«Прочее же Бог мира и любве да пребывает в вас, и наше недостойное благословение. Июня 17 дня 1729 года.» Мог ли Великий Петр думать, что из распоряжения Его, конечно на глубоком в свое время соображении основанном, предоставлявшего управление Нерчинским Успенским монастырем строителю и его преемникам, а не архимандритам и игуменам, выйдет крайний беспорядок, прекратившийся только тогда, когда монастырь поставлен в законную зависимость духовной власти? Но в то время, как настоятель Нерчинского Успенского монастыря Игумен Нафанаил находился в Иркутске, обитель посетило нещастие; 24 Июня сгорела в ней теплая деревянная церковь . Оставшийся за настоятеля монах Варсонофий, донося об этом Преосвященному, виновником пожара выказал пономаря монаха Серапиона, который как человек вельми старый, и глазами неисправный, нося с квасоварной поварни в церковь угли для кадила, заронил их в церковной паперти. Впрочем из церкви успели все церковное достояние вынести. Преосвященный пономаря, бывшего причиною пожара единственно по простоте своей, и при том имевшего плохое зрение, от пономарства велел отставить и назначить ему иное послушание, и тем с своей стороны дело кончил. Когда Игумен Нафанаил возвратился из Иркутска в обитель, то но исследовании дела на месте, в декабре того 1729 года, представил Преосвященному, что по показанию братства церковь сгорела от неосторожности пономаря, но подлинно ли дело было так, как доносил Его Преосвященству Варсонофий, он игумен заверить не может, и просил благословения Святителя построить в Успенском монастыре вновь теплую деревянную церковь , потому что в каменной в зимнее время служить трудно, разве в Воскресные и Праздничные дни, и то Литургию, а утренню и вечерню настоит надобность отправлять и отправляют во столовой, где хлеб ядят, ибо все монахи престарелые и одеянием скудные, и стужи терпеть не могут. Изложив далее, что церковь на счет казны построить не возможно, потому что в монастыре в хлебе и деньгах скудость не малая, и лесу на постройку в близости не имеется, просил пожаловать позволение присылаемым из Успенского монастыря монаху Кириаку, и при нем двум вкладчикам Ивану Опрокидневу да Ивану Худякову произвести от доброхотных подаяний на погорелое место сбор за морем, и в Селенгинску и Иркутску, кто что порадеет ради своего душевного спасения и поминовения своих родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Третие: Которыи поженились в седьмой и шестой степени запрещенной, тех не разлучать же ради вышеписанных обстоятельств и примеров; но позволить сожитие с великою епитимиею ожинившимся в 7-й степени, а женившимся в 6-й степени с большею сугубо. Четвертое: ожинившихся во 2-й, 3-й, 4-й и 5-й степенех запрещенных, тех всех развесть, ради ближнего кровосмешения, и для того – и немного их обретается, и некоторые от них недавно, некоторыи же бездетны; и за погрешение их, им в наказание, прочиим же в страх и обережение, знатную наложить епитимию, какую святейший правительствующий синод рассудит. Пятое: Закон церковный о запрещенных брацех в духовном и плотском сродстве подтвердить указом из святейшего правительствующего синода и из высокого сената и оные указы публиковать в церквах, а в них прописать, что ежели кто дерзает жениться в запрещенной от церкви степени, таков без всякой надежды разлучен будет и наказан судом духовным и гражданским; мощно же и штраф знатный денежный назначить или ино что для большего страха и пресечения зла. Сие худшее мнение мое высокому благорассуждению вашего святейшества подвергаю всенижайше. Смиренный Гедеон епископ смоленский». Св. синод, по получении следствия с „мнением» епископа по делу смоленских шляхтичей, отложил его рассмотрение. В числе причин отсрочки рассмотрения дела были, между прочим и главным образом, политические обстоятельства времени. Мы упоминали, что на смоленское дело было обращено внимание верховного тайного совета. Но совет с сентября 1729 года был встревожен событиями в жизни императора Петра II, окончившимися его смертью в январе 1730 г. Затем наступило время восшествия на престол императрицы Анны Ивановны; а в марте 1730 года совет был уже упразднен. Верховный совет, обязавшись рассмотреть дело о браках смоленских шляхтичей вместе со св. синодом, в тех обстоятельствах, в каких он находился в 1729 и 1730 годах, не мог заняться смоленским делом; а синод, в виду таких обстоятельств, не находил надобности подвергать проверке и рассмотрению представленное ему епископом Гедеоном следствие и заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

3325 . – 22 ноября. О доставлении в Правительствующий Сенат сведений о приходе и расходе сборных с вотчин денег 34 По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, имея рассуждение, что сообщённым Святейшему Правительствующему Синоду Правительствующего Сената ведением требовано известия: 1) Синодальной Команды с патриарших, и архиерейских, и монастырских вотчин, которые сбираются в казну за определением дачи в архиерейские дома и монастыри. 2) Патриарша Дворцового Приказа об оброчных и приказчичьих доходах. 3) С церквей данных. 4) Казённого Приказу с церковных земель. 5) С венечных памятей и куда оные отсылаются. 6) С венечных же памятей, положенных в гошпиталь. 7) Патриарша Казённого монастырского Приказу пошлинных неокладных сколько на 735, 736 и 737 годы в сборе и затем в доимке. 3326 . – 24 ноября. О смягчении взыскания за небытие у присяг с лиц малороссийского происхождения По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав взношенную из Санкт-Петербургского Духовного Правления выписку лейб-гвардии Преображенского полка церкви Преображения Господня о священнике Иоанне Комаровском, который по следованию о присягах сказал: у первой-де 1730 года присяги в верной службе Её Императорскому Величеству в настоящее время он не был для того, что в декабре 1729 года месяце отпущен был в Сибирскую губернию в город Тобольск для свидания с отцом его, тамошнего Знаменского монастыря архимандритом Геннадием, откуда возвратился в Москву уже в 1731 году в генваре месяце, в которое время, доколе он был в пути, та первая присяга и минула, только-де в 1734 году при произведении его, Комаровского, во священство, когда-де он духовнику своему то у присяги небытие объявил, тогда-де к той присяге приведён и на присяжном листе подписался; а вторую-де 1731 года состоявшуюся присягу в верности ж Её Императорскому Величеству и по ней Её Императорского Величества высоким наследникам чинил он в Москве, будучи в Спасском Училищном монастыре школьным учеником; в настоящее время по справкам же явилось: что он, Комаровский, в декабре 1729 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Типография была описана и в ней оказалось инструментов и типографских материалов на 970 рублей и книг по «истинной» цене на 3.369 рублей, а с разосланными в кредит на 5.746 рублей, по продажной цене на 7.514 рублей 2769 . Ликвидирование Александро-Невской Типографии затянулось до 1729-го года, когда, наконец, все наличное ее имущество, – 2 печатных стана, типографские материалы и запасы книг, – были сданы от Типографии иеродиакону Ианиуарию, «для хранения в каменной келье», в августе 1729-го года. Часть типографских принадлежностей – на 100 рублей – была передана Сенату, чистая бумага – на 142 рубля – поступила в монастырскую Канцелярию 2770 . Затем, книги, хранившаяся у иеродиакона Ианнуария в библиотечной палате, рассылали частями управителям для продажи «в тамошних странах», как это было в 1730-м году, когда к Тверскому управителю послано было книг на 105 рублей 2771 . Из типографских служителей 4-м дозволено было отправиться в Москву. 1 из них предпочел остаться служителем в Монастыре и определился к серебренническому делу, другой, Никита Милюков, был на некоторое время задержан по касавшемуся делу о пристанодержательстве беглой девки 2772 . Типографские инструменты и материалы, за недостатком денег в Типографии и Монастыре, не были отправлены в Москву еще и в начале сентября 1728-го года 2773 . В 1728-м году, при учреждении Типографии, в ней было 2 стана и 6 гартовых азбук: библейная, евангельская, Арсеньевская, Греческая и две Воскресенских, – весом до 85-и пудов и ценностью до 380-и рублей; кроме того, типографских инструментов и разных принадлежностей тиснения на 650 рублей. При Типографии был большой склад книг: Букварей, Блаженств евангельских с прибавлениями, Поучений, Пращиц духовных, Феатронов исторических, Изображения пунктов Александро-Невского Монастыря, Исповедей, Указов о раскольниках, раскольнических Вопросов, всего 6.055 экземпляров на сумму 3.368 рублей по заготовительной цене. Продажная цена, иногда почти совпадавшая с заготовительной, большею частью была по сравненпо с ней двойною, а в иных случаях и тройною. В данном случае продажная цена составляла сумму 5.215 рублей 2774 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Василий , в исх. XV века. Гермоген , строит., 1599. Давид , 1609. Иоанн , 1621. Елиссей , 1633. Аффоний , 1634, а 8 мар. 1635 хирот. в митрополита Новгородского. Авраамий , в апр. 1635. Илия , 1639–43. Варсонофий , в февр. 1644. Леонид , 1646–52. Антоний , 1658–62. Сильвестр , в сент. 1665. Ефрем , 1669 и 70. Нафан определён 20 сент. 1674; 1677 (sic). Паисий , в авг. (sic) 1688. Моисей , 1688 и 89, 90. Иосиф , 1702–6, в июле (sic) 1712. Варлаам , на Песках (sic) 1706–10. Вениамин (строит.) 1709–13. Иосиф определён 17 авг. 1713–15, 25 окт. уволен. Корнилий 25 окт. 1715 определён; 1718 уволен. Диомид определён 18 мар. 1719, а в июле 1720 бежал. Аарон 10 мар. 1721 перев. из Угрешского; до 1725. После в Карашском. В 1725 был уничтожен, и монахи выведены в Карашский; возобновлён 1727. Феофан (строит.) определён 18 авг. 1727; до 1729. Пахомий , с 26 апр. 1729–32, 19 дек. отказался. Иосиф определён 26 июля 1733. Иосиф , казначей, 1736–39. Никодим , строит., 1740. Боголеп , строит., 1741–49, 12 дек. уволен, за болезнью. Лука , строит., 1750–51. ? Гурий , 1752. Боголеп Городецкий , архим., перев. из Дмитровского Борисоглебского, 20 июня 1762–64. 49 Борисоглебский, на Песках, в Переяславле-Залесском, возобновлён (совсем опустевший) в 1642 г. Упразднён в 1764 г. [III, 423.] Строители Адриан , возобновитель, 1642–44. Серапион , 1653. Авраамий определён 10 июня 1653. Сергий (Боровского на Песку, sic) определён 22 авг. 1659. Иоасаф , в янв. 1659, 1660, 1662–1664. Варсонофий , в окт. 1671. Герман , 1673. Адриан , 1693–1704. Герман , около 1714. Иоаким определён 26 янв. 1721 и февр. Варлаам , в апр. 1726, (1728?) Филагрий , в мар. 1738. Филарет , 1742. Алимпий , 1762–64. 50 Антоновский, в городе Покрове, в 1679 приписан к дому патриаршему; существовал в начале XVIII века. [VI, 944.] Игум. Варлаам , 1643 (sic). Покровского Антонова, в Аргуновской волости: Игум. Елиссей , 1506–16. – Феогност , 1527. Строит. Сергий , 1634. Покровского, (в городе Покрове, какого?): Игум. Авксентий , 14 авг. 1761 перев. из Вязниковского Благовещенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синода, «в такой же силе и вспомоществовании до кафедры Киевской в правлении духовных дел был неотреченным, и о том бы указ учинить». Св. Синод, по прошению архиепископа Варлаама, приказал: «о случающихся духовных в той Киевской епархии с его преосвященством делах, преосвященному Иоакиму, епископу переяславскому, иметь братолюбное согласие, по правилам святым». 890 Указ о взаимном братолюбном согласии между киевским и переяславским архиереями едва ли имел силу. По крайней мере архиепископ Варлаам и епископ Иоаким скоро расстались далеко не друзьями. После назначения епископа Иоакима (8 июня 1730 г.) в Воронеж, архиепископ Варлаам подал на него донос (13 октября 1730 г.) Св. Синоду в расхищении имущества переяславского дома. Следственное дело затянулось, быть может потому, что сам Варлаам, как известно, через месяц лишен сана. Все «братолюбное согласие» между ними, кажется, ограничилось совместным посвящением В Киево-Софийском соборе Межигорского архимандрита Арсения (Берло) в сан епископа могилевского-белорусского, при участии черниговского епископа Ирадиона, и в освящении в том же 1729 г. 14 августа соборной Успенской церкви в Печерской Лавре, возобновленной после пожара. Для характеристики отношений Переяславского коадъюторства и Киевской епархии с их архиереями не лишено интереса то обстоятельство, что ранее в период четырехлетнего междуархиерейства в Киевской епархии (с 1 июля 1718 г. по 14 мая 1722 г.), по смерти митрополита Иоасафа (Краковского) до назначения архиепископа Варлаама (Вонатовича), грамоты и указы по епархиальным делам Киевской митрополии посылались не на имя переяславского епископа – киевского коадъютора Кирилла (Шумлянского), но сначала на имя софийского наместника или казначея и приказных архиерейского дома; с 1721 г. они шли на имя управителей Киевской Духовной Консистории, а затем на имя консисторских судей. 894 То же самое наблюдалось в междуархиерейство в Переяславской епархии в начале 30-х годов XVIII в. Она управлялась не киевским архиепископом, как по смерти Шумлянского, а местной духовной Консисторией, учрежденной в конце 1729 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Потом Игумен Нафанаил, по должности закащика, обязанный собирать и представлять данные с вверенных заведыванию его церквей деньги, спрашивал Преосвященного, как поступить в отношении Успенского монастыря, в котором две церкви: Каменная во имя Успения Пресвятой Богородицы, и деревянная во имя Богоявления Господня, но данью не обложены? Преосвященный определил, на 1729 год взять, и на будущие годы брать с сих монастырских церквей по 8 рубля по 10 алтын, а именно: в казну архиерейскую 2 руб. 50 копеек, праздничных и придельных 20 к. столовых на певчих 30 коп. на приказ 20 коп. милостинных 10 коп. И сие распоряжение Преосвященного об обложении монастыря, привыкшего к независимости от духовного начальства, данными с церквей монастырских деньгами, вызвало новые неудовольствия обитателей и крестьян монастырских, движимых Варсонофием. Неуважение и непокорность новому настоятелю дошли до того, что в начале 1729 года Нафанаил вынудился с годовыми отчетами по заказным делам ехать в Иркутск для личных с Преосвященным совещаний, следствием которых было следующее от Святителя Иннокентия в Успенский монастырь послание: «Указ нашего архиерейства Успенского монастыря монахам, вкладчикам и крестьянам. Известно нашему архиерейству от достозерных персон учинилось, (а наипаче и от того монастыря Игумена Нафанаила, который в прошлом годе по просьбе вашей, а по благодати Всесвятого и Животворящего Духа, чрез нашу мерносгь произведен к вам во Игумена), что от монахов и бельцов наносятся ему укорительные бездельные слова, такожде и во многих случаях и монастырских трудах, которые для общей монастырской пользы бывают, чинитеся не послушны. Того ради Мы вас отечески увещаваем, и повелеваем, дабы вы оному Игумену Нафанаилу, яко отцу своему и начальнику во всем повиновалися, и без его повеления ничесо же действовали, и между собою, аки зверие, не ссорилися, под неблагословением Божиим и нашим. Аще противно будете чинить, и ежели от него на вас впредь будет в чем прошение, то таковый к ответу, по указам Е. И. В. взят будет в Иркутск.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аристархом. Черниговская летопись известна в 3 списках, доведенных до 1725 и 1750 гг. Она начинается сообщением об избрании в 1587 г. Сигизмунда III Вазы польск. королем и состоит из неск. частей, которые, как полагают, писал один человек (очевидно, на Правобережье Украины) до 1703 г., затем продолжали другие, и последняя часть была составлена еще кем-то в Чернигове. Межигорская летопись содержит ряд кратких сообщений о Межигорском в честь Преображения Господня мужском монастыре ; она была составлена в этой обители, возможно настоятелем Илией (Кощаковским). Летопись Подгорецкого мон-ря представляет вариант синопсиса, содержит выписки из документов, известия о местных монастырских событиях (текст до 1715 г., затем имеются записи 1726 и 1729 гг.). Запись 1729 г.- о смерти игум. Парфения (Ломиковского), при к-ром эта летопись и могла быть составлена. Известна еще Краткая летопись о событиях в Новороссии с 1765 по 1806 г., неизвестно кем составленная, она касается как местных, так и общерус. известий. Нижегородский летописец по неск. спискам был издан в XIX в. А. С. Гациским. Как выяснила позднее М. Я. Шайдакова, существуют 2 летописных памятника, к-рые следует различать: «Летописец о Нижнем Новгороде» (ЛНН, 3 списка) и собственно «Нижегородский летописец» (НижЛ, 29 списков, неск. редакций). ЛНН был создан в 50-х гг. XVII в. и представляет собой выписки из общерус. летописи с добавлением местных известий (со статьи об основании Н. Новгорода до статьи о моровом поветрии 1654 г.). НижЛ составлен не ранее 1655 г. в кругу нижегородского духовенства на основе ЛНН, Хронографа 1617 г., Воскресенской летописи и Степенной книги (в 2 частях: с основания города до 1422; в 1509-1540 с добавлением различных текстов в разных списках в основном местного содержания за XVII в., в поздних редакциях текст доходит до сер. XVIII в.). Л. на Вятке известно по нескольким редакциям «Повести о стране Вятской» (ПСВ), созданной в нач. XVIII в. в Хлынове и являвшейся компиляцией разного рода книжных и устных местных легенд; возможно, памятник составлен на основе какой-то местной летописи.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

д. – 14) Петр Гюарен (Guarin), нормандец, бенедиктинец из монастыря св. Мавра (1678–1729), Grammatica hebraica, 2 in-4°, 1724–1728, Lexicon hebraicum, 2 in-4°, 1746. – 15) Б. Уголини (B. Ugolini), ученый итальянец, Thesaurus antiquitatum sacrarum, complectens selectissima clarissimorum virorum opuscula, in quibus veterum Hebraeorum mores, leges, instituta, ritus sacri et civiles illustrantur, 34 in-f., Венеция, 1774–1769 (т. XXXIV заключает таблицу всей коллекции; Уголини отводит слишком много места раввинам). – 16) Мезенгюи (Mesengui) или Мезангюи (Mezangui), из Бове 1677–1763), Abrege de l " histoire et de la morale de l‘Ancien Testament, in-12°, Paris, 1728, часто было печатаемо; le Nouveau Testament traduit en francais, avec des notes litterales, 1729, 1752; Abrege de l " histoire de l‘Ancien Testament, 10 in-12°, 1735–1753, etc. – 17) Бьянкини (J. Bianchini), из Оратории (1704–1764), Vindiciae canonicarum Scripturarum vulgatae latinae editionis, in-f., Рим, 1740; Evangeliarium quadruplex latinae versionis antiquae, in-f., Рим, 1749. – 18) Вильгельм Шмип (Smits), францисканец (1704–1770), перевел самую большую часть св. книи на голландский язык по Вульгате, с введениями и очень ценными примечаниями. – 19) Губиган (Ch. Houbigant), из Оратории (1686–1783), Biblia hebraica cum notis criticis et versione latina, in-f., Париж, 1753–1754; он пытается исправить оригинальныи текст. – 20) Вутер (F. M. Wouters), Dilucidationes selectarum Sacrae Scripturae quaestionum, Вюрцбург, in-f., 1736; напечатаны y Миня C. C. S. S., t. XXIII и XXV. – 21) Guenee (1717–1803), Lettres de quelques Juifs a M. de Voltaire. – 22) Иаков Ле Лонг (Le Long), из Парижа, священник из Оратории (1665–1721), опубликовал Bibliotheca Sacra, seu Syllabus omnium ferme Sacrarum Scripturarum editionum ac versionum, 2 in-8°, 1709; пополненную Desmolets " ом, 5 in-f., 1723, и в особенности Masch’eм, 3 in-4°, Галле, 1778–1790. 205 . Протестантские и рационалистические комментаторы XVIII века 1 . Лютеранские. – 1) Иоанн Генрих Михаэлис (Michaelis, 1668–1738), Biblia hebraica, 2 in-4°, Галле, 1720, знаменитое издание; Uberiores annotations in Hagiographa V.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

– Варсонофий , 1857–69. 5 Спасо-Преображенский, Чебоксарский. [III, 692?] Строители Геронтий , 1671–74, дек. Сергий , 1676–79. Авраамий , 1682. Симеон , 1684–93, нояб. Игумены Мисаил (архим.) 1699. (Не из Юнгинского-ль?). Гермоген , 1703–8. Иона , 1721 и 22. Филипп , 1729. Фома , 1763 и 64. 6 Раифская Богородицкая пустынь, от Казани в 30 верстах, основана в XVII веке. Заштатная. [V, 663.] Игумены Авраамий , 1620. Иосиф , 1650. Савватий , 1670. Алексий , 1672 и 73. Иосиф , 1675. Феодул , 1678. Иосиф , 1686. Герман , 1691–96. Адриан , 1698 и 99. Феофил , 1700–3. Киприан , 1706. Варнава . 1707–14. Иорофей , 1715. Архимандриты Матфей , 1721–23. Иаков , 1729–33, 13 февр. сослан в Устюг. Герман , 1734, а 1737 бывший. Мисаил , 1736–39. Герман 1745–58. Созонт , 1763 и 64. В Симбирский Покровский? Геннадий Халчковский 1764 перев. из Седмиезерной пустыни, а 1765 – в Нижегородский Печерский. Хрисанф , 1765–67, перев. в Чебоксарский Троицкий. Виктор , 1767–69. Исидор , игум., 1769 перев. из Зилантова; до 1771. Созонт 1771 перев. из Симбирского Покровского; до 1775. Игумены Касторий , 1775–86, перев. в Седмиезерную пустынь. Иеракс , 1786. Иероним , 1791. Венедикт , 1794. Амвросий Сретенский , архим., 1802–5, перев. в Зилантов. Евстафий , архим., 1805. Виталий , 1806. Иларий , 1812. Аркадий , с 1819. Антоний , 1836. Амвросий , 1838; архим. 1843–48. Антоний , 1849–69. 7 Богородицкий, в Казани, основан в 1579 г. Ныне первоклассный. [III, 382.] Игуменьи Петронилла , 1582–84. Мария , 1588. Феодосия , 1631. Анфиса Левашева , в мар. (sic) 1643, 1646, апр. Ольга , в сент. 1652. Марфа Киреевская , 1654–56. Иулия , 1680 и 81. Марфа Воронова , 1699–1704. Марфа Соловцова , 1735–42; до 1764; † … Евдокия , 1764–78. Александра , 1778–80. София, княжна Болховская , 1801; † 5 (21?) апр. 1807. Назарета Шванвичева перев. из Тверского Рождественского, 1807–1822; перев. в Московский Алексеевский. Евфрасия , из Московского Алексеевского, 1822–1827. Евпраксия , 1827–47. ? Маргарита , 1848. Адрес-Календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010