Так, письмом от 17 июля, 1739 года, преосвященный Гедеон просил у Киевского архиепископа Рафаила Заборовского трех студентов для занятия учительских должностей в семинарии и одного в экзаменаторы ставленников и действительно получил их 518 ). Но в учителя низших классов нередко назначались воспитанники Смоленской же семинарии. Представим список известных нам учителей и начальников Смоленской семинарии с 1728 года до половины 18 века. Бестужев Алексей, из воспитанников Московской Академии, в 1728 году. Маковецкий Павел, в монашестве Петр, вызванный из Киевской Академии в 1729 году 519 ). В 1737 году он преподавал уже здесь богословие, был вице-ректором семинарии и архимандритом Смоленского Авраамиева монастыря, но в этом году он скончался, – и преподавание богословия было приостановлено, за неимением профессора 520 ). Любарский Владимир, в монашестве Варфоломей, вызванный из Киевской Академии в 1729 году 521 ). С 1738 года он был вицеректором и учителем школы философии, а с 1741 до 1746 года – ректором и архимандритом Авраамиева монастыря 522 ). Скончался въ 1774 году въ сан Вятскаго епископа 523 ). Павловский Феодор, вызванный в 1729 году из Киевской Академии 524 ). Кармазинский Киприан, иеромонах, из воспитанника Киевской Академии 525 ); в 1738 году был префектом и проповедником «ординарийным» 526 ). С 1745 года был архимандритом Калужского Лаврентьева монастыря, в котором и скончался в 1754 году 527 ). Ерошевич Кирилл, иеромонах; в 1737–8 году преподавал реторику 528 ). Лехницкий Серапион, иеродиакон, впоследствии иеромонах, из воспитанников Киевской Академии; в 1737–9 годах преподавал пиитику, в 1746–50 г.г. – реторику, при чем с 1747 года был префектом школ. В 1750–74 г.г. был архимандритом Смоленского Троицкого монастыря 529 ). Ясинский Лаврентий, иеродиакон, а потом иеромонах; в 1737–8 году преподавал синтаксиму, в 1741–2 г. грамматику, в 1742–44 г.г. опять синтаксиму. В 1744–46 г.г, был проповедником в Московской Академии, а с 1746 до 1751 г. архимандритом Нижегородского Благовещенского монастыря 530 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

День рождения Суворова: О шведской легенде и русской суровости Сегодня празднуем 284 года Александру Васильевичу Суворову! 24 ноября, 2014 Сегодня празднуем 284 года Александру Васильевичу Суворову! На огромном материке русской истории, где уживаются герои разных эпох, окружённые ореолами почитания, прошлое не проходит безвозвратно и бесследно. Мы связаны с прошлым и будущим корневой системой, и значение величайших людей России не ослабевает с веками. Гениальная самобытность всегда актуальна, всегда она противостоит штампу и рутине. Таков наш герой – Суворов. Суворов – верный своему долгу герой счастливой России, России сильной, могущественной и терпеливой. Кроткой и мудрой. И, думаю, что он – как легенда и как пример – еще способен принести своей Родине такое счастье, какого она достойна. «Я родился 1730 года 13 ноября», – писал Суворов в короткой автобиографической записке. Это наиболее достоверная дата рождения Александра Васильевича. Хотя в научной литературе фигурирует и другой год рождения полководца – 1729-й. Граф Хвостов – друг и муж племянницы Суворова – принял решение указать на надгробном камне 1729-й год… Церковная запись о крещении Суворова не сохранилась. В ХХ веке 1729-й год снова возник в суворовской литературе после публикации статьи А.В. Гутора «К вопросу о времени рождения Суворова» в «Суворовском сборнике» 1951 года. И всё-таки большинство исследователей, отталкиваясь от автобиографической записки, признают годом рождения полководца 1730-й. Отец нашего героя – Василий Иванович – начал службу в юные годы денщиком и переводчиком Петра Великого, будучи восприемником государя. Дед полководца – Иван Григорьевич Суворов – служил генеральным писарем лейб-гвардии Преображенского полка. Московская Суворовская улица, впадающая в Преображенскую площадь, предположительно, была названа в честь жившего здесь И.Г.Суворова. В его доме бывал первый русский император, крестивший Василия Ивановича Суворова. Пётр приблизил к себе способного подростка Василия – одного из тех мальчишек, которые олицетворяли для императора новую, молодую Россию. Россию просвещённую.

http://pravmir.ru/den-rozhdeniya-suvorov...

Впрочем, флотская служба не была одинаково выгодна для всех. Иеромонахи Петр (Котляровский) и Иоанникий Симоновский писали архимандриту Петру, в 1730-м году, что находящимся в дальнем плавании мало остается от жалованья. «Случилось и нам, смиреннейшим высокопреподобия вашего рабом, чрез 1729-го года лето па многобурноволненом океана море гостить тысящные мили и, вместо какого-нибудь утешенийца, все и домашнее вредилося, перегнило, и пище запасной то же досталось. Того ради крайними сердца нашего, ей, слезами стопы высокопремилостивейшего отца нашего орошаем, ожидающе теми ж до очима милостивого утешения: умилосердися, помилуй благоволением своим на сей год, хотя во исчисление единого кампании года, нас во флот послать» 2305 . При назначения иеромонахов во флот в 1730-м году появилась уже мотивировка: «для уравнения флотовых кампаний и в Невском монастырских служб» 2306 . Бывшие в 1729-м году в кампании во флоте 3 иеромонаха переполучили довольствие, и с них Адмиралтейская Коллегия в 1730-м году взыскивала переполученные ими порционные деньги по 98 3 / 4 копеек. Но оказалось, что все эти иеромонахи никакого денежного жалования в Монастыре не получают, и произвести вычет, таким образом, было невозможно. В таком же положении был и еще 1 иеромонах, с которого причиталось 14 рублей 11 копеек 2307 . С одного иеромонаха, назначенного в 1729-м году на гукор Кроншлот в Голландию, но оставшегося в Петербурге, взыскивали полученные им порционные 23 рубля 70 копеек 2308 . Бывали случаи и удаления иеромонахов со службы во флоте. По ходатайству Конторы над Ревельским портом, состоявший при Ревельском госпитали иеромонах в 1730-м году, в виду нехорошего поведения, был отозван и на его место послан другой иеромонах 2309 . Иеромонах, служивший на Ревельской эскадре, в 1730-м году был уволен за болезнью 2310 . В 1736-м году он опять назначен был из Александро-Невского Монастыря на летнюю кампанию флота 2311 . В 1733-м году послано было из Монастыря во флот 7 человек. При выполнении требования о присылке 31-го иеромонаха на вооруженные корабли в 1734-м году, уже признано было невозможным посылать иеромонахов из одного Александро-Невского Монастыря и Святейший Синод, назначив из него лишь 4-х человек, с зачетом 7-и, высланных в 1733-м году, остальных затребованных 20 распределил по 4-м соседним епархиям. Из епархий в 1734-м году прибыли в некомплекте: вместо 20-и, 14 человек. Для пополнения недостающего числа иеромонахов посланы были 4 священника из Петербургского белого духовенства 2312 . С этого времени обязанности службы во флот стали разделять с иеромонахами и белые священники соседних Петербургу епархий 2313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Здесь две церкви: 1) Соб. Успения Богородицы, которой настоящее здание существует с 1731 года; 2) Николая Чудотворца, теплая, построенная Троицкого Данилова монастыря архимандритом Варлаамом, в 1711 году. Обитель сначала была управляема игуменами, а ныне строителями. ЗОЛОТНИКОВСКАЯ, пуст. муж. в 30 верстах от уездного города Суздаля, на берегу речки Золотнички. Основана в 1624 году иноком Ионой Головцыным. В ней 4 церкви: 1) соб. Успения Богородицы, с двумя приделами; 2) Воздвижения Честного Креста; 3) Казанской Богородицы и 4) Всех Святых. В этой пустыне принял, в 1663 году, иночество св. Митрофан, бывший потом епископом Воронежским. БОРКОВСКАЯ, пуст. муж. в Вязниковском уезде. Она построена около 1650 года на иждивение князя Ивана Дмитриевича Пожарского. Здесь соб. церковь Николая Чудотворца. В 1775 году эта обитель распространена и здания поправлены. ВВЕДЕНСКАЯ-ОСТРОВСКАЯ, пуст. муж. в 4 верстах от уездного города Покрова на небольшом острове озера Вятского. Основана в конце XVII века монахами Сергием и Тимофеем, жившими прежде в Антониевой пуст. (которая существовала тогда на месте нынешнего города Покрова), и искавшими для себя большего уединения; а утверждена от Правительства в 1708 году указом императора Петра Великого. Здесь ныне две каменные церкви: 1) Соб. Введения Божией Матери, построенная после 1729 года купцом Ситниковым, украшена стенным писанием; иконостас в ней посеребреный, местами с позолотой, а иконы греческого письма; 2) Николая Чудотворца с приделом Архангела Михаила, теплая; она вновь построена каменная, после 1729 года. В первых годах своего существования обитель эта была уничтожаема: сначала она была приписана, в 1722 году, к Богословской пустыне (в Московском уезде); а потом и строитель ее с братией переведены туда ж; а церковь здешняя, Введения Богородицы, бывшая тогда еще деревянной, обращена в приходскую; но в 1729 году Островская пустынь, по прошению монаха Лаврентия, сделана самостоятельной. Обряд церковной службы в этой пустыне отправляется по чину Афонской горы; он введен здесь бывшим на Востоке иеромонахом Клеопой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В марте 1729 года монах Посольского монастыря донес святителю, что игумен того монастыря Иов наказал монаха Игнатия за плотской грех так жестоко, что тот скоро умер, и что производивший по сему делу следствие скрыл правду. Святитель вытребовал игумена и монахов в Иркутск и здесь поручил двум следователям отыскать правду. По рассмотрении нового следствия приказ положил и преосвященный утвердил: за то, что Иов упрашивал и научал братию скрыть правду, взять с него 10 рублей; за то, что приказал бить Игнатия плетьми, по 154 артикулу устава, наказать самого плетьми; а за то, что обнаружил грех духовного своего сына в слух братии, на соблазн, лишить управления монастырем и послать в Селенгинский монастырь с запрещением священнослужения на четыре года. Селенгинский архимандрит, почтенный старец, уже в июле того же года просил святителя разрешить Иову священнослужение. 30 июля 1730 года было написано: «Божиею милостью преосвященный Иннокентий, епископ Иркутский и Нерчинский, в Святотроицком Селенгинском монастыре обретающемуся бывшу игумену Иову. По благодати дара Всесвятого и Животворящего Духа, данной нам от Самого Великого Архипастыря Господа Бога нашего Иисуса Христа, подавшего власть вязати и решити, прошедшего 1729 года марта 22 дня по следственному в нашем приказе делу, отлучен ты Посольского монастыря игуменства и велено тебе быть в Троицком монастыре в братстве четыре года. Но ныне тогожде Господа Бога властью, для нужды в Троицком Селенгинском монастыре, что не имеется ни единого иеромонаха для священнослужения, разрешаем вам, повелевая быть в Троицком монастыре, совершать по должности священнической всякие нужды, повеленные по правилам святых апостол и отец, а у архимандрита быть в послушании без прекословия. Иеромонаху Иову о вышеписанном чинить по сему нашего архиерейства указу». В игумена Посольского монастыря определен был иеромонах Паисий и оставлен судьею в духовном приказе. Царскою грамотою 1709 года дозволено дворянскому сыну Никите Варламову построить в Нерчинске монастырь на свое иждивение и по устроению быть игуменом, при том – выбрать после Никиты способного из мирян для управления экономиею монастырскою, а «игуменам не ведать крестьян, ведать им токмо Церковь Божию». Понятно, что при таком положении дел не могло быть порядка в обители. Игумен Панкратий (бывший Никита Варламов), по старости, отказался от игуменства, и святитель поставил в Нерчинского игумена иеромонаха Нафанаила. Когда Нафанаил прибыл в монастырь, то на первых же порах пришлось ему выслушать брань и грубости: ссоры и брань, своеволие и непослушание в обители – непрестанные. Ропот, по наущению старика Панкратия, особенно усилился, когда храмы Нерчинской обители, по тогдашнему порядку, обложены были пошлиною на содержание кафедры. Нафанаил с отчетами по благочинию вынужден был явиться сам в Иркутск для личных объяснений о положении дел. Святитель послал 17 июня 1729 года следующую грамоту:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Родственные отношения между казачеством и монастырем особенно сильны были при строителе Антонии, умершем в 1711 году. После него обстоятельства изменяются к худшему. С одной стороны, во главе монастыря становятся люди малоизвестные войсковому правительству и даже чуждые казачеству, присылаемые Воронежскими епископами. С другой стороны, окрестное население из-за экономических интересов нарушает старинные права монастыря, забывая его значение и услуги. Отсюда неизбежные столкновения. – Игумен Феодосий был избранником Антония, который «при кончине своей приказывал ему быть строителем». Просьба о проставлении Феодосия была подана Войску в Черкасске и им была удовлетворена 304 . При этом игумене и начались столкновения монастыря с населением. Игумен жаловался, что «малые люди – рыбалки Устьмедведицкой станицы чинят обители обиды, посуды всякий сымают и с мест сбивают и всюду им обиды чинят немалые» 305 . Войсковой Круг, как указано выше, защитил монастырь от этих обид 306 . Но после Феодосия (†1719) и его преемника Иллариона (до 1729 г.), при игумене Игнатии отношения между монастырем и казаками Островской и Глазуновской станиц опять обостряются. При этом войсковой атаман пошел против монастыря: в 1733 г. он приказал казакам при разводе земель, начатом еще с 1729 году, столбы (межевые) повырыть и отказать монастырю во владении сенными покосами, отчего монастырь пришел «в великую скудность». Тогда игумен Игнатий отправился в Петербург и добился восстановления прав монастыря на спорные владения: указом Императрицы Анны от 28 февраля 1734 года предложено возвратить монастырю его владения, по старым грамотам войсковых атаманов и сделать это «сущею правдою без всякого посягательства». Вместе с этим последовал запрос, «отчего прежнее межевание оставлено, и столбы вырыты, и земля отнята 307 . После этого было произведено следствие и 18 августа 1734 года выдана новая войсковая грамота, утверждающая границы монастырских владений 308 , правда значительно урезывающая их сравнительно с грамотами 1716, 1717 и 1729 годов 309 . Игумен Игнатий умер в 1738 г. (в схиме Иаков).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

В последствии времени, когда в Харьковском Коллегиуме открыты были все классы по богословие включительно, в наставники и начальники Коллегиума нередко назначались и его собственные воспитанники, как увидим ниже. Некоторых студентов своего Коллегиума преосвященный Епифаний послал в Германию для научения 272 ). Из учителей и начальников Харьковского Коллегиума нам известны, до половины 18 в., следующие лица: Григорович Иларион, иеромонах, из воспитанников и учителей Киевской Академии, с 1720 года 273 ); в 1729–30 году он преподавал философию 274 ) и был префектом Коллегиума. В 1733–1738 г. он был архимандритом Святогорским, в 1744–48 г.г. Ново-Иерусалимским, с 1748 года епископом Сарским и Подонским и скончался в 1760 году. Он участвовал в исправлении славянской Библии и оставил несколько печатных слов 275 ). Кивачицкий Авксентий, в 1725 году окончившей курс в Киевской Академии вместе с Иларионом Григоровичем 276 ), в 1731 году преподавал риторику 277 ). В 1738 – 53 – году, как «обучавшийся богословию и бывший прежде профессором», он состоял духовником и «директором славяно-латинских школ» Белогородской епархии 278 ). В 1744–52 г.г. был архимандритом Белогородского Николаевского монастыря 279 ). Слотвинский Митрофан, из учителей пиитики в Киевской Академии, с 1727 года учитель философии и префект 280 ), с 1730 года ректор Коллегиума, в 1737 году перемещенный на должность ректора Московской Академии. Скончался в 1752 году в сане Тверского архиепископа 281 ). Малиновский Платон, бывший воспитанник и профессор Киевской Академии, в 1729 году назначен был ректором и профессором богословия в Харьковский Коллегиум, но оставался здесь менее года 282 ). Скончался в 1754 году в сане Московского архиепископа 283 ). Тещинский Варлаам, из воспитанников Киевской Академии 284 ), в 1729–30 году учитель пиитики, а в 1731 году реторики 285 ), с 1737 до 1743 года ректор Коллегиума и учитель богословия и вместе игумен, а потом архимандрит Харьковского Покровского монастыря 286 ); в 1757 году архимандрит Мгарский 287 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Подобный же запрос был об иеромонахе Матфее (Головашкине) 2057 , Варлааме (Высоцком), все почти время, кроме последнего года, служившем во флоте 2058 , и Льве Горицком, также все время служившем во флоте 2059 . Препятствий со стороны Монастыря не встретилось и двое были посвящены во игумены: иеромонах Лев – в Селижаров Монастырь, где и оставался до кончины в 1729-м году 2060 , иеромонах Матфей в Сновицкий Монастырь, где в следуюшем году был «отставлен» 2061 , а о посвящении иеромонахов Иосифа и Варлаама в Успенский Гремячий и Николаевский Перемышльский Монастыри предоставлено решение учинить архиепископу Сарскому Леониду 2062 . В 1728-м году, в декабре, послан наместником в Иверский Монастырь иеромонах, служивший во флоте, Герасим Гороховский 2063 . В 1729-м году к нему экономом – иеромонах Феодосий Вологодский 2064 , который вскоре и занял его место, так как иеромонах Герасим был отпущен в 1730-м году в Псковскую епархию, к преосвященному Рафаилу, для определения во архимандрита Мирожского Монастыря 2065 . В 1729-м году, по письму Псковского епископа Рафаила, послан настоятелем в Крынецкий Монастырь, Псковской епархии, отбывшиий с 1721-го года 5 кампаний во флоте иеромонах Иона (Медведев). В 1730-м году в этом Монастыре был уже новый настоятель 2066 . В 1734-м году посвящен во архимандрита Спасо-Ярославского Монастыря иеромонах Карион (Голубовский), только что отпущенный из Александро-Невского Монастыря в Смоленск, к месту прежнего служения, после кампаний во флоте, где он был обер-иеромонахом. В ноябре, в виду посвящения чередного архимандрита в архиереи, он назначен «достодолжное при чредослужащем архиерее, до прибытия определенного на 1735-й год чередного архимандрита, священнослужение исправлять», с производством и оклада жалованья в 500 рублей, «а в которые дни чредослужения исправлять не будут, тогда во время синодальных сессиев для присмотрения в производстве дел заседать ему в Святейшем Правительствующем Синоде». Из Спасо-Ярославского он в 1737-м году был переведен в Новый Иерусалим, отсюда в 1743-м году – в Саввин Сторожевский, где и значится по 1752-й год 2067 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Со времени внесения в Сибирь христианства иконами снабжали ее преимущественно торговцы из Владимирской губернии. Привозные ими иконы по сие время носят название Суздальской работы, а продавцов в Иркутской губернии не называют иначе, как суздалами, вероятно, потому, что первые выходцы с сими изделиями были из Суздальского уезда. Не видно, чтоб привозные на продажу иконы подвергались предварительно осмотру со стороны духовной. Святитель первый обратил и на это внимание. В марте 1729 г. явился в Иркутск Володимерского уезда Палежской волости, вотчины Дмитрия Иванова сына Бутурлина, села Палеха, крестьянин Андрей Петров с братьями Михайлом Андреевым и Борисом Козминым, имевшие уже предварительный сбыт икон в Тобольске, и не прежде получили дозволение продавать иконы в Иркутской епархии, как по предъявлении Архиерейскому приказу о количестве их (икон по предъявлению было 73) и по их освидетельствовании. Для освидетельствования Преосвященный назначал поповского старосту Прокопиевского священника Ивана Петрова, поставляя ему в обязанность на основании указа 1722 г. октября 11 дня осмотреть, нет ли чего по раскольническому учению написанного, и вообще, можно ли те иконы пустить в продажу. Свидетельствовавший доносил, что икон действительно 73 и ничего противного церкви в написании их не усмотрено. Тогда разрешена их продажа. В 1728 г. Иркутский край страдал от засухи, а в 1729 г. беспрерывный дождь лил все лето. Оканчивался июль, но ведро не сменяло ненастья. Святитель предписал по всем градским иркутским церквам прилагать за литургиями молитвы о ведре, напечатанные в требнике, и совершал ко Всеблагому Господу молебствия об отвращении Его праведного гнева. Были в 1729 г. на рассмотрении Преосвященного новые случаи скоропостижных смертей и разрешались согласно принятому им единожды навсегда правилу. Посольского монастыря вкладчик Алексей Шешурихин лежал в монастыре больной опухолью, и от той болезни пожелав себе льготы, принял поутру внутрь пареного табаку и к вечеру 7 апреля умер. А как по справкам оказалось, что Шешурихин минувшую четыредесятницу у исповеди и Св. Причастия был, то Святитель разрешил погребсти неосторожного при церкви Посольского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Санкт-Петербург. Домовая церковь Рождества Иоанна Предтечи при бывшем Первом кадетском корпусе. Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:1744. Архитектор:Дж. Трезини Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, Университетская наб., 15 Координаты: 59.938733, 30.295942 Проезд:метро " Василеостровская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ при 1-м кадетском корпусе (упраздненные церкви ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА и БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при дворце кн. А. Д. Меншикова) В 1703 Петр I подарил Васильевский остров своему любимцу – кн. Александру Даниловичу Меншикову (1673–1729). Уже через два года в усадьбе князя отмечена Воскресенская „полотняная церковь“, перенесенная с Преображенского острова. Вернувшись в 1710 после пятилетнего отсутствия в столицу, генерал-губернатор Ингерманландии начал по проекту итальянца Дж. М. Фонтана возведение пышного четырехэтажного дворца, законченного девять лет спустя. В западном крыле дворца, в бельэтаже, на половине жены князя Дарьи Михайловны, урожд. Арсеньевой, до 1725 действовала небольшая домовая церковь Благовещения, которую затем перенесли в Воскресенский храм. В 1732 иконостас из нее передали в Андреевскую церковь (собор ап. АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО), а позже – в соседнюю Трехсвятительскую (приходскую церковь ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ Грузинского православного прихода). Рядом с дворцом 23 ноября 1713, в именины князя, в присутствии Петра I с супругой, была освящена мазанковая церковь Воскресения Словущего, стройная колокольня которой с курантами „о четырех кругах“ заметно выделялась среди немногих тогдашних строений Васильевского острова. По словам Берхгольца, церковь была „внутри хорошо расписанной и позолоченной“ и считалась, наряду с Троицким собором, одной из красивейших в новой столице. По словам другого путешественника, „внутри имеется несколько вырезанных из дерева скульптур и кафедра“. Церковь простояла до 1729, когда была закрыта. В следующем году ее разобрали.

http://sobory.ru/article/?object=11217

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010