вмч. Георгия Победоносца. В ц. ап. Андрея сохранились 2 слоя византийской живописи (3-й четв. и посл. четв. XIII в.), в ц. вмч. Георгия - фрески кон. XV и XVIII вв. Иногда рядом строили храмы разных архитектурных типов: напр., двойная ц. мц. Кириакии в местности Гония, более древний сев. придел которой относится к типу «купольного зала» (XIII в., фрески XIII и XVIII вв.). Наиболее интересен комплекс из 4 храмов в Пурко, включающий 2 купольных зала (юж. и сев.-зап. приделы) и 2 однонефные сводчатые церкви (сев. и сев.-вост. приделы). Южный, древнейший (нач. XIII в.) и самый большой из храмов был посвящен вмч. Димитрию Солунскому и дал название всему комплексу. Сев.-вост. придел, видимо, посвящен Пресв. Богородице (XIII в.), северный - свт. Николаю Чудотворцу (кон. XIII в.), северо-западный (кон. XIII в., но позже северного) - арх. Михаилу или свт. Василию Великому. В ц. вмч. Димитрия 4 слоя живописи: XIII в. (вскоре после 1207), кон. XIII в. (видимо, принадлежит архидиак. Димитрию из Монемвасии), нач. XIV в. и 1707. В ц. Пресв. Богородицы также прослеживаются слои XIII и кон. XIII в. (вероятно, фрески 1-го слоя выполнены тем же мастером, что и изображения 1-го слоя в ц. вмч. Димитрия). Церковь свт. Николая Чудотворца (кон. XIII в.) расписал архидиак. Димитрий из Монемвасии в 1287 или 1302 г. Фрески сев.-зап. придела (кон. XIII в.) аналогичны работам этого мастера. Фресками украшались и пещерные храмы, напр. ц. мц. Софии близ Милопотамоса (росписи посл. четв. XIII в.; худож. Феодор). В поствизант. период на Китире преобладали небольшие однонефные сводчатые храмы: напр., церкви Пантократора (1545, с фресками XVI и XVIII вв.) и Пресв. Богородицы Орфани (XVI в., с фресками XVI и XVII вв.) в крепости Китиры (Хоры). Кифирские епископы Феоктист (? - 1110), Нил (? - 1122), Дионисий Стронгилос (ок. 1569 или 1572-1584), Максим Маргуний (1584-1602), Дионисий (Катилианос) (ок. 1609-1630), Афанасий (Валерианос) (1630-1636, впосл. митрополит Филадельфийский), Софроний (Пангалос) (1637-1648 или 1673/74), Макарий (Вениерис или Дармарас) (1656 или 1674 - ?), Филофей (Дармарос или Васмулис) (? - 1697), Нектарий (Вениерис) (1697 или 1699 - 1728 или 1729), Неофит (Левунис) (1729 или 1731 - 1751 или 1757), Никифор (Морморис или Марморис) (1758-1770), Григорий (Касиматис) (1771-1776), Неофит (Калуцис) (1776-1781), Анфим (Левунис) (1782 или 1792-1816), кафедра вакантна (1816-1824).

http://pravenc.ru/text/1841167.html

был отправлен к псковскому архиепископу Варлааму Леницкому «для обучения детей латинскому языку», в лавре (дата неизвестна) 89 . 11)   Маркелл Залиевский, мещанский сын из г. Краковца, род. в 1698 г., учился «русскому и латинскому писанию», в 1728 г. принял монашество и в 1732 г. был рукоположен в иеродиакона 90 . 12)   Антоний (в миру Антонин) Кувичинский, священнический сын из г. Будищ, род. в 1705 г., «учился русскому, латинскому, французскому и немецкому языкам», в 1731 г. принял монашество, 1732 г. был сделан иеродиаконом и иеромонахом, был учителем Киевской Академии и 23 февраля 1733 г. был отправлен в Москву 91 , где был префектом, и ректором Академии и архимандритом в Заиконоспасском монастыре, в каковом звании и скончался 10 апр. 1737 г. 92 . 13)    Никодим Рудзинский, шляхетский сын из польск. гор. Стрия, род. 1698 г., «из студентов», в 1729 г. принял монашество и тогда же сделался иеродиаконом, в 1732 г. иеромонахом и в 1738 г. отправлен, по указу, в Коломну, в 1744–1747 г.г.      был учителем Московской Академии, с 1747 г. законоучителем кадетского шляхетского корпуса, где и скончался в 1753 г. 93 . 14)   Иоанникий Соколович, мещанский сын из польск. мест. Городища, род. в 1694 г., «из студентов», в 1731 г. принял монашество, в 1731 г. был посвящен в иеродиакона и в 1732 г. в иеромонаха 94 . 15)   Иоасаф Руденский, мещанский сын из польского гор. Стрия, род. в 1703 г., «из студентов, учился русскому и латинскому письму», в 1730 г. принял монашество, в 1731 г. был сделан иеродиаконом и Х января 1739 г. был отправлен в С.-Петербургский кадетский корпус 95 . 16)   Виктор Сатарский, священнический сын из г. Гадяча, род. в 1705 г., «из студентов», учился русскому и отчасти латинскому письму, в 1729 г. принял монашество, в 1730 г. был сделан иеродиаконом; в 1740 г. «был взят по делу в Москву» 96 . 17)  Геннадий Дробецкий, «подпрапорский сын Харьковского полка», род. в Харькове в 1702 г., учился русскому и латинскому письму, в 1730 г. был пострижен в монашество игуменом Змиевского монастыря Тихоном, в 1732 г. (?) был рукоположен в иеродиакона белгородским епископом Епифанием Тихорским, 28 сентября 1735 г. 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Если же и сим догадом нашим ошибаемся, то покорно просим высокоблагороде ваше показать нам самую истинную того причину; а мы в том только пребываем известны, что сего 1734 года февраля 6-го дня высокоблагороднейший господин Ян Говий был, в погребу, и остаемся высокоблагородия вашего доброжелательные слуги и богомольцы. В подлинном подписался его преосвященства новгородскаго лекарь по-немецки, за новгородскаго и казанскаго архиереев и арихимандрита александроневскаго, понеже они грамоте не учились, по их прошению руку приложить. 1734 года, 10-го февраля», (Государств. архив. Опись дел Волынского. Реестр V. св. 3, стр. 299). 521 Томас Консе был с 1718 года пастором англиканской фактории в С.-Петербурге. В 1728 году Консе возвратился в Англию и в 1729 году издал в Лондоне сочинение под заглавием: The present state and Regulations of the church of Russia, London. 1729. После краткой истории русской церкви, в которой он доказывает необходимость и важность церковной реформы, сделанной в царствование Петра I, он поместил в своем издании Духовный Регламент в переводе на английский язык, повесть о смерти Петра Великого, сочиненную Фелфаном и несколько слов Феофана (на погребение Петра I, похвальное Петру Великому и на погребение императрицы Екатерины), на которые он смотрит, как на сокращенную историю Петровых деяний; – слово Гавриила Бужинского в день годичного поминовения Петра I 28 января 1726 года в переводе на латинский и английский язык; – эллегию Стефана Яворского к своей библиотеке и – объяснение некоторых русских церковно-иерархический названий (архимандрит, игумен, настоятель, иеромонах, протопоп, акафист и пр.). Между прочим, здесь напечатано письмо барона Гюйссена к Консе из Москвы от 12 сентября 1728 года в котором тот писал: Archiepascopo Novogrodiensi, amico nostroet patron communi, fasciculum tuum, quamprimum ocassio dabitur eum conveniendi, tradam, una cumquaestionibus, quas nobis dilucidandas misistri. Nullus dubito, quin desiderio tuo satisfacturus sit. Консе спрашивал, как видно из письма Гюйссена, об Остроге, острожском издании Библии и оригиналах этого издания, об исправлении Библии при Петре В., о разделении Евангелий и Посланий на зачала и почему не разделены на такие же зачала книги Ветхого Завета и Апокалипсис.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Князь Александр Михайлович , фельдмаршал, кавалер Святого Андрея и Святого Владимира 1 степени; рождение 17 ноября 1748 † 8 октября 1783; женат на княжне Дарье Алексеевне Гагариной, рождение в января 1724 † 18 мая 1798 Князь Дмитрий Михайлович, действительный тайный советник и Святого Андрея кавалер; учредитель Голицынской больницы в Москве, рождение 15 мая 1724 † 19 сентября 1793; женат на княжне Екатерине Дмитриевне Кантемир, рождение 19 ноября 1720 † 1 ноября 1761 Князь Борис Михайлович, рождение 1723 † 1726 Князь Николай Михайлович, обер-гофмаршал и Святого Александра Невского, кавалер, рождение 8 января 1727 † 2 января 1786; женат на Екатерине Александровне Головиной † 9 сентября 1769 Князь Андрей Михайлович, генерал-майор, рождение 15 августа 1729 † 23 февраля 1770; женат на княжне Елисавете Борисовне Юсуповой, рождение 27 апреля 1743 † 29 августа 1770 Княжна Мария Михайловна, рождение 18 февраля 1717 † 17 июня 1780, за генерал-аншефом князем Иваном Андреевичем Прозоровским Княжна Марфа Михайловна, рождение 19 февраля 1720 † 1749, за генерал-поручиком князем Сергием Фёдоровичем Хованским Княжна Прасковия Михайловна младшая, рождение и † 1722 Княжна Екатерина Михайловна, рождение 25 сентября 1723 † 22 авгута 1779, за фельдмаршалом графом Петром Александрович Румянцовым-Задунайским, рождение 1725 † 1796 Княжна Елисавета Михайловна, рождение 1725 † 1726 Князь Сергий Михайлович, тайный советник, рождение 1728 † 1762 Князь Михайло Михайлович, генерал-поручик, рождение 1731 † 17..; женат на баронессе Анне Александровне Строгоновой Князь Дмитрий Михайлович, полковник, рождение 21 декабря 1736 † 10 июля 1771 Князь Пётр Михайлович, генерал-поручик и Святого Александра Невского кавалер, рождение 15 декабря 1738 † 11 ноября 1775; женат па княжне Екатерине Александровне Долгоруковой, рождение 15 ноября 1745 † 26 марта 1770 Княжна Екатерина Михайловна, рождение 1725 † 1744 Княжна Анастасия Михайловна, рождение 17 сентября 1729 † 11 мая 1779, за гвардии майором Николаем Артемьевичем Загряжским

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Что же после этого оставалось делать расколу? По вопросу о переживаемом времени раскольники высказывались, как видим, разнообразно, и оказывается, что ни одно из высказанных мнений не было справедливо, и вот, в ближайшее последующее время был высказан новый взгляд по вопросу об антихристе, который вполне приближался к православному учению по этому вопросу, и лишь отчасти соприкасался с учением некоторых первых расколоучителей. Такое суждение по вопросу об антихристе высказал поморец Михаил Иванов Вышатин, тот самый Вышатин, подъячий из Вязников, который в начале 30-х годов XVIII века, по поручению Выговских старейшин, путешествовал в Палестину для отыскания «древнеправославной» хиротонии. Мнение свое Вышатин высказал в сочинении «Драгоценный бисер», написанном в 1729 году, о времени написания этого сочинения говорится в приписке в конце этой «книги» которая гласит следующее: «Сия книга, собранная от святого Писания Михаилом Ивановым Вишатиным в 1729 году мая 10-го, который был современник и собеседник Андрею Дионисьеву, и посланный в Грецию для изыскания состоящей там в неповрежденном благочестии церковной иерархии, и проживавший не малое время в Молдавии, и, наконец, имевший постоянное пребывание в некотором расстоянии от Выгорецкой пустыни в Березовской пустыни». По отзыву раскольнического библиографа Любопытного, Вышатин был «муж ученый, знатных талантов, ведущий греческий и латинский языки». По его словам, он «не раз торжественно поражал возникавшее» в Выговской пустыни «пагубное бракоборство, не раз изумлял своими глаголы собор Выгорецких старейшин» 3 . Теперь оказывается, что Вышатин возражал выговцам и по другому вопросу, именно – по вопросу об антихристе. Бывший беспоповец Григорий Яковлев, долго живший в Выговской пустыни, в сочинении своем «Извещение праведное о расколе беспоповщины», писанном в 1748 году, говорит, что выговцы по некоторым вопросам своего учения с течением времени стали отступать от ранее высказанных взглядов. Такое «отступление» замечалось, по его словам, и во взгляде выговцев на переживаемое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

На протяжении веков светские власти делали большие пожертвования Солотчинской обители. В XVII веке монастырь являлся крупнейшим землевладельцем на Рязаньщине. Ему принадлежало более 12 тысяч десятин пахотной земли (это более 8200 гектаров) и около 35 тысяч десятин лесных угодий; озёра с рыбными и бобровыми ловлями; многочисленные мельницы и пасеки. Обитель имела дворы и воскобойню в Переславле-Рязанском и собственное подворье в Москве. В XVIII-XIX веках монастырём по-прежнему управлял настоятель в сане архимандрита, но монастырская жизнь в этот период не была столь ярка и приметна, как в предыдущую эпоху. В 1720-1729 годах настоятелем Солотчинского монастыря был один из основателей Славяно-греко-латинской академии - первого высшего учебного заведения в России - Софроний Лихуд. Он  вместе со своим братом Иоанникием внёс большой вклад в развитие российского просвещения на рубеже XVII-XVIII веков. В 1720 году Софрония назначили настоятелем Солотчинского монастыря. Игуменство его складывалось не вполне удачно: монахи не приняли настоятеля-грека, поставленного не по их выбору, а по решению церковного начальства. Между Софронием и братией начались распри. Насельники отказывались подчиняться его распоряжениям, держали его под арестом в келье и даже, как рассказывали источники, покушались на его жизнь. В результате Софроний в 1729 году бежал в Москву, откуда вёл тяжбу с братией Солотчинского монастыря. Скончался просветитель в Новоспасском монастыре в 1730 году. Вклад Софрония и Иоанникия Лихудов в развитие богословия и российского прсвещения велик. Учёные греки составили учебники по грамматике, поэтике, риторике, логике, психологии и физике на латинском и греческом языках, положили преподаванию философии в России, подготовили множество проповеднических сочинений, воспитали первое поколение российских учёных. В 1735 году в обители закончили строительство колокольни Свято-Духовского храма. В 1741-1745 годах, наконец построили каменную ограду с северной и западной сторон. Много неприятностей доставляла река, подмывавшая монастырские стены. В 1768 году Ока размыла обрывистый берег, из-за чего обрушилась часть стен и Покровский храм, в котором находилось захоронение почитаемого святым князя Олега Рязанского и его супруги, княгини Евфросинии. Однако иноки успели перенести чтимые останки основателя монастыря в собор Рождества Пресвятой Богородицы. Вместе с ним обрушился и весь северо-западный угол монастыря с каменными стенами. После этого береговой откос был тщательно укреплён целой системой сложных каменных сооружений. Прошли годы, и в середине XIX века из-за размывания грунта вновь обрушилась западная угловая башня вместе с береговым откосом. Тем не менее, на свой страх и риск, на протяжении всего XVIII века велось строительство различных монастырских зданий на территории в непосредственной близости от речного косогора - так, например, на берегу реки Солотчи были сооружены каменный одноэтажный (на подклете) настоятельский корпус и здание братских келий.

http://sobory.ru/article/?object=00864

Колокольня соборная каменная, построена, по всей вероятности, между 1729-1733 гг.; так должно думать потому, что вскоре после 1797 г., когда была окончена постройкою каменная соборная церковь, и именно с 1703 г. все каменщики вытребованы были на работы в С.-Петербург, и с 1714-1729 гг. было Высочайше воспрещено по всему государству, кроме С.-Петербурга, строить каменные здания. Большой колокол весом в 780 пуд. слит в 1847 г., второй колокол в 400 пуд. Ограда вокруг соборной и Воскресенской церкви каменная, с чугунною решеткою и с тремя резными готической архитектуры воротами устроена с разрешения преосв. Гавриила в 1848 г. Внутренние стены главного храма в соборной церкви отделаны живописью и алебастровыми лепными украшениями в 1774 г.; придельные стены украшены живописью в 1816 г. К украшению же соборного храма могут быть отнесены две высокой работы священные картины, писанные академиком Ильей Ивановичем Щетининым: первая «Принесение Исаака в жертву», вторая «Ангел разрешает недоумение Праведного Симеона о возможности предсказываемого рождения Спасителя от Девы, обещая ему, что он сам увидит исполнение этого пророчества». Первая из этих картин пожертвована в собор самим И. И. Щетининым, а вторая коллежским советником С. Д. Ворониным. Утварь и церковная ризница находятся в хорошем состоянии. Все необходимое и приличное для богослужения есть. Причта при соборе по штату 1877 г. положено: один протоиерей, три священника, один диакон и четыре псаломщика. Дома собственные есть: у протоиерея каменный, у двух священников деревянные, у прочих членов причта ни домов, ни земли для постройки оных нет. Земли при соборной церкви ни усадебной, ни пахотной, ни сенокосной, ни лесной нет. На содержание священно-церковнослужителей получается: 1) по числу сельских при соборе жителей жалования от казны 366 руб. в год, 2) процентов с разных билетов 208 руб. 87 коп., 3) денежного дохода из братской кружки 1708 руб. 60 коп. и в пользу собственно церкви внесено разными лицами капитала 2265 руб.

http://sobory.ru/article/?object=00099

Святитель послал 17 июня 1729 г. следующую грамоту: «Указ нашего архиерейства Нерчинского Успенского монастыря монахам, вкладчикам и крестьянам. Известно нашему архиерейству от достоверных персон учинилось, а наипаче от того монастыря игумена Нафанаила, который в прошлом годе по просьбе нашей, а но благодати всесвятого Духа, чрез мерность нашу произведен к вам в игумена, что от монахов и бельцов носятся ему укорительные, бездельные слова, такожде во многих случаях и монастырских трудах, которые бывают для общей монастырской пользы, чинится непослушание. Того ради мы вас отечески увещеваем и повелеваем, дабы вы игумену Нафанаилу, яко отцу своему и начальнику, во всем повиновались и без его повеления ничесоже действовали и между собою яко зверие не ссорилися, под неблагословением Божиим и нашим. Аще противно будете чинить, и аще от него на вас впредь будет в чем прошение, то таковой к ответу по указам ее Имп. В-ва взят будет в Иркутск. Прочее же Бог мира и любовь да пребывает с вами и наше недостойное благословение». В ведение Иркутского архипастыря в 1729 г. поступила военная церковь Якутского полка, назначенного оберегать Китайскую границу. Полковник Бухгольц писал к святителю о полковом священнике иеромонахе Феофане Канарском: «пьянствует и напивается не в указные дни и дело свое не отправляет; в вел. пост на страстной неделе пил и непотребства чинил»; полковник просил прислать другого священника. Но в Иркутской епархии тогда мало было священников; притом по фамилии иеромонаха видно, что он был воспитанник Киевской коллегии, где образовался и св. Иннокентий. Потому святитель надеялся, что увещание его вразумит виновного. Он писал к нему: «честный отец Феофан! аще и недостоин ты такого честного названия, а достоин бесчестия, токмо за политику пишем. Как твоей образине не в укорство, что ты позван от Господа Бога о всем мире св. жертву приносить и пасти стадо словесных овец Его, о нихже истязан будеши и ответ даси в день страшного испытания, а ты того звания не содержишь, но безпрестани пьянствуешь и напиваешься пьян безвремеино, а дела своего не отправляегаь и чинишь многия бездельные непотребства, что видно от писания к нам превосходигельного господина полковника Ивана Дмитриевича и от слов честных персон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

22) Астраханская семинария. Попытки учредить Астраханскую семинарию относятся приблизительно к 1729 году, «В прошлом 729 году октября 28 дня в присланном доношении Варлаама (Леницкого), епископа Астраханского, объявлено, что по требованию Астраханских купецких людей заведена латинская школа и в ней определен до указу учитель ритор Петр Яскольский (а есть ли в ней ученики, не показано); однако ж требует, дабы для оного учения прислать в ту школу из латинских школ иного учителя, а жалованья ему давать они купецкие люди обещают денег по 100 рублев, хлеба по 15 четвертей, дров по 10 сажен. И по синодальному декабря 12 дня того же года определению, в оную школу послан из Московской Академии ученик Павел Горошковский». Но в 1730 году этой школы уже не было «за скудостию денежною» 576 ), хотя в 1731 году показано присягавших школьников 13 человек 577 ). Новая попытка учредить в Астрахани семинарию сделана была в 1739: году. 27 марта этого года тогдашний Астраханский епископ Иларион доносил Св. Синоду, что «для обучения священно и церковнослужительских детей словено-латинского диалекта ныне школа при Астрахани заведена, которых отыскался оному диалекту обучать и определен Астраханския Николаевския церкви диакон Петр Андреев сын Яскольский». Он начал обучать своих учеников аналогии 578 ). Это был тот самый Яскольский, который еще в 1729 году найден был нежелательным для замещения учительской должности. Св. Синод усомнился в педагогических способностях диакона Яскольского и предписал преосвященному Илариону навести о нем справки. Во иснолнение сего предписания преосвященный Иларион 30 октября того же 1739 года доносил Св. Синоду следующее: «помянутый диакон Яскольский в нашей консистории сказкою показал, что латинского диалекта аналогии, инфиме и грамматике обучался в Киеве в Братском монастыре, что на Подоле, у учителя Софийского монастыря иеромонаха Парфения Яновича в прошлых 1721, 722 и 723 годах, того ж диалекта синтаксиме обучался в Москве, в Заиконоспасском монастыре, у учителя иеродиакона Иерофея Езофовича в 724 году, пиитики обучался во оном же Заиконоспасском монастыре у вышеписаннаго прежнего учителя иеромонаха Парфения Яновича в 725 году, риторике в 726 году у учителя иеромонаха Софрония Мигалевича. А ныне во учрежденной при доме моем школе латинского диалекта обучать может, токмо до синтаксимы“ 579 ). Но эта первоначальная семинария, по-видимому, скоро упала и восстановлена была уже в 1778-м году 580 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Муром. Кафедральный собор Вознесения Господня. Вознесенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Муромская церковь во имя Вознесения Господня находится на пересечении главных улиц Мурома. Первое упоминание о храме на этом месте относится к 1573-1574 годам. Конечно, в то время храм был деревянным, он не раз горел и перестраивался. Церковь Вознесения Господня в нынешнем виде была построена в 1729 году на пожертвования бургомистра В. Смольянинова, комиссара О. И.Названова и бывшего подьячего А. Герасимова. Пятиглавая, трехапсидная с шатровой колокольней. Закрыта во второй половине 1920-х гг. В марте 1929 г. снесли церковные главы. 7 ноября в помещении закрытой церкви открыли школу 2-й ступени имени 12-й годовщины революции. До последнего времени здесь размешалась школа рабочей молодежи. Возрождение Вознесенской церкви началось в 1999 году, когда наместник Спасского монастыря освятил один из приделов. С 1 января начались богослужения. Конечно, до полного возрождения еще далеко, но уже восстановлена колокольня, с которой теперь слышен звон колоколов, а над куполом поднимается яркий золотой крест. Совсем недавно восстановили и купол с главами и апсиды. http://www.photosight.ru/photos/4199114/ Церковь Вознесения Господня в Муроме была построена в 1729 году на пожертвования бургомистра В. Смольянинова, комиссара О.И. Названова и бывшего подьячего А. Герасимова. Первое упоминание о храме на этом месте относится к 1573-1574 годам. Конечно, в то время храм был деревянным, он не раз горел и перестраивался. А муромским краеведом Н.Г. Добрынкиным было выяснено, что по епархиальному списку здесь прежде находился женский Вознесенский монастырь, хотя больше ни в каких источниках это не упомянуто. В храме было два придела: Вознесенский и Входоиерусалимский, устроенный несколько позже в приделе, пристроенном сразу после возведения основного объема храма. Каменное здание не отапливалось, поэтому службы здесь проводились только в летнее время, а для зимних богослужений рядом поставили «теплую» деревянную церковь в честь Иконы Владимирской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=01325

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010