В 1694 году Лихуды были отстранены от преподавания в Славяно-греко-латинской академии. Судя по документам Посольского приказа, одним из важных доводов для их отстранения было послание патриарха Иерусалимского Досифея II , выдвинувшего ряд обвинений против Лихудов (в основном, ввиду конфликтов корыстного характера и доносов). Братьям было разрешено остаться в Москве. В 1694-1697 годы они давали частные уроки итальянского языка, в 1697-1700 годы указом Петра I им было поручено обучать 55 человек в школе по изучению италянского языка (из 55 учились лишь 10, остальные отговорились). Эта школа находилась в ведении Разрядного приказа и располагалась, вероятно, на Печатном дворе. Братьев продолжали обвинять то в ересях, то в каких-то политических интригах в Царьграде, поэтому в январе 1704 года они были удалены в Ипатьевский монастырь в Костроме, где пробыли до января 1706 года. Там они продолжали писать полемические произведения, а также составили греческую грамматику. В 1706 году новгородский митрополит Иов выхлопотал перевод братьев в Новгород, где поручил им устройство славяно-греко-латинской школы по образцу московской. Преподавание в ней велось по тем же учебникам. Новгородская школа Лихудов подготовила первое поколение русских филологов. Школа разместилась в новгородском Детинце, в здании, которое с тех пор получило название «Лихудов корпус». В школе не стали преподавать на латыни, оставив в качестве языков лишь два (поэтому она и называлась «Греко-славянской»). Уже в конце 1707 года в Москву был вызван Софроний Лихуд, где он возглавил школу греческого языка (в академии в то время этот язык не преподавался). В 1712 году он был привлечен к работе над исправлением славянского перевода Библии, которая велась на Московском печатном дворе. Около 1720 года, после смерти Иоанникия, Софроний был назначен настоятелем Солотчинского монастыря в Рязанской епархии. Монахи не любили настоятеля-гречина, получившего эту должность не по их выбору. Он отправился в Москву, где его жалобы не имели успеха, возможно, вследствие подкупа судей монастырскими стряпчими, ненавидевшими Софрония за то, что тот препятствовал расхищению ими монастырского имущества. В 1730 году его перевели в Новоспасский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioannikij-i-So...

Если мастера работали на собственном материале, его стоимость включалась в общую сумму оплаты. Имена нек-рых мастеров известны по расходной книге митр. Тихона за 1706 г.: иконописец Калмак Григорий Антипин, получивший 28 нояб. плату за «письмо из масла архиерейского орлеца», а 16 марта - «за письмо архиерейского места, которому быть в Раифской пустыни» (здесь мастер назван живописцем); иконописец Фома Денисов, к-рому 29 апр. были даны средства на материалы для подготовки «иконных дерев… которые иконы отданы ему писать для благословения архиерейского кто приходит к Преосвященнейшему митрополиту из господ и из приказных, из приезжих людей, которые бывают в Казани за государевыми делами»; «домовый безжалованный» иконописец Иван Фёдоров, к-рому были оплачены 26 февр. «6 икон казанских чудотворцев золотопробельных» ( Покровский. 1906. С. 227). В окладной книге «всякого чину людям годового денежного жалования» за 1706 г. упоминается домовый иконописец Оксентий (Авксентий) Тарасов, его денежное жалованье - 4 р. в год и компенсация за покупку «красок на письмо домовых икон». Жалованье 3 р. получал иконописец Федор Яковлев (Там же. С. 198). В документах одного мастера нередко называли иконописцем и живописцем, как Калмака Григория. Один и тот же мастер писал иконы и портреты-парсуны, расписывал храмы и «убирал комнаты живописным художеством», поновлял иконы и живописные полотна, иллюстрировал рукописи, составлял проекты иконостасов и иллюминаций, обучал учеников. Митр. Сильвестр (Холмский) (1725-1732) присылал губернатору Волынскому для отделки квартиры своих мастеров. Основным в работе архиерейских иконописцев оставалось писание икон - домовых и вкладных, а также для благословения высоких гостей. Икона Казанских святителей была подарена митр. Тихоном имп. Петру I во время посещения Казани (май 1722). Личное собрание митр. Тихона насчитывало до 50 икон. Позднее духовные лица владели иконописным и живописным мастерством: напр., диакону казанской Никольской ц. (Николо-Гостиной) Михаилу Васильеву было оплачено исполнение в честь приезда в Казань имп.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

В первые годы после Октябрьской революции 1917 г. в Спасочигасовскую церковь передали часть церковного имущества домового храма Третьяковской богадельни: несколько икон, Евангелие, два напрестольных креста, плащаницу. Церковь закрыли в 1926 г., и ее помещения использовались для светских нужд. Затем храм был уничтожен, а на его месте выстроили двенадцатиэтажный жилой дом (5-й Котельнический переулок, дом 12). Михаил Вострышев  " Москва православная. Все храмы и часовни ». - Москва, Агоритм. 2012 г., с. 41 Существовавшая ранее Спасская церковь в Чигасах построена была в 1483 г. игуменом по прозвищу Чигас, основавшем в этом месте мужской монастырь. В великий пожар 1543 г. храм и монастырь сгорели, в 1639 г. церковь обновлена на средства прихожан. В 1647 г. была построена колокольня. «Московские святыни и памятники. Краткие исторические сведения о московских соборах, монастырях, древних церквах, памятниках и замечательных зданиях». г. Москва, Синодальная Типография, 1903 г. Существовавшая ранее церковь Всемилостивого Спаса, что в Чигасах. Здесь в XV-XVI вв. был монастырь, в 1483 г. игумен Чигас заложил каменную церковь. При пожаре 1547 г. «в церкви все выгорело, и чудная подпись, и верх церковный от огня падеся». Еще раз церковь была обновлена в 1639 г. В 1641 г. построена теплая церковь вмц. Екатерины. В 1647 г. была устроена колокольница с благовестным колоколом в 25 пудов. Колокольня же относится ко времени около конца XVII ст. В самом начале XVIII ст. построена, вместо древней, главная церковь, похожая на церковь Трех Святителей в Огородниках (1699 г.). Можно видеть некоторое основание отнести постройку именно к 1706 г. в том обстоятельстве, что сохранившаяся надпись о погребении игумена Фотия (1543 г.) имеет дату своего поновления 21 июня 1706 г. С 1722 г. известен придел Кирика и Иулитты; в 1733 г. обновлена Екатерининская церковь. К этому году надо отнести построение трапезной, в которой теперь находится алтарь Кирика и Иулитты. Главный иконостас сохранился от начала XVIII ст., Екатерининский имеет иконы приблизительно от 1736 г.

http://sobory.ru/article/?object=37874

А ныне, понеже отъезжает к святым стопам вашея побожности господин Иоанн Петров, и не сумневаемся, чтоб письмо наше в иные руки попало, пишем его и целуем духовное честное и пресветлое лице святаго твоего царствия. Выразумели мы из письма вельможнаго господина Феодора, ближнейшаго и вернейшаго боярина вашего превысокаго величества, победы, которыя даровал Бог святому твоему царствию, и молим Господа Бога нощь и день и мы, и вси монахи и вси достопочитаемые церкве града святаго, да благоволит Господь, дабы в конец побеждены были весьма противящийся державе славы твоея сквернии еретики, и покорены были всеконечно под превеликую власть вашу. А что имели и больше нечто доносити, написали мы в письме помянутаго боярина господина Феодора. Сие токмо с духовною дерзостию доносим, что, благоволившу Богу, мир с поляками просим, чтоб ваше царское величество воспомянул о благочестии ревность приснопоминаемых отцев и праотцев ваших, и да тщится, и радеет о мире и в православной вере безмятежии обретающихся православных во всей Польше. Господь же Бог да управит стопы твоего святаго царскаго величества на путь мирен. Из Царяграда 1706 года февраля в 17 день. 13 Грамота патриарха Досифея к государю Петру Алексеевичу от 15 ноября 1706 года, в которой он просит государя строго запретить вывозить из России пленных шведов в Турцию для продажи Благочестивому победителю, победоносцу, присновеличайшему и приснопочитаемому Августу, государю, государю Петру Алексеевичу во Христе лобызание. Пред многим временем не писали к вашему священному величеству, понеже писывали мы блаженныя памяти к боярину Феодору, а ныне, понеже велено ему, господину Петру Андрееву, не инуды, но писать прямо к священному вашему величеству, пишем и мы такожде. Однакожде писали мы недавно к сенатору, господину Гавриилу Головнину, и что имели мы о здешних делех сказать, там написаны, и ныне нового отсюду донесть не имеем ничего. А хотя и будем потом многая и нуждная о церковных делех к вашей богохранимой светлости писать, и напишем из земли, где б могли мы написать по-славенски, чтоб мог ваше царское величество, зная, прочесть без всякого погрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЯСУ I [Иясу Великий; эфиоп.  ] (1658/59-13.10.1706), царь Эфиопии (19 июля 1682 - 16 марта 1706), причислен Эфиопской Церковью к мученикам (пам. эфиоп. 5 тэкэмта (2 окт.)). И. считается наиболее выдающимся представителем Гондарской династии и одним из самых значительных правителей среди Соломонидов (1270-1974). Род. от царя Иоанна I и царицы Сабла Вангель, был наречен Иясу в честь Иисуса Навина; при вступлении на престол принял тронное имя Адьям Сагад (     , букв.- «края поклонились»). И. стал наследником престола в 1676 г., после кончины старшего сына Иоанна I Юста, и был вовлечен в церковно-политический конфликт между сторонниками доктрин «соединения» и «помазания» (см. «Соединения» и «помазания» доктрины ). Группа придворных, сочувствовавшая «помазанникам», настроила И. против отца, и в нач. 1681 г. он, бежав из Гондара , укрылся у вождя одного из племен галласов (оромо). Однако вскоре И. примирился с отцом, вернулся в столицу и был назначен наместником обл. Сымен. После церковного Собора в Аринго (окт. 1681), на к-ром восторжествовали приверженцы «соединения», И. снова бежал, но был схвачен и посажен под домашний арест. В день неожиданной кончины Иоанна I (19 июля 1682) И. был провозглашен царем. В 1683 г. он обвенчался с Валатта Сион, представительницей влиятельного рода из сев. обл. Тигре, и тем самым привлек на свою сторону знать этого региона. Однако все сыновья И., четверо из к-рых стали царями, были рождены наложницами. Взойдя на трон, И. не чувствовал себя обязанным сторонникам «помазания», а твердых богословских убеждений в этом вопросе у него, видимо, не было. Поэтому «годжамских изгнанников» (приверженцев доктрины «помазания» из обл. Годжам, изгнанных из мон-рей по решению Собора в Аринго (1681)) он не вернул из ссылки, а подготовку очередного Собора доверил сторонникам «соединения», среди которых выделялась конгрегация монастыря Дэбрэ-Либанос , издавна служившая опорой Соломинидам.

http://pravenc.ru/text/1237987.html

Что касается иерархического устройства, то грамотою 1695 года были подтверждены императором на своих епархиях определенные патриархом архиереи, а именно, 1) Исаия Дякович, епископ Темешварский 70 ) и Иенопольский и архимандрит монастыря Крушедольского, 2) Стефан Метохиац, епископ Карлштадтский и Зринопольский, 3) Евфимий Дробняк, епископ Сегединский (в Бачке), 4) Евфимий Попович, епископ Будинский (Офенский) и Стольно-Белградский, 5) Евфимий Петовац, епископ Могачский и Сигетский 71 ), 6) Спиридон Штибица, епископ Вершацкий, и 7) Ефрем Банянин, епископ Варадинский и Егерский. В грамоте сказано, что они имеют власть „исполнять в своих епархиях (дистриктах) духовые свои обязанности, исправлять согрешающих и наказывать по мере вины, пользоваться оброками и доходами церковными по закону и древнему обычаю“. К упомянутым епархиям нужно присоединить и учрежденную, или лучше сказать, возвращенную старанием патриарха в православие епархию 8) Пакрачскую, где с 1706 года епископствовал Софроний Подгоричанин, утвержденный, впрочем, со стороны императора только в 1708 году, а также и епархию 9) Марченскую в Хорватии, которая, впрочем, в лице своих епископов, склонялась больше к унии, хотя епископ Исаия Попович должен был явиться к Черноевичу, чтобы получить от него свидетельство в православии для успокоения своей паствы. Старания кардинала Колонича завлечь в унию как можно более сербов остались безуспешными, хотя для этой цели и было, под его руководством, издано нарочно составленное иезуитом Шент-Ивани сочинение: „ De ortu et progressu et diminutione schismatis, graeci atque graeci ritus ecclesiae cum romana ecclesia tot votis exoptata reunione“ (1703 года). Предполагали подействовать на самого патриарха Арсения. Патриарх Арсений III умер в Вене 24-го октября 1706 года. В мае следующего года был открыт первый церковный собор австрийских сербов в Крушедольском монастыре на Фрушкой Горе, для избрания нового патриарха; число народных депутатов, присутствовавших на соборе, неизвестно; председательствовал императорско-королевский комиссар, придворный военный советник Кариен; епископов было семь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потом наступили новые времена, государство отказалось от борьбы с религией, и 16 апреля 1990 года Воскресенский собор был торжественно освящён. В мае 2013 года в галерее собора была развёрнута очередная музейная экспозиция, посвящённая истории знаменитого храма. Воскресенский войсковой собор живёт ныне полной жизнью - в нём совершаются богослужения, учёные ведут в храме исследовательскую работу, его посещает масса туристов, стекающихся в бывшую донскую столицу. От сотрудничества Православной церкви и историко-архитектурного музея, кажется, выигрывают все. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Краткое историческое описание Старочеркасской соборной церкви во имя Обновления Храма Воскресения Христова I. Описание храма и принадлежащей к нему колокольни Нынешняя Старочеркасская соборная церковь во имя Обновления Храма Воскресения Христова вновь построена в 1706 году, по указу Петра I, вместо бывшей прежде деревянной, первоначальное сооружение которой весьма замечательно. Во время славной Азовской защиты, в 1641 году, казаки, теснимые неприятелем, дали обет соорудить церковь во имя Воскресения Христова, если Господь избавит их от руки вражеской. Оружие казаков восторжествовало над неверными, но церковь до 1649 года не была начата. В сём году посетило Черкасск ужасное моровое поветрие; казаки обратились к Богу с прежним обетом: поветрие исчезло, и в следующем 1650 году донцы приступили к сооружению храма, который в 1653 году и окончен. В 1670 году храм сей сгорел до основания, а вместо его, чрез два года, на том же месте выстроен был другой, деревянный же; но и тот, в ужасный пожар, в 1687 году, сгорел вместе со всем почти городом. В 1706 году, по указу императора Петра I и по благословению московских митрополитов, между патриаршества при войсковом атамане Лукиане Максимове, заложен уже сей великолепный 9-ти главый каменный собор, которого построение продолжалось 13 лет и окончено при другом войсковом атамане Василии Фролове. И так, от первоначального заложения прежде бывшего деревянного храма в 1650 году до нынешнего времени протекло 201 год; от окончания и освящения оного, в 1753 году, 198 лет; каменному же зданию, оконченному в 1719 году, 132 года. Архитектура сего храма византийско-русского стиля. Вся церковь сложена из кирпича, на каменных погребах, и покрыта железом. Длина всего храма внутри с алтарём 42 арш. и 10 верш., ширина 39 ½ арш., высота от подошвы до верхнего края среднего креста 64 арш.; снаружи в окружности собор имеет 201 арш. или 67 сажен.

http://sobory.ru/article/?object=07182

15 июня 1944 года сюда была перенесена из храма Воскресения в Сокольниках почитаемая как чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная радость». В храме хранится ряд иных замечательных святынь, в частности, связанных с деятельностью митрополита Серафима (Чичагова). http://gorodvery.com/index.php/ Храм Илии Обыденного, как он издавна зовется, известен в этой местности с 1592 г. Согласно преданию, первоначальный деревянный храм был построен «всем миром» в один день («обыден»; отсюда и название) еще при великом князе Василии III. Во время сражения Второго ополчения с армией гетмана К. Ходкевича в 1612 г. у этой церкви находился стан князя Д.М. Пожарского, здесь шли жестокие бои. Современное церковное здание построено в 1702–1706 гг. (архитектор И.П. Зарудный) по заказу думного дьяка Гавриила Федоровича Деревнина и его брата Василия в стиле московское барокко. Оба храмоздателя погребены с двух сторон арки, соединяющей храм и трапезную. Композиция храма типична для барокко – на четырехугольном основном объеме установлен «восьмерик», завершающийся куполом и одной главой. В 1706 г. к главному храму пристроили теплый трапезный храм с приделом во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В 1818–1819 гг. трапезную расширили (архитектор Ф.К. Соколов), в ней появился новый придел – во имя святых апостолов Петра и Павла, созданный на средства П.В. Панова. В 1837 г. вокруг церкви возвели ограду, в 1868 г. построили колокольню и паперть (архитектор И.С. Каминский). Колокольня была освящена святителем Иннокентием (Вениаминовым) митрополитом Московским и Коломенским. Храм в советское время не закрывался, в него были переданы старинные иконы из разрушаемых окрестных церквей. В нем сохраняется резной барочный иконостас начала XVIII века с иконами XVI–XVII столетий (в том числе – работы С.Ф. Ушакова и его учеников). Среди его святынь – чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость» (из уничтоженного храма Благовещения в Московском Кремле), многие другие чтимые иконы Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=02251

Еще под Нарвою поссорился он с Меншиковым. Последний, в чине Поручика Бомбардирской роты, был тогда Генерал-Губернатором Петербурга, Графом Римской Империи, кавалером ордена св. Апостола Андрея Первозванного, не мог терпеть некого выше себя, пользуясь неограниченной доверенностью я любовью Петра Великого. Одно из двух – сказал Государю Огильвий – запрети Меншикову вмешиваться в мои повеления, или позволь мне оставить войско. На этот раз любимец Царский должен был уступить старшему Военачальнику, но не на долго и сделался непримиримым врагом его. В 1706 году Меншиков, будучи Генералом над всею конницею, давал приказания Фельдмаршалу-Лейтенанту, которому старшие Генералы, в том числе Князь Репнин, беспрекословно повиновались 63 . Сего мало: преданный Меншикову Генерал-Поручик Ренн, образовавший нашу конницу, неустрашимый на ратном поле, оставлял без исполнения приказания Огильвия, находясь под его начальством. Обиженный Фельдмаршал-Лейтенант принес жалобу Государю. Петр Великий отвечал (4-го фев. 1706 г.): «Буде Генерал-Поручик Ренн «противен вам чинится, то делает он худо; но «ежели он ослушание сие учинил при бытности своего Генерала (Меншикова), то делал он по «обычаю всех войск.» – В другом предписании уведомлял Огильвия: что за ослушание Ренна, управа будет учинена по суду; но Меншиков умел защитить своего любимца 64 . В то время, как недоброжелатель Огильвия старался вредить ему во мнении Государя, Огильвий сам действовал против себя неуместными требованиями: чтоб границу оберегали десять тысяч дворян, добрых и оружейных и чтоб войска были увеличены 50.000 чел. – Петр Великий отвечал: «Неслыханное в свете дело предлагаете: где дворян такое число взять? Також и прочие войска чтоб «умножить до 50,000; по воистину легко писать и указывать, а самому не делать 65 ». Тогда Государь, поручив нашему Министру, при Цесарском Дворе пригласить в Россию двух Генералов, знающих язык Славянский или Польский, просил его: «чтоб они были искусные, добрые, и надежные люди, а не такие, каков наш Г. Фельдмаршал «Огильвий».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 Говорим, что он окончил учение в 1706 г. Об окончании св. Иннокентием полного курса учения в Киевской академии говорят печатные свидетельства (Киев с его училищем академией. В. Аскоченского, ч. 1, стр. 297). Но в каком году он окончил академическое учение, нигде не говорится. По этому для определения года окончания им Академического курса мы берём во внимание годы окончания Богословских Семестров, а также обычай, что окончившие это учение и примечание множество жили некоторое время в Лавре, продолжили заниматься науками, и затем назначалось профессорами академии или настоятелями монастырей. Такой год окончания учения для св. Иннокентия падает на 1706 г., потому что если возмём во внимание семестры для преподавания богословия в академии в это время, судя по учебникам того времени, то увидим, что первый четырёхгодичный семестр богословия продолжался с 1693–1697 г., второй с 1697–1701 г., третий, по случаю преобразования академии или почему либо другому, начался с 1702 г. и кончился 1706 г., четвёртый с 1706–1711 г. Этот последний год богословского семестра в Киевской академии совпадает с окончанием богословского семестра и в Моск. дух. академии. Следует по этому, признать что свят. Иннокентий окончив курс наук Киевской академии в 1706 г., поступил затем в монашество, посвящён в иеромонаха и в 1710 г. был вызван в Москву. 25 Киев Аскоч. ч. 1, стр. 297. Русск. свят. Филар. арх. Черн. 1865, ноябрь, стр. 252. Истор. Киев. акад., стр. 100. Перм. Епар. Вед. 1878 г. 23, неофиц. ч., стр. 234–235. 26 Преподанная блаж. Иннокентием словесность под заглавием: «Flumen Eloquentie» М., 1706 г., находится в библиот. Ирк. д. семинарии с собственноручной подписью. Автор истории М. академии не упоминает, кто был учителем словесности с 1706 по 1714 г., именно часть (с 1710 по 1714 г.) того времени, когда был блаж. Иннокентий учителем словесности. О порядках академии, о жалованьи наставникам см. Правосл. Обозр. сент. 1871, статью: «местный духовно-училищный вопрос», стр. 381, 393. Истор. Моск. дух. акад. Смирн. Μ., 1855, стр. 206.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010