Однако и те документы, которые Величко получил в свое распоряжение, во время их составления вовсе не предназначались к обнародованию. По разным причинам король Ян Собеский был заинтересован, чтобы Иосиф (Шумлянский) и Иннокентий (Винницкий) после принятия унии продолжали считаться православными. Однако, по-видимому, на землях Речи Посполитой нашлись люди, которые разыскали и передали Величко такие документы. О наличии у Величко каких-то контактов с духовенством Львовской епархии говорит помещенный в “Летописи” универсал Яна Собеского от 19 июля 1686 г. об освобождении православного духовенства Львовской епархии от “дворских... тяжаров” и постоев военных. Универсал был внесен “в книги замковые воеводства Галицкого” 27 . Начиная с рассказа о событиях 1680-х гг. Шумлянский становится в повествовании Величко центральной фигурой, с которой оказались связаны происки сторонников унии в Речи Посполитой. Внимание к Шумлянскому не в последнюю очередь было связано с тем, что с течением времени действия этого иерарха стали наносить прямой ущерб и Киевской кафедре, и киевским обителям. Пока Иосиф (Шумлянский) был Львовским архиереем, его деятельность с интересами киевского духовенства практически не пересекалась. Характерно, что в “Летописи” даже не отмечено, когда Шумлянский занял Львовскую кафедру. Положение изменилось, когда 10 марта 1675 г. Ян Собеский назначил Шумлянского администратором Киевской митрополии, подчинив его власти все духовенство Киевской епархии на землях Речи Посполитой. В декабре 1679 г. король еще раз подтвердил это распоряжение 28 . 30 июня 1678 г. Ян Собеский передал Львовскому архиерею имения Киево-Печерского монастыря в Великом княжестве Литовском и на Волыни 29 , а в 1684 г. и саму Киево-Печерскую архимандритию со всеми владениями 30 . Все эти документы остались неизвестны Величко. Очевидно, в той среде, где он вращался, о них не знали или не придавали им серьезного значения, считая их временными распоряжениями, связанными с отсутствием на митрополичьем столе законного митрополита.

http://sedmitza.ru/lib/text/4261400/

отказал своему сыну Василию, а в 1672 г. перешла от Василия к его сыну Петру Васильевичу Шереметеву. В деревне Уборы около 1673 г. была построена церковь во имя Спаса Нерукотворенного образа и деревня стала называться селом по церкви Спасским. Первое сведение о новопостроенной Спасской церкви имеется в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1674 г. под Звенигородскою десятиною: «…прибыла вновь церковь Спаса Нерукотворенного образа в селе Уборы; дани 3 алтына, 2 деньги, заезда гривна, и 15 декабря 1673 г. взято, платил староста поповский поп Иван». За последующие 1675-1740 гг. Спасская церковь писалась в тех же книгах под Звенигородскою десятиною с обозначением дани 6 алтын с деньгою, заезда гривна, а с 1715-40 гг. – рубль, 6 алтын с деньгою. В 1678 г. в селе Спасском, Уборы тоже, с деревнею Дубец находилось: 3 двора боярских, 8 дворов людских, 12 дворов крестьянских, 3 двора бобыльских и всего в них 71 человек. После боярина П.В. Шереметева имение досталось в 1679 г. его вдове Татьяне Афанасьевне с детьми Алексеем и Иваном. В переписных книгах Звенигородского уезда под 1705 г. значится: «за Алексеем и Иваном Петровичами Шереметевыми село Спасское, Уборы тож, а в селе церковь спаса Нерукотворенного образа, у церкви во дворе поп Назар, во дворе пономарь Афанасий Иванов, во дворе просвирница Аграфена, да в селе двор вотчинников, в нем живет приказчик, двор скотный и двор птичий, и деревня Дубцы, от села в 1 версте». От Алексея Петровича Шереметева село Спасское-Уборы переходит во владение к его родному брату Ивану Петровичу по разделу в 1724 г. с его невесткою, женою Алексея Петровича – вдовою Анною Яковлевною; а в 1788 г. находится во владении у Петра, Александра и Бориса Владимировичей Шереметевых. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г. История храма Спаса Нерукотворного Образа села Уборы неразрывно связана с историей этого подмосковного населённого пункта и с древним родом знатных русских бояр Шереметевых.

http://sobory.ru/article/?object=00613

Первоначально Малый собор Донской обители имел квадратный в плане объём, который переходил в " горку кокошников " и венчался шлемовидной главой. Малый собор интересен, в частности, тем, что это один из первых храмов с крещатым сводом. Внутреннее пространство храма не имеет опорных столбов, что не было традиционно для монастырских храмов конца XVI века, которые большей частью были ориентированы на архитектуру Успенского собора Московского Кремля. Изобретение такой конструкции сводов позволило отказаться от столпов и тем самым увеличить " полезную площадь " храма. В новоотстроенном соборе были выполнены фресковые росписи и установлен тябловый иконостас, которые до наших дней не сохранились. На правой стороне местного ряда иконостаса был установлен список с чудотворного образа Донской Богородицы из Благовещенского собора Московского Кремля. В 1673 году к основному объёму храма была пристроена, традиционная для храмовой архитектуры того времени, трапезная часть. В 1677-1678 годах возводятся приделы, увенчанные луковичными главами: южный в честь прп. Сергия Радонежского и северный в честь вмч. Фёдора Стратилата. Завершилось формирование ансамбля храма возведением в 1679 году шатровой колокольни. В этоже время был надстроен центральный барабан, установкой луковичной главы. Во время разорения французами в 1812 году было утрачено богатое убранство древних иконостасов Малого собора. Вскоре после освобождения Москвы от неприятеля в храме, как и во всём монастыре, начались восстановительные работы. В 90-х годах XIX столетия в соборе были проведены очередные реставрационные работы. Вновь открыты ряды кокошников на основном объёме четверика. Последний раз до Октябрьской революции, внутреннее убранство храма и роспись поновлялись к коронации императора Николая II в 1896 году. Стоит упомянуть и тот факт, что в Малом соборе с 1949-1963 годы служил протоиерей Николай Голубцов, священник, известный всей православной Москве как составитель службы с акафистом Донской иконе Божией Матери. " Это был действительно " пастырь добрый " , - писал о нём С. И. Фудель, - отдавший всего себя заботе о своих многочисленных церковных детях. Их было множество со всех концов Москвы... А он был со всеми ровен, со всеми тих, каждого принимал так, как будто он только и ждал этого прихода, чтобы отдать ему со всею щедростью свое драгоценное время и все душевные силы " .

http://sobory.ru/article/?object=03428

Прозоровских малой Покровской Слободки кружечной двор и поместили его под таможенной избой, находившейся вблизи церкви. Это вызвало жалобу в Синод обитателей Покрова: " В церковных воротах - писали они, - бывает завсегда у пьяных людей драка, бесчинства и скаредства, которые и описать невозможно, и женскому полу к службе Божией ходить нельзя " . После этого Кружечный двор увели снова в Малую Слободку, где был также винокурный завод " . (М.Н. Смирнов. " Переславль-Залесский. Его прошлое и настоящие " . Москва, 1911 г). Следующая для нас тема - принадлежность Антониевой пустыни к определённой территории, её " подотчётность " церковным и государственным властям. Н.В. Большакова пишет, что ещё в XV веке Василий III, сын Дмитрия Донского пожаловал Троице-Сергиевскому монастырю " всю Клязьму не возбранно " , и Антониева пустынь, была в ведении этого монастыря. Наш монастырь мог быть " приписанным " к Троице-Сергиевскому, его филиалом " баз посягательств на автономность " . В книге " Переславская десятина " написано о пустыне так: " церковь Покров Святыя Богородицы, монастырь особняк, Антониева пустынь… " . Слово " особняк " , наверное, и обозначает эту автономность. И здесь же очень интересные строки, говорящие о заботе патриарха о нашей пустыни: " 142 год (1633 г.) мая 25 покровского монастыря, Антониевы пустыни строителю старцу Сергию, по патриаршему имянному приказу, в монастырь в келарскую про братию на судовую покупку, на ставцы и на блюда и на лошки и на скатерти рубль дано " . У П. Строева читаем, что в 1635 году наш монастырь был Домовой Патриарший. Значит, подчиненность, принадлежность могла быть двойная: к Троице-Сергиевому монастырю и к Патриаршему дому? Видно, для упорядочения этих отношений Иван Грозный в 1546 году установил старшинство Монастырей над небольшими, с 1649 года управлением монастырями стало осуществляться Монастырским приказом, который проводил государственно- финансовую политику в церковных и монастырских вотчинах. Монастыри лишались подавляющего большинства своих городских владений - торгово-ремесленных слобод и дворов на посадах. Произошло усиление контроля государства над монастырями и ограничение роста монастырской земельной собственности. Но церковные власти, конечно, старались компенсировать эти потери, что им иногда удавалось. В 1678-1679 годах патриарх Иоаким возбудил дело о компенсации за отобранную у Патриаршего дома в 1649 году подмосковную Савинскую слободу, и тогда Антониеву пустынь приписали к Патриаршему дому, а в 1683 году это решение было подтверждено указом Софьи.

http://sobory.ru/article/?object=01907

Расположен в 1 км от Нерехты, на берегу речки Гридовка, вдоль дороги, ведущей в город. Монастырь основан в 14 в. монахом Пахомием, возможно, на месте древнего городища. Активное каменное строительство пришлось на последнюю четв. 17 в. В 1675–1676 гг. сооружен Троицкий собор (освящен в 1678 г.), в 1679–1686 гг. – вторая (очевидно, зимняя) церковь с трапезной, в 1683–1684 гг. – соборная колокольня с часами. Последнюю возводил нерехтский подрядчик Савва Кириллов «с товарищи», в том числе нерехтский посадский Никита Петрович Верин и крестьянин Ярославского уезда Фома Андреев. Между 1676 и 1689 гг. были также сооружены игуменские и братские кельи, хлебная палата и половина ограды с юго-восточной башней и Святыми воротами. Хлебную палату строили ярославские каменщики (Григорий Васильев, Григорий Фролов и другие), а также костромич Абрам Афанасьев. В кон. 17 в. нерехтский посадский Ф.М. Андреев возвел больничный корпус. Судя по описи 1-й четв. 18 в., в монастыре в то время, помимо названных выше зданий, находились каменные столовая палата, погреб и ледник. В 1764 г. монастырь был закрыт, в нем разместили школу для мальчиков, а собор превратили в приходскую церковь. В кон. 18 в. на юго-западном углу территории сооружена часовня, возможно, по проекту С.А. Воротилова. В 1830–1834 гг. к собору по проекту П.И. Фурсова пристроили трапезную с южным приделом Пахомия, где покоятся мощи преподобного, объединившую храм с прежде отдельно стоящей колокольней. В 1840-х гг. четверик собора был расписан, фрагменты настенной живописи, выполненной художником Соколовым, сохранялись в храме до кон. 20 в. Во 2-й пол. 19 в. в линии ограды возведены южные ворота и калитка у Святых ворот. Вместе с тем в течение 19 в., по-видимому, многие сооружения бывшего монастыря были разобраны. В советское время комплекс пришел в запустение. Сохранявшиеся к тому времени постройки имели различные утраты. В 1988 г. под руководством арх. ЦНРПМ С.В. Демидова были начаты реставрационные работы, продолжавшиеся по всем объектам комплекса до нач.

http://sobory.ru/article/?object=00157

Bd. 3. 1: Clavier- und Orgelwerke abschriftlicher Ü berlieferung: Partiten und Partitens ä tze. Tl. 1a. S. LXXV-LXXVI ), данные палеографии и контекст создания рукописи свидетельствуют против такого прочтения. Т. зр. Цалай-Якименко, что эта рукопись является автографом, вызвала полемику. Противники этой гипотезы часто впадают в гиперкритицизм (см. мнение С. Рейнолдса ( Reynolds. 1975) о работах: Гошовский, Дурнев. 1967; Келдыш. 1968; это также справедливо для изд.: Дилецкий. 1979; Герасимова. 2010), результатом к-рого оказывается дискредитация рукописи как источника. Признание переписчиков рукописи некомпетентными приводит к объявлению мн. чтений ошибочными без детального изучения текстуальной истории и дифференциации особенностей текста и описок. Часть «ошибок» приписана рукописи исследователями (см. особенно: Герасимова. 2010, С. 33-35: корректный аблатив «de Exordyo» считается ошибкой на месте «правильного» «de exordium», в качестве ошибочных написаний приведены «tagys», «цари и метиа», «мсти», «ассти», «именаю», исправленное на «имению», тогда как в ркп. корректные «tâgys» (передает «tangys»), «и арикметики», «  » (2 раза), «именню», ср.: НМ(Л). 87/510804. С. XIX, LII, LXI, LXVI). «Идеа грамматикии мусикийской» Н. П. Дилецкого. Титульный лист. 1678–1679 гг. (РГБ. Ф. 173. I. 107. С. 1) Вариант α наиболее обширен. Он состоит из основного раздела и существенного дополнения (конклюзии). Вариант β в реконструируемой части не имеет конклюзии. В варианте γ сохранена ее заключительная таблица. Анализ разночтений показывает первичность варианта α. В вариантах β и γ заголовками обозначены 6 частей, в α - 7, включая 2 вторые части («О лтерах фундаменталных», «О конкорданци»). При видимой ошибочности, чтение α первично. В этом варианте начало 2-го раздела труда - о композиции - отмечено отдельной частью, тогда как в β и γ оно оказалось расположенным внутри 2-й главы. В НМ(Л). 87/510804 (C. LXXXII) Дилецкий пишет, что предложил сольмизационные азбуки в 1-й части, а со 2-й начинается учение о композиции.

http://pravenc.ru/text/2564396.html

Как лицо духовное, сообразно полученному образованию и традиции, Симеон считал для себя престижным делом сочинение различных проповедей. Значительная их часть была включена им в сборники «Обед душевный» (1675; издан после смерти автора в «Верхней типографии» в Москве в 1681 г.) и «Вечеря душевная» (1676; издана там же в 1683 г.). Язык Симеона-проповедника отличали особая манерная витиеватость, плотная насыщенность развернутыми метафорами, притчами и «прикладами», используемыми в полном соответствии с рекомендациями, которые давались в трактатах типа книги «Ключ разумения, албо Способ зложення казаня» (Киев, 1659) Иоанникия Галятовского или «Наставления в риторике» (Вильна, 1654) Казимира Кояловича. Однако, как и раньше, главной заботой Симеона, в период его жизни в Москве, была учебно-просветительская деятельность. Именно поэтому, когда в конце 1678–начале 1679 гг. ему представилась долгожданная возможность открыть во дворце (в «Верху») независимую от патриаршей цензуры Верхнюю типографию, первым подготовленным к печати трудом стал его «Букварь языка словенска». С этой же целью затем было издано и поэтическое переложение псалмов – «Псалтирь рифмотворная» (с присовокуплением стихотворного «Месяцеслова»). Считая стихотворную форму наиболее удобной для запоминания и усвоения самых различных знаний, Симеон широко использовал в просветительских целях именно ее. Сборник его стихотворений «Вертоград многоцветный» – подлинная энциклопедия XVII века, содержащая сведения по античной мифологии, истории, натурфилософии, космологии, по теологии и христианской символике. Вирши Симеона, по меткому наблюдению И. П. Еремина, «производят впечатление своеобразного музея, на витринах которого расставлены в определенном порядке («художественне и по благочинию») самые разнообразные вещи, часто редкие и очень древние... ...Тут выставлено для обозрения все основное, что успел Симеон, библиофил и начетчик, любитель разных «раритетов» и «куриезов», собрать в течение своей жизни у себя в памяти...» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Но я не поверил их словам, думая, что они говорят это нарочно, заискивая у меня и льстя мне 1665 и удивлялся я их рассказу, пока не пришли послы (из) Кустантинии с дарами и письмом от их царя к нашему и не рас- просил я их об этом деле. Они мне ответили, что это правда 1666 , что название этого государства Аль-Хазар, что между Кустантинией и этой страной 15 дней пути морем 1667 , но на суше между ними многие народы 1668 ; что имя царствующего (в Аль-Хазаре) царя – Иосиф; что многие суда 1669 приходят из этой страны к ним (в Константинополь) и привозят рыбу, кожи и всякого рода товары; они (хазары) союзники их (греков) и приятели 1670 ; мы (говорили послы) их почитаем и между нами и ими постоянные сношения через посольства и обмен дарами, имеют они большую военную силу и по временам делают нашествия 1671 . Услышав все это 1672 , я получил новые силы и надежды мои укрепились. Повергшись на землю, чтобы благодарить Царя небес, я начал отыскивать верного посланника для отправления в вашу страну, чтобы узнать истину об этом деле, о состоянии царя моего государя и его подданных, наших братьях. Однако это было довольно затруднительно по отдаленности (вашего) места; но Бог, по своей милости, послал мне человека, по имени Исаак бен Нафан 1673 , который отважился на это предприятие и изъявил готовность отправиться с моим письмом к царю моему государю. Я щедро вознаградил его серебром и золотом и, кроме того, дал на издержки для него самого, его слуг и на другие путевые надобности 1674 . Послал я также из моего собственного имущества значительный дар 1675 царю Кустантинии и просил его помогать моему посланнику во всех нуждах, пока он не достигнет того места, где находится государь мой. Посланник мой действительно отправился в Кустантинию, представился тамошнему царю, передал ему мое письмо и подарок, и был им принят с почетом. Там он (Исаак) пробыл 1676 около 6 месяцев вместе с посланниками нашего государя, царя Куртубы 1677 . Однажды царь Кустантини сказал им, чтобы они возвращались домой; также и моему посланнику приказал он возвратиться с письмом (ко мне), в котором было сказано, что народы, обитающие между нами (между хазарами и Константинополем), воюют между собой 1678 , что море очень бурно, так что плавать по нему можно только в известное время 1679 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Троицкий храм построен в русско-визант. стиле (длина с папертью 10 саж., ширина 5,5 саж., высота до карниза 6 саж.). Кубовидный объем храма с несохранившимся позакомарным покрытием венчают 5 главок. Центральная - световой барабан с 4 узкими окнами (ок. 6 вершков шириной), остальные главки глухие. Фасады собора членятся пилястрами на 3 равных прясла. С вост. стороны собора 3 полукруглые апсиды, выступающие до половины высоты стен, отделены друг от друга полуколоннами и соответствуют 3 нефам 4-столпного храма. В правой апсиде размещалась ризница, в левой - жертвенник. В описании собора 80-х гг. XIX в., сделанном для метрики Императорской археологической комиссии, указаны размеры: длина с запада на восток до иконостаса - 22 аршина, ширина - 13 аршин, высота до крыши - 18 аршин, высота всей церкви - 35 аршин. Одновременно со строительством собора началось сооружение храмовой части Ильинской надвратной ц., а после 1659 г.- трапезной и каменной монастырской стены. В 1678 г. Ильинская ц. и монастырские стены упомянуты в писцовых и отказных книгах. Храм во имя св. прор. Илии над св. воротами в новопостроенной каменной стене освящен в 1679 г. После пожара 1764 г. в сводах ворот под Ильинской ц. появились трещины, ворота были заложены, одновременно трапезную расширили с западной стороны. Особенность первых каменных строений: Троицкий собор и Ильинская ц. ориентированы с отклонением продольной оси на юг от линии «восток-запад». Церковь Успения Пресв. Богородицы. 1621 г. Фотография. 2008 г. Церковь Успения Пресв. Богородицы. 1621 г. Фотография. 2008 г. В 3-й четв. XVII в. к северу от Троицкого собора была построена каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Впервые храм упоминается в переписных и отказных книгах 1678 г., в жалованной и меновой грамоте 1680 г.- как храм с трапезой, в описании 1710 г.- как теплый. Длина его с алтарем - 31,25 аршина, ширина - 8 аршин, высота - 7,75 аршина. К кубовидному объему храма с востока примыкает полукружие апсиды, перекрытой конхой. Храмовая часть изначально отделялась от алтаря капитальной стеной с 3 проемами, позднее растесанными и замененными одной аркой. Трапезная храма, значительно расширенная на север и перекрытая высоким коробовым сводом, имеет ширину 20 аршин. Высота храма от основания до подкрестного яблока на фонаре - 19 аршин. С севера к храмовой части примыкают ризница и апсида придела в честь Покрова Пресв. Богородицы, с запада - трапезная и колокольня. Примыкающий к трапезной придельный алтарь, освященный в честь иконы Покрова Пресв. Богородицы, пристроен в 1839 г., при настоятеле (1835-1840) игум. Никоне.

http://pravenc.ru/text/2463211.html

Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в. Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в. Решением ликвидационной комиссии 5 сент. 1924 г. Г. м. был упразднен, постройки переданы детскому дому им. В. И. Ленина, движимое имущество - детскому дому и Глушицкой сельхозартели, часть церковных облачений - в «культурные учреждения» Свердловско-Сухонского р-на. Бархатная малиновая завеса от царских врат использовалась для изготовления флагов комсомольцев и пионеров, красная напрестольная ткань - флагов Морженгской ячейки РКП. В 1920-1921, 1923-1924 гг. из Г. м. в Вологодский музей иконописи и церковной старины вывозились святыни, в т. ч. сохранившиеся иконы Божией Матери «Знамение» (Воплощение) (нач. XVI в.; ВГИАХМЗ), «Покров Пресв. Богородицы» (1-я четв. XVI в.; ВГИАХМЗ), напрестольный кипарисовый крест (XVI в.; ВГИАХМЗ). Часть б-ки Г. м., в т. ч. Печерский патерик (К., 1678), неск. Евангелий XVIII в., также находятся в фондах ВГИАХМЗ. К нач. 2006 г. в дер. Сосновец Сокольского р-на Вологодской обл. сохранился фундамент Предтеченского храма Г. м., где под спудом почивают мощи прп. Дионисия и Амфилохия, 2-этажный келейный корпус с домовой церковью, погреб, часть ограды. Близ предполагаемого места захоронения преподобных братией Димитриева Прилуцкого мон-ря установлен поклонный крест. Арх.: РГАДА. Ф. 281. 2581, 2585, 2594, 2639, 2666, 2677; Ф. 1209. Кн. 62, 14726, 14732, 14733, 14737, 14880, 14881; ГАВО. Ф. 523 [Дионисиево-Глушицкий мон-рь]; Ф. 496 [Вологодская духовная консистория]; ВГИАХМЗ. 433, 1018, 1841, 1989, 2014, 2094, 2095, 2139, 7296, 7297, 10632, 26954/2. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 48; Т. 8. С. 242; Т. 12. С. 255; Т. 20. Ч. 1. С. 373; Т. 26. С. 295; Т. 39. С. 175; Ведомость о Глушицком мон-ре 1763 г.//Вологодские ЕВ. 1876. 18. С. 265-267; Опись Глушицкого мон-ря 1679 г.//Там же. С. 257-262; Пимен (Мясников), архим. Восп. М., 1877. С. 111-112; Ведомость о суммах, ассигнованных к отпуску из казны на штатное содержание по Вологодской епархии на 1888 г.//Вологодские ЕВ. 1888. 4/5. С. 56-57; АСЭИ. Т. 3. 252-262. С. 273-280; Соборное Уложение Алексея Михайловича, 1649 г.//Рос. законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 3: Акты Земских соборов. С. 107; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003; Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 77-216.

http://pravenc.ru/text/165175.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010