В 1707 г. Петр I направил карательную экспедицию во главе с полковником Ю. Долгоруковым, что повлекло кровавые стычки. В апреле 1709 г. по прибытии Петра I в Черкасск, К.Булавин был казнен, а голова его водружена на колу. Обитель не только принимала, но и снабжала казаков снаряжением для несения царской службы. После смерти устроителя Антония в 1711 г. принявшим схиму перед кончиной, отношения с казачеством осложнились. Игуменом в столь не спокойное время для монастыря был Феодосий. Войсковая канцелярия в Черкасске утвердила его строителем Усть-Медведицкого монастыря. В 1712 г по челобитной игумена Феодосия за монастырем утверждается, для прокорма (обители) рыбная ловля на р.Дон от Усть-Хоперского рубежа до Хованского перелаза. Если насельники пытались приобрести, что-нибудь для монастыря, то сами же казаки отнимали у монастыря землю, распахивали сенокосы, на что игумен Феодосий жаловался Войсковой канцелярии, которая помогла устранить обиду лишь на короткое время. После смерти Феодосия в 1719 г (в схиме Феодосии), правил его преемник игумен Илларион до 1729 г., после ушел на покой и скончался в 1733 г. (в схиме Илия). С 1729 г. монастырем управляет игумен Игнатий, при нем отношения монастыря обостряются с казаками Островской и Глазуновской станицами, причиной стал развод земли. В 1733 г. атаман приказал казакам при разводе земель столбы межевые вырыть и отказать монастырю во владении сенными покосами. Дерзость казаков переходила все границы морали, игумену Игнатию пришлось отправиться в Петербург и добиться восстановления прав монастыря на спорные владения. По указу императрицы Анны от 28 февраля 1734 г., было предложено возвратить монастырю, его прежние владения по старым грамотам войсковых атаманов. На запрос: “Отчего прежнее межевание оставлено, и столбы вырыты, и земля отнята ”, было произведено следствие и 18 августа 1734 г. была выдана новая войсковая грамота, утверждающая границы владении, правда, значительно урезанных по сравнению с 1716 - 1729 гг. После смерти игумена Игнатия 1738 г.

http://sobory.ru/article/?object=01036

В январе 1729 года Святейший Синод вновь возбудил тот же вопрос, причем писал, что из Верховного тайного совета и из Высокого Сената поступают в Синод от людей всякого звания многие просьбы о пострижении их в монашество, но Синод " опасен " разрешать их за неимением высочайшего указа. И на это ответа не В 1730 году по запросу Правительствующего Сената о количестве свободных вакансий в монастырях Москвы о Сретенском монастыре сказано, что свободных мест к пострижению вновь не В делах 1734 года находится реестр, учиненный духовной дикастерией о монахах, постриженных и принятых после указа: в Сретенском монастыре показаны семь монахов, при этом постриженных после 1723 года и принятых из других монастырей после 1725 года не Из дел Синода можно узнать о пребывающих в то время насельниках Сретенского монастыря следующее. Иеромонах московского Сретенского монастыря Александр 15 марта 1722 года был переведен в Александро-Невский В ведомости об иеромонахах московских монастырей в декабре 1726 года в Сретенском монастыре в игуменство Исаакия (1726 г.) числятся иеромонах Иаков (62 года), иеромонах Адриан (66 лет), иеромонах Серафим (40 Иеромонах Серафим был в 1727 году отправлен в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь как " искусный в Священном Писании и годный не только к священнослужению, но и к занятию настоятельских должностей " , в числе десяти лучших иеромонахов московских Многие иеромонахи Александро-Невского монастыря того времени переводились во флот. В январе 1728 года он был определен в Ревельскую эскадру. 19 февраля иеромонах Серафим прибыл и был назначен на корабль " Крейсер " Иеромонах Адриан: 19 марта 1729 года братия Воскресенского Череповского монастыря (21 человек) подала прошение в Святейший Синод о назначении к ним игумена иеромонаха московского Сретенского монастыря Адриана. 28 марта 1729 года пришло определение Святейшего Синода о назначении его игуменом в этот монастырь и предписано посвящение в игумены совершить преосвященному Леониду, архиепископу Сарскому. Прибыв в монастырь, игумен Адриан 17 февраля 1730 года

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

120 Беседы Митр. Михаила. Спб. 1827 – 1823. О М. Михаиле Москвитянине 1843 г. Об Амвросии М. Платон говорил: если бы я писал так, как пишет он: то вся Россия сходилась бы слушать меня. Словарь достоп. людей, I, 39 – 41. Другие проповедники: Гавриил Бужинский († 1731 г.) и Симон Лагов Рязанские Епископы, Тихон 2 Воронежский († 1783 г.); М-ты Гавриил († 1801 г.) и Амвросий († 1818), Протоиерей Иоанн Леванда († 1814 г.), Августин Архиеп. Москов. († 1818), Иннокентий Еписк. Пензенский († 1820) (См. Словарь М. Евгения, Сопикова Библиогр. 4, 424–430). Снегирева жизнь Августина, М. 1824 г.), Замечательны также проповедники Елизаветы: Амвросий Юшкевич Архиеп. Новг., Стефан Калиновский Еп. Псковский и Архиеп. Новгор. Арсений Могилянский Митроп. Киевский, Сильвестр Кулябка Еписк. Костром. и Архиеп. Новгород. Арсений Мацеевич Митроп. Ростовский (Сопикова Библиогр. 1,205 – 220). Слова и Речи М. Филарета, Т. 1. 2. 3. М. 1845. 2-е Изд. 1848. в 2 Т. 122 Посошков: «все они (лютеране, паписты раскольники) от истинного христианства совратились и бродят вси, яко козлята, по непроходимым дебрям и по неудобным восшествию стремнинам». Изд. Погодина стр. 13. М. 1840 г. Указ 31 июля 1722 г. повелевал не выпускать из России иностранцев, принявших православие. Петр, узнав, что Татищев, бывший за границею, превратно толкует Писание в разговорах, наказал его палкою из своих рук, приговаривая во время ударов: «не соблазняй верующих честных душ; не заводи вольнодумства, пагубнаго благоустройству; не на тот конец старался я тебя выучить, чтобы ты был врагом церкви». Голиков. 124 Epistola apologetica contra Stephanum Javoracium ad quendam amicum Mosquae morantem, a Buddaeo Jenae. Буддей умер 29 нояб. 1729. В лейпцигских ученых актах помещена была бранная рецензия на книгу Яворского в мае 1729 г. Эта рецензия, вероятно, прислана из России: иначе в мае 1729 г. могли ли знать за границею, что «Новгородский Архиепископ (Прокопович) признал эту книгу недостойною одобрения к печати», как пишет, однако, рецензент?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В начале 1729-го года и Соснин стал просить уволить его от службы при Монастыре в прежнюю команду, и был отослан в инженерный корпус при письме архимандрита Петра уже «генерал-лейтенанту» Декулону 24-го января 1729-го гола. В своем прошении об увольнении Соснин прописывал, что он «по должности своей из семинаристов нескольких человек обучил Арифметике, Геометрии и Тригонометрии» 2531 . Скяда прослужил 4 гола; четвертый год по инерции, без контракта, и в октябре 1729-го года просил произвести с ним окончательный рассчет содержанием «для приуготовления в предбудущий отъезда его путь» 2532 . Ои имел «непременно намерение и желание свое ехать в отечество свое, в Греческую землю, в Чефалонию» 2533 . При расчете оказалось, что не по всем пунктам был выполнен со стороны Скяды контракт. Не было никаких сведений о разборе монастырской Библиотеки, не было и «месячных и годовых репортов», «только подана от него, профессора, в ноябре 1727-го года ведомость, какова спрашивалась указом, и послана в Святейший Синод, о состоянии той Невской Школы и о содержании учеников с начала оной по ноябрь 1727-го года» 2534 . Расчет, однако, был произведен без вычетов и Скяда был отпущен с паспортом беспрепятственно 2535 . При отъезде он продал Монастырю своих 88 книг на иностранных языках, преимущественно Греческом и Латинском, за 60 рублей. Среди этих книг, содержания разнообразного, были собрания сочинений некоторых классических и Христианских писателей и несколько лексиконов 2536 . Школа осталась без учителей, и, по сообщению историка духовной школы в Петербурге Чистовича, «семинаристы занимались канцелярскими и другими монастырскими делами, протверживая, под руководством подьячих, старые уроки Грамматики и Арифметики». Окончившие учение были «распределены по епархии». Трое, для дальнейшего образования, поступили в ученики к архитектору. Оставшимся в Школе воспитанникам предписано было Канцелярией Александро-Невского Монастыря «обучаться твердейшего и лучшего письма и приказиых дел в Канцелярии за добрым надсмотрением, в церковь Божию в воскресные, праздничные и прочие торжественные дни для чтения и пения, а в Семинарию, где повсегда иметь трапезу и ночлег, по все дни для учения Арифметики и Пения ст. первого часа по полудни ходить и обучаться им до вечера неотменно» 2537 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1720 году боярин Федор Петрович Шереметев передал Новоселки по наследству своему племяннику – флотскому капитану Василию Васильевичу Шереметеву. Капитан неожиданно скончался в 1729 году, а уже через год его вдова Ирина Федоровна (урожденная Ромодановская) решила построить по обету в своей вотчине «селе Егорьевское Новоселки тож» новую деревянную церковь. Желание вотчинницы было удовлетворено духовными властями, однако строительство затянулось на долгие семь лет: лишь в 1737 году новое здание было освящено. Строительство церкви в Новоселках проходило на фоне тяжелого финансового положения Ирины Федоровны. Капитан флота Василий Васильевич Шереметев скончался в 1729 году в возрасте всего 38 лет. Вдова осталась без средств с малолетними детьми и, более того, с большими долгами, с заложенными деревнями и имениями. О бедственном положении Шереметевой можно судить по тону ее собственного письма, которое она направила лично императору: «В нынешнем 1729 году июля 6 числа волею Божиею мужа моего не стало, а после него остались великие долги у разных чинов людей взяты, в которых им заложены его, мужа моего, вотчины под малыми деньгами, не против того, чего они стоят, и на те вышеописанные заложенные вотчины, приспевает по закладным мужа моего сроки в самом близком времени и я, нижайшая, опасна, что по закладным мужа моего такие бы заложенные вотчины не отошли впредь и от детей моих от чего мне, нижайшей, с детьми моими не придти в конечную нищету и разорение». Ирина Шереметева просила царя дозволить продать три вотчины: нижегородскую, симбирскую и подмосковную, а по другим, также заложенным, отсрочить срок платежа до совершеннолетия детей. Верховный тайный совет решил дело несколько иначе. Опекунство над малолетними сиротами Василия Васильевича Шереметева взяли на себя их дяди Иван Федорович Ромодановский и Иван Шереметев, а также дедушка Василий Шереметев. На оплату долгов было решено продать только одну нижегородскую вотчину и двор в Петербурге, а остальные имения закрепили за детьми до совершеннолетия.

http://sobory.ru/article/?object=03504

гор. Ярославля, род. в 1696 г., «из студентов», в 1727 г. принял монашество и получил иеродиаконство, в 1731 г. был посвящен в иеромонаха Коринфским митрополитом Митрофаном, в лавре (неизвестно когда). 80 5)   Палладий (в миру Петр) Городецкий, мещанский сын из г. Львова, род. в 1697 г. «из студентов», в      1727   г. принял монашество, в 1728 г. был сделан иеродиаконом и в 1731 г. иеромонахом, 19 января 1742 г. 81 6)   Гервасий Савицкий, «мужичий сын» из м. Воронкова, род. в 1703 г., «из студентов», в 1727 г. принял монашество и в 1729 г. был иеродиаконом. 82 7)   Гавриил Краснопольский, казачий сын из г. Каменца-Подольского, род. в 1690 г., «из литератов», в 1727 г. принял монашество и был сделан иеродиаконом, в      1728    г. был посвящен в иеромонаха белгородским епископом Епифанием Тихорским 83 . Впоследствии он был игуменом Змиевского (подчиненного лавре) монастыря 84 , а потом законоучителем кадетского шляхетного корпуса в С.-Петербурге и архимандритом Московского Симонова монастыря 85 .                        8)   Иустин Илляшевич, священнический сын из г. Львова, род. в 1692 г., «из студентов», в 1728 г. поступил в монашество, в 1732 г. был рукоположен в иеродиакона, в 1734 г. 15 августа в иеромонаха и был отправлен в Москву, («в московского синодального управления канцелярию») 86 ; впоследствии он был первым учителем суздальской латинской семинарии и экзаменатором суздальской епархии 87 . 9)   Мартиниан Лобач, сын дворовых служителей из польск. гор. Вишенкович, род. в 1690 г., был студентом, в 1728 г. пострижен в монашество, в 1729 иеродиакон, в 1731 г. иеромонах, в 1740 г. (во время междуархимандрии) был послан на игуменство в Змиевский (подведомый лавре) монастырь, где 27 октября 1741 года 88 . 10)  Митрофан Косач, казачий сын из г. Погара, род. в 1704 г., был студентом, в 1728 был пострижен в монашество в заграничном Заворовском монастыре, в 1729 г. был посвящен в иеродиакона холмским епископом (униатом) Иосифом Левицким , в 1732 г. иеромонах и 8 февраля 1733 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

28 Описание сие издал в Париже 1664 г. в 4 листа: F. Franciscus Combefis in originum rergamque Constantinopolitan manipulo. О явлениях ангела там на стр. 245 и 252; а по списку у Бандурия в его книге Imperium Orientale, издан. в Венеции 1729 г. Том I. С 60 и 61. 30 Кедрина Деялния церковные и гражданские. Русск. Перев. напечат. в Москве 1794 г. лист 72 и 76. 31 Так полагали и западные историки. Павел дьякон Аквилейский, VIII века историк, в Истории своей lib. I, pag. 25 пишет о новой Софийской церкви; exstruxit quoque idem princeps (Iustinianus) intra urbem Consmanminopolim Christo Domino, qui est sapientia Dei Patris templum, quod Græco vocabulo ΑΓΙΑΝ ΣΟΦΙΑΝ id est, sanctam sapientiam nominavit, cujus opus adeo cuncta ædificia excellit, ut in totis terrarum spatiis huie simi1e non poffit inueniri. 33 Св. Игнатий в послании к Слирнянам, Св . Амвросий о вере в книге I, гл. 15. Августин о граде Божии книга 17, гл. 20 34 Амвросий в I книге о вере, гл. 15; Св. Афанасий в 5 слове к арианам; Анастасий Никитский в 40 вопросах из Св. Писания. 35 Св. Игнатий в послании к Филипписеям. О прочих западных см. Cornelii а Lapide Commentar. in proverbial Solomonis, cap. 9. 37 Поэма Павла Молчальника на греческом языке с переводом латинским и Дю-Канжево изъяснение оной под названием Descriptio Ecclesiæ san tæ Sophiæ: Conftnatinopolitanæ tt c. напечатано в собрании Византийских историков при конце истории Иоанна Киннама, в Венеции 1729 г. в лист. Но недавно (1822 г. в Лейпциге) профессором Фридер. Грефе (Græfe) издана сия поэма гораздо полнее и исправнее Сам Дю-Канж в книге своей Conftantinopolis Chriftiana издан. в Венеции 1729 г. в лист, поправил во многом свое описание сей церкви, изданное при упомянутой поэме, и присовокупил план и фасад. Между Византийскими описаниями сего храма замечательно также довольно пространное одного неизвестного сочинителя XI века, выше уже упомянутое, изданное в Париже 1664 г. Франциском Комбефисом in Originnun Conftantinopolitanarum manipulo и Анселмом Бандурием в Венеции в книге его Jmperium Orientale, tom I, где много любопытных замечаний о сем храме выписано и из новейших путешественников Жиля, Грелота и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

8 января Горохов подал о сем прошение Иркутскому владыке, который в ту же минуту написал резолюцию: «дать указ и пошлины не брать». А назавтра Горохов расписался в получении самого указа. Сколько бесчестна была в очах Святого Иннокентия смерть скоропостижно отходивших от сего света сынов противления Святой Церкви, не радевших об очищении себя исповедью и приобщением Святых Таин, тем более умиравших от винопития, и сколько бесчестным подобный исход хотел Он представить в очах своей паствы, в такой же мере готов Он был оказать всякий возможный почет оканчивающим жизнь хотя без последнего, по обстоятельствам, предсмертного напутствия, но ранее не забывшем долга очищения жизни установленными Таинствами. В первых числах декабря 1728 г. на пути из Якутска скончался в Орленской волости селенгинский посадский человек Иван Пахомов, а при смерти своей завещал, чтоб свезти его в Селенгинск и похоронить у Покрова Пресвятой Богородицы. Душеприказчик Пахомова иркутский посадский Ларион Григорьев Полутов передал завещание умершего Преосвященному Иннокентию 9 января 1729 г. Справка показала, что Пахомов был исполнительный сын церкви и как прежде, так и в год своей смерти исповедовался и приобщался у селенгинского Покровского священника Иоанна Георгиева. Преосвященный разрешил тело перевезти в Селенгинск и предписал священнику Иоанну погребсти у означенной церкви с отпеванием по обычаю христианскому. Откуп! Магическое слово с незапамятных времен для губернских и провинциальных канцелярий. Откуп и в 1729 г. выступает с противодействием попечительности архипастыря Иннокентия об улучшении народной нравственности, так же, как и в начале прошедшего 1728 г. причинил Ему глубокое огорчение в лице Глазунова. В январе 1729 г. игумен Посольского монастыря Иов с братиею и с вкладчиками донесли Преосвященному, что ныне-де из Иркутской ратуши от управителей присланы целовальники и позволено-де от них, чтоб у нас у монастыря, у котцов, быть винной продаже. А указом-де из Тобольской земской конторы было предписано, чтоб за морем откупных каштаков и винному курению не быть, и которые вновь построены, и у нас на Посольску на Никитиной речке был каштак, и с того каштака у монастыря были винная продажа в 1723, 724 и 725 гг., и оным вышепоименованным указом та винная продажа отрешена и каштак разорен, и впредь быть не повелено.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

239 . Mouradgea d " Ohsson A. C. Histoire des mongols, depuis Tchin-guiz-Khan jusq " a Timour-Lanc. Paris, 1824. T. 1. 240 . Naruszewicz A. S. Historia... Adama Naruszewicza narodu Pol-skiego z rekopisma Biblioteki Pulawskiey i Josefa Hrabi Siera-kowskiego. Warszawa, 1780–1786. 6 t. 241 . Nicephorus. Breviarium historicum, de rebus gestis ab obitu Mauricii ad Constantinum usque Copronymum 242 . Nicephorus Callistus Xanthopulus. Ecclesiastica historia libri decem et octo. Francof., 1558. 243 . Notitiae graecorum episcopatuum/Corpus byzantinae historiae [scriptorum]. 2 ed. Venetiis, 1729–1733. 30 v. 244 . Oderbom P. loannis Basilidis Magni Moscoviae ducis vita. Spirae, 1581. 245 . Oecumenius. Commentaria. Lutetia Parisiorum, 1630–1631; To же: Lutetia Parisiorum, 1631 246 . Ongenes. Contra Celsum. 247 . Ovidius Naso P. Tristia. 248 . Pagi A. Critica historico-chronologica in universos annales ecclesiasticos eminentissimi et reverendissimi Caesaris cardinalis Baronii. 249 . Peutingeriana tabula itineraria quae in Augusta Bibliotheca Vindobonensis nunc servatur adcurate exscripta. Vindobonae, 1753 250 . Philostorgius. Ecclesiasticae historiae a Constantino M. Ariique initiis ad sua usque tempora, libri. XII. [Genevae], 1642 251 . Photii Bibliotheca/Ex recensione Immanuelis Bekkeri. Berolini, 1824–1825. 2 t. 252 . Plinius Secundus C. Historiae naturalis libri XXXVII. Parisiis, 1723. 2 v. 253 . Procopius Caesariensis. De aedificiis imperatoris Justiniani/Corpus byzantinae historiae [scriptorum]. 2 ed. Venetiis, 1729–1733. 30 v. 254 . Procopius Caesariensis. De bello Gothico/Corpus byzantinae historiae [scriptorum]. 2 ed. Venetiis, 1729–1733. 30 v. 255 . Procopius Caesariensis. De bello Persico. 256 . Ptolemaeus C. De Geographia libri octo. Basileae, 1533. 257 . Ptolemaeus C. Geographia universalis, vetus et nova. Enarrationis libros VIII. Basileae, 1545. 258 . Rohrbacher R. F. Histoire universelle de l’Eglise catholique. Paris, 1842–1849. 29 v. 259 . Rufinus Tyrannius Aquileiensis. Historiae ecclesiasticae libri duae/Tyrannii Rufini Aquileiensis presbyteri Opera omnia quae de suo elucubravit ... novissime recensuit, correxit, edidit J.-P. Migne. Parisiis, 1849 (Patrologiae cursus completus. Series prima (latina). Accurante J.-P. Migne T. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 1743-голу пострижены в монашество отставные солдаты: с именем Геннадия Гаврила Егорович Скуридин, сын подьячего Воронежской епархии города Ливни, 64-х лет, живший при Монастыре «в разных послушаниях по обещанию своему» с 1726-го года 2039 , и именем Климента Калина Кириллов, сын монастырского Старорусского крестьянина 2040 . Рядом с вызовом новых монашествующих шли перемены в наличном составе по духовным степеням. За недостатком иеромонахов к отправлению во флот предписано в1725-м году посвятить во иеромонахи бывшего при обер-иеромонахе Иустине (Рудзенском) во флоте иеродиакона Исаию 2041 . В 1729-м году посвящены были во иеромонахи иеродиаконы Август  Ростовский 2042 и Павел Полтавский 2043 . Рукоположен во иеродиакона в 1729-м году монах Ианнуарий. В мире Иосиф Заблоцкий, сын Киевского мещанина, он родился в 1696-м году, «измлада был в школах в Киеве, в Могилове и во Львове», – до Логики, в рясу пострижен в Выдубицком Монастыре в 1719-м году, в мантию посвящен в 1727-м году в Невском 2044 . В 1737-м году, с разрешения Святейшего Сунода, иеродиакон Ианнуарий (Заблоцкий), произведет, во иеромонаха, а также «бывший в папежской религии кармелитом» монах Венедикт (Кормелин Лисневский) 2045 . В 1738-м году иеродиакон Варнава (Лисневский) 2046 . В 1739-м году посвящены во иеромонахи иеродиаконы Иона Нежинский 2047 и Варсонофий Даниловский, в мире Василий, сын священника церкви города Зарайска Василий Васильева, родившийся в 1697-м году, постриженный в монашество в Московском Новинском Мопастыре в 1721-м году и рукоположенный во иеродиакона в Дапиловском Монастыре в 1723-мгоду 2048 . В 1740-м году посвящен во иеромонаха иеродиакон Аресний. В мире Андрей Силин Баранинков, сын казака города Изюма, родился в 1687-м году, был дьячком при соборной церкви в Изюм», в 1729-м году пострижен в Святогорском Успенском Монастыре, через 3 года получил иеродиаконство 2049 . В 1741-м году производон во иеродиакона монах Феофил (Краснопольский), взятый в Монастырь в 1739-м году из Смоленского Аврамиева училищного Монастыря, где он проходил курс Богословия, прерванный за кончиной учителя, и был кафедральным проповедником.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010