В 1776 Екатерина II пожаловала шитое серебром облачение, в котором священник служил 17 февраля, когда литургией и молебном отмечался корпусной праздник. Священником с 1908 до закрытия в 1918 состоял о. Анатолий Михайлович Покровский. В 1922 находившаяся под охраной государства церковь была ликвидирована; сейчас в ней – зал Меншиковского дворца-музея, филиала Эрмитажа. Информация с сайта http://www.encspb.ru/article.php?kod=2804678404, http://www.encspb.ru/article.php?kod=2804676682 В 1703 Петр I подарил Васильевский остров своему любимцу – кн. Александру Даниловичу Меншикову (1673–1729). Уже через два года в усадьбе князя отмечена Воскресенская " полотняная церковь " , перенесенная с Преображенского острова. Вернувшись в 1710 после пятилетнего отсутствия в столицу, генерал-губернатор Ингерманландии начал по проекту итальянца Дж. М. Фонтана возведение пышного четырехэтажного дворца, законченного девять лет спустя. В западном крыле дворца, в бельэтаже, на половине жены князя Дарьи Михайловны, урожд. Арсеньевой, до 1725 действовала небольшая домовая церковь Благовещения, которую затем перенесли в Воскресенский храм. В 1732 иконостас из нее передали в Андреевскую церковь (собор ап. Андрея Первозванного), а позже – в соседнюю Трехсвятительскую (приходскую церковь трёх Святителей Грузинского православного прихода). Рядом с дворцом 23 ноября 1713, в именины князя, в присутствии Петра I с супругой, была освящена мазанковая церковь Воскресения Словущего, стройная колокольня которой с курантами " о четырех кругах " заметно выделялась среди немногих тогдашних строений Васильевского острова. Церковь простояла до 1729, когда была закрыта. В следующем году ее разобрали. Убранство в 1731 передали в церковь Сухопутного кадетского корпуса (церковь Рождества Иоанна Предтечи при 1-м кадетском корпусе), который занял дворец. На территории храма позже возвели каменный манеж корпуса. Кадетский корпус открылся в здании Меншиковского дворца 17 февраля 1732, но прошло еще три года, прежде чем утварь и иконы из закрытой мазанковой церкви велено было перенести в " деревянные посольские хоромы " в саду, где архиепископ Феофан Прокопович и освятил первую корпусную церковь.

http://sobory.ru/article/?object=11217

Ч. 1. С. 46-82, 110). При царе Алексее Михайловиче связи России с правосл. Востоком достигли наивысшего развития. Паисий Иерусалимский, человек энергичный и амбициозный, еще в 30-х гг. в период Патриаршества Феофана IV дважды приезжал в Москву и имел представление о военно-политических и финансовых ресурсах России. В 1648 г. патриарх Паисий отправился на Русь за милостыней; в Киеве он встречался с Богданом Хмельницким, а в янв.-июне 1649 г. находился в Москве. В кон. 1649 г. Паисий выступал с идеей создания военного союза России, Молдавии, Валахии и Запорожской Сечи против османов ( Каптерев. 1895. Ч. 1. С. 116-160; Ченцова. 2000. С. 153-156). Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Рис. В. Г. Григоровича-Барского. 1728–1729 гг. Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Рис. В. Г. Григоровича-Барского. 1728–1729 гг. Считается, что патриарх Паисий был одним из инициаторов церковной реформы патриарха Никона как необходимого шага для грядущего объединения православных народов под скипетром Российского царства. С подобными проектами была связана дипломатическая миссия архим. Арсения (Суханова), посетившего в 1651-1653 гг. К-поль, Египет и Палестину для ознакомления с жизнью местных православных и прояснения степени обрядовых расхождений между ними и русскими. Патриарх Никон приступил к унификации церковных обрядов весной 1653 г., непосредственно после общения с посланником патриарха Паисия митр. Гавриилом Власием; Паисий в письмах постоянно поддерживал реформаторские начинания Московского патриарха ( Суханов. 1889. С. 49-90; Каптерев. 1895. Ч. 1. С. 164-171). Уже после Переяславской рады патриарх Паисий вынашивал аналогичные планы перехода под российский протекторат Молдавии и в 1655-1656 гг. поддерживал соответствующие просьбы молдав. господаря ( Ченцова. 2000. С. 168). Однако вскоре промосковская деятельность вост. правосл. духовенства привлекла внимание османских властей, и весной 1657 г. последовали репрессии. Среди пострадавших был и патриарх Паисий, к-рому вменили в вину изготовление для рус.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Fg. dogmatica (Mai et atii), 1621 24. Fg. exegeticä In Genesim (Nicephorus), 1623–64; In Exodum (id.), 1663–6; In Psalmos (Corderius), 1665–8. In Ep. ad Romanos (M.), 1668–1728; In I Cor. (Cramer), 1727–30; In II Cor. (id.), 1729–30. In Ep. ad Galatas (O_Ecumenius), 1729–32; In Hebræos (Cramer), 1731–4. Notitia Lequien. el Nicephori (græca), 1611–4. GENNADIUS II (GEORGIUS SCHOLARIUS), CP. patr., 1453–8, 160. Confessio fidei prior (Gass), 319–32; posterior 333–52. Homilia 1–2 de sacramentali corpore Christi, 351–74, 375–80. Orationes 1–4 in Synodo Florentina, 385–521. Matthæi Caryophylli admonitio, 381–86. Precatio ad Christum (A. Manutius), 525–28. Responsio Georgii Scholarii ad Marcum morientem (Renaudot), 533–36. Epistola ad Maximum monachum, fg. 537–40. De Providentia et prædestinatione, lib. 1, græce (Thorlacius), 1105–26; 1. 2 (Morellus, gr. lat.), 539–66; 1. 3–5, editio princeps græce, 1125–56. De Deo in Trinitate uno (editio princeps), 567–96. De processione Spiritus S., epistola ad Plethonem, græce (Alexandre), 599–630; argumentum, 597–8. De libro Plethonis igni tradito, epistola ad Josephum Exarchum, græece (Alexandre), 633–48. Contra Acyndinistas, græce (Dorotheus), 649–64. De processione Spiritus S., gæce (id.) 665–714, præmissa epistola ad Joannem Сотпепит, imp. Trapezuntinum (Lambecius), 665–68. De additione ad symbolum (Filioque), (Dorotheas), 713–32. De hæresi simoniaca, seu infidelitate, græce, (id.), 731–38. Contra Latinos, de jejunio sabbatino, quadragesima, matrimonio sacerdotum et barla, græce (id.), 731–44. De Christi humanatione, græce (editio princeps), 1157–62. Epistola ad Marcum Ephesinum de libro in Aristo-telem, græce (editio princeps), 743–46. De Aristotelis defensione, fg. græce, 745–48. Epistolæ ad Lucam Notaram 1–13 (Gennadii sunt 3, 5, 10, 12, 13), 747–68, cum monito Boissonade. Expositio, inscriptionis sepulchri Constantini (M.), Instrumentum abdicationis, latine, 264–65 (in Dissertatione Renaudotii). Monodia de CP capta græce (ibid. n. 2), 263–4=Josephi Methonensis? Cf. 1214.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Судьбы храмов Щёлковского района,  http://trojza.blogspot.com/ Ампирная церковь в микрорайоне Жегалово города Щелково была возведена в 1835 году на средства купцов Алексея и Василия Мурашевых. Этот храм в советские годы оставался действующим, и лишь на короткий срок в его стенах прерывались службы в начале 1940-х годов. В XVII-XVIII веках Жегалово относилось к вотчинным владениям Троице-Сергиева монастыря. Недалеко от церкви в Жегалово до революции работал мыловаренный завод Чистовых. Особую известность получили мыловары Алексей Иванович Чистов – депутат дореволюционной Государственной думы 4-го созыва и Степан Иванович Чистов, ставший прототипом одного из персонажей драмы Л.Н. Толстого «Живой труп». Первое документальное упоминание деревянной церкви Николая Чудотворца в селе Жегалово относится к 1623 году. До этого Жегалово являлось вотчиной князя Ивана Михайловича Глинского – известного воеводы и вельможи, двоюродного брата царя Ивана Грозного. Незадолго до кончины в 1602 году князь Глинский принял монашеский постриг с именем Иона, а свою вотчину Жегалово завещал передать после смерти Троице-Сергиеву монастырю, где был впоследствии похоронен. В писцовой книге 1623 года есть краткое упоминание церкви: «Жегалово на речке Воронке… а в селе церковь Николы Чюдотворца древян клетцки». В феврале 1729 года жегаловские крестьяне направили архимандриту Троице-Сергиева монастыря челобитную о позволении построить новый храм. В прошении было сказано: «Была церковь во имя Николая Чудотворца и в прошлых годех в пожар волею Божиею церковь сгорела и ныне церкви Божии во оном приселке не имеется». В том же 1729 году церковные власти разрешили местным крестьянам взять сруб ставшей излишней церкви из села Звягино и собрать его на месте сгоревшего храма в Жегалово. Звягино располагалось в четырех верстах от Никольской церкви села Пушкино (ныне город Пушкино) и тоже относилось к числу троицких вотчин. В октябре 1730 года новая церковь Николая Чудотворца в Жегалово была собрана и освящена Троицким архимандритом Варлаамом.

http://sobory.ru/article/?object=13551

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ (Амвросимов Иларион; ок. 1530, дер. Обухово Вологодского у.- 21.09.1612, Заоникиева пуст. (близ совр. пос. Дубровское Вологодской обл.)), прп., Христа ради юродивый (пам. 21 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Заоникиевой пуст. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Сведения о святом сохранились в «Сказании о иконе Богоматери Заоникиевской», составленном в нач. XVIII в. Произведение состоит из нескольких частей: собственно «Сказания...», найденного экономом Заоникиевой пуст. Сергием в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре в 1717 г., «Слова на память преподобнаго отца нашего Иосифа, Иоаникиевскаго новаго чудотворца», составленного, возможно, при участии Сергия, и Повести о посещении Заоникиевой пуст. Вологодским еп. Павлом в 1717 г. Наиболее ранний список «Сказания...» (РГБ. Волог. 74) точно датирован: он содержит запись иерея Димитрия, в которой тот сообщает, что переписал текст в марте-апр. 1718 г. (Л. 82; свящ. Димитрий написал листы 3-31 об., 34-82). Список происходит из Заоникиевой пуст., о чем свидетельствуют владельческие записи на листах 119 об., 124 об. В рукопись вошли Повесть о посещении Заоникиевой пустыни Вологодским еп. Павлом (Л. 2) и «Сказание...» (Л. 3-9; нач.: «И зрети на образы подобия святых икон несумненною верою...»). К «Сказанию...» добавлены описания чудес, происходивших от Заоникиевской иконы Божией Матери (34 чуда (Л. 9-33 об.), изложение чудес начинается с 4-го чуда; по мнению А. Эббингхауса, первые 9 чудес воспроизводят запись XVI в.), а также записанные разными почерками в 1716-1729 гг. рассказы о чудесах, совершившихся по молитвам к И. З. (Л. 82 об.- 98; нумерация чудес не соответствует реальному количеству, случаются повторы, пропуски и т. д.); последнее чудо - «об исцелении крестьянок Анны дочери Максимовой и Евфросинии дочери Ивановой» датировано 1729 г.

http://pravenc.ru/text/673669.html

Он звонил в колокол когда наступало время церковного служения, исправлял должность дьячка, пел на клиросе и читал потом простолюдинам назидательные книги. Благо мне Господи – повторял он беспрестанно в молитвах – яко смирился мя ecu! – Так проводил время в Березове изгнанник, которого, некогда, приветствовал Феофан Прокопович словами: мы в Александре видим Петра! – который возвел на Престол Екатерину и, перед ссылкою своей, намеревался сочетать браком сына с Великою Княжною Наталиею Алексеевною. Вскоре любимая дочь его, Мария, занемогла оспою. В Березове не было докторов. Меншиков видел, что новый крест ожидал его, что Мария приближалась к концу земных страданий –· и старался скрывать от детей снедавшую его печаль. Предчувствие его исполнилось: он лишился дочери: (1729 г.); вырубил ей могилу и сам опустил в мерзлую землю драгоценные для него останки невинной узницы! Поколебалась твердость великого мужа! Орошая слезами последнее жилище Марии, он утешал себя мыслию, что скоро соединится с нею; заблаговременно, при тусклом свете рыбьего жира, горевшего в его казарме, приготовил гроб из кедрового дерева 122 ; изъявил желание, чтоб его похоронили подле дочери, в халате, туфлях и в стеганой шелковой шапочке, которую тогда носил; советовал детям возложить всю надежду на Бога, ожидать скорого освобождения, а Вы невинны – говорил он – страждете за меня; обстоятельства переменятся! .... ;» исполнил обряд. Церковию налагаемый и, потом, простясь с близкими к сердцу, хранил глубокое молчание, отказался от пищи, кроме холодной воды, употребляемой им в небольшом количестве 123 ; скончался 22 октябри 1729 года, иа 56 от рождения. Три аршина мерзлой земли приняли в недра свои знаменитого изгнанника, у алтаря сооруженной им церкви, в десяти саженях от берега реки Сосвы. Ныне на том месте возвышается земляная насыпь, окруженная деревянною решеткою. Князь Александр Данилович Меншиков был ростом двух аршин, двенадцати вершков, двумя вершками менее Петра Великого; стройный собою; ум и честолюбие яркими краскам· изображались на лице его. Он имел язвительную улыбку; отличался остротою 124 ; вставал, обыкновенно, в шесть часов и ранее, ужинал в девять, спать ложился в десять часов; никаких дел не отлагал до другого дня; любил давать пышные обеды; украшал себя орденами и, по причине слабого здоровья, являлся иногда зимой перед гвардейскими полками, на богато убранной лошади, сопровождаемый Генералитетом, в серебряном парчевом кафтане на собольем меху, с такими же обшлагами 125 ; старался об улучшении суконных фабрик в России 126 ; был учтив с иностранцами; снисходителен к тем, кои не хотели казаться его умнее, угождали ему и не мог видеть никого выше себя; преследовал равных; был властолюбив, мстителен, груб, жестокосерд, алчен к приобретениям; терпел часто побои от Петра Великого 127 ! Но Меншиков, при всех слабостях своих, останется великим человеком и имеет право на уважение Россиян, как спаситель жизни незабвенного Монарха, его любимец и непобедимый Полководец 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1727-м году в феврале умер иеродиакон Варнава, прибывший в 1716-м, году из Заиконоспасского Монастыря и бывший справщиком Типографии 2098 . 1-го ноября скоропостижно скончался иеромонах Илларион (Лисица)» прибывший в июле из Москвы 2099 . В том же году умер Троице-Сергиевский иеромонах Феофан, прибывший в Невский Монастырь в 1718-м году иеродиаконом, посвященный во иеромонаха и служивший во флоте 2100 . 18-го июня 1729-го года скончался строитель Боровенского приписного Монастыря, иеромонах Евфимия 2101 . В 1732-м году скончался в Ревеле иеромонах Карион Николаевский 2102 . В 1734-м году, 24-го апреля, скончался иеродиакон Антоний (Помаранский) 2103 . В 1735-м году, 5-го февраля, монах Марк 2104 , 2-го июля иеромонах Август Ростовский 2105 , 3-го декабря Иосиф (Андреев) 2106 , 22-го сентября иеромонах Иоанникий (Соколовский) 2107 , В 1736-м году, 11-го мая, иеродиакон Мелетий (Бородавка), имевший «садовенной службы отправление» 2108 , 7-го июня иеромонах Павел Полтавский. Иеромонах Павел Полтавский рано остался сиротой и помнил только, что отца его звали Яков, родился в Полтаве в 1690-м году», в монашество пострижен в Полтавском Воздвиженском Монастыре в 1705-м году, во иеродиакона рукоположен в Межигорском Монастыре в 1710-м году, во иеромонаха – в Александро-Невском 24-го декабря 1729-го года. Он умел вырезывать на дереве кресты 2109 . В 1737-м году скончались иеромонахи Серафим Сретенский и Иаков (Коропец) и иеродиакон, Иассон 2110 . Иеродиакон Иассон, в мире Иван Яковлев Щербак, сын Харьковского казака, родившийся в 1705-м году, принял пострижение в Нежинском Благовещенском Монастыре в 1721-м году, и в 1730-м году посвящен во иеродиакона 2111 . В 1740-м году, 5-го декабря, скончался иеромонах Филарет Златоустовский 2112 . По описи монастырского имущества в 1741-м году значатся вещи умершего иеромонаха Досифея 2113 . В 1741-м голу скончался иеромонах Афанасий, в мире Адриан Тимофеевич Синяков. Он родился в 1691-м году, был сын Дорогобужского священника, состоял при отце с 1706-го года диаконом, в 1716-м году, по вдовству, принял в Болдине Троицком Монастыре пострижение, в 1719 году посвящен во иеромонаха 2114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

На этой сказке Святитель 21 февраля положил резолюцию: в научение Таин в школу. Потом 30 марта Иов Зырянов рукоположен в диакона, а 15 мая во священника, и по переписании правил из Духовного регламента, да после обычной подписки вести себя сообразно сану, 21 мая уволен к новому месту своего служения. Кажется, это был родоначальник недавно почившего в Иркутске старца протоиерея Фирса. Кто не знает, какой искусный чтец и певец был отец Фирс! Его дети и внуки отличаются тою же способностию. Следует заключить по родовому наследию, что тресковские прихожане выбрали человека именно такого, какого желал Святитель Иннокентий. Но это в отношении к чтению и пению. Затем, вследствие ли похвалы Иову Зырянову от прихожан излишней или же по принятии сана последовавшей в поведении его перемены, он досадил Святителю. Напившись пьян, это было в августе 1729 г., дал он предписание своему пономарю Алексею Васильеву Трапезникову, чтоб привести в духовный приказ (так назвал он свою квартиру) церковного трапезника для телесного наказания. Разумеется, что трапезник расположению нетрезвого священника не повиновался и в дом его не пошел. За это священник Зырянов самовластно отрешил от места пономаря, который был диаконский сын, определен на сию должность еще по указу Тобольского митрополита Антония и проходил ее восемь лет. На поданной от пономаря жалобе Святитель написал: «Священнику в пьянстве не храбрствовать, и дому своего духовным приказом не называть. Аще же впредь безстудие его Иовово явится; то будет жестоко наказан. А пономарю быть по прежнему». По поводу же этого беспорядка и вследствие донесения от Ильинского заказчика о других некоторых Преосвященный предписал за Байкал циркулярно, чтоб заказчики усилили надзор за духовенством и за проступки наказывали бы, донося лишь о том, кто за что и чем будет наказан. В июле 1729 г. по просьбе прихожан Иркутской Владимирской церкви определен к ней во дьячки посадский человек Иван Мокиев Макушин. Ратуше в подобных случаях о поступлении гражданина на службу церковную давалось знать лишь за известие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пробыв в Москве четыре дня, он пришел в волнянский монастырь харьковской епархии, а оттуда в ахтырский, а отсюда в харьковский, а из этого – в харьковскую академию, что близ дома генерал-фельдмаршала князя М. М. Голицына, который знал его в бытность его в богоявленском монастыре. Фельдмаршал дал ему деньги на дорогу и подорожную до Москвы за своею рукою; в Москве он прибыл в богоявленский монастырь, архимандрит которого и отослал его под караулом в дикастерию. Отданный снова под стражу в синодальной канцелярии, Макарий объявил, что имеет при себе письма государственной важности, которые принадлежат до рассуждения императорского величества, которые поэтому он объявит только если не самому императорскому величеству, то господам министрам, присутствующим в верховном тайном совете, или Игнатию, митрополиту коломенскому. Св. синод 20 июня 1729 г. определил: «учиня экстракт из прежнего и выписку из нынешнего дела о Макарие, с приложением всех его писем в копии, подать в верховный тайный совет с требованием, что с таким неспокойным чернцом его имп. величество учинить повелит». Замечательно, что это доношение в верховный тайный совет отослано было за подписью одного митрополита Игнатия, на которого больше всех полагался Макарий. 21 июня обер-прокурор Басканов словесно объявил от имени верховного тайного совета требование, чтобы о Макарие представлен был краткий экстракт, а сам он держался под строжайшим караулом. Сначала колодника содержали в хлебодарне при синоде, но затем, вследствие прошения синодального сушиленного и чашника Сергия Бурлакова, жаловавшегося на стеснение его в его деле из-за помещения в хлебодарне колодника, его перевели по определению синода от 9-го октября 1729 года в петровский, что в Москве, высокий монастырь. Когда солдаты вели его по Москве на новое место его заключения, Макарий у воскресенских ворот закричал караул, вследствие чего вместе с конвойными был взят на гауптвахту, где он подал запечатанное черною печатью письмо. По донесении о том св. синоду, оный определил: допросить всех караульных солдат – какое то письмо, и откуда у него взялись материалы для написания его, чьим попущеньем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Самые теплые заботы святителя обращены были на монгольскую школу, открытую по указу при Вознесенском монастыре. Она была не устроена при Платковском во всех отношениях. Святитель привел в порядок помещение ее; приказал, чтобы учились в ней и церковно-славянскому; вызвал способных учителей, прибавил им жалованье; подвергал штрафу – 15 рублей тех духовных, которые не высылали в школу детей 7–15 лет. В школу принимались и дети светских людей. 1728 г. сын поручика Изотова дал подписку в том, что «покамест не изучит мунгальского языка совершено, не оставит он школы». В училище было 32 ученика, тогда как и в 1809 г. было их не более 70. Святитель сильно заботился и о доставлении школе нужных книг. В 1729 г. писал он Лангу: «благородный господин Лаврентий Лаврентьевич! Мой всегдашний друг! в нынешнем 1729 г. февр. 28 д. подал нам мунгальской школы учитель, некрещенный лама Лапсан, доношение и объявлял, что он учит собранных по указу детей в школе, мунгальского языка, а книг у него мунгальских малое число; а которые есть, и те иные ученики изучили и уже учить станет не по чему; а есть де книги за Байкалом у разных лам, без которых во учении мунгальской грамоты пробыть не возможно. А какие книги и у которых есть лам, приобщил при доношении реестр. Просил, чтобы оные книги указом его в-ва от лам для переписки были взяты в иркутскую школу; а когда перепишутся, то паки тем ламам отдадутся. Прошлого 1728 г. в июле м. против словесного объявления учителя Лапсана о книгах посылал я в иркутскую провинциальную канцелярию промеморию о посылке за море, к кому надлежит, его в-ва указа для взятия ради переписки тех книг у лам. Сего марта 18 д. ответствовало из канцелярии ко мне, что комиссару Чечеткину в прошлом июле об отобрании тех книг было писано, но от комиссара и поныне ответа не было; а ныне к комиссару Бейтону о том указ послан. Того ради прошу ваше благородие постараться об отобрании книг у лам и присылке к нам в Иркутск для переписки их; а как переписаны будут, то старые тем ламам для возврата к вашему благородию пришлю. А какие книги и у кого именно и которые нужнейшие, тому прилагается при сем моем письме реестр. Надеюсь, сему от вашего благородия статися скорее, нежели от Бейтона. 29 марта 1729 г.»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010