В результате польско-швед. войны 1600-1629 гг. Рига и Задвинское герц-ство перешли под власть Швеции, образовав пров. Лифляндия. Основной христ. конфессией стало лютеранство. Ливонское еп-ство было ликвидировано, католицизм сохранил ведущие позиции в оставшейся в составе Речи Посполитой Латгалии (Инфлянты). В 1-й пол. XVII в. на швед. и польск. территориях были проведены ревизии земельных владений. За счет выявленных бесхозных или самозахваченных земель была увеличена часть королевского земельного фонда. Хотя во всей бывш. Ливонии сохранилось многочисленное нем. землевладение, за счет раздач территорий из гос. фондов создавалось крупное частное швед. и польск. землевладение. В Курляндском герц-стве в правление герц. Якоба Кетлера (c 1642; фактически участвовал в управлении гос-вом с нач. 30-х гг. XVII в.) стало быстро развиваться судостроение и сопутствующие ему отрасли. Герцог проводил политику протекционизма, старался не конфликтовать с помещиками, привилегии которых поддерживали польские короли. К сер. XVII в. герц-ство стало заметным участником европ. политики и имело колонии в Центр. Америке (о-в Тобаго) и Зап. Африке (о-в св. Андрея; ныне Джеймс в устье р. Гамбия). В сер. XVII в. территория совр. Л. подверглась разорению во время русско-польской (1654-1667), русско-швед. (1656-1658) и Северной (1655-1660) войн. Особенно пострадало Курляндское герц-ство, которое так и не смогло вернуться к довоенному уровню развития. По Кардисскому миру со Швецией (1661) и по Андрусовскому перемирию с Речью Посполитой (1667) Россия отказалась от всех территориальных претензий в Прибалтике. Оливский мир (1660) оставил без изменения владения Речи Посполитой и Швеции в Прибалтике. Швеция отказалась от претензий на Курляндское герц-ство. На территории Речи Посполитой заметно ухудшилось положение крестьянства. В 1599 г. в Риге юрист Д. Хильхен составил проект кодекса, согласно которому законодательно оформлялось крепостное право: крестьянин вместе с семьей становился крепостным помещика, на земле к-рого он жил не менее 3 лет (беглых крестьян разыскивали в течение 10 лет). С 1600 по 1630 г. проект кодекса действовал в качестве временного закона (но так и не был утвержден). После перехода Лифляндии к Швеции кор. Густав II Адольф издал в 1632 г. закон, гарантировавший крестьянам право собственности на домашних животных, орудия труда и предметы быта, а также разрешавший жаловаться на феодала в земский (ландгерихт) и надворный (гофгерихт) суды. Однако в изданных в 1668 г. т. н. Полицейских правилах было записано, что все крестьяне, жившие на землях помещиков, стали лично зависимыми и потеряли право свободного передвижения. Курляндские дворяне еще в 1617 г. получили право распоряжаться своими крестьянами вплоть до применения смертной казни («Курляндский статут»), хотя герцогские крестьяне в отличие от помещичьих имели право на владение и наследование собственности.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

В конце июля 1649 года возле Лоева произошла самая крупная битва времен казацко-крестьянской войны 1648 - 1651 годов между войсками украинского гетмана Богдана Хмельницкого и польского Януша Радзивилла. В ходе двухдневного сражения под Лоевом погибло более 20 тысяч воинов. Битва закончилась разгромом казацких войск. В мае 1654 года вновь началась война между Московским государством и Речью Посполитой за земли Беларуси, Украины, Прибалтики. Территория Лоевщины вновь стала ареной кровопролитных боевых действий. Опустошенные войной государства подписали перемирие в 1667 году. Согласно ему Лоев вошел в состав Речицкого уезда Минского воеводства и остался в пределах Речи Посполитой. Он стал собственностью Речицкого войта М.С. Юдицкого и до второй половины XIX века принадлежал его потомкам. В результате второго раздела Польши Лоевщина оказалась в составе Российской империи . В 1926 году земли Лоевщины вошли в состав Беларусской ССР . В 1931 году в Лоеве началось строительство промкомбината и электростанции. В августе 1933 года открыта первая в районе средняя школа. В августе 1941 года территория Лоевского района оккупирована Германией . С Лоевского плацдарма в 1943 году начиналось освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. За освобождение Лоевского района 322 воина были удостоены звания Героя Советского Союза. Имена героев Днепра увековечены в названиях улиц города. На территории района покоится свыше 9 тысяч воинов, павших при освобождении района, среди них 40 Героев Советского Союза. На фронтах Великой Отечественной войны погибло более 4 тысяч уроженцев Лоевщины, 5 лоевчан стали Героями Советского Союза. На территории района находится 41 памятник Великой Отечественной войны. 25 декабря 1962 года Лоевский район реорганизован. Его территория передана Брагинскому и Речицкому районам. 1 августа 1966 года Лоевский район восстановлен. В 1978 году выпущена первая продукция Лоевского маслозавода. В 1981 года образован совхоз имени Ленина - самое крупное хозяйство в районе. В 1999 году для охраны государственной границы с Украиной, которая проходит по рекам Сож и Днепр, в Лоеве образован отряд пограничных катеров. В 2006 году создано государственное лесохозяйственное учреждение " Лоевский лесхоз " . В 2008 году открыт новый кирпичный комбинат.

http://drevo-info.ru/articles/26850.html

Однако принявшие титул «всея Руси» московские князья, конечно, в действительности не владели всей Русью. Поэтому в отношении территории, на которую реально распространялась их власть, обычно использовались такие неофициальные именования как «Московская земля», «Московские земли», позднее также «Новгородская земля», «Тверская земля» , «Новгородское государство», «Владимирское государство», «Казанское государство», «Казанское царство», «Астраханское царство», «все государства Российского царствия», «Московское государство и все города Российского царствия», «наши великие Российские государства» и т.д. Иван Грозный в своих посланиях пользовался понятиями «Московское государство», «Российское царство», «Российское царство и иные многие царства и государства» . Таким образом, монарший титул и обычное название государства были связаны друг с другом, но не совпадали. С началом русско-польской войны 1654-1667 годов в титуле русского царя появляется формула «всея Великия, Малыя и Белыя России». С этого времени именование «Московское государство» уже не употреблялось. Позднее, при Петре I, наряду с обычным именованием «Российское царствие» применялись также названия «великое Российское государство» или просто «Россия» . «Государство» и «империя» В 1721 году Петр принял новый титул «Отца Отечествия, Императора Всероссийского, Великого». Именование «Всероссийский» было образовано от прежнего титула «всея … России». Однако никакого «переименования» самого государства (в Российскую империю) после этого не последовало. По-прежнему обычным его именованием было «Российское государство». В петровском законодательстве именование «Российская империя» впервые появляется в лишь через полтора года – в инструкции киевскому таможенному поручику Залесскому от 10 марта 1723 года. При Петре понятие «Российская империя» было использовано в законах лишь несколько раз в марте 1723 – январе 1724 годов, причем во всех тех значениях, в каких употреблялось ранее понятие «государство»: как монаршая власть, как государственная территория и как вся страна . Отметим еще один факт: империя именовалась не Всероссийской, как следовало бы из титула императора, а Российской, как именовалась страна, Российское государство. Таким образом, употребление нового слова «империя» и старого слова «государство» было тождественным. Позднее, уже в «Наказе» Екатерины II (1767 г.), русским словом «государство» переводились все три понятия: la Monarchie (монархия, державная власть), (империя, владычество), (страна, государственный строй) . Это вполне соответствовало старой русской традиции.

http://pravoslavie.ru/62300.html

И если бы этот мятеж оказался успешным, то о существовании Белой Руси как страны, а белорусов как народа, не было бы и речи. С точки зрения Польши, «Правительственный закон» возможно и был прогрессивным, но белорусам было уготовано лишь одно – растворение в польщизне и исчезновение как этноса. Только воссоединение с Российским государством спасло белорусский народ от ухода в небытие. А его подлинным национальным героем является великий русский полководец А.В. Суворов, разгромивший польский мятеж». Председатель общественного объединения «За демократию, социальный прогресс и справедливость» Валерий Драко в своем выступлении сказал, что в истории Белой Руси было три великих освободительных похода, которые несли на белорусскую землю освобождение от жестокого национального гнета со стороны властителей первой и второй Речи Посполитой. Во-первых, это знаменитый Государев поход 1654 года, когда польско-литовские войска короля Яна Казимира потерпели сокрушительное поражение и в августе 1655 года в старинную столицу Литовско-Русского великого княжества Вильно торжественно вступил государь Московский и всея Руси Алексей Михайлович. Казалось, что Русь отныне будет единой. Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (ныне Москва , современная реконструкция). В его строительстве принимали участие мастера с Белой Руси, в нем учил царских детей Симеон Полоцкий Но, увы! Судьба тогда отвернулась от Белой Руси. И по Адрусовскому перемирию 1667 года Белая Русь вновь оказалась под владычеством польских магнатов и шляхты. И тогда же случился великий исход Западной Руси в Русское царство. Значительное количество жителей западнорусских городов (в-первую очередь, мастеровые), русской православной шляхты, да и простых мужиков (не захотели идти под польское ярмо) ушло в Русское царство и на Дон к казакам (на вольную Русь). Во главе же этого великого белорусского исхода стоял (не в прямом, конечно, смысле) знаменитый западнорусский православный просветитель, поэт и драматург Симеон Полоцкий, ставший воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Именно тогда произошла практически полная смена национального состава жителей большинства белорусских городов с русского на еврейско-польский.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/15/belaya...

Одна наличность нескольких параллельных решений проблемы свидетельствует о том, что ни одно из них не давало искомого удовлетворения. Средний исход до самого конца тяготел к максимальному абсолютизму первой крайности и укрывал в себе разлагающий яд второй крайности. При таком положении дел только осуществление указанных соблазнов могло создать некоторое убежище для философского оправдания «теодицеи». Спекулятивный замысел Гегеля (первая крайность) слагается в своеобразную форму «панэпистемизма» (наука есть все). 1652 Согласно этому замыслу, необходимо показать, что весь ряд научных спекулятивных категорий образует «всеобщую» субстанцию мира; что все то, что называется «природой», в обширном смысле этого слова, есть действительно реальное видоизменение (модус) Понятия. Стихия «спекулятивного смысла», 1653 слагающая, в своем «сознательно-научном» развитии, замкнутый хоровод научных категорий, творит в своей «космически-осложненной» и модифицированной жизни природу и мир. Раскрыть и утвердить, что Бог есть Понятие и Наука, а система единичных модификаций Понятия есть мир, значит «оправдать мир». Согласно этому замыслу, Наука есть живая и абсолютная сущность мира. Это означает, что спекулятивное Понятие, которое и есть сама истинная и абсолютная реальность, имеет помимо научной формы, еще иную, мировую форму бытия. Однако в этой осложненной форме мирового бытия Понятие отнюдь не утрачивает своей сущности 1654 и своего спекулятивного способа жизни. Природа есть «живое выражение и образ разума»; 1655 она, несмотря на свою конечность, стоит выше конечного и рассудочных форм; 1656 её устройство разумно; 1657 она есть «имманентная идеальность». 1658 «Разум и природа абсолютно гармонируют; они в себе блаженны». 1659 Напрасно думать, что природа есть не более, чем «агрегат мировых вещей»; 1660 собрание множества безразличных акциденций; 1661 нет, она есть система жизни; 1662 органически живущий «универсум», 1663 κοσμος, 1664 она есть некое «систематическое целое», система «порядков ступеней и законов». 1665 Она имеет свою «первоначальную, незаимствованную, реальную красоту», 1666 и в этой жизни своей она есть нечто истинное, живое и священное. 1667 Природа развивается по имманентному ей закону цели; 1668 именно поэтому она живет как единый организм, определяя себя свободно 1669 и «полагая себя как целое» в каждое свое создание. 1670 Природа движется «равномерно ускоренным движением» и «наслаждается» каждым новым созданием своим. 1671 Она определяет себя сама, она есть субъект-объект, 1672 она есть «абсолютное самосозерцание». 1673 «Подобно тому, как тотальность жизни содержится столь же в природе полипа, сколь в природе соловья и льва, подобно этому мировой двух раскрывал в каждом образовании (Gestalt) свое более смутное или более развитое, но абсолютное самочувствие (Selbstgefühl) и наслаждался своею сущностью и собою самим – в каждом народе, в каждой целокупности нравов и законов». 1674

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Анзерской пустыне, благочестия ради и тамо скончавшегося во время бытья Никона: о антихристе и тайном царстве его» 168 . Мы пользуемся экземпляром, помещенным между выписками и раскольническими статьями в старинном сборнике Нижнетагильского старообрядца Семена Кашарина, принадлежащем Казанской духовной академии (библ. 2122). И этот экземпляр носит тоже название, что и экземпляр графа Толстого, только с некоторой перестановкой слов; именно, слова «о антихристе и тайном царстве его» поставлены в начале, тогда как у гр. Толстого они в конце заглавия. Надписание, очевидно, расширено после смерти Феоктиста, потому что в нем говорится об авторе уже скончавшемся. Притом расширено каким-нибудь старообрядцем, потому что Феоктист назван изгнанником «благочестия ради». Первоначальное заглавие, сделанное самим автором, вероятно было следующее: «о последнем отступлении, и о антихристе, и о тайном царстве его, и о различных многих душегубных действиях и льстивых его козней» (начальные слова сочин.). Из жизни иеромонаха Феоктиста ничего неизвестно, кроме того, что можно извлечь из надписания на его сочинении. Но и в надписании заключаются самые скудные сведения. Тем не менее эти скудные сведения для нас очень важны. Мы отсюда по крайней мере узнаем, что Феоктист был сослан на Соловки патриархом Никоном «благочестия ради», иначе – за упорство против церковных исправлений; что он жил в Анзерском ските (в 25 верстах от Соловецкого монастыря), братия коего имели тесное общение с Соловецкими монахами и даже в 1658 г. подписались под приговор о непринятии нового служебника 169 и что, наконец, умер в то время, когда Никон был еще патриархом. Таким образом жизнь иеромонаха Феоктиста в ссылке и появления сочинения его «о антихристе» можно относить к 1654–1667 гг. 170 . Сочинение Феоктиста составляет толкование тех мест из Апокалипсиса, где говорится об антихристе. В сборнике Кашарина оно занимает 11 листов мелкого полууставного письма, начиная с 234 и кончая 245. Предназначалось оно для чтения «благочестивым и христолюбивым людем единые правыя (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

Единоверие, понимаемое в общем смысле как единство веры в мире и любви при различии в обряде, предшествовало появлению раскола старообрядства в русской церкви, потому что в ней издавна и до времен патриарха Никона обрядовое разночиние существовало, по выражению «Увещательных пунктов 1721 года», «с всецелым единоверием и в благочестии согласием» 1 . Продлением мирного совместительства различных обрядовых практик своевременно не воспользовались, когда более широкие сравнительно с прежними книжные исправления второй половины 17 века вызвали старообрядческое движение и на почве последнего начал формироваться раскол. Но возможность противопоставления ему единоверия с одной стороны и тогда уже намечалась епистолией константинопольского патриарха Паисия (в конце 1654 г.) и ответом получившего ее патр. Никона на запрос старца Григория Неронова (в 1657 г.), а с другой – применение этого мероприятия к делу, не имея прямой санкции в постановлениях соборов 1666–1667 гг., теоретически не было и изъято из запаса средств, какими располагало административное достижение ясной и твердой цели законодательных соборных актов. Поддерживать ненарушавшееся в течение столетий единоверие русской церкви было бы тем легче, чем менее и медленнее расколоучители успевали бы приобретать влияние на массы, чуждые еще доктрин собственно раскольнических и потому не терявшие склонности к пребыванию в ограде церкви при условии терпимости власти к старопечатным книгам. Напротив того, более девяти десятилетий раскол рос и укреплялся по мере неуступчивости правительства, менявшейся в степени напряжения при повсюдном распространении новоисправленного богослужебного чина, особенно когда отрицание снисхождений в обрядовой области черпало свою силу в том воззрении на содержание старообрядства, как на признак раскола, которое постепенно укоренялось в сознание многих церковных деятелей, главным образом по печальному недоразумению. Правда, еще в первой половине 18 столетия иногда мелькают как бы проблески идеи единоверия, но готовность не возбранять употребление отмененных обрядов принадлежит отдельным личностям, напр., иеросхимонаху Иоанну (в самом начале 18 ст.) и астраханскому епископу Илариону (в 1738–1745 гг.), и прилагается к делу исключительно на собственный их страх 2 . Не известно также, по чьей инициативе в конце 50-х годов того же столетия, судя по заслуживающему вероятию известно в одном раскольническом сочинении, производила ощупывание почвы для насаждения единоверия Киевская Губернская Канцелярия 3 . Однако и в этот период нередко представлялись поводы к тому, чтобы предусмотрительно и осторожно идти на встречу желаниям многих ревнителей именуемых старых обрядов и книг спокойно пользоваться, с подчинением церкви, терпимостью к отмененной обрядности, без манифестов и именных указов, в частной практике и церковном употреблении 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/edinover...

В XIII-XIV вв. земли и княжества, границы к-рых примерно совпадают с территорией совр. Б. (Полоцкое, Витебское, Пинское княжества, Брестские и Гродненские земли), вошли в состав нового гос. образования - Великого княжества Литовского (ВКЛ), в XIV - 1-й пол. XVI в. «русские» земли составляли ок. 80% территории ВКЛ, а «русское», т. е. правосл., население - до 75%. Для обороны и отражения натиска нем. рыцарей были построены многочисленные замки и крепости (Новогрудок, Каменец, Гродно, Лида, Крево и др.). В 1410 г. победоносно закончилась Грюнвальдская битва совместных слав. сил против крестоносцев Тевтонского ордена. К кон. XV в. все княжества, когда-то образовавшие ВКЛ, утратили самостоятельность, во 2-й пол. XVI в. территория гос-ва была разделена на воеводства, волости и поветы. В соответствии с Люблинской унией (1569) ВКЛ и Польша объединились в одно гос-во - Речь Посполитую, господствующим вероисповеданием к-рого являлся католицизм. Практически все хозяйство и культура белорус. земель пришли в упадок, общественная жизнь подверглась активной полонизации. Весьма разрушительными для Б. были война России с Речью Посполитой (1654-1667), многочисленные казацкие войны, а также Северная война (1700-1721). В результате 1-го раздела Речи Посполитой (1772) все земли Вост. Б. до Двины и Днепра с городами Полоцком, Витебском, Могилёвом, Гомелем были присоединены к России. По 2-му разделу (1793) к России присоединилась центр. Б. с городами Борисовом, Минском и Пинском, после 3-го раздела (1795) к России отошла Зап. Б. с городами Брестом, Гродно, Новогрудком. По российскому образцу в Б. было проведено административно-территориальное деление, созданы губернии и уезды. Значительная часть местной шляхты, потерявшей мн. политические преимущества, была уравнена в правах с российским дворянством. Во время нашествия Наполеона в 1812 г. католич. шляхта в большинстве своем поддерживала неприятеля и даже приняла участие в военных действиях на его стороне, крестьянство же оказало сопротивление захватчикам в форме партизанской борьбы.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Удобным было время, когда Мазепа заключил договор со шведским и польским королём - весна или начало лета 1708 г. Тогда не знавший поражений победоносный Карл XII готовился на части разнести Российское царство. Чтобы не оказаться у разбитого корыта, Мазепа счёл, что пришёл срок менять хозяина, и заключил «тайное согласие о намерениях или союзе» (Пересказ об этом был включён в труд Г. Адлерфельда уже после его смерти под Полтавой другим лицом). Мазепа обещал предоставить шведам Северщину с городами Стародубом, Новгород-Северским, Мглином, Брянском (!) и др., собрать 20-тысячное войско, присоединить к нему казаков, обитающих у Белгорода и Дона и привлечь калмыцкого хана Аюку. Провиант Мазепа сулил доставлять с Украины и Белгородчины. Левобережье Днепра и Смоленщина, закреплённые за Россией с 1667 г., отходили шведскому сателлиту Лещинскому. Для простого люда оказаться под гнётом католических панов было нестерпимо, но для Мазепы и старшины - это было прямой выгодой. Ведь политический вес польских гетманов и вельмож-латифундистов был несравнимо выше, чем в самодержавном Российском царстве у богатейшего собственника Мазепы, а шляхтичи были деспотами в своих имениях. Мазепа обязывался по первому требованию Лещинского идти с казаками туда, куда будет указано. На случай неудачи шведов и своего возможного бегства с Гетманщины, Мазепа подстраховался условием, что ему передадут Витебское и Полоцкое воеводства. Поднимать бунт гетман страшился и просил хранить соглашение в тайне, но шведская сторона всё же настояла, что Мазепа должен назначить день, когда он соберёт старшину и раскроет ей содержание договора Нелепо оправдывать измену Мазепы его нежеланием, в отличие от Петра I, «отдавать» правый берег Днепра полякам Так же несуразно объяснять «разрыв украино-русских отношений на законных основаниях» из-за нарушения условий Переяславской рады 1654 г. и указанием на жалобы гетмана перед Ф. Орликом на то, что царь не даст ему в помощь против шведов и 10 человек. Ведь как только шведы пошли на юг, вся Русская армия пришла на защиту Малороссии.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/30/...

Однако главной приманкой для туристов сделали историю о зловредном оборотне-упыре Иване Золотаренко, чья личность должна едва ли не затмить широко известного валашского вампира Дракулу. Иван Золотаренко стоял во главе казацких загонов, которые Б. Хмельницкий отправил в Белоруссию на помощь вступившим в войну русским войскам царя Алексея Михайловича. В отряды Золотаренко вливались тысячи белорусов, надеявшихся на освобождение из польско-литовской шляхетской неволи. События времён Хмельницкого, разворачивавшиеся под Быховым, не представляется возможным замолчать, но авторы программы «Замки Белоруссии» решили эту проблему весьма своеобразно. О степени неприязни к И. Золотаренко и поднявшимся на борьбу за свою веру и землю украинцам и белорусам можно судить из публикации О.Кисляк в главной белорусской правительственной газете «Советская Белоруссия» от 22 июня 2013 года. Вот что пишет журналистка, ссылаясь в том числе и на мнение директора Быховского историко-краеведческого музея Сергея Жижияна: «Об этой легенде знают немногие (кто бы сомневался - А.Г .), а она, пожалуй, самая яркая. И мистическая. Датируется серединой XVII века, когда в начале русско-польской войны 1654-1667 годов гетман Богдан Хмельницкий отправил на наши земли казацкое войско. Покоряя крепости и города, они оставляли за собой разорённые жилища, пожарища, пепелища. Одним из самых жестоких атаманов слыл Иван Золотаренко. В страхе перед ним целые города сдавались без боя. Но это не спасало жителей, Золотаренко не ведал жалости: давил, кромсал, сжигал. А самого ни сабля, ни пуля не брала, в миру его даже нарекли оборотнем. Но Быховский замок ему одолеть не удалось. Из мушкета с колокольни костёла подстрелил Золотаренко органист Томаш - серебряная пуля угодила прямо в сердце атамана. Томаша подбили на убийство католические священники и иезуиты, пообещав бедняку безбедную жизнь и сан святого после упокоения. И серебряную пулю для оборотня сами же отлили из освященной и исписанной «нарочитыми зakлuhahiямu» чаши».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010