22. Память из Монастырского Приказа патриаршего дома дворянину Никифору Рогозину от 12 сент. 1706 г. о содействии воеводам в сборе окладного и запросного и доимочного хлеба для Провиантского Приказу с вотчин Волоколамского монастыря. Из д. М. Пр. за 1704. в. 219. 17. стр. 18. Лета 1706 сент. в 12 д. по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца память патриарша дому дворянину Никифору Рогозину. Сего ж сент. во 2 д. в указе Великого Государя из Провиантского Приказу в Монастырской Приказ написано: в прошлом 705 и в нынешнем 706 годах, по наряду из Провиантского Приказу о высылке окладного и запросного хлеба в города к воеводам и к провиант-мейстерам посланы его Великого Государя грамоты многие, под опасением смертные казни велено им на прошлые годы из доимки, а на нынешний 706 год окладной и запросной хлеб и деньги выслать в указные места по указным статьям без доимки. А ныне в Провиантской Приказ из городов воеводы пишут, присланы к ним из Монастырского Приказа грамоты, что по именному его Великого Государя указу патриарших, архиерейских и монастырских крестьян никакими сборами и делами не ведать, и они де в те вотчины для высылки тех хлебных припасов посылать не смеют. И как к тебе сия память придет и ты бы о отсылке на прошлые и на нынешний 706 год, окладного и запросного доимочных запасов вотчин Иосифова монастыря Волоцкого села Весны с деревнями крестьянам присланным из Провиантского Приказу велел быть во всем послушным. 23. Память из Монастырского Приказа Возмицкого монастыря архимандриту Маркеллу с братией от 11 июня 1706 г. о повсегодном сборе на жалованье драгунам по 11 алт. 4 д. с двора. Из д. М. Пр. за 1704. в. 219. стр. 60. Лета 1706 июля 11 д. по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и белыя и малыя России самодержца память Возмицкого монастыря архимандриту Маркеллу с братьей. В нынешнем 706 году июня в 16 д., по его Великого Государя указу, каков состоялся в Монастырском Приказе, велено с патриарших и с архиерейских, и с монастырских, и которые за соборами и за церквами с вотчин с крестьянских и бобыльских дворов по переписным книгам 186 году со всех на нынешний 706 год собрать и впредь сбирать по вся годы на дачу его Великого Государя жалованья драгуном тем, которые набраны будут в Монастырском Приказе по 11 алт.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

При скудном церковном сборе (по 2 денги с церкви) не мудрено, что по смерти святителя денег в казне оказалось всего 39 рублей 20 алтын. 1151 Приведем кстати и перечень, хотя и далеко не полный, антиминсов и ставленных грамот святителя. В 1702 году Димитрий вероятно, освятил (антиминсы или сами храмы, не знаю) ярославские церкви: во имя Пресвятыя Богородицы Толгския с пределом священномученика Власия, выстроенную купцом Афанасием Черницыным, и св. Николая Тропинского за Которостью. 1152 30 января 1704 г. ставленная грамота священнику Ростовского уезда села Погорелова Афанасию Михайлову. 1153 Антиминс в Учемскую пустынь 12 ноября 1704 г. 1154 Ставленная свящ. грамота 1705 г. 1155 Вероятно в 1705 г. святитель освятил обыденную Спасскую церковь в Ярославле, отстроенную каменным строением. 1156 Ставленная свящ. грамота 1706 г. 1157 Разрешительная грамота того же года: Божиею милостию преосвященный Димитрий митрополит Ростовский и Ярославский. В нынешнем 1706 году генваря 13 бил челом нам преосвященному митрополиту нашеи ростовскои епархии пошехонскаго уезда согорскои волости села туталова поп василеи, а в челобитье своем написал: поставлен де он в попы с тем де се братом нашим блаженной памяти преосвященным Ионою митрополитом ростовским и ярославским в прошлом [зрчз] (1689) марта в день и ставленая грамота у него есть, и в прошлом же де [се] (1697) году волею Божиею он поп василеи овдовел, и чтоб нам преосвященному митрополиту пожаловали его попа василея благословили и велели ему у того храма иереиская деиствовати на том дать... патрахелная грамота, а живет он поп василеи после сожителницы своея чисто и в послушании под паствою отца своего духовнаго и впредь обещался чистоту хранить и благоговеино жить, и в дому у себя зазорных лиц не держать, кроме матере и сестр, и мы преосвященный Димитрий, милостию Бояжиею митрополит ростовскии и ярославскии, выслушав ево попа насилия челобитья и ставленую ево грамоту... и... исповедании отца ево духовнаго иеромонаха иосафа благословили ему... того храма иерейская действовать инешняго 1706 году 13 числа впредь два года на нашем (дворе)... царствующем граде Москве лета 1706 году генваря в 13 день. Смиренный Димитрий Божиею милостию митрополит Ростовский и Ярославский. 1158

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ириней (Корелин) остался присматривать за Саровской пуст., в к-рой в 1700-1706 гг. проживало уже 11 чел. И. регулярно посещал пустынь. В 1704 г. в Патриарший приказ поступил донос на И., в к-ром насельник арзамасского Свято-Троицкого мон-ря мон. Авраамий обвинял его в связях с раскольниками. Разбирательство завершилось оправданием И., после чего подвижник решил добиться придания Саровской пуст. офиц. статуса. 2 апр. 1705 г. ученик И. мон. Афиноген был рукоположен во иерея и стал настоятелем Введенского мон-ря. 5 мая И. прибыл в Саровскую пуст., а осенью того же года получил в Патриаршем казенном приказе благословенную грамоту на строительство и освящение церкви в Саровской пуст. Храм строился с 28 апр. 1706 г. саровскими монахами и окрестными крестьянами. Во время строительства несколько крестьян с. Кремёнки с приказчиком помещиков Леонтьевых Андреем Трофимовым пытались «запугать» монахов, И. сумел разрешить конфликт. 16 июня 1706 г., когда торжественно была освящена ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», традиционно считается днем основания Саровской пуст. В июле 1706 г. в обители состоялись 2 собрания братии, на к-рых И. представил свой проект монастырского устава (древнейший список: РГАДА. Ф. 357. 267. Л. 11-48 об., посл. четв. XVIII в.). В нояб. 1710 г. насельники представили этот проект Местоблюстителю патриаршего престола митр. Рязанскому Стефану (Яворскому) , к-рый утвердил устав грамотой от 15 марта 1711 г. При составлении устава И. использовал уставы прп. Кирилла Белозерского, прп. Евфросина Псковского, прп. Нила Сорского, прп. Корнилия Комельского , «Последование старческое новоначальным инокам, како подобает жити у старца в послушании» (известно в списках XV-XVI вв.). Автор цитирует также творения свт. Василия Великого, прп. Феодора Студита, Скитский патерик, Устав церковный, Номоканон. Саровский устав состоит из 24 глав, посвященных правилам монашеского общежития. Устав строго запрещал держать в мон-ре и приносить «пиянственное питие» в мон-рь, принимать в кельях мирских людей, в т.

http://pravenc.ru/text/469526.html

При Соковнине погост, что в Молодях, назывался селом Молоди, которым владели в 1678 г. его дети: окольничий Федор и стольник Алексей Соковнины; в селе было: 2 двора вотчинниковых, 13 дворов крестьянских, 11 дворов бобыльских и 3 двора задворных людей, всего 174 чел., да к селу Молодям принадлежали деревни Головина и Обанина без крестьян. В 1697 г. по именному указу село Молоди у Алексея Соковнина было отписано на великого государя и в 1699 г. в ноябре месяце пожаловано боярину Федору Алексеевичу Головину; при этом владельце в Молодях была построена в 1706 г. каменная церковь. После Ф. А. Головина, умершего в 1706 г., селом владел его сын Александр и за ним оно было утверждено в 1721 г. отказною книгою, в которой упоминается, что в селе двор боярский каменный. По смерти графа А. Ф. Головина село Молоди принадлежало его жене вдове Анне Петровне, урожденной Салтыковой, которая с тем имением в 1736 г. вышла замуж за князя А. И. Барятинского. Княгиня Анна Петровна скончалась в декабре 1771 г., а имение досталось двоюродным ее внукам Алексею и Ивану Салтыковым и в 1781 г. продано Сергею и Ивану Герасимовичам Домашневым. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г. Достоверно известно, что в 1699 году Молоди вместе с церковью и погостом достались " с царского плеча " знаменитому графу, входившего в " ближний круг " , в число весьма значимых фигур " гнезда Петрова " Фёдору Алексеевичу Головину (1650-1706). Граф Фёдор Алексеевич был не бедным человеком и на собствееные средства на территории своего имении в Молодях начал строительство новой каменной церкви взамен старой деревянной, освящённой в честь Воскресения Христова. По некоторым данным, строительство заняло около трёх лет - с 1703 по 1706 год. Незадолго до смерти графа храм в общих чертах был закончен. Увы, история не оставила для нас имени архитектора, ни каких-либо иных подробностей строительства. Изначально церковь, построенная Головиным, выглядела значительно скромнее современной, - отсутствовали обе колокольни, придающие храму узнаваемый облик. Вероятно, имелась некая колокольня, которую при строительстве двух новых просто снесли. Никакой информации о перестройках или ремонте, которые, возможно, пережил в XVIII веке храм Воскресения, до нас также не дошло.

http://sobory.ru/article/?object=04918

Однажды в его уединение забрел соловецкий монах Николай. Он посоветовал о. Исаакию построить церковь на Старом городище. Поначалу этот совет казался неосуществимым. Но затем о. Исаакий получил подтверждение, что на строительство здесь храма есть воля Божия. Тем паче, что в окрестных селениях и лесах процветал раскол. В 1700 году о. Исаакий начал собеседования с раскольниками. Иногда они приглашали его в свои скиты для прений о вере. В результате многие раскольники вернулись в Православие. Именно они и стали первыми насельниками будущей Саровской обители. Труды иеромонаха Исаакия стали широко известны – в результате, с благословения священноначалия, братия арзамасской Введенской обители избрала его своим настоятелем. Согласившись принять на себя управление городской обителью, о. Исаакий намеревался через некоторое время возвратиться к пустынножительству. Переселившись в Арзамас, он по-прежнему навещал пустынножителей и наставлял их в вере. Но не всем это пришлось по душе. Иеромонах Варлаам позавидовал влиянию о. Исаакия и написал на него донос, в котором обвинял наставника в расколоучительстве. В результате в 1705 году настоятель Введенской обители был вызван в Москву. После разбирательства, окончившегося полным оправданием о. Исаакия, он, возвратившись в Арзамас, поставил вместо себя настоятелем Введенской обители своего ученика Афиногена и удалился в Саровскую пустынь. Посоветовавшись с иноками, жившими в Старом городище, о. Исаакий начинает хлопоты по строительству храма и основанию новой обители. Несколько лет он провел в Санкт-Петербурге, оформляя необходимые для строительства документы. Он был известен и почитаем в царской семье. Благодаря своей настойчивости и связям в столице, в начале 1706 года о. Исаакий сумел получить Высочайшее разрешение Петра I и местоблюстителя Патриаршего престола Стефана (Яворского) на строительство церкви. В феврале 1706 года начали валить лес, в мае на городище уже высился сруб. 16 июня 1706 года был освящен первый храм Саровской пустыни во имя иконы Божьей Матери Живоносный источник. Эта дата считается днем основания Саровского монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

выступившими против Габсбургов, а также в рукоположении в священный сан двоеженцев. Против И. лжесвидетельствовали отступники от Православия униаты дворянин И. Попович и свящ. Иоанн из Иргольца. В марте 1705 г. мараморошское духовенство выступило с протестом против ареста И., требуя от властей его освобождения, протест был внесен в протоколы конгрегации Мараморошского комитата. Румын. и карпаторус. священники добились разрешения на проведение Собора для избрания нового архиерея. В кон. 1706 г. епископом Мараморошским был избран Иов (Цирка (Тырка)), к-рый в 1706-1707 гг., в период венг. восстания против Габсбургов, сумел вернуть большую часть приходов Трансильвании, принявших унию, в Православие. При поддержке Ференца Ракоци, в 1704 г. избранного князем Трансильвании, Иов в нач. 1707 г. занял митрополичью кафедру в Алба-Юлии, Афанасий (Ангел) был изгнан в Сибиу. В кон. 1707 г. в связи с ухудшением позиций Ференца Ракоци в войне с Австрией Иов (Цирка) по обвинению в сотрудничестве с повстанцами был заочно приговорен к смертной казни, после чего бежал в Молдавское княжество, где скончался. Униаты распускали слухи о том, что И. и Иов (Цирка) приняли кальвинизм. И. вышел на свободу не ранее 1707 г. Его освобождение связывают с тем, что к этому времени скончались его гонители: Мукачевский еп. Рога де Камиллис (1706) и Эстергомский архиеп. Леопольд Колонич (убит в 1707). После освобождения И. исполнял обязанности епископа тайно, часто в целях конспирации менял места проживания и служения (униаты называли его «странствующим архиереем»). Назначенный в 1707 г. униат. Мукачевский еп. Иосиф Иоанн Годермарский, пользовавшийся поддержкой местных властей, безуспешно пытался арестовать И. и заточить в Мукачевском униат. мон-ре. Попытки униатов создать в отсутствие И. в Марамороше румын. вик-ство не принесли успеха. В 1709 г. униаты жаловались, что И. за 2 года рукоположил 60 священников, присоединил к Православию 16 униат. сел. Главной резиденцией И. после освобождения был мон-рь Сэпынца-Пери во имя св. арх. Михаила близ Сэпынцы (ныне жудец Марамуреш, Румыния), из к-рого его вскоре выгнали местные власти. И. недолго жил в карпаторус. и румын. горных мон-рях: в Моисейском мон-ре вмц. Параскевы (ныне с. Моисей, жудец Марамуреш, Румыния), в Николаевском скиту в с. Будешти (ныне жудец Марамуреш), в основанном в 1692 г. по благословению И. Михаило-Архангельском скиту в с. Джулешти (ныне жудец Марамуреш), в основанных владыкой Драговском и Кричевском мон-рях, а также в городах Хуши и Клуж (ныне Клуж-Напока) в Трансильвании. В последние годы жизни И. по его благословению были открыты монашеские обители: в 1709 г. местные дворяне основали Евдянский муж. мон-рь (ныне с. Еуд, жудец Марамуреш), в 1711 г. свящ. Иоанн Штефан возобновил запустевший Барсановский Николаевский муж. мон-рь (ныне с. Бырсана, жудец Марамуреш).

http://pravenc.ru/text/578551.html

Чтобы решить этот вопрос, обратим внимание на одно место первого письма. Святитель говорит: «Отче Феолог... благоволи потрудитися сходити с моим посланием к его милости и побита челом, чтоб посетил мою худость запросто: уха есть живая, а с ним и твоя честность посети нас.» Мы не знаем, о ком говорит здесь Святитель, но ясно, что он просит Феолога сходить к какому-то важному лицу и пригласить его в келью Димитрия, где будет и угощение – «уха есть живая». Вместе с «Его милостью» Святитель приглашает к себе и Феолога. Мог ли он так написать в Москву из Ростова? Думаем, что нет. Послать оттуда нарочного и приглашать «Его милость» на уху, которая уже «есть», было бы весьма странно. Поэтому мы думаем, что разбираемое письмо написано Святителем в Москве 283 . А там он жил с сентября 1705 г. по июль 1706 г. – первый раз, и второй с 15 августа по 2 сентября 1708 г. К которому же из этих пребываний в Москве относится первое приведённое нами письмо? Ответить на этот вопрос трудно потому, что свят. Димитрий не называет Печерского архимандрита по имени. Если это был Иоасаф Краковский, как думают все биографы свят. Димитрия 284 , тогда письмо придётся отнести к первому пребыванию Святителя в Москве, так как в 1706 г. он встретился там с Краковским, вызванным для посвящения в киевские митрополиты. Хиротония состоялась 15 августа в Успенском соборе и свят. Димитрий принимал в ней участие. Называть после этого Краковского «архимандритом» и говорить, что он «писал» ему об исправлении Четьих-Миней, Святитель, конечно, не мог. Итак, письмо написано было во время первого пребывания в Москве, но в какое время? Этот вопрос решается начальной фразой письма: «Христос родился, крестился и пошел в мир скитаться и странствовать». В ней, по нашему мнению, содержится намёк на недавно прошедшие праздники Рождества Христова и Богоявления. Если наше предположение верно, тогда письмо придётся отнести к началу 1706 года. В это же время, следовательно, получена была и просьба Иоасафа Краковского об исправлении Четиих-Миней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

( Паскалева. 1995. С. 269). Св. Седмочисленники. Роспись ц. мон-ря св. Наума на Охридском оз., Македония. 1706 г. Св. Седмочисленники. Роспись ц. мон-ря св. Наума на Охридском оз., Македония. 1706 г. Множество изображений К. и Мефодия появилось в XVIII-XIX вв., когда их деятельность приобрела в Болгарии значение этно-консолидирующего фактора и стала символом стремления к просвещению и культуре. В этот период возникли новые иконографические схемы. В Охридской архиепископии, где была сильна традиция почитания учеников равноапостольных К. и Мефодия - святых Климента и Наума Охридских, в 1-й пол. XVII в. под влиянием почитания св. Седмочисленников (К., Мефодия и их ближайших учеников Горазда, Климента, Наума, Ангелария и Саввы) появилась иконография, где все 7 святых изображены в единой композиции. В составе св. Седмочисленников К. показан на сев. стене нартекса ц. Пресв. Богородицы Сливницкого мон-ря. Это изображение (1612) было создано ранее, чем 1-й известный Мосхопольский список службы святым ( Чешмеджиев. 2001. С. 56; Он же. 2003. С. 425-444). Одним из ранних примеров этой иконографии является роспись церкви мон-ря св. Наума на Охридском оз. (1706). В центре группы в архиерейском облачении представлены святые Мефодий, К. и Климент Охридский, вокруг них в монашеских одеждах - Наум, Савва, Ангеларий и Горазд. К., Мефодий и Климент держат модель церкви (символ Церкви Христовой), К. указывает на нее свободной рукой, а Климент ее благословляет. Композиция с изображением св. Седмочисленников встречается почти во всех храмах Бератской епархии, что связано с изданной в 1742 г. в Мосхополе службой этим святым (Москополски зборник. 1996; Чешмеджиев. 2003. С. 435). Эта композиция повторялась в иконописи, напр. на иконе XIX в. из мон-ря Зограф. Существовали и др. иконографические изводы с изображением св. Седмочисленников. В ц. вмч. Георгия Победоносца в Берате хранится икона XIX в. работы А. Христа, на которой К. и Мефодий вместе со святыми Климентом, Наумом и Саввой изображены стоя, а святые Горазд и Ангеларий - лежащими под крепостными стенами.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Введенская ц. (1673 или 1696, уничтожена в 1949) завершалась 2 главами на поперечной бочке; ц. Рождества св. Иоанна Предтечи (1704 или 1707, утрачена после 1956) - вытянутым в ширину четвериком с 2-скатным покрытием. В киренском Троицком мон-ре была построена огромная 9-главая надвратная ц. св. Иоанна Предтечи (1693-1699, разобрана, вероятно, в сер. XIX в.). Ее изображения неизвестны, но сохранились восторженные отзывы современников, напр. Нила (Исаковича), еп. Иркутского (1838): «Вообще, здание это таково, что в средние века в каждом городе и аббатстве нашло бы оно для себя почетное место» (цит. по: Калинина. 2000. С. 286). Редким, если не уникальным, было завершение Богоявленской ц. в Верхоленске (Качугский р-н; 1718, утрачена после 1925) - 2 крещатыми бочками, верхняя из к-рых была поставлена по диагонали к нижней. Среди шатровых храмов епархии выделялся монументальный (до 40 м в высоту) храм Богоявления в Знаменке (Жигаловский р-н, 1731, разобран в 1932) - типа восьмерик на четверике, с дополнительными главами на углах четверика и с 2 алтарными апсидами. Спасская ц. в Иркутске. 1706–1710 гг. Фотография. 2006 г. Спасская ц. в Иркутске. 1706–1710 гг. Фотография. 2006 г. Формы нарышкинского стиля проникают в епархию, как и в большинство городов Сибири, вместе с началом каменного строительства после 1700 г. В 1701 г. в Иркутск из Верхотурья был прислан московский подмастерье каменных дел Моисей Долгих, артель к-рого возвела первые каменные здания Иркутска - приказную избу (1702-1704, не сохр.) и Спасскую ц. (1706-1710). Храм принадлежит к самому распространенному типу бесстолпных 5-главых приходских церквей ( Беседина. 1990. С. 24; сейчас храм имеет 1 главу). Он 2-этажный, с трапезной, первоначально имел гульбище. Каменный Богоявленский собор вместо сгоревшего в 1716 г. деревянного был заложен в 1718 г. и в целом завершен в 1731 г., но освящен лишь в 1746 г. Это был типичный храм восьмериком на четверике, с отдельным объемом сев. придела во имя апостолов Петра и Павла (освящен в 1724) и с шатровой колокольней (1729, шатер рухнул в 1742, реконструирован при реставрации 1967-1985).

http://pravenc.ru/text/674055.html

Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным - Арзамасского Спасского монастыря). Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова - насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело. Около 1683 г. приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 г. Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь. «Старое городище» снова обезлюдело. Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Ионанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители. В 1705 г. князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 г. митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 г. отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 г. совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни. В 1731 г., ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея. Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет.

http://sobory.ru/article/?object=01580

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010