В переписных книгах 1646 года Воскресенская и Дмитриевская церкви описаны кратко, и, по-видимому, в устройстве их за истекшие 20 лет не произошло никаких перемен, так " ...церковь Воскресения Христово да придел вверху церковь святых праведных Прокопия и Ивана Устюжских чудотворцев; церковь другая, с трапезою преподобного чюдотворца Дмитрия Прилуцкого; да на церковной земле келья просворницы, 13 келий стариц черноризниц - питаются от церкви Божий... " . В 1659-1663 годах, по церковной летописи, вместо обветшавшей Воскресенской построена была новая деревянная церковь того же наименования с двумя приделами, по правую и левую стороны, Успенским и Иоанно-Прокопиевским. В писцовых книгах 1676-1679 годов, как и в книгах 1623-1625 гг., обе церкви описаны подробно и отмечена произошедшая перемена в архитектуре Воскресенской церкви: " Церковь Воскресения Христова, древянная, клетцки, о трех верхах на стропилах, да в приделе Успения Пречистыя Богородицы, а другой придел Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев... Колокольня рубленая, круглая, верх шатровой на стропилах, на колокольне 8 колоколов. Другая Церковь древянная, клетцки, теплая, с трапезою, во имя преп. о. Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца " . В обеих церквах описаны образа, сосуды, ризы и книги, а также описаны и церковные земли с постройками на них. Кроме 15 келий стариц-нищих, на церковной земле показано: " ...да в келье ж живет соборный поп Иван Яковлев с сыном Ивашком " . Церковной же причт, сказано: " ...поп Матфей да поп Михаиле живут на тяглой земле в Воскресенской улице " . В переписных книгах, почти того времени, 1677- 1678 гг., о Воскресенской и Дмитриевской церквах сказано кратко и даже о приделах не упомянуто: " ...церковь Воскресения Христова древяная, клетцки; другая церков преп. о. Димитрея Прилуцкого Волог. чуд., древяная ж, клетцки, с трапезою. Да на церковной земле 15 келий, а в них живут старицы-нищие питаютца Христовым именем, да в келье живет соборный поп Иван Яковлев с сыном Ивашком, да на церковной же земле в келье живет бобылец Сенка Мясников... " .

http://sobory.ru/article/?object=06392

господарем Стефаном III Великим (1457-1504), пожертвовавшим на это немалые средства ( Βαρλαμ (Αϒϒελκος). 1921. Σ. 47). Новое опустошение последовало в 1513 г. Помощь обители снова оказали правители дунайских княжеств. В актах 1513, 1575, 1626, 1627, 1628, 1671 и 1679 гг. идет речь о споре между Г. м. и Эсфигменом относительно владений, принадлежащих их подворьям на п-ове Халкидики ( Ζας, Καδς. 1998. Σ. 20). В 1513 г. игум. Никифора, видимо, сменил Спиридон, к-рый, согласно акту Протата за указанный год, приобрел для Г. м. келлию мч. Трифона в Карее для устроения в ней конака (представительства мон-ря). В том же документе сообщается, что Спиридон восстановил обитель на средства молдав. господарей, сделав ее лучше прежней. В документе 1530 г. он же упоминается в качестве строителя внешней стены, т. е. совр. «среднего крыла», включающего колокольню. С 1574 г. до наст. времени Г. м. занимает 17-е место в иерархии афонских мон-рей. Число насельников Г. м. в кон. XV - 2-й трети XVIII в. существенно колебалось. По подсчетам исследователей, выполненным на основании свидетельств паломников и монастырских посольств, в 1489 г. в мон-ре было 270 чел., в 1530/31 г.- 39, в 1561 г.- 70, в 1569 г.- 42, в 1634/35 г.- 127, в 1661 г.- 50, в 1677 г.- 60, в 1709 г.- 50, в 1765 г.- 40 чел.; в 1582/83 г. мон-рь, возможно, находился в запустении ( 2000. С. 99). В посл. четв. XVII в. Г. м. относился к числу беднейших афонских обителей. В 1678 г. его доля в синдоксии (общеафонских сборах на выплаты османским властям) равнялась 25 грошам, т. е. составляла не более 1/4 суммы, выплачивавшейся каждым из таких мон-рей, как Великая Лавра, Ватопед и Хиландар (Там же. С. 77). Мон-рь прп. Григория. 1744 г. Рис. В. Г. Григоровича-Барского После пожара, в 1762-1783 гг., мон-рь восстанавливал игум. Иоаким Скевофилакс из Акарнании, к-рый получил прозвище Макригенис (Длиннобородый) после происшедшего с ним чудесного знамения. Когда иноки из Г. м. пришли к нему в окрестности Малого скита св. Анны, куда он удалился для особого подвига, и попросили позаботиться о восстановлении обители, он сказал, что, когда у него вырастет борода, тогда произойдет и возрождение Г.

http://pravenc.ru/text/168091.html

Дионисий I (вторично) 1490–1492. Максим III 1493–1499. Нифонт II (втор.) 1499–1500. Иоаким I 1500–1504. Пахомий I 1504–1505. Иоаким I (втор.) 1505–1506. Пахомий I (втор.) 1506–1511. Феолепт I 1511–1520. Иеремия I 1520–1523. Иоанникий I, незаконно избранный и скоро низложенный. Иеремия I (втор.) 1523–1548. Дионисий II 1543–1551. Иоасаф II 1551–1565. Митрофан III 1565–1572. Иеремия II 1522–1579. Митрофан III (вторично) 1579–1580. Иеремия II (втор.) 1580–1584. Пахомий II 1584–1585. Феолепт II 1585–1586. Иеремия II (третично) 1589–1594. Матфей II 17–19 дней. Гавриил I 5–6 мес. † 1595. Феофан 6–7 месяцев. Мелетий Александрийский около года. Матфей II (втор. 1596–1600. Неофит II 1600–1601. Матфей II (третично) 15 дней. Рафаил II 5½ лет, изгнан в 1608 г. Неофит II (втор.) 1608–1613. Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613–1614. Тимофей II 1614–1621. Кирилл I Лукарис 1621–1623. Григорий IV 73 дня. Анфим II 60–70 дней. Кирилл I (втор.) 1624–1632. Кирилл II Контарь 6–7 дней. Кирилл I (трет.) 1632–1633. Афанасий III Пателярий 30–40 дней. Кирилл I (в 4-й раз) 1633–1634. Афанасий III (втор.) 1634–1635. Кирилл II (вторично) 1635–1636. Неофит III 1636–1637. Кирилл I (в 5-й раз) 1637–1638. Кирилл II (в 3-й раз) 1638–1639. Парфений I 1639–1644. Парфений II 1644–1646. Иоанникий II 1646–1647. Парфений (втор.) 1647–1650. Иоанникий II (втор.) 1650–1651. Кирилл III 20 дней. Афанасий III (в 3-й раз) 15 дней († 1654 г. в России, мощи в Лубнах). Паисий 1 год и 9 дней. Иоанникий II (в 3-й раз) 1653–1655. Кирилл III (втор.) 15 дней. Паисий (втор.) 11 месяцев. Парфений III 1656–1657. Гавриил II 12 дней. Парфений IV 1657–1660. Дионисий III 1660–1665. Парфений IV (втор.) 1665–1668. Климент 1668–1669. Мефодий III 1669–1671. Парфений IV (в 3-й раз) 1671–1672. Дионисий IV 1672–1678. Герасим II 1673–1675. Парфений IV (в 4-й раз) 1675–1676. Дионисий IV (втор.) 1676–1679. Афанасий V 12–14 дней. Иаков 1679–1682 . Дионисий IV (в 3-й раз) 1682–1684. Парфений IV (в 5-й раз) 1684–1685. Иаков (вторично) 1685–1686.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Иконописные работы: в 1663 г. Ф. Е. вместе с другими жалованными иконописцами «был с рукодельем у руки государя» и подносил икону Богоматери; «чинил Большой Деисус в Благовещенском соборе»; в 1664 г. писал иконы для иконостаса в дворцовую ц. прмц. Евдокии; в 1665 г. участвовал в написании 7 икон цикла Триоди Цветной; в 1666 г. писал иконы для иконостаса в ц. вмц. Екатерины, «что у царицы на сенях»; в 1667 г. создал икону «Спас Смоленский, с припадающими Афанасием и Кириллом Александрийскими» для Николо-Коряжемского мон-ря (СИХМ); в 1669 г. для иконостаса ц. арх. Михаила Чудова монастыря написал иконы «Свт. Николай Чудотворец» (не сохр.) и «Ап. Андрей Первозванный» (ГММК); в 1672 г. написал по заказу Улиты Скрыпиной икону «Прор. Илия» для Илиинской ц. в Ярославле (ЯХМ); в 1673 г. вместе с Никитой Павловцем писал 2 иконы Божией Матери «Живоносный Источник» «государю в хоромы»; в 1677 г. по заказу Б. М. Хитрово писал иконы для ц. Св. Троицы в его подмосковном владении - с. Ознобишине (сохр. икона «Свт. Николай Чудотворец» (ГМЗК)) и для Архангельского собора Московского Кремля с изображением царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, предстоящих в молении Нерукотворному образу Спасителя (ГИМ, под записями XVIII и XIX вв.); в 1678-1679 гг. возглавлял работы по созданию икон праотцов для дворцовой ц. прмц. Евдокии и икон для ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в с. Измайлове, для местного ряда иконостаса ц. Спаса Нерукотворного в Верхоспасском соборе писал «с товарищи» раму к иконе Спаса Нерукотворного с клеймами легенды (ГММК); в 1680 г. «с товарищи» писал для ц. мч. Иоанна Белоградского, «что у Великого Государя в Верху», Деисусы, праздники и местные иконы, в числе к-рых - страсти мч. Иоанна Белоградского, для Сретенского собора Московского Кремля - иконостас, апостольские проповеди, для ц. Всех святых в с. Измайлове - местные иконы; в 1683 г. писал иконы для Новодевичьего монастыря (Страстной цикл, часть резных икон фигурного «Распятия с предстоящими» находятся в ГИМ - музей «Новодевичий монастырь»); в 1685 г. под рук. Ф. Е. осуществлялись работы по созданию иконостасов в приделы Смоленского собора Новодевичьего монастыря; в 1687 г. под рук. и при участии Ф. Е. были написаны иконы Спасителя, Богородицы и св. Иоанна Предтечи для местного ряда иконостаса ц. Нерукотворного образа Спасителя над Воскресенскими воротами; 1688 г. датирована подписная икона «Рождество Пресв. Богородицы» (ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/200105.html

Исследования Б. Л. Фонкича позволили выявить 2 группы материалов, которые свидетельствуют о связях К. с Россией ( Фонкич. 2004). К 1-й группе относятся «Дневник» К. (ркп. Lond. Brit. Lib. Addit. 8232), в котором содержатся его собственноручные записи за 1676-1689 гг., в частности о прибытии рус. послов в 1678 и 1682 гг. в К-поль. В этой же рукописи находится письмо Паисия Лигарида , адресованное К. и отправленное из Москвы 2 окт. 1663 г., в котором он сообщает о возможности благоприятного решения его дел в Москве. Вторая группа материалов - греч. документы РГАДА, а именно ряд грамот К-польских патриархов Иоанникия II Линдиоса , Паисия I и Дионисия III Вардалиса , а также синодальных решений, которые отправлялись из К-поля в Москву. Текст этих документов написан каллиграфическим почерком К. (о др. автографах К. см.: Фонкич. 1999; Он же. 2000). Исследование и оценка творчества К. затруднены тем, что мн. его рукописи и их копии подверглись целенаправленному уничтожению, а оставшиеся не были опубликованы, и рукописная традиция сочинений до сих пор не исследована. Как отмечает Г. Подскальски, большинство текстов касается таинства Евхаристии (см. предварительный список в: Podskalsky. Griechische Theologie. S. 240-241). К. является автором житий новомучеников XVII в.: Иорданна († 2 февр. 1650), Иоанна Рапта († 20 дек. 1652), Симеона Трапезундского († 14 авг. 1653), Иоанна Влаха († 12 мая 1662), Афанасия († 24 июля 1670), Николая Карпенисиота († 23 сент. 1672), Гавриила († 2 февр. 1676), Киприана († 5 июля 1679), Стаматия († 10 авг. 1680), Дамаскина († 13 нояб. 1681), Павла Русского († 3 апр. 1683) ( Σθας Κ. Νεοελληνικ φιλολογα: Βιογραφαι τν ν τος γρμμασι διαλαμψντων Ελλνων, π τς καταλσεως τς βυζαντινς ατοκρατορας μχρι τς λληνικς θνεγερσας (1453-1821). Αθναι, 1868. Σ. 374-376). Написанные К. жития греч. новомучеников впосл. были использованы прп. Никодимом Святогорцем при составлении «Нового Мартирология» ( Μπαλατσοκας Σ. Ι. Τ Νεομαρτυρολγιο το Ιωννου Καρυοφλλη. Θεσσαλονκη, 2003).

http://pravenc.ru/text/1681055.html

Любопытная деталь: самый большой (стопудовый) колокол теперешней звонницы поднимали на колокольню, когда она ещё не была достроена, так как диаметр его превышал исторические размеры арок. С восточной стороны становится возможным визуально выделить её наиболее древнее ядро (апсидная часть). И увидеть, насколько в самом деле мало было первоначальное здание храма. До закрытия храма в 1938 году вход в него находился под колокольней, а на месте теперешней двери было большое окно. С постройкой здания Константинопольского подворья церковь оказалась как бы в колодце, возникшую в связи с этим проблему " недоосвещённости " как раз и пыталось решить окно в западной стене Иоанновского придела. Во второй половине дня свет попадал в него, отражаясь от светлой стены дома на противоположной стороне переулка. Как архитектурное целое храм преподобного Сергия в Крапивниках складывался в несколько этапов. В 1678-1679 годах был возведён основной четверик, в 1701-1702 годах - трапезная и южный придел Усекновения главы Иоанна Предтечи (ныне освящён во имя Всех Святых, в земле Русской просиявших), в 1749-1750 годах - северный Никольский придел (ныне освящён во имя прп. Серафима Саровского), восьмерик над основным объёмом и, по-видимому, колокольня. В 1880-е годы проведена реконструкция южного придела, " выдвинувшая " его алтарную апсиду на один уровень с другими двумя. Высота храма до креста - 24,2 м, высота колокольни - 14,85 м. Ширина храма по фасаду - 23,8 м, внешняя длина (от входа до апсиды Всехсвятского придела) - 21.1 м. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Церковь в Крапивниках во имя преподобного Сергия Радонежского является самым первым и древним храмом во имя преподобного Сергия в пределах Белого города. Дошедшее до нас здание храма расположено напротив юго-восточной стены Высоко-Петровского монастыря, основанного митрополитом Петром в XIV веке и обязанного своим расцветом покровительству Петра I и роду Нарышкиных. Точная дата построения Церкви не известно, в описании XIX века предположительно указывается 1591 год. Пока единственным документальным подтверждением этой даты является так называемый «Петров чертеж» (за 1597 год), на котором отмечен небольшой одноглавый храм на спуске от Высоко-Петровского монастыря к Неглинной. Деревянная Церковь преподобного Сергия упоминается также в документах в 1625 году.

http://sobory.ru/article/?object=02174

М. п. соловецкому настоятелю (1689-1718) архим. Фирсу (Шарапову) от 30 дек. 1700 г. со ссылкой на описные книги приказа Большого дворца имеется наиболее раннее упоминание монастырских построек. В обители были «верхняя церковь Троицы, под нею церковь Благовещения с трапезною, к церкви приделана колокольня, на колокольне часы... да к трапезе приделана келарская... все каменное. Около монастыря городьба деревянная, передние ворота... да две кельи каменные, три кельи деревянные... за монастырем двор конюшенный и двор скотный» ( Досифей (Немчинов). 1836. С. 403-409). По описи 1741 г., в Н. М. п. находились каменные собор во имя Св. Троицы с ризницей и колокольней (7 колоколов), надвратная ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, кельи настоятеля с кладовой палатой, неск. братских и 2 больничные кельи, келарская с сенями, поварня, хлебная, деревянные ледник, колодец, 2 житницы, ограда с башнями. На территории мон-ря имелись 2 фруктовых сада, за оградой - деревянные службы, в т. ч. конюшня с избой и 2 сараями, сушило, 2 скотских двора, гумно, 2 овина, а также мукомольная мельница на р. Угоще. В полуверсте от Н. М. п. стояла деревянная часовня во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В XIX в. в ризнице Троицкого храма хранились Евангелие учительное (1607), сребропозлащенный чеканный напрестольный крест с частицами мощей 12 святых, в т. ч. вмч. Пантелеимона и сщмч. Артемона (пожалован в марте 1678 царем Феодором Алексеевичем), большое чеканное блюдо (для выноса креста) с изображением пеликана и орла и серебряное кадило (пожаловано царем Феодором Алексеевичем в 1679), «древнейшее» серебряное кадило с надписью «большею вязью, весьма изглаженною», потир и дискос (изготовлены в 1598 «повелением благовернаго государя царевича князя Феодора Борисовича» для храма Св. Троицы в с. Хорошёве), 3 напрестольных серебряных креста. Также в Троицком соборе находились чтимая Казанская икона Божией Матери, украшенная крупным жемчугом, деревянный запрестольный крест, согласно надписи изготовленный в 1707 г.

http://pravenc.ru/text/2577883.html

митрополиту Геронтию и от Юрия Ивановича 25 июня 1526 г. митрополиту Даниилу, писана в Дмитров. В исторических актах XVII ст. упоминается: по указу великого государя царя Михаила Федоровича были посланы митрополит Крутицкий, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой и окольничий Бутурлин в село Никольское, что на Песку, для встречи митрополита Филарета Никитича при возвращении его из польско-литовского плена в 1619 г. В писцовых книгах 1623-24 гг. написано: «за великим государем Филаретом Никитичем всея Руси в вотчине погост на реке Москве, что на Песках, а храм был Николы Чудотворца, сгорел от литовского разорения; а в селе двор патриарша сына боярского Ивана Завороткова… пашни церковной земли 4 четверти, сена 30 копен; 3 двора крестьянских и один двор бобыльский; деревня Аксиньинская, а в ней крестьян 11 дворов и бобылей 7 дворов, всего 22 двора, людей в них 27 человек». В Аксиньине была построена новая церковь во имя Николая Чудотворца и записана в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа в первый раз в 1629 г. под Звенигородскою десятиною. 11 января 1630 г. святейший патриарх Филарет Никитич, отправляясь из Москвы в Саввин монастырь на богомолье, шел мимо села Аксиньина и 14 января св. патриарх пожаловал села Аксиньина Никольскому попу на молебен гривну. В 1678 г. село Аксиньино принадлежало Савво-Сторожевскому монастырю; в селе числилось 20 дворов крестьянских и в них 95 человек и 15 дворов бобыльских, в них 41 человек. Под 1705 г. в селе Аксиньине значится: «двор монастырский пуст, и 36 дворов крестьян». В приходных окладных книгах Казенного Приказа «церковь Николая Чудотворца в селе Аксиньином за 1679-1740 гг. писалась под Звенигородскою десятиною с обозначением дани с 1712 г. – 1 руб. 12 ½ коп. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л. Ф. Снегирева, 1881 г. Комментарии и обсуждение Храм построен на вклад П.Г.Цурикова. Автор проекта архтектор В.О.Грудзина, строил владимирский каменщик Б.Савватеев Раев 27 мая 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=07366

На Руси обе мученицы почитаются с домонг. времени. Один из первых образов святой с именем Пелагия был написан в ц. Спаса на Нередице в Новгороде (ок. 1199; см.: Пивоварова Н. В. К истолкованию программы росписи диаконника ц. Спаса Нередицы в Новгороде//ДРИ. СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара. С. 210-228). Возможно, образ святой был представлен во фресках собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.). Имя Пелагия было широко распространено как в аристократической, так и в народной среде, напр., его носила одна из дочерей Д. А. Строганова (ок. 1612-1670), в замужестве Голицына ( Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 154). Образ ее небесной покровительницы помещался на вкладах семьи Строгановых: на пелене «Сретение, с избранными святыми» (1656, СИХМ); «Св. царевич Димитрий, с избранными святыми» (1656, ГРМ); «Положение во гроб» (ок. 1661, ГМЗРК); на епитрахили, с избранными святыми (1665, НГХМ); на плащанице (1650-1660, НГХМ); на палице «Благовещение» (1660 - нач. 70-х гг. XVII в., НГХМ); на пелене «Московские митрополиты, с избранными святыми» (1650-1660, НГХМ) (см.: Там же. Кат. 23, 31, 83, 88, 114, 116, 128) и др. Обе Мученицы не раз изображались на минейных иконах, как, напр., на октябрьской и майской минеях (нач. XVII в., ЦАК МДА). Мц. Пелагия Тарсийская представлена на минее на май из собрания М. Е. Де Буара (Елизаветина). В синодальный период во имя мц. Пелагии (не всегда ясно, какой из них) были освящены престолы в разных городах; во всех были иконы святой. Такой придел (1857) существовал в саратовском Крестовоздвиженском мон-ре в ц. ап. Иакова, брата Господня. Во имя мц. Пелагии Тарсийской освящен один из приделов ц. вмч. Екатерины в с. Рахманове Павлово-Посадского р-на Московской обл. (1904-1906). Прп. Пелагии Антиохийской посвящены приделы храмов: Богоявления в Воронеже (1841); вмц. Параскевы в Калашном ряду в Ярославле (1868); арх. Михаила в Архангело-Михайловском Пелагеевском мон-ре в с. Пелагеевка Новобугского р-на Николаевской обл., Украина (1898-1904). Изображение П. есть на внутренней стороне крышки ковчега в ц. прп. Сергия в Ст. Серебряниках, или в Крапивниках, известной по документам с 1625 г. и заново отстроенной после пожара 1678-1679 гг. В этом ковчеге, изготовленном в 1885 г. на фирме И. П. Хлебникова, хранятся частицы мощей особо почитаемых святых, в т. ч. святых Пелагии, Марии Магдалины, младенца Кирика, Соломонии, матери ветхозаветных мучеников Маккавеев.

http://pravenc.ru/text/2579918.html

Налоги, которые монастырь выплачивал государству, определялись в зависимости от указанного в писцовых книгах количества сох (соха — мера обрабатываемой земли); в монастырских владениях, за редкими исключениями, соха составляла 600 четвертей. Размер налогов, взимавшихся с разных монастырей, был разным. Жалованной грамотой, выданной Песношскому монастырю (недалеко от Москвы) в 1557/58 гг., определялся 1 руб. налога за каждую соху. А, например, Солотчинский монастырь в последнюю четверть XVII в. платил за каждую соху по 3,27 руб. Как уже было сказано, в 1679 г. на основании новых переписных книг 1676–1678 гг. налог с сохи был заменен подворным обложением. Между тем, для монастырских владений подворное обложение было введено уже в 1623–1630 гг. Окончательно урегулировано оно было указом от 19 мая 1630 г. Любопытно, что это мероприятие, выгодное для государства, но обременительное для монастырского хозяйства, было проведено уже при патриархе Филарете. Указом от 19 мая 1630 г. о так называемой «живущей четверти» налоги начислялись в зависимости не от земельной площади, а от числа дворов, расположенных в монастырских владениях, то есть учитывались и дворы людей, не занятых сельским хозяйством, например бобылей или ремесленников. Ясно, что эта новая практика была очень невыгодна для монастырей . Но в XVII в. в финансовых вопросах правительство действовало решительнее, чем в XVI столетии, когда особыми тарханными грамотами некоторые монастыри, например Троице-Сергиев и Иосифо-Волоколамский, освобождались от всякого обложения, а другие — от некоторых видов налогов на определенный срок. Уложением 1649 г. эти привилегии полностью отменялись. Кроме поземельного налога монастыри несли и другие повинности государству. В отношении этих повинностей уже издревле обнаружилось стремление государства, выдававшего монастырям жалованные грамоты, возложить на них и определенные обязанности, в основном связанные с ратной службой и острожным делом. Уже в жалованных грамотах XV в. содержатся условия, по которым монастыри, освобождаемые от налогов, должны были оказывать денежную и материальную помощь в строительстве крепостей .

http://sedmitza.ru/lib/text/436561/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010