Иеродиакон Чудова монастыря Дамаскин, по замечанию Строева, был почитателем, а может быть и учеником известных ученых греков братьев Лихудов, которые по смерти своих покровителей, патриархов Иоакима и Адриана († 1700), подверглись гонению, и в 1704 году, по именному Царскому указу, были высланы из Москвы на житье в Костромской Ипатьевский монастырь, а в 1706 году, по таковому же указу, переведены в новгородскую епархию, которою управлял тогда митрополит Иов. Строев считает иеродиакона Дамаскина природным русским; оспаривать это нет достаточных оснований; вообще же для биографии этого последователя (вероятно и ученика) Лихудов нет пока других данных, кроме тех, которые можно извлечь из его сочинений. А по ним известно лишь, что он был иеродиакон Чудова монастыря, посещал Киев и Афонскую гору (где прожил тринадцать месяцев), был временно в Новгороде и в Соловках, а скончался в Чудове монастыре (не ранее 1706 года). Время написания вышеупомянутого сочинения иеродиакона Дамаскина о св. Афонской горе сравнительно с Соловецким монастырем определяется с одной стороны тем, что оно было поднесено им новгородскому митрополиту Иову и упоминается в послании к нему того же Дамаскина в 1705 году; с другой стороны, тем, что вышеупомянутый Сборник 774, где находится это сочинение, как увидим ниже, принадлежал игумену Заиконоспасскаго монастыря Палладию Роговскому, управлявшему этим монастырем с 1701 по 1703 год, в коем он и скончался. Написание сочинения Дамаскина, по всем соображениям, относится к тому же времени, т.-е. к 1701–1703 годам. Сочинение это недавно нашлось еще в одном рукописном Сборнике киевской духовной академии (1,1,139) XVIII века, где оно озаглавлено так: «Сказание о Соловецком монастыре и об Афонской горе». Первая половина сего «Сказания» (сравнение Афона с Соловецким монастырем) было напечатано г. Петровым в «Трудах Киевской духовной академии» (1877, т. III, стр. 481–511), где сочинение это неправильно, на основании «некоторых внутренних признаков», усвояется известному современнику патриарха Никона , Арсению Греку, будто бы написавшему оное в бытность его в заточении в Соловецком монастыре, между 1650 и 1658 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Брянск. Собор Воскресения Христова. Собор. Действует.   Престолы: Воскресения Христова Год постройки:1741. Адрес: Россия, Брянская область, г. Брянск, пр-т Ленина, д. 58 Координаты: 53.24961, 34.37235 Проезд:Проезд троллейбусами 3, 4, 10 до остановки " Площадь Революции " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История Воскресенского храма связана с существованием в Брянске Воскресенского девичьего монастыря. Возникновение этого древнейшего монастыря относится, по-видимому, к XV — XVI вв., когда примыкавший к крепости посад начал активно развиваться. Документы XVII века свидетельствуют о том, что Воскресенский монастырь в этот период был экономически бедным и даже нуждался в помощи других монастырей. Вначале в нем были два храма, Воскресенский и Вознесенский, и 20 монашеских келий. Впоследствии оставался только Воскресенский храм. В самом начале XVIII века в монастыре происходило бурное каменное строительство, что свидетельствует об улучшении его экономического положения. Вскоре построен новый каменный храм в честь Обновления храма Воскресения Христова. В 1706 году в ходатайстве в Патриарший казенный приказ игумения монастыря Капитолина просила освятить этот храм, построенный незадолго до того. Последовал указ об освящении храма, в феврале 1706 года был выдан Антиминс. Однако вслед за кратким периодом расцвета последовало упразднение монастыря, разобран недавно построенный храм. Такой поворот в его судьбе был вызван событиями, связанными с Северной войной. В восстановленном Воскресенском монастыре, имевшем лишь один деревянный храм (1713 год), в 1738 году началось возведение каменного Воскресенского храма. Окончание строительного периода приходится на 1741 год. Одновременно с главным Воскресенским престолом, был устроен придел во имя Святых мучеников Гурия, Самона и Авива. В марте 1766 года Воскресенский монастырь был упразднен. С этого времени Воскресенский храм стал приходским. В 1843 году был устроен придел во имя Святого мученика Андрея Стратилата, сооружена колокольня, расширенная в нижней части во второй половине XIX века. По воспоминаниям старожилов, после возникновения в 1922 году «обновленческого» раскола, храм был поделен между Православными и обновленцами. В июле-августе 1937 года православные клирики храма, в том числе и Священномученик протодиакон Серафим Василенко, были арестованы и вскоре расстреляны. В храме продолжали служить священник-обновленец и обновленческий «Архиепископ» Брянский Владимир Досычев. Но и они в конце 1937 — начале 1938 годов были арестованы и расстреляны. Вероятно, после этого храм был закрыт. До начала фашистской оккупации использовался как комбинат бытового обслуживания, сапожная мастерская; в 1940 году сломана колокольня и купол, надстроен второй этаж. Богослужения возобновились в годы войны. К 1985 году храм полностью восстановлен в первоначальном виде.

http://sobory.ru/article/?object=00657

В октябре 1737 года ризничий иеромонах Феодор Игумен Евсевий (Леонов), настоятель Сретенского монастыря в 1732-1736 год В документах Святейшего Синода за 1731 год сохранились два прошения: одно прошение - крестьян Николаевского Амвросиева Дудина монастыря 1730 года о назначении к ним в игумены из московского Крестовоздвиженского монастыря Евсевия а другое прошение - иеромонаха Евсевия (Левонова) о назначении его игуменом в московский Сретенский монастырь, в котором он сообщал, что живет без места в Крестовоздвиженском Ответ по первому прошению остался не известным, но в этом деле (N 331) сохранился послужной список иеромонаха Евсевия. Евсевий (в миру Евтихий Иванович Леонов) родился в Москве в 1687 году. Отец его был дьяком в Приказе Большого дворца и умер в 1704 году. С (т.е. 1697) года по 1706 год Евсевий был подъячим в означенном приказе, с 1706 по 1710 год - подъячим в московском Сибирском приказе; с 1710 по 1714 год был в Сибири, в городе Тюмени, " с приписью " , и в 1714 году - комиссаром в городе Кунгуре. 15 октября 1717 он овдовел, и 18 сентября 1718 года постригся в монашество в Троицком Тюменском монастыре при архимандрите Геннадии (Комаровском), который потом был архимандритом Тобольского Знаменского монастыря. С 30 января 1719 года Евсевий - казначей Тобольского архиерейского дома. 6 июня 1720 года рукоположен в иеродиаконы, а 8 июня - в иеромонахи. 10 октября 1722 назначен игуменом Невьянского Богоявленского монастыря Верхотурского уезда. Монастырь этот был упразднен 25 ноября 1724 года, и Евсевий в 1724 году был перемещен в Успенский Долматов монастырь Тобольского уезда. В ноябре 1726 года Евсевий прислан в Московскою синодальную канцелярию, а затем в Преображенский приказ, где был оправдан. Поступил для пропитания в Чудов монастырь и 20 августа 1727 года сделан там казначеем. 31 октября 1729 года перешел на московский двор Ростовского архиерея и писался там казначеем. 21 апреля 1730 года Святейшим Синодом определен в московский Крестовоздвиженский 31 декабря 1731 года Святейший Синод уважил просьбу иеромонаха Евсевия о назначении его игуменом Сретенского

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

168 Арескин (Эрскин) Роберт (ум. 1718) – шотландский врач, лейб-медик Петра I; Доктор медицины и философии Оксфордского университета; с 1706 г. глава Аптекарского приказа. 169 Нартов Андрей Константинович (1693–1756) – ученый, механик. Работал в московской школе математических и навигацких наук – от рабочего в 1705 г. до руководителя в 1712 г., затем – «личный токарь» Петра I. В 1718–1720 гг. был в Германии, Англии, Франции, учился в Париже. В 1724 г. представил проект учреждения «Академии разных художеств»; в 1742–1743 гг. руководил Академией наук и художеств. Оставил соч.: «Достоверные повествования и речи Петра Великого» (1727) и др. 170 Левенгаупт Адам Людвиг (1659–1719) – шведский военачальник, генерал-лейтенант, граф. В 1706–1708 гг. губернатор Лифляндии и Курляндии. Двигаясь из Прибалтики через Белоруссию на соединение с Карлом XII, разгромлен в 1708 г. под Лесной. В Полтавском сражении командовал пехотой. У Переволочны принял у Карла XII командование и капитулировал. В 1709–1719 гг. в плену. После смерти Карла XII назначен министром королевой Ульрикой Элеонорой, но умер на пути в Швецию. 171 Милославский Иван Михайлович (ум. 1685 г.) – боярин, родственник Марии, первой жены царя Алексея Михайловича, возглавлял дворцовую борьбу против Нарышкиных и Петра I. 172 Репнин Аникита Иванович (1668–1726) – князь, военный деятель, генерал-фельдмаршал. В 1685 г. поручик потешной роты, участник Азовских походов 1695–1696 гг. В 1699 г. генерал-майор, в 1708 г. разжалован после поражения при Головчине, восстановлен после битвы при Лесной. В Полтавском сражении 1709 г. командовал центром. В 1709–1710 гг. руководил осадой и взятием Риги. С 1719 г. губернатор Лифляндии, одновременно в 1724–1725 гг. президент Военной коллегии. 173 Тюренн Анри де ля Тур д " Овернь (1611–1676) – французский полководец, маршал Франции (1643). Сын герцога Буйонского, внук Вильгельма I Оранского. С 1625 г. в голландской армии своего дяди принца Мориса Оранского, с 1630 г. на французской службе; в 1660 г. получил высшее воинское звание главного маршала.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В них написано: «В нынешнем 1706 году по указу великого государя и по помете на выписке казначея старца монаха Тихона Макарьевского, велено новопостроенные церкви Пресвятой Богородицы Смоленской, которую построила вдова княгиня Ирина (Приимкова-Ростовская) в вотчине своей, в Русском уезде, в сельце Горбове, на попа с причетники положить дани, по сказке человека ее Иева Телегина, с попова, с дьячкова, с Пономарева, с просвирницына, с вотчиницына, с семи семей деловых людей, да с церковной земли, по памяти из поместного приказу 1705 года, за приписью дьячка Анисима Невежина с 10 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена с 10 копен, по указной статье 11 алтын 4 деньги, заезда гривна и те данные деньги велено имать с 1707 года». (Там же, см. Патр. Прик. кн. 177 стр. 497). «1706 года июля в 25 день записано в книге Патриаршего Приказа: выдан антиминс в Русский уезд, в Кремичевскую волость в вотчину княгини Ирины Тимофеевой дочери князя Федоровой жены, княж Никитина сына Лабанова-Ростовского, в новопостроенную церковь во имя Одигитрии Пресвятой Богородицы; той же церкви поп Антоном антиминс взял и расписался». (Там же, кн. 138, стр. 284). « Церковь Смоленской Пресвятой Богородицы» в окладных приходных книгах Патр. Казенного Приказа с 1707 по 1740 г. писалась в Русской десятине «в селе Горбове во вотчине вдовы княгини Ирины Приимкова-Ростовского дани 11 алтын 4 деньги, заезда гривна»; а в 1715–1739 гг. дани «25 алтын» т. е. 75 коп. (См. там же, Патр. Прик. кн. 177, стр. 497 и кн. 200–418). Село Горбово по церкви имело другое название «Одигитриевское». В 1710–1715 гг. при церкви Смоленской находился «поп Автоном Константинов, дьячек Карп Автомонов, пономарь Федосей Петров» (См. там же по Русск. уезду Лантратские кн. 1710 г. стр. 106 и 107 и 1715 г. стр. 117 об.). В 1770 году село находилось во владения князя Ивана Михайловича Кольцова-Мосальского и затем у сына его Александра, а от него в 1192 году продано графу Сергею Петровичу Салтыкову (См. там же, Вотч. коллегии по гор. Торжку мол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подвижник водрузил на горе крест и стал копать в горе пещеру. Его подвиг был нелёгким. Инок едва не умер от тяжёлой мучительной болезни. Частыми гостями на горе были разбойники, которые жестоко пытали его, добиваясь выдачи несуществующих сокровищ. Время от времени к Иоанну приходили другие монахи, но они не выдерживали тяжёлой жизни, и отшельник вновь оставался один. Молитва и вера Иоанна оказались сильнее всех искушений. При содействии князя Кугушева и крестьян из Кременка в 1706 году было завершено строительство первого храма будущей обители. Когда рабочие в полдень воздвигали на главу храма крест, их вдруг осветил необыкновенный свет и раздался трезвон многих колоколов, продолжавшийся около часа. К торжеству освящения новой церкви собрались тысячи богомольцев. Известие о построении храма в этом благодатном месте привлекло к Иоанну многих иноков, которые стали проситься принять их в общину. 7 июля 1706 года Иоанн созвал на совет всю братию и по единодушному согласию соборно постановили, что у святой церкви Пресвятой Богородицы в честь иконы Живоносного источника быть общежительному монастырю. Устав новой обители, написанный отцом Иоанном, повторял самые строгие правила древнехристианских монастырей. Была исключена любая собственность, запрещалось есть вне братской трапезы. Тридцать шесть иноков вели тяжёлый трудовой образ жизни: сами возделывали землю, сеяли хлеб, на ручных жерновах мололи муку, занимались токарным и столярным делом, шили одежду и плели лапти. В праздники стол братии отличался от будничных дней лишь тем, что подавали настой из малины и мяты с мёдом. Первоначальник Саровской пустыни отец Иоанн закончил свою жизнь в тяжких испытаниях. По болезням и старости он передал дело строительства монастыря отцу Дорофею. В России в те времена на престоле находилась императрица Анна Иоанновна, при которой в стране хозяйничали немецкие дворяне. Повсюду действовала Тайная канцелярия. Малейшее недовольство чужеземным засильем немедленно расценивалось как государственная измена. Заподозренный человек навсегда пропадал из жизни: его ждали застенки, пытки и казнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Усиление рекрутского набора было особенно сильно в 1706 году. 1139 «Многие из патриарших архиерейских домов и монастырских вотчин сели в подъячие, а иные записались в иные разные чины, хотя отбыть службы», и вот указ 20 мая 1706 года приказывает: «таких в монастырском приказе к службе годных записать в драгуны». 1140 22 октября 1707 г. указ о новом наборе рекрутов с архиерейских и пр. вотчин с дворов по человеку. 1141 В указе 1708 г., подтвержденном в 1710 г., запрещалось принимать неучившихся лиц духовного сословия в какую-нибудь другую службу, кроме солдатской. Поповым и дьяконовым детям учиться в школах греческих и латинских, а которые в тех школах учиться не похотят, и их в попы и во диаконы на отцовы места и никуда не посвящать, и в подъячие и в иные ни в какие чины, кроме служилаго чина, принимать не велено. 1142 Кроме отобрания вотчин, установления новых пошлин, зачисления лиц духовного ведомства в солдаты, администрация старалась регламентировать отношения епископа к священникам и пастве, как это видно из нижеследующего указа. В нынешнем [a ψε – 1705] году апреля в 7 день В. Г. Ц. и В. и К. Петра Алексеевича всея В. и М. и Б. России самодержца в грамоте ic патриарш духовного приказу в Ростов к преосвященному Димитрию митрополиту Ростовскому и Ярославскому за приписью судии монаха Иосифа Булгакова, в нынешнем [a ψε – 1705] году известно нам великому государю учинилось о сем: в ваших архиерейских епархиах посвещаете в монастыри внов архимандритов и игуменов и без нашего В. Г. указу даете архимандритом шапки и ic(b) прихоцких церквах посвещаете протопопов, где преж сего отнудь не бывало, а все сие творите самочинне; такожде еще к прихоцким церквам посвещаете в прибыль попа по два и по три и болши, и диаконов многих, где преж сего по одному свещеннику бывало, и тем их священников приводите в великую скудость; и после даете им отпускные во область светейшаго патриарха и во иные епархии, и те священники многие по различным местам скитаются многое время и без места и пьянствуют, и живут безчинно; еще же посвящаете в попы зело малолетних без разсмотрения и противно правилам святым, и переводите от церкви к церкви по своему хотению, да еще пренебрегаете наше В.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Спасо-Преображенский, в Астрахани, основан в 1697 г., второклассный. [VI, 204.] Был домовый патриарший. В 1647 мнтрь сгорел. Указом 8 янв. 1873 упразднён. Игумены Антоний , 17 февр. 1617. Филарет , 1622. Дионисий , в авг. 1629. Гедеон , 1646. Мисаил , 1650–53 (бывший в февр. 1659); архим. в мар., июле (sic) 1659; бывший архим. в окт. 1661; бывший в Саввине Сторожевском 1662, в окт. и нояб. 1666. Архимандриты Пахомий , в сент. 1665. Иоанн , 1666 и 67. Антоний , 1671–1677, 1702, 1706, мар. 9. Ефрем , в мае (sic), июне 1679. Иларион , 1731, 15 авг. хирот. в еписк. Астраханского. Мефодий , 1731–1758, 10 мая хирот. в еписк. Астраханского. Иероним , с 1758. Аарон , 1765–67. Ефрем , 1767–88. Сильвестр Лебединский , 1791–94, 27 мая перев. в Свияжский Богородицкий. Парфений , 1794–1810. Дионисий Цветаев перев. из Орловского Успенского 29 мар., 1811–21, 31 июля, перев. в Московский Донской. Ириней Гжельский перев. из Уфимского Успенского, 1821–26. Вениамин , 1826–30, 21 февр. в Устюжский Архангельский. Агапит , 1830 и 31. Иосиф Позднышев , из инспекторов С.-Петербургской духовной акад., 30 сент. 1831; до 1834. Аполлинарий Вишлянский 75 , с 1834 до 1845, 15 авг. хирот. в викария Киевского. Вассиан Чудновский , с 1846–1854, 21 февр. перев. в Черниговский Елецкий. Аполлос Беляев , 1854–56, перев. в ректоры Псковской семинарии. Никон , 1857–67. Адриан , 1868 и 69. В 1873 мнтрь упразднён. Разные заметки IV, 308. Астраханского Ивановского: Архим. Никодим 1731 и 32. – Андроник 17 янв. 1732 перев. в Дмитровский, Борисоглебский (sic). – Иоасаф , 1761–71. Иоанно-Предтечева Чернявского строитель Павел в 1794 назначен игуменом Батуринского Крупицкого монастыря. [Игум. Пафнутий Корнилиева Комельского монастыря в 1844 перев. в Астраханский (какой?) мнтрь.] Иоанно-Предтечева Астраханского архим. Ианнуарий , 1862–66. [С Терка Благовещенского: Игум. Давид , 20 июля 1659. – Дионисий , бывший 1691. С Терка девичьего иг-нья Неонила 20 июля 1659.] Астраханского Воскресенского архим. Рувим , 8 мар. 1706.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будища. Глуховско-Петропавловский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1230. Адрес: Украина, Сумская область, Шосткинский район, село Будища, улица Петропаловская Б-00, Будищанский интернат Координаты: 51.468528, 33.971969 Проезд:ехать по автодороге Р-44 до села Баничи, потом повернуть в сторону села Будища Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырский комплекс расположен на высокой горе, поросшей дубовым лесом, на правом берегу р. Клевень поблизости с. Будища за 20 км от Глухова, близ старинного пути с Глухова на Путивль. Архитектурный ансамбль господствовал над равнинной заболоченной заводью и благодаря своим архитектурным доминантам был виден издалека. Время основания монастыря неизвестно. По преданию – в 1230 г. В конце XVII ст. (с 1694 г.) его настоятелем был Св. Димитрий Ростовский (Даниил Туптало, 1651-1709) – выдающийся церковный деятель, писатель и просветитель, который написал здесь немало своих выдающихся трудов, в частности и «Четьи Минеи». В 1769-1772 гг. архимандритом монастыря был Давид Нащинский, профессор Киевской академии, который ознакомил Европу с произведениями Феофана Прокоповича. В этом монастыре, возле южного входа в собор был похоронен Мельхиседек (Матвей Карп.) Значкояворский (1716-1809), прежний игумен Мотронинского монастыря и один из вдохновителей Колиивщины, который в 1786-1809 гг. был здесь архимандритом. В 1695 г. на заказ Димитрия Ростовского «записной государей мастер каменного дела» Матвей Ефимов, который тогда работал в Глухове, а перед тем – в Стародубе, начал строительство каменного Петропавловского собора, завершенное в 1697 г. Сохранился и опубликован контракт на строительство, в котором указано, что собор должен был иметь высоту 7,5 сажен к бане (около 13 м) и баню, высотой 2 сажени. В начале XVIII ст. (до 1706 г.) средством полковника стародубского Михаила Миклашевского, который погиб в бое со шведами в 1706 г., здесь построена каменная трапезная с теплой церковью Успения Богородицы. В 1712 г. построили каменную надбрамную Михайловскую церковь, а в 1895 г. – два каменных корпуса братских келий и новое каменное ограждение.

http://sobory.ru/article/?object=41269

При епархиальном управлении работают отделы: реставрационно-строительный, миссионерский, издательский, по делам молодежи, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, по взаимодействию с медицинскими учреждениями, по благотворительности. В 1995 г. в Трубчевске открылись 2-годичные епархиальные пастырские курсы. При храмах епархии существуют воскресные школы, с 1996 г. действует воскресная школа в брянской детской воспитательно-трудовой колонии. С янв. 2003 г. начато издание «Брянских ЕВ», мн. храмы епархии издают газеты. На брянской радиостанции «Чистые Ключи» выходит в эфир правосл. передача «Благовест», на местном радио в Клинцах - правосл. молодежная программа «Юность». Священники окормляют больницы, дома престарелых, детские дома; по договоренности с Управлением исполнения наказаний Брянской обл. для духовного окормления заключенных и работников к каждому заведению управления прикреплен священнослужитель епархии. Епархия оказывает помощь семьям сотрудников УВД, погибших в Чечне, а также семьям погибших пожарных. В 2001 г. при содействии епархии в здании Управления гос. пожарной службы Брянской обл. открыт храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Белобережская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГАЛИ) До XVIII в. на Брянщине существовали мон-ри: брянский Вознесенский (жен., основан в 1703 на месте существовавшей в XVII в. Предтечевой муж. пуст., упразднен в 1706), Супоневский Георгиевский (жен., основан не позднее XVI в., разорен крымскими татарами в 1664), карачевский при ц. Димитрия Солунского (жен., основан в кон. XVI в., разорен литовцами в 1615), трубчевский в честь Преображения Господня (жен., основан в 1-й пол. XVII в., закрыт в 1690). В 1764-1786 гг. на территории совр. Б. и С. е. были упразднены мон-ри: Поликарпов брянский в честь Преображения Господня (муж., основан в нач. XVII в.); Белопесоцкий Предтеченский в Брянске (муж., основан в XVI в., в 1706 преобразован в жен.); Тихонова пуст. (муж., основана в XVI в.); трубчевский Ильинский (жен., основан в 1674); каташинский во имя свт.

http://pravenc.ru/text/153529.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010