черниговского Елецкого; † в 1837. Мелетий Носков 1838 перев. из Мгарского Дубенского, а 31 дек. 1841 отставлен; † 15 февр. 1848, в Киево-Печерской Лавре. Мартирий 23 июля 1842 перев. из Задонска; до ныне (1869). 2 Спасо-Преображенский, в Казани, основан в 1555; ныне второклассный. [V, 627.] Архимандриты Св. Варсонофий 1555 перев. из Песношского, а в 1567 хирот. в еписк. Тверского. Иеремия , 1567–76, хирот. в архиеп. Казанского. Герман , 1577–82. Паисий , 1585 и 86. Гермоген , 1588, а 13 мая 1589 хирот. в митр. Казанского. Галактион , 1590–93, хирот. в архиеп. Суздальского. Герман , 5 нояб. 1593. Арсений , 1594–1606. Иоасаф , 17 окт. 1607. Сергий , 1613, в апр. уволен на покой, за немощью. Макарий перев. из Казанского Иоанно-Предтечева 16 мая 1613, а 13 янв. 1629 (sic) хирот. в архиеп. Астраханского. Варфоломей , 1630–33, потом на покое в Кирилло-Белоезерском. Пафнутий , 1633–41. (Бывший 16 сент.) Сильвестр , 1643–47. Никон , 1647–49. Прохор , 1650–57. Кирилл , 1660–62, авг. Мисаил , 1663–70. Иосиф 1673 перев. из Соловецкого; по 1678. [??Игум. Ефрем , в окт. 1679.] Софроний , 1680 и 81. Дионисий Кучин , 1683–90. Алексий , 1692. Макарий , 1698. Георгий Зубин , 1701–1709, перев. в Нижегородский Благовещенский. Иона Салникеев , из строителей Астраханского Троицкого; упом. в 1718–26, отрешён; в 1729, по суду, бит кнутом. Питирим Смирной в 1726 перев. из Седмиезерной пустыни; до 1732; 27 янв. 1733, лишённый монашества, сослан в Сибирь; в 1742 возвращён. Герман Барутович перев. из Назарета (упом. 29 мая) 1732–37, перев. в Московский Спасо-Андрониев. Иоасаф Орловский 1738 перев. из Симбирского Покровского, а 1742 обратно. (Упом. 1740). [В окт. 1742, Ист. Иер., V, 634.] Вениамин Пуцек-Григорович , с 6 дек. 1744, а 14 авг. 1748 хирот. в еписк. Нижегородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мужской упразднённый, находился в Псковской Епархии близ города Новоржева к северу от оного в 5 вёрстах, при озере Хвоинском, и был до Штатов 1764 года приписан к Рденской пустыни, а потом к Великолуцкому Сергиеву монастырю. По Штатам же обращён в приходскую церковь . Хергозерская пустынь Мужская упразднённая, находилась в Новгородской Епархии в Каргопольском уезде на восточном берегу озера Херго или Хергозера, от чего и название своё получила, расстоянием от Каргополя к северо-западу в 75, от Ошевенского монастыря к юго-западу в 40, от Новгорода к северо-востоку в 775 вёрстах и до Штатов 1764 года была приписана к Александро–Ошевенскому монастырю. По Штатам же обращена в приходскую церковь , и определён к ней священник с причётниками. Ныне на этом месте находятся две ЦЕРКВИ: 1) деревянная шатровая во имя Св. Троицы с приделом Преп. Макария Желтоводского; 2) каменная пятиглавая с двумя престолами: а) в имя Введения во храм Божьей Матери, б) Св. Николая. К церквам сим приписана ещё 3) в Порженском десятке во имя св. Георгия деревянная. Хлавицкий Троцкий монастырь Мужской упразднённый, находился в Новгородской, а потом в Псковской Епархии близ города Холма, к северу от оного в 10 вёрстах, на правом берегу реки Хлавицы. В 1674 году, Марта 21, приписан был к Новгородскому Архиерейскому дому, что подтверждено и грамотой Царской от 1678 года в Ноябре. А грамотой 1679 года Сентября 27 велено Архиерейскому дому вечно владеть этим монастырём. В 1680 году, Июня 10, воспрещено Луцкому Воеводе ведать монастыря сего крестьян и бобылей и посылать для сборов денежных от вотчины и за прочими делами. В 1683 году, Марта 23 грамотой Царской же велено ведать крестьян этого монастыря не в Торопце, а в приказной Палате. В 1685 году, Апреля 26, подтверждены грамоты 1680 и в 1683 годов. В 1687 году, Октября 18, не велено Воеводе посылать в вотчины этого монастыря из Заволочья служилых людей для правежа рублёвых денег. В 1699 году, Марта 17, не велено крестьян Хлавицких ведать в Торопце и Великих Луках, но в Новгороде. Ныне тут приходская церковь . На Хлибу Дмитриевский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Нравственное очищение, очищение от греха Истолковывая стих евангелиста Иоанна (9,31): «грешников Бог не слушает», комментатор объясняет, как грех огрубляет разум, лишая его понимания, и ожесточает сердце, которое не может вознестись ко Господу. Присутствие греха в нашей душе Ориген символически сравнивает с царством Осии, которое мешает Исаии (символу нашего духа) отдаться божественному вдохновению 1673 . В начале своего первого послания преп. Аммон Египетский объясняет необходимость коренного очищения: «Вы, возлюбленнейшие братья мои, знаете, что со времени преступления [заповеди] душа не может познать, как должно, Бога, если не удалится от людей и всякого развлечения. Тогда узревает она брань сражающихся с ней...» 1674 . Апатейя Во время молитвы, предупреждает преп. Питирион, ученик св. Антония Великого , бесы стараются возбудить страсти, чтобы «изменить нашу добрую устремленность на злую» 1675 . Эти страсти, ослепляющие дух, суть желания, противостоящие молитве. Порочные помыслы, говорит Евагрий, стремятся «осрамить смиренный и блаженный ум, погасить его свет» 1676 . Страстный человек подобен тому, кто, страдая болезнью глаз, не может без прикрытия смотреть на палящее солнце в самый полдень 1677 . Апатейя, совершенное очищение от страстей, равнозначно «Царству Небесному», где молитва становится навыком бесстрастия 1678 . В этом состоянии, утверждает св. Исаак Сирин , разум обретает особую силу для защиты: когда какая-либо страсть начинает приходить в движение, ум сразу же встает на стражу благодаря определенному мыслительному процессу, возникающему в нем; и страсть бесследно исчезает 1679 . Забвение обид, амнесикакия Среди разных страстей именно гнев в наибольшей степени подрывает нормальную деятельность ума 1680 . Вот почему μνησικακα, память об обидах, препятствует молитве. И потому «мирской человек, если он добр, лучше чем вспыльчивый и гневливый монах» 1681 . «Никто не может избежать упрека, когда при любви к истинной молитве человек впадает в гнев или памятозлобие. Ибо такой человек уподобляется тому, кто желает быть зорким и повреждает собственные очи» 1682 . Таков вывод Евагрия, подобный многим другим сентенциям на эту же тему. Но не следует забывать и о противоположном: «когда взбаламучивается яростное начало души, то его успокаивают псалмопение, долготерпение и милосердие» 1683 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Освящение состоялось 17 ноября 1913 г. В храме много света, живопись светлых тонов, невысокий белый с позолотой иконостас и довольно ценная утварь. На средства попечительницы школ уезда Варвары Фёдоровны Дубровиной содержалась двухклассная церковно-приходская школа. В 1930-е гг. храм был закрыт, его убранство расхищено или уничтожено. Староста храма Лосев Алексей Егорович предположительно расстрелян в Бутово в 1938 г. Храм сильно пострадал в боях во время Великой Отечественной войны. Храм передан общине верующих в 1990 г. Представлял из себя руины: отсутствовали купол и завершение колокольни, крыша, окна. С 1998 г. богослужения стали совершаться в храме круглый год. В 2000 г. были установлены купола (шатры) и кресты, а в 2001 г. установлены колокола. В настоящее время происходит реставрация внутреннего убранства храма. http://orthodox-ruza.ru/ Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы на погосте Картине, на реке Москве. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в 1593 г. находилась «на погосте, на царя и великого князя земле, на реке Москве», Звенигородского уезда, Угожского стана». В начале XVII ст. погост, уничтоженный, вероятно, Литвою, назван был пустошью. По писцовым книгам 1624 г. значится: «пашни церковные лесом поросло, средние земли 25 четвертей в поле, сена 15 копен, лесу не пашенного 2 десятины». Церковная Успенская земля отдавалась на оброк с 1636 г. и писалась в приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа под Звенигородскою десятиною «на Богдашке Васильеве оброку 11 алтын 4 деньги». Потом была отдана в оброк «из наддачи дьяку Семену Карево, а оброку велено платить 16 алтын 4 деньги». В 1678 г. за дьяком же Семеном Карево состояла новопоселенная деревня Мосеева, Звенигородского уезда, Угожского стана, в которой находился «двор вотчинников с 2 крепостными людьми». На церковной земле Успенского погоста в 1679 г. была построена церковь во имя Успения Богородицы, которая и была обложена данью. По писцовым книгам письма и меры князя Ивана Шеховского 1625 – 26 гг. написано: «с пашни с 25 четвертей в поле, с сенных покосов с 15 копен, по указной статье, 20 алтын, 3 деньги, заезда гривна, и по тому окладу те деньги велено принять и в приход записать; а казенные пошлины и десятильнича дохода для малого приходу, покаместа приходских дворов прибудет, имать не велено». За последующие 1680-1740 гг. Успенская церковь под Звенигородскою десятиною писалась: «церковь Успения Пресвятой Богородицы на Москве реке, в Угожском стану».

http://sobory.ru/article/?object=05163

Основные источники Писания, которые следует отметить – это Книга Притчей Соломоновых ( 8 : 22–31), Книга Премудрости Соломона ( 7 : 25–28) и Псалтирь ( 103 : 23). Что же касается патристических текстов, то число их велико; но любопытно, что софиологи редко цитируют Отцов, чаще они обращаются к иконографии. В России, напоминает о. С. Булгаков , в церквах культ Софии выделяется очень рано, и иконы Софии тесно связаны с культом Богородицы 1674 . Он выявляет софиологический смысл во многих иконах: Пресвятой Троицы, Христа Распятого, Богородицы, Огненного Ангела, Предтечи, Апостолов. Обычно на этих иконах можно найти надписи, содержащее несколько строк из книг Премудрости Соломона или Притчей Соломоновых 1675 . Георгий Федотов приводит свидетельства софийного милосердия в Духовных стихах, особенно проявлявшегося в культе матери-земли 1676 . В духовных стихах расстояние между Творцом и тварным миром настолько сокращено, что даже когда говорится о естественных космических явлениях, то используются понятия творения, деяний Божиих, Логоса, Духа 1677 . В них можно встретить такое исповедание веры: А я верую «Сымому Христу, Царю Небесному, Ищо Матери Быгородицы, Святой Софеи Премудрыя, Ищо Троицы Нераздельный» 1678 . Согласно Булгакову, софиология вырастает непосредственно из паламитского учения, из различения, проводимого им между Божественной сущностью и energeia. Два этих понятия, божественной энергии и Божественной Софии, выражают одно и то же 1679 . А Павел Евдокимов еще более категоричен: от св. Василия Великого и до святителя Григория Паламы традиция единодушна и тверда: она проводит различение между безусловной трансцендентностью Бога в Его сущности и имманентностью Его проявлений в мире. Бог сообщает Себя «вовне» в Своих энергиях, полностью при этом присутствуя. «Энергия» не является «частью» Бога, она есть Бог, сообщающий Себя в Своей благодати, ничего не теряя из безусловной «сокрытости» Своей сущности. Сущность и энергия – это два различных модуса бытия Божия – в Своей природе и вне Своей природы 1680 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Очевидно, вместо нее был возведен деревянный Троицкий храм с приделами во имя свт. Николая Чудотворца, св. блаженных Прокопия и Иоанна Устюжских. Ок. 1690 г. появилась деревянная Никольская ц. В нач. 60-х гг. XVIII в. возведена каменная Троицкая ц. с Богоявленским и Николаевским приделами. Заимкой управлял строитель. В 1683 г. в ней было 47 крестьянских дворов, 350 дес. земли, покосов на 12 тыс. копен. В 1744 г. в исетских владениях мон-ря было село и 3 деревни, в которых проживало 678 чел. В 1679 г. К. м. получил близлежащие земли в радиусе 3 верст от него. При этом монастырские старцы (выходцы преимущественно из Поморья) также сами приобретали у местного населения сенокосные и рыболовные земли. Развивалось земледелие, скотоводство, работали кузничная и мельничная мастерские, а также существовал слюдяной промысел. С 1678 г. К. м. имел подворье в Тобольске. С XVII в. монастырь использовался как место ссылки преступников и исправления провинившихся лиц духовного звания. Так, в 1765 г. в К. м. были помещены остяки Матфей, Александр и Дмитрий Алачеевы из Низямских юрт. До 1770 г. в обители содержался монах-расстрига Федор Мелес, отличавшийся буйным поведением, грозивший сжечь мон-рь. В 1776 г. с роспуском Запорожской Сечи в К. м. был сослан последний войсковой писарь из казачества - И. Глоба. Пребыванием в К. м. ему заменили смертную казнь. В 1747 г., во время перевозки арестантской команды на судах в низовье Оби капитаном П. Кружковым и поручиком П. Беляниным, ок. 50 заключенных подняли мятеж. Освободившись, они начали грабить близлежащие поселения. Мятежники напали на К. м. Разграбив монастырь, они взяли в плен зырянина Михаила, которого собирались заставить провести их на территорию Европейской России. Пленник завел злоумышленников в непроходимые места, где погибли и разбойники, и их проводник. В 1764 г. стал третьеклассным со штатом 12 чел., утратил все владения и лишился крестьян. С 1766 г. до нач. XIX в. мон-рь вернул незначительную часть своих прежних владений, к-рые насельники сдавали в аренду за неимением рабочих рук.

http://pravenc.ru/text/1841904.html

Первым сооружением на территории Донского монастыря, является так называемый Малый собор, построенный в 1591-1593 гг. в честь Донского образа Богородицы. Собор выполнен в стиле типичной русской храмовой архитектуры XVI в. и первоначально состоял из одного основного бесстолпного объема, почти квадратного в плане, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников. Завершили ансамбль храма пристроенные в 1677-1678 гг. приделы во имя преподобного Сергия Радонежского и великомученика Федора Стратилата, а впоследствии – Трапезная часть (1673 г.) и шатровая колокольня (1679 г.). В 1785 году собор расписывал итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. мч. Татианы в старом Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника близ Таганки.Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И. Баженова. В 1930 гг. собор закрыли, в нем разместилось общежитие метрополитена.Однако с 1946 г. богослужения в храме возобновились. Кроме того, по благословению Патриарха Алексия I в Малом соборе, приписанном тогда к храму Ризоположения на Донской улице, была установлена мировареная печь. Мироварение в Малом соборе Донского монастыря продолжается и поныне, именно отсюда распределяется миро по всем приходам Русской Церкви. В Малом соборе Донского монастыря 12 апреля 1925 г. был погребен свт. Тихон, Патриарх Всероссийский. После обретения и перенесения в 1992 году честных мощей святителя в Большой собор монастыря, над местом его погребения в Малом соборе возведена изукрашенная сень. Первой каменной постройкой Донской обители стал храм в честь иконы Богородицы, именуемой " Донская " . Собор был заложен в 1591 году на том самом месте, где стояла походная церковь русского войска, освящённая в честь преподобного Сергия Радонежского. Есть все основания полагать, что заказчиком строительства и внутреннего убранства был Борис Годунов. Окончание строительства храма относится к 1593 году. Царь Фёдор Иоаннович повелел украсить храм " разными лепотами " , но по воспоминанием современников, убранство его не отличалось особым роскошеством. Образа были довольно скромные, вся утварь, как пишет Иван Забелин, " не заключала в себе особенного богатства " .

http://sobory.ru/article/?object=03428

Пимен , 1608.        Юрид., стр. 361 и 62. Тихон , 1607–12, 27 нояб. Кирилл , 1613–23. Питирим , 1623–32. Антоний перев. из Арсениева Комельского, 1632–44; † … Феодосий в авг. 1644 перев. из Николаевского Озерского; по 1650. Архимандриты Серапион , в 1650 игум.; с 1651 по 1654 архимандрит. Иона , 1654–71, сент. Евфросин в 1671 перев. из Спасо-Каменного, и в 1672. Исаия , 1672–78. Павел , 1678 и 79. Иосиф Андреяновский 5 окт. 1679 перев. из Павлова Обнорского, а 9 июля 1687 – в Кириллов Белоезерский. Иона 18 окт. 1687 перев. из Кириллова Новоезерского; по 1693. Сергий , в 1693–99. Авраамий , в 1699–1707. Афанасий , в 1708–11. Арсений Воронов , с 1712; в сент. 1729 взят в Чудов мнтрь в келари; в дек. 1730 возвратился; 24 янв. 1737 определён в Троице-Сергиеву Лавру келарем же. Гавриил Воронов произведён 30 сент. 1729 и управлял до 1731 (в небытность Арсения), потом определён в Спасо-Каменный. Арсений Борщевский в 1737 перев. из Корнилиева Комельского; в 1762 уволен, за старостью; † 1764. Марк Антонский в 1762 перев. из Колоцкого монастыря; † 8 окт. 1774. Иннокентий Лавров в 1774 перев. из Корнилиева Комельского; до 1804 (†...?). Амвросий Рождественский (Вещезеров) 21 июля 1804 перев. из Спасо-Каменного Духова, а 11 сент. 1811 – в Иверский. Феофилакт Ширяев 10 окт. 1811 перев. из Спасо-Каменного Духова, а 17 авг. 1814 – в Воровский Пафнутиев. Гавриил Розанов 11 сент. 1814 перев. из Спасо-Каменного Духова, а в июне 1821 – в Тольгский мнтрь. Евтихиан Лестев определён 1821 из ректоров Костромской семинарии; в 1833 перев. в Пинский Богоявленский. Феогност Лебедев определён 26 февр. 1833, а 24 июля 1841 из бакалавров перев. в Ярославский Тольгский мнтрь. Афанасий Борисович , из профессоров Киевской духовной акад., определён 30 июля 1841; 4 окт. 1846 перев. в Черниговский Елецкий. Адриан Тяжелов 4 окт. 1846 перев. из Черниговского Елецкого; 1849 уволен и вызван в С.-Петербург. Ювеналий Знаменский определён 12 мар. 1849 из инспекторов Вифанской семинарии, а 6 окт. 1860 перев. в Рязанский Спасений мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под 1517 г. обитель упоминается в Устюжском летописном своде и памятниках позднейшего местного летописания в связи с чудесным истечением здесь 23 мая после литургии мира от икон «Воскресение Христово», «Патерик, на ней же писан рай на востоце» и от 7 клейм иконы «Пятидесятница» (ПСРЛ. Л., 1982. Т. 37. С. 54, 102, 108). Вид мон-ря с юго-запада. Слева — ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. 1653 г. Фотография. 70-е гг. XX в. Вид мон-ря с юго-запада. Слева — ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. 1653 г. Фотография. 70-е гг. XX в. Во 2-й редакции Устюжского летописца под 1619 г. помещены рассказы о явлении прп. Киприана Устюжского в 1616 или 1617 г. монастырскому сторожу новокрещеному И. Карымцу, под 1622 г. об исцелении монастырского слуги И. Александрова и 3 недатированных сообщения, предшествующие построению теплой каменной Введенской ц. и повествующие о явлениях преподобного келарю мон. Иосифу с требованием перенесения раки (Там же. С. 121-123). Еще 2 явления начальника обители тому же (?) Иосифу помещены под 1678 и 1679 гг. (Там же. С. 123). Рассказы явно восходят к записям, современным событиям. В Смутное время (нач. XVII в.) В. м. давал значительные денежные суммы московским царям и платил большие налоги, что опустошило монастырскую казну. В сотной книге 1630 г. среди монастырских построек упомянуты деревянные теплая Введенская ц. с трапезной и келарской, колокольня, 20 братских келий, 3 больничные кельи. 28 апр. 1636 г. сгорели Введенский храм, часовня, колокольня и кельи, остались лишь поварня, хлебня, погреба и сушила. В XVI-XVII вв. настоятели В. м. являлись представителями епархиального архиерея в Устюжском крае, осуществляли надзор за духовенством, имели право освящения новопостроенных храмов. Каменные храмы и др. постройки Каменное строительство в В. м. началось при архим. Игнатии (1642-1658). По благословенным грамотам Ростовских и Ярославских митрополитов Варлаама II (26 мая 1651) и Ионы (Сысоевича) (2 авг. 1653) иждивением устюжского купца Н.

http://pravenc.ru/text/150145.html

Приписная Никольская церковь, одноэтажная, с тремя престолами: главный - во имя свт. Николая, придельные - во имя Рождества Христова и во имя Рождества Иоанна Предтечи. Из церковной утвари отмечались: 1) серебряный потир 7150 г. (1642 г.), 2) напрестольный крест 7196 г. (1688 г.); 3) напрестольное Евангелие 7145 г. (1637 г.); 4) антиминс величиной в четверть 7140 г. (1632 г.), переданный в 1893 г. Преосвящ. Никанору; 5) небольшой резной образ свт. Николая, переданный в Троицкую церковь из существовавшего в Холмогорах подворья Николаевского Корельского монастыря, и два больших резных образа того же угодника. Сохранялись в церкви приходно-расходные книги Никольского прихода (за 1665-1667 г.г., 1667-1668 г.г., 1679 г., 1687-1691 г.г., 1691-1695 г.г.) и две книги Рождественского прихода (1678-1680 г.г., 1686-1687 г.г.). Приписная Покровская кладбищенская церковь была построена в 1861 г. на средства купца Анании Беданова. В ней было два престола: Покрова Пресвятой Богородицы (освящен 20.8.1861) и в теплом приделе - во имя пророков Илии и Елисея (освящен 4.6.1861). В приходе имелся столб с образом свв. Зосимы и Савватия, служивший памятником существовавшего в Холмогорах подворья Соловецкого монастыря.Прихожан к 1 января 1894 г. числилось: 239 мужского пола и 175 - женского. Одним из достопримечательных событий приходской истории было посещение Троицкой церкви императором Александром I 28 июля 1819 г. на пути в Архангельск. На обратном пути 1 августа император присутствовал на литургии в той же церкви, участвовал в хождении на Иордан и принял от крещальной купели сына протоиерея Холмогорского собора Иоанна Леваковского. В 1887 г. Преосвященнейшим Нафанаилом, епископом Архангельским и Холмогорским, было преподано архипастырское благословение крестьянину Ивану Павловичу Корельскому за пожертвование 145 руб. на ремонт и украшение Троицкой церкви и купеческой вдове Марии Сизовой за пожертвование двух 5%-ных билетов по 100 руб. каждый, один - в пользу Троицкой церкви, другой - в пользу причта.

http://sobory.ru/article/?object=38912

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010