После падения династии Гогенштауфенов в Германии, согласно «Золотой буллы» 1356 г. Карла IV (1355-1378), власть более не передавалась по наследству, а император избирался семью князьями-выборщиками. Как известно, начиная с Бориса Годунова и до Петра Великого включительно все русские самодержцы, пусть и формально, избирались на царство Земскими соборами. Так, Собор 1584 г. принял решение об избрании царем св. Феодора Иоанновича, Собор 1598 г. – Бориса Годунова, Собор 1606 г. – Василия Шуйского (1606-1610), Собор 1611 г. избрал царем Владислава (1610-1612), Собор 1613 г. - Михаила Феодоровича Романова (1613-1645), Собор 1645 г. – Алексея Михайловича (1645-1676), Собор 1674 г. утвердил царем Феодора Алексеевича (1676-1682), два Собора 1682 г. избрали на царство Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича . В том-то все и дело, что в те века два способа - избрание короля и принятие власти в силу права наследования естественно дополняли друг друга. И знаменитый Ив Шартрский (1090-1115), нисколько не сомневаясь в своей правоте, утверждал: «Истинным и священным королем может считаться тот, кому королевство достается по праву наследования, и кто был единодушно избран епископами и большими людьми королевства». Разумеется, выборы не понимались как арифметическое сложение голосов и делегирование прав, как это толкуется сегодня, а как своего рода духовное прозрение, позволяющее увидеть истинного владыку государства . VII . В эпоху торжества христианства считалось, что верховная власть принимает легитимные черты исключительно после обряда коронации и помазания елеем, весьма сходного с епископской хиротонией. Действительно, Германский (как правило) король мог быть избран императором Священной Римской империи германской нации или получить эту власть по наследству. Но до его помазания Римским понтификом императором он не считался. Обязательное елеосвящение совершалось Константинопольским патриархом и над Византийским самодержцем. Помазались на царство и остальные монархи, хотя уже и не патриархами.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

150 Московск. Арх. Минист. Иностр. Дел – Дух. Российския дела 1682 г. Ист. Акт. V, 75. Амвросий. Истор. Российск. Иерархии, V, 542. Жур. Мин. Н. Пр. ч. 58. VI, 58–59. 151 Соб. Госуд. Грам. и Догов. III, 71. Московский Главный Архив Министер. Юстиции, прих. кн. Патр. Каз. Приказа, 2 (1628 г.), 4 (1629 г.), 30 (1652 г.), 66 (1667 г.), 79 (1674 г.), и др. П. С. Зак. Р. И. I, 201. А. А. Э. IV, 204. Все эти места внесены в окладные книги патриарш. казенного приказа до 1675 г. Они значатся в жалованной грамоте Филарету 1625 г., а также в грамоте 1657 г., подтверждавшей за п. Никоном прежние патриаршии права и города. 152 Географ. Словарь Российск. Государства Щекатова и Максимова, ч. III, стр. 1204. Неволин – Полн. Собр. Соч. т. V, и карта при нем. 155 П. С. Рус. Лет. IV, 345. Истор. Рос. иерархии I, 85. Строев.... Списки.... 1051. Преосвящ. Макарий полагает открытие Корельской епархии в 1598 г. История Церкви X, 78. У Строева она существует с 1593–1610 г., хотя Строев не отрицает и более позднего её открытия – около 1599 года. 157 Соловьев. История России, II, IX, 1119–1121. В 1611 г. границей России и Швеции были р.р. Дуба и Золотца (Акт. Эксп. II, 196). 162 Соловьев. Ист. России, III, XI, 179. По Андрусовскому перемирию к России от Польши отошли воеводство Смоленское со всеми уездами и городами, повет Стародубский, воеводство Черниговское и Украйна с Путивльской стороны по Днепр. Католикам предоставлено право совершать свое богослужение в домах. Витебск, Полоцк с уездами, Динабург, Лютин, Резица, Мариенбург, Ливония и вся Украйна на западной стороне Днепра остались за польским королем. Со шведами в 1661 г. заходила речь об уступках, но ни к чему не привела. Шведы не уступили Ивана города, Яма и Копорья. Все это осталось за шведами вместе с Кокенгаузеном, Дерптом, Мариенбургом, Нейгаузеном, Сыренском. Исходным пунктом границы назначен Новый городок (Нейгаузен) и решено вести ее по р. Меузце между русскими и шведскими деревнями. Разрешено русским торговым людям иметь вольные торговые дворы в Стокгольме, Риге, Ревеле, Нарве и на тех дворах в своих хоромах отправлять церковные службы, но церквей не ставить, кроме той церкви, которую русские имели исстари в Ревеле (Соловьев, История России, III, XI, 73).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1 апреля 1229 года за обращение в Православие и проповедь христианства был убит купец-булгарин св. Авраамий. В 1552 году пострадали от рук своих бывших единоверцев святые Петр и Стефан – крестившиеся казанские татары. В 1555 году в Москве крестится татарин Турсас, известный как прп. Серапион Кожеозерский († 1611), основавший Кожеозерский Богоявленский монастырь на Севере России и воспитавший семь святых для Русской Церкви. В 1579 году становится мучеником св. Амир, турецкий офицер, ставший свидетелем необычайного чуда схождения Благодатного Огня. 3 мая 1682 г. принимает мученический венец высокопоставленный турок св. Ахмед Калфа. В нач. XIX века обращается в Православие и принимают смерть за Христа турок св. Константин Агарянин (1819 год, 2/15 июня) и албанец, сын шейха, св. Иоанн (1814 год, 23 сентября/6 октября). В паши дни в Православие обращаются люди из всех мусульманских народов СНГ, и многие даже стали священниками. Этот процесс происходит и в других странах. Можно упомянуть имама Мустафу, бывшего профессора Исламского Университета Аль-Азхар (Каир, Египет) – одного из крупнейших центров мусульманского высшего образования. Крестился и доктор Мухаммед Рахуми, бывший декан в Исламском Университете Аль-Азхар. В Индонезии обратился в христианство имам Хэмрен Эмбри, председатель Мусульманского конгресса Калимантана, в Судане – имам эль-Факи, в Эфиопии – имам Хаджи Хасман Мухаммед, в Афганистане – мулла Ассадуллах, в 2004 г. убитый за это талибами, в Нигерии – имам Салех Хуссейни, в Палестине – имам Джемаль Зарка, в Саудовской Аравии – имам Абдуллахи Ахмед. В Интернете есть записи рассказов бывших имамов об их пути ко Христу. Письма святителя Николая Мистика халифу ал-Муктадиру как пример практического христианско-мусульманского диалога Святитель Николай Мистик († 925) в 901 году был избран Константинопольским патриархом, а когда в 913 году умер византийский император Александр, на год стал регентом при малолетнем наследнике Константине Багрянородном, В это время святитель вступил в переписку с багдадским халифом ал-Муктадиром († 932) и написал ему три письма, сохранившиеся до нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1 июля 1547 г. папа Римский Павел III буллой «Super specula militantis Ecclesiae» учредил еп-ство Рио-де-ла Плата с центром в Асунсьоне, выделив его из еп-ства Куско и передав в юрисдикцию архиеп-ства Лима. В 1548 г. в Асунсьоне была построена кафедральная ц. в честь Взятия Пресв. Девы Марии в небесную славу. Первым епископом стал францисканец Хуан де лос Барриос (1547-1552), но он никогда не был во вверенном ему еп-стве. Второй епископ, францисканец Педро Фернандес де ла Торре († 1573), назначенный на кафедру Асунсьона в 1554 г., прибыл туда в 1556 г. и оставался там до своей смерти. 8 февр. 1575 г. в Асунсьон прибыли францисканцы Алонсо де Сан-Буэнавентура († 1596) и его ученик Луис де Боланьос (1550-1629). Они проповедовали индейцам, переходя из одного поселения в другое и одновременно изучая язык гуарани. Основными средствами евангелизации местного населения они считали разъяснение христ. учения на родном для индейцев языке и создание постоянных поселений для крещеных индейцев - т. н. редукций. В 1580 г. в междуречье Параны, Парагвая и Акидабана францисканцы основали первые редукции в Рио-де-ла-Плата - Альтос, Тобати, Хехуй, Атира, Ипане, Перико, Гуарамбаре; затем - Ита (1585), Ягуарон (1586), Каасапа (1606), Юти (1611), Итати (1615) и Итапе (1682). Во 2-й пол. 80-х гг. XVI в. Боланьос, прозванный «апостолом гуарани» или «апостолом Парагвая», создал первые словари и грамматику языка гуарани, первым перевел на гуарани т. н. Лимский катехизис, принятый на III Лимском Соборе в 1582-1583 г. Помощь в переводе и в основании редукций Боланьосу оказывал его ученик Габриель де ла Анунсиасьон Гусман (1569 - после 1628), 1-й священник-креол, рожденный в Асунсьоне и рукоположенный в 1591 или 1592 г. К сер. 80-х гг. XVI в. в Асунсьоне действовали мерседарии, францисканцы и доминиканцы. В 1588 г. по приглашению епископа Рио-де-ла-Плата Альфонсо Гуэрры (1582-1592) для проповеди среди индейцев в Асунсьон прибыли первые иезуиты - Мануэль Ортега, Хуан Салони и Томас Филдс (1549-1625). Все они знали язык тупи, схожий с языком гуарани. Ортега и Филдс исследовали регион Гуайра к востоку от Асунсьона, а затем закрепились в Вильяррике-дель-Эспириту-Санто. В 1595 г. в Асунсьоне была основана иезуитская коллегия. Однако вскоре иезуитам пришлось покинуть П. по распоряжению иезуитского провинциала Перу. Иезуитскую миссию продолжал только Филдс в Асунсьоне. В 1603 г. в Асунсьон прибыл новый епископ Рио-де-ла-Плата Мартин Игнасио де Лойола (1603-1608), внучатый племянник основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы . В том же году он созвал епархиальный Собор в Асунсьоне, на к-ром присутствовали духовные и светские лица еп-ства Рио-де-ла-Плата. Основной повесткой были вопросы христианизации индейского населения. Собор установил, что евангелизация индейцев должна проходить на их родном языке, и утвердил текст «Лимского катехизиса» в переводе Боланьоса в качестве обязательного для работы с местным населением.

http://pravenc.ru/text/2578963.html

2 Владислав IV (1595–1648), король Польши с 1633 г., 27 августа 1610 г., как Московский царь принял присягу московского правительства и людей. 3 Сигизмунд III (1556–1632), король Польский и Великий князь Литовский с 1587 г., король Шведский с 1592 по июль 1599 г., отец Владислава IV. 4 Гермоген (в миру Ермолай) (1530–1612), священномученик, Патриарх Московский и всея России с 1606г., после захвата поляками Москвы запретил москвичам присягать польскому королю Сигизмунду III. В 1610–1611 гг. рассылал по русским городам грамоты с призывом к восстанию против интервентов. Схвачен поляками, заточен в Чудов монастырь и уморен голодом. Причислен к лику святых в 1913 г. 5 Михаил Феодорович Романов (1596–1645), русский царь с 1613 г., основатель династии Романовых. 6 Филарет (Романов Феодор Кузьмич, 1554–1633), Патриарх Московский и всея России с 1619 г. Отец царя Михаила Феодоровича. 10 Уложение Алексея Михайловича (1649), один из памятников права русского государства. Состояло из 25 глав и 967 статей (по разделам: «Суд о крестьянах», «О посадских людях», «О поместных землях», «О суде», «О разбойных и о татинех делех» и др.). Проект Уложения был составлен Комиссией под руководством Н.И. Одоевского и утвержден Земским собором, получив название Соборного уложения. 15 Митрополит Паисий Лигарид (в миру Пантелеимон; 1610–1678), епископ Иерусалимской Церкви; митрополит Антиохийский, митрополит Газы. Активный участник церковно-политической борьбы в Московском государстве в 1660-х гг. 21 Иоаким (Савелов-Первый Иван Петрович 1621–1690), Патриарх Московский и всея России в 1674–1690 гг. 22 Афанасий (Любимов Алексей Артемьевич; 1641–1702), архиепископ Холмогорский с 1682 г. В 1690 г. издал полемический труд «Щит веры». 24 Гедеон Святополк, кн. Четвертинский († 1690), митрополит Киевский, поставлен на Киевскую митрополию в Москве. Собор в Константинополе подтвердил это поставление и принял определение, чтобы впредь Киевской митрополии быть в юрисдикции Московского Патриархата. Этим закончилось возникшее в 1458 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

2) ГЕННАДИЙ. В 1653 году; 3) ДИОНИСИЙ. В Октябре 1654 года, из Клопских Игуменов; 4) ГЕЛАСИЙ. В 1682 году хиротонисан в Епископа Устюжского; 5) НИКОДИМ. В 1693 году, Мая 12; 6) СЕРАФИМ. В 1730 году; 7) АРТЕМИЙ. В 1736 году переведён из Антониева монастыря; 8) ПАХОМИЙ Певицкий. В 1756 году, Февраля 3, произведён из Александро-Невских Иеромонахов; 9) ЕПИФАНИЙ. В 1763 году, Декабря 14, переведён из Отенского монастыря; 10) ПАВЕЛ. В 1764 году. В) Из настоятельниц. Игуменьи: 1) ПАВЛА. В 1797 году; 2) ВРИЕННА Лукина. С 1799 года и доныне. Духов или Святодухов Новосильский монастырь Тульской Епархии заштатный мужской. Находится в Новосильском уезде, расстоянием от города Новосиль в ... вёрстах. Настоятельство в монастыре сем Строительское. Духов Рязанский монастырь Заштатный мужской. Находится в Губернском городе Рязани подле Архиерейского дома, на устье реки Трубежи и речки Лебеди или Лыбеди. Построен в XV столетии; но в 1514 году пожаром быв весь истреблён; после вскоре возобновлён. Строения в нём находится следующие: 1) Соборная ЦЕРКОВЬ во имя Сошествия Св. Духа с приделом; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) КЕЛЬИ и ОГРАДА, после пожара частью возобновлённые, частью сооружённые вновь. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за ним крестьянских душ 734 и настоятельство в нём до 1710 Игуменское, а потом до 1764 Архимандричье; по Штатам же оставлен на своём содержании. Духовская пустынь Алатырского уезда упразднённая, мужская. Находилась в Нижегородской Епархии, а потом в Казанской. Добавление из VI тома Духовский с Гробли (плотины) Переславский монастырь Мужской. Находился в городе Переславле-Залесском на посаде в 7119/1611 году. Литовцы под предводительством Сапеги, весь этот монастырь выжгли. В 7125/1617 году, Марта 23, по прошению Игумена Мисаила, приписан он был к Никитскому Переславскому монастырю и велено оный ведать Никитскому Игумену Иову а Духовскому Игумену Мисаилу жить в Никитском монастыре и храм строить. Духов Смоленский монастырь Мужской. Находился в Губернском городе Смоленске. Игумен оного Афанасий в 1509 году был на Соборе Виленском. Духовский Мстиславский Тупичевский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

4. Апостол московской печати 1699 года, в коже. 5. Оного же другой экземпляр московской же печати 1679 года, в коже. 6. Устав церковный московской печати 1682 года, в коже. Минеи месячные: Месяц сентябрь 1608 года. – октябрь в двух экземплярах 1610 года. – ноябрь – 1611 года. – январь в двух экземплярах 1622 года. – февраль в двух экземплярах 1623 г. – март в двух экземплярах 1624 года. – апрель – 1625 года. – май в двух экземплярах 1627 года. – июнь в двух экземплярах 1628 года. – июль в двух экземплярах 1629 года. – август в трех экземплярах 1630 г. – сентябрь и декабрь – 1636 года. – сентябрь – 1637 года. Полный круг миней же месячных, печатных в Москве 1692 и 1693 годов. Оных же неполный круг московской печати 1692 и 1693 годов. Сентябрь, рукописная в 1669 году дана от стольника Василия Никитича Панина. Минеи праздничной два экземпляра 1674 года, московской печати, в коже. Триодь постная московской печати 1678 года, в коже. Оной же другой экземпляр, в 7144 (1636) году дана от княгини Анастасии Никитичны Лыковой. Оной же третий экземпляр в 7120 (1612) году от московского священника Космы. Оной же четвертый экземпляр 1696 года. Триод цветная московской печати 1660 года. Оной три экземпляра – 1680 года. Оной же экземпляр 1699 года. Октоих московской печати 1666 года. Оного же другой экземпляр 7102 (1594) года. Оного же два экземпляра 7139 (1631) г. Оного же два экземпляра 1692 и 1699 годов. Трефолой или службы избранным праздником в коже марта 2 экзем., июня 1 экзем., и декабря 2 экземпляра; всего 5 экземпляров, московской печати 1638 года. – Оного же сентября месяца 1 экземпляр 1637 года. Два пролога полугодичных московской печати: один первой половины мартовской – другой половины сентябрьской, выхода 1685 года. Пролог трехмесячный, за декабрь месяц два экземпляра, в коже, 1661 года. – За июнь, июль и август два экземпляра в коже, 1667 года. Житие Иосафа царевича, московской печати, в коже, 1681 года. Кормчая книга в коже без летописи. В 7163 (1655) году, вклад Пафнутия монастыря игумена Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В конце августа или в начале сентября 1611 года, пишет тот же Буссов (т. е. вскоре, по вступлении в Москву первого народного ополчения и по сожжении ее засевшими в Кремле и Китай-городе поляками), во время одной горячей охватки русских с поляками (когда последние в бессильном озлоблении снова подожгли город) сгорела и построенная при Годунове церковь ; но гробница принца Иоанна, обложенная камнями в подвале, уцелела (до времен Михаила Федоровича, когда она разрушена была поляками) 50 . Церковь эта вскоре была восстановлена, но в 1682 г. по следующему печальному случаю была разрушена. Служившие в русской армии немецкие офицеры женились на горничных, бывших в услужении у богатых немецких купцов и купчих. Сделавшись знатными особами, супругами почтенных лейтенантов, бывшие служанки никак не хотели стать в церкви ниже купчих, прежних своих госпож; эти не хотели уступить, и вот поднялась в церкви ссора, брань и драка, произошел странный переполох. Случай хотел, чтобы во время этой сумятицы проезжал мимо святейший патриарх. Услышав шум в церкви и разузнав в чем дело, патриарх приказал разрушить кирку 51 . Вскоре, впрочем, лютеранам дано позволение выстроить другую церковь за «белой» стеной 52 . Но судьба этой церкви остается совершенно неизвестной. Старой лютеранской кирке, находившейся в земляном городе, также не посчастливилось. В 1622 году, когда она простояла около 40 лет и обветшала, она была поновлена на пожертвования прихожан, при чем много потрудился пастор Георг Окс. В 1626 году, ровно через четыре года по своем обновлении, она сгорела. Опечаленная община построила новую церковь , на новом месте, пред Флоровскими воротами, (купленном ею у вдовы Иоахима Люмзена и второго ее мужа Эрста Кивета) 53 . В том же 1626 году, некоторые члены старой лютеранской общины отделились от нее и образовали новую общину. Первым проповедником ее был Яков Нейенбургь 54 . Новая церковь старой общины простояла недолго. В 1643 году 4-го марта «царю Михаилу Федоровичу били челом поп Пракофей да дьякон Марко от церкви Святителя Николая в Столпах и от церкви Кузьмы и Дамиана – поп Федосей и диакон Кирилл со товарищи девяти приходских церквей, что в их приходах немцы на своих дворах поставили близь святых церквей свои ропаты, вдовии немки у святых Божиих церквей завели корчмы и бл....

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Великодушный Радзивилл уже опасается как за совершенное отнятие анархией жертвуемых им земель и зданий, так и за расхищение их по частям и употребление вопреки назначению. Опасения Радзивилла скоро оправдались. 2-го июля 1611 г. необузданные иезуитские школьники напали на сбор, ограбили всю утварь и библиотеку, проповедников избили, изувечили, а одного выбросили в окно и сожгли храм, школу и все церковные здания 544 . Немного ранее (в 1603 г.), принадлежавшее сбору имение Кен со всей его движимой и недвижимой собственностью отнято было самим канцлером Львом Сапегой 545 . Бессильные перед властелином, старейшины церковные пожаловались в трибунал на иезуитских школьников. Магистрат, состоявший тогда из значительного числа кальвинистов, приказал схватить виновных и присудить их к смерти. Но по настоянию иезуитов Сигизмунд III объявил приговор трибунала недействительным и, несмотря на неоднократные протесты кальвинистов, преступление осталось ненаказанным. Вскоре кальвинисты на месте уничтоженных церковных зданий построили новые 546 . Но через 20 лет, по случаю приключения с Ноннами (о котором речь будет в своем месте), новая церковь , школы были запечатаны, имущество их снова разграблено 547 , церковь вне города, перед троккскими воротами также закрыта, запечатана. В правление Яна III Собесского загородная церковь была отпечатана и некоторое время пользовалась безопасностью и спокойствием, хотя и в это царствование не было недостатка в преследованиях. В 1682 г. 2-го апреля запечатанную городскую церковь постигла жестокая участь. Иезуитские школьники, подговорив более тысячи граждан различных цехов и множество вооруженных воинов, со стенобитными машинами, бердышами, топорами, саблями, сенными вилами ворвались рано утром в церковные ворота и бросились одни в церковь и на колокольню, другие в жилища проповедников, и все суммы, серебро, золото, украшения, колокола, книги – все отнято, ограблено. Потом начался штурм самой церкви, колокольни, капелл, частных жилищ и стен ограды: целый день стучали молоты, машины и все сравняли с землей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Главное место в Кремле занимает Успенский собор. На его месте стояла церковь Николы Старого, сгоревшая в 1611 г., затем здесь был устроен пороховой склад или «зелейная палата». Замысел строительства нового Успенского собора появился в 1672 г. при митрополите Илларионе (1657-1674). Затем дело продолжил митрополит Иосиф (1674-1681), писавший в Москву в 1677 г. о ветхостях кремлёвских зданий и необходимости постройки на новом месте соборной церкви. В 1682 г. указом царей Петра и Ивана было дано разрешение на постройку нового Успенского собора. По смерти Иосифа, строительство возглавил митрополит Павел (1681-1686). Подрядившиеся в 1684 г. записные каменщики Приказа каменных дел Емельян Калинин и Фёдор Яковлев сын Шаритин (Шарыпин), а также костромской каменщик Григорий Сусанин (Сухан) прибыв в Переяславль-Рязанский построили только подклет. Вскоре Шарыпин ослеп и работы препоручили записному каменщику Кондратию Алферьеву “со стоварищи”. Новый собор заложили в 1684 г. Но уже в 1687 г. митрополит жаловался царям в Москву на медленно и плохо возведённый подклет нового собора. В 1689 г. мастер Сергей Христофоров подрядился изготовить иконостас высотой и шириной в 10 саженей, то есть более двадцати метров. В 1692 г. здание, возведённое почти до луковиц на главах, обвалилось, разрушив церковь Варлаама Хутынского (17 в.) над въездом в Спасский монастырь. Обвал мог произойти из-за того, что южную стену нового собора возвели на ненадёжном грунте после засыпки озера Быстрого в этой части кремля. Кирпич из завалов пошёл на строительство Ильинской церкви за пределами кремля. Из Москвы в 1692 г. приехал каменных дел подмастерье Осип Старцев для осмотра руин. Некоторые исследователи считают, что возможно последний период строительства вёлся под его руководством. Вскоре состоялись торги на постройку нового собора. В этом конкурсе зодчий Яков Бухвостов победил Петра Быка и Григория Мазухина. В 1693 г. строительство начали новые подрядчики: Яков Бухвостов с товарищами Никитой Устиновым, Герасимом Ивановым и Иваном Парфёновым.

http://sobory.ru/article/?object=00868

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010