Это пример для нас». Для предков современных белорусов участие в подавлении шляхетского восстания 1863 года было решающим боем за будущее Белой Руси. В случае победы шляхты, белорусы были бы полностью ополячены. Поэтому странно наблюдать за участием «белорусских» националистов в совместных с польскими дипломатами юбилейных мероприятиях, приуроченных к 150-летию восстания, под лозунгом борьбы против России за свободную Беларусь. Мотивы поляков вполне объяснимы, а вот странности этих «белорусов» можно понять, только если вспомнить, что они считают себя «лицвинами». Пора согласиться с тем, что не все наследство, доставшееся от Советского Союза и особенно идеологическое, сегодня пригодно и полезно. Также мы не задумываемся, что под видом развития и возрождения национальной культуры порой ловко подсовывается не наша традиция и навязывается чужая ментальность. Сейчас в среде православной общественности обеспокоенно говорят о восстановлении польских магнатских замков и установке памятников литовским князьям-язычникам. Восстановленные замки могут быть памятниками тяжелому труду предков белорусов, но никак не их угнетателям, и вместо «потешных» балов невесть откуда взявшейся «белорусской шляхты», правильнее было бы в них проводить праздники с фольклорными сюжетами из крестьянской жизни. Озабоченность белорусского общества вопросами исторических памятников совершенно обоснованна, поскольку городская среда изо дня в день постоянно и мощно воздействует на сознание. Это было известно во все времена и поэтому архитектуре придавалось огромное значение. Для примера посмотрим, что происходит в Минске на площади Свободы. Мы не заметили, как под видом восстановления исторического центра там появился кусочек захолустного городка Речи Посполитой XVII-XVIII веков, в котором и белорусы то практически не жили. После казацко-крестьянской войны под предводительством Богдана Хмельницкого и русско-польской войны 1654-1667 годов, все белорусские города радикально изменились по своему этническому и конфессиональному составу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

патриарха. Вместе с этим и в Белоруссии почувствовалась власть московского престола. В след за присоединением Малороссии открылась польская война. Алексей Михайлович вышел из нее победителем. Одни города сами отдались под его власть, другие были взяты приступом. Таким образом была захвачена вся Белоруссия и многие местности в Литве (1654 – 1655 г.). Патр. Никон вступил в управление Церквами новопокоренных областей: в Смоленске устроение церковных дел поручил тверскому архиепископу Лаврентию, пока не назначил туда (1657 г.) постоянного православного епископа; в белорусскую епархию (могилевскую), остававшуюся пока без епископа, посылал наместника Филофея, для полоцкой назначил наместником игумена Каллиста, а в 1657 г. рукоположил его в епископа; сам Никон титуловался патриархом между прочим «и Белыя России». Во всех соединившихся с Москвою, областях начался решительный поворот в пользу православия: униатские епископы уходили с своих кафедр и униаты переселялись в Польшу, православные кафедры, храмы и монастыри восстановлялись. Но скоро обстоятельства опять стали изменяться к худшему. Белоруссия и литовские завоевания по андрусовскому миру (1667 г.) были уступлены Польше и снова подверглись давлению католиков и униатов; Россия удержала за собою только Смоленск, Северскую область и восточную Малороссию с Киевом. По смерти Богдана Хмельницкого (1657) Малороссия долго волновалась политическими смутами, отражавшимися и в церковной жизни. Малороссия разделилась на партии: одна склонялась к Великоруссии, другая – к Польше, третья – к Турции. К северной России тянули преимущественно простой народ и белое духовенство, к Польше –  шляхетство, казацкие головы и высшее духовенство. Гетманское достоинство стало предметом искательств и раздоров, митрополичья кафедра – также. По смерти Сильвестра Коссова митрополитом был избран луцкий епископ Дионисий Болобан (1657 – 1663) 730 . Он не захотел ни просить благословения у московского патриарха, ни известить его о своем избрании, а получил благословение от констант.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

При всей своей суровости в отношении " никонианской» иерархии и священства дьякон Феодор проявлял значительную мягкость в отношении царя Алексея Михайловича. Правда, он указывал, что царь был виноват в том, что санкционировал решения Никона и соборов 1654–1667 годов, но в его глазах государь был только лишь невольной жертвой Никона, который, по его мнению,»исперва ревнуя показася по благочестии и истине, и тем пронырством своим в добре возделанную ниву сердца тогда благочестивого царя Алексея Михайловича, злым тернием насея и плевелами окраде святопамазанную его душу " 742 . Несмотря на оговорку, выразившуюся в слове " тогда», что указывает, что после собора дьякон уже не считал царя Алексея Михайловича вполне благочестивым, общие формулировки этого, а также и других отзывов о царе были у дьякона Феодора очень осторожными. Это, конечно, не значило, что он одобрял царя, послушание которому он уже во время собора 1666 года обусловливал обязательством строгого православия в вопросах веры, но тогда и он, и другие его единомышленники, видимо, еще надеялись, что царь вернется на правый путь, и не хотели усугублять разрыв суровыми осуждениями царя. В последующие годы он остался на такой же сравнительно умеренной позиции в отношении государя. Правда, некоторые исследователи 743 указывают, что в вводных фразах к описанию " Споров» Феодора с митрополитом Афанасием Иконийским дьякон резко выражался об Алексее Михайловиче, говоря, что он сам»обличал новые блудни, новых книг несогласия с прежними печатными до Алексея злочестивого, богоразвратника и мерзкого ненавистника, и богохульника, и богоотступника, злее прежнего царя Иулиания [Юлиана Отступника], со злым тем сатаниным Никоном, и с детьми его, и со слугами их " 744 . Все же выражения этого текста, автограф которого не сохранился, и который известен только по поздним копиям, не соответствуют всегда сдержанному тону дьякона, а сам текст не является органической частью " Споров», будучи самостоятельным, коротким, очень отличным по структуре и стилю от самих " Споров» введением. В то время, как " Споры» переданы в виде протоколированного диалога, в этом введении, видимо, составленном более поздним переписчиком, о дьяконе говорится в третьем лице. К тому же, как давно уже отмечал Н.И. Субботин , в некоторых списках этого " Спора» вышеуказанные резкие слова о царе вообще не встречаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Общие тенденции в богослужебном пении XVII века реформы патриарха Никона и связанные с ними особенности знаменного пения новые роспевы второй половины XVII века киевский болгарский и греческий Общие тенденции в богослужебном пении и культуре XVII века . В истории русского государства XVII век, получивший метафорическое наименование «бунташный», был сложным и противоречивым. Он начался Смутой и в дальнейшем бурлил мятежами восстаниями (волжские походы Степана Разина 1667–1671 г.г. стрелецкие бунты в Москве 80–90-х гг.) и в то же время был связан с укреплением государственной власти становлением новой царской династии. На развитие богослужебного пения вплоть до кардинальных изменений в его системообразующих элементах большое значение оказали два эпохальных события середины столетия воссоединение Украины с Россией (Переяславская рада 1654 г.) и реформы патриарха Никона , проводимые с одобрения царя Алексея Михайловича. Первое способствовало усилению культурных контактов с Западной Европой последствием церковных реформ, как известно, стали трагические события раскола 88 . В области культуры и искусства XVII век стал веком встречи двух эпох – Средневековой и Нового времени Культура Средневековья характеризовалась господством единой идейной системы – религиозной христианской и одной из форм проявления этой системы является канон. Применительно к эпохе Средневековья это понятие можно сформулировать как возведенная в закон традиция, которая определяет то, что сформировалась прежде как единственно истинное 13–15]. To есть канон следует воспринимать как залог сохранения традиции как выражение вневременности относительной стабильности. Однако как уже отмечалось ранее, начиная с XV века на Руси стали появляться новые культурные тенденции, связанные с возникновением внехрамовых песенных жанров (духовный стих), привнесением в богослужение элементов театрализации (религиозные действа), индивидуальным творчеством мастеров распевщиков в установленных канонических рамках. Все это подготавливало почву для постепенной смены общекультурного и певческого мышления, идущего вразрез с установившейся системой древних роспевов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В духовном отношении патологические следствия тщеславия также многообразны. Оно приводит человека к духовной смерти 1644 , ослепляет его дух 1645 , смущает его 1646 , значительно уменьшает мыслительные способности 1647 . Тщеславие разрушает все приобретенные человеком добродетели 1648 и делает бессмысленными все его подвижнические усилия 1649 . По словам преподобного Максима Исповедника , многие действия, добрые сами по себе, перестают быть таковыми из-за тщеславия 1650 . Духовное делание и произрастающие из него добродетели имеют целью соединить человека с Богом и сделать его причастным Божественной славе. Под воздействием тщеславия человек отвращает их от естественной цели, заставляя служить своей собственной славе, дабы прославиться от людей или от самого себя, а не от Бога, как должно. Потеря плодов духовного делания и добродетелей, кроме того, что представляет сама по себе духовную катастрофу, неизбежно порождает в душе страдания: душа, лишенная самых драгоценных благ и духовных радостей, оказывается пустой, покинутой, наполняется волнениями и тревогами, считает себя обреченной на постоянную неудовлетворенность. Ибо если удовольствие, связанное с тщеславием, и может на некоторое время наполнить душу, то удерживать власть в ней оно будет недолго в силу его обособленного, скоротечного, ирреального характера, подобно питающим его телесным предметам, и в итоге будет погружать душу в разочарование и горечь. «Тщеславие есть пища, которая приятным вкусом на время услаждает душу, а после делает ее пустой, бесплодной, лишенной всех духовных плодов, так что не только губит заслуги значительных трудов, но и навлекает большее наказание» 1651 . Разрушая приобретенные добродетели, тщеславие помогает прежде всего возродиться в душе родственным страстям 1652 , затем открывает путь и всем остальным 1653 . Святые отцы относят тщеславие к трем родовым страстям, которые являются источником всех прочих. Преподобный Марк Подвижник называет его «корнем греховных желаний» 1654 , «причиной всех пороков» 1655 , «матерью зол» 1656 и учит, что эта страсть «ведет естественным образом к порабощению грехом» 1657 . Прежде всего тщеславие рождает гордость 1658 : оно является ее предшественницей 1659 , началом 1660 , матерью 1661 не только гордости, но и других грехов, связанных с ней: богохульства 1662 , осуждения 1663 и презрения к людям 1664 , духа главенства и любви к власти, ожесточения сердца 1665 , непослушания 1666 . Тщеславие равно порождает гнев 1667 и его спутников: ненависть 1668 , памятозлобие 1669 , зависть 1670 , разногласия 1671 , споры 1672 . Из него также проистекают: ложь 1673 , лицемерие 1674 , пустословие 1675 , малодушие 1676 , блуд146, сребролюбие илюбостяжание 1677 и, какмы говорили, печаль 1678 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Но с другой стороны, положение ее вовсе не было так отчаянно, чтоб она могла согласиться на московские требования: не только возвратить все приобретенное Сигизмундом и Владиславом, но и уступить половину Украйны, отнять земли у своей шляхты в пользу бунтливых козаков. Таким образом, несмотря на продолжительные съезды уполномоченных, мир был невозможен. Надобно было, чтоб одному из воюющих государств нанесен был откуда бы то ни было новый сильный удар, который бы заставил его согласиться на требование другого; этот удар нанесен был Польше усобицею, поднятою Любомирским, и грозою турецкою, накликанною Дорошенком. Перемирие состоялось. Это перемирие с первого взгляда могло назваться очень ненадежным: Киев был уступлен Москве только на два года, а между тем легко было видеть, что Москве он очень дорог, что Москва употребит все усилия оставить его за собою. Но к удивлению, война не возобновлялась до второй половины XVIII века, и Андрусовское перемирие перешло в вечный мир с сохранением всех своих условий. Напрасно поляки утешали себя мыслию, что на их отчизну во второй половине XVII века послано такое же испытание, какое было послано на Москву в начале века, и что Польша выйдет из него так же счастливо, как и Москва: для Польши с 1654 года начинается продолжительная, почти полуторавековая агония, условленная внутренним ослаблением, распадением; в 1667 году великая борьба между Россиею и Польшею оканчивается. С этих пор влияние России на Польшу усиливается постепенно без всякой борьбы, вследствие только постепенного усиления России и равномерного внутреннего ослабления Польши; Андрусовское перемирие было полным успокоением, совершенным докончанием, по старинному выражению. Россия покончила с Польшею, успокоилась на ее счет, перестала ее бояться и обратила свое внимание в другую сторону, занялась решением тех вопросов, от которых зависело продолжение ее исторического существования, вопросов о преобразованиях, о приобретении новых средств к продолжению исторической жизни. Таким образом, Андрусовское перемирие служит также одною из граней между древнею и новою Россиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

„Ну, так что же? проговорил кто-то из предстоящих, разве мы и все наши старообрядцы погрешаем, что без сомнения верим свидетельству о перстосложении для крестного знамения, изложенному учителем церкви блаженным Феодоритом? “ Но вполне ли вы, друзья мои, убеждены в том, что сейчас прочитанное мною свидетельство о вашем любимом перстосложении для крестного знамения было написано блаженным Феодоритом? „Если бы мы не убеждены были и не верили сему святому писанию, то и не стояли бы так крепко за свое перстосложение для крестного знамения, что готовы лучше умереть, нежели переменить его“, ответил старообрядец. Милосердый Господь да простит вас за то, что вы по простоте своей и по неведению, не исследовали истины, верите написанному свидетельству под именем блаженного Феодорита , епископа кирского, как свидетельству истинному. И я не могу принуждать вас, друзья мои, чтобы вы переменили свое, от младенчества вами усвоенное перстосложение на наше триперстное сложение; потому что душевное спасение приобретается не ради того или другого перстосложения, а ради добрых дел и послушания единой на земле Христовой церкви. Но не лишним считаю при сей нашей мирной христианской беседе объяснить к вашему сведению следующее. Об этом мнимо Феодоритовом свидетельстве о перстосложениях было неоднократное и тщательное исследование в нашей русской земле в разных местах и разными священными лицами и даже тремя соборами отцов церкви, именно 1654, 1666 и 1667 годах бывшими, на которых были внимательно прочитаны и рассмотрены все книги, написанные блаженным Феодоритом, но ни в какой его книге подобного свидетельства не найдено. Если вы не хотите быть спорливыми, и будете внимательны к доказываемой вам истине в таком случае прошу вас заметить беспристрастными глазами в сейчас прочитанном свидетельстве из так называемого Феодоритова слова неточность или, прямее сказать, бездоказательность того, что это свидетельство действительно принадлежит творению блаженного Феодорита . Вы непременно должны согласиться наперед в том, что в каждой книге, в которой приводятся свидетельства из других книг в доказательство писанной истины, непременно должна быть составителем книги обозначена та книга или глава., откуда они взяты; но о Феодоритовом свидетельстве не показано, из какой книги его (а он написал несколько книг) или из какой именно главы оно выписано, чтобы сомневающиеся в истине могли сами лично проверить то место.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

Stuttg., 2003; Машке Э. Немецкий орден. СПб., 2003. В. М. Володарский Во 2-й пол. XVII-XVIII в. Г. представляла собой союз многочисленных гос-в. Их слабость привела к появлению внутри Г. группировок, ориентированных на поддержку иностранных держав. В 1652 г. образовался Хильдесхаймский альянс, в к-рый вошли Ганновер, Гессен-Кассель и Швеция. По инициативе кард. Джулио Мазарини как противовес политике императоров был создан Рейнский союз (1658-1667), объединивший духовные курфюршества Майнц и Кёльн, светское курфюршество Пфальц и др. нем. княжества. Франция использовала его также с целью захвата владений западногерм. князей и присоединения их к своим прирейнским территориям. Открытая агрессия Франции на Рейне и в Нидерландах, а также захват Страсбурга привели к распаду Рейнского союза. Нем. архиепископы пытались укрепить позиции своих владений путем участия в локальных европ. войнах. Напр., архиепископ Кёльнский и епископ Мюнстерский предоставили Франции армии для войны с Голландией (1672-1678). Активное сопротивление политике иностранных правительств и местных князей оказывали вольные имперские города, выступавшие против попыток их подчинения. Однако потеря экономического могущества и политического влияния городов привела к переходу г. Бремена под власть Швеции (1654), подчинению г. Эрфурта архиепископу Майнцскому (1664), г. Мюнстера местному еп. Кристофу Бернхарду фон Галену (1661), а также к потере самостоятельности ряда имперских городов: Магдебурга (1666), Брауншвейга (1671), Хёкстера (1674). Курфюст Фридрих Вильгельм. Скульптор А. Шлютер. 1689 - 1703 гг. (дворец Шарлоттенбург, Берлин) Курфюст Фридрих Вильгельм. Скульптор А. Шлютер. 1689 - 1703 гг. (дворец Шарлоттенбург, Берлин) Еще в 1-й пол. XVII в. началось становление лютеран. «ортодоксии» и «схоластики», использовавших категории Аристотеля в богословских дискуссиях и трактатах. Самым известным из подобных трудов является соч. И. Герхарда , проф. в ун-те г. Йены, «Loci theologici». В этот период получили известность настоящие династии богословов и пасторов - Карпцов, Эдзардусов, Фабрициусов, Фейерлейнов, Лейзеров, Олеариев, Пареусов, Карлов, Озиандеров. Связанные между собой родственными узами, эти теологи создают некую особую богословскую среду. С нач. XVII в. появляются и др. теории, напр. учение Я. Бёме , довольно близкое к мистическому пантеизму, или учение розенкрейцеров , созданное И. Валентином Андреэ, написавшим протестант. утопию под названием «Christianopolis» (1619).

http://pravenc.ru/text/529064.html

Закрыть Крым как символ возрождения России 15.04.2014 329 Время на чтение 3 минуты Екатерина Великая назвала Крым «лучшей жемчужиной» своей короны. Итак, в короне Российской Державы в продолжение 23 лет на самом видном месте была дыра. Это место оставалось пустым с тех пор, как Крым был вырван из неё. Крым не просто один из регионов русского мира, отторгнутых от России, он первый в их числе по своей значимости. Первым он и вернулся в восстанавливающуюся империю. Крым всегда был лакомым куском для сильнейших государств региона, боровшихся в разное время за обладание им. В 1783 году полуостров был присоединен к Российской Империи. Крым занимает особое место в осознании русскими смысла своей истории. За те годы, что Крым был частью России, он стал русскими по населению и языку, и его потеря воспринималась особенно тяжело. За пределами России не было такого компактного места проживания очень крупной русской общины, тем более столь сильно связанного с величественными и героическими страницами нашей истории. Теперь подробней скажем о культурно-историческом значении Крыма. Выдающийся русский мыслитель А.С. Хомяков писал: «Величие ума и мысли принадлежит только великим народам». На множестве исторических примеров можно убедиться, что, вообще говоря, это так. Прежде чем Россия достигла своего наивысшего расцвета в области культуры, образования и науки, она стала империей. Замечательно, что значительную роль как в военно-политическом, так и в научно-культурном развитии государства сыграло возвращение юго-западных русских земель в состав России. Мы говорим о Киеве, Смоленске и территориях левобережной Малороссии, отвоеванных в результате русско-польской войны 1654-1667 годов. Независимая политически, усиливающаяся в военном отношении северо-восточная Русь не имела такого уровня образования, как юго-западная, где Киевская, Львовская и Виленская академии имели степень учёности сравнимую с общей тогда всем европейским университетам. Правда, ввиду политической зависимости от Речи Посполитой и религиозной (Лишь в 1686 году Киевская Митрополия перешла из подчинения Константинопольскому патриархату в подчинение Московскому), южнорусские академии не приносили стольких литературных плодов, как другие европейские. Объединение северо-восточной и юго-западной Руси в составе одного государства привело к культурному возрождению. Западная образованность пала на добрую почву и плоды не заставили себя ждать. Именно из Киево-Могилянской коллегии (будущей академии), основанной киевским митрополитом Петром Могилой, вышли Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Дмитрий Ростовский, Симеон Полоцкий, сыгравшие ключевую роль в становлении высшего образования в России. Итак, лишь объединившись в XVII веке в одно государство, русские смогли создать державу мирового уровня, давшую человечеству не только выдающихся государей и полководцев, но и великих учёных и философов, писателей и поэтов, музыкантов и художников и многих других.

http://ruskline.ru/special_opinion/krym_...

На многие годы Искоростень был вычеркнут из истории. Но прошло время и люди всё-же вернулись сюда, начали возникать поселения, мало-помалу образуя новый город. Выгодное географическое положение и наличие богатых ресурсов на протяжении длительного времени обуславливало его переход в разные княжества, графства, воеводства. После разделения Руси в результате образования в 1157 году Владимиро-Суздальского и Великого княжества Московского (1260-70), Искоростень оставался под юрисдикцией киевских князей. С 1243 года здесь господствуют монголо-татары. В 1348 и 1370 годах великий князь литовский Ольгерд одерживает победы над Тевтонским орденом и, оттесняя татар, присоединяет эти земли к Великому княжеству Литовскому . Позже дарит их одному из своих рыцарей Тереху (из Брянска) за верную службу. С 1385 года после образования Кревской унии эта территория попадает под влияние Польши . В 1586 году богатый польский магнат Прокоп Мржевицкий, женившись на одной из наследниц Тереха, становится хозяином Искоростеня. Ему удаётся добиться от польского короля присвоение этой маленькой крепости статуса города. 22 мая 1589 года Сигизмунд III дарит городу Искоростеню Магдебурское право предусматривающее самоуправление и права граждан. В 1649 году отряд казаков под командованием Гераськи после кровопролитного боя освобождает Искоростень от польской шляхты. Городские укрепления были полностью разрушены. В 1654 гетман Богдан Хмельницкий в результате Переяславской Рады подписывает соглашение с российским царём Алексеем Михайловичем о переходе Украины под юрисдикцию России. Однако с 1667 по 1795 земли Искоростеня продолжают находится в составе Речи Посполитой . В 1795 году Искоростень переходит к Российской империи как центр Искоростенской волости Овручского уезда Волынской губернии. Долгое время это был тихий неприметный провинциальный городок. Сохранилась заметка из газеты «Волынские епархиальные ведомости» от 1888, где о нём пишут: _«Ныне Искоростень – бедный незначительный городок, населённый евреями и крестьянами-хлеборобами».

http://drevo-info.ru/articles/25474.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010