19. Память Монаст. Пр. стряпчему Вознесенского монастыря от 3 окт. 1706 г. о сборе с вотчин его ведомства по 5 д. с двора в Александрову слободу. Из дела Мон. Пр. 1704 г. в. 219. 13. Лета 1706 сент. в 4 д. По указу великого Государя Царя и великого Князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца память Вознесенского девича монастыря стряпчему Степану Булгакову. В нынешнем 1706 году июля 17 д., по его Великого Государя указу, велено с патриарших и архиерейских и с монастырских и с церковных крестьянских и бобыльских дворов по переписным книгам 186 году сбирать повсягоды Переславльского уезду Залесского во Александрову слободу в Успенской девичь монастырь великой Государыне благородной царевне и великой княжне иноке Маргарите Алексеевне вместо поденного питья и яств и всяких запасов по пяти денег с двора и присылать те деньги в Монастырский Приказ повсягоды бессрочно не мотчав. 20. Память из Семеновской Канцелярии в М. П. от 2 мая 1704 г. об отправлении послушных памятей к стольникам о содействии посланным из канцелярии в переписке торговых и домовых бань. Из дела Мон. Пр. за 1770 г. в. 219. 17. стр. 1. Лета 1704 мая 2 д. по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, великия и малыя и белыя России самодержца, боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину с товарищи. По его Великого Государя указу послан из семеновской канцелярий банного сбору в Можайск, в Рузу, в Царев, Борисов и тех городов в уезды и в подмонастырные слободы и в патриарши, и в архиерейские, и в монастырские села и волости и деревни для строения вновь торговых и для переписки домовных бань и для сбору с тех бань новоокладного денежного оброку стольник Петр, Прокофьев сын, Ларионов. И Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич всея России, великия и белыя и малыя самодержец указал о посылке из Монастырского Приказа тех городов в уезды в подмонастырные слободы ко властям, а в патриарши и в архиерейские и в монастырские села и волости и в деревни к приказчикам и крестьянам послушных памятей, и о даче съезжих и постоялых дворов и волостных подвод с проводниками и к денежной казне целовальников и для рассылки посыльных людей и к тому делу бумаги и чернил и свеч и дров, свой Великого Государя указ учинить в Монастырском Приказе тебе, боярину Ивану Алексеевичу с товарищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

1378 Не знаем, присутствовал ли кроме царевен царевич Алексей, но это кажется нам весьма вероятным. 1398 Вероятно это были ученики академии, приведенные по случаю храмового праздника, послушать красноречивого проповедника. 1405 Соч. II, 585–587. Произнесено в Ростове 1708 г. Те же мысли находим и в старой русской литературе: в пчелах, в слове о Данииле Заточнике и т. д. 1410 Соч. II, 668. Вспомним и юмористические народные сказки об обирании слепых. Афанасьев. Нар. рус. сказки III, 320 218. 1420 Соч. II, 166. Рук. Казанс. Унив. 57 (1582) с пометой: 7 апреля 1706, должно быть 8 апреля. Выписки из него мы приводили уже выше. 1421 Полное заглавие перевода: «Метаморфосеон си есть преображении или перемен П. Овидием Насоном описанных с толкованиями 8 книг. Книга сия переплетена 1706 года апреля 16, а господин ея смиренный Дмитрий архиерей Ростовский. Сия книга не прочтена, не исправлена, описки преисполнена». Начало: «За еже в другой раз уже латинскаго книгописца на полской язык преложить держало...» В книге чертежи сфер на л. 3 и 7. Синод. рук. 809. Ср. Записки Моск. Унив. 1833, I, стр. 695. Любопытен и другой перевод Метаморфоз с издания 1709 г. – для художников, хранящийся в Ростовском музее. 1424 Слово это, впрочем и неважное, доселе не издано. Отчет Имп. Пуб. Библ. за 1858 стр. 89 14. Царевич Алексей Петрович, великий почитатель св. Димитрия Угличского, обыкновенно праздновал этот день, как видно из его писем, очень торжественно. Любопытно бы было знать, был ли святитель у царевича 14 мая 1706 г. Во всяком случае сближение их, благодаря Яворскому, уже начиналось. 1428 Соч. III, 97–110. О имени Одигитрия святитель писал Феологу впоследствии, в 1707 г. Я. Е. В. 1873, 34, стр. 268. 1429 Макарий. Древние рукописи и книги в Новгороде и его окрестностях (Ч. О. И. и Д. Р. 1861, кн. II, стр. 12). 1433 Зап. кн. л. 41. Вероятно, о. Иларий уехал в то время в Москву, по делам Монастырского приказа и там, видимо, и скончался. 1435 По Строеву (Рук. Царского стр. 815) 8-го апреля. Любопытно сравнить сродную грамоту Павла, митрополита Сарского и Подонского († 1685).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В Патриаршем Казенном Приказе производилось дело о построении в сельце Мытниках вновь церкви Гавриила Архангела в 1706 году. Дело началось по прошению стольника Гаврила Иванова Жеребцова. В своем прошении, поданном в Патриарший Казенный Приказ 1706 года октября 1 дня он объяснял: «Вотчина у меня в Русском уезде, в Замошской волости сельцо Мытинки и в том моем сельце обещание у меня построить вновь церковь Божию деревянную, во имя Архистратига Гавриила; а церковь Божию дали мне в Русском же уезде, из вотчины Саввина монастыря Сторожевского из села Деткова и просил: о строении церкви Божией дать ему благословенную грамоту». На прошении написано: «дать указ церковь строить», и резолюция Казенного Приказа: «велеть вынести память о церковной земле и о сенных покосах». В Патриаршем Казенном Приказе получено было уведомление 12 октября 1706 года от Поместного Приказа, что вследствие прошения Гаврилы Иванова Жеребцова, из его вотчины Русского уезда, Замошской волости, сельца Мытники утверждено «к новопостроенной церкви священнику с причетниками того сельца земли пять десятин в поле, а в дву потому ж, сенных покосов 20 копен». Резолюция Казенного Приказа: «о приходских дворах взять сказку и дань росписать». И октября 18 числа стольника Гаврила Иванова Жеребцова человек его Федор Пестряков в сказке показал: «что в Русском уезде, Замошской волости, в сельце Мытниках, у новопостроенной церкви Рождества Пресвятой Богородицы (sic), которая построится вновь, будет двор попов, двор дьячков, двор Пономарев, двор просвирник, да в приходе в селе Мытниках, двор вот-чинников, 10 дворов крестьянских, а церковная пашня и сенные покосы по памяти, какого из Поместного Приказа. К сей сказке человек Жеребцова Федор Пестряков руку приложил. По докладной росписке положено дани с дворов: попова 4 деньги, дьячкова, Пономарева и просвирника по 1 деньги, с одного вотчинникова, с 10 крестьянских по 3 деньги с двора, с 10 четьи пашни но 3 деньги с чети и с 20 копен сена по 2 деньги с копны, итого 18 алтын 5 денег, заезда гривна, казенных пошлин 5 алтын 4 деньги, десятилынича доходу 10 алтын, всего рубль 4 алтына 3 деньги. По оному делу состоялась резолюция: «вышеписанную дань имать как к той церкви поп благословен будет, или как будет челобитье о освящении той церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обозрение ризницы Воскресенского Ново Иерусалимского монастыря в первое 50 летие его существования, с 1656 по 1706 год Ризница Воскресенской обители, то есть, св. утварь и св. облачения, составилась первоначально из пожертвований самого основателя оной, Святейшего Патриарха Никона , как сие видно из бывшего в архиве реестра вещей, подаренных ей первоначально от Святейшего Патриарха при первом Настоятеле, Игумене Стефане (1656–1659). К сожалению, реестр этот утрачен, и самая старая опись ризничных вещей восходит лишь к 1679 году, когда первоначальная ризница уже получила значительные приращения как от самого Святейшего Патриарха, во время пребывания его здесь, с Июля 1658 по Декабрь 1666 года, так и от особ Царствующего Дома, Бояр и всякого чина людей, посещавших св. обитель ради Святителя подвижника и начатого им в оной великого церковного строения по Иерусалимскому образцу. Опись ризничная 1679 года, сделанная по Указу Царя Феодора Алексеевича, обратившего свое благосклонное внимание на забытую Воскресенскую обитель, по внушению своей благочестивой тетки, Царевны Татьяны Михайловны, указывает, что поступило в ризницу обители в первый, и самый приснопамятный столетний, период ее существования, начавшийся 1656 (год основания) и окончившейся 1666 годом (год удаления Патриарха из монастыря, сперва в Москву на Собор, а оттуда в заточение). 8 Сентября, 1678 года – вечно приснопамятный для обители день первого посещения Воскресенской обители Царем Феодором Алексеевичем, начинает второй период обители, продолжавшийся до 1706 года (год преставления ее особой благодетельницы, Царевны Татьяны Михайловны), период, в который Воскресенская ризница получала постоянные приращения от особ Царствующего Дома, наипаче же от постоянного, неослабного усердия к ней тетки Великих Государей, Благочестивой Царевны и Великой Княжны, Татьяны Михайловны. По тщательном сличении старых описей с новыми, мы проследили переход записей одной в другую и определили степень достоверности монастырских преданий, касательно пожертвования вещей тем, или другим лицом, с помощью как записей, встречающихся в описях, так и надписей, находящихся на некоторых вещах. И таким образом обозначилось все, что уцелело в монастырской ризнице от первого пятидесятилетнего ее периода, протекшего от основания сей обители в 1656 году до кончины ее незабвенной благодетельницы и покровительницы, Царевны Татьяны Михайловны в 1706 году. Отдел I. Предметы священные и церковные

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Феофан, архиепископ Новгородский (Прокопович Елеазар) Родился 8 июня 1681 года в городе Киеве. Елеазар рано остался сиротой. Его воспитанием руководил дядя, иеромонах Феофан (Прокопович ; † 1692), ректор Киево-Могилянской коллегии и настоятель Киево-Братского монастыря. До 1698 года Елеазар учился в Киевской коллегии. Затем, благодаря финансовой помощи одного киевского благодетеля, был отправлен за границу для завершения образования. В Польше перешёл в унию и принял монашество с именем Елисей. Принятие униатства было неизбежным условием получения заграничного образования для православных. В базилианском ордене, к которому теперь принадлежал Прокопович, обратили внимание на юного талантливого монаха униата и направили его в Рим. Здесь он поступил в Коллегию святого Афанасия, основной задачей которой была миссионерская деятельность. Там он прошёл полный курс католической схоластической теологии. При внимательном знакомстве с организацией Католической Церкви, в нём зародилось резко отрицательное отношение к папизму. Отцы-иезуиты усиленно склоняли Прокоповича остаться в Италии и вступить в их ряды, но он отклонил подобные предложения. В 1702 году Прокопович вернулся в Малороссию, отрёкся от униатства, принял Православие и был пострижен в монашество с именем Самуил (в 1705 году переменил своё имя, назвавшись в память своего покойного дяди Феофаном). С 1704 года началась его педагогическая деятельность в Киевской духовной академии в качестве преподавателя пиитики. В 1706 году перешёл преподавателем в класс риторики. Один случай выдвинул его из среды своих сотоварищей. В связи с угрозой шведской интервенции в 1706 году Пётр I, специально приезжавший в Киев и обследовавший укрепления в старом городе, «усмотрел, что Киевская фортеция имеет зело худую ситуацию: того ради за благо рассудил фортецию сделать в ином месте, для которой за удобное место избрал монастырь Печерский», который к тому времени, в 1698–1700 годах, был обнесён новыми каменными стенами. 4 июля 1706 года Пётр I прибыл в Киев для основания Печерской крепости, посетил Софийский собор, где с приветственной речью к нему обратился Феофан. Речь была удачна по содержанию: Прокопович коснулся современных событий, умело и кстати воздав хвалу военным успехам Петра I. Блестящая речь была замечена государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В выписке между прочим: 200 г. марта 3 «послан для совершенной дохтурской науки в Венецию в Потавскую окадемию» сын дьяка Василья Посникова стряпчей Петр Посников .... 200 г. июля 19 «отпущен для науки в Прусскую землю сын Гордана порутчик Федор Гордон .... 207 г. октября 1 «отпущен для дохтурского учения в Венецию в г. Падву сын дьяка Ивана Волкова из дворян Григорей Волков . . . 207 г. «отпущен» сын Андрея Андреевича Виниуса «стольник Матвей Виниюс для совершеннейшего изучения латинского и немецкого языков и иных наук в Прускую и в иные земли». . . . 207 г. дано «для учения латинского и немецкого языков» Борису и Петру Волковым, «которые учились в Галанской земле» по 100 руб. ... «А ныне живет в Берлине подьячего Михаила Ларионова сын ево Петр для такого же латинского и немецкого языков учения» ... Помета: 1702 г. февраля 28 велено дать «для учения немецких языков» по 200 руб. в год. В январе 1706 г. Михаил Шафиров писал, что «тем вашего величества жалованьем купно со отеческим многим иждивением научился я, раб ваш, латинского, немецкого и французского языков и желаю вашему величеству служить в вашем государственном Посольско.м приказе в переводчиках оных языков»...К Москве приехал 6 ноября 1705 г. «А в Посольском приказе в роспросе сказал, что он за морем был для обучения в Аглинской, и в Галанской, и в Саксонской, и в Брандебургской землях, и в окадемиях выучился латинского, немецкого, французского языков и слушал философию». 21 января 1706 г. велено быть переводчиком латинского, немецкого и французского языков. (Дела о Посольском приказе: 1701 года августа 21. – 1706 года 21 генваря). 4. – Петр 2-й Посников Державнейший царь, государь всемилостивейший! Известно о сем вашему величествию, что естественный политический, а паче духовный, закон повелевает кийждому отцу о чадех своих попечение имети сицево, во еже бы им во временней сей жизни, во учении будучи, всегда пред Господем Создателем своим безпорочно в путех своих ходити и во святем его страсе пребывати. Тем же убо и аз вашего священного величествия нижайший раб о оном неоценениом сокровищи рассудив и в сердцы своем сложив о сем благопотребном деле, вашего величествия яко приснотекущего ваших монаршеских изстекающпх благ изсточника милосердия понужден просити, во еже бы ваше величествие для крайняйшего Божия человеколюбия и ради Пречистыя Его Богоматере и для своего государева многолетного здравия изволил второрожденного моего сына Петра, в царствующем велицем вашем граде Москве латинского и францужского языков во училищи несколко лет будучего, во Европские государства ради свободных наук окончения отпустить и противо протчих отпусков ево братии свидетелствованную о проезде свою государеву грамоту, так же и на пропитание ево от своей государевой казны по своему государеву милосердому осмотрению дать повелите.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Молоди. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты «Главная архитектурная достопримечательность усадьбы – Воскресенская церковь, сооруженная в 1703-1706 годах и перестроенная в конце XVIII века. …Церковь в Молодях выстроена по типу «восьмерик на четверике». Однако поздние переделки и пристройки придали ей вид, очень далекий от архитектуры «московского барокко». Декор самого храма был значительно изменен. Грани восьмерика, например, в соответствии со вкусами этого времени украшены каннелированными пилястрами и небольшими овальными нишками над окнами. Порталы северного и южного фасадов основания получили высокие фронтоны и четырехколонные тосканские портики, значительно выступающие за плоскость фронтонов. Таким же портиком украсилась и новая, весьма внушительная по размерам трапезная. Но самое существенное, что было создано здесь при перестройке, - это отмечающие главный вход парные колокольни, увенчанные, как и сама церковь, фигурными главками. Оригинальная «башенная» композиция стала примечательной особенностью этого сооружения. Перестройка церкви была осуществлена при Домашневых, владевших усадьбой во второй половине XVIII века». Источник: М.М. Дунаев. «К югу от Москвы», М., 1978 В начале XVII в. на погосте в Молодях стояла деревянная церковь Воскресения Христова. В 1646 г. деревня принадлежала Ф. Измет-Гильдееву и П.Ф. Соковнину. Вскоре погост в Молодях слился с деревней, появилось село Молоди. В 1699 г. оно пожаловано боярину Ф.А. Головину. С 1736 по 1786 гг. селом владели Салтыковы, затем Домашневы. В начале XIX в. усадьба Молоди принадлежала М.Я. Кротковой, которая много жертвовала на храмы и монастыри. В середине XIX в. село находилось во владении А.Д. Бестужевой. Последним владельцем был А.И. Бородин. Храм в честь Воскресения Христова возвели при владельце Н.А. Головине в 1706 г. Второй строительный период относится к 1786 г., когда село стало принадлежать Домашневым. При них был перестроен весь усадебный комплекс и церковь. К основному объему храма, сохранившегося с 1706 г., пристроили трапезную с приделами: во имя апп. Петра и Павла и свт. Стефана Сурожского, парные колокольни по сторонам западного фасада и два одинаковых притвора. Храм сохранился в таком виде до нашего времени.

http://sobory.ru/article/?object=04918

Кажется, что в июле святитель Димитрий уже уехал к себе в епархию. Так можно судить из письма его к Ефрему, митрополиту Сербскому (от 25 июля 1706 г.), в коем между прочим говорится: «Радуюся же о сем, что преосвященство твое в моей келии пребывати изволил еси, не послушав тех, иже хотяху изгнати святыню вашу, да шведов поставити, о чесом мне вестно бысть; молю пожалуйте, не пустите шведов, сами жительствуйте здраво и благоденственно». 1429 14 сентября святитель повторил в Ростовском соборе слово, сказанное им в Москве того же числа в 1705 г. 1430 В Ростове в отсутствие святителя была произведена опись всего Ростова. 1431 Бедность архиерейского дома все усиливалась. Школа, любимое детище святителя, окончательно закрылась, как мы видели, во время его отсутствия. Некоторое утешение могло, доставить свидание с родными (племянником Михаилом), как видно из следующего письма от 15 сентября 1706 г. к С. Т. Доморце, честному гражданину Новгородскому (Северскому): «Мне вельце жичливый приятелю, пане Семион Тимофеевич. При поданой чрез посланников моих в Киев оказии, не судилем в запомнении оставити любви вашей, ею же мя благоволите в толиком разстоянии посещати, але листовне также любовно за любовь, юже и к моему убожеству, и к моим племенником, ко мне идучим, во всяком угощении осведчали, ответуючи и дякуючи, Божия на благочестный дом ваш и молитву твою милосерднаго желаю призрения. Той да благословит вы и исполнит дни жизни вашей долговременним здравием и всяким благополучием, о чем аз, Бога моля, непременной мя вашей вручаю приязни. Честности твоей, моему вельце жичливому приятелеви, во всем жичливый богомолец и слуга. Смиренный Димитрий Архиерей Ростовский». 1432 5 Ноября 1706 было послано к Димитрию извещение, что казначей монах Иларий болен при смерти, и дьяк Лука Палицын пишет, «что больной опасен, и чтобы от того денежной казне порухи не учинилось». Велено наличную казну запечатать и назначить для приема казны от Илария Филарета, иеремонаха из Белогостицкого монастыря. 1433

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сведения об этом находятся в приходских окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа «жилых данных церквей Рузской десятины» за 1706 г.: «В 1706 году по указу великого государя и по помете на выписке казначея старца монаха Тихона Макарьевского велено новопостроенной церкви Пресвятой Богородицы Смоленской, которую построила вдова княгиня Ирина Приимкова-Ростовская в вотчине своей в Рузском уезде в сельце Горбове, на попа с причетниками положить дани, по сказке человека ее Иева Телегина, с попова, с дьячкова, с пономарева, с просвирницына, с вотчиницына, с 7 семей деловых людей, да с церковной земли, по памяти из поместного приказу 1705 года, за приписью дьячка Анисима Невежина с 10 четвертей в поле, сена с 10 копен по указной статье 11 алтын 4 деньги, заезда гривна, и те деньги велено иметь с 1707 года. 1706 года июля в 25 день выдан антиминс в Рузском уезде в Кремичевскую волость в вотчину княгини Ирины Тимофеевне – дочери князя, Федоровой жены, княж Никитина сына Лабанова-Ростовского, в новопостроенную церковь во имя Одигитрии Пресвятой Богородицы; той же церкви поп Автоном антиминс взял и росписался». Церковь Смоленской Пресвятой Богородицы в окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа с 1707 по 1740 гг. писалась в Рузской десятине: «в селе Горбове в вотчине вдовы княгини Ирины Приимковой-Ростовского дани 11 алтын 4 деньги, заезда гривна». Село Горбово по церкви имело другое название «Одигитриевское». В 1770 г. село находилось во владении князя Ивана Михайловича Кольцова-Мосальского и затем у сына его Александра, а от него в 1792 г. продано графу Сергею Петровичу Салтыкову. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 1, Рузская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г. Строительство кирпичной Смоленской церкви в селе Ново-Горбово (Горбово, Горбово-Масальское) - вотчине секунд-майора князя И. М. Кольцова-Масальского, началось по храмозданной грамоте 1758 года. В 1763 году основной объём здания - двухэтажный храм и трапезная были в основном закончены, а нижняя церковь - мученицы Евдокии - освящена.

http://sobory.ru/article/?object=06546

Может быть, и они все еще оставались в Пекине и занимались миссионерским делом. Урга тоже оглашена была благовестием Христовым. Оттуда дети боярские Иеремия Иванов с товарищами предварили возвращение миссионеров к митрополиту с извещением о приеме у Хутукты, доставлении подарков и взаимных переговорах. Рафаил, Трифиллий и Градовский с прочими спутниками и караваном Осколкова держались одного такта с сим последним, а он известен в истории, как увидим ниже, великим дипломатом в устройстве дел русской церкви и правительства при Пекинском дворе. Миссия пробыла там до половины 1706 г. О возвращении Рафаила из Китая свидетельствует то обстоятельство, что в проезд чрез Иркутск он принял от закащика Иркутской десятины для сдачи в Софийскую митрополию окладных и неокладных всяких сборных денег 115 руб. 32 алтына, полчетверты деньги. Расписка дана 26 июля 1706 г. В 1706 г. Государь снова напоминал митрополиту Филофею, чтобы проповедники не упускали случая и места к обращению в христианство подданных Китая. 54 Люди способные к этому делу были. Туда следовал караван купчины Худякова. Митрополит не упускает случая снова послать в Ургу и Пекин веропроповедников. Выбор пал на ученого иеромонаха Илариона Лежайского, названного тоже «казнодеем», из учителей Богословия. С ним командируется уже во второй раз иподиакон Филипп Хавов, бывший там с иеромонахом Сергием и иеродиаконом Феодосием (1703 г.) Посланы с ними также школьные ученики Павел Андреев и Семен Николаев в качестве певчих и для ознакомления с миссионерским делом, изучения нравов, обычаев, обрядов и языка этой страны. Посольство шло тем же путем, чрез Иркутск, Байкал, Селенгу и Нерчинск. В наказе Архим. Мисаилу написано: «посланных от нас в Китайское Государство домовых наших казнодея иеромонаха Илариона, подъякона Филипа Хавова, да с ними сына боярского Ивана Феодорова принять в монастырь любезно, и покаместа будут жить в монастыре, дать им постоялыя кельи и препокоить их и в дорогу напутствовать (22 Мая 1707)». На той же грамоте приписка митрополита: «да с ним же Иларионом два посланные наши домовые слуги и аще от Хутукты возвратятся, дать им в монастыре келью и кормить их и поить покамест иеромонах Иларион из Китая возвратится».

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010