60. ПРОСОДИЯ (греч. prosodia — ударение, припев), 1) то же, что стихосложение или стиховедение. 2) Подраздел стиховедения — учение о метрически значимых элементах речи (слогах долгих и кратких, ударных и безударных и пр.). 61. БААДЕР (Baader) Франц Ксавер фон (1765–1841), немецкий религиозный философ, врач, естествоиспытатель, представитель философского романтизма и неортодоксального католицизма. 62. ЭКЛЕКТИЗМ (эклектика) (от греч. eklektikos — выбирающий), механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. п.; в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение (использование исторических стилей в архитектуре и художественной промышленности 19 в.). 63. МАСИЙОН (Massillon) Жан Батист (1663–1743), французский проповедник. В 1681 вступил в конгрегацию ораторианцев; епископ Клермонский (с 1717). Сохранилось ок. 100 «слов», в т. ч. 10 наиболее замечательных — «великопостных». 64. БРЕННЕР (Генрих Brenner) — шведский пленник в Москве; родился в 1669 году в Вест-Ботнии; в 1697 г. провожал знаменитого Фабрициуса в Персию, но на обратном пути был задержан в Москве, как шведский подданный, и содержался там до Ништадского мира. В это время составил он на латинском языке извлечение из армянской истории Моисея Хоренского (напечатано в Стокгольме, 1725) и сочинил описание походов Петра Великого. Умер в 1732 году в Стокгольме, где был библиотекарем. 65. ШУБЕРТ (Schubert) Готтхильф Генрих (1780–1860), немецкий писатель и мыслитель-романтик. Роман «Церковь и боги» (1804). Философские трактаты «Взгляды на ночную сторону науки о природе» (1808), «Символика сна» (1814), «История души» (1830). 66. БУДДЕЙ Иоганн Франц (Buddeus Johann Franz, 1667–1729) редактировал Всеобщий исторический лексикон (несколько раз переиздававшийся и затем продолженный: Allgemeines historisches Lexicon, I-IV. 3 Aufl., Leipzig, 1730–1732; Fortsetzung des Allgemeinen historischen Lexici, 1-II. Leipzig, 1740).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Екатерина , в мар. (sic) 1738. Маргарита , 1740–43. Ксения , 1750–55. Евфросиния , 1763–78. Ираида , 1778–83. Евфросиния , 1788, 94. Аполлинария Николаева 2 мар. 1836 перев. в Александровский Успенский. Максимилла , 1840–46, перев. в Покровский. Митрополия , 1847–62. Евфросиния , 1863–69. 18 Покровский, в Суздале, девичий, основан около 1360 г. До начала XVI века нет о нём никаких известий. Ныне первоклассный [III, 85; V, 583; VI, 941.] Игуменьи Иулиания , 1513, 14–1526, 27 сент. Елена Шастова , старица, 18 янв. 1533, 1 мар. 1534. Парасковия Заболоцкая , в февр., июле, авг., нояб. 1539. Василиса , в мар. 1543–66, 70, апр. Леонида , 1578–87. Евникея , 1596 и 97. Ольга , 1602–1615. Феодосия , 1617–19. Иулиания , 1619–26. Елена , 1627–36, уволена. Евпраксия Басманова , 1636–44. Леонида , 1644–51. София , 1652–56. Сундулея Безобразова , 1656–58. Ираида , 1658–64, уволена. Евпраксия Нащокина , 1664–69, в нояб. уволена. Ираида (паки) 1669–76. Евпраксия (паки) 1677–82. Марфа , 1682–1700. Парасковия , 1700–1704. Марфа , 1710–18; 20 мар. отставлена. Маремиана , 1718–21. Ираида , 1722–29, уволена, за старостью. Маргарита определена из келарей 19 дек. 1729–38. Капитолина , 1740–43; (†, когда?). Александра , 1756–1761. Измарагда , 1763 и 64. Александра , 1765–68. Магдалина , 1768 и 69. Марфа , 1769–76. А натолия Тыртова , 1777–95. Елисавета , 1795–1810. Измарагда , 1811–21. Аполлинария , 1821–30. Варсонофия , 1830–38. Македония , 1838–45. Елисавета Лаврова 1844 перев. из Муромского Троицкого; 21 янв. 1846 перев. в Успенский Александровский. Максимилла , из Ризположенского, 1847–62. Митрополия , 1863–65. Евлампия , из Переяславского Феодоровского, 1866–69. 19 Феодоровский, под Переяславлем-Залесским, существует с начала XVI века; был мужской, а в 1667 г. обращён в женский. Ныне второклассный. [VI, 841.] Игумены Геронтий , 1511. Арсений , 1534. Макарий , 1551 и 52. Харитон , 1561 67. Сильван , 1588 и 89. Нифонт , 1598 и 99. Тихон , 27 нояб. 1608. Герасим , 1612–15. Гурий , 1616 и 17, 20 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Легко видеть, что даже открытое неверие не могло бы произвести большего опустошения в отношении к Слову Божьему, чем самозваные защитники его сделали своими собственными руками. Рационалисты уверяли, будто они ценят Библию, но только хотят спасти её от тех, которые неумело и слишком любят её. Наука гремела у ворот: её определения и решения должны быть приняты, Библия же, вдохновенная Духом Святым и данная Богом людям, как источник священного упования и утешения, должна быть оставлена! После этого нужно удивляться, почему рационалисты не только продолжали оставаться внутри христианской церкви, но даже присваивали себе право быть здесь! Ведь они были мятежниками, которые клялись защищать веру христианскую и Библию, но изменили своему первоначальному обещанию, а теперь даже были готовы сдать крепость её врагам! После этих предварительных замечаний о рационализме, перейдём к отдельным представителям его. Одним из первых представителей вольфианской школы был Карповий профессор в Веймаре, применивший принципы Вольфа к различным областям богословия. Божественное происхождение Библии, по учению Карповия, доказывается тем, что она вполне достойна Божественного авторства и совершенно согласна со свойствами Бога: премудростью, благостью и всемогуществом 44 . При всём том в таких рассказах св. Писания, которые касаются вопросов научного знания, нельзя найти точных истин. Целью Св. Духа было сообщить людям то, что необходимо для спасения, а вовсе не то, чтобы учить астрономии или физике. Впрочем, Карповий готов признать, что во многих точках между библейскими рассказами и научными фактами есть полное совпадение и согласие 45 . Иоанн Франц Буддей (1667–1729) занимает довольно видное место в истории лютеранства. Но роль его была довольно неопределённая, даже двойственная. Сам по себе Буддей был склонен к старо-протестантской ортодоксии, но, видя, как распространяется бурное течение рационалистического духа времени, он почитал невозможным препятствовать тому, чтобы пенистые волны этого течения вливались в его богословскую систему.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Мосгейм Иоанн Лоренц (1694-1755) – протестантский теолог и историк Церкви. Автор большого количества сочинений. Наиболее известны его лекции по гомилетике и цикл проповедей. Геллерт Христиан Фюрхтеготт (1715-69), немецкий писатель. Представитель религиозного просветительского морализма в " Баснях и рассказах " (1746-48), " Духовных одах и песнях " (1757). Кочетов Иоаким Семенович (01.09.1789 – 16.03.1854), протоиерей. Был воспитанником первого выпуска, а затем и профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, где преподавал на кафедре библейской и церковной истории. С 1841 г. – ординарный академик Императорской Академии наук. Несколько лет состоял законоучителем Царскосельского лицея. В разные годы протоиерей Иоаким Кочетов исполнял должность настоятеля, ректора Петропавловского духовного училища, был членом консистории, благочинным. Иннокентий (Смирнов) Иларион Дмитриевич (1784-1819), епископ Пензенский и Саратовский (с 1819 г.), доктор богословия, профессор СпДА. Помимо «Богословия деятельного», автор «Начертание библейской истории от древнейших времен до XVIII в.». Канонизирован в 2000 г. Буддей Иоганн Франц (1667-1729), протестантский теолог и филолог, писал против «Камня веры» митр. Стефана Яворского. Солярский Павел Федорович, (1803-1890) протоиерей, православный богослов. Окончил СПб.ДА (1829). Рукоположен в 1835 и с этого времени до 1880 служил в Университетской церкви. Параллельно преподавал в ряде средних и высших учебных заведений Петербурга, в частности., в главном Педагогическом. ин-те, где, будучи ординарным проф. (1850-59), вел курс богословия, логики и психологии. Был глубоким знатоком еврейского. языка. Плодом его многолетних исследований явился «Опыт библейского словаря собственных имен» (СПб., 1879-87, т.1-5). Так иногда называют не раз высказываемую Златоустом закономерность: чем больше у человека имений, тем сильнее он хочет приобретать их еще больше. Например: «Разве вы не знаете, что чем больше кто имеет, тем большего желает?»/XII:26/; «Как пьяные, чем больше вливают в себя вина, тем большей распаляются жаждой, так и сребролюбцы никогда не могут остановить этой неукротимой страсти, но чем более возрастает их имущество, тем сильнее разжигаются они корыстолюбием и не отстают от этой страсти, пока не низринутся в самую бездну зла»/IV:211/.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/12/...

Наконец, в помощь епархиальным архиереям по всем видам принадлежащей им власти даются еще лица с архиерейским же саном, так называемые епископы-викарии. Уже в древней церкви мы встречаем, наряду с городскими или епархиальными епископами, епископов сельских, которые назывались «хорепископы» (πσκοποι τς χρας). Они находились под властью городского епископа и с его согласия могли посвящать священников и других клириков к сельским церквам (ант. 10; Вас. Вел. 89). Но когда Лаодикийский собор в своем 57 правиле —330— запретил поставлять епископов в незначительных селах или городах, звание хорепископов начало теряться и, наконец, совершенно исчезло. Следуя древним примерам и вместе сохраняя соборное правило, запрещающее поставлять епископов в малых городах и селах, русская церковь дает старейшим епархиальным архиереям (митрополитам и архиепископам), а также тем, епархии которых слишком обширны, епископов-викариев. Звание викарного архиерея стало употребляться у нас только со времени Петра Великого, но предположение об их учреждении высказано еще на Большом московском соборе 1667 года. Первый викарий дан был в 1708 году новгородскому архиепископу с титулом епископа корельского и ладожского. Затем, по учреждении Св. Синода, предположено было дать викариев всем присутствующим в нем архиереям (указ 12 июля 1726 г.), но этот проект вскоре был оставлен (ук. 26 сент. 1729 г.). Только в царствование Александра II сознана необходимость учреждения викариатств в большинстве наших епархий, из которых многие по своему пространству гораздо обширнее, чем губернии. Викарии обыкновенно титулуются по одному из уездных городов епархии. Они имеют право производить причетников в своем уезде, а по поручению епархиального архиерея поставлять и священнослужителей. Им не положено иметь ни особенных кафедральных соборов, ни штатов, ни консисторий (ук. 13 апреля 1793 года). В отсутствии епархиального архиерея или в случае его смерти, до назначения нового, викарий вступает в полное отправление его должности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, в помощь епархиальным архиереям по всем видам, принадлежащей им власти даются еще лица с архиерейским же саном, так называемые епископы-викарии. Уже в древней церкви мы встречаем, наряду с городскими или епархиальными епископами, епископов сельских, которые назывались «хорепископы» ( πσκοποι τς χρας). Они находились под властью городского епископа и с его согласия могли посвящать священников и других клириков к сельским церквам (ант. 10; Вас. Вел. 89). Но когда лаодикийский собор в своем 57 правиле запретил поставлять епископов в незначительных селах или городах, звание хорепископов начало теряться и, наконец, совершенно исчезло. Следуя древним примерам и вместе сохраняя соборное правило, запрещающее поставлять епископов в малых городах и селах, русская церковь дает старейшим епархиальным архиереям (митрополитам и архиепископам), а также тем, епархии которых слишком обширны, епископов-викариев. Звание викарного архиерея стало употребляться у нас только со времени Петра Великого, но предположение об их учреждении высказано еще на Большом московском соборе 1667 года. Первый викарий дан был в 1708 году новгородскому архиепископу с титулом епископа карельского и ладожского. Затем, по учреждении Св. Синода, предположено было дать викариев всем присутствующим в нем архиереям (указ 12 июля 1726 г.), но этот проект вскоре был оставлен (ук. 26 сент. 1729 г.). Только в царствование Александра II сознана необходимость учреждения викариатств в большинстве наших епархий, из которых многие по своему пространству гораздо обширнее, чем губернии. Викарии обыкновенно титулуются по одному из уездных городов епархии. Они имеют право производить причетников в своем уезде, а по поручению епархиального архиерея поставлять и священнослужителей. Им не положено иметь ни особенных кафедральных соборов, ни штатов, ни консисторий (ук. 13 апреля 1793 года). В отсутствии епархиального архиерея или в случае его смерти, до назначения нового, викарий вступает в полное отправление его должности. § 78. Управление духовенства военного, придворного и служащего при посольствах

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Св. Козма Яхренский, основатель. Пахомий , 11 мар. 1477. Протасий , 17 февр. 1500. Игнатий , 1513. Артемий , 1581. Иоасаф , 1605. Иов , 1608. Иона , 1624. Иов определён 21 окт. 1625. (Наст. грам.). Александр определён 3 июня 1627, и 1628. Феодосий , 1636. Киприан определён 23 мая 1644; до окт. 1659. Иона Минин , 1662–64. Митрофан , из Золотниковской пустыни, 1665–75, перев. в Макариев Унженский. Кирилл , 1675–77. Сергий , 1682–93. Феоктист , 1699 и 1700. Герман определён в окт. 1700 и 1701, отрешён. Лукиан , (в авг.) 1702. Симон определён в дек. 1702; по 1716, отставлен. После в Пищуговской пустыне. Григорий Керженский , 1716–22. После в Дудине. Карион , 1722–25. (После казначей в Московском Даниилове). Виктор , бывший игум. Сновицкий, 1727–29, перев. туда-же. Иаков Польский определён 28 мая 1729–48. Архимандриты Павел определён в мар. 1749, а 18 июля 1754 сослан в Крестный. Товия , 1758 и 59. Ефрем , 1761–66. Манассия , 1766–73. Игумены Иринарх , 1773–80. Сергий , 1780. Нифонт , 1784–88. Арсений , в 1794, перев. из Вязниковского Благовещенского. Гавриил , 1798. Вениамин , 1802. Иоасаф , 1806. Иосиф Березин , 1811–1815, в сент. перев. в Юрьевский Архангельский. Гедеон , 1815. Пахомий , 1830. Амвросий , 1831–48. (В 1849 и 50 вакансия). Доримедонт , 1853–58. Аарон , строит., 1859–62. Герасим 14 апр. 1863 перев. в Вязниковский Благовещенский. Наум , 1863–69. 12 Василиевский, близ Суздаля, существовал в половине XIV века. 203 Далее о нём нет сведений. Заштатный с 1764 г. [III, 503; VI, 954.] Игумены Авраамий , 1582–85. Александр , 1598–1602. Иона , в нояб. 1605. Исаия , 1620–35. Феодосий , 1638–53. Архимандриты Савватий упом. в мае 1660, а 17 февр. 1661 перев. в Голутвин (sic). Герасим , в апр. 1664. Феодосий , в июле, нояб. 1667. Нафанаил 10 янв. 1671 перев. из Шуйского Троицкого. После в Шартомском мнтре. Гавриил 1676 перев. в Колязин. Феодосий , 1679–83. Александр , 1687. Питирим , 1693. Кириак , 1694–1700. В Юрьевском Архангельском? Арсений , с 1701 или 1702 (sic). Упом. в окт. 1708.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Трикратное и имя Ιисусово, пишемое сице: Ιисусъ и крестъ четвероконечный идоломъ, кумиромъ, стоящею на мст свят. Молитву Господи Ιисусе Христе Боже нашъ, помилуй насъ, новою молитвою, еретическою нарицающихъ и глаголющихъ по псалмхъ по дважды, а не по трижды, – и не глаголющихъ сея молитвы: Господи Ιисусе Христе Боже нашъ, помилуй насъ» и проч. Ясно, что здесь проклинаются лица, поносящие новоисправленные обряды. Не имея ни прямых, ни косвенных доказательств в подтверждение своего мнения о смысле соборных клятв, главари раскола в последнее время распространили между старообрядцами подложную присягу, составленную будто бы патриархом Иоакимом, напечатанную в беспоповщинской обители в Пруссии, которой некогда управлял инок Павел, впоследствии архимандрит Никольского единоверческого монастыря в Москве. Они из присяги 1720 года выпустили те слова и выражении, которые приведены нами здесь и которые ясно показывают, что проклятье произнесено на противников и хулителей церкви, а не за употребление ими старых обрядов. Вследствие такой переделки в «Чине», перепечатанном старообрядцами будто бы с присяги патриарха Иоакима, получилось проклятье в таком виде: «проклинаю всхъ, иже нын не крестятся тремя персты, а крестятся двумя персты» и прочее. Уж не из этого ли подложного источника черпают они свои «доказательства» и в настоящем случае? 309 Пятое. В 1726 году, – продолжают своё обвинение глаголемые старообрядцы, – Святейший Синод, рассмотрев отобранные у раскольников образа и в числе их отыскав икону Пресвятой Богородицы, перед которой изображён некто молящийся с двуперстным сложением для изображения крестного знамения, определением от 4 февраля того же года постановил: «Присланный от поручика Зиновьева с ветхими святых иконами, написанный пред образом Пресвятой Богородицы (без подписи) по раскольническому вымыслу, с изображением двуперстного сложения, кумир истребить немедленно» 310 . А в 1729 году от 28 июня, по делу о попе Евдокиме Михайлове, за сокрытие старопечатных книг и служение молебна для записного раскольника, лишённом сана и наказанного кнутом, а впоследствии раскаявшемся, Синод определил: «Сперва его испытать и буде никакого подозрения и сомнительства не окажется, то учинить ему, при всенародном собрании, очистительную присягу с публичным всех раскольнических лжеучений и суеверий проклятием» (Протоколы 1872–1873 годов, с.216). И ещё: в 1737 году 5 марта, по поводу взятых икон у бывшего в расколе крестьянина Даниила Кобелева, Синод также распорядился «Взятые образы, неисправно в перстном рук сложении написанные... призвав в синодальную канцелярию иконописца, в книжном художестве искусного, коштом оного Даниила Кобелева являющуюся неисправность заправить» (там же). Если бы, – говорят защитники раскола, – собор 1667 года не предал проклятью старые обряды, не могло бы быть таких распоряжений Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

783 …знаменитых " Предисловий " Вордсворта — Первое издание " Лирических баллад " (1798), сборника стихотворений У. Вордсворта и С.Т. Кольриджа, своеобразного манифеста английского романтизма, предваряло " Вступление " Вордсворта, лаконично сформулировавшего свою теорию поэтического языка и критиковавшего современных поэтов. Его взгляды пространнее изложены в известном " Предисловии " ( " Наблюдения " ) ко второму, дополненному изданию " Лирических баллад " (1800); в 1802 г. к нему добавлено приложение о " поэтическом языке " ; в этих эссе обосновывалась необходимость и суть реформы языка поэзии. 784 Джонсон, Сэмюел (1709–1804) — английский поэт, критик, эссеист; автор упоминаемых Элиотом поэм — " Лондон " (опубл. анонимно в 1738 г.) и " Тщета человеческих желаний " (1749); трагедии " Ирина " (1736, пост.1749), философской повести " Расселас, принц Абиссинский " (1759), " Жизнеописаний наиболее выдающихся английских поэтов " (1779–1781) о 52 поэтах, начиная с Авраама Каули (1618–1667), " Словаря английского языка " (1755), " Молитв и размышлений " (1785). 785 …влияние его друга Эдмунда Бёрка в политологии… — см. коммент. к " Заметкам… " . 786 Степни, Джордж (1663–1701), Уолт, Уильям (1663–1708) — английские поэты; первый сотрудничал с Драйденом; второй известен стихотворением " Отчаявшийся влюбленный " и тем, что поддержал начинающего А. Поупа; Драйден ценил его критические суждения. 787 Питт, Кристофер (1699–1748) — поэт, переводчик (1740) " Энеиды " Вергилия. 788 Ялден, Томас (1670–1736) — английский поэт. 789 Помфрет, Джон (1667–1702) — бедфордширский викарий, автор популярной в свое время поэмы " Выбор " (1700) — о преимуществах спокойной, достойной сельской жизни. 790 Блэкмор, сэр Ричард (1650–1729) — врач королевы Анны (правила с 1702 по 1714 г.), автор пространных эпических, героических стихотворений и философской поэмы " Творение " о Боге и божественном провидении, одобренной С. Джонсоном. 791 …Великолепное предисловие к Шекспиру… — имеется в виду предисловие " Разнообразные заметки к трагедии " Макбет " " к изданию Шекспира (1745).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

126 Святитель и здесь продолжает свойственное его богословию разделение «осуждающего закона» и «оправдывающего Евангелия». «Закона собственно есть обличать, немощь показывать и гневом Божиим устрашать законопреступников; Евангелия же дело есть: немощь врачевать, Христа-Врача показывать, утешать, страх отнимать и благодать Христову обещать» (27, 902). 127 Однако и Христовой Церковью , а не только ветхозаветной, проповедуется закон Божий, – «неисправным, чтобы они, устрашившись и очувствовавшись, в покаяние пришли; благочестивым истинным христианам, дабы по правилу его исправляли житие свое», – не препятствуя сохранению христианской свободы. 128 Этот вопрос по своей обширности и значимости предполагает отдельное рассмотрение. Но, с одной стороны, не имея возможности уделить ему больше внимания, чем это сделано, тем более, что он неоднократно становился предметом изучения и исследован весьма детально (см., например, об «источниках и пособиях» святителя Тихона: 33, 257–290), с другой стороны, не считая правомерным вообще не коснуться его, как имеющего отношение к теме работы, помещаем его краткое освещение в первой части заключения. 129 С идеями пиетизма святитель мог познакомиться, читая сочинения немецкого богослова и педагога А.Г.Франке (1663–1727) и его последователей, с идеями квиетизма – через проповеди знаменитого аббата (впоследствии архиепископа) Фенелона (1651–1715). Из других авторов на творчество святителя заметное влияние оказали И. Арндт (1555–1621), Ж.Б. Боссюэ (1627–1704), И. Мосгейм (1694–1755), Буддей (1667–1729) и др. Так, вопрос параллельных мест сочинения «О истинном христианстве» Арндта и творения с тем же названием святителя Тихона исследован, в частности, в труде свящ. Т.Попова (33, 283–287). 130 Так, говоря о милосердии Божием к падшему человеку, святитель пишет: «Мы согрешили Ему, но Он не токмо не отмстил нам, но и помиловал нас. Мы враги Его были, но Он не только не враждовал нам (Бог бо, яко благ, или паче сама благость, никогда не враждует – подчеркнуто нами), но и послал Сына Своего примирить нас Себе» (3, 282).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010