А.А. Половцов Скачать epub pdf Ромодановский, князь Михаил Григорьевич Ромодановский, князь Михаил Григорьевич, боярин, воевода, Московский губернатор; сын боярина князя Г. Г. Ромодановского (см. выше) и младший брат боярина князя А. Г. Ромодановского (см. выше), родился в 1653 году; в 1669 году, будучи уже стольником, он 6-го и 20-го июля дневал и ночевал у гроба Царевича Симеона Алексеевича, затем находился на службе при отце, на Украйне, а в 1673 году, ноября 22-го, ему, с И. И. Вердеревским, велено было быть на Государевой службе в Белгородском Разряде, с отцом, боярином и воеводою князем Г. Г. Ромодановским, «в товарищех»; 24-го ноября князь М. Г. Ромодановский и И. И. Вердеревский были на отпуске у Государя, у руки, в передней. В феврале 1674 г., после присоединения к России некоторых Заднепровских городов, князю М. Г. Ромодановскому велено было остаться осадным головою в Каневе, но затем приказ этот был отменен, и Р. остался по-прежнему «в товарищех» у отца своего. 18-го декабря 1674 г. он был в Москве, у руки Государевой и у Царевича, и вскоре (вероятно, в начале следующего года) женился на Авдотье Васильевне Голохвастовой (род. 1656, ум. 30-го января 1716 г.), дочери думного дворянина Василия Яковлевича Голохвастова. В 1675 году, 26-го февраля, будучи стольником, он был снова назначен товарищем к своему отцу, воеводе Белгородскому боярину князю Г. Г. Ромодановскому и 6-го марта был «у руки Государевой», а в конце марта ему указано было быть «своим полком» в Севске с И. И. Вердеревским, «а в сход по вестям велено ему итти к отцу». В 1678 г. князь Ромодановский участвовал в Чигиринском походе своего отца, причем 12-го апреля этого года ему с отцом были посланы «статьи» о том, как поступать в походе, а 11-го июля того же года им была дана царская грамота о принятии предосторожностей в мирных переговорах с Турциею, об употреблении всевозможного старания удержать по трактату за Россией Чигирин и о срытии этой крепости до основания, когда турки будут ее домогаться неотступно. В том же 1678 г. (в середине) 25-летний князь Ромодановский был пожалован в бояре. 20-го июня 1679 г. он был в походе Царя Феодора Алексеевича из Москвы в село Воробьево и в том же и в 1680 году принимал постоянное участие в других событиях придворной жизни Царя Феодора, который, очевидно, благоволил к своему боярину; равным образом и по воцарении Петра Алексеевича князь М. Г. Ромодановский оставался в кругу ближайших ко Двору лиц; в 1683 году, например, он ходил за молодым Царем в село Воробьево (6-го мая), а в 1684 году участвовал в крестном ходу 20-го июля и т. под.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

10 нояб. 1674 г. К. был избран епископом Оксфордским (рукоположение состоялось 6 дек.), в июле 1675 г. он стал деканом Королевской часовни, а в дек. того же года - епископом Лондонским. Стремительная церковная карьера К. объясняется его высоким происхождением, критическим отношением к католикам, а также покровительством Томаса Осборна, гр. Данби (впосл. 1-го герцога Лидсского), видного гос. деятеля и придворного Карла II (1660-1685) и Вильгельма III (1689-1702). 22 янв. 1676 г. К. был включен в число членов Тайного совета при дворе Карла II; это назначение было повторено в апр. 1679 г. при формировании нового Тайного совета. Он активно участвовал в проведении «англиканской политики» гр. Данби, направленной на защиту Церкви Англии от угрозы со стороны диссентеров (см. в ст. Нонконформисты ) и католиков. Король видел опасность такой политики в том, что она могла привести к объединению нонконформистов против англикан. церкви. Чтобы переубедить его, гр. Данби поручил К. провести перепись, к-рая показала, что в королевстве на 2,1 млн англикан приходится менее 100 тыс. диссентеров и ок. 12 тыс. католиков, хотя политическое влияние последних было весьма велико. В 1678-1681 гг. К. принял участие в расследовании «папистского заговора», сфабрикованного Т. Оутсом, обвинившим группу католиков в сговоре с целью убийства короля. Епископ Лондонский не только приказал арестовать англ. католиков, посещавших мессы в домах послов, но и поддержал требование Энтони Эшли Купера, гр. Шафтсбери, призывавшего удалить герцога Йоркского от двора. Хотя Оутс сознался в том, что заговор был им выдуман, и был осужден за лжесвидетельство, эта история ударила по репутации брата короля. К. было поручено также духовное воспитание Марии и Анны, дочерей герцога Йоркского, племянниц короля. Кроме того, он, как декан Королевской часовни, венчал обеих принцесс (в 1677 Марию и Вильгельма Оранского и в 1683 Анну и Георга Датского), а также неоднократно крестил новорожденных представителей королевской семьи. В 1677 г., после смерти Гилберта Шелдона, архиеп. Кентерберийского, многие считали, что К.- наиболее вероятный кандидат на эту кафедру, однако из-за вмешательства брата Карл II назначил на нее декана собора св. Павла Уильяма Санкрофта, отстраненного от должности в 1690 г. из-за отказа принести присягу Вильгельму III. Несмотря на неприятие католицизма и сложные отношения с герцогом Йоркским, в 1679-1681 гг. К. последовательно выступал против Билля об отводе (Exclusion Bill), предполагавшего отстранение брата короля от престолонаследия из-за его католич. вероисповедания.

http://pravenc.ru/text/1841870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРБИНИЙ [лат. Herbinius; польск. Kapusta] Иоганн (10(16?).12.1627, Бычина, Силезия, ныне Польша - 7.03.1679, Грудзёнз, ныне Польша), лютеран. пастор, автор богословских, естественнонаучных, учебных и др. сочинений. Род. в семье ректора лютеран. школы, имел слав. корни (свое имя - Ян Капуста - впосл. перевел на латынь). Во время Тридцатилетней войны Г. потерял родителей и провел юность в приемной семье в венг. комитате Сепеш (Спиш, ныне р-н Попрад, Словакия, вблизи Татр), в славяноязычной среде. В 1648-1657 гг. изучал теологию и философию в европ. протестант. ун-тах - в Виттенберге (Саксония), Лейдене и Утрехте (Голландия), получил степень магистра теологии, написал первые трактаты, в частности труд, посвященный анализу геоцентрической системы Н. Коперника (Terrae motus et quietis examen ad sanctam normam. Ultraiecti, 1655). После возвращения домой Г. получил должность школьного ректора и в 1657-1663 гг. преподавал в силезских городках Бычина, Волув, Бояново. Однако недостаток средств для школ вслед. бедности местных церковных общин вынудил Г. отправиться в Центр. Европу за сбором пожертвований. В 1664-1665 гг. Г. совершил путешествие по верхнему Дунаю и Рейну, посетил протестант. княжества и самоуправляемые земли в Баварии, в Швабии, в Швейцарии, во Франконии, в Верхнерейнском округе, в Голландии, в Н. Саксонии и в Дании. Собранные в ходе этой поездки наблюдения легли в основу фундаментального труда о выдающихся природных явлениях (водопадах, порогах и др.) (Dissertationes Academicae de admirandis mundi cataractis. Hafniae, 1670; Amstelodami, 1678). В работе приведены сведения о Днепровских порогах, об укр. казаках. Нек-рое время Г. жил в замке Готторп - резиденции Шлезвиг-Гольштейнского герц. Кристиана Альберта, где познакомился с местным архивариусом и библиотекарем А. Олеарием , бывш. дипломатом, автором записок о путешествии в Россию и Иран. Позднее Г. жил при дворе дат. кор. Фридриха III в Копенгагене.

http://pravenc.ru/text/164653.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 1669 Упоминание Леопольда, «герцога австрийского и штирийского», позволяет понять, что из многих Бабенбергов по имени Леопольд, бывших маркграфами и герцогами австрийскими, могут иметься в виду только Леопольд V и его сын Леопольд VI. В то же время существенные отличия данного документа от устава Леопольда V от 1192 г. 56) заставляют приписывать его Леопольду VI, что и обеспечивает общую датировку 1198–1230 гг. – временем правления этого герцога. 1670 Рубрикация введена нами для облечения сравнения с аналогичными документами 1190-х гг. 55, 56). 1671 Т. е., в регулярном современном немецком написании – Vorfahrt. Речь идет о пошлине, которая была введена, вероятно, в середине XII в. и именно в отношении Энса; она платилась, если корабль с товаром проплывал мимо ярмарки в месте, обладавшем так называемым Stapelrecht; именно поэтому пошлина взималась только во время ярмарки. 1672 2 февраля. Католический праздник Очищения Пресвятой Девы Марии имеет в виду предписывавшийся иудейским законом обряд очищения роженицы. 1674 Несомненно, подразумевается некий стандартный (что подчеркивается определением recht «правильный, законный, обычный») воз как единица налогообложения, который в уставе герцога Леопольда V 1192 г. именовался wagengiwant 56, примеч. 1423). 1677 В привилегии венгерского короля Белы IV венским купцам от 1255 г. прямо говорится о «возе с товарами, поставленном на корабль», для плавания по Дунаю («currus in navi cum mercimoniis»: GWien 1. S. 330). 1678 Перевод дан согласно нашей конъектуре: «iuxta computationem debitorum» вместо «iusta computationem debitorum», как значится в рукописи. Debitorum – также конъектура (издателя) вместо совсем уже бессмысленного debitatur. 1679 Непонятный термин (ср. примеч. 1698); если прибегнуть к палеографически допустимой конъектуре einenwagen, то возможно предположить, что речь идет о повозке с одним конем в упряжке, которая именуется в аналогичных документах также eintzwagen (в современной немецкой орфографии – Einswagen] (см. также примеч. 1699). Сильно пониженная по сравнению с recht wagnarwannt пошлина согласуется с таким предположением, указывая на существенно меньшую грузоподъемность ewenwagen.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ (Тризна; † между янв. 1685 и июлем 1686, Вильно), нареченный еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский (1679-1686). Принадлежал к правосл. шляхетскому роду, к-рый вел свое происхождение от брянских бояр. Родителями К. были Адам Тризна и Евдокия-Елизавета (дочь кн. Федора Григорьевича Бурневского и кнж. Марины Александровны Вишневецкой)). Они владели имениями Лебеда и Голдово в Лидском повете (совр. Лидский р-н Гродненской обл., Белоруссия). В 1633 г. в Голдове иждивением Александра Тризны, брата Адама, при правосл. храме был создан мон-рь. В 60-х гг. XVII в. К. унаследовал оба имения. К 1673 г. К. принял монашеский постриг. 22 нояб. того же года трибунал Великого княжества Литовского обязал К. выплатить гродненскому подстолию И. Глядовицкому и его жене 10 тыс. злотых долга и штраф более 30 тыс. злотых. В документе К. назван «законником рекгулы светого Базилего» (АВАК. Т. 15. С. 339). В 1677 г. К. являлся настоятелем виленского Свято-Духова мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь ), главой Виленского Свято-Духовского братства и ректором братской школы, наместником Киевского митрополита в Великом княжестве Литовском. В авг. 1677 г. К. пригласил в Вильно известного к тому времени проповедника черниговского Успенского кафедрального собора иером. св. Димитрия (Савича (Туптало)) , к-рый произнес в Свято-Духовом храме 2 проповеди. На сейме в Гродно в дек. 1678 - февр. 1679 г. К. был предложен в качестве кандидата на правосл. Могилёвскую епископскую кафедру, в юрисдикции которой состояли все православные на белорус. землях (кафедра была вакантна после кончины в 1678 еп. Феодосия (Василевича) ). Был подготовлен привилей, датированный 25 февр. 1679 г. От К. потребовали произнести на сейме католич. исповедание веры, он отказался, после чего документ был аннулирован. По-видимому, в том же году К. был избран православными на Могилёвскую кафедру, его поддержали нек-рые литов.

http://pravenc.ru/text/1841371.html

А.А. Половцов Полибин, Богдан Федорович Полибин , Богдан Федорович, окольничий и воевода, сын Федора Потапьевича Полибина. Еще под 1658 годом он упоминается в боярских книгах, как стряпчий; в том же году он участвовал при приеме грузинского царя Теймураза, а во время государева стола, по случаю приезда, был среди других стряпчих, которые «пить носили пред послами». В 1660 году (8-го мая) П. участвовал при приеме на отпуске и у царского стола грузинского царевича Николая Давыдовича и упоминается в числе стряпчих, «которые пить носили пред царевичем»; равным образом и в 1664 году (19-го февраля), при приеме английского посла Карла Говарда. В 1667 году (15-го мая) он участвовал во встрече польских послов Станислава Беневского с товарищами за городом, находясь головой у сотни жильцов. В 1668 году (15-го мая) П. послан был под г. Глухов в полк к действовавшему тогда в Малороссии окольничему и воеводе кн. Петру Алексеевичу Долгорукову «с государевым жалованьем и о здоровье спрашивать». В качестве головы у сотни жильцов участвовал в 1673 году (31-го декабря) при встрече на приезде великих и полномочных послов гр. Оксенширна с товарищами. Точно также в качестве головы он участвовал во встрече кизильбашских послов 1-го и 29-го января 1674 г. В 1676 году П. упоминается в боярских книгах уже как стольник. В 1678 г. он назначен был в Сибирский Приказ товарищем при боярине и, в качестве такового, был в числе лиц, находившихся у стола государева в день царских именин 8-го июня 1678 г. В 1679 г., 12-го июня, когда государь праздновал день своих именин, Полибин был пожалован из стольников в думные дворяне и в этот день был «у государева стола». В том же году (28-го июля) велено ему с боярином кн. Мих. Андр. Голицыным, окольн. кн. Конст. Осип. Щербатовым да с дьяком Вас. Григ. Семеновым идти в Новодевичий монастырь, а оттуда проводить в крестном ходе икону к Москве. В том же 1679 году, 3-го сентября, в числе других лиц, он сопровождал царя в походе его на богомолье в Саввинский монастырь, а 9-го сентября – в с. Алексеевское; 20-го июля и 22-го октября сопровождал св. иконы в крестных ходах. В том же году, 28-го ноября, П. опять сопровождал государя в его походе на богомолье в Воскресенский и Саввинский монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Павел I, митрополит Тобольский и Сибирский Павел 1-й, митрополит Тобольский и Сибирский – архипастырь, известный своей борьбой с расколом и деятельностью по распространению православия среди сибирских инородцев. Биографические сведения о митр. Павле до его рукоположения в архиерей и назначения митрополитом Тобольским и Сибирским – весьма невелики; известно лишь, что до этого времени он в сане архимандрита занимал место настоятеля сначала в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале (1663–1671), причем принимал участие в знаменитом соборе 1667 г., осудившем патр. Никона, и раз, между прочим, был послан с архиеписк. Арсением и арх. Сергием к Никону с пригласительной грамотой патриархов; затем – в Московском Симоновом (1671–1674) и, наконец, в Чудовом в Москве (1674–1679), когда и ведал патриарший разряд, будучи в то же время духовником царевны Софии Алексеевны. Из этих данных нельзя не заключить о сравнительно высоком положении Павла среди духовенства в эпоху получения им Сибирской митрополии; расположение к нему царской семьи, как видно из внимания, которое она обращала на его просьбы и жалобы, продолжалось и после – до самой его кончины. 21-го июля 1679 г. (а не 1678 г., как видно из хранящейся в Тобольской архиерейской ризнице ставленой грамоты патриарха Иоакима), Павел был хиротонисан в Тобольского и Сибирского митрополита, и вскоре за сим прибыл в Сибирь. Состояние края ко времени занятия Павлом этой митрополии было крайне печально: нравственная распущенность паствы, особенно духовенства, шаткость православия, распространение раскольнических сект и т. д. были ее отличительными чертами. Борьбой с этими нестроениями началась деятельность митр. Павла; ею она и окончилась. Главной задачей его было упорядочение состояния духовенства, – эта задача была едва ли не самой трудной: игумен Феодосий в 1683 г. писал митр. Павлу с Селенги, что «попы, оставя церкви Божия, живут у часовень самовольством», что «церкви стоят без пения»; в 1687 г. в грамотах митрополита читаются приказания: следить за священниками, «чтоб они в два голоса не говорили, выжидали бы концев и бесчинства никакого не чинили, и не кощуняли, и в кабаки не ходили, и не пили, и не бражничали».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАЛЕНСКИЙ [Любич-Заленский, Шлюбич-Заленский, Слюбич-Заленский] Лев (ок. 1648, мест. Любич близ Луцка - 21.07(24.08).1708, Владимир-Волынский), униат. митр. Киевский и Галицкий. Род. в католич. семье волынского шляхтича. Под влиянием своего дяди, униат. Владимиро-Волынского еп. Венедикта Корчака-Глинского, З. в молодости принял решение вступить в униат. монашеский орден василиан . Новициат проходил в василианском мон-ре в Бытене, монашество принял в Супрасльском мон-ре. Дальнейшее обучение проходил в католич. ДС Вильно и Оломоуца, по окончании к-рых был рукоположен во пресвитера. В 1673-1676 гг. обучался в Греческой коллегии в Риме, где тяжело заболел и принял решение вернуться на родину. Поселился в василианском Жировицком мон-ре, вскоре став, по нек-рым сведениям, его архимандритом. 30 нояб. 1678 г. по просьбе еп. В. Корчака-Глинского польск. кор. Ян III Собеский утвердил З. в должности коадъютора Владимиро-Волынской и Брестской епархии. В том же году З. принял участие в Гродненском сейме, где в спорах с правосл. представителями проявил себя активным защитником униатства. Со смертью еп. В. Корчака-Глинского (нач. 1679) З. вступил в управление Владимиро-Волынской и Брестской епархией, получив статус прототрония (1-го по чести епископа после митрополита). Епископское рукоположение З., состоявшееся не позднее 12 авг. 1679 г., совершил униат. Киевский и Галицкий митр. Киприан Жоховский . После кончины митр. К. Жоховского (26 окт. 1693), не имевшего коадъютора с правом преемства, 11 нояб. 1693 г. папский нунций в Речи Посполитой Андреа Санта-Кроче назначил З. администратором униат. Киевской митрополии. 15 нояб. того же года польск. кор. Ян Собеский утвердил это назначение и даровал З. право на получение доходов от имений, принадлежащих митрополии. Также З. получил во временное управление Полоцкую епархию, главой к-рой был митр. К. Жоховский, одновременно за ним было сохранено и управление Владимиро-Волынской епархией. Зимой-весной 1694 г. З. на правах администратора совершил визитацию униат. епархий в Речи Посполитой, провел собрания духовенства в Полоцке, Новогрудке и Минске.

http://pravenc.ru/text/182535.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОИЛЬ (Озерянский, † ок. 1687-1688, Святогорская Успенская пуст. (в совр. г. Святогорске Донецкой обл., Украина)), преподобноисп. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых). По сообщению архиеп. Филарета (Гумилевского) , И. был родом из казаков, прозвище святого - Озерянский, по мнению архиеп. Филарета, было связано с проживанием в слободе Озерянке близ Харькова, где явилась чудотворная Озерянская икона Божией Матери и был основан мон-рь ( Филарет (Гумилевский). 2004. С. 59). В синодике Святогорской Успенской муж. пуст. (см. Святогорская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра ) первым записан «род преподобнейшаго отца архимандрита Иоиля Озерянскаго». И. начал монашеское служение в Святогорской Успенской пуст. В 1663 г. по просьбе полковника Харьковского Слободского казачьего полка Г. Донца-Захаржевского И. возглавил строительство Старохарьковского Куряжского Преображенского муж. мон-ря (находился близ совр. с. Подворки Дергачёвского р-на Харьковской обл.), возводившегося на средства полковника Донца-Захаржевского. Вместе с И. в Куряжский мон-рь переехала часть братии Святогорской пуст. В нач. 1673 г. И., оклеветанный перед Белгородским и Обоянским митр. Мисаилом , был смещен с должности настоятеля и сослан в Святогорскую пуст. Настоятелем Куряжского монастыря стал бывший игум. Змиевского монастыря Манассия, при котором монастырь был освящен (28 апр. 1673). Через нек-рое время И. был оправдан, в 1678 г. стал первым настоятелем Святогорской пуст. в сане архимандрита (предыдущие настоятели имели сан игумена). В нач. 1679 г. И. направил челобитную царю Феодору Алексеевичу с просьбой подтвердить права обители на лес, рыбные ловли и др. угодья, к-рые подвергались разорению со стороны жителей новопостроенных городов Маяцкий (Маяки), Солёный и Царёв-Борисов. 19 марта 1679 г. царь послал воеводе М. Апухтину грамоту, в к-рой засвидетельствовал имущественные права обители и повелел отпускать мон-рю денежную и хлебную ругу и воск на свечи.

http://pravenc.ru/text/578236.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ († 21.09.1681, Москва), митр. Рязанский и Муромский. И. был родом из Новгородских земель, возможно, из Новгорода, где во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. на его средства строились храмы. 25 сент. 1676 г. Новгородский митр. Корнилий освятил придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, «что у Василия Кесарийскаго в Новгороде» - «строение Иосифа, митрополита Рязанского». 30 сент. в этом храме митр. Корнилий служил заупокойную литургию по родителям И., «а служивших с ним кормил в доме Премудрости Божией» ( Иероним. 1889. С. 97). В 1678 г. в Новгороде, на Софийской стороне, «в земляном городе», началось строительство на средства И. каменной ц. во имя свт. Николая Чудотворца, в сент. 1679 г. храм был освящен митр. Корнилием. В Переяславле Рязанском (ныне Рязань), в рязанском в честь Преображения Господня монастыре в кремле И. освятил 17 июля 1679 г. каменную надвратную ц. во имя прп. Варлаама Хутынского - одного из самых почитаемых Новгородских святых (храм разрушился в 1692 вслед. падения 1-го здания летнего Успенского собора). В 1653-1656 гг. И. в сане архимандрита возглавлял тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , являлся благочинным Тихвинской десятины. В мае 1660 г. стал игуменом Деревяницкого в честь Воскресения Христова монастыря . С 20 окт. 1661 по 1664 г. вновь управлял Тихвинским мон-рем, с 22 дек. 1664 по 1674 г. архимандрит Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря . Участвовал в Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , осудившем патриарха Никона . По повелению царя Алексея Михайловича И. в дек. 1666 г. из Москвы сопровождал часть пути бывш. патриарха, сосланного в Ферапонтов Белозерский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь , снабдил его теплой одеждой и едой. Через нек-рое время царь послал И. в Ферапонтов мон-рь для надзора за Никоном. Там, согласно доносам, новоспасский архимандрит попал под влияние Никона, называл его патриархом и поминал на ектениях, недоброжелательно отзывался о новом патриархе Московском и всея Руси Иоасафе II . Однако в нояб. 1668 г. И. послал донос царю на Никона, в к-ром писал, что Никон принимал у себя донских казаков, обещавших ему вернуть Патриаршество. И. по его просьбе был возвращен в Москву.

http://pravenc.ru/text/578477.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010