В патриаршество Uoacaфa II Pycckaя Церковь продолжила обширную книгоиздательскую деятельность. В 1667 году вышли в свет «Сказание о соборных деяниях» и «Жезл правления», написанный Симеоном Полоцким для обличения старообрядческого раскола. Московским печатным двором были напечатаны «Поучения» преподобного Ефрема Сирина (1667); Служебник (1667); Богослужебное Евангелие (1668); Архиерейский Чиновник (1668); Чин освящения антиминса (1668); Следованная Псалтирь (1669); Триодь Цветная (1670, сверена с греческим подлинником); «Поучение святительское к новопоставленному иерею» (1670); Апостол (1671); Требник (1671); «Большой катехизис» и «Малый катехизис»; Постная Триодь (1672, вновь переведена с греческого). На Патриаршем престоле Uoacaф II npoбыл пять лет. Перед своею кончиной он написал прощальную грамоту, в которой оставляет всем мир, прощение и благословение. Скончался Патриарх 17 февраля 1672 года и похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Сохранилась «Книга чиновная о поставлении Московскаго и всея России Патриарха Иоасафа», написанная скорописью XVII века. На первых 12 листах содержится описание избрания, наречения и поставления в Патриархи, далее следует описание выдающихся событий жизни первоиерарха, посещений, обедов, жалований. Заканчивается книга описанием кончины и погребения святителя, списками настольной и духовной патриарших грамот (РГИА. Ф. 834. Оп. 1. Д. 1031). Исторические источники сохранили для нас изображения Патриарха ­Uoacaфa II: его портреты имеются в «Царском титулярнике» 1672 года, а также его копиях, датируемых семидесятыми годами XVII — началом XVIII века. Назначение Иоасафа настоятелем произошло по желанию братии монастыря в 1646-1647 гг., о чем, как тогда говорили, «бил челом» в Москве монастырский старец Варсонофий (Вельяминов). Это позволяет предположить, что Иоасаф подвизался в Антониевой обители уже несколько лет и был известен братии. Среди настоятелей Николаевского Антониева монастыря Иоасаф стал вторым игуменом с таким именем. По этой причине единственный пока историограф Антониевой обители игумен Анатолий (Смирнов) именует его Uoacaфoм II, устанавливая по документам монастырского архива его настоятельство в Анто­ниевом монастыре в 1647-1654 гг., но, что в целом характерно для исторических описаний монастырей второй половины XIX в., без ссылок на источники. В настоящее время известны три царские грамоты второй половины XVII в., в которых Иоасаф упоминается как игумен Николаевского Антониева монастыря. В несохранившемся Краснохолмском монастырском синодике 1685 г. за родом Патриарха Никона был указан род Патриарха Иоасафа. Делал ли Uoacaф II bkлaды в Николаевский Антониев монастырь, неизвестно.

http://patriarchia.ru/db/text/5899465.ht...

Один из них именовался Приказом духовных дел, или Патриаршим Разрядом. Здесь готовились настольные грамоты духовным лицам, получавшим рукоположение от Патриарха, благословенные грамоты на сооружение церквей, а также вершился суд над клириками и мирянами. Казённый приказ распоряжался сборами, поступавшими в Патриаршую казну. Дворцовый приказ ведал хозяйством Патриаршего дома; в его подчинении находились все светские чиновники Патриарха. Персонал приказов составляли духовные и светские лица. Казённым приказом заведовал архиерейский казначей, обыкновенно из монахов. В Дворцовом приказе сидели светские чиновники – Патриаршие бояре и дьяки. Патриарший Разряд до Большого Московского Собора 1667 года тоже находился в ведении светских начальников – боярина с дьяками и подьячими. Однако, Собор счёл неканоничным, чтобы духовные лица судились у мирян и постановил следующее: дела по обвинению клириков должны рассматриваться судьями в духовном чине. Патриарший Разряд после этого разделили на два отделения: одно, где остались сидеть бояре и дьяки, для суда над мирянами, другое – из духовных лиц – для суда над клириками. Освященные Соборы при Патриархах созывались реже, чем при автокефальных Московских митрополитах, но они оставались высшей инстанцией власти в Русской Церкви. Собор 1667 года своим постановлением напомнил о древнем каноническом правиле о двукратном созывании собора в течение года (37-е Апостольское правило). Самыми важными из Соборов XVII века были: Собор при Патриархе Филарете (1620 г.), подтвердивший сложившийся на Руси обычай перекрещивать латинян при их присоединении к Православной Церкви; Собор при Патриархе Никоне (1654 г.) об исправлении церковных книг; Собор 1656 года с клятвами на старообрядцев; Большой Московский Собор с участием Восточных Патриархов (1666 – 1667 гг.), подтвердивший клятвы на старые обряды и низложивший Патриарха Никона . В XVII веке особую остроту приобрёл вопрос об участии царя в церковных делах. Во взаимоотношениях патриаршей и царской власти переломный момент наступил при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне , когда бояре сумели убедить царя в том, что Никон, именовавшийся, как и царь, Великим Государем, представляет серьёзную опасность для самодержавия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Кроме вотчин в тот же период 1654–1667 годов пожаловано и приобретено к монастырю следующее недвижимое имущество: к Иверскому монастырю пожаловано в 1654 году (в Сентябре подворье Хилендарского Афонского монастыря в Китае городе) и в 1665 году (в Июне) данная из Земского Приказа на пожалованное за городом (за Яузою) огородное место, принадлежавшее Боярину Никите Ивановичу Романову, в последствии, по основании Воскресенского монастыря, место это числилось за обоими монастырями по полам, по отобрании же его под стрельцов дано Воскресенскому монастырю загородное место для огородов за Петровскими воротами Боярина Федора Григорьевича Ромодановского (данная на это место из Земского Приказа 1665 года). По основании Воскресенского монастыря Патриарх дал ему для устройства в Москве подворья на приезд властей, стоявшую без пения в Китае городе, церковь Воскресения в Панех с церковною землею (данное из Земского Приказа 1657 г., в Октябре), в том же 1657 году (в Октябре) поступили в ведение монастыря (данная 1659 г. в Декабре) лавки, данные вдовой Оксиньей Юдиной в церковь Воскресения в Панех на содержание причта. На Соборе 1667 года возник вопрос об вотчинах трех монастырей строения опального Патриарха. По многих рассуждениях и пререканиях решено: «монастыри, яже монах Никон, во время Патриаршества своего, построил и основал, кроме совета всего Освященного Собора: Иверский, Крестный и Воскресенский, прошения ради Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея России Самодержца, отныне в монастыри вмениша и утвердиша в чине правильно созданных монастырей. И его Великого Государя жалования вотчины, которые даны Никону монаху и приписные его строения к монастырям, и «купленные», и тем вотчинам Великого Государя жалованья и купленным быти неизменно, Никона же монаха за монастырями его строения, к которому монастырю, которая вотчина доведется по рассмотрению (Патриаршая жалованная грамота на вотчины Воскресенского монастыря 1668 года). А которыми вотчинами Великий Государь пожаловал его, Никона монаха, строения в монастыри Иверской, в Крестной и в Воскресенской, и на те вотчины Великий Государь пожаловать велеть дать свои Великого Государя жалованные грамоты вновь, как ему, Великому Государю, Бог известит (Доп.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

7 Дионисий Ареоп. о священноначалии; Св. Киприан посл.69 (Богосл. Макар. ч.II, стр.154); Маргар. житие Златоуста л.154; Симеон. Солун. кн.1, гл77 и кн.2, гл.88; Тактик, сл.14, л.72.; Игнат. Богон. посл.3 к Филадельфянам; Тертуллиан против Маркиона (Богосл. Макар, ч.II, Все сказанное о м. Амвросие впоследствии мы обстоятельно доказали в нашей статье: «Был ли и остался ли предан старообрядческому митрополит Амвросий». 8 Впоследствии мы ясно увидели, что сами старообрядцы, чрез усвоение обрядам непрекосновенности и неизменяемости, вводят новый догмат, не бывший никогда в православной церкви и посему составляющий ересь нововводства. 10 Глаголемые старообрядцы нынешнего времени обыкновенно утверждают, будто бы начало отделения их от церкви последовало вследствие произнесения Макарием, патриархом Антиохийским, в Москве 1656 г. и Московским собором 1667 года, клятв на содержащих старые обряды, и что клятвы произнесены прежде, а потом последовало отделение. Но старообрядцы прежнего времени утверждали противное. Известные братья Денисовы в книге своей, известной под названием «Российский Виноград», свидетельствуют, что Павел, епископ Коломенский, по окончании собора, бывшего в 1654 году, на котором обсуждался вопрос об исправлении книг, вместо своей подписи на соборном акте написал проклятие следующими словами: «Аще кто от обычных преданий св. кафолическия Церкви отъимет или приложит к ним, или инако развратит, анафема да будет» (статьи о Павле, еп. Коломенском и его сподвижниках: Иване Неронове, протопопе Аввакуме, Федоре диаконе и других, см. в Российском Винограде). Правда, в действительности, еп. Павел на Соборном акте не написал вымышленного Денисовыми проклятия, как свидетельствует сохранившийся подлинный соборный акт, а сделал только оговорку относительно устава о поклонах (См. Деяние Моск. собора 1654 г., изд. Братства св. Петра митр. Москва 1873 г. л.21), тем не менее и оговорка эта уже представляет признак сопротивления, которое вслед за собором в других действиях обнаружилось в такой степени, что патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Zaharo...

автограф и много списков XVIII-XIX вв.). Начинается с 1192 г., общерус. известия заимствованы из «Краткого Российского летописца с родословием» М. В. Ломоносова; основным источником был Устюжский летописец 1746 г., дополненный известиями др. летописцев. Существует 2-я редакция, доходящая до 1779 г. ЛЛВ был использован штаб-лекарем Я. Я. Фризом для составления в 1793 г. «Исторического и физического описания областного города Устюга Великого». Летописец Ивана Слободского составлен в 1716 г. певчим Вологодского архиерейского дома, содержит исключительно местные известия, сохранился в 2 редакциях (нач. 1147 г., окончание соответственно - 1676 г. и 1654 г.). Редакция 1654 г. составлена не ранее 1782 г. Вологодский летописец известен в одной рукописи, охватывает события с 862 по 1770 г. Очевидно, составлен в Спасо-Прилуцком мон-ре. До кон. XV в. текст близок к Погодинской летописи, далее - к нек-рым общерус. летописцам XVII в. Двинской летописец, составленный в Холмогорах в 70-80-х гг. XVII в., известен в неск. редакциях. Охватывает события с 1397 по 1682 г. Ряд списков Краткой редакции, связанной с воеводской канцелярией, продолжает текст, описывающий в основном местные события 1682-1705 гг. Пространная редакция, исходящая из окружения архиепископа, оканчивается на 1750 г. Среди событий XVIII в. подробно рассказано о приезде царя Петра I в 1702 г. в Холмогоры и об освящении в его присутствии новой церкви в Архангельске. Подробно перечислены выборы бурмистров в городскую ратушу и выборы в городской магистрат. Пинежский летописец (открыт А. И. Копаневым) составлен в 1661-1667 гг. в семье крестьян-староверов Поповых, известен в 2 списках. Использует разнообразные источники о Смуте, в т. ч. «Сказание» Авраамия (Палицына) , включает также оригинальные местные известия. К кратким монастырским летописцам XVII в. относятся, напр., Летописец Кириллова Белозерского мон-ря 1604-1617 гг., наиболее известный Соловецкий летописец (Летописец Соловецкого мон-ря), повествующий о событиях с начала построения обители, о Зосиме, Савватии и Германе Соловецких, и далее в тексте, расположенном по годам смены игуменов, описываются монастырское строительство, царские пожалования монастырю, Соловецкое восстание 1667-1676 гг., посещение мон-ря Петром I.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Icon of the Mother of God of Kiev-Bratsk Commemorated on September 6 The Kiev-Bratsk Icon of the Mother of God was at first in the church of Sts Boris and Gleb in the city of Vyshgorod (Kiev), where it miraculously appeared in the year 1654. In 1662, when Russia was at war with Poland (1659-1667), the city was dealt heavy losses by the Crimean Tatars fighting on the side of the Polish. The temple of the holy Passion-Bearers Boris and Gleb was destroyed and defiled. But the Providence of God preserved the holy wonderworking icon of the Mother of God, which was taken out of the church beforehand and set off along the Dniepr. The relics of the saints were hidden beneath a crypt. The river carried the icon to the Podol section of Kiev, where it was joyfully taken up by the Orthodox and with due reverence transferred to the Bratsk (Brotherhood) monastery. The icon is described in the records of church property of the Kiev-Bratsk monastery, made in the year 1807. There existed a “Song about the Wonderworking Kiev-Bratsk Icon of the Mother of God”, compiled soon after the year 1692. The Kiev-Bratsk Icon of the Mother of God is commemorated four times during the year: September 6, May 10, June 2, and on Saturday of the Fifth Week of Great Lent. All these days are dedicated to the miraculous appearance of the holy icon in 1654. The original icon has not been preserved. The copy was painted from it “measure for measure,” and is at present located in the Kiev monastery of the Protection of the Mother of God. The Orthodox Church in America 19 сентября 2016 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/97160.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010