ВАРВАРИНСКИЙ, женский, в том же Пригороде разорен 1581 года и после приписан к Снетогорскому Монастырю. СИРОТКИН, попросту называемый Сереткин, Петропавловский мужской близ Пскова на правом берегу реки Великой, упоминается 1587 г; упразднен в 1764 году и обращен в приходскую Церковь . НИКОЛАЕВСКИЙ, мужской, в Пригороде Гдове упоминается 1588 года; упразднен в 1764 году. ИВАНОВСКИЙ, женский, во Гдове упоминается 1588 года. ВЕЛИКОПУСТЫНСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, мужской, строен Новгородским Митрополитом Александром в 60 верстах от Пскова во Псковском Уезде около 1589 года. В 1766 году упразднен и Штат его переведен в Елизарьев Монастырь, а Церковь осталась приходскою Великопустынского Погоста. ПЛЕССКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ, мужской, близ Новоржева в нынешнем Плесском Погосте упоминается уже с вотчинами 1598 года. НИКОЛАЕВСКИЙ КАМЕННОГРАДСКИЙ или Каменной Ограды, мужской, во Пскове на Завеличье упоминается 1601 года, упразднен в 1764 году при Штатах, и Церковь оного обращена в приходскую с окладным жалованьем, но в 1786 году приписана к Успенской Пороменской. НИКОЛАЕВСКИЙ, мужской, в Торопце упоминается 1606 года, упразднен при Штатах 1764 года и обращен в приходскую Церковь , в коей доныне находится Икона Св. Николая, почитаемая Чудотворною. НОВОВО3НЕСЕНСКИЙ, женский, во Пскове упоминается с 1606 года, упразднен при Штатах 1764 года и Церковь обращена оного в приходскую, а потом приписана к Анастасиевской. МОРИПЧЕЛЬСКИЙ Успенский, мужской, близ города Великих Лук при озере Морипчеле упоминается уже запустевшим в 1611 году. ВВЕДЕНСКИЙ, женский, в Великих Луках упоминается в 1611 году разоренным Литовцами. ИЛЬИНСКИЙ, мужской, в Великих Луках упоминается в 1611 году Литовцами разоренным, а с 1635 г. обращен в женский Вознесенский. КЛИМЕНТОВСКИЙ ДРАЧИЛОВ, мужской, на Завеличье во Пскове, разорен Шведами в 1615 году, после возобновлен, но в начале 18 столетия упразднен, и сперва приписан был к Архиерейскому дому, а потом обращен в приходскую Церковь : но в 1786 году приписан к Николаевской Кожановой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Салтыков бранил Гермогена площадной бранью, даже бросался на патриарха с ножом. Патриарх, осенив его крестным знамением, сказал: – Крестное знамение да будет против твоего окаянного ножа; будь ты проклят в сем веке и в будущем. Салтыков опомнился и „прощение попросил» у патриарха, оправдываясь тем, что „шумен был и без памяти говорил»; но для святейшего Гермогена этот случай имел решительное значение. Он немедля послал „по сотням» и собрал московских гостей и торговых людей в Успенский собор. Там он прямо объяснил им положение дел, запретив присягать королю, и по его слову московские люди „отказали, что им королю креста не целовать». Так выступил патриарх Гермоген на открытую борьбу с королём Сигизмундом, а во второй половине декабря 1610 года решился и на то, чтобы открыто призвать свою паству к вооружённому восстанию на утеснителей. Он начал посылать по городам свои грамоты, в которых объяснял королевскую измену, разрешал народ от присяги Владиславу и просил городских жителей, чтобы они, не мешкая, по зимнему пути, „собрався все в сбор со всеми городы, шли к Москве на литовских людей». На святках 1610 года и в начале января 1611 года им были отправлены грамоты в Нижний Новгород и к Просовецкому в Суздаль или Владимир. Главным же образом патриарх рассчитывал на Пр. Ляпунова и подчинённых ему рязанских служилых людей. К Ляпунову он обратился раньше, чем ко всем прочим, и Ляпунов поднял знамя восстания уже через две-три недели после смерти вора, около 1-го января 1611 года. Изменническое московское правительство тотчас же узнало о деятельности патриарха и не остановилось перед тем, чтобы немедля употребить силу против великого пастыря. Для того, чтобы он не мог ссылаться письменно с городами, у него были „дияки и подъячие и всякие дворовые люди пойманы, а двор его весь разграблен». О таком насилии 12-го января 1611 года уже знали в Нижнем. В те же дни пришла о том весть и к Пр. Ляпунову. Он тотчас же заступился за Гермогена и послал грамоту „к боярам о патриархе и о мирском гонении и о тесноте».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Именно такая запись и сохранилась до нашего времени в единственном, дефектном, списке (БАН, 45.10.9; 30–40-е гг. XVII в.; отсутствуют: часть листов в середине и листы с окончанием текста «Видений Евфимия Чакольского»). Впервые рукопись была указана В. И. Срезневским , который назвал текст отрывком судного дела и опубликовал его небольшой фрагмент ( Срезневский В. И. Отчет о поездке в Вологодскую губернию (май–июнь 1901 г.)//ИОРЯС. 1902. Т. 7. Кн. 4. С. 181, 233–235 ) . По этому же списку памятник подробно пересказан М. А. Островской, в критической заметке к пересказу она впервые определила жанр «Видений Евфимия Чакольского» (Островская М. А. Поморские видения 1611–1613 годов//Научный исторический журнал. 1914. 4. Т. 2. Вып. 2. С. 61–75). Текст публикуется по рукописи БАН, 45.10.9, исправления вносятся по смыслу. 7119 (1611)года,в 7 день перед второй неделей Великого поста Евфимий Федоров сын помолился Господу Богу, в субботу перед второй неделей Великого поста у отца духовного на покаянии был и причастие святое принял. И в ту ночь перед воскресением Христовым ночевал он в трапезной святой великомученицы Екатерины с другими причастившимися. И задремал на скамье у столпа под образом Божиим Спасовым и Пресвятой Богородицы. «И не то меня понесло, не то повело, а ноги не достают до земли. И положило меня ниц под образом Пречистой Богородицы, что между Царскими и Северными дверями. И я стал горько плакать, глядя на образ Пречистой. И Пречистая плачет слезами великими из-за мирского согрешения и говорит: „Постники, де, постятся, а со слезами не молятся ночью и днем. И весь мир согрешил. А я, де, сама Пречистая, молюсь Христу со слезами”. И я, Евфимий, о том видении рассказал отцу духовному попу Феофилакту: „И надо бы, де, священник, молебны петь Пречистой”. И поп промолвил: „Что, де, тебе Бог наказал, то и твори, а нам, де, сегодня ехать в Пиринемь молебны служить в часовне”. Да и поехали. И перед третьим воскресением того же Великого поста я, Евфимий, у правила был перед святой доры. И в то воскресенье во время обедни я молился Пречистой Богородице – у клироса стоял у правого, – чтобы Пречистая показала страдания, чтобы мир не сомневался и верил бы моим словам, которые я в том видении задумал миру сказать. И у меня в то время сердце затрепетало, и рука правая задрожала, и левая, и заломило голову назад к ногам. И понесло меня к Царским дверям, и от Царских дверей несло на ногах из церкви в трапезную, а из трапезной на улицу. А голова у меня назад запрокинута. А мир все это видел, как меня мучило: ногу мою левую заломило вверх и меня подбрасывало.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По свидетельству свящ. с. Клементьева Иоанна Наседки, Д., несмотря на сопротивление части братии во главе с келарем Авраамием (Палицыным) , добился того, что средства монастырской казны были использованы для поддержки этих людей. Для призрения больных и раненых были построены дома в Служней слободе и в Клементьеве. Специальные приставы собирали и привозили туда больных и нуждавшихся, давали им пищу и одежду. Мон-рь оплачивал услуги людей, к-рые готовили для них пищу и стирали одежду, были найдены врачи. Священники причащали умирающих и совершали погребение. Ближайшими помощниками Д. в этих заботах были его ученик прп. Дорофей , распределявший помощь, и Иоанн Наседка. Когда в кон. зимы 1611 г. началось восстание против захвативших Москву польско-литов. интервентов, Д. посылал свои грамоты в «смутные города», призывая к объединению для борьбы с врагом. В этих несохранившихся посланиях, по свидетельству Иоанна Наседки, Д. приводил примеры того, как Сам Бог «помощник был бедным, и отчаянным, и худым, и не могущим стояти против супостатом». Когда 19 марта 1611 г. в Троице-Сергиевом мон-ре узнали о восстании в Москве, для усиления собиравшихся под Москвой войск Первого ополчения были посланы 50 монастырских слуг и 200 стрельцов. Приходившим в мон-рь раненым ратникам «из-под Москвы, и из Переяславля, и з дорог всяких» по предложению Д. троицкие иноки передавали запасы ржаной и пшеничной муки и кваса, сами же питались овсяным и ячменным хлебом и водой. " Архим. Дионисий диктует инокам патриотическую грамоту " . Литография по рис. В. М. Васнецова. 1911 г. (СПГИАХМЗ) " Архим. Дионисий диктует инокам патриотическую грамоту " . Литография по рис. В. М. Васнецова. 1911 г. (СПГИАХМЗ) Беспокоясь за судьбу и Первого ополчения, и всей страны, в июле 1611 г. Д. направил грамоты во мн. города (сохр. экземпляр, посланный в Казань) с призывом, «чтоб всем православным крестианом в соединении стати обще и заодно» и чтобы города скорее оказали помощь «ратными людьми и казною», «чтоб... множество народу хрестиянского войска здеся на Москве скудости ради не разнилося».

http://pravenc.ru/text/178331.html

Тем не менее, несмотря на новые испытания русский народ все более осознавал необходимость сплотиться и отстоять Отечество. В августе 1611 г. казанцы и нижегородцы пришли к соглашению: действовать совместно, не принимая в свои ряды казаков и не сотрудничая с Заруцким и Трубецким. Решено было призвать к новому союзу и другие города России, куда были разосланы грамоты. Св. Патриарх Ермоген успел вдохновить народ на создание Второго ополчения: каким-то образом к нему, в чудовскую темницу в Кремле, смог проникнуть посланец новых ополченцев. Патриарх направил к народу еще одно горячее послание с призывом защищать веру и Отечество и ни в коем случае не принимать «Маринкиного Воренка». Уже осенью 1611 г. центром нового Ополчения стал Нижний Новгород, где земское движение сопротивления возглавил небогатый купец, торговец мясом Кузьма Минин-Сухорук. Он, будучи вдохновленным видением преп. Сергия Радонежского, начал собирать средства на формирование новой армии. Командовать ею нижегородцы пригласили князя Д.М.Пожарского, уже поправившегося после ранений, полученных во время мартовского 1611 г. восстания в Москве. Минин заведовал финансами в новом Ополчении, которое вбирало в себя и войска из других городов. Новый архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий и келарь Авраамий Палицын рассылали грамоты к северным русским городам с горячим призывом идти на Москву. Народ все более трезвел и понимал необходимость положить конец многолетней смуте. Опережая выступившие на Север казачьи части Заруцкого, Пожарский и его ополчение в марте 1612 г. вошли в Ярославль. Этот город стал столицей Второго ополчения и Земского Собора, в который был преобразован штаб армии Пожарского. До 20 тыс. человек включало войско ополченцев, главным образом, из числа дворян и посадских людей городов Поволжья и служилых татар. Военная кампания по освобождению Руси от интервентов проходила уже без ее главного вдохновителя: священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, был уморен голодом. Он скончался в заточении 17 февраля 1612 года. Героический Предстоятель Русской Церкви, подвигом которого во многом определялась победа над поляками, был погребен в Чудовом монастыре, служившем ему темницей. Позднее, при Патриархе Иосифе, в 1652 г., мощи святителя по инициативе митрополита Новгородского Никона были перенесены в Успенский собор Кремля и положены рядом с другими Митрополитами и Патриархами Московскими и всея Руси. В 1913 г., когда праздновалось 300-летие Дома Романовых, святитель Ермоген был канонизирован.

http://sedmitza.ru/lib/text/436305/

Принятое боярским правительством 17 авг. 1610 г., после низложения в июле Василия Шуйского, решение о призвании на рус. трон польск. королевича Владислава было расценено в Швеции, находившейся в состоянии войны с Речью Посполитой, как нарушение русско-швед. договора, и Делагарди в соответствии с инструкциями швед. короля напал на Новгород. Во время штурма города 16 июля 1611 г. И. совершил крестный ход, служил молебен на стене Новгородского кремля. По сообщению «Нового летописца», И. благословил со стен крепости протопопа Софийского собора Амоса (ранее бывшего под запрещением), у дома которого шло жестокое сражение со шведами; не сумев захватить дом, нападавшие сожгли его вместе с защитниками. После того как швед. отряды ворвались в город, И. и кн. Одоевский Большой сдали кремль Делагарди. 25 июля 1611 г. митрополит и воевода подписали с Делагарди договор о приглашении «на Новгородское государство, также, буде похотят, на Владимирское и на Московское государство» одного из сыновей швед. кор. Карла IX; новгородцам по договору гарантировалась неприкосновенность веры и прав. И. стал одной из ключевых фигур в новгородском правительстве периода швед. оккупации (1611-1617). И. и кн. Одоевский Большой стояли во главе правительственного совета, помогали Делагарди в управлении Новгородом, стремясь сохранить мир в городе, предотвратить антишвед. выступления и избежать репрессий со стороны швед. гарнизона. На митрополичьем дворе жили швед. солдаты, митрополит собирал налоги с правосл. церквей и мон-рей в пользу швед. администрации. И. был вынужден терпеть как разграбление правосл. святынь швед. солдатами, так и личные оскорбления. После того как в 1613/14 г. стоявшие в Юрьевом новгородском мон-ре наемники вскрыли гробницу св. кн. Феодора Ярославича , И. организовал торжественное перенесение св. мощей. Митрополит подвергся аресту на владычном дворе, за освобождение Делагарди назначил плату в 6 тыс. р. И. подписался под челобитной к швед. королю с обвинениями Делагарди в злоупотреблениях. После обнаружения документа в ходе проведенного Делагарди следствия И. отказался от своей подписи. В следующей челобитной - к Э. Горну, зимой 1614/15 г. возглавлявшему швед. администрацию в Новгороде, резкие обвинения и угрозы неповиновения швед. властям отсутствовали. Тем не менее в тексте остались жалобы на притеснения: И. указывал, что правосл. церкви разграблены, святые иконы «опоруганы» и сожжены, мощи «повыметаны» из гробов, колокола увезены в Швецию, на Софийской стороне Новгорода деревянные церкви разобраны на дрова (ДАИ. Т. 2. 32. С. 56-63).

http://pravenc.ru/text/2001546.html

Английских переводов Библии сейчас столь много, что современный читатель стоит перед нелегкой дилеммой: какой версии, какому стилю отдать предпочтение? В течение первых 80 лет XX века было опубликовано более 70 различных английских переводов (включая отредактированные прежние переводы) Библии или Нового Завета. Прежде чем решать вопрос о том, которая из версий наилучшая, следует принять во внимание, на какую аудиторию она рассчитана и об использовании в какой обстановке идет речь. Скажем, каденции шекспировского английского в Библии короля Якова, пожалуй, остаются непревзойденными в традиционной литургии и ораториях. Переводы на современный язык предпочтительнее в ситуациях, которые требуют более разговорного (или, по крайней мере, более простого) литературного стиля. В других случаях выбор может зависеть от того, представители какой религии и конфессии работали над переводом: скажем, были ли переводчики протестантами, или католиками, или иудеями. Далее мы приведем – более или менее в хронологическом порядке – краткую характеристику основных переводов, чтобы помочь читателю сориентироваться в основных существующих альтернативах. Библия короля Якова (King James Version). До недавних пор самым распространенным английским переводом Библии была так называемая Библия короля Якова (1611 год). В Великобритании ее часто называют «Санкционированной версией» (Authorized Version), однако ни церковь , ни государство никогда ее официально не канонизировали. В Америке перевод 1611 года чаще именуют Библией короля Якова. Это исторически оправдано активной ролью короля Якова I: он назначил группу примерно из пятидесяти переводчиков, а окончательному результату дал свое одобрение. (Хотя само выражение – Библия короля Якова – звучит несколько странно. Оно наводит на мысль, что король был единственным переводчиком, а то и первоначальным автором Библии!) Версия 1611 года была пересмотренным вариантом Епископской Библии (Bishops» Bible) 1568 года, причем переводчики приняли исправления, во многом ориентируясь на полдюжины других английских Библий, появившихся за прошедший век. Подобно своим предшественникам, новый перевод включал апокрифы. Спустя четыре года после его публикации архиепископ Кентерберийский под страхом штрафа и годичного тюремного заключения запретил издавать Библию короля Якова без апокрифов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Прокопий Ляпунов много сделал для возрождения государственной независимости. В ополчении было создано земское «правительство» в изгнании, были восстановлены некоторые приказы, которые стали осуществлять функции государственных учреждений, налаживая связь со многими городами. Их «Приговор всей земли», вдохновителем которого был Ляпунов, стал фактически первой конституцией России. В конце февраля 1611 года начался поход на Москву, Семибоярщина объявила Ляпунова и всех, кто выступил с ним, изменниками. Заняв Белый город, войска Первого народного ополчения превратили его в большой военный лагерь и стали готовиться к штурму Китай-города и Кремля. Их ряды насчитывали около 100 тысяч посадских и служивых людей из разных городов. Поляки, обеспокоенные активностью ополчения, подготовили поддельную грамоту от имени Ляпунова, в которой он приказывал уничтожить казаков и истреблять их вольницы. 4 августа (22 июля по ст. стилю) 1611 года казаки вызвали Прокопия Ляпунова на круг, т.е. на судилище. За Ляпунова вступился сотник Иван Ржевский, оба были жестоко зарублены саблями. Как писал историк Карамзин: - «…не стало животворца государственного. Враги Отечества оборвали деяния Ляпунова на благо Родины». Прокопия Ляпунова и сотника Ивана Ржевского захоронили у стен Благовещенской церкви на Воронцовом Поле. Через 2 года, в 1613 году, в год 300-летия Дома Романовых, сын Прокопия Ляпунова Владимир дал сторублевый вклад на помин души своего отца и перезахоронил его прах вместе с Иванов Ржевским в Троице-Сергиевой Лавре (по другой версии это было сделано по приказу Михаила Федоровича Романова). На могильном камне была сделана надпись: «Прокопий Ляпунов, да Иван Ржевский, убиты 119 г. (1611 года) июня 22 день». К сожалению, в сороковых годах XVII века в ходе строительных работ могила народного вождя и героя Смутного времени Прокопия Ляпунова, так же как и могилы Ивана Ржевского, князя Дмитрия Трубецкого, героя обороны Смоленска боярина Михаила Шеина не сохранились. Патриарх Гермоген и Прокопий Ляпунов, принявшие мученическую смерть, не увидели окончания Смуты, но именно они дали бесценный опыт по объединению людей разных сословий в национально-освободительное движение, которое позволило создать Второе нижегородское ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского и изгнать поляков из Москвы, спасти наше Отечество и веру православную.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/04/ge...

Т. 14. С. 634, 636). Контакты с Первым ополчением у Е. сохранялись, что следует из грамоты, присланной нижегородцами Ляпунову 24 янв. 1611 г. Посланцы ополчения, побывавшие в Москве у патриарха, сообщали, что «у него писати некому, дьяки, и подъячие, и всякие дворовые люди поиманы, а двор его весь розграблен», поэтому Е. дал благословение на поход к Москве «речью» (СГГД. Ч. 2. 228. С. 497; ср.: Там же. 229). При подходе Первого ополчения к Москве 19 марта 1611 г. в столице вспыхнуло восстание. (Одним из поводов к нему стал распространившийся слух, что боярин Салтыков и поляки хотят умертвить патриарха и устроить массовое убийство москвичей в Вербное воскресенье, 17 марта, когда Е. выпустили из-под стражи для совершения традиц. шествия на осляти.) Во время восстания Е. был лишен сана и заключен в Чудовом мон-ре (возможно, в подвальном помещении - земляной тюрьме). На Патриарший престол вернулся Игнатий. В кон. авг. 1611 г. Е. написал свою, видимо, последнюю грамоту в Н. Новгород и Казанскому митр. Ефрему с призывом писать в полки и боярам с требованием не принимать на царство сына Марины Мнишек. Патриарх хотел, чтобы Казанский митрополит послал в полки учительную грамоту с приказом унять в войсках грабеж и пьянство, стараться о «душевной чистоте и братстве» и твердо стоять «за Пречистой дом, и за чудотворцов, и за веру» (ААЭ. Т. 2. 194; СГГД. Ч. 2. 229). В «Новом летописце» сообщается, что «литовские люди», узнав о создании в Н. Новгороде Второго ополчения, приходили к Е. в темницу, чтобы заставить его своим авторитетным словом остановить это движение. Ответ священномученика в изложении летописца был категоричен: «Да будут те благословении, которые идут на очищении Московского государства, а вы, окаянные московские изменники, будете прокляты». После этого «начаша его морити гладом и умориша ево гладною смертию… месяца февраля в 17 день, и погребен быть на Москве в монастыре Чюда архистратига Михаила» (ПСРЛ. Т. 14. С. 117). В «Рукописи Филарета» отмечено, что Е. задохнулся «от зноя» 17 янв.

http://pravenc.ru/text/190175.html

На Московском Соборе 1589 г. архиеп. Александр рассматривался в качестве одного из кандидатов на Московский Патриарший престол. В результате предпринятой Собором реформы церковного управления Новгородская и Псковская архиепископия становилась митрополией Новгорода, Вел. Лук и всего Поморья с соответствующим изменением титулатуры архиерея. Из состава новой митрополии выделялась епископия Псковская и Изборская, территорию которой составили Псковский, Островский, Опочецкий, Пусторжевский и Гдовский уезды. В кон. XVI в. в Новгородской и Великолуцкой епархии наблюдалось укрепление церковного землевладения. В результате переписи и реорганизации земельных владений, проведенных по инициативе бывш. чудовского архимандрита митр. Варлаама, избранного в 1592 г. на кафедру царем Феодором Иоанновичем, доходы епархии, разоренной в предшествующие годы, в 90-х гг. XVI в. значительно возросли. В апреле-июле 1592 г., вскоре после своего поставления, митр. Варлаам выдал церквам и мон-рям своей епархии 9 тарханных грамот и одну льготную. Царь Борис Феодорович Годунов в 1598 г. выдал митр. Варлааму грамоту с подтверждением прежних пожалований Новгородской епархии. М. В. Печников Новгородская епархия в XVII в. В нач. XVII в. епархию затронули события Смутного времени. В июле 1611 г. Новгород был захвачен шведами, мн. церкви и мон-ри были разорены и разрушены. Митр. Исидор был вынужден пойти на сотрудничество с командующими швед. оккупационным корпусом Я. Делагарди (1611-1614, 1615-1617) и Э. Горном (1614-1615), в руках к-рых оказалась реальная власть в Новгороде и на Новгородской земле. Мн. статьи содержания швед. войск покрывались из архиерейской домовой казны. В 1611-1613 гг. Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь стал центром обороны Поморья от шведских, польско-литовских войск, казаков и отрядов из Тушинского лагеря. В 1612-1614 гг. польско-литов. отрядами были разграблены и разорены Александров Свирский в честь Святой Троицы мужской монастырь , Корельский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь , осаду швед. войск выдержал тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . В 1613 г. ввиду швед. оккупации Новгорода города Вага (Шенкурск) и Каргополь с уездами, а также Двинская земля были переданы в управление Вологодского архиепископа. По инициативе сохранившего должность 1-го воеводы Новгорода кн. И. Н. Одоевского Большого Мнихи в нач. 1615 г. в Москву было отправлено посольство во главе с архимандритом Хутынского мон-ря Киприаном (в него вошли также Я. М. Боборыкин и М. Л. Муравьёв), деятельность к-рого стала отправной точкой переговоров, приведших к заключению 27 февр. 1617 г. Столбовского мира. Отторгнутые по нему от Русского гос-ва города Ям, Корела, Копорье, Ивангород, Орешек в церковном отношении остались в подчинении Новгородской епархии (ААЭ. Т. 3. 108. С. 147-149; Покровский. 1897. С. 86).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010