Он же, Гаврила Жеребцов, в прошении, поданном в Патриарший Приказ в ноябре 1706 года объяснял, что «по благословению преосвященного Стефана митрополита Рязанского и Муромского построена им по обещанию своему церковь во имя Архистратига Гавриила, в сельце Мытниках, которая к освящению в готовности и просил: дать освященную грамоту и антиминс и чтобы ту церковь Божию освятить архимандриту Воскресенского, что на Истре монастыря Дионисию.» На прошении написано: «выдать антиминс и указ о посвящении»; а в Казенном Приказе последовало распоряжение «1707 года генваря 22 дня, вышеписанную дань имать с нынешнего года и внести в приходную книгу». При этом деле находится дополнительная сказка, в которой человек Жеребцова Федор Пестряков декабря 24 дня по казал: «новопостроенная церковь Архангела Михаила в сельце Мытниках находится от других церквей в пяти верстах, а прежняя де их приходская церковь Успения Богородицы в селе Борзецове сгорела тому лет с десять, а строить некому, приходские люди на службе Великого Государя». (Моск. Арх. М. Ю. Патр. Прик. вязка 1706 г. дела 231 и Вотч. Колл. по гор. Торжку мол. л. кн. 70, дела 20). В приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа, жилых данных церквей за 1707 год, под Русской десятиной написано: «В нынешнем 1707 году генваря в 24 день, по указу Великого Государя и по помете на выписке казначея старца Тихона Макарьевского велено новопостроенные церкви Архангела Михаила, которую построил Гаврила Иванов сын Жеребцов в Русском уезде, в вотчине своей, в селе Мытниках, на попа с причетники дани положить, по сказке человека Федора Пестрикова с дворов: с попова, с дьячкова, с Пономарева, с просвирницына, с одного вотчинникова, с 10 крестьянских, да с церковной земли по памяти из Поместного Приказа 1706 году с 10 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена с 20 копен, по указной статье, 18 алтын 5 денег, заезда гривна и те данные деньги велено имать с нынешнего 1707 году.» А генваря в 27 день того же года записано в исходящей книге Казенного Приказа: «выдан антиминс по благословенной грамоте, по челобитью стольника Гаврилы Иванова сына Жеребцова в Русской уезд, в вотчину его в сельцо Мытники, в новопостроенную церковь Архистратига Гавриила; а взял антиминс церкви Покрова Богородицы, что за Ильинскими вороты поп Калинник и росписался». (Там же, Патр. Прик. кн. 200, стр. 504 об. и кн. 138, стр. 290).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Того же года сделано условие с каменщиком Максимом Парфеньевым, «что ему велено строить каменную церковь в селе Озерецком, а класть кирпич по тысячно, а от тысячи за работу ему положено по 27 алтын 3 деньги». 3 июля 1703 г. выдано священнику села Озерецкого Ивану 60 рублей на покупку шаек, лотков, лопаток, ушатов, рогож, ведер» и др. вещей. 19 ноября 1706 г. священник Николаевской церкви Иван Афанасьев в доношении своем, поданном в Патриарший казенный приказ, писал: «в нынешнем 1706 году, в том селе Озерецком каменщики склали алтарь и поставили в отделку и на трапезе свод свели, а церковь склали до верхних окон, а по сказке подрядчика Максима Парфеньева, на достройку того церковного дела надобно еще кирпичу 130 тысяч и извести 400 бочек, да на колокольню 45 тысяч и извести 100 бочек; а ныне князь Михаил Иванович Волконский в Дмитровской вотчине своей продает кирпич за тысячу по 1 рублю, а та вотчина от села Озерецкого в 10 верстах; да к тому же строению надобно на крышку 2000 скал и приторгованы по 8 руб. 16 алтын 4 деньги за тысячу». 28 ноября 1706 г. в Патриаршем дворцовом приказе «по указу великого государя, боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин с товарищи, слушав доношения, приказал: в село Озерецкое к церковному строению 84 тясячи кирпича купить, а на ту покупку деньги выдать из Патриаршего дворцового приказа, а чего не достанет на достройку кирпича и то число доделать, а на известь подрядить прежнего подрядчика, а скалу купить села Озерецкого с деревнями крестьянам». В 1708 г. священник той же Николаевской церкви Иван Афанасьев в своем доношении, поданном в Патриарший дворцовый приказ, объяснял, что «в 1702 году, по указу великого государя и по благословению преосвящ. Стефана, митрополита Рязанского и Муромского, и по грамоте их Патриарша казенного приказа, за приписью казначея монаха Тихона Макарьевского, велено: в селе Озерецком построить вновь каменную церковь во имя Николая чудотворца и та церковь построена, и покрыта тесом и скалою, и в ней на помост доски, бревна и брусья, и тес все изготовлены и мастера подряжены, а что икон надобно в ту церковь и тому составлена опись и просил, чтобы ему разрешено было иконостас построить и иконы написать, и мастеров подрядить, и к освящению новопостроенную церковь изготовить».

http://sobory.ru/article/?object=00463

К л. 10. Глухов – известен с 1152 г.; ныне город в Сумской области на Украине. К л. 10 об. ...полковника стародубского Моклошевского... – Михаил Андреевич Миклашевский (ум. 1706) – один из известных деятелей украинской истории, сподвижник гетманов Демьяна Многогрешного, Самойловича и Мазепы. Был генеральным есаулом (1689), стольником (1689–1696), стародубским полковником (1689–1704, 1705–1706). Погиб в бою со шведами 19 марта 1706 г., похоронен в Стародубе. Ратуша – помещение, в котором находился магистрат, орган городского самоуправления. ...девичь монастырь... – Речь идет об Успенском Преображенском женском монастыре в Глухове, основанном в 1670 г. Игуменьей монастыря в конце XVII – начале XVIII в. была Мария Магдалина, мать гетмана Мазепы. ...пошли мы х Королевцу... – Как город Кролевец известен с 1601 г., находится в Сумской области на Украине. Сотник – военный чин, командир 100 воинов в стрелецких войсках и у украинского казачества. К л. 11. Ярмонок велик быает: ныне Свинской нет... – Свенская ярмарка ежегодно проходила у стен Успенского Новопечерского мужского монастыря, который находился недалеко от Брянска, на месте впадения в Десну реки Свени. ...на праздник на Семенов день... – Скорее всего, речь идет о дне памяти Симеона Столпника, который отмечается 1 сентября. Батурин – город на реке Сейм, в XVII-XVIII вв. являлся резиденцией украинских гетманов; ныне поселок в Черниговской области на Украине. Съезжая изба – помещение, где находилось государственное учреждение, ведавшее хозяйственными и административными делами. Пятисотный – военный чин, командир 500 воинов (полутысячник, подтысячник). К л. 11 об. Гетман – начальник казацкого войска и верховный правитель на Украине. В данном случае имеется в виду Иван Степанович Мазепа (1644–1709) – гетман Левобережной Украины, который был сторонником отторжения Украины от России, вел тайные переговоры с польским королем Станиславом Лещинским и шведским королем Карлом XII. Во время Северной войны в октябре 1708 г. Мазепа открыто перешел на сторону Карла XII. После поражения шведов под Полтавой (1709) бежал вместе с Карлом XII в турецкую крепость Бендеры, где и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В указе 1726 года читаем: «сего 726 года сентября 18 Его Преосвященству в донесении Изюмского полку городка Печенег сотника Феодосия Плотнорянова до ктиторов Петра, Иванова сына, Челомбитьки и Ивана Зайцова» написано, что 1706 года, по благословению Преосвященного Игнатия, Митрополита Белгородского, построена в Печенегах церковь во имя Преображения Господня и что она уже обветшала, почему просители и получили разрешение возобновить её. Но в 1728 году тем же просителям, по их просьбе, дозволено построить новый храм, так как прежний Преображенский храм, на посаде в Печенегах, очень обветшал. По этим бумагам видно, что а) Преображенский Печенежский храм стоял на посаде, а не в самой крепости Печенежской; б) храм, существовавший до 1728 года, построен был, по словам прихожан, в 1706 году, но если он крайне обветшал в 1726 году, то в 1706 году, конечно, он был только возобновлён и, следовательно, первый храм Преображенский построен был около 1660 года. В нынешнем Преображенском храме хранятся: а) два древние евангелия, одно из них печатанное в Москве при царе Петре 1703 года, в серебряном окладе: на верхней серебряной доске выбито Лазарево воскресенье, а по листам написано: «от книг города Печенеги Церкви Преображения Господня, данное иждивением Иакова да Вакулы, тщанием Иерея Григория савицкого». Другое евангелие печатанное в Москве 1735 года; б) минея служебная на сентябрь и октябрь месяцы 1704 года, с надписью: «от книг города Печенеги Церкви Преображения Господня настоятеля Иерея Григория Савицкого». То же на остальные 10 месяцев, Московской печати 1705 года и с тою же надписью; в) постный триодион в 2-х частях, Московской печати 1696 года; г) пролог на месяцы март, апрель и май, Московской печати 1702 года, с надписью: «города Печенеги Церкви Преображения Господня настоятеля Григория Савицкого, старанием и мирскими делами куплена». д) два служебника Черниговской печати 1747 года. В 1750 году выдан был антиминс, освящённый Свят. Иоасафом «в местечко Печенеги, в Храм Преображения Господня». В это время храм был перестроен и устроен с тремя главами и с четвероконечными на них крестами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1640–1717) – князь, «князь-кесарь», начальник Преображенского приказа; вел розыски по делам государственных и политических преступлений, пользовался полным доверием Петра I, во время отъезда которого за границу обладал всей полнотой власти в стране. 27 Бутурлин Иван Иванович (1661 –1738) –премьер-майор Преображенского полка (1687), генерал-майор (1700); попал в плен под Нарвой, вернулся в Россию в 1710 г., участвовал в сражении при Гангуте в 1714 г., был произведен в генерал-аншефы (1721), умер в ссылке, попав в опалу при императоре Петре II. 28 Речь идет о Василии Михайловиче Арсеньеве (умер после 1727) – брате жены Меншикова Дарьи Михайловны; он в молодости находился при русском посольстве в Голландии, затем принимал участие в Северной войне в качестве капитана каперского корабля на Балтике, в царствование Петра II стал гофмейстером. Его карьера закончилась после ссылки «светлейшего», т. е. Меншикова. 29 Зотов Никита Моисеевич (ок. 1644–1718) –учитель Петра, думный дьяк (1690), граф (1710), глава Ближней походной канцелярии, непременный участник празднеств царя, который называл его «всешутейшим патриархом». 30 Головин Федор Алексеевич (1650–1706) – боярин, граф, первый кавалер высшего ордена Российской Империи – ордена Андрея Первозванного, государственный деятель, дипломат; в 1689 г. заключил Нерчинский договор с Китаем, в 1691 г. назначен наместником сибирским, в 1697–1698 гг. был послом в «Великом посольстве», которое было отправлено в Западную Европу, заключил союзные договоры с Данией и Саксонией, в 1699 г. стал генерал-адмиралом, а затем президентом Посольского приказа (1700–1706). 31 Головкин Гавриил Иванович (1660–1734) –стольник, постельничий, граф (1710), кавалер ордена Андрея Первозванного, государственный деятель и дипломат, президент Посольского приказа (1706– 1709), государственный канцлер, президент Коллегии иностранных дел, член Верховного тайного совета (1726–1730). 32 Ромодановский Григорий Григорьевич (ум. после 1703 г.) – князь, боярин, полководец, приближенный царя Алексея Михайловича; был членом Опекунского совета – «сберегателем» при малолетнем царе Петре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не вполне ясна точная дата оставления грузинских монастырей. Патриарх Досифей в одном из своих посланий (от 1706 г.) писал, что монастыри лежали в запустении около 40 лет. 681 Непохоже, чтобы он имел в виду 40 лет до 1706 г., так как к 1685 г. Досифей сумел выплатить грузинские долги и «расконсервировал» монастыри. Однако предположение о 40 годах запустения до 1685 г. тоже не согласуется с источниками, которые в начале 1650-х годов упоминают действующий в двух верстах к западу от Иерусалима грузинский монастырь, «и чернцы Грузи благочестивы, своими рукама делают нивы, сеют, орут и жнут, и винограды копают, и... пришелцов кормят и поят». 682 Начиная с 1659 г. и несколько раз в 1660-х гг. грузинские иерархи предпринимали попытки собрать деньги и освободить от долгов палестинские монастыри, однако эти предприятия, в силу разных причин, не имели успеха. Мусульманские власти запечатали монастыри, они стояли заброшенными, ветшали, а латиняне и армяне предлагали выплатить их долги с тем, чтобы после этого овладеть монастырями. В конечном итоге иерусалимский Патриарх Досифей совершил в 1681–1682 гг. поездку в Грузию и сумел договориться с царем Георгием о выплате им долгов иверийских монастырей. Собрав в грузинских землях требуемые деньги и добавив какую-то сумму от себя, Досифей в 1682 г. выплатил долги и проценты иверийских монастырей, вернул по суду их земельные владения в Палестине, выстроил новые стены и кельи и к 1685 г. возобновил там богослужение. 683 Теперь, однако, монастырями владели греки, хотя Досифей по инерции какое-то время считал свои расходы на содержание этих монастырей безвозмездной субсидией грузинам, 684 и был готов в любой момент передать обители под управление присланного из Грузии игумена. «Если же не будет у него доходов на содержание монастырей, – оговаривал патриарх в 1706 г., – в таком случае да управляют ими отцы-греки по долгу христианскому, который имеет одна церковь в отношении к другой церкви и преимущественно св. Гроб, который есть общая церковь ... всех православных». 685

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, утверждение об основании Глинской пустыни в XVII веке необоснованно. Вероятно, это мнение сформировалось благодаря приведенным выше словам игумена Моисея из его прошения 1729 года. Подтверждая свое право на владение Глинской пустынью, вместе с прошением он представил в Св. Синод подлинные крепости 224 1685, 1692 и 1693 годов и подчеркивал, что от Молченского монастыря Глинская пустынь не была отрешена, а передана в ведение Киевского митрополита без указа. Св. Синод определил Киевскому архиерею Варлааму Ванатовичу также прислать в Синод грамоты, на основании которых Глинская пустынь находилась в ведении его епархии. В конце марта 1730 года от архиепископа Варлаама Ванатовича поступили доношение и копии с пяти различных документов. Первая копия – с письма братии Глинской пустыни Киевскому архиепископу в ответ на его запрос о грамотах, по которым обитель находилась в Киевской епархии 225 . Вторая и третья копии – с выписей, данных Путивльскому Молченскому монастырю на владение Глинским ухожьем в 1685 226 и 1693 годах 227 соответственно. Четвертая копия – с писания Киевского митрополита Варлаама Ясинского от 31 августа 1706 года. Митрополит писал, что 8 апреля 1706 года он получил царский указ, по которому церкви волостей, принадлежащих И. С. Мазепе (Крупецкой, Амоновской, Ивановской), переданы в ведение Киевской епархии и «поручены в досмотр» игумену Глуховского Петропавловского монастыря Мелетию Трофимовичу 228 . Пятая копия – с универсала 1706 года гетмана Мазепы, в котором он повелевал всем священникам, диаконам и причетникам принадлежащих ему волостей, в том числе и Крупецкой, быть в повиновении у Киевского митрополита 229 . Среди этих документов наибольший интерес представляет письмо иноков Глинской пустыни. В нем сказано, что все крепости и грамоты, которые были в обители и могли бы подтвердить подчиненность Глинской пустыни Киевской митрополии, в июле 1724 года самовольно взял из Глинской пустыни в свой монастырь игумен Путивльского Молченского монастыря Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Первый деревянный Никольский храм был возведен еще самим преподобным Александром. После кончины в 1479 г. преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 г., когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 г. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. При митрополите Филиппе в 1578 г. была составлена служба преподобному Александру Ошевенскому, а Царём Иоанном Грозным отведены в пользу обители земли вокруг нее на пять верст. В 1540 г. обе церкви сгорели по неизвестной причине, однако вскоре были восстановлены. На этот раз обе церкви простояли до 6 мая 1706 г., когда монастырь целиком сгорел от молнии. После пожара 1706 г. в Александро–Ошевенском монастыре стали возводиться каменные постройки, часть из которых сохранилась до наших дней. Облик монастыря до пожара 1706 г. помогают восстановить иконы. В 17 в. иконы с изображением Ошевенского монастыря получили широкое распространение. Они разносили по всей Руси славу о святом и его обители. Именно тогда в Московском Успенском соборе был установлен особый праздник в честь преп. Александра Ошевенского (20 апреля/3 мая — память прп. Александра, Ошевенского Чудотворца). А в 1667 г. было установлено проведение крестного хода из Каргополя в Ошевенский монастырь, как заповедали прп. Александр и свт. Иоанн Златоуст, явившись одному крестьянину. Монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII вв. горели церкви, роптали монахи. В 1707 г. выстроено сохранившееся до сих пор здание белокаменного Успенского собора с приделом в честь Сретения Господня и высокой массивной колокольней. Здесь же, в храме, покоятся мощи преподобного Александра Ошевенского.

http://sobory.ru/article/?object=07397

1358 Свод их сделан в сочинении: Святого отца нашего Димитрия Ростовского святителя и чудотворца догматическое учение, выбранное из его сочинений Спб. 1842 (pt. in 8° 211 стр.) Судя по автографу на экземпляре нашей библиотеки, книга принадлежит перу или покойного митрополита Макария Булгакова , историка русской церкви или кого-либо из профессоров Спб. Духовной Академии. 1359 О Млодзяновском см. Труды Киев. Акад. 1870 12 стр. 457, 459, 461, 465, 478, 526, 532, 539, 545 (параллели к проповедям святителя). Материал или вернее указатель его собран в книге X. Meszerynskiego Historya wymowy w Polsce. Kraków 1856–60. II стр. 117 и 313, III, 244 и 254. Кой что схожего есть и у Liberiuszáa Gwiazda morska Kraków 1670. Желающим исследовать этот вопрос обстоятельнее, следует обратиться к нашему приложению: описи книг святителя. 1361 Мнози секут жилы, вырывают зубы, мнози даже себе урезывают нозе, руце, сосца и очи егда гангреною, си есть антоновым огнем заражены суть тые уды. (V, 78). В поучении в неделю сыропустную 1706 г. докучило уже иному и разрешение на вся. Не един от повседневного объядения чревом болезнует, а от повседневного пьянства голову связав стонет. (Соч. II, 27). Обычно есть во властителех земных сие: кого властелин любит, того от своих рук своею, юже сам он пиет, чашею чествует. (Соч. III, 307). Пепел теплою водою растворенный бывает изрядным омовением: луг или щелок нарицаемый, им же обыкоша человецы омывати главу и все тело и некия одежды (II, 30). Обращаясь к митрополиту св. Алексею (1706 г.) проповедник восклицает: не оставляй ны... наипаче в сия лютая времена, в няже аки корабль в море волнами, мы бедами обуреваемся и аки близ истопления есмы ... Твое то бывало в церкве дело: «мир вам» часто глаголати: рцы, мир всем... мир миру христианскому, мир церкве Христовой, мир людем твоим. (Соч. III, 44). 1362 Соч. II, 166–186. Проповедь в неделю жен-мироносиц, вероятно, 1706 года. Ср. вышеприведенную проповедь о хождении Царства небесного. 1373 Соч. III, 220. Постоянные разговоры в церкви и прочие бесчинства вызвали, наконец, в 1712 г. указ Петра о благоговейном стоянии в церкви. Яр. Губ. Вед. 1888 15 стр. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Божией волей вклад ковчега со святыми мощами в Сретенский монастырь стал личным вкладом думного советника Емельяна Игнатьевича Украинцева для «вечного помяновения своего и родителей своих в царствующем граде Москве в Монастырь Пресвятыя Богородицы Владимирския, что на Стретенке». На стенки ковчега были нанесены 16 мужских и 13 женских имен ближайших родственников Емельяна Игнатьевича, скончавшихся к 1706 году. В 1694 году Украинцев подал в Палату родословных дел «скаску» о нескольких десятках представителей рода, служивших Отечеству. Последняя сгорела вместе с другими документами Разрядного архива в 1812 году, но сохранилась обширная выписка из нее, сделанная в 1757 году в Герольдмейстерской конторе по челобитной дальнего родственника дьяка, Лариона Григорьевича Украинцева. А.В. Лаврентьев определил по ней дела и степень родства мужчин, имена которых были названы Украинцевым на ковчеге. По возвращении в Москву надлежало освидетельствовать святые мощи у патриарха Московского, однако 16 октября 1700 года патриарх Адриан скончался. Три года Украинцев ждал избрания нового патриарха. И.Ф. Токмаков сообщает, что 13 февраля 1703 года местоблюститель патриаршего престола Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, выдал дьяку грамоту. Вероятно, в 1703 году Украинцев только подал прошение, потому, что более осведомленный епископ Амвросий (Орнатский) указывает, что грамота митрополита была выдана лишь 17 января 1707 года. Сразу же за получением грамоты последовал торжественный перенос святыни в Сретенский монастырь. Копии грамот 1700 и 1707 годов в трех экземплярах хранились в ризнице Сретенской обители. Сообщение Токмакова о церкви святой Марии Египетской, что «при этом же храме был построен придел еще в 1706 году в честь Сретения Господня на средства фабриканта А.А. Милютина», перекочевало во многие издания краеведов и в справочники. Между тем оно нуждается в уточнении. В делах Патриарших приказов с начала XVIII века упоминается выдача антиминса в Сретенский монастырь лишь для престола Рождества Иоанна Предтечи в 1706 году, устроенного «по обещанию обители сея игумена Моисея Великосельского (Иневского)».

http://sobory.ru/article/?object=41483

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010