Сверх сего да показывает им собою добрый пример во всем, будучи благоподатлив бедным, сострадателен к немощным, строг к ленивым, и наипаче во всем да сохраняет апостольскую и церковную точность, имея дать отчет Богу и нам в каких-бы-то ни было прегрешениях. Но и все подчиненные ему преподобнейшие отцы, духовники, иеромонахи, иеродиаконы, старцы и монахи должны воздавать ему подобающее уважение и честь, и поминать каноническое имя его во всех священнодействиях, как то узаконено, повиноваться всем распоряжениям его, кои сообразны с правилами, почитать его духовным пастырем, настоятелем и попечителем во всех нуждах житейских и духовных, и наконец, помогать, содействовать и споспешествовать ему во всем, в чем только он нуждается, так как и он всецело посвящает себя их нуждам; и не дерзал бы никто ии в чем противиться ему и нарушать законные повеления его; ибо честь и благоговение, оказываемые ему, относятся к Нашему Смирению, а чрез нас к Богу, которого на земле представляет архиерей. А еслибы оказался кто нарушителем сих правил и противником ему; таковый, как надменный и непокорный и презритель правды, испытает гнев и наказание Божие. Посему и дано настоящее Деяние Нашего Смирения, для постоянного и непрерывного соблюдения, в сентябре месяце 1702 лета Господня. 1706 год. Копия Хрисовула Михаила Раковицы Господаря Молдавского. – Сей Господарь в 12 день Июня месяца 1706 года приложил Синайской обители Фистицкий монастырь св. Николая с разными деревнями и угодьями, бывший до того собственностию его. Сей монастырь находится близь Ясс в селении Фистицы. Ему тогда принадлежали 1) монастырь св. Лазаря в Яссах, 2) деревни Фистици, Батани, Пилитуци, Мирици, Оланешти, Бодолени, Лукани, Сибирбоси, Козешти, Новаци, и 3) виноградники и мельницы. В 1706 годе 4 ноября Григорий Гика, Господарь Молдавский пожаловал Синайской обители 15,000 местных грошей (пиастров). 1708 год. «7216 года, а от Р. X. 1708, по избранию и определению всего священного Собора, я Афанасий отправился, по обычаю, в святый град Иерусалим, и там Божественною благодатию рукоположен в архиепископа святой и богошественной горы Синайской, в светоносный день Богоявления, и пробыл до праздника св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Губино. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи. Предтеченская церковь Карта и ближайшие объекты Губино, в 6 верстах от Козельска, было центром одноименной волости Козельского уезда, ныне село Дешовского сельсовета Козельского района. В 1782 году в селе было 42 двора, жили 229 мужчин и 254 женщины. Судя по «Описанию и алфавитам к Калужскому атласу», в то время в селе были две каменные церкви: одна пророка Илии с приделом Николая Чудотворца; другая Василия Кессарийского. Принадлежало село Александру Федоровичу и Анне Тимофеевне Нестеровым.  В «Ведомости о церкви Предтеченской состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Губине» за 1915 и 1916 годы читаем, что в 1708 году (возможно ошибка, другие источники указывают 1706 год) на средства Шепелева была возведена одна из старейших в крае каменная церковь во имя Иоанна Предтечи. Колокольня и ограда вокруг храма были также каменные. На месте бывшей церкви имелась часовня. Храм имел три престола: во имя Зачатия Иоанна Предтечи, во имя свт. Николая Чудотворца, во имя свт. Василия Великого. В церковной библиотеке находилось 15 томов. Церковь почти не подвергалась перестройкам, только в конце 19 века устроены приделы да очень давно обвалился шатровый верх колокольни. Храм был закрыт в 1929 году, использовался под зернохранилище. Информация с сайта: http://r-oc.1gb.ru/Русские церкви Храм был построен в 1706 году тщанием г. Щепачева. Здание каменное. Такая же была и колокольня. Ограда вокруг храма была каменная. На территории церкви имелась часовня, на месте бывшей церкви. Храм имел два придела: в честь свт. Николая Чудотворца и свт. Василия Великого. Храм был закрыт в 1929 году. http://korolev.msk.ru/ Поселок Губино, находящийся под Козельском в 6 км, был в свое время центром Губинской волости, некогда существовавшей под этим названием. В 1706 году на средства помещика Шепелева была построена одна из красивейших и самых старых в этих местах каменная церковь имени Зачатия Иоанна Предтечи. Архитектурным стиль здания - барокко. Кроме главного, церковь имела два престола: Николая Чудотворца и Василия Великого. Колокольня и ограда были выложены из камня. Приход был достаточно большим, так как посещали церковь и приезжие прихожане. При церкви была создана библиотека, которая насчитывала 15 томов. За все время своего существования церковь Иоанна Предтечи практически не подвергалась перестройкам, и только в конце 19 века были устроены 2 придела. В 1929 году храм был закрыт. Внутри помещения устроили зернохранилище. Потом вообще не использовали.

http://sobory.ru/article/?object=07404

383. Посольский – Спасо – Преображенский , мужской, 2-го класса, Забайкальской области, Верхнеудинского округа, при селе Посольском, в 146 вер. к зап. от Верхнеудинска, на вост. берегу оз. Байкала. До 1700 г. на месте монастыря была заимка или двор Троицкого мон. в Селенгинске, где находилась часовня, построенная игуменом Феодосием, а в 1706 г. часовня эта обращена в церковь , и заимка стала называться Пустынным Посольским монастырем. Название Посольского получил от того, что около этого места был убит в 1650 г. бурятами царский посол Ерофей Заболотский с сыном его и 7 казаками. С 1724 по 1727 г. состоял приписанным к Вознесенскому мон. в Иркутском у.; в 1725 г. сделан самостоятельным; при издании штатов 1764 г. положен в 3-м классе, а в 1836 г. возведен на степень 2-го класса. До 1879 г. в м-ре имели пребывание викарии Иркут. епар., но в этом году резиденциею назначен гор. Чита. С 1862 г. существует здесь училище для инородч. детей. “Ист. Росс. Иер.”, V, 602; VI, 971; Рат- шин, 100; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 175; “Опис. монаст.”, 1817 г., 90; Фишер, “Сибир. ист.”, 556; Маргос, “Письма о Сиб.”, 126; Поршин, “Поездка в Забайкальск. край”, 1, 15; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1849 г., 80 (надел. землею); 1879 г., 7 (перев. викария в Читу); 1881 г., 10 (основание); 1884 г., 239 (училище); Архим. Никодим, “Опис. Иркут. Вознес. м-ря”, 5; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 563, 4; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 220 душ. крест.), “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, IV, 1721 г., 429 (дело о приписке к Вознес. Иркут. м-рю); 437 (инквизитор иеродиак. Арсений Иевлев взял взятку с игум. м-ря Иова 59 руб. и 20 поставов камки, да оставшиеся после умершего здесь Москвича Даниила Катаева 261 руб.); VII, 1727 г., прилож., CXL, VIII (м-рь содержал 7 учеников в школе Вознесен. Иркут. м-ря); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1791 г., XVIII, 340 (история м-ря; первая церковь Преображ. начата постройкою в 1706 г., а первым игуменом назначен в 1709 г. Макарий); “Матер. для ист. Сибир. городов XVII и XVIII ст.”, 66 (переписн. кн. убылым крестьян. после 1 -ой ревизии).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

161 Щербатов Михаил Михайлович (1733–1790) – князь, общественный и государственный деятель, историк и публицист. С 1778 г. президент Камер-коллегии, с 1779 г. сенатор, с 1788 г. в отставке. Автор соч.: «О повреждении нравов в России», «История Российская от древнейших времен» (доведена до 1610 г.). 162 Головин Иван Михайлович (1672–1737) – адмирал, кораблестроитель, участник Азовского похода 1695–1696 гг., «Великого посольства», военных действий на Балтийском море (1714–1715 гг.), Персидского похода; с 1732 г. командир галерного флага на Балтике. Головин Федор Алексеевич (1650–1706) – дипломат, военачальник; боярин, граф, генерал-фельдмаршал. Подписал Нерчинский договор 1689 г. с Китаем, участник Азовских походов, один из послов «Великого посольства»; ведал внешней политикой, строительством флота, Монетным двором. Шереметев Борис Петрович (1652–1719) – военный деятель, дипломат. При дворе с 1671 г.; в 1680–1690-х гг. воевода в Пскове, Белгороде. С 1682 г. боярин. Генерал-фельдмаршал с 1701 г., граф с 1706 г. Во время Азовских походов и Северной войны командовал крупными армейскими соединениями в Прибалтике, Белоруссии, на Украине. Участник Полтавского сражения (1709 г.). Толстой Петр Андреевич (1645–1729) – государственный деятель, дипломат, граф. Сторонник царевны Софьи, после ее падения примкнул к Петру I. В 1702–1714 гг. посол в Турции. С 1714 г. – сенатор. Добился возвращения из-за границы царевича Алексея Петровича и в 1718 г. возглавил следствие по его делу. С 1717 г. президент Коммерц-коллегии. В 1718–1726 гг. начальник Тайной канцелярии, с 1726 г. член Верховного Тайного совета. Попытался противодействовать стремлению А. Д. Меншикова выдать свою дочь за сына царевича Алексея Петра (в дальнейшем император Петр II), за что в 1727 г. был арестован и сослан в Соловецкий монастырь, где умер. Брюс Яков Вилимович (1670–1735) – государственный деятель и ученый, граф (1721 г.). Происходил из знатного шотландского рода, его предки с 1647 г. жили в России. Участвовал в Крымских и Азовских походах, входил в состав «Великого посольства» 1697– 1698 гг. В Полтавском сражении командовал артиллерией. В 1717 г. сенатор и президент Мануфактур- и Берг-коллегий. Вместе с А. И. Остерманом подписал в 1721 г. Ништадтский трактат. В 1726 г. вышел в отставку в чине генерал-фельдмаршала.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

XI. Георгий Дашков и Игнатий Смола Лицо ростовского архиепископа имеет огромное значение в истории Феофана Прокоповича . Он был родом из дворян Дашковых 266 и вышел в люди ещё при Петре. Во время бунта астраханских стрельцов, в 1706 году, Дашков оказал важную услугу Шереметеву. Фельдмаршал рекомендовал его в особенное внимание Государя. «Митрополит здешней зело показал в бунт в укрочение ревность. Также троицкаго монастыря соборной старец Дашков сколько в тот бунт народу укротил и проходил какими мудрыми факциями, что нихто дела ево из бунтовщиков знать не мог, дивлюсь откуды такое ево мудрое произхождение явилось. И если бы не ево в том было радетельное произхождение, конечно б Астрахань разорилась. Астрахань, мая 5-го дня, 1706 г.». 267 Пётр не забыл услуги Дашкова и, 21-го августа, писал к Апраксину: «когда ваша милость в Петербург поедешь, то изволь взять с собою старца Дашкова, который был в Астрахане». 268 По приказу Государя, он определен келарем в Троицкий монастырь; после того был в нем архимандритом. Дашков воспользовался этим богатым, хлебным местом в свою пользу, как нельзя лучше. Никогда не ходил в общую братскую трапезу, как прежние архимандриты, а завёл свой стол. Одной прислуги было у него человек до двадцати. Вкладов золотом и серебром не отдавал в казенный приказ, а заводил на них кареты, коляски, шоры, покупал лошадей, строил конюшенные дворы и держал до полутораста конюхов. С вотчинных управителей, которых посылал без братского совета, брал взятки; а знатных людей, в которых заискивал, дарил деньгами и лошадьми; родственников своих, которых у него было очень много, награждал хлебом и всякими припасами, лошадьми и экипажами; – племянниц повыдал замуж за монастырских дворян, которых посылал потом в лучшие вотчины управителями. Поездки его к братьям в Алексин и в приписные монастыри для нашего времени почти баснословны. Забравши с собою множество всяких припасов он отправлялся в путь огромнейшим поездом: брал с собою до полтораста человек служителей и до двух сот лошадей. Дорогой, для ночлегов, разбивали палатки, около которых держали караул отставные гвардейские солдаты. – Зятья и братья с женами и детьми гостили у него по целым неделям, не отказывая себе ни в какой прихоти. 269 – В 1718 г. Дашков посвящён в епископа ростовского; 270 в 1721 году за доношение, весьма противное и дерзостное во многих нарекательных терминах к липу св. Синода, обявлен ему выговор с угрозою, что если у Синода прощения не испросит, то без должного за то наказания не останется. – В 1725 г., по смерти Петра по именному указу Екатерины определен в Синод «третьим архиереем» к Феофану Прокоповичу и Феофилакту Лопатинскому. 271

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

1700 г . февраля 18 – август 1706 г. Боярин Федор Алексеевич Головин. 18 февраля 1700 г. «Посольский, Малороссийский, княжества Смоленского, Новгородский, Владимирский, Галицкий и Устюжский приказы велено ведать боярину В. А. Головину, а дьякам в тех приказах быть с ним боярином прежним». Умер в Нежине 2–3 августа 1706 г. 1707 г. января 4 – 1720 г. Граф Гаврило Иванович Го л овин, " верховной комнатной и кавалер», «постельничей и кавалер». 184 г. – стольник царицы Натальи Кирилловны, 194 г. – комнатный стольник царя Петра Алексеевича, 197–200 гг. постельничей царя Петра Алексеевича. 15 сентября 1708 г. царь Петр указал: «по имянному своему великого государя указу государственный Посольский и принадлежащие к нему приказы главным управлением ведать постельничему и кавалеру графу Г. И. Головкину да тайному секретарю П. П. Шафирову, и во всяких указех и памятях из иных приказов писать имя его постельничего и тайного секретаря. Се его великого государя имянной указ состоялся в его царского величества воинском походе при пасе Соболеве». 16 июля 1709 г. велено: «Во всяких своих великого государя и в приказных делех, как в Посольском приказе, так и в принадлежащих к нему и в протчих во всех приказех, постельничего и кавалера графа Г. И. Головкина писать государственным канцлером и кавалером и графом». В Коллегии Иностранных Дел назначен президентом. Умер в январе 1784 г. Товарищи начальников Посольского приказа (дьяки Сего приказа – не думные) 1559 г. в марте – апреле и в сентябре 1566 г. принимает участие в посольских делах дьяк (Казенного приказа) Казарин Юрьевич Дубровский. 1581 г. февраля 11 – сентябрь 1562 г. Дьяк Андрей Васильев (Игнатьев?) . О нем см. выше стр. 29–30 и 106. 1562 г. в июле принимает участие в посольских делах Дьяк Иван Тимофеевич Клобу к ов. 1566 г. в июне – июле принимает участие в посольских делах дьяк Дружина Володимеров. 1571 – июнь 1594 гг. Дьяк Василий Яковлевич Щелка л ов . В 1567 г. 2 февраля выехал в Польшу вместе с Фед. Колычевым и Нагим. 11 июня 1587 г. отправился в Варшаву на сейм вместе с С. В. Годуновым, кн. Ф. М. Троекуровым-Ярославским и думным дьяком Дружиною Петелиным; называется «печатник и дьяк ближний». О нем см. выше стр. 30–32 и 106–107.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Москва. Сретенский монастырь. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Владимирский собор На территории Сретенского монастыря Карта и ближайшие объекты Собор Сретенского монастыря, ныне - единственный монастырский храм. Остальные церкви монастыря были уничтожены в 1930-х годах. Построен на месте древнего храма, известного с 1397 г., освящен в 1679 г. Пятиглавый, двухсветный храм. Вскоре после постройки к нему были пристроены с севера, юга и запада арочные крыльца. Из них сохранились только северное и западное, так как с юга в 1706 году был возведен придел Рождества Иоанна Предтечи. В 1707 году по заказу стольника С.Ф.Грибоедова мастерами костромской школы были выполнены росписи интерьера собора. Эти росписи считаются последним шедевром древнерусского искусства в Москве; они созданы уже в эпоху перехода к барокко. Храм был закрыт в 1920-е годы. В нем помещались последовательно общежитие, гараж, реставрационные мастерские. В 1958-1962 гг. проводилась реставрация. В 1991 году открыт как приходской храм, с 1993 года - подворье Успенского Псково-Печерского монастыря . В 1995 году с восозданием Сретенского монастыря приобрел нынешний статус. Сретенский собор находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г. Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть. В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы. Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным. Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.

http://sobory.ru/article/?object=02411

27 сентября расстрелян в пос. Бутово Ленинского р-на Московской обл. Арсений III (Черноевич; 1636–1706), Патриарх Печский Сербской Православной Церкви (1672–1706). С 1665 г. настоятель Печского монастыря. С 1669 г. митрополит Хвостенский. В 1690 г. возглавил переселение сербов, находившихся под турецким игом, в австрийские земли, где была основана самостоятельная сербская митрополия, стал первым ее митрополитом. Афанасий (Любимов Алексей Артемиевич; 1641–1702), архиепископ. В 1682 г. рукоположен в архиепископа Холмогорского и Важеского. Построил Холмогорский Преображенский собор и Успенский женский монастырь. Содействовал царю Петру I в его государственных делах. Афанасий (Протопопов Александр Федорович, 1783–1842), архиепископ. В 1823 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 1826 г. епископ Нижегородский и Арзамасский. С 1932 г. архиепископ Тобольский и Сибирский. В 1836 г. преобразовал Кондинский Троицкий монастырь в миссионерский и основал при нем духовное училище для детей ненцев, коми и хантов. Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887–1962), священноисповедник, епископ Ковровский. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Вместе с проф. Б. А. Тураевым по решению Собора составил Службу Всем святым, в земле Российской просиявшим. В 1921 г. хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. С этого времени свыше 20 лет с небольшими перерывами в ссылках и лагерях. С июля 1947 г. в Дубравлаге, где познакомился с митрополитом Нестором. В мае 1954 г. перемещен в Зубово-Полянский дом для инвалидов заключенных. Был председателем Богослужебно-календарной комиссии. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. Афанасий (Соколов Андрей Григорьевич; 1801–1868), архиепископ. В 1841 г. хиротонисан во епископа Томского и Енисейского. С 1853 г. архиепископ Иркутский и Нерчинский. С 1856 г. Казанский и Свияжский. Баклановский Михаил, протоиерей. Находился вместе с митрополитом Нестором в Дубравлаге, после освобождения служил в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

От Власия до моего отца Владимира их всего семь: сын Власа Семён (род. 1706) женился на Акилине (род. 1706); сын Семёна Яков († 1813) – на Марфе († 1783); сын Якова Стефан († 1845) – на Феодоре († 1866); их сын Дмитрий (1827–1881) – на Евдокии († 1907); сын последних Стефан (род. 1862), мой прадед, женился на Афанасии (род. 1865), от которых родился отец моего отца Пармен (род. 1913), женившийся на Валентине, моей бабушке. К 1922 году весь род Власа насчитывал уже около 400 живых душ и 198 имен в фамильном синодике – усопших. В 1942 году в роду появился святой – новомученик иерей Феодор (память 17/30 апреля), происходящий по боковой линии от уже поминаемых предков Стефана и Феодоры. По происхождению наш род военный – род свободных царских полу-крестьян полу-казаков, живших на северных рубежах страны. Таковыми мои предки оставались до Первой мировой войны , при которой в нашем роду от царского правительства (по военному ведомству) получали денежные пособия 16 недосекинских вдов. Тогда «верующими» были все. То есть жили по христианским обрядам, крестили, венчались, несколько раз в год причащались, как это было заведено. Трудно разобрать, где была вера, где традиционное обрядоверие. Правда, был один из предков, кто вызывал к своему имени некое благоговение и даже восхищение. У Стефана был то ли брат, то ли дядя, который ушел в монахи и жил в Соловецком монастыре. Весь пиетет к этому имени в роду заключался в том, что он был большим человеком в монастыре – духовником. «Ему три раза меняли имя», и «умер он аж архимандритом» – вот всё, что обычно говорили о нем. Бабушка Валентина даже была у него – еще в молодости, сразу после свадьбы. Ездила с дедом Парменом за благословением и много лет спустя рассказывала нам, своим внукам, о пребывании в Соловках. Из того, что «ему три раза меняли имя», надо понимать, что этот родственник наш был сначала рясофорным монахом, потом принял постриг, а в старости, по-видимому, схиму. В детстве отца возили в храм, в Сямжу. Потом про храмы всё затихло, их стали закрывать.

http://pravoslavie.ru/77147.html

Святитель обратил пастырское внимание прежде всего на служителей Церкви и к глубокой скорби увидал, что невежество его было до крайности и небрежение о звании изумительно. Он обратился к ним с двумя «окружными посланиями». В первом обличал невежество и нерадение их относительно тайны исповеди. Во втором подверг рассмотрению небрежность и грубые мнения о таинстве Евхаристии. Чтобы приготовить сколько-нибудь достойных служителей алтаря Божия, завел он при архиерейском доме училище из трех классов; часто посещал сам классы, следил за успехами учеников, предлагал вопросы и возбуждал любовь к святым истинам; иногда сам исправлял должность учителя, в другое время способным объяснял Священное Писание. Святитель Божий служил образцом ревности к высокому долгу пастыря. Во все воскресные и праздничные дни совершал он служение и редко без проповедания слова Божия. В июне 1706 года, быв в Ярославле, встревожен он был детскими помышлениями некоторых стариков своей паствы. Брить бороду и усы, чего требовал царь, казалось им то же, что искажать образ Божий. При выходе из собора после Литургии остановили его вопросом: «как поступить им? Они готовы положить на плаху голову, но не брить бороды». «А что отрастет: голова или борода?» – спросил святитель. «Борода», – отвечали они. «Ну так лучше вам не беречь бороды, которая не раз может отрасти», – сказал святитель. Попечительный архипастырь написал потом для своей паствы рассуждение «об образе Божием», которое впоследствии много раз было издаваемо для всей России. Он рассылал и другие наставления по своей пастве, как то: вопросы и ответы о вере, где говорил и о перстосложении для креста, «зерцало православного исповедания», наставления для Евхаристии. В конце 1705 года и в 1706 году был он в Москве для чередного занятия делами церковными; там он нередко занимался проповеданием слова Божия. Зная, что для Церкви Русской недостает истории бытия людей, и уверенный в пользе сей истории особенно для пастырей народных, святитель решился заняться составлением летописи людей, а прежде того написал свод разных счислений времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010